В программе, написанной на Паскале, могут быть следующие разделы:
Пример : Простейшая программа.
write(‘Привет! Вот мы и начали.’) (* эта строка текста появится на экране *)
Приведем пример неправильного и правильного структурирования:
writeln (‘Введите значения A и B:’); read (a,b);
writeln (‘A-B=’,c); end.
Текст этой программы структурирован явно неудачно, гораздо лучше он воспринимается так:
writeln (‘Введите значения A и B:’);
Примеры решения задач на языке Паскаль
1. Одна сторона прямоугольника на 5 см. длиннее другой, а сумма их длин равна 17 см. Найти стороны этого прямоугольника.
Задачу решим в общем виде: обозначив ширину прямоугольника — storona1, длину — storona2, разность сторон — raz, сумму длин сторон — summa.
program primer1;
var summa,raz,st:real;
writeln(‘Введите сумму длин сторон прямоугольника’);
writeln(‘Введите на сколько одна сторона больше другой’);
st:= (summa — raz) / 2;
Программирование на языке Паскаль: Урок 1-структура программы.
storona2:= st + raz;
2. Нефтебаза отпустила за два дня 2560 л. бензина. Во второй день база отпустила на 280 л. больше. Сколько литров бензина база отпустила отдельно за каждый день?
Задачу решим в общем виде: обозначив 2560л. — summa, 280л. — raz.
var summa,raz,st,day1,day2:real;
write(‘Сколько литров бензина отпустила нефтебаза за 2 дня’);
st:= (summa — raz) / 2.0;
3. Одно число в 2 раза больше другого, а их сумма равна 93. Найти эти числа. Задачу снова решим в общем виде.
var summa,raz,st,chislo1,chislo2:real;
st:= summa / (raz + 1);
chislo2:= st * raz;
write (‘1 число-‘,chislo1:7:2,’ ед.’);
write (‘2 число-‘,chislo2:7:2,’ ед.’);
4. Составьте алгоритм и программу для определения сдачи после покупки в магазине товара: перчаток стоимостью а руб., портфеля стоимостью b руб., галстука стоимостью с руб. Исходная сумма, выделенная на покупку d руб. В случае нехватки денег сдача sd получится отрицательной.
var a,b,c,d,sd:real;
write(‘введите стоимость перчаток-‘);
write(‘введите стоимость портфеля-‘);
write(‘введите стоимость галстука-‘);
write(‘введите кол-во денег, имеущихся в наличии-‘);
writeln(‘Сдача — ‘,sd,’ руб.’);
5. Дана сторона квадрата а. Найти его периметр P=4*a.
program Begin1;
var a,p:real;
writeln(‘Введите сторону квадрата’);
Источник: studbooks.net
43 Структура программы на языке Turbo-Pascal.
Программа реализует алгоритм решения задачи. В ней программист записывает последовательность действий, выполняемых над определенными данными с помощью определенных операций для реализации заданной цели. Основными характеристиками программы являются: точность полученного результата, время выполнения и объем требуемой памяти. Программа на языке Pascal состоит из строк. Набор текста программы осуществляется с помощью встроенного редактора текстов системы программирования Turbo Pascal или любого другого редактора.
Pascal. Структура программы
Набирая текст программы, программист может произвольно располагать строки на экране. Строка может начинаться с любой колонки, т. е. величина отступа от левой границы экрана для каждой строки устанавливается самим программистом с целью получить наиболее удобный для чтения текст программы. Количество операторов в строке произвольно, но если в строке записывается один оператор, то такая программа легче читается.
Существуют различные схемы написания программ на языке Pascal, все они отличаются количеством отступов слева в каждой строке и различным использованием прописных букв.
Можно рассмотреть следующую схему:
– зарезервированные слова program, procedure, function пишутся строчными буквами;
– имена констант, переменных, процедур, функций начинаются с прописных букв;
– операторы записываются только строчными буквами;
– логически подчиненные структуры записываются на одну строку ниже и на одну или две позиции правее по отношению к более старшим.
Максимальный размер программы ограничен. Компилятор позволяет обрабатывать программы и библиотечные модули, в которых объем данных и генерируемый машинный код не превышают 64 Кбайт каждый. Если программа требует большего количества памяти, следует использовать библиотечные модули (TPU-файлы) или оверлейные структуры.
Оверлеи – части исполняемой программы, которые используют одну и ту же область оперативной памяти. В каждый момент времени в памяти может находиться только один оверлей, в зависимости от выполняемой функции. В процессе выполнения программы эти части могут замещать друг друга в памяти.
Синтаксически программа состоит из необязательного заголовка и блока.
Блок может содержать в себе другие блоки. Блок состоит из двух частей: описательной и исполнительной. Первая часть может отсутствовать, без второй блок не имеет смысла. Блок, который не входит ни в какой другой блок, называется глобальным. Если глобальный блок содержит другие блоки, то они называются локальными. Глобальный блок — это основная программа.
Локальные блоки — это процедуры и функции, их присутствие необязательно. Объекты программы (типы, переменные, константы и т. д.) тоже называются глобальными и локальными. Областью действия объектов является блок, в котором они описаны, и все вложенные в него блоки.
Блочная структура обеспечивает структуризацию программ на уровне исходных текстов. В идеальном случае программа на языке Pascal состоит из процедур и функций, которые вызываются для выполнения из раздела операторов основной программы.
Исходя из этого можно записать структуру программы следующим образом:
ПРИМЕР : Простейшая программа.
write(‘Привет! Вот мы и начали.’) (* эта строка текста появится на экране *)
Источник: studfile.net
Презентация: Начальные сведения о языке программирования Паскаль

Презентация содержит общие сведения о языке программирования Паскаль, используемые алфавит, словарь служебных слов, виды данных, правила названия имён величин, небольшой тест.
Начальные сведения о языке программирования Паскаль.pptx
ЗДРАВСТВУЙТЕ. 10.02.2020

Все наше достоинство – в способности мыслить»

«Все наше достоинство –
Тема урока: «Общие сведения о языке программирования

Тема урока:
«Общие сведения о языке программирования
ПАСКАЛЬ»
Цель: получить общие сведения о языке программирования

Цель:
получить общие сведения о языке программирования Паскаль
Задачи:
изучить основные понятия, алфавит языка программирования Паскаль;
рассмотреть простые типы данных и структуру программы;
научиться создавать простейшие программы в системе программирования PascalABC.NET
Языки программирования — это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер

Языки программирования — это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер.
Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.
Язык Паскаль – универсальный язык программирования, был разработан Никлаусом Виртом в 1968-1970 гг.
Никлаус Вирт (1934 года рождения) — швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор информатики (компьютерных наук). Разработчик языка Паскаль и ряда других языков программирования.
Алфавит языка программирования

Алфавит языка программирования Паскаль
1. 26 букв латинского алфавита от А до Z;
2. Буквы кириллицы от А до Я;
3. Цифры от 0 до 9;
4. Специальные символы : знак подчёркивания;
знаки препинания; скобки ( ), [ ]
знаки арифметических операций: + , — , * , / ;
знаки отношений: = , < , >и другие.
Словарь языка Служебное слово языка

Служебное слово языка Паскаль
Значение служебного слова
до (увеличивая до)
до (до тех пор, пока)
Переменные Константы Константами называются элементы данных, значения которых в процессе выполнения программы не изменяются

Константами называются элементы данных, значения которых в процессе выполнения программы не изменяются.
(Пример: const a=10; n=20; )
Переменные могут менять свои значения при выполнении программы.
(Пример: var x, y: integer; )
Имя – это любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и знака подчёркивания, начинающиеся с буквы или символа подчёркивания

Имя – это любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и знака подчёркивания, начинающиеся с буквы или
символа подчёркивания. Прописные и строчные и строчные буквы в именах не различаются.
Назовите правильные и неправильные имена: x velichina polnaja summa

Назовите правильные и неправильные имена:
x
velichina
polnaja summa
ЯЯЯ
polnaja_summa
Domby Const ;

Program ;
Const ;
Var
Begin опеpатоp_1; опеpатоp_2;
. . . опеpатоp_N;
End.
Общий вид программы
Операторы – языковые конструкции, с помощью которых
в программах записываются действия, выполняемые над
данными в процессе решения задачи.
Программа может не иметь заголовка ; в ней может отсутствовать блок описания данных

Программа может не иметь заголовка;
в ней может отсутствовать блок описания данных. Обязательной частью программы является программный блок.
Физкультминутка

Презентация: Начальные сведения о языке программирования Паскаль

Тест по теме «Начала программирования на языке

Тест по теме «Начала программирования на языке Паскаль»
1. Разработчиком языка программирования Паскаль является:
а) Блез Паскаль б) Никлаус Вирт в) Норберт Винер г) Эдсгер Дейкстра
2. Что из нижеперечисленного не входит в алфавит языка Паскаль:
а) латинские строчные и прописные буквы
б) служебные слова
в) русские строчные и прописные буквы
г) знак подчеркивания
3. Какая последовательность символов не может служить именем в языке Паскаль?
а) _mas б) maS1 в) d2 г) 2d
4. Величины, значения которых меняются в процессе исполнения алгоритма, называются:
а) непостоянными б) константами в) переменными г) табличными
5. Величины, значения которых не меняются в процессе исполнения алгоритма, называются:
а) непостоянными б) константами в) переменными г) табличными
Источник: znanio.ru