УРОВНИ И ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
В Российской Федерации существуют следующие уровни общего образования:
- 1) дошкольное образование;
- 2) начальное общее образование;
- 3) основное общее образование;
- 4) среднее общее образование.
Также установлены следующие уровни профессионального образования:
- 1) среднее профессиональное образование;
- 2) высшее образование — бакалавриат;
- 3) высшее образование — специалитет, магистратура;
- 4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Также выделяют систему дополнительного образования, которая включает:
Разработка основных общеобразовательных программ: правовой аспект
- • дополнительное образование детей и взрослых;
- • дополнительное профессиональное образование.
Такое строение системы образования призвано решить сразу несколько важных задач:
- • создать условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ;
- • предоставить возможность одновременного освоения нескольких образовательных программ;
- • создать условия для учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Следует отметить, что дополнительное образование не входит в структуру уровней образования, поскольку призвано обеспечить дополнительные образовательные потребности граждан, общества и государства. В то же время динамика современного общественного развития, стремительное изменение информационных технологий, новые научные открытия и их внедрение в практику повышают актуальность дополнительного образования, его востребованность широкими слоями населения страны.
Дошкольное образование представляет собой первую, начальную ступень системы образования. Оно преследует цели воспитания детей раннего возраста, охраны и укрепления их здоровья, развития индивидуальных способностей и подготовки детей к обучению в школе.
Общее образование включает три ступени:
- • начальное образование;
- • основное образование;
- • среднее полное образование.
Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие детей, обучение их чтению, письму, счету, основным навыкам учебной деятельности, элементам теоретического мышления, простейшим навыкам самоконтроля, культуры поведения и речи, а также основам личной гигиены и здорового образа жизни.
Начальное общее образование — это база для получения основного общего образования, которое должно создать условия для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Основное общее образование, в свою очередь, является базой для получения среднего (полного) общего образования, а также для начального и среднего профессионального образования.
Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам
Среднее (полное) общее образование нацелено на развитие у обучающихся интереса к познанию окружающего мира, творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. На этой ступени обучения вводятся дополнительные предметы по выбору самого обучающегося в целях реализации его интересов, способностей и возможностей. Таким образом, осуществляется первичная профессиональная ориентация школьников.
Профессиональное образование также состоит из нескольких уровней.
Среднее профессиональное образование готовит специалистов-практиков среднего звена, оно ориентировано на удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования (уровень колледжа и техникума), а также на удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах.
Высшее образование направлено на подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня и может быть получено на базе среднего (полного) образования или среднего профессионального образования.
В современных условиях возможно выделить несколько ступеней высшего образования.
Бакалавриат, который ориентирован на подготовку квалифицированных специалистов-практиков и предполагает обучение, как правило, в течение четырех лет. Лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, присваивается квалификация «бакалавр» и выдается соответствующий диплом о высшем образовании. Условно степень бакалавра можно охарактеризовать как базовое высшее образование. Бакалавры могут продолжить свое обучение в магистратуре.
Специалитет — это привычная для нашей страны система образования. Специалистов готовят для профессиональной деятельности в отдельно взятой отрасли. Срок получения первого высшего образования по программе специалитета (очная форма обучения) составляет, как правило, пять лет. Однако в настоящее время в связи с переходом на болонскую (двухуровневую) систему образования специалитет по большинству специальностей утратил свое значение. В большинстве высших учебных заведений прием на обучение по программам специалитета уже не осуществляется.
Магистратура представляет собой более высокую по сравнению с бакалавриатом ступень образования. Поступать в магистратуру могут лица, уже имеющие диплом о высшем образовании любого уровня. Обучение в магистратуре предполагает получение более узконаправленных знаний, чем на других ступенях высшего образования. Обучение по программам магистратуры лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра, является получением второго или последующего высшего образования. При успешном окончании магистратуры выдается диплом магистра.
Следует отметить, что в действующем Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» нет ни одной специальной статьи, которая была бы посвящена магистратуре.
Новшеством действующего образовательного законодательства является введение еще одного уровня высшего образования — «высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации». К этому уровню относятся программы подготовки научнопедагогических кадров, ординатуры, ассистентуры-стажировки.
Подготовка научно-педагогических кадров осуществляется в первую очередь в аспирантуре. Если раньше аспирантура рассматривалась как последипломное образование, то теперь она стала еще одним уровнем высшего образования, что предполагает и содержательное изменение всех программ обучения.
Докторантура рассматривается как форма подготовки научных кадров и, соответственно, выведена из перечня образовательных программ и уровней образования.
Форма получения образования в самом общем смысле — это способ организации образовательного процесса.
Следует отличать форму получения образования и форму обучения.
Формы обучения зависят от того, в какой форме получается образование:
- • обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, происходит в очной, очно-заочной или заочной форме;
- • обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Таким образом, в рамках образовательной организации существуют очная (дневная) и очно-заочная (вечерняя) формы обучения, а также обучение по заочной форме. Они отличаются объемом аудиторной нагрузки, точнее, соотношением аудиторной нагрузки и самостоятельной работой обучающегося. Наибольшее количество аудиторных часов предусмотрено для обучающихся на очной форме, наименьшее — на обучающихся по заочной форме, при этом общий объем часов по каждой дисциплине сохраняется неизменным.
Существовавшая раньше форма обучения — экстернат — теперь отсутствует. В то же время сохраняется экстернат как способ прохождения промежуточной и итоговой аттестации при самообразовании и семейном образовании.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» выделяются две формы получения образования: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Вопросы и задания для самоконтроля
- 1. Из каких элементов состоит система образования в России?
- 2. В чем проявляется различие между формой получения образования и формой обучения?
- 3. Для каких целей принимаются федеральные государственные образовательные стандарты?
- 4. Что представляет собой образовательная программа?
- 5. В чем отличие магистратуры от бакалавриата?
Литература
- 1. Кирилловых А.А. Новое образовательное законодательство: базовые правовые институты и новации / А.А. Кирилловых // Адвокат. — 2013. -№ 2. -С. 5-19.
- 2. Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография / Л.В. Андриченко, В.Л. Баранков, Б.А. Булаевский [и др. 1; под ред. Н.В. Путало, Н.С. Волковой. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Юриспруденция, 2015.
- 3. Образовательное право: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. А.И. Рожкова. — М.: Юрайт, 2016.
- 4. Оленина Т.Ю. Правовые аспекты структуры системы образования / Т.Ю. Оленина // Юридическое образование и наука. — 2015. — № 4. — С. 25-28.
Источник: studref.com
Прием на обучение по основным общеобразовательным программам
Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, общее образование является общедоступным, а единственным условием допуска к освоению программ дошкольного либо начального общего образования является достижение определенного возраста. Из этого логично вытекает требование
ч. 2 ст. 67 Закона об образовании о том, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Единственной причиной, по которой может быть отказано в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию, является отсутствие в ней свободных мест (ч. 4 ст. 67 Закона об образовании). В этом случае региональные и муниципальные органы управления образованием обязаны решить вопрос об устройстве ребенка в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу общего образования.
Установлено всего лишь два исключения из принципа общедоступности:
- • прием осуществляется на основе индивидуального отбора или конкурса;
- • рассматриваемые программ реализуются в загранучреждениях МИД России, прием в которые проводится только детей определенных категорий родителей (законных представителей) (ст. 88 Закона об образовании).
Согласно ч. 5 ст. 67 Закона об образовании индивидуальный отбор возможен при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения.
Случаи и порядок индивидуального отбора предусматриваются законодательством субъекта РФ, в котором расположена образовательная организация. Исходя из широкого подхода к понятию «законодательство об образовании» в ч. 1 ст. 4 Закона об образовании, следует отметить, что такой порядок и случаи могут быть установлены не только законами субъектов РФ, но и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Однако в случае отсутствия такого нормативного правового акта установление индивидуального отбора на уровне образовательной организации не допускается.
Вторым и последним случаем, когда возможна организация конкурса или индивидуального отбора, является прием либо перевод для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы.
Еще одной особенностью приема в образовательные организации общего образования является закрепление территориального принципа приема. Часть 3 ст. 67 Закона об образовании устанавливает, что правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
Закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями является полномочием органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов и городских округов
(и. 6 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании). В субъектах РФ — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования, в том числе по закреплению образовательных организаций субъектов РФ за конкретными территориями, устанавливаются законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (ч. 2 ст. 9 Закона).
В законодательстве отсутствуют требования, правила или критерии по закреплению территорий за образовательными организациями. Соответственно, этот вопрос решается уполномоченными органами по своему усмотрению. В практике деятельности данных органов, как правило, рассматриваемая территория устанавливается следующим образом:
- • предельно точное определение закрепленной территории вплоть до конкретных улиц и домов, и даже подъездов;
- • ограничение закрепленной территории границами конкретных поселений или населенных пунктов, внутригородских районов, расположенных в пределах муниципального района или городского округа;
- • закрепленной территорией являются границы муниципального района или городского округа.
Два последних варианта, как правило, наиболее характерны для дошкольных образовательных организаций либо для общеобразовательных организаций, реализующих программы повышенного уровня.
Таким образом, лица, проживающие на закрепленной за образовательной организацией территории, пользуются преимущественным правом приема в нее по сравнению с лицами, на данной территории не проживающими. Этот вывод подтверждается, например, установленными п. 14 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32, сроками приема заявлений в первый класс. Данный срок для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 феврачя и завершается не позднее 30 июня текущего года. Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года. В случае если прием в первый класс всех детей, проживающих на закрепленной территории, закончен, то возможно осуществлять прием детей, не проживающих на закрепленной территории, ранее 1 июля.
При приеме на свободные места детей, не проживающих на закрепленной территории, преимущественным правом обладают дети граждан, имеющих право на первоочередное предоставление места в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ (и. 16 указанного Порядка).
Следует подчеркнуть, что территориальные правила очередности приема не нарушают принципа общедоступности общего образования, так как государственные и муниципальные органы власти обязаны в любом случае обеспечить лицо, имеющее право на получение общего образования, местом в соответствующей образовательной организации. Данное требование обеспечивается следующим:
- • созданием соответствующей сети образовательных организаций, расположенных в пешеходной доступности [1] ;
- • осуществлением подвоза обучающихся;
- • созданием интернатов при общеобразовательных организациях для обучающихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий.
Также территориальный принцип приема не нарушает закрепленное в п. 1 ч. 3 ст. 44 Закона об образовании право родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, для своих детей. В принципе, родители могут выбрать для своих детей любую такую организацию, реализующую соответствующие образовательные программы, при следующих условиях:
- • заявление о приеме подается после 1 июля текущего года либо ранее, если прием всех проживающих на закрепленной территории детей закончен;
- • приняты все дети, проживающие на закрепленной за организацией, осуществляющей образовательную деятельность, территории, родители которых выразили желание об их обучении в ней;
- • в организации, осуществляющей образовательную деятельность, остались свободные места.
Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам общего образования в п. 9 также установлен перечень документов, необходимых для приема в первый класс:
- • личное заявление родителя (законного представителя) ребенка;
- • документ, удостоверяющий личность родителя (законного представителя);
- • оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя;
- • свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории (детей, проживающих на закрепленной территории).
При приеме для получения среднего общего образования представляется аттестат об основном общем образовании установленного образца (п. 11 указанного Порядка).
Следует отметить, что в данном перечне отсутствуют документы о состоянии здоровья ребенка. Более того, в рассматриваемом порядке установлен прямой запрет на требование предоставления других документов в качестве основания для приема детей.
- [1] Пешеходная доступность определяется в соответствии с п. 2.4—2.5 СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обученияв общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФот 29.12.2010 № 189.
Источник: studme.org
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее — отношения в сфере образования).
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ)
3) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
4) уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
5) квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;
6) федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 232-ФЗ)
7) образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию (бакалавриату, специалитету, магистратуре, подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки) по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 30.12.2020 № 517-ФЗ)
8) федеральные государственные требования — обязательные требования к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и дополнительным предпрофессиональным программам, устанавливаемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом; (В редакции Федерального закона от 30.12.2020 № 517-ФЗ)
81) требования, устанавливаемые образовательными организациями высшего образования, — обязательные требования к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), устанавливаемые образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации (далее — самостоятельно устанавливаемые требования); (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 30.12.2020 № 517-ФЗ)
11) общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;
12) профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;
13) профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);
14) дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;
15) обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу;
16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
17) образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ;
18) образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
19) организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
21) педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;
22) учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;
23) индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
24) практическая подготовка — форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы; (В редакции Федерального закона от 02.12.2019 № 403-ФЗ)
26) средства обучения и воспитания — приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;
27) инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
28) адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
29) качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
30) отношения в сфере образования — совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;
31) участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;
32) участники отношений в сфере образования — участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;
33) конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
34) присмотр и уход за детьми — комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
35) просветительская деятельность — осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 05.04.2021 № 85-ФЗ)
Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная
Источник: www.kremlin.ru
Образовательная программа школы: вопросы и ответы
Как трактуется понятие « образовательная программа школы» в нормативных документах?
В статье 2 Федерального закона № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» специальные определения получают термины « образовательная программа», «примерная основная образовательная программа», «учебный план».
Статья 12 данного закона гласит: «5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное», «7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ( за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ».
Статья 28 данного закона отмечает: «Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам». И далее в этой статье читаем: «К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся… разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации».
Таким образом, в законе даны четкие определения образовательных программ и закреплена высокая степень самостоятельности образовательных организаций в процессе их разработки и утверждения. Последнее предельно конкретно выражено и в статье 13: «Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Что может пониматься под образовательной программой школы?
Вопрос не случайно задан именно в такой формулировке. Дело в том, что обычно, произнося словосочетание « образовательная программа школы», имеют в виду документ с таким наименованием, но мы уверены, что это толкование не только не является единственно возможным, но и не отражает самого главного в образовательной программе.
Образовательная программа школы как документ ( при всей ее несомненной важности) — это всего лишь инструмент осуществления реальной образовательной программы, результатом которого являются не исписанные страницы и отметки в журналах, а реальные качества выпускника школы, его обученности, воспитанности, психического развития, здоровья, его личность в целом. Образовательная программа школы в таком ее понимании не пишется, а реализуется, проживается, присваивается школьником вместе с педагогами в напряженной повседневной учебной и другой деятельности, общениях
Такая образовательная программа школы есть важная составляющая самой главной образовательной программы — образовательной программы Жизни, которую каждый из нас « проходит», начиная с младенчества и воспитания в семье и заканчивая последними своими годами. Ясно, что часть жизненной образовательной программы, приходящаяся на школу, — одна из важнейших и решающих. Но все более понятно, что она далеко не единственная, даже в школьные годы. И даже если сводить образование к учению, то и оно сегодня может идти вне формальной системы образования и школы: открытое и неформальное образование развивается во всем мире быстрыми темпами, равные права с образованием в школе получает семейное образование.
Сможет ли школа построить и реализовать такую образовательную программу, которая поможет создать основы и стратегические ориентации личности в ходе образования через всю жизнь — вопрос не только и не столько техники составления документа по имени « образовательная программа школы», сколько вопрос цели и смысла работы всех педагогических коллективов.
Как же соотносятся эти два разных понимания образовательной программы школы и какие вопросы в связи с этим возникают? Ясно, что реальная образовательная программа школы намного шире, чем-то, что обычно описывается в документе с таким названием, и это « расширение» связано с тем, что школьная жизнь намного больше, чем специально планируемые учебные занятия и воспитательные мероприятия. В ней ( кстати, как вне сферы организованных образовательных воздействий, так и внутри ее) есть очень много не формализуемых, а зачастую и не учитываемых педагогами влияний на личность, которые тем не менее являются крайне важными и значимыми для ее ( личности) образования.
Нужно ли все их включить в текст образовательной программы школы? Это и невозможно, и не нужно. Но если эти скрытые образовательные воздействия важны, то в образовательной программе школы можно описать не только традиционный образовательный процесс, но и важнейшие характеристики школьной образовательной среды, уклада жизни, школьной организационной культуры.
И, что не менее важно, хотя и непривычно, раскрыть важнейшие для данной школы виды деятельности, в которые педагоги на разных возрастных ступенях намерены вовлекать учащихся для достижения заявляемых приоритетов, ценностей и целей образования через проживание соответствующего опыта. А уже из этого спектра вывести в дальнейшем изложении образовательной программы школы те составляющие номенклатуры образовательной деятельности, которые будут оказываться школой в текущем учебном году. И, конечно, речь идет о том, что в современном понимании образовательной программы школы никак не проходит суженное понимание образования, образовательной деятельности только как раскрытия учебной составляющей школьной жизни.
Итак, можно говорить и нужно думать об образовательной программе школы на разных уровнях:
Каковы сходства и различия между образовательной программой и программой развития школы?
Образовательная программа и программа развития школы как стратегические документы имеют ряд важных сходств, о которых не следует забывать, увлеченно ища из различия.
К важнейшим различиям между образовательной программой и программой развития школы мы относим следующие.
- Образовательная программа — это документ, отражающий текущую номенклатуру осуществляемых школой видов образовательной деятельности, а программа развития школы, помимо прочего, описывает завтрашние цели образования и способы их достижения.
- Образовательная программа отражает функционирование образовательной системы школы, включая и те инновации, которые уже вошли в школьную жизнь. Программа развития школы не может не быть акцентированной на инновациях, она, прежде всего, содержит план осуществления будущих инноваций, приводящих школу в новое состояние. Программа развития школы — план не столько образовательной, сколько инновационной деятельности.
- 3. Программа развития школы имеет своим предметом целостную образовательную организацию, взятую в единстве своих образовательной, обеспечивающей, управленческой, инновационной подсистем, в то время как образовательная программа центрирована на образовательной подсистеме как самой главной и самой интересной для потребителей.
Образовательная программа может быть инновационной, причем это еще отнюдь не делает ее программой развития школы. Возможными проявлениями инновационности образовательной программы могут быть:
Заметим, что возможность и желательность инновационности образовательной программы не следует понимать как ее должное и обязательное качество. Может быть инновационной не значит должна! Но в любом случае образовательная программа должна соответствовать современным требованиям.
Другие статьи
Из этого номера
- Из этого номера
- Выбор редакции
Источник: direktoria.org