Объяснить какие принципы управления и в чем нарушены в следующих ситуациях к разработке программы

1. Основатель классической административной школы уп­равления А.Файоль в 1916 г.

в книге «Общее и промышлен­ное управление» сформулировал 14 принципов

менеджмен­та. В их числе принципы стабильности персонала, централи­зации,

В чем сущность данных принципов? Каково значение их для современной практики

2. Перечислите крупные кампании и мероприятия советс­кого и постсоветского

периодов, при проведении которых иг­норировался или недостаточно учитывался

принцип соответ­ствия способов и средств воздействия закономерностям,

при­сущим объекту управления. Прокомментировать свои выводы.

3. В последние годы на Западе сформировалась система взгля­дов на управление,

опирающаяся на ряд принципов. Среди них: участие менеджеров в работе

групп на всех этапах как усло­вие согласованности работы, этика бизнеса,

коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и вертикали. Пояснить,

4. Объясните, в чем состоит сущность и отличие администра­тивного и нормативного

Лекция 4: Элементы и принципы менеджмента

подходов к управлению предприятием?

5. Поясните: что предполагает использование маркетин­гового подхода к управлению

промышленным предприятием в современных российских условиях?

6. Какова сущность принципов менеджмента — экономич­ности и эффективности

управления? В чем состоит разли­чие между данными принципами управление?

7. Каких конкретных действий требует от руководителей промышленного предприятия

соблюдение принципа устой­чивости к воздействиям факторов внешней среды?

8. В чем состоит сущность принципа единоначалия?

В основе каких традиционных организационных структур управления предприятиями

заложен принцип единоначалия?

Какие традиционные организационные структуры управ­ления предприятиями

предрасположены к нарушению дан­ного принципа?

8. На ряде российских предприятий и организаций руко­водители функциональных

подразделений и низовых звеньев (начальники отделов, заведующие секциями,

лаборатория­ми и т. д.) непосредственно руководят деятельностью подчи­ненных — сотрудников соответствующих подразделений по реализации целей, стоящих перед данными подразделения­ми, что отражено в положениях о них. Вместе с тем данные положения не предоставляют каких-либо существенных прав руководителям соответствующих

подразделений по поощре­нию и наказанию подчиненных работников.

Укажите, какой принцип управления нарушается в ре­зультате этого? Какие возможны

нежелательные послед­ствия этого?

9. Руководствуясь каким известным принципом управле­ния, менеджер регулярно

контролирует соотношение резуль­татов деятельности предприятия (подразделения) и затрат на управление им?

10. Руководствуясь научным принципом управления, ме­неджер при делегировании

подчиненному работ (задач) дол­жен передавать ему необходимую(ые) для

выполнения этих работ или задач (выбрать требуемое):

11. Привести примеры наблюдаемых вами нарушений на практике принципа

Основные принципы управления

соответствия полномочий поставленным задачам.

13. Объяснить: какие принципы управления и в чем нару­шены в следующих ситуациях:

♦ к разработке программы технического перевооруже­ния предприятия не были

привлечены низовые, рабочие кол­лективы;

♦ специалисты предприятия часто выполняют те виды работ, которые требуют

♦ в процессе деятельности предприятия нередко прини­маются такие решения, в

которых основное внимание уде­ляется задачам, обязанностям, ответственности,

причем в сочетании с угрозой применения жестких санкций. Как пра­вило, правам и

необходимым для осуществления деятельно­сти средствам в них уделяется мало

♦ деятельность подразделений предприятия не увязана единым распорядком

Основываясь на рассмотренных управленческих ситуаци­ях и заданиях, сделать выводы:

♦ о значении научных подходов и принципов управления для практики управленческой

♦ о последствиях игнорирования научных подходов и принципов управлени1.

Методы управления — это способы воздействия управ­ляющей подсистемы — субъекта

управления — на управляе­мую подсистему — объект управления (работник, коллектив,

организационно-экономический объект управления) для дос­тижения поставленных

В системе методов управления выделяются общие мето­ды. К ним традиционно относятся

экономические, админист­ративные (иногда их называют организационными) и соци­ально-

1. Наше дело быстро расширяется, однако арендная плата и налоги заставляют нас

переехать за город. Какие «за» и «против» имеет такой переезд?

Основной довод за переезд — экономия денег, так как ра­бочее место за городом вдвое

Основной довод против переезда — опасность потерять часть сотрудников.

Все остальные доводы сводятся к практической выгоде. Нужно критически посмотреть на

нынешние помещения и на новое место, сопоставить их по следующим критериям:

♦ близость к главному рынку сбыта вашей продукции;

♦ удобство для сотрудников — есть ли хорошие комму­никации, транспортные системы?

Есть ли поблизости мага­зины и рестораны?

♦ затраты на приобретение собственности;

♦ фиксированные ставки платы за удобства: за воду, элек­тричество, газ, телефон;

♦ близость социально-бытовых учреждений: банков, тор­говых центров, центров отдыха.

Найдете ли вы там подходя­щих сотрудников?

♦ где будут жить ваши работники?

как переезд подействует на имидж и престиж компании?

Взвесив все «за» и «против», вы можете решить, что

финансовые доводы перевешивают все остальное.

Если вы собираетесь открывать новое производство, тог­да главным будет увеличение

производственных площадей. Если собираетесь просто увеличить число работающих,

то нужно подумать, как и где их разместить.

2. Может ли компания получать прибыль и испытывать недостаток наличности?

Причин может быть несколько:

♦ компания продает с отсрочкой, так что ей нужно рас­плачиваться с поставщиками до

получения денег с клиентов. Тем самым запас наличности может быть под угрозой;

♦ компания работала со старым оборудованием и амор­тизационные отчисление в отчете

о прибыли и убытках были низкими. Замена оборудования также может вызвать нехват­ку

♦ компания выплатила заем, на что ушла вся имеющая­ся наличность;

♦ компания не имеет достаточного оборотного капитала для финансирования своих

операций, особенно в период вы­сокого спроса на него;

♦ компания не удержала достаточно средств для оплаты прошлогодних налогов.

2. Наша небольшая компания работает с прибылью. Мы хотели бы расширить дело, но

необходим капитал. Какая нужна подготовительная работа?

Нужно подготовить план, отражающий потенциальный рост сбыта и затраты, необходимые

для его достижения. План включает:

♦ анализ развития компании и ее деятельности;

♦ прогноз притока наличности.

Следует начать с определения темпов, времени и направ­ления расширения, которого

надеетесь достичь. Помните, что придется защищать эти предложения и отвечать на многие

вопросы. Прогноз должен предусматривать виды не­обходимого финансирования.

Следует показать, что вы ви­дите риск, наметить свои действия «в лучшем» и «худшем»

3. Накладные расходы выходят из-под контроля. В мои обязанности входит контроль

издержек. Как можно сэконо­мить на накладных расходах?

Атакуйте проблему в лоб.

Подумайте об изменениях и об эффекте отдачи от них в разных сферах компании, особенно

в производстве и кад­рах, а именно:

♦ перейдите от найма штатных сотрудников к привлече­нию совместителей;

♦ уменьшите площади, сдайте освободившиеся помеще­ния в аренду по выгодной цене;

♦ проверьте эффективность работы во всех звеньях про­цесса: не занимают ли они слишком

много места, не потреб­ляют ли слишком много энергии?

♦ если работа циклическая, возможно, следует пригла­сить временных работников на

♦ используйте субподрядные работы. Можно сэконо­мить, передав часть работы специальным

фирмам, вместо того, чтобы заменять собственное износившееся оборудо­вание;

♦ попробуйте ввести новые технологии. Но имейте в виду, что это вряд ли принесет

экономию в скором времени.

4. Я очень не люблю заниматься составлением бюджета компании, так как на это уходит

слишком много времени. Я бы предпочел, чтобы директор-распорядитель делал расче­ты

того, что я могу истратить. Но он не настаивает на том, чтобы руководители проектов

составляли собственные бюд­жеты.

Если директор-распорядитель будет готовить бюджеты ваших проектов, то вам придется

предоставлять ему инфор­мацию, на основе которой он будет по своему усмотрению

определять расходы на разработку того или иного проекта. Гораздо разумнее, если вы —

Читайте также:
Топ самых необычных программ

человек, который является дер­жателем бюджетных средств, руководитель, который несет

ответственность за использование всех ресурсов, включая денежные средства, определять,

сколько и на что вам нуж­но затратить.

Если бюджет будет навязан сверху, то он не будет моти­вировать, а скорее будет сковывать

Конечно, на составление и согласование бюджета уходит время, но на это стоит его

Составление бюджета помогает вам:

♦ мыслить стратегически и планировать текущую работу;

♦ обеспечить контроль над затратами и ставить перед собой реальные цели;

♦ оперативно принимать меры при возникновении каких- либо затруднений, например,

таких как недостаток налич­ных денег, узкие места в производственном процессе,

по­требность в увеличении капиталовложений и пр.

5. Иногда мне трудно добиться, чтобы руководители от­делов предоставляли мне

разработки проекта общего бюд­жета. Мне кажется, что их пытаются уличить в

превышении или необоснованном расчете их затрат. Действительно ли необходимо

предварительно консультироваться при состав­лении бюджета?

Консультации должны быть неотъемлемым элементом со­ставления бюджета. Хорошо

разработанный бюджет должен быть реальным, а для этого необходимо знать мнение

руко­водителей отделов по вопросам разработки бюджета. Поэто­му так важно их участие.

Преимущества, которые дают такие консультации, со­стоят в следующем:

♦ более реалистично определяются цели;

♦ обеспечивается участие всех исполнителей в составле­нии бюджета, что дает возможность

внести коррективы в те позиции, которые не срабатывают.

Помните, что руководители отделов — это люди, кото­рые будут реализовывать бюджет.

Поэтому как в ваших, так и в их интересах согласовать все расходы. В противном слу­чае

это может привести к тому, что бюджет окажется нере­альным и недееспособным.

7. Я отвечаю за составление бюджета отдела. С чего мне начинать?

Точкой отсчета является лимитирующий фактор. В неко­торых компаниях им является спрогнозированный спрос. В начале составляется бюджетная программа сбыта.

В других компаниях лимитирующим фактором выступает наличие капитала. В этом случае планировать приходится в жестких финансовых рамках.

Компании, производящие продукцию, могут быть лимити­рованы своими производственными мощностями, поэтому они начинают с ответа на вопрос: «Сколько мы можем изготовить?»

Бюджеты филиалов должны быть сбалансированы так, чтобы приспособиться к взаимным

Когда вы определили основной лимитирующий фактор или получили информацию о

параметрах, которыми должны one- рировать, оцените все издержки, связанные с данным

уров­нем выполнения работ.

♦ Сравните ваш бюджет с общими бюджетными направ­лениями с тем чтобы убедиться в

соответствии ваших пози­ций общим.

♦ Распределите ответственность за выполнение каждой статьи бюджета за конкретными

♦ Вынесите бюджет на обсуждение, бюджеты редко при­нимаются в первоначальном

При подготовке бюджета каждый отдел оценивает соб­ственные затраты после того, как

отдел сбыта решил, сколько единиц продукции, по его оценкам, он может продать.

Затраты на трудовые ресурсы, сырье и накладные рас­ходы, взятые вместе, составляют

издержки производства. К этому добавляют эксплуатационные расходы, затем опреде­ляют

доход, который планируется получить в результате реализации продуктов и за счет

8. В последние годы мой отдел превышает бюджетные ассигнования. Руководство

обвиняет нас в подрыве страте­гии компании. Что мы делаем неправильно?

Ваш отдел действительно отрицательно влияет на работу всей компании.

Вам следовало бы предвидеть грозящие отклонения в рас­ходах и принять меры по их

предотвращению. Поэтому сей­час, не откладывая, выполните следующее:

♦ тщательно проанализируйте бюджет отдела и поста­райтесь выявить причины

♦ убедитесь, что решения о расходах отдела вы прини­маете на основе полной и

♦ попросите финансистов регулярно предоставлять вам сводки о расходовании

средств независимо от того, хорошие они или неблагоприятные;

♦ ужесточите контроль за расходованием средств, регу­лярно проверяйте фактические

результаты, сравнивая их с расчетными (плановыми).

В будущем стремитесь к составлению реальных расче­тов. Но при этом учтите, что если

вы лично составляете баланс, то при его исполнении решения должны принимать

Часть вины за происходящее лежит и на вашем руковод­стве, так как в его обязанности

входит следить, чтобы бюд­жеты отделов были:

. ♦ согласованными с планом действий (работ);

♦ составлены с учетом целей и задач компании.

9. У меня небольшое дело — производство готовой одежды, и моя компания вполне

прибыльна. Сейчас я хотел бы приоб­рести компанию по изготовлению обуви.

Вам надо рассмотреть две проблемы:

1) Как новая деятельность дополнит уже существующий бизнес:

♦ увеличится ли за счет присоединения еще одной ком­пании норма прибыли?

♦ сможете ли вы использовать персонал для продажи го­товой продукции обеих компаний?

♦ сможете ли вы увеличить свою долю рынка обоих ви­дов продукции за счет продажи

комплектов одежды и обуви?

2) Потенциал компании с точки зрения продажи готовой продукции. Идеально было бы

найти компанию, где владель­цы и руководители были бы восприимчивы к вашим идеям.

Задайтесь вопросом, почему владельцы избавляются от ком­пании:

♦ хотят ли они реализовать свои капиталовложения?

♦ стоят ли они перед необходимостью привлечения ново­го капитала и интеллектуальных сил?

♦ нужно ли им компенсировать кризис притока налич­ных за счет быстрой продажи компании?

Источник: poisk-ru.ru

Управленческие ситуации и задания

Принципы менеджмента — это основные правила, вы­текающие из объективных экономических законов и законо­мерностей общественного развития, которыми должны ру­ководствоваться субъекты (органы) управления в целях обес­печения высокой эффективности управления.

Главными принципами управления являются научные подходы к уп­равлению.

Цель: приобрести навыки применения научных подходов и принципов менеджмента к практике управления.

1. Основатель классической административной школы уп­равления А.Файоль в 1916 г. в книге «Общее и промышлен­ное управление» сформулировал 14 принципов менеджмен­та. В их числе принципы стабильности персонала, централи­зации, скалярной цепи.

В чем сущность данных принципов? Каково значение их для современной практики управления?

2. Перечислите крупные кампании и мероприятия советс­кого и постсоветского периодов, при проведении которых иг­норировался или недостаточно учитывался принцип соответ­ствия способов и средств воздействия закономерностям, при­сущим объекту управления. Прокомментировать свои выводы.

4. Объясните, в чем состоит сущность и отличие администра­тивного и нормативного подходов к управлению предприятием?

5. Поясните: что предполагает использование маркетин­гового подхода к управлению промышленным предприятием в современных российских условиях?

6. Какова сущность принципов менеджмента — экономич­ности и эффективности управления? В чем состоит разли­чие между данными принципами управление?

7. Каких конкретных действий требует от руководителей промышленного предприятия соблюдение принципа устой­чивости к воздействиям факторов внешней среды?

В чем состоит сущность принципа единоначалия?

В основе каких традиционных организационных структур управления предприятиями заложен принцип единоначалия?

Какие традиционные организационные структуры управ­ления предприятиями предрасположены к нарушению дан­ного принципа?

9. На ряде российских предприятий и организаций руко­водители функциональных подразделений и низовых звеньев (начальники отделов, заведующие секциями, лаборатория­ми и т. д.) непосредственно руководят деятельностью подчи­ненных — сотрудников соответствующих подразделений по реализации целей, стоящих перед данными подразделения­ми, что отражено в положениях о них. Вместе с тем данные положения не предоставляют каких-либо существенных прав руководителям соответствующих подразделений по поощре­нию и наказанию подчиненных работников.

Укажите, какой принцип управления нарушается в ре­зультате этого? Какие возможны нежелательные послед­ствия этого?

10. Руководствуясь каким известным принципом управле­ния, менеджер регулярно контролирует соотношение резуль­татов деятельности предприятия (подразделения) и затрат на управление им?

11. Руководствуясь научным принципом управления, ме­неджер при делегировании подчиненному работ (задач) дол­жен передавать ему необходимую(ые) для выполнения этих работ или задач (выбрать требуемое):

Читайте также:
Что включает в себя программа аттестация

12. Привести примеры наблюдаемых вами нарушений на практике принципа соответствия полномочий поставленным задачам.

13. Объяснить: какие принципы управления и в чем нару­шены в следующих ситуациях:

♦ к разработке программы технического перевооруже­ния предприятия не были привлечены низовые, рабочие кол­лективы;

♦ специалисты предприятия часто выполняют те виды работ, которые требуют меньшей квалификации;

♦ в процессе деятельности предприятия нередко прини­маются такие решения, в которых основное внимание уде­ляется задачам, обязанностям, ответственности, причем в сочетании с угрозой применения жестких санкций. Как пра­вило, правам и необходимым для осуществления деятельно­сти средствам в них уделяется мало внимания;

♦ деятельность подразделений предприятия не увязана единым распорядком рабочего дня.

Основываясь на рассмотренных управленческих ситуаци­ях и заданиях, сделать выводы:

♦ о значении научных подходов и принципов управления для практики управленческой деятельности;

♦ о последствиях игнорирования научных подходов и принципов управления.

Источник: all-sci.net

Тема 2. Закономерности управления социально-экономическими

• оформить работу в письменном виде и представить ее преподавателю для оценки. Словарик должен включать название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.

Выполненная работа засчитывается, если в нем представлено не менее

Тема 3. Принципы менеджмента

Задание 3.1. Основатель классической административной школы управления А.Файоль в 1916 г. в книге «Общее и промышленное управление» сформулировал 14 принципов менеджмента. В их числе принципы стабильности персонала, централизации, скалярной цепи.

В чем сущность данных принципов? Каково значение их для современной практики управления?

Задание 3.2. На ряде российских предприятий и организаций руководители функциональных подразделений и низовых звеньев (начальники отделов, заведующие секциями, лабораториями и т.д.) непосредственно руководят деятельностью подчиненных — сотрудников соответствующих подразделений по реализации целей, стоящих перед данными подразделениями, что отражено в положениях о них. Вместе с тем данные положения не предоставляют каких-либо существенных прав руководителям соответствующих подразделений по поощрению и наказанию подчиненных работников.

Укажите, какой принцип управления нарушается в результате этого? Какие возможны нежелательные последствия этого?

Задание 3.3. Объясните, какие принципы управления и в чем нарушены в следующих ситуациях:

1. к разработке программы технического перевооружения предприятия не были привлечены низовые, рабочие коллективы;

2. специалисты предприятия часто выполняют те виды работ, которые требуют меньшей квалификации;

3. в процессе деятельности предприятия нередко принимаются такие решения, в которых основное внимание уделяется задачам, обязанностям, ответственности, причем в сочетании с угрозой применения жестких санкций. Как правило, правам и необходимым для осуществления деятельности средствам в них уделяется мало внимания;

4. деятельность подразделений предприятия не увязана единым распорядком рабочего дня.

Задание 3.4. Основываясь на рассмотренных управленческих ситуациях и заданиях, сделать выводы:

• о значение научных подходов и принципов управления для практики управленческой деятельности;

• о последствиях игнорирования научных подходов и принципов управления.

Тема 4. Инфраструктура менеджмента

Задание 1. Написание эссе по вопросам темы:

1. понятие инфраструктуры менеджмента

2. потенциал знаний в области менеджмента;

3. особенности российского менталитета;

4. общественная среда менеджмента.

Конкретная тема для каждого студента определяется преподавателем.

Эссе — написание сочинения небольшого объема и свободной композиции на указанные выше темы.

Студент должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на нее. При написании эссе должна быть отражена цель работы, актуальность заявленной темы, проведен анализ актуального положения дел в выбранной области.

Тема 5. Социальная ответственность и этика менеджмента

Задание 5.1.

Основанная в 1911г. в результате слияния нескольких фирм, производивших счетную технику, корпорация ИБМ — сегодня крупнейший в мире производитель электронного оборудования в сфере информатики. За долгие годы деятельности в корпорации сложилась определенная корпоративная культура, которая является следствием действующей в ней системы управления.

Сложившаяся в ИМБ корпоративная культура предполагает вовлечение ее работников в активный производственный процесс, установление продуктивных отношений между руководителями и подчиненными, широкое использование принципа уважения к человеку.

Взаимоотношения руководителя и подчиненного являются одним из действенных элементов системы управления корпорацией.

Вопросы для анализа ситуации:

1. Проанализируйте сложившиеся в корпорации ИБМ отношения между руководителями и подчиненными в процессе управления деятельностью корпорации.

2. Какие, по вашему мнению, элементы корпоративной культуры в наибольшей степени способствуют решению возникающих перед корпорацией ИБМ проблем?

Задание 5.2. Проанализируйте приведенные ниже заповеди делового человека и определите:

— какие из них вы считали бы целесообразным применить к организации, в которой вы работаете;

— каким образом они влияют на успешность деятельности делового человека или фирмы;

— что бы вы могли добавить к упомянутым требованиям;

— в какой мере вы сами выполняете в своей работе и жизни указанные этические нормы.

ЗАПОВЕДИ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА

Заповедь первая. Уважай власть, ибо во всем должен быть порядок.

Заповедь вторая. Будь целеустремленным, ибо для достижения поставленной цели надо сосредоточить на этом все свои усилия.

Заповедь третья. Будь верен своему слову. Не разделяй слово и дело.

Заповедь четвертая. Уделяй время отдыху и размышлениям о своей жизни, ибо отдых — необходимое условие для творческой и эффективной работы.

Заповедь пятая. Оказывай уважение старшим, ибо будущее и настоящее базируется на прошлом.

Заповедь шестая. Уважай человеческую жизнь, человеческое достоинство и права человека.

Заповедь седьмая. Будь постоянен в сексуальных отношениях и в браке, ибо семья является фундаментом любого общества и любой культуры.

Заповедь восьмая. Правильно рассчитывай свои средства.

Заповедь девятая. Будь честен и правдив, ибо хорошая репутация — это не только недопустимость нечестности и лжи, но и помощь другим людям в том, чтобы избежать обмана.

Заповедь десятая. Уважай право частной собственности.

Задание 5.3. Компания «Starwood Hotels Resorts Inc.», которой принадлежат более 700 отелей в 76 странах мира, первой в гостиничном бизнесе начала внедрение программы «Шесть Сигма».

Эта международная программа, впервые осуществленная компанией «Моторола», уже помогла многим фирмам поднять уровень обслуживания клиентов и увеличить прибыль. Суть ее в оптимизации рабочего процесса в использовании каждой минуты на благо компании. В компании «Starwood Hotels Resorts Inc.»?

2. Какие задачи для этого нужно решить?

3. В каких формах проявились общие функции управления в данном примере?

Тема 6. Функции управления

Задание 6.1. Несвоевременное назначение

Мастер Петров в 25-летний юбилей своей трудовой деятельности пережил большую неожиданность: хорошо подобранными, приятными словами директор завода сообщил ему, что для повышения мотивации за заслуги хочет назначить его в день юбилея заведующим производством на недавно освободившееся место. Иван Ильич Петров был рад этому.

Как мастер он имел успех. Его деловая квалификация была всеми признана. Он всегда направлял свои усилия туда, где «горело». И знал, что сослуживцы считают его хорошим товарищем по работе, даже если он не всегда обращался с ними деликатно. Они не давали его в обиду, не оставляли в беде и «шли» за ним, если он просил.

В принципе, он никогда не чувствовал себя таким уж настоящим начальником для них, а, скорее, «первым среди равных»; он и его группа — это нечто вроде бригады, в которой осуществлялось коллегиальное сотрудничество. Когда он вступил в новую должность, то заметил, что не со всеми мастерами участков он может говорить на профессионально должном уровне. Свою внутреннюю неуверенность он попытался компенсировать особой жесткостью в управлении, но подчиненные ему мастера делали только то, что хотели сами, а не то, о чем он говорил.

Читайте также:
Как открыть программу dat

Раньше, когда они были коллегами одного иерархического уровня, они хорошо понимали друг друга, и тем меньше они хотели сейчас признавать бывшего мастера Петрова в роли заведующего производством. Иван Ильич в отчаянии обратился к директору завода как к своему начальнику. Но тот не смог помочь ему, а только сказал: «Вы просто должны пройти через это, спустя некоторое время все придет само по себе в норму!»

Однако ситуация все ухудшалась. Мастера, особенно новый мастер, который занял предыдущую должность Петрова, «поворачивались к нему спиной» и давали ему «от ворот поворот», когда он хотел с ними поговорить. «Мы делаем свое дело! Делай и ты свое дело и не вмешивайся постоянно в наши дела!» Петров не знал, как поступить.

Он уволился и нашел себе новое место мастера на конкурентном предприятии.

Плохое завершение истории не только для Петрова, но и, прежде всего, для предприятия, которое поменяло дельного мастера на неспособного заведующего производством.

Поставьте себя сначала на место Петрова, затем попытайтесь понять реакцию его сотрудников и, наконец, поведение директора предприятия, начальника Петрова.

Вопросы для анализа ситуации:

1. Кто виноват в таком развитии событий и как следовало себя вести мастеру Петрову?

2. Что Петров, по вашему мнению, неправильно сделал после того, как был назначен заведующим производством?

3. Какие причины, по вашему мнению, являются главными для позиции непризнания сотрудниками Петрова?

4. Прав ли директор завода, объясняя Петрову, что он должен «утвердить себя»? Выполнил ли он сам должным образом свои обязанности как руководитель по отношению к Петрову?

5. Что мог бы сделать Петров или, если выразиться точнее, что он должен был бы сделать для того, чтобы овладеть сложной ситуацией, возникшей после его повышения по службе?

Тема 7. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.

Задание 7.1. Выберите хорошо известную вам организацию и перечислите в нижеследующей таблице наиболее значимые для нее факторы внешней среды. Затем присвойте каждому фактору определенное количество очков с точки зрения опасностей или возможностей, которые он представляет. Если вы считаете, что аспект среды является серьезной угрозой, напишите в соответствующей строке 5 (очков) в столбце угроз; если угроза среднего ранга — напишите цифру 3, если угрозы нет — 1.

В отношении возможностей поступите наоборот: каждой многообещающей возможности присвойте 1 балл, а при отсутствии перспектив поставьте в ячейку таблицы цифру 5. Полностью заполните все ячейки таблицы, а затем проведите анализ, основанный на сумме набранных баллов.

Оценка стабильности окружающей среды, в которой функционирует фирма

Задание 7.2. На основе анализа опыта создания миссии компании «Акрополь» раскройте ее сильные и слабые стороны и ответьте на следующие вопросы:

1. Что необходимо знать, чтобы сформулировать миссию компании?

2. Кто принимает участие в определении миссии?

3. Какова роль миссии в деятельности компании?

4. Чьи интересы и каким образом отражает миссия компании?

5. Можно ли для формулирования миссии своей организации использовать миссию чужой организации?

6. Какие методы использовались для разработки миссии компании, в чем суть этих методов?

7. Как соотносятся между собой миссия имидж компании?

Как создавалась миссия компании «Акрополь».

Риелторская компания «Акрополь» невелики: по сути, до конца прошлого года в ней работало полтора десятка человек. Сейчас компания расширилась — у нее более полусотни сотрудников. Но уже в прошлом году на сайте «Акрополя» было опубликовано: «Миссия компании — оказывать качественные риелторские услуги по международным стандартам».

В тот момент мы еще не конкретизировали формулировку, и она скорее воплощала наше представление о заграничном — какие они международные стандарты, и насколько соответствуют ожиданиям наших заказчиков, да и нашим ли? Поэтому в определенный момент, после того как мы задали себе несколько уточняющих вопросов, миссия подверглась мгновенной корректировке: «Стать эталоном оказания риелторских услуг». С этой формулировкой уже можно было начинать работать.

В этом месте хотелось бы написать, что учредители и топ-менеджеры заперлись в кабинете, решив не выходить, пока миссия не будет готова, и выпили две тысячи чашек кофе и выкурили десять блоков «Парламента». Хотелось бы, конечно, так написать — уж больно фактурно все это выглядело бы. Увы, никто из присутствующих не курил, все предпочли зеленый чай черному кофе, и миссия была написана приблизительно за два часа. Но нужно учитывать, что необходимость формализовать свои представления о миссии компании понимали все — нужды во внешних консультантов не было. У всех присутствующих был опыт управления и представления о том, какой бизнес должен быть.

Само формулирование миссии мы рассматривали как первый шаг к реструктуризации и введению регулярного менеджмента на предприятии.

В выходной день в полупустом офисе головной компании собрались учредители и руководители подразделений. Все помнили, что миссия должна учитывать интересы различных групп влияния: от учредителей и сотрудников до потребителей и общества в целом.

В первые полчаса выяснилось, что сочинение может занять неопределенное время и не привести к результату. Это был путь «двух тысяч чашек кофе». Можно было, конечно, взять чужую миссию и переписать ее под особенности компании, но это было бы что-то не то.

Поэтому применили тризовскую методику РСА (ресурсы, структурирование, анализ), практикуемую российской консалтинговой компанией «Диол». Методика интегрирует метод мозгового штурма и метод построения аффинитивной диаграммы и до этого применялась участниками собрания для решения технических и бизнес-задач.

Применение РСА превзошло все ожидания: если опустить подробности, то менее чем через час у компании «Акрополь» была сформулирована миссия. Этот текст был органичен всем участникам, но самое главное — полностью соответствовал бизнес-философии компании. То есть был таким, каким мы хотим его видеть. Все, что оставалось, — это перенести формулировки в электронный вид, распечатать и раздать участникам собрания.

В соответствии с методом полученная миссия учитывала интересы компании, учредителей, сотрудников, общества. Поскольку присутствующие большинством голосов решили перед опубликованием литературного обработать формулировку, тут же подверглась переработке старая формулировка, она превратилась в девиз компании: «Через развитие компании, сотрудников и технологий — стать эталоном оказания риелторских услуг».

Задание 7.3. На основе известных теоретических требований к стратегической миссии организации проанализируйте достоинства и недостатки формулировок миссий и стратегического видения нижеследующих известных фирм. Как в них отражаются удовлетворенные потребности, целевой рынок и способы удовлетворения потребностей? Чем отличается формулировка миссии диверсифицированной компании от узкоспециализированной?

Макдоналдс — «Быстрое обслуживание клиентов ограниченным набором горячей вкусной пищи в чистых и уютных ресторанчиках по приемлемой цене по всему миру».

Полароид — «Совершенствование и развитие рынка мгновенных фотографий для удовлетворения растущей потребности американских и европейских семей запечатлеть на фотографии лица родных и друзей, дорогие сердцу места и смешные мгновения жизни».

Форд — (начало ХХ века) — «Предоставление людям дешевого транспорта».

Кодак — «Стать мировым лидером в химическом и электронном изображении».

Источник: cyberpedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru