Родители стараются развивать ребенка с раннего возраста: отдают на танцы, чтобы укрепить мышцы, в художественную школу для раскрытия творческих навыков. Сегодня стали популярны курсы программирования и другие инженерные кружки для детей начальной школы и дошкольного возраста. В чем польза такого обучения и с какого возраста ребенка можно знакомить с IT-технологиями?
353 просмотров
Программирование для детей сегодня – грамотность XXI века
Программирование как отдельная дисциплина входит в число обязательных школьных предметов, при этом для детей программа сжатая, что не позволяет в полной мере раскрыть все возможные направления компьютерных уроков. Речь идет о веб-разработке, создании игр, программировании и компьютерной грамотности школьников в целом. Изучение программирования детьми качественно влияет на весь процесс обучения. Так, курсы программирования в начальной школе тренирует логическое мышление, помогает разделять сложную задачу на простые достижимые цели. По этим причинам юным программистом ребенок может стать уже в возрасте 6-7 лет.
Онлайн обучение в начальных классах. Репетитор начальных классов
Родителям не нужно искать у ребенка особые таланты, будь то любовь к математике или страсть к конструкторам Lego. Практически единственная предрасположенность – это любовь к гаджетам и к мобильным играм. А «играть в телефон» любят все дети. Покажите ребенку, что создавать игры также здорово, как и играть в них, и он будет заниматься на курсах программирования в Москве с энтузиазмом.
Фантазия детей в раннем возрасте гораздо шире и не ограничена жизненным опытом. Даже IT-занятия для детей в школе учат искать разные пути решения задачи, мыслить нестандартно. А самое главное –совершать ошибки.
Традиционное образование построено на системе оценок и баллов. За одну задачу по математике можно получить «отлично», если решение и ответ были правильными. Четверку поставят за эту же задачу, если ее решение было неполным и есть неточности в вычислениях. Даже с двумя вычислительными ошибками и недочетами можно получить тройку.
А когда дело касается кода, есть только два варианта: он либо работает, либо нет. Чтобы достичь результата, порой приходится делать 2, 5, 10 ошибок и принимать не одно неверное решение. Так ребенок учится воспринимать ошибки как важную и позитивную часть обучения, а не как досадную оплошность, которая стоила ему хорошей оценки.
Доступные платформы для знакомства с основами программирования в 1-4 классе
Изучая алгоритмы построения кода в 4 классе или в более раннем возрасте, ученик строит фундамент своих цифровых навыков. Сравним с обучением английскому языку: можно штудировать только школьный учебник или в 3-5 лет отдать ребенка в кружок иностранного языка, где он освоит азы грамматики, произношения и будет воспринимать иностранный язык не как школьный предмет, а как интересное занятие, а в дальнейшем и полезный навык.
Так и в обучении программированию для школьников: начинать лучше с простого. Все обучение строится на использовании простых сред, интуитивно понятных детям.
Методика обучения письму и чтению в начальной школе | Видеолекции | Инфоурок
Среда Scratch Junior похожа на игру: например, чтобы заставить спрайта (героя), перемещаться в определенном порядке, нужно создать последовательность действий из разноцветных блоков. Каждый блок — это команда простых действий: «Вверх», «Вниз», «Вперед», «Оборот», «Стоп» и т. д. Для наглядности и простоты сцена (фон) размечена квадратиками. Так ребенок считает, на сколько клеток переместить спрайта и создает его траекторию движения. Детскую фантазию ничто не ограничивает: он может перекрасить готового персонажа: например, создать розового кота или зеленую рыбку, нарисовать своего персонажа и придумать для него фон. Проект получается уникальным и нескучным.
Если Scratch Junior подходит для самого начального уровня изучения программирования для детей 1 класса и дошкольников, то её старший «брат» — Scratch, подойдет для ребят с 8 лет.
Визуально эти две среды особо не отличаются, но в Scratch дети узнают более сложные математические и логические термины: модуль числа, округление чисел, учатся получать буквы из слов, убирать одну цифру трехзначного числа. С этими навыками ребенок может создать более сложную игру, добавить синтез речи для персонажей, сделать игру более красочной при помощи видеоэффектов.
Scratch доступна в сети, её можно скачать на ПК и попробовать пройти пару уроков дома самостоятельно. Чтобы все получилось, советуем посмотреть наглядный видеоурок с объяснениями преподавателей школы «Пиксель».
Сейчас программирование для школьников онлайн формата стало стандартным методом обучения. И это еще один плюс занятий в младших классах. Ребенок занимается дома в комфортной обстановке, а родители при этом не тратят время на дорогу до кружка или школы.
Программирование в начальной школе: как стимулировать ребенка к обучению компьютерной грамотности
Награда за старания – собственная игра и мультфильм. Итогом обучения ребенка в школе программирования и робототехники “Пиксель” станет его проект.
- Мультфильм с собственным персонажем или простая игра с анимацией, которую ребенок придумал сам – результат программирования в 1 классе.
- Полноценную игру с визуальными эффектами, говорящим персонажем и продуманной игровой механикой можно создать уже на уроках программирования в 4 классе.
Свой проект ребенок с удовольствием будет показывать одноклассникам, друзьям и родителям. Это будет его достижением и первым этапом к изучению IТ-технологий.
Обучение программированию школьника в начальных классах — это забота о его будущем. Но не таком, где он обязательно должен стать всемирно известным разработчиком и создавать миллионы строк кода. Изучение кода прекрасно тем, что учит не бояться сложных задач и использовать творческий потенциал, развивает пытливый ум, логику, формирует базовые цифровые навыки.
Он может стать аналитиком больших данных, иллюстратором, UX-дизайнером, инженером, агрономом, разработчиком игр. Но в каждой из профессий он преуспеет быстрее и больше, если с детства будет развивать ключевые навыки, которые дает программирование.
Источник: dtf.ru
13. Виды образовательных программ в начальных классах
стоящее время в системе начального образования функционируют разнообразные виды образовательных программ, среди которых наиболее востребованными являются следующие:
Дидактическая система Л.В. Занкова.
Л.В. Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-х годах предыдущего столетия разработал новую дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию школьников.
Основные принципы:
1. Высокий уровень трудности.
2. Ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построение учебных программ.
3. Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях.
4. Осознание школьниками хода умственных действий.
5. Воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы.
6. Гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе.
7. Развитие каждого учащегося класса.
Суть технологии:
— Урок имеет гибкую структуру.
— На уроках организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду, создаются проблемные ситуации.
— Широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов.
— Создаются педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, обстановка для естественного самовыражения ученика.
Дидактическая система Л.В. Занкова акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически. Многие исследователи, однако, считают, что эта система хорошо развивает эмпирическое сознание и недостаточно теоретическое.
Развивающая программа Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.
Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова принципиально отличается от других тем, что акцент в ней делается на формировании теоретического мышления школьников.
Под теоретическим мышлением понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия.
Теоретическое понятие можно усвоить только в ходе дискуссии. Значимыми в этой системе обучения становятся не столько знания, сколько способы умственных действий, что достигается при воспроизводстве в учебной деятельности детей логики научного познания: от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Система начала формироваться с конца 50-х годов, в массовой школе она стала распространяться в 80-х — 90-х годах XX столетия.
Основные принципы:
• дедукция на основе содержательных обобщений;
• теоретическое содержательное обобщение;
• восхождение от абстрактного к конкретному;
Особенности технологии:
— Отрицание концентрического построения учебных программ.
— Непризнание универсальности использования конкретной наглядности в начальной школе.
— Свобода выбора и вариативность домашних заданий, имеющих творческий характер.
— Особенностями урока в данной системе являются коллективная мыследеятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей.
— Допустимым является только проблемное изложение знаний, когда учитель идет к школьникам не с готовым знанием, а с вопросом.
-На первом этапе обучения основным является метод учебных задач, на втором – проблемное обучение.
Обучение по этой системе значительно повышает теоретический уровень образования за счет обучения школьников не только знаниям и практическим умениям, но и научным понятиям, художественным образам, нравственным ценностям. Цель учителя – вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить потребность в познании.
Программа «Гармония» (Н.Б. Истомина, М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, О.В. Кубасова, О.Т.
Поглазова, Н.М. Конышева).
Первой особенностью комплекта «Гармония» является его направленность на преодоление объективно сложившегося разделения традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших свою жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем.
Вторая особенность комплекта находит выражение в методическом воплощении в нем основных направлений модернизации школьного образования (гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, деятельностного и личностно-ориентированного подхода к процессу обучения).
Третьей особенностью комплекта «Гармония» является обеспечение взаимосвязи между подготовкой учителя в вузе и его профессиональной практической деятельностью. Авторы комплекта «Гармония» одновременно являются авторами учебников и учебных пособий, по которым ведется обучение на факультетах подготовки учителей начальных классов в вузах и педколледжах России.
«Гармония» как средство повышения уровня профессиональной компетентности учителя и формирования у него нового педагогического сознания, адекватного современным тенденциям развития начального образования. В этом заключается четвертая особенность учебно-методического комплекта.
Программа «ШКОЛА 2000. » — «ШКОЛА 2100» (Л. Г. Петерсон, Р.Н. Бунеев).
В основу данной образовательной программы положены следующие педагогические принципы.
А. Личностно ориентированные принципы.
1. Принцип адаптивности.
2. Принцип развития.
3. Принцип психологической комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы.
1. Принцип картины мира.
2. Принцип целостности содержания образования.
3. Принцип систематичности.
4. Принцип смыслового отношения к миру.
5. Принцип ориентировочной функции знаний.
6. Принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно-ориентированные принципы.
1. Принцип обучения деятельности.
2. Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.
3. Принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика (зона ближайшего развития).
4. Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.
5. Креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Данные образовательные программы за последнее 10 лет позволили решить следующие задачи:
— сформулирована современная дидактическая система;
— решена проблема преемственности и непрерывности между всеми звеньями образовательного процесса;
— разработана и построена внутри системы методика формирования средствами предметов функциональной грамотности;
— построена система, формирующая информационную грамотность, не только на предмете «Информатика», но сформированы навыки общения с информацией на всех других предметах;
— создан комплект учебников.
Программа «Школа России».
Данная образовательная программа для начальной школы имеет следующие отличительные черты:
1. Сочетает традиционные наработки и новейшие достижения по психологии, педагогике, включает в себя элементы развивающего мышления.
2. Представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых концептуальных основах и имеющее полное программно-методическое обеспечение.
3. Комплект реализует Федеральный компонент содержания образования и охватывает все образовательные области, включая такие инновационные для начальной школы, как информатика и иностранный язык.
4. «Школа России» — школа духовно нравственного развития.
5. Учебно-методическому комплекту приданы такие качества, как фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому, которые должны стать неотъемлемыми характеристиками начальной школы.
6. Дифференциация обучения, развитие личности каждого ребенка, снятие стрессообразующих факторов учебного процесса.
Источник: studfile.net
Методика преподавания математики в начальных классах. Особенности обучения предмету младших школьников
Математику дети начинают изучать с первого класса. Учителю младшей школы нужно привить детям любовь к важному и сложному предмету, а для этого нужны глубокие знания в области современной методики преподавания математики в начальных классах. О том, где и как получить их, читайте в нашей статье.
В младших классах дети изучают арифметику целых чисел и величин, получают общие представления о понятиях алгебры и геометрии. Теория на уроках математики тесно взаимосвязана с практикой. Материал дается отдельными блоками, но связывается с нумерацией чисел, которая исследуется поэтапно. В конце курса дети знакомятся с тысячей.
Параллельно с нумерацией младшим школьникам нужно освоить различные арифметические действия: сложение и вычитание, умножение и деление. К этим блокам математических знаний добавляется материал, включающий сведения о дробях, величинах, основах геометрии и алгебры. Такая методика обучения детей математике в начальной школе является наиболее доступной и эффективной. Сначала дети изучают числа, с которыми они познакомились еще в детском саду. Затем они учатся работать с новыми числами, оперировать ими с помощью разных методов . Таким образом, одновременно идет повтор уже изученного материала и усвоение нового – соблюдается принцип преемственности математического обучения.
Для чего ученикам младших классов математика?
развить у детей способность к интеллектуальной деятельности (логическому и знаково-символическому мышлению), пространственное воображение, математическую речь;
научить младших школьников рассуждать, аргументировать свою точку зрения, различать необоснованные и обоснованные суждения, искать информацию (факты, варианты действий, основания для упорядочения объектов и т. д.);
дать детям начальные математические знания – научить их понимать значения величин и способов их измерения, использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций, решать практические и учебные задачи с помощью средств математики, работать с алгоритмами проведения арифметических действий;
воспитать у детей интерес к математике, стремление пользоваться математическими знаниями в повседневной жизни.
Популярные методы преподавания математики в начальных классах
Чаще всего на уроках математики в младших классах используются следующие метод ы:
Объяснительно-иллюстративный. В этом случае учитель дает образец знания, например, показывает, как решить пример или задачу, и просит детей воспроизвести его, то есть решить такой же пример, такую же задачу самостоятельно.
Частично-поисковый. Этот метод подразумевает частичное участие детей в решении задачи. Учитель расчленяет поставленную задачу на отдельные этапы, часть из которых выполняет сам, а часть поручает ученикам. Например, в сложном примере педагог может показать детям новое для них математическое действие – умножение или деление, а этапы с хорошо знакомыми вычитанием и сложением дать классу для самостоятельного выполнения.
Исследовательский. При использовании этого метода дети под руководством педагога сами ищут пути решения новых для них задач. Для этого учитель предлагает проблемные ситуации, задачи на логику и смекалку и т. д.
Что нужно учитывать при проведении уроков математики в начальных классах?
Объясняя новый материал, учителю нужно связывать его с ранее пройденными темами. Для этого педагог вовлекает учеников в совместную работу, побуждая их воспроизводить имеющиеся знания, опираться на свой прошлый учебный опыт. При этом широко используются иллюстративные таблицы, предметные пособия, дидактический раздаточный материал, чертежи, схемы и другие элементы наглядности.
Методика преподавания математики в начальных классах подразумевает дозированную подачу нового материала. Его разбивают на логически завершенные небольшие части. При выборе педагогических методов учитывают индивидуальные возможности каждого ребенка, доступность учебного материала, наличие технических и наглядных средств обучения .
Где научиться преподаванию математики в начальных классах?
Естественно, если вы окончили педагогический вуз, колледж или техникум и получили квалификацию учителя начальных классов, то вы знакомы и с методикой преподавания математики в 1-4 классах. Но что делать, если вы решили стать педагогом, а образование у вас не профильное? Или вы отучились давно и не работали по специальности, а теперь решили все же пойти в школу и хотите освежить и актуализировать свои знания, познакомиться с текущей редакцией ФГОС НОО? В этом случае рекомендуем пройти дистанционную* программу профессиональной переподготовки:
620 часов (5 мес.)
Квалификация: Учитель начальных классов
15312 руб. 11342 руб.
Отправить заявку
За 5 месяцев она даст вам все необходимые компетенции для работы учителем младших классов, в том числе обучит методике преподавания математики .
В учебном плане программы предусмотрено 60 часов на изучение дисциплины «Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания с учетом требований ФГОС НОО». Она познакомит вас со всеми разделами математики , которые преподаются в младшей школе: основными понятиями математической логики и геометрии, натуральными и целыми числами, нумерацией целых чисел, арифметическими действиями и элементами алгебры, основными величинами и геометрическими фигурами.
Вы узнаете, как обучать детей предмету с учетом актуальной версии ФГОС НОО, как оценивать результаты своей работы. Изучив все темы дисциплины, вы закрепите полученные знания на практике, разработаете план-конспект урока. Такие же блоки предусмотрены и по всем другим предметам программы начальных классов : русскому языку, литературе, естествознанию, дисциплинам эстетического цикла. По окончании курса вы получите диплом о профпереподготовке, с которым сможете устроиться на работу в государственные и частные школы.
Для эффективного обучения детей математике в начальной школе учитель должен хорошо знать программу 1-4 классов, разбираться в требованиях ФГОС НОО, владеть разными методами , технологиями и приемами подачи материала, оценки учебных результатов. Чтобы получить все эти знания и навыки в короткие сроки, пройдите программу профессиональной переподготовки в АНО ДПО «УрИПКиП».
*Форма обучения – заочная. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Заявка на обучение или
консультацию
Заполните форму, и специалист отдела по организации приема свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо!
Ваша заявка принята
Источник: urgaps.ru
Методы обучения в начальной школе
Чем характеризуются? Современные методы обучения в начальной школе рассчитаны на то, чтобы заинтересовать ребенка. Но при этом они должны дать достаточно знаний и навыков, которые необходимы в современной жизни и становятся фундаментом для последующей учебы.
Как выбрать? Прежде чем определить, какой из них наиболее эффективен, нужно познакомиться с классификацией методов, а также узнать их особенности. Конкретный вариант выбирается в зависимости от целей и задач обучения с учетом возраста детей.
Оглавление:
- Особенности использования метода обучения в начальной школе
- Функции и классификация методов обучения
- Словесные методы обучения в начальной школе
- Наглядные методы обучения в начальной школе
- Упражнения, помогающие в обучении
Особенности использования методов обучения в начальной школе
После того как школы перешли на новые учебники, стало особенно явным противоречие между фактическим характером преподаваемого материала и его чрезмерно завышенным объёмом. Всё это вызывает нежелание учеников осваивать ненужный объём знаний, как говорится, только ради учения. Современное образование требует использования новых методов и приёмов обучения в начальной школе.
Учебные предметы должны соответствовать веяниям времени. Важно понимать, что невозможно передать детям все важнейшие достижения науки и научить всему на свете. Эффективные методы образования в начальной школе должны позволять ученикам самим добывать эти знания, а также развивать их умение с помощью различных средств обучения.
Важно сформировать у обучающихся интеллектуальные, коммуникативные и творческие навыки, уместные в жизненных реалиях, а также научное мировоззрение.
Характер преподавания дисциплин тоже изменяется сообразно используемым методам. На первое место встаёт вопрос о том, в каком формате эффективнее всего давать знания, а уже затем – с помощью чего этого можно достигнуть. Поэтому всё большую актуальность сегодня приобретают те образовательные технологии, которые позволяют так организовать работу учеников, чтобы обеспечить развитие их умений и качеств.
Одной из проблем при выборе методов обучения, используемых в начальной школе, является вопрос, как вызвать у школьника постоянный интерес к учёбе, знаниям и стремление к их поиску. Иными словами, данная задача заключается в том, чтобы активизировать познавательную деятельность ученика.
Как стать репетитором
и получать дополнительный
доход до 100 000 рублей в месяц
Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.
Стать репетитором намного проще, чем вам кажется. Главное — правильно организовать учебный процесс. Инструкция поможет вам избежать 90% ошибок, с которыми сталкиваются педагоги, совершая свои первые шаги в сфере образования.
Как стать репетитором
Получить инструкцию бесплатно
Уже скачали 8673 человека
Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.
Давно известно, что до 70 % личностных качеств закладываются в характер человека именно в начальной школе. И это не только базовые навыки, такие, например, как умение читать или писать. Для успешной социализации и профессиональной деятельности современному ребёнку необходимо определённые качества личности и навыки мышления. Одним из главных таких навыков является умение анализировать обстоятельства, выделять из них главное, решать проблемы на основе приобретённого опыта и знаний.
Не менее важными являются способность к самосовершенствованию и умение давать адекватную оценку происходящему, а также быть ответственным и самостоятельным. В современном обществе важно уметь творить и сотрудничать с другими людьми. Учитель прежде всего должен научить школьника мыслить и практически действовать на основе изученной теории, а не только рассказать основы предмета и показать, как это работает.
Установлено, что только 10 % учеников способны в полной мере запомнить и понять то, что они читают. Оставшиеся 90 % школьников наиболее полно усваивают информацию, когда участвуют в реальной деятельности или обсуждают предмет.
Методы обучения в начальной школе – это способы совместной работы преподавателя и учеников, которые направлены на решение образовательно-воспитательных задач, стоящих при получении образования в начальных классах. Необходимо применять различные методы для достижения этой цели, выбирая те, которые будут наиболее эффективны для использования в данной группе.
Методы обучения включают в себя способы и описание того, как организовать деятельность педагога оптимальным образом. В зависимости от целей, поставленных учителем, может быть выбран любой из методов преподавания. Иногда это может быть какой-то определённый приём, а иногда необходима совокупность разных подходов. Методы обучения в начальной школе и их выбор зависят от поставленной перед учителем задачи и личностных качеств учеников.
Подбор метода зависит от ряда нюансов:
- От цели всего урока.
- От конкретного этапа урока.
- От общего содержания обучения.
- От используемых учебных пособий.
- От личностных качеств учителя и его приоритетов.
Функции методов обучения
Правильно подобранные методы обучения выполняют следующие функции:
Является основной в учебном процессе и заключается в передаче знаний, а также в усвоении их учащимися. Эффективность выбранного метода очень легко понять по качеству знаний, умений и компетенций ученика. Если выбранный метод был неподходящим для конкретного учащегося или для всего класса, то в знаниях будут пробелы.
Главная цель обучающей функции состоит именно в том, чтобы чётко подобрать те методы обучения, которые обеспечат выполнение дидактической задачи и раскроют сущность изучаемого материала в полном объеме. Ведущим показателем того, насколько правильно была подобрана методика, является использование учеником полученных знаний для приобретения новых навыков и умений.
Заключается в стремлении вызвать в ученике такие внутренние импульсы, которые смогут его воодушевить и помогут максимально использовать свою волю и внимание для того, чтобы достичь поставленных целей. Для этого учителю необходимо грамотно использовать совокупность приёмов, операции и действий, которые могут вызвать интерес у школьника.
Обычно этому способствует высокий уровень эмоциональности. Он возникает в нестандартных ситуациях, которые вызывают удивление, выглядят парадоксальными или стимулируют исследовательскую деятельность.
Эта функция направлена непосредственно на развитие навыков и умений у учеников. Она предполагает пошаговое увеличение качества знаний, а также постоянное усложнение поставленных задач и развитие от простого к сложному. При правильно подобранной методике происходит развитие познавательных интересов школьников, становление жизненных ценностей, самостоятельности и креативного подхода к решению проблем.
- Воспитательная.
Направлена на формирование характера учащихся и их способности к оценке обстоятельств и событий, а также на выражение собственного отношения ученика к изучаемым явлениям и ситуациям.
Классификация методов обучения в начальной школе
Разные авторы предлагают различные модели систематизации используемых приёмов. Если говорить о современных методах обучения в начальной школе, то можно предоставить следующую классификацию с делением на две группы:
- Метод готовых знаний. В этом случае роль основного источника знаний играет учитель. Ученики заучивают и осознают только ту информацию, которую даёт им преподаватель.
- Исследовательский метод. Представляет собой самостоятельное изучение материала и приобретение знаний на основе ранее полученной теории. В этом случае особенно важна грамотная мотивация учеников.
По классификации М. Н. Скаткина И. Я. Лернера, можно выделить следующие методы обучения в начальной школе по овладению изучаемым материалом в соответствии с характером учебно-познавательной деятельности:
- Объяснительно-иллюстративный. Этот метод основан на получении уже готовых знаний. Учитель может устно объяснять теорию предмета, предлагать обратиться к учебнику, демонстрировать картины или видео по изучаемой теме.
- Репродуктивный. Имеет своей целью формирование умений пользоваться полученными прежде знаниями. При этом преподаватель организует деятельность учеников так, чтобы выявить и оценить их способность к воспроизведению полученных ранее знаний и повторению освоенной деятельности.
- Проблемный. При таком методе учитель предлагает классу определённую проблему, требующую решения. Ученики участвуют в обсуждении и приходят к определенным выводам. Задачей учителя является проконтролировать, чтобы эти выводы соответствовали объективным.
- Частично-поисковый. Представляет собой процесс научного познания, направленный на то, чтобы обучающиеся получили знания, навыки и умения с помощью создания гипотез, решения логических задач или посредством наблюдения. Как правило, реализуется на отдельных этапах обучения.
- Исследовательский. В данном случае учитель выступает в роли организатора поисковой деятельности для самостоятельной работы учеников. Школьники сами должны решить проблему наиболее оптимальным путём.
Существует также классификация методов обучения в соответствии с источником знаний:
- Словесные методы (устное речь или печатное слово).
- Наглядные методы (в роли источника знаний предстают предметы, явления, наглядные пособия).
- Практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения в ходе выполнения практических задач).
Словесные методы обучения в начальной школе
Обычно словесные методы используются для усвоения нового материала и представляют собой объяснение и обобщение. Примером словесных методов могут служить рассказ, беседа, лекция, работа с книгой и прочее.
Рассмотрим в отдельности каждый вид словесной подачи знаний.
Так называют целостную речь учителя, когда он рассказывает о неизвестном ученикам материале. Также этот метод активно используется при повторении узнанных фактов, что помогает закреплять знания и подводить итоги по теме. Изложение может иметь вид объяснения или написания. По сути, оно представляет собой научно-объективное сообщение, имеющие строгие рамки.
Этот вид словесной подачи знаний часто сочетается с наблюдением или беседой, которая происходит в виде диалога. Для того чтобы проверить эффективность данного метода, используется совокупность практических работ и упражнений для учеников.
Представляет собой образное и эмоционально окрашенное изложение учебного материала. Имеет повествовательную или описательную форму. Чаще всего рассказ используется для эффектной подачи знаний по гуманитарным предметам или при изложении биографического материала.
Если учитель грамотно пользуется этим методом, то его повествование будет захватывающим и сможет завладеть вниманием учеников. Это окажет влияние на воображение и креативное мышление школьников, а также увеличит усвояемость знаний.
Этот метод заключается в выстраивании диалога между преподавателем и учениками. При этом педагог задаёт вопросы, подталкивающие школьников к самостоятельным рассуждениям. Таким образом, учитель может проверить усвоение предыдущего материала, а также подготовить учеников к восприятию последующей информации.
В процессе применения такого вида словесной подачи материала обучающиеся используют своё логическое мышление, что приводит к закреплению знаний. Эта методика удобна использовать для повторения уже изученного материала.
- Работа с учебником и книгой.
Традиционный, но не утративший своей актуальности метод обучения. По-прежнему считается одним из важнейших. Методы обучения в начальной школе предполагают работу с книгой под контролем педагога. Постепенно школьники переходят самостоятельному изучению источников информации.
Мы рассмотрели основные типы словесных методов обучения. Не менее важны и наглядные методы обучения.
Наглядные методы обучения в начальной школе
Это методы, при использовании которых ученики получают знания в процессе применения наглядных пособий или технических средств. Младшие школьники склонны мыслить образно, поэтому для них особенно важно использование наглядных материалов. Это позволит лучше запомнить излагаемую информацию. Кроме того, грамотное использование подобного метода развивает воображение и способность к самостоятельному мышлению у школьников.
Обычно наглядные методы сочетаются со словесными и практическими, так как они требуют пояснений и уточнений со стороны преподавателя. Само понятие наглядности неразрывно связано с сенсорным восприятием, то есть со зрительными, слуховыми, обонятельными и другими чувствами.
Необходимо использовать различные виды наглядных средств, подходящие к изучаемому предмету и к конкретной ситуации. Методы обучения в начальной школе предполагают большую вариативность наглядных пособий, включая фотоматериалы, иллюстрации и видеоматериалы.
Источник: solncesvet.ru