Обучение по вспомогательной программе что это

Правда ли, что во вспомогательных школах изучаются не все предметы?

Когда я училась в школе, одна преподавательница мне об этом рассказывала. Поначалу мы с ней разговорились о нашей школе, о ее работе, обо мне и моей успеваемости. Конечно, преподаватель очень хвалила меня: вела я себя хорошо, училась тоже, только математика хромала. Потом речь пошла о том, какой я была и какой стала.

Со слов учительницы, изменилась в лучшую сторону и 100 % смогу поступить в колледж (поступила и окончила его). Я призналась преподавателю, что в детстве мне «необучаемость» ставили из-за плаксивости (к сожалению, я с детства этим страдаю, но школу, тем не менее, окончила).

Рассказала, что в школу меня не хотели брать (училась в школе для детей с ДЦП). «И мне, — говорю, — не то что в обычную школу было не пойти, с этой бы не выгнали (из-за плаксивости, которая на тот момент еще сохранялась). А в детстве я ненавидела в садик ходить (из-за тихого часа, который я терпеть не могла, разлуки с мамой и невкусную еду). А я так в школу хотела! ПМПК ни в какую!

Какие пособия мы получаем в США по Гуманитарному Паролю? Бенефиты от Welfare в ш.Вашингтон Америка.

Разве что во вспомогательную. Мама еле добилась, чтоб в эту взяли! И все из-за этой дурацкой плаксивости (несмотря на нормальный интеллект)! Видать, у меня нервишки слабые и я ничего с собой поделать не могу, хотя стараюсь сдерживаться!» Преподаватель ответила, что многие плаксивы, сказала: «Хорошо, что все-таки взяли в нашу школу, у нас ты изучаешь все предметы по общеобразовательной программе (хотя той же астрономии не было), а кто во вспомогательной учится — они даже не все предметы изучают! Например, математику и русский изучают (куда ж без них!), а английский и информатику — нет!»

Правда ли это? Раньше я думала: «Ладно, ин. яз. Но неужели информатики нет у них?! Бейсик и Паскаль им, конечно, не нужны, но хотя бы базовые знания компьютера. Ведь тот же Интернет для любого из нас (а не только для человека с ментальными проблемами) — «окно в мир»!

Источник: www.bolshoyvopros.ru

Глава 2. Содержание образования в вспомогательной школе

§1. Общее определение содержания образования в вспомогательной школе

Специальные общеобразовательные школы для умственно отсталых детей (вспомогательные школы) являются одним из звеньев общей системы народного образования, что отражено в соответствующих законодательных актах и нормативных документах. Социальное и правовое положение лиц с недостатками в развитии определяется законом, который устанавливает для них равные гражданские права со всеми членами общества.

Особенности развития умственно отсталых детей (олигофрения в степени дебильности и другие формы интеллектуальной недостаточности) вызвали необходимость научно обосновать определение объема содержания образования этой категории детей, поиска специфических форм и методов их обучения и воспитания.

Обучение TruTops 1

Умственно отсталые школьники должны получить тот уровень общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, который необходим для их социальной адаптации. Содержание, как и в массовой школе, должно охватывать различные виды знаний, вооружить учащихся некоторым методологическим подходом к познавательной и практической деятельности (с учетом их особенностей и возможностей усваивать учебный материла). В программах, учебниках, в самом учебном процессе должно быть предусмотрено усвоение элементарных понятий и терминов, а также фактов повседневной действительности. Что касается таких видов знаний как основные законы науки, теории, содержащие систему научных знаний, то они могут иметь место в самом элементарном и ограниченном виде при изучении конкретных учебных предметов.

Все полученные знания будут действенными, если учащиеся овладеют опытом их применения на практике. Различаются интеллектуальные и практические умения и навыки, т. е. навыки относятся не только к практической, но и интеллектуальной деятельности. Однако, учитывая, что основной дефект умственно отсталых школьников лежит в области именно интеллектуальной сферы, не все получаемые учащимися знания во вспомогательной школе формируются в необходимые умения

и доводятся до уровня усвоенных знаний. Это касается поисковых навыков при решении задач, различных упражнений, а также умений и навыков, способствующих самостоятельному усвоению и приобретению знаний. Основная задача вспомогательной школы — формирование умений и навыков учебной деятельности.

Содержание образования во вспомогательной школе не может обеспечить формирование творческой деятельности учащихся, в основе которой лежит самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации, новой функции объекта и т. п. В то же время нельзя приучать умственно отсталых школьников приобретать знания только в готовом виде и усваивать умения по образцу. Учитывая интеллектуальные и возрастные возможности школьников, следует создавать ситуации, направленные на поиски некоторых самостоятельных решений. На всех годах обучения необходимо формировать навыки самостоятельной работы.

Большую роль в этом играют эмоционально-волевые качества учащихся. Они рассматриваются как особая сфера, определяющая нормы отношения человека к миру. Знания, умения и навыки сами по себе не являются показателем воспитанности учащегося, если у него не сформировано правильное эмоциональное отношение к нормам поведения, а нравственность не стала частью его мировоззрения.

Читайте также:
Для чего нужна программа статистика

Содержание образования во вспомогательной школе направлено на обеспечение у умственно отсталых школьников таких черт в сознании, поведении, трудовой деятельности, которые помогут им стать полноценными членами общества. Однако для достижения этого вспомогательная школа использует специфические средства, с помощью которых осуществляется доступное умственно отсталым школьником образование. «Именно общность цели при своеобразии средств достижения составляют величайшую трудность и глубочайшее своеобразие специальной школы. ».

Трудность обучения умственно отсталых школьников обусловлена особенностями их психического развития,

типологическими и индивидуальными особенностями, имеющимся нарушениями.

В настоящее время особенности умственно отсталого ребенка достаточно хорошо изучены. Известно, что у этих детей нарушены процессы восприятия и представления, памяти, мышления и другие (Т. Н. Головина, Г. М. Дульнев, Л. В. Занков, В. Г. Петрова, Б. И. Пинский, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф и др.).

По данным многих советских и зарубежных дефектологов, у умственно отсталых детей чаще, чем у нормальных, встречаются недостатки произношения. У многих эти недостатки объясняются не столько нарушением артикуляционного аппарата, сколько слабостью развития фонематического слуха, т. е. малой дифференцированностью слуховых восприятий (Р. М. Боскис, Р. Е. Левина).

Для учеников вспомогательных школ характерны двигательные затруднения, которые чаще всего выражены «в, динамических нарушениях функций соответствующих групп мышц» (Е. Н. Правдина-Винарская), в недостаточной координированности мелких мышц рук (Р. Д. Бабенкова, Н. П. Вайзман).

Задача коррекции в настоящее время решается на всех общеобразовательных предметах, во время трудовой подготовки, в процессе разностороннего воспитания. Уделяется внимание индивидуальной и групповой коррекции на специальных занятиях.

Важное теоретическое положение, выдвинутое Л. С. Выготским, которое легло в основу разработки вопросов содержания образования, заключается в том, что нельзя строить обучения умственно отсталых детей, только учитывая и корригируя их недостатки. По мнению Л. С. Выготского, характеризовать такого ребенка как задержанного в физическом и психическом развитии, ослабленного и т. д. — верно только наполовину, потому что отрицательной характеристикой нисколько не исчерпывается положительное своеобразие этого ребенка. Многочисленные психологические и психолого-педагогические исследования показывают, что у умственно отсталых детей школьного возраста обнаруживается не только нарушение отдельных психофизических функции, но и относительная сохранность других. Таким образом, обучение в вспомогательной школе осуществляется с учетом не только их особенностей, но и возможностей, благодаря чему ученики оказываются

в состоянии овладеть элементарными знаниями и навыками на адекватном их способностям уровне.

Это дает основание говорить, что вопрос развивающего обучения, при котором обеспечивается развитие познавательной деятельности учащихся и которому в современной педагогике уделяется значительное внимание, является актуальным и для вспомогательной школы. Однако развитие познавательной деятельности умственно отсталых детей возможно лишь при специальном коррекционном воздействии. Поэтому применительно к вспомогательной школе мы можем говорить о коррекционно-развивающем обучении.

В настоящее время уровень общеобразовательных и трудовых знаний и умений умственно отсталых детей определяется многочисленными психолого-педагогическими и педагогическими исследованиями. Полученные экспериментальные данные широко апробированы в школьной практике. Специальные исследования М, Ф. Гнездилова, Т, Н. Головиной, И. А. Грошенкова, Г. М. Дульнева, Л Г. Еременко, И. П. Корнева, Н. Я. Кузьминой-Сыромятниковой, М. И. Кузьмицкой, В. Г. Петровой, В. А. Постовской, А. В. Усвайской, Ж. И. Шиф и других явились основополагающими для определения содержания по всем учебным предметам. Дальнейшие исследования легли в основу совершенствования имеющихся программ и создания новых.

Источник: studfile.net

Вспомогательные школы: в чем они помогают?

вспомогательные школы

Разнообразные отклонения в психическом и умственном развитии становятся причиной того, что больные дети не могут успешно осваивать учебную программу общеобразовательных школ. Во вспомогательных школах учебная программа построена с учетом наличия отклонений умственного развития учащихся.

Многие родители, имеющие больных детей, не могут сразу понять, что такое вспомогательная школа, а кроме того, чем именно это учебное заведение может помочь их малышу. Нередко родители больного ребенка, имеющего психические и умственные расстройства, всеми силами стремятся отдать своего малыша в общеобразовательное учреждение, не понимая, что таким решением лишь усугубляют положение.

Дети с низким уровнем интеллектуальных способностей не могут полностью адаптироваться к обучению в общеобразовательной школе. Больной ребенок, обучающийся в общеобразовательной школе, испытывает значительный дискомфорт, понимая, что все его школьные товарищи значительно умнее его, а также сталкивается с насмешками детей. В действительности обучение в общеобразовательной школе больного ребенка, имеющего явные признаки умственной отсталости, в большинстве случаев приводит к серьезным эмоциональным и психологическим травмам, что сказывается на общем развитии.

Обучение детей с органичными умственными способностями во вспомогательных школах, является более эффективным, так как в таких образовательных учреждениях имеет место индивидуальный подход к каждому ребенку и используются программы, которые могут быть освоены ребенком без значительного стресса, ведь все остальные ученики в его классе имеют схожие проблемы, что позволяет избежать насмешек и эмоционального перенапряжения. Спецшколы для детей с затруднениями в учебе принимают учеников, имеющих самые разные заболевания и патологии мозга, причем с разной степенью умственной отсталости.

Учитывая, что в спецшколах проходят обучения дети страдающие олигофренией, перенесшие травмы в разные периоды жизни, а также те, кто имеет серьезные заболевания мозга, при оформлении ребенка в учебное заведение такого типа, предоставляются все медицинские данные касательно специфики повреждения мозга и возможных подвижек состояния в худшую сторону. Учет медицинской специфики особенно важен, если учащийся страдает от прогрессирующей патологии. Несмотря на то, что многие дети которые должны обучаться во вспомогательной школе, имеют разные степени отсталости, при правильном индивидуальном подходе все ученики могут овладеть навыками чтения, счета и другим важным знаниям и умениям.

Читайте также:
Voice command что это за программа

Умственно отсталые дети в отличие от своих ровесников требуют большего внимания от педагогов, когда дело касается учебы, так как даже простые вещи такому малышу понять очень сложно, поэтому тот или иной учебный материал учителям нужно повторять несколько раз, чтобы убедиться, что ученик его полностью усвоил.

Во вспомогательных школах дети проходят обучение маленькими группами, что позволяет учителям уделять больше внимания каждому из учеников. Подобная практика позволяет лучше понять возможности отдельного ученика к обучению и составить оптимальный план индивидуального обучения.

Во время обучения во вспомогательной школе умственно неполноценный ребенок получает не только основные навыки чтения, счета и письма, но также обучается различной хозяйственной деятельности, а в некоторых образовательных учреждениях и основам профессиональной подготовки. Существуют четкие критерии отбора детей в спецшколы. К примеру, в подготовительный класс принимают детей в возрасте от 6 до 8 лет, которые имеют все признаки неподготовленности к обучению в общеобразовательной школе для здоровых учеников.

За время обучения в подготовительном классе учителя помогают ребенку получить необходимые в его возрасте знания. Кроме того, вспомогательный класс помогает уточнить правильность направления ребенка на обучение в спецшколу. На протяжении обучения в 1-4 классах, учителя стараются скорректировать имеющиеся дефекты мелкой моторики и речевых навыков, а также выяснить возможности каждого ребенка в плане обучения и личностного развития. Помимо всего прочего, в этот период вырабатываются навыки самостоятельной и групповой работы и поведения в коллективе.

В большинстве случаев по окончании 4 классов все дети вспомогательных школ уже способны читать и писать, а также имеют определенные навыки самообслуживания. Во время обучения в 5-8 классах проводится углубление общеобразовательных знаний и улучшение навыков разных видов трудовой деятельности. В это время учителя оценивают потенциал ученика в плане обучения и могут начать введение сложных предметов, в том числе алгебры, геометрии, физики и химии. Далеко не все дети могут освоить даже основные положения этих предметов, поэтому, как правило, их изучение является факультативным для большинства учеников и обязательным лишь для небольшой группы.

Во вспомогательной школе обязательными предметами является изобразительное искусство, музыка, русский язык, география, математика, история, ручной труд, физическое воспитание. После успешного окончания 8 классов коррекционного обучения, ученики могут начать получать производственное образование. Как правило, после успешного освоения программы и сдачи квалификационных экзаменов ученик может приступить к рабочей деятельности.

Вспомогательная школа позволяет детям, имеющим умственные отклонения, получить начальные знания общеобразовательного комплекса, адаптироваться к жизни в социальном обществе, а также получить профессию, которая в дальнейшем позволит ребенку самостоятельно зарабатывать и стать полностью или частично независимым от родственников.

Подавляющее большинство существующих вспомогательных школ являются учебными заведениями интернатного типа, где воспитанники находятся постоянно, посещая дом на каникулах или выходных. В больших городах ученики коррекционных школ могут учиться по продленному графику, то есть до 6-7 вечера, после чего могут отправляться по домам самостоятельно или в сопровождении родителей.

Посещение вспомогательной школы позволяет умственно отсталым детям освоить необходимый минимум знаний, что было бы невозможно при их обучении в общеобразовательной школе, где учителя не имеют времени найти индивидуальный подход к каждому ученику.

Источник: www.pinetka.com

Вспомогательные технологии для обучения детей с ОВЗ

К вспомогательным или ассистивным технологиям (от англ. assistive technologies) относятся устройства, программные и иные средства, использование которых позволяет расширить возможности лиц с особыми образовательными потребностями в процессе приема информации, их адаптации к условиям жизни и социальной интеграции[1].

Фактически любые инструменты, которые помогают в обучении, называют
вспомогательными технологиями. Инструмент или устройство, которое использует ученик с инвалидностью для выполнения задания, которого он не мог выполнить без этого инструмента/устройства, или позволяющее ему выполнить задание проще, быстрее или лучшим образом можно назвать вспомогательной технологией. Это может быть, как коммерческий продукт, так и что-то сделанное своими руками. Это может быть простая технология, как, к примеру, резиновая насадка для карандаша, или сложная технология, как компьютер.

Технологии в инклюзивном образовании решают две основные задачи:

  • Повышение доступности образовательной среды и знаний;
  • Вовлечение всех детей в общий образовательный процесс.

Кому помогают вспомогательные технологии?

Любому ребенку с инвалидностью (от легкой формы до тяжелой) ВТ могут помочь. Есть технологии, которые помогают читать, писать, запоминать, ходить, сидеть, видеть, слышать, общаться. Каждый ребенок, которому нужна такого рода помощь, может получить пользу от использования вспомогательных технологий.

Чем вспомогательные технологии могут помочь ученикам?

  • Помогать ребенку учиться
  • Упростить процесс включения чего-либо
  • Держать вещи на своем месте
  • Помогать ученику одеваться или кушать
  • Дать возможность играть
  • Способствовать коммуникации или сделать ее возможной
  • Помочь ребенку лучше видеть или слышать
  • Помочь ребенку контролировать такие вещи как телевизор, радио, компьютер, свет

Какие существуют услуги относительно вспомогательных технологий?

Это любые услуги, которые необходимы, чтобы помочь ученику получить или использовать вспомогательные технологии. Эти услуги включают в себя:

  • Оценка потребностей ученика в использовании вспомогательных технологий;
  • Подбор, адаптация, обслуживание и ремонт вспомогательных технологий по мере необходимости;
  • Обучение ребенка использовать вспомогательные технологии, и
  • Обучение педагогов, а также, в случае необходимости, родителей использованию вспомогательных технологий.
Читайте также:
Coolle office suite pro что это за программа

Существует несколько категорий вспомогательных технологий. Каждая из этих категорий направлена на развитие функциональных способностей учеников с инвалидностью. Некоторые из них приводятся ниже:

Инструменты, которые помогают в обучении: Электронные и неэлектронные устройства, например, калькулятор, корректор, портативное устройство для электронной обработки текста и компьютерные программы для учащихся, испытывающих сложности в обучении.

Инструменты, которые помогают справляться с ежедневными рутинными действиями: приборы и устройства, которые помогают самостоятельно есть, умываться, готовить еду, одеваться, убираться и следить за гигиеной. К таким инструментам относят, например, чашки с большими ручками, миски с резиновыми подложками, ложки с утяжеленными ручками, крючки для застегивания пуговиц.

Вспомогательные слуховые аппараты и устройства контроля внешних условий: Электронные и неэлектронные средства, например, приборы усиления, системы скрытых субтитров, системы предупреждения, предназначенные для не слышащих учеников или учеников с нарушениями слуха.

Инструменты дополнительной коммуникации: Электронные и неэлектронные устройства и программы, благодаря которым ученики с нарушениями речи имеют средство выражения и восприятия информации.

Компьютерный доступ и обучение: Устройства ввода и вывода, альтернативные устройства доступа, модифицированные или альтернативные клавиатуры, выключатели, специальные программы и другие устройства и программные решения, позволяющие ученику с ограниченными возможностями пользоваться компьютером.

Инструменты контроля внешних условий: Электронные и неэлектронные средства, например, выключатели, приборы контроля внешних условий и остальные инструменты, которые обеспечивают ученику с ограниченными возможностями максимальную независимость в процессе обучения.

Средства перемещения: Электронные и неэлектронные средства, например, инвалидные коляски (с ручным или электрическим приводом), ходунки, скутеры, предназначенные для личного перемещения.

Инструменты, помогающие овладеть начальными трудовыми и профессиональными навыками: Электронные и неэлектронные средства, например, анализ задач в рисунках, адаптированные держатели и часы, помогающие учащимся выполнить поставленные перед ними задачи по овладению начальными трудовыми и профессиональными навыками.

Инструменты для отдыха и развлечения: Электронные и неэлектронные средства, например, адаптированные книги, игрушки с адаптированными выключателями, компьютерные программы для самостоятельного участия в досуговых мероприятиях.

Инструменты, помогающие сохранить сидячее положение или иное положение тела: Адаптированные системы для сохранения сидячего положения или иного положения тела, позволяющие учащимся включаться в учебный процесс.

Сенсорные средства: Утяжеленные одеяла, утяжеленные жилеты, ручные головоломки, массажные подушки для учащихся, которым показана сенсорная диета.

Визуальные средства: Электронные и неэлектронные средства, например, лупы, калькуляторы с голосовым вводом, устройства для набора шрифта Брайля, адаптированные кассетные проигрыватели, ПО для озвучивания написанного на экране текста, устройства для конспектирования шрифтом Брайля – все это позволяет незрячим ученикам или ученикам с нарушениями зрения получать доступ к визуальной информации.

В США потребность учащегося во вспомогательной технологии определяется группой по разработке индивидуальной программы обучения. Как правило, прежде всего рассматривается возможность применения вспомогательной технологией или ее оценка. Как только определяется потребность во вспомогательной технологии, группа по разработке индивидуальной программы обучения описывает необходимую технологию в индивидуальной программе обучения.

При рассмотрении возможности применения вспомогательной технологии в ходе первоначальной и ежегодной оценки ИПО, группа по разработке индивидуальной программы обучения должна придерживаться Контрольного списка для рассмотрения возможности применения ВТ:

  • Изучить сферы обучения и доступности для каждого отдельного ребенка и определить задачи для каждой сферы.
  • Определить, способен ли ученик выполнить поставленные задачи при помощи типовых классных принадлежностей.
  • В случае, если ученик не способен выполнить поставленные задачи, используя типовые классные принадлежности, группа по разработке индивидуальной программы обучения решает, какие доступные модификации, специальные условия и вспомогательные технологии ему в этом помогут.
  • В случае, если ученик не способен самостоятельно выполнить задачи, используя типовые классные принадлежности или доступные модификации, специальные условия и вспомогательные технологии, группа по разработке индивидуальной программы обучения определяет необходимые дополнительные решения (в том числе вспомогательные технологии).

Процесс рассмотрения возможности применения вспомогательной технологии включает в себя пробный период использования такой технологии, что позволяет оценить потенциальную эффективность инструмента. Возможность испытать ВТ предлагается в классе или в школе.

В случае необходимости, к примеру, когда группа по разработке ИПО решает, что действующих модификаций и программ недостаточно для реализации потребностей ученика во вспомогательных технологиях в полной мере, проводится оценка потребности во вспомогательной технологии. Оценка также может проводиться по просьбе родителей учащегося.

Самое важное, что необходимо знать педагогу или школе, которые принимают решение использовать вспомогательные технологии в обучении детей с ОВЗ, технологии вторичны, первичны потребности каждого конкретного ребенка, которые те или иные технологии могут помочь удовлетворить.

Большинству людей технологии облегчают жизнь. Людям с инвалидностью вспомогательные технологии дают возможности!

Обзор подготовлен Е.В. Молюковой, менеджером отдела инклюзивного образования Региональной Общественной Организации Инвалидов «Перспектива» (г.Москва)

В рамках Проекта «Вспомогательные технологии в инклюзивном образовании» (2017гг)

Проект финансировался Фондом «Евразия»

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Карпов А.А. Ассистивные информационные технологии на основе аудиовизуальных речевых ИНТЕРФЕЙСОВ //Труды СПИИРАН. 2013. Вып. 4(27). ISSN 2078-9181 (печ.), ISSN 2078-9599 (онлайн)
  2. Blake, Gary. Baumann-Spooner, Mary. Klocker, Sarah. Nypower, Patty. Thoreson, Tami. “Elk River ISD #728 Assistive Technology Guidelines and Procedures”, 1 November 2016.
  3. Reed, Penny. “A Resource Guide for Teachers and Administrators About Assistive Technology”, 7 November 2016.

[1] Карпов А.А. Ассистивные информационные технологии на основе аудиовизуальных речевых ИНТЕРФЕЙСОВ //Труды СПИИРАН. 2013. Вып. 4(27). ISSN 2078-9181 (печ.), ISSN 2078-9599 (онлайн)

Источник: inclusion24.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru