В статье даётся характеристика программированного обучения, раскрываются возможности его применения в работе педагога.
Скачать:
Предварительный просмотр:
БОУ СПО «Омский техникум строителсьвта и лесного хозяйства»
Особенности программированного обучения, достоинства и недостатки
обучение программированное инновационный
Программированное обучение — это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как обучающихся так и педагога. Идея программированного обучения была предложена в 50-х гг. ХХ в. американским психологом Б. Скиннером для повышения эффективности управления процессом учения с использованием достижений экспериментальной психологии и техники.
Программированное обучение отражает применительно к сфере образования тесное соединение науки с практикой, передачу определенных действий человека машинам, возрастание роли управленческих функций во всех сферах общественной деятельности. Для повышения эффективности управления процессом учения необходимо использовать достижения всех наук, имеющих отношение к этому процессу, и, прежде всего кибернетики — науки об общих законах управления. Поэтому развитие идей программированного обучения оказалось связанным с достижениями кибернетики, которая задает общие требования к управлению процессом учения.
Профильное обучение: возможности выбора
В основу общей теории программированного обучения положено программирование процесса усвоения материала. Данный подход к обучению предполагает изучение познавательной информации определенными дозами, являющимся логически завершенными, удобными и доступными для целостного восприятия.
Сегодня под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Программированный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности.
В программированном обучении учение осуществляется как четко управляемый процесс, так как изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются обучающемуся для усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка усвоения. Доза усвоена — переход к следующей. Это и есть «шаг» обучения: предъявление, усвоение, проверка.
При составлении обучающих программ, из кибернетических требований учитывалась лишь необходимость систематической обратной связи, из психологических — индивидуализация процесса обучения. Отсутствовали последовательность реализации определенной модели процесса усвоения.
Наиболее известна концепция Б. Скиннера , опирающаяся на бихевиористскую теорию учения, согласно которой между обучением человека и научением животных нет существенной разницы. В соответствии с бихевиористской теорией обучающие программы должны решать задачи получения и закрепления правильной реакции. Для выработки правильной реакции используются принцип разбивки процесса на мелкие шаги и принцип системы подсказок. При разбивке процесса запрограммированное сложное поведение расчленяется на простейшие элементы (шаги), каждый из которых обучающийся смог бы совершить безошибочно. При включении в обучающую программу системы подсказок требуемая реакция вначале дается в готовом виде, затем с пропуском отдельных элементов, в конце обучения требуется совершенно самостоятельное выполнение реакции.
Технология программированного обучения
Для закрепления реакции используется принцип немедленного подкрепления (с помощью словесного поощрения, подачи образца, позволяющего убедиться в правильности ответа, и др.) каждого правильного шага, а также принцип многократного повторения реакций.
Типы обучающих программ
Обучающие программы, построенные на бихевиористской основе, подразделяют на: а) линейные, разработанные Скиннером, и б) разветвленные программы Н. Краудера.
1. Линейная система программированного обучения, первоначально разработанная американским психологом Б. Скиннером в начале 60-х гг. ХХ в. на основе бихевиористского направления в психологии.
Он выдвинул следующие требования к организации обучения:
- При обучении учащийся должен проходить через последовательность тщательно подобранных и размещенных «шагов».
- Обучение следует построить таким образом, чтобы учащийся все время был «деловит и занят», чтобы он не только воспринимал учебный материал, но и оперировал им.
- Каждый правильный ответ учащегося необходимо подкреплять, используя для этого обратную связь, — не только для формирования определенного поведения, но и для поддержания интереса к обучению.
Согласно этой системе, обучающиеся проходят все шаги программы последовательно. Задания в каждом шаге состоят в том, чтобы заполнить одним или несколькими словами пропуск в информационном тексте. После этого обучающийся должен сверить свое решение с правильным, которое до этого каким-либо способом было закрыто.
Если ответ обучающегося оказался правильным, то он должен перейти к следующему шагу; если же его ответ не совпадает с правильным, то он должен выполнить задание еще раз. Таким образом, линейная система программированного обучения основана на принципе обучения, предполагающего безошибочное выполнение заданий. Поэтому шаги программы и задания рассчитаны на наиболее слабого обучающегося. По мысли Б. Скиннера, обучаемый учится, главным образом, выполняя задания, а подтверждение правильности выполнения задания служит подкреплением для стимуляции дальнейшей деятельности обучающегося.
Линейные программы рассчитаны на безошибочность шагов всех обучающихся, т.е. должны соответствовать возможностям наиболее слабых из них.
2. Разветвленная программа программированного обучения. Ее основоположником является американский педагог Н. Краудер. В этих программах, получивших широкое распространение, кроме основной программы предусматриваются дополнительные программы (вспомогательные ветви), на одну из которых направляется обучающийся в случае затруднений. Разветвленные программы обеспечивают индивидуализацию (адаптацию) обучения не только по темпу продвижения, но и по уровню трудности. Кроме того, эти программы открывают большие возможности для формирования рациональных видов познавательной деятельности, чем линейные, ограничивающие познавательную деятельность в основном восприятием и памятью.
Кроме этих двух основных систем программированного обучения разработано много других, в той или иной степени использующих линейный или разветвленный принцип или оба эти принципа для построения последовательности шагов обучающей программы.
Общий недостаток программ, построенных на бихевиористской основе, заключается в невозможности управления внутренней, психической деятельностью обучающихся, контроль за которой ограничивается регистрацией конечного результата (ответа). С кибернетической точки зрения эти программы осуществляют управление по принципу «черного ящика», что применительно к обучению человека малопродуктивно, т. к. главная цель при обучении состоит в формировании рациональных приемов познавательной деятельности. Это означает, что контролироваться должны не только ответы, но и пути, ведущие к ним.
Программированное обучение имеет ряд достоинств: мелкие дозы усваиваются легко, темп усвоения выбирается учеником, обеспечивается высокий результат, вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически мыслить. Однако оно имеет и ряд недостатков, например:
- не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении;
- требует больших затрат времени;
- применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач;
- обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме и не способствует получению новых.
В годы наибольшего увлечения программированным обучением — 60-70-е гг. ХХ в. — был разработан ряд систем программирования и много различных обучающих машин и устройств. Но одновременно появились и критики программированного обучения. Э. Лабэн так суммировал все возражения против программированного обучения: [14, с. 104]
- программированное обучение не использует положительных сторон группового обучения;
- оно не способствует развитию инициативы учащихся, поскольку программа как бы все время ведет его за руку;
- с помощью программированного обучения можно обучить лишь простому материалу на уровне зубрежки;
- теория обучения, основанная на подкреплении, хуже, чем основанная на интеллектуальной гимнастике;
- в противоположность утверждениям некоторых американских исследователей — программированное обучение не революционно, а консервативно, так как оно книжное и вербальное;
- программированное обучение не дает возможности получить целостную картину об изучаемом предмете и представляет собой «обучение по крохам».
В последние годы идеи программированного обучения стали возрождаться на новой технической основе (ЭВМ, телевизионные системы, микрокомпьютеры и др.) в форме компьютерного, или электронного, обучения. Новая техническая база позволяет почти полностью автоматизировать процесс обучения, строить его как достаточно свободный диалог обучаещегося с обучающей системой. Роль педагога в этом случае состоит в основном в разработке, наладке, коррекции и усовершенствовании обучающей программы, а также проведении отдельных элементов безмашинного обучения. Многолетний опыт подтвердил, что программированное обучение, и особенно компьютерное, обеспечивает достаточно высокий уровень не только обучения, но и развития обучающихся, вызывает у них неослабевающий интерес.
Список литературы
- Александров Г.Н. Прогаммированное обучение и новые технологии обучения // ИНФО: Информатика и образование. — 1993. — N 5. — С.7-19.
- Интеллектуальные инновации: Метод. материалы Всесоюзн. конф. «Проблемы интеллектуального развития орг. систем», 1-3 окт. 1991 г. — Новосибирск, 2010. — 108 с.
- Информационная технология, экономика, культура: Сб. обзоров и ред. — М., 2010. — 148 с.
- Моисеева М.В. О компьютерных телекоммуникациях // ИНФО: Информатика и образование. — 1993. — N 4. — С.31-38.
- Ротенберг В.С., Бондаренко С.М.. Мозг, обучение и здоровье. — М., 2009. — С.20-25.
Источник: nsportal.ru
2.2Программированное обучение
Программированное обучение –это метод обучения, предложенный профессором Б. Ф. Скиннером (Skinner B.F.) в 1954 г. и получивший развитие в работах таких отечественных учёных как Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, И. И. Тихонов, А. Г. Молибог, А. М. Матюшкин и другие[2].
Программированное обучение — это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины).Программированный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации, подаваемых в определенной логической последовательности.
В основу технологии программированного обучения Б. Ф. Скиннер положил два требования:
1) уйти от контроля и перейти к самоконтролю;
2) перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.
- учебный материал разделяется на отдельные порции;
- учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
- каждый шаг завершается контролем(вопросом, заданием);
- при правильном выполнении учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;
- при неправильном выполнении учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
- каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает знаниями в своем темпе;
- педагог выступает организатором обучения и помощником при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход.
- проверить, знает ли учащийся материал, содержащийся в данной рамке;
- в случае отрицательного ответа отослать учащегося к координирующим и соответственно обосновывающим ответ «рамкам»;
- закрепить основную информацию с помощью рациональных упражнений;
- увеличить усилия учащегося и одновременно ликвидировать механическое обучение через многократное повторение информации;
- формировать требуемую мотивацию учащегося. Разветвленная программа полнее, чем линейная, учитывает особенности научения человека (мотивацию, осмысленность, влияние темпа продвижения) [2].
- мелкие дозы усваиваются легко;
- темп усвоения выбирается самим учащимся;
- вырабатываются рациональные способы умственных действий;
- воспитывает умение логически мыслить.
- не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении;
- требует больших затрат времени;
- применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач;
- обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме и не способствует получению новых;
- чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности.
Источник: studfile.net
Обучение по заранее разработанной программе в которой предусмотрены
241. Обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации, — это:
• факторы социализации
242. Обучающая литература (буквари, текстовые пособия, лекции, конспекты и прочее) входит в группу учебных пособий, которая называется:
• описания предметов и явлений мира словами и фразами естественных и искусственных языков
243. Обучение на высоком уровне трудности; ведущая роль теоретических знаний; изучение материала высокими темпами; осознание школьниками процесса учения; систематическая работа над развитием всех учащихся — это принципы целостной дидактической системы, которая называется .
• развивающим обучением (по Л.В. Занкову)
244. Обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины), называется __________________ обучением.
• программированным
245. Обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, называется:
• воспитывающим обучением
246. Обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки, называется __________________ обучением.
• проблемным
247. Общенаучный уровень методологии в анализе педагогических явлений представлен прежде всего подходом
• системным
248. Общественно необходимый уровень подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования, гражданского и профессионального становления, — это:
• базовая культура
249. Общественный организм (историко-культурный тип общества), обладающий комплексом устойчивых во времени и пространстве социокультурных характеристик и соответствующих им особенностей культурного наследования называется:
• цивилизацией
251. Объективно существующее, необходимое, повторяющееся, существенное отношение между явлениями — это:
• закон
252. Объективное свойство, которое определяется совокупностью таких характеристик, как информативность, абстрактность, особенности структуры учебного текста, — это __________________ учебного материала.
• сложность
253. Объемные пособия (макеты, модели, слепки, муляжи, глобусы и т.д.) входят в группу учебных пособий, которая называется:
• изображения и отображения предметов и явлений действительности
254. Обязательное присвоение подрастающим поколением социального опыта старших поколений — это:
• основной закон педагогического процесса
255. Обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников устанавливает:
• государственный образовательный стандарт
Источник: oltest.ru