Обучение по программе 8 вида что это такое

Обучение по программе 8 вида что это такое

Описание работы

Введение. 3
Глава I. Теоретические основы проблемы содержания образования
в школе VIII вида
1.1. Понятие и сущность содержания образования. 6
1.2. Особенности содержания образования в школе VIII вида. 14
Выводы. 21
Глава II. Экспериментальное исследование содержания образования в школе VIII вида
2.1. Анализ современного состояния проблемы в практике работы
школы VIII вида. 23
2.2. Содержание программ специальной (коррекционной) обще-
образовательной школы VIII вида 0-4 классы, 5-9 классы. 32
Выводы. 55
Заключение. 57
Список изученной литературы. 59
Приложение 1. 61
Приложение 2. 62

Работа содержит 1 файл
  1. Доступность обучения. Этот принцип обычно провозглашается как ведущий при определении содержания обучения в специальной школе. Познавательные возможности учащихся этой школы отличаются большой вариантностью. В рамках одного класса наблюдается вариативность индивидуальных и типологических познавательных возможностей, обусловленных структурой дефекта, степенью и характером осложненности умственной отсталости другими дефектами, какими являются нарушения анализаторов.
  2. Локальные западания в области речи, письма, счёта, нарушения работоспособности.

Принципы доступности содержания обучения имеет в виду наличие в программах коррекционной школы такого материала, усвоение которого требует определенных усилий и постоянного совершенствования качества учебно-воспитательного процесса.

ПМПК какие бывают виды обучения 2 часть. Психолого-медико-педагогическая комиссия. Невролог Краснова

  1. Дифференциация содержания обучения. Это означает, что в программах целесообразно ввести несколько уровней содержания учебного материала, отличающихся друг от друга по объему и глубине раскрытия содержания тех или других разделов. Эти различные уровни трудности содержания программ могут быть учтены учителями в рамках одного класса при осуществлении дифференцированного подхода или же дифференцированном обучении.
  2. Научность содержания обучения. Научность является важнейшим принципом содержания обучения. Применительно к специальной школе он означает, что в угоду доступности учебного материала не может быть допущено такое упрощение его, при котором вульгаризируются трактовки тех или иных фактов и явлений общественной жизни, живой и неживой природы, искажаются понятия, закономерности.

Принцип доступности требует научной достоверности сообщения учащихся сведений, вскрытия в доступной форме сущности описываемых явлений, показа явлений в их взаимоотношениях, создания у учащихся верных представлений об окружающем мире.

практической направленности содержания обучения близко по своей значимости к принципу межпредметных связей.

  1. Межпредметные связи. Эти связи осуществляются как в процессе обучения, так и в содержании обучения, в программах и учебниках, где отражаются связи между языком и трудом, между трудом и математикой, между естествознанием, географией, родным языком и трудом.
  2. Обеспечение пропедевтического этапа обучения. Пропедевтика обучения в специальной школе представляет собой особую систему уроков, которая направлена на подготовку учащихся к усвоению системы знаний, умений и навыков, определяемых программами по учебным предметам. Задачи пропедевтического этапа — сенсомоторное развитие учащихся, формирование у них определённого круга элементарных представлений, умений в познавательной и учебной деятельности, мыслительных качеств, обеспечивающих готовность к усвоению программного материала [9: 122-125].

Содержание обучения предметное и находит свое отражение в методах. Оно представлено в учебных планах, программах, учебниках [ 7: 50 ] .

Учебный план — это нормативный документ, раскрывающий учебный процесс, осуществляемый в школе. Учебный план:

  • определяет состав учебных предметов;
  • устанавливает порядок и последовательность их прохождения;
  • указывает количество времени на каждый предмет;
  • является основанием для определения режима деятельности школы;
  • помогает устанавливать учебную нагрузку преподавателя;
  • является основным документом, на основе которого составляется школьное расписание;
  • определяет функциональную нагрузку учащихся конкретного класса в недельном режиме [7: 50-51].

Согласно концепции развития специального образования для лиц с нарушением интеллекта модель специальной (коррекционной) школы VIII вида на сегодняшний день рассчитана на десяти — одиннадцатилетний срок обучения с пропедевтическим периодом обучения [7: 51].

В структуре школьного образования выделяются:

  • пропедевтико — диагностический этап – 0-й класс;
  • этап начального обучения – 1 — 4-й классы;
  • этап общего образования – 5 — 8-й (9-й) классы;
  • завершающий этап углубленной социально-трудовой подготовки – 9 — 10-й (11-й) классы.

Школа имеет право выбора сроков обучения в зависимости от региональных, экономических, материальных и других условий, а также от специфики отдельных предметов.

Все учебные предметы группируются в два блока — общеобразовательный и коррекционно-развивающий.

К коррекционному блоку относятся: логопедическая коррекция, ЛФК (лечебная физкультура), развитие психомоторики и сенсомоторики [7: 51].

Учебная программа — это нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению по каждому отдельному предмету. В программе приводится перечень тем изучаемого материала, даются рекомендации по количеству времени на каждую тему. Учебный материал распределяется по годам обучения. В настоящее время созданы типовые программы для первых классов по общеобразовательным предметам и трудовому обучению. Созданные программы учитывают особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.

Структура программы по каждому предмету имеет три раздела: «Пояснительная записка», «Содержание программного материала», «Основные требования к знаниям и умениям учащихся».

В условиях специального обучения используют три способа построения программ: линейный, линейно-концентрический, концентрический.

При линейном способе учебный материал выстраивается как бы по одной линии, отдельные темы образуют непрерывную последовательную связь между собой.

Линейно-концентрический способ предполагает, что учебный материал выстраивается последовательно, с остановками на отдельных темах, которые изучаются более углубленно.

Концентрический способ характеризуется тем, что один и тот же материал излагается несколько раз, но с элементами усложнения или упрощения, без нарушения внутренней связи между элементами содержания изучаемого материала. Это не просто повторение пройденного, а все более глубокое проникновение в сущность рассматриваемых явлений.

Содержание учебных программ находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях, представляющих собой серьезную информационно-дидактическую модель обучения, помогающую учителю обучать, воспитывать, корригировать все психические процессы учащихся. Учебники выступают источником знаний. Это информационно-дидактическая модель обучения, помогающая педагогу и учащимся корректировать все психические

Учебных пособий для специальных (коррекционных) школ VIII вида издается недостаточно. Но этот пробел восполняют сами учителя. В школах имеется богатейший раздаточно-дидактический материал, создается уникальный опыт обучения учащихся с нарушениями в интеллектуальном развитии.

Учебные предметы специальной (коррекционной) школы VIII вида определены учебным планом. Каждый конкретный предмет имеет свою специфику, логику рассматриваемых понятий, носит базовый характер [7: 55-56].

Содержание образования, т.е. определенная система получаемых научных знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть в процессе обучения, имеет сходные и различные теоретические и психолого-педагогические основы в общеобразовательной школе и специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида:

  • усилена личностная направленность учебного материала.

Однако продолжается работа по поиску путей определения оптимального содержания образования, созданию планов, программ и учебников, позволяющих повысить эффективность обучения, воспитания и подготовки к жизни учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Читайте также:
Dust settle что это за программа и нужна

Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ VIII ВИДА

    1. Анализ современного состояния проблемы в практике работы

    школы VIII вида

    В настоящее время в системе специального образования произошли определенные позитивные перемены. Был принят ряд нормативно-правовых документов как ведомственного, так и межведомственного характера, определяющих основные права лиц с ограниченными возможностями здоровья и регулирующих основы государственной политики применительно к ним, однако еще предстоит проделать большую работу по применению их на практике, развитию и совершенствованию системы специального образования [3: 9].

    Источник: www.stud24.ru

    Как получить аттестат выпускнику коррекционной школы?

    VK Telegram Одноклассники

    Один из самых частых вопросов нам — может ли выпускник коррекционного интерната получить среднее образование? Если коротко — да. Если по-настоящему — это действительно сложный вопрос. Есть ли у молодого человека поддержка? Для чего ему нужно образование?

    Ведь это не волшебная палочка, которая сразу решает все проблемы… Всё это можно обсудить с нашим специалистом, Ольгой Геннадьевной Аверкиной, которая работает в специальной службе “Большой Перемены” — “Первый звонок”.

    Сегодня речь пойдёт о выпускниках детских домов, окончивших коррекционную школу 8 вида. Некоторые из них очень хотят и чувствуют в себе силы получить основное общее образование (9 классов). Задача эта сложная и многогранная, и сегодня мы поговорим только о формальной, организационно-законодательной стороне вопроса.

    6M8A4280.jpg

    Ребята до 18 лет могут:

    • попробовать договориться с общеобразовательной школой, чтобы их зачислили на форму семейного образования (учатся дома, договариваются со школой о режиме аттестаций) или в класс (но это бывает редко) на очную, очно-заочную, заочную форму;
    • обратиться в частную школу;
    • присоединиться к школам семейного образования;
    • обратиться за поддержкой в благотворительный фонд, который помогает воспитанникам и выпускникам детских домов получить образование (позже мы надеемся составить комментированный список таких организаций).
    • поступить в вечернюю школу;
    • договориться со школой о зачислении на форму самообразования или в экстернат, т.к. вечерних школ сейчас мало. Это значит, что молодые люди будут сами организовывать свою учебу, учиться вне школы, не в классе. Между ними и школой будут договорённости о режиме явок и сдачи работ, но учатся они самостоятельно.

    Законодательная база
    Из ответов Департамента образования г.Москвы на наши запросы:

    На основании ч. 3 ст. 34 Федерального закона лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования и осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

    Для организации и проведения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестаций обучающемуся необходимо выбрать любую общеобразовательную организацию, подведомственную Департаменту образования города Москвы. На основании личного заявления выбранная образовательная организация приказом зачисляет заявителя в организацию только для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестаций и несёт ответственность за качество проведения аттестаций и обеспечение соответствующих академических прав обучающихся.
    Для прохождения промежуточной аттестации за курс … класса Вам необходимо подать заявление в образовательную организацию, где указать форму получения образования и заключить договор на прохождение промежуточной аттестации по программам основного общего образования.

    У нас были случаи в нескольких регионах, когда ребятам и помогающим им людям удалось убедить школы взять ребят на такие формы обучения. Сами учреждения сейчас находятся в переходном периоде и не очень ориентируются, как правильно с этим работать. Конечно, большинство не хотят рисковать, но часть удаётся убедить.

    Теоретически, школа может сделать адаптированную общеобразовательную программу, но из описывающих её документов пока неясно, что станет итогом таких программ, какой конкретно результат и какой документ получит выпускник.

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”

    ! Если у вас возникают какие-то вопросы, можно подать запрос в электронную приёмную департамента образования.
    В Москве ответы приходят в течение месяца.

    ! Также вы можете обратиться в наш центр обращений “Первый звонок”, и мы постараемся помочь вам найти ответы на вопросы, связанные с образованием приёмных детей, воспитанников и выпускников детских домов.

    Не могу не сказать о том, что, по моему опыту, самостоятельно пройти такой образовательный путь могут только очень мотивированные выпускники детских домов с высокоразвитыми навыками самоорганизации или ребята с высокой мотивацией и хорошими навыками самоорганизации, у которых есть очень плотная и качественная семейная или дружеская поддержка. Среднему выпускнику детского дома практически невозможно разобраться во всех требованиях да ещё и самостоятельно освоить школьную программу, поэтому ребята и приходят в “Большую Перемену” и другие подобные организации.

    Больше полезных материалов вы можете прочитать на наших страницах в соцсетях — ВКонтакте, Фейсбук.

    Поддержать нас, чтобы больше выпускников детских домов смогли получить образование

    Источник: bigchange.ru

    Адаптированная рабочая программа обучения на дому по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида II вариант.

    Индивидуальная адаптированная рабочая программы разработаны на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

    17 апреля 2021 Мажухина Наталья Борисовна
    1161 87 0 0

    Содержимое публикации

    Государственное

    бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 4

    Василеостровского района

    Санкт-Петербурга

    ПРИНЯТО к использованию

    Педагогическим советом ГБОУ школы № 4

    УТВЕРЖДАЮ Приказ № Директор ГБОУ школы № 4

    Адаптированные

    рабочие программы

    по предметам:

    развитие речи и окружающий мир,

    альтернативное чтение, графика и письмо, математические

    представления и конструирование, музыка и движение, здоровье и основы безопасности жизнедеятельности, социально – бытовое обслуживание,изобразительное искусство, ручной труд, адаптивная физкультура, логоритмика, изобразительное искусство.

    обучающегося на дому

    Якубова Алексея

    на 2020-2021 учебный год

    9 класса (II вариант)

    Мажухина Наталья Борисовна

    Содержание программы:

    Учебно – методическое и материально – техническое оснащение.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    адаптированная рабочая программа

    обучения на дому по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида II вариант.

    Индивидуальная адаптированная рабочая программы разработаны на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

    Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающегося.

    На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.

    Это отражается в названиях учебных предметов: альтернативное чтение, графика и письмо, развитие речи и окружающий мир, математические представления и конструирование, здоровье и основы безопасности жизнедеятельности, музыка и движение, социально-бытовая ориентировка, ручной труд, адаптивная физкультура.

    Читайте также:
    Программа abaqus что это

    Учебный план включает:

    перечень учебных предметов, обязательных для изучения учащимися c умеренной и тяжелой умственной отсталостью,

    рекомендации по распределению минимального учебного времени между отдельными образовательными областями и учебными предметами,

    максимальный объем учебной нагрузки по классам.

    Краткая характеристика содержания предметов.

    Развитие речи и окружающий мир. Вся коррекционно-образовательная работа строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Они структурируются в виде тематических групп: «Это — Я», «Моя семья» «Я в школе», «Мир людей» и т.д. Такая структура обеспечивает социально-личностное развитие учащегося, формирование его представлений о себе, об окружающем мире.

    Альтернативное чтение. В силу значительных ограничений вербальной коммуникации учащиеся с умеренной или тяжелой умственной отсталостью оказываются в большей зависимостью от партнеров, поэтому важно научить их приемам работы с различными видами доступной информации. Предмет «Альтернативное чтение» предполагает обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «чтения»:

    «чтение» телесных и мимических движений,

    «чтение» изображений на картинках,

    чтение» аудиальное, слушание аудиокниг

    «чтение» букв, цифр,

    «чтение» по слогам.

    Графика и письмо. Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения детей с умеренной умственной отсталостью и чаще всего недоступно для учащихся с тяжёлой умственной отсталостью. Предмет «Графика и письмо» предполагает обучение учащихся следующим вариантам письма:

    рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам,

    рисованию контурных линий, штрихов, пятен на фоне листа,

    обводке по точкам, линиям, дорисовывание целого,

    написанию печатных букв по трафаретам,

    составлению с помощью пиктограмм текста, совместно со взрослыми,

    рисованию плакатов, коллажей с использованием природного материала,

    списыванию букв, слогов с печатного текста,

    написанию букв, слогов, коротких предложений.

    Обучение носит практическую направленность, не требующую от учащихся четких правил. Конечная цель — научить писать свои имя. фамилию. Независимо от возраста обучение проводится в игровой форме. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей учащимся возможность познать предмет, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные). Учитывая возможности каждого ребенка, можно замедлять или увеличивать его темп.

    Математические представления и конструирование.

    Предполагает развитие сенсорных представлений, которые являются базой для детского конструирования. Предмет «Математические представления и конструирование» включает:

    ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде,

    упражнения, игровые ситуации, игры со строительными материалами и дидактическими игрушками,

    конструирование из строительного, природного, бросового материала,

    формирование количественных представлений, представлений о форме, величине,

    формирование пространственно-временных представлений.

    Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности. Целью обучения данному предмету является усвоение системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное поведение в реальной жизни. На уроках формируются элементарные навыки самообслуживания, самостоятельности, культурно-гигиенические навыки, первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни (хорошо-плохо, полезно-вредно), о безопасности жизнедеятельности.

    На уроках учат применять в быту и в окружающем мире:

    невербальные и вербальные средства общения, необходимые для самообслуживания, выполнения санитарно-гигиенических процедур;

    предметы и материалы, необходимые для развития навыков самообслуживания (предметы гигиены, одежда, посуда), использовать символы, картинки, пиктограммы;

    навыки и умения по уходу за своими вещами, игрушками, учебными вещами и т.д.

    наиболее употребляемые знаковые системы (светофор, цвет специального
    автомобиля (пожарного, скорой помощи и т.д.);

    правила поведения в различных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в природе;

    информационно-бытовые знания, обеспечивающие им комфортное проживание.

    В процессе изучения тем по предмету учащиеся должны четко представлять последовательность операций с бытовыми предметами, знать правила безопасности, уметь вести себя в чрезвычайных ситуациях, освоить модели межличностного общения

    Социально-бытовая ориентировка обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем мире , необходимые в различных ситуациях.

    Ручной труд пробуждает в детях фантазию, развивает художественный вкус, приучает детей к терпению, упорству, аккуратности, развивает творческое мышление, воображение и интеллект, дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду. Систематические занятия с ребенком — гарантия его всестороннего развития.

    Адаптивная физкультура является одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей. Целью адаптивной физической культуры является: формирование потребностей занятий физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, психическое развитие. Поэтому регулярные занятия для таких детей являются жизненно необходимыми.

    В сфере воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья имеется своя особая направленность: обеспечение духовного и физического развития, профессионально-прикладная подготовленность к труду, усвоение правил и норм поведения в различных условиях, а для более физически развитых детей из этой группы, занятия определенными видами спорта, соответствующих их физическим и психическим возможностям и участие в специальных олимпийских соревнованиях.

    Логоритмика занятия включают в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и вегетативной систем, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

    Изобразительная деятельность включает в себя три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация».

    Лепка. Разминание и раскатывание пластилина. Отрывание, откручивание, отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках).

    Получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой. Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами).

    Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.

    Рисование. Освоение приемов рисования карандашом, восковыми мелками. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д.

    Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура).

    Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали). Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу.

    Аппликация. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги.

    Намазывание всей (части) поверхности клеем. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой.

    Читайте также:
    Adwcleaner что это за программа и нужна ли она отзывы

    Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.

    Особенности учебного плана.

    Продолжительность учебного года в рамках индивидуального обучения на дому в 2020-2021 учебном году составит 34 недели. Продолжительность уроков у учащегося в течение всего учебного года составляет 35 минут. Расписание уроков составлено так, что ученик будет заниматься 3 дня в неделю по 4-5 часов каждый день. Выходными днями будут считаться понедельник, четверг, суббота, воскресенье. В остальные дни уроки распределены следующим образом:

    Развитие речи
    и окружающий мир

    Источник: www.art-talant.org

    ОВЗ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII видов и их расшифровка

    Классификация детей с ограниченными возможностями здоровья:

    • Имеющие отклонения в психическом развитии. Чаще всего это следствие перинатального поражения мозга или родовой травмы. Этим малышам диагностируют задержку психического развития, в тяжелых случаях — умственную отсталость.
    • Болеющие недугами, которые влияют на зрение или слух. Это глухие и незрячие детки, или, в более легких формах, имеющие сниженную остроту зрения или слуха.
    • Имеющие речевые проблемы, а также сложности с общением и социальной адаптацией. Чаще всего это связанно с психическими расстройствами аутичного типа. Таким ребятам очень сложно не только развиваться, но даже существовать в социуме.
    • Страдающие заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
    • Сочетающие в себе несколько из перечисленных проблем в развитии.

    Инклюзивное обучение в обычной школе

    Инклюзивное обучение предполагает, что дети с ОВЗ и здоровые учатся вместе в одном классе, на равных проводят перемены, посещают столовую или школьные праздники.

    У инклюзивного обучения есть ряд неоспоримых преимуществ:

    + Дети с ОВЗ находятся вместе со здоровыми, и ребята быстро привыкают к тому, что все люди разные. + Школьники учатся взаимопомощи и развивают эмпатию.

    Однако инклюзия считается спорным вариантом обучения, потому что имеет ряд проблем:

    • Школа по месту жительства не имеет права отказать ребёнку в обучении, но в это же время не имеет права его взять без создания специальных условий, например, наличия пандусов.
    • Создание специальных условий может стать проблемой, которую школа не в силах решить самостоятельно. Так, не в каждой образовательной организации есть бюджет на то, чтобы иметь в штате дефектолога и тьютора.
    • Администрации некоторых школ принимают детей с ОВЗ, чтобы получить статус «инклюзивной школы», но не отправляет преподавателей на переквалификацию. В результате учителя просто не знают, как работать с классом, в котором есть ребёнок с проблемами со здоровьем.
    • Многие родители стремятся, чтобы их ребёнок с ОВЗ «был, как все», и совершенно забывают про его индивидуальные потребности. А родители детей с нормой не всегда готовы к тому, что в их классе учится школьник с ОВЗ. Всё это порождает психологические травмы и конфликты.

    Видео

    Варианты адаптированных программ для детей в ОВЗ

    Если у ребенка есть определенные трудности, ему рекомендуют АООП – «адаптированную основную общеобразовательную программу». АОПП разрабатывается, чтобы помочь в преодолении трудностей. Каждая программа имеет код из двух цифр через точку. Первая – от 1 до 8 по локализации расстройства. Цифры немного не совпадают с теми, которые я привела в классификации ОВЗ. Вторая – от 1 до 4, в зависимости от ожидаемого результата:

      К окончанию обучения ребенок с ОВЗ достигнет тех же результатов, что и детки без особенностей.

    Например, вариант 6.2 рассчитан на ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Он сможет получить те же знания, что и дети без отклонений. Но не за один год, а за более длительный срок, так как вряд ли сможет полноценно посещать все занятия.

    По образовательному стандарту ФГОС НОО, для ребят с ОВЗ могут быть такие АООП:

    • для глухих – 1.1, 1.2, 1.3, 1.4;
    • слабослышащих – 2.1, 2.2, 2.3;

    Ученики с особенностями ощущают сложности в организации собственного поведения и коммуникации. Они по-другому усваивают информацию. При составлении программы обучения педагоги должны учесть следующее:

    • общую ослабленность, связанную с недостатком здоровья;
    • ограниченные возможности, не дающие полноценно участвовать в деятельности, которая соответствует возрасту;
    • индивидуальные особенности психофизиологического состояния;
    • особенности и навыки коммуникации.

    Трудности безбарьерного образования

    С одной стороны – дети с ОВЗ получили прекрасную возможность находиться в школе, с другой – несовершенство системы пока не даёт полноценного результата. Главная трудность – в неготовности системы образования к такому обучению.

    Если в крупных городах ситуация более-менее контролируется, то в российской глубинке создание классов с детьми с разными возможностями и потребностями ведёт к проблемам в получении знаний. Педагоги теряются в таком пёстром детском коллективе, и, не имея достаточно навыков и знаний, упускают многие возможности. Плюс нехватка необходимого оборудования и условий, специальных помощников – тьюторов. Так что безбарьерная среда в школах сейчас далека от идеала.

    Фото:

    Понятие «ограниченные возможности здоровья»

    Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

    Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

    К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

    Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.

    Семейное образование

    Семейное обучение подразумевает получение образования вне стен школы, то есть самостоятельное освоение программы. Ответственность за качество образования при этом лежит на плечах родителей.

    Учиться можно дома самостоятельно или дистанционно в онлайн-школах. Чтобы перейти на семейное образование, необходимо проинформировать департамент образования, отчислиться из школы, выбрать школу для аттестации и организовать сам учебный процесс.

    У семейного обучения много преимуществ:

    + дети могут учиться в комфортном темпе и с оптимальной нагрузкой; + весь образовательный процесс происходит дома в комфортной обстановке; + родители могут не обучать самостоятельно, а выбрать онлайн-школу; + у детей есть время на дополнительные занятия или хобби.

    Минусы:

    — трудозатратно для родителей, если они хотят обучать ребёнка самостоятельно; — при неграмотной организации учебного процесса дети не будут успевать по программе; — для прохождения промежуточных аттестаций нужно прикрепляться к массовым школам, при этом трудно найти образовательную организацию для аттестации по адаптированной программе; — дистанционное образование мало доступно для детей с нарушениями слуха, зрения, множественными нарушениями; — онлайн-школы платные.

    В «Домашней школе Фоксфорда» ученикам с ОВЗ предоставляется скидка. Наша платформа удобна тем, что занятия можно просматривать в записи, а учеников поддерживают персональные наставники. У нас есть примеры успешного обучения детей с ОВЗ. Так, Настя Доманина, несмотря на тяжёлую форму ДЦП, с удовольствием посещает наши занятия. Однако обратите внимание — в нашей онлайн-школе обучение проходит по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

    Источник: naiti-ludei.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru