Компьютерные технологии обучения в педагогике появились с появлением промышленных компьютеров в образовательных учреждениях. Первой обучающей системой на основе мощной ЭВМ фирмы Control Data Corporation была система Plato, разработанная в США в конце 1950-х гг., которая развивалась в течение 20 лет. Массовым создание и использование обучающих программ стало с начала 1980-х гг. с появлением и широким распространением персональных компьютеров. С тех пор применение ЭВМ для математических расчетов было оттеснено на второй план, а основным их применением стали образовательные функции и обработка текстов и графики.
С появлением примеров программ компьютерного обучения к их созданию приступило огромное количество педагогов, в основном специалистов по техническим наукам. В разрабатываемых программах реализовывался практический опыт преподавания конкретных дисциплин с помощью персональных компьютеров. В силу того, что педагоги-теоретики долгое время не принимали участие в разработке принципов этого нового направления в обучении, до сих пор нет общепризнанной психолого- педагогической теории компьютерного обучения. Таким образом, компьютерные обучающие программы создаются и применяются без необходимого учета принципов и закономерностей обучения.
Знакомство с программой PowerDirector. Интерфейс программы
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Возможности компьютерных обучающих систем
Современный персональный компьютер может находить применение в обучении практически всем обучающим дисциплинам.
Возможности персонального компьютера в обучающей деятельности состоят в:
- интерактивном (диалоговом) режиме работы;
- «персональности» (небольшие размеры и доступная стоимость, которые позволяют обеспечить компьютерами учебный класс);
- высоких графических и иллюстративных возможностей;
- простоте управления;
- легкость регистрации и хранения информации о процессе обучения учащегося;
- возможность копирования и размножения обучающих программ.
При использовании персонального компьютера в качестве обучающего средства, его технические возможности:
- активизируют учебный процесс;
- индивидуализируют обучение;
- смещают акценты от теоретических знаний к практическим;
- повышают наглядность в предъявлении материала;
- повышают интерес учеников к обучению.
Диалоговый характер работы компьютера и его персональность позволяет активизировать обучение. При традиционном классном обучении на уроке активно работает 20–30% учащихся. При обучении в компьютерном классе работа с компьютерной обучающей программой стимулирует учеников к деятельности и позволяет контролировать ее результаты.
«Компьютерные обучающие системы»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
При организации компьютерного обучения каждый ученик может выбирать подходящий для него темп обучения. Для более глубокого и тонкого учета индивидуальных особенностей учащихся разработаны компьютерные программы, с помощью которых ведется обучение – педагогические программные средства (ППС):
Как освоить компьютер и ноутбук быстро и легко
- проведение начального теста дает возможность программе определить уровень обученности ученика, что позволяет соответственно этому уровню предлагать теоретический материал, вопросы и задачи, подсказки и помощь;
- легкий (базовый) уровень позволяет обучить слабых учеников, изложить теоретические сведения максимально упрощено, представить легкие вопросы и задачи, помощь имеет вид прямой подсказки;
- сложный уровень для обучения сильных учеников: теория излагается углубленно, предлагается решение творческих задач, которые требуют изобретательности и интуиции, помощь имеет вид наводящего на правильный путь сообщения.
Между легким и сложным уровнем обучающая программа может учитывать более тонкое деление подготовленности учащихся.
Определение 1
Компьютерные обучающие системы (КОС) – это специально разработанные программные модули, которые применяются в образовательном процессе и предназначены для управления познавательной деятельностью обучаемого, формирования и совершенствования его профессиональных знаний, умений и навыков.
Виды компьютерных обучающих систем
Существуют следующие виды КОС:
- Интерактивная обучающая система – это компьютерная программа, которая предназначена для обучения и проверки знаний обучаемого в диалоговом режиме с применением современных средств компьютерного дизайна и технологии мультимедиа. Интерактивная обучающая система может работать в нескольких режимах:
- Обучение – предоставляет учебно-теоретический материал, оснащенный рисунками, схемами и видеофрагментами. В конце каждого раздела размещаются контрольные вопросы.
- Экзамен – режим проверки усвоения полученного материала, формирование оценки;
- Помощь – сведения об обучающей системе;
- Лектор – формирование преподавателем демонстрационного блока из рисунков, фотографий, видеофрагментов, которые входят в обучающую систему;
- Статистика – вывод информации об успеваемости обучаемого при работе с обучающей системой.
- Тренажер-имитатор – компьютерная обучающая программа, которая моделирует технологические ситуации при работе технологического оборудования и которые требуют управляющих воздействий персонала. Тренажеры-имитаторы также могут работать в нескольких режимах:
- Навыки работы – предназначен для обучения управлением имитируемым технологическим оборудованием. Сначала все действия выполняются Мастером, а затем предполагается их самостоятельное повторение.
- Обучение – происходит управление технологическим оборудованием с целью приведения технологических параметров к нужному значению.
- Экзамен – для выполнения тех же технологических задач, что и в режиме Обучение, но без помощи Мастера и с ограничением по времени.
- Помощь – сведения о работе с тренажером-имитатором.
- максимально приближены к реальной обстановке при использовании графического 3D-моделирования технологических объектов и полномасштабного математического моделирования всех физико-химических процессов;
- дают возможность задавать и корректировать управляющие действия, контролировать все параметры по показаниям приборов на экранах дисплеев на технологической установке в лаборатории;
- предоставляют возможность выполнять учебно-тренировочную задачу с помощью Мастера, подсказывающего следующее действие;
- выполнение анализа действий ученика с выведением оценки каждого действия и протокола решения учебно-тренировочной задачи.
Интерактивная обучающая система и тренажер-имитатор обладают максимальной информативностью, которая позволяет достичь наибольшей эффективности преподавания материала. С их помощью можно организовывать обучение и осуществлять контроль за результатом использования.
Замечание 1
Компьютерные обучающие системы стали обязательным компонентом учебного процесса, в связи с чем возникает все больше вопросов по их использованию. Особенно это касается краткосрочного обучения. Дистанционное обучение с помощью сетей Интранет и Интернет предоставляет учащимся использовать обучающие системы самостоятельно, при этом промежуточный и итоговый контроль за усвоением материала может проводится в традиционном очном режиме непосредственно на аудиторных занятиях с преподавателем.
Преимуществом использования компьютерных обучающих систем в учебном процессе является предоставление возможности оперативной переработки их содержимого, что соответствует высокому темпу технического прогресса и модернизации оборудования.
Источник: spravochnick.ru
Компьютерное обучение
Его возникновение связано с возможностями использования компьютеров в дидактических целях. Основано компьютерное обучение на идеях программированного обучения.
Компьютерное обучение – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера.
В компьютерном обучении учебная информация представлена в в иде программных средств, записанных в память компьютера, и предъявляется обучаемому в разнообразных формах.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле усвоенного материала. Для обучаемого компьютер может выполнять разные функции:
— преподавателя: источник учебной информации, наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля;
— рабочего инструмента: средство подготовки и хранения текстов, текстовый редактор, вычислительная машина, средство моделирования;
— объекта обучения: эту функцию компьютер выполняет при программировании (обучении заданным процессам);
— сотрудничающего коллектива: посредством связи между компьютерами класса (компьютерная сеть класса) и телекоммуникаций в Интернет;
— досуговой среды: организуется с помощью игровых программ, компьютерных игр по сети, компьютерного видео и т.д.
Работа преподавателя в компьютерном обучении включает:
1) организацию учебного процесса на уровне класса, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика знаний, итоговый контроль)
2) организацию внешней стороны учебного процесса: расстановка рабочих мест, инструктаж, управление компьютерной сетью аудитории, координация работы класса
3) индивидуальную помощь учащимся, «человеческий» контакт с учениками. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения
4) подготовку компонентов информационной среды (отбор и подготовка различных видов учебного и демонстрационного материала, сочетаемого с ПЭВМ, подбор обучающих программ и проч.).
Компьютерное обучение (как и программированное обучение) основано на выделении алгоритмов обучения. Алгоритм предписывает учащемуся состав и последовательность учебных действий, строгое следование которым ведет к полноценному усвоению знаний и умений. Поэтому, прежде, чем составить обучающую программу, необходимо разработать алгоритм выполнения мыслительных действий и учебных операций, согласно которому компьютер будет управлять учебным процессом. Поэтому эффективность обучающих программ и всего КО в целом зависит от качества алгоритмов.
Дидактическая структура адаптивной программы: если ученик правильно выполняет задание, то он идет в обучении кратчайшим путем, сокращая сроки обучения. При различного рода ошибках (в теории, упражнениях, контрольных заданиях) ученик получает дополнительные разъяснения, помощь, при необходимости вспомогательные задания, что повышает вероятность правильного ответа, но значительно удлиняет путь и время обучения. В конце концов правильные ответы дают все ученики, что гарантирует качество программы, но каждый ученик к этому результату приходит своим путем.
Как правило, в классе компьютеры учителя и учеников объединены в локальную сеть. Это позволяет учителю обмениваться информацией с учениками, а им между собой. Обычно с центральной машины (учителя) загружается общая для всех программа, с которой затем каждый ученик работает самостоятельно. Учитель может подключиться к любому рабочему месту и анализировать на своем дисплее ход учебного процесса.
Достоинства и недостатки КО те же, что и программированного обучения.
Сложности КО связаны с недостатком в школах компьютерных классов; с малым количеством хорошо разработанных обучающих программа по разным дисциплинам и всем темам каждого конкретного предмета. А отнюдь не все школьные учителя имеют навыки не только программирования, но и просто работы с компьютером.
Источник: studopedia.su
ЛЕКЦИЯ № 43. Программированное и компьютерное обучение
Программированное обучение представляет собой относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью информационных средств.
Теория программированного обучения появилась в начале 60-х гг. XX в. в США на основе достижений кибернетики и дала импульс к развитию технологии обучения, разработке теории и практики технически сложных обучающих систем.
В традиционном обучении работа ученика, читающего полный текст учебника, не регламентируется. Отличительная особенность программированного обучения – управление учебными действиями ученика с помощью обучающей программы, которая понимается как упорядоченная последовательность рекомендаций (задач), которые передаются с помощью дидактической машины и выполняются учеником.
Программированное обучение позволяет индивидуализировать темп обучения, активизировать самостоятельную работу учеников, проводить постоянный контроль усвоения материала.
В основе программированного обучения лежат следующие принципы:
1) учебный материал разбит на тесно связанные между собой фрагменты (части, шаги);
2) активизация познавательной деятельности учащихся, изучающих программированный фрагмент;
3) учет индивидуальных особенностей каждого обучаемого и т. д.
Благодаря этим принципам в программированном обучении появляется систематическая, постоянная обратная связь между педагогом и учеником, на основании которой они самосовершенствуются.
В настоящее время разработано несколько разновидностей программ в программированном обучении:
1) линейная – строится по принципу малых шагов и немедленного подтверждения ответа, и постепенный рост его трудности. Программа предполагает усвоение информации по единой схеме;
2) разветвленная – строится по принципу деления на части, после каждой дозы информации следует вопрос, ставящий учащегося перед необходимостью самостоятельного выбора правильного ответа среди нескольких ошибочных. После указания ответа проводится проверка правильности его выбора. Эта программа подразумевает индивидуализацию темпа учения в зависимости от подготовленности обучаемого;
3) смешанная – представляет собой различные комбинации линейной и разветвленной программ.
Одним из современных средств обучения, обладающим уникальными возможностями является компьютер.
Компьютерное обучение пришло на смену программированному обучению и широко используется для тестирования, обучения, развития познавательных интересов и способностей.
В основе компьютерного обучения лежит обучающая программа, представленная последовательностью мыслительных действий и операций.
В настоящие время разработано огромное количество компьютерных программ. Они рассчитаны на различные возрастные категории учащихся, призваны активизировать познавательный процесс, развить воображение и умственные способности обучаемых.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru