Два обстоятельства, сложившиеся в области педагогики к 70-80-м годам, породили еще одно направление поиска в дидактике— оптимизацию процесса обучения. Во-первых, уже были исследования по алгоритмизации обучения, программированному и проблемному обучению, обобщен липецкий опыт по совершенствованию обучения. Во-вторых, к этому времени уже состоялись существенные разработки по общей теории оптимального управления (раздел кибернетики). И еще одно: скорее всего, не психолого-педагогический, а идейно-политический лозунг «Школа без второгодников!», утвердившийся уже к тому времени в стране, и подсказали мысль об исследовании этой проблемы.
Свернуть
Что представляет собой оптимизация
Оптимизация (от лат. optimus — «наилучший») в общем виде означает выбор наилучшего, самого благоприятного варианта из множества возможных условий, средств, действий и т.п. Если оптимизацию перенести на процесс обучения, то она будет означать выбор такой его методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях.
Технология обучения в сотрудничестве
Оптимизация достигается не одним каким-то хорошим, удачным методом. Речь идет о сознательном, обоснованном выборе учителем одного из многих возможных вариантов.
Критерии оптимальности методики учебного процесса
Чтобы оценить оптимальность (или неоптимальность) методики учебного процесса, надо определить ее критерии. Ю.К. Бабанский и М.М. Поташник выделили 4 критерия.
1. Максимально возможные результаты в формировании знаний, учебных умений и навыков.
2. Минимально необходимые затраты времени учащихся и учителей на достижение определенных результатов.
3. Минимально необходимые затраты усилий на достижение определенных результатов за отведенное время.
4. Минимальные, по сравнению с типичными, затраты средств на достижение определенных результатов за отведенное время.
Говоря обобщенно, учебный процесс будет оптимальным, если его результат высокий и достигается в короткий срок с минимальными усилиями учащихся и учителей.
Подбор оптимальных форм и методик
Оптимизация учебного процесса предполагает выбор оптимальных форм и методов. При всем их разнообразии нельзя утверждать, что какой-то метод или форма самые лучшие, так сказать, без «изъянов». Дело в том, что один метод будет оптимальным при одних конкретных условиях, но не лучшим — при других. Другой метод лучше проявит себя в иных условиях и окажется неудачным в первой ситуации.
Ю.К. Бабанский, И.Т. Огородников с коллегами и другие ученые исследовали сравнительные возможности (эффективность) разных методов обучения при решении основных образовательных задач. Так, Ю.К. Бабанский полагает, что словесные методы обучения успешнее других решают задачи по формированию теоретических и фактических знаний, словесно-логического мышления и речи.
Но эти же методы слабо решают задачи формирования практических и трудовых умений, наглядно-образного мышления, его самостоятельности, хотя при этом достигается быстрый темп обучения. Учебные дискуссии успешно формируют теоретические знания, словесно-логическое мышление, самостоятельность мышления, речь, познавательный интерес, развивают навыки учебной работы, волю, эмоции, но темп обучения медленный. Таким же образом анализируются и оцениваются возможности 12 других методов по 13 параметрам. И готовясь к уроку, преподаватель учитывает разные условия учебного процесса: цель урока, особенности содержания учебного материала и т.д. — для каждого этапа урока отбирает оптимальный метод.
Образование не нужно
Исследователи не считают оптимизацию особым методом или приемом обучения. Это целенаправленный (не стихийный или случайный) отбор и выбор методов для конкретного учебного занятия.
Этапы проектирования оптимального варианта обучения по Ю.К. Бабанскому
Проведя экспертную оценку работы учителей-мастеров, Ю.К. Бабанский предложил ряд этапов проектирования оптимального варианта обучения.
1. Формулирование задач обучения.
2. Отбор и конкретизация содержания обучения.
3. Выбор наилучшего сочетания форм обучения для данных условий.
4. Выбор рационального сочетания методов обучения.
5. Составление оптимального плана обучения.
6. Максимально возможное улучшение условий для реализации плана обучения.
7. Реализация избранного плана обучения.
8. Анализ оптимального решения поставленных задач.
Надо сказать, что Ю. К. Бабанский в предыдущей монографии назвал лишь 6 этапов действий учителя, хотя общие комментарии в той иной монографии совпадают. Нам кажется, указанный вариант более понятен педагогу-практику, поэтому именно его и приводим.
Оптимизация процесса обучения предполагает и учет особенностей интеллектуального развития школьника, его общеучебных умений и способностей. В зависимости от этого уровень учебных достижений у разных учащихся будет неодинаковым. При оптимизации обучения предполагается, что каждый школьник достигает возможно высшего для себя уровня.
Таким образом, оптимизация процесса обучения синтезирует различные формы и методы в определенном сочетании, каждый раз наилучшим образом для конкретной ситуации.
Похожие записи:
- Коллективная учебно-познавательная деятельность учащихся (КУПД)
- Чем занять ребёнка: дома, на улице, в дороге
- Игрушки для детей от 2 до 3 лет
- Делаем ёлочные игрушки с ребёнком
Источник: paidagogos.com
Вопрос 2. Программированное обучение
и) вариативность темпа изучения учебного материала (обеспечение для отдельных учеников возможности ускоренно и углубленно изучить и темы и пройти контроль, и т.п.).
2. Уровневая дифференциация: школьники обучаются по одной программе, но имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований. Обычно выделяют три уровня:
– базовый уровень, определенный программой и учебником минимум ЗУН, достижение которого обязательно для всех учащихся класса;
– средний (продвинутый) уровень: ученики усваивают некоторые выходящие за рамки программы и учебника дополнительные сведения;
– высокий уровень: дополнительные сведения, углубляющие знания учащихся по предмету, решение задач повышенной сложности.
Включая в урок элементы дифференцированного обучения, учитель должен соблюдать следующее правило: внутренняя дифференциация не должна быть явной. При этом учитель должен быть сдержанным в похвале сильных учеников и постоянно поощрять слабых.
Стабильные группы, профильные классы, потоки и школы с тем или иным уклоном (профилем) создаются на основе определенных критериев, таких как интересы, склонности, способности, достигнутые результаты, проектируемая профессия.
Внешняя дифференциация может быть ранней и начинаться с I класса (ИЗО, музыка, иностранные языки), а может начинаться только в старших классах (профиль предполагаемой трудовой деятельности – физико-математические, естественнонаучные, гуманитарные, искусствоведческие, кадетские, педагогические и другие классы).
Разновидности внешней дифференциации:
1. Селективная (жесткая) система (выбор учеником класса или учебного заведения с углубленным изучением цикла предметов). Следствием является формирование однородных классов или потоков в параллели классов (продвинутый, средний, низкий), выделение учреждений образования повышенного уровня – гимназий, лицеев.
Одним из вариантов внешней дифференциации является профильная дифференциация, когда создаются классы, в которых наряду с общеобразовательными предметами преподаются отдельные предметы прикладной или профессиональной направленности. В настоящее время в Беларуси в каждом районе имеются школы с профильными классами.
2. Элективная (мягкая) система (свободный выбор учебных предметов при наличии инвариантного ядра образования).
Характерной чертой учебных планов старших ступеней средних школ Запада является наличие предметов по выбору (элективных). В школах стран Западной Европы их число сравнительно невелико, поскольку каждая секция (отделение) имеет определенный набор предметов, который не оставляет учащимся больших возможностей для выбора дополнительных курсов. Элективная программа здесь ограничена 3–4 предметами и включает обычно иностранный язык, музыку, изобразительное искусство, машинопись.
Весьма обширна программа элективных предметов в школах США. Учащиеся старших классов могут выбирать от 2 до 4 предметов. Особенно большую свободу выбора допускает общее отделение (профиль), где программа обучения весьма неопределенна.
Школы предлагают на выбор более 100 курсов, среди которых разнообразные курсы эстетического цикла (лепка, рисование, пение, музыка, танцы, ритмика и т.д.), практического цикла (машинопись, автодело, косметика, стенография и др.). Элективными являются многие академические предметы. Учащиеся могут выбирать повышенные курсы биологии, химии, математики, изучать новые курсы, не входившие в школьные программы: антропологию, социальную психологию, морскую биологию и т.п. Изучение последних стало возможным благодаря внедрению в школы новейших технических средств, в первую очередь учебного телевидения.
Отбор учащихся в условиях дифференцированного обучения может быть двух видов:
1. Детерминированный отбор (администрация учреждения образования и педагоги, изучив особенности учащихся, сами определяют уровень или профиль обучения. Детерминированный отбор происходит на основе определенных критериев и диагностических процедур (тестирование, выявление склонностей к тому или иному виду деятельности, комплексная психолого-педагогическая диагностика).
2. Демократический отбор (право выбора предоставляется самому учащемуся и его законным представителям).
Программированное обучение сводится к строгой систематизации учебного материала, а сам процесс обучения – к систематизации действий учащихся. Еще одна важная черта программированного обучения – постоянная обратная связь. В программированном обучении ученик не может при изучении учебного материала сделать следующего шага, если он не усвоил предыдущего материала.
Программированное обучение возникло на основе сочетания психолого-педагогических наук и кибернетики (науки, изучающей проблемы оптимального и целенаправленного управления сложными системами или процессами). В качестве концептуальной основы программированного обучения выступает кибернетическая теория управления.
Процесс обучения, с точки зрения кибернетики, относится к типу очень сложных динамических систем. Действие этой системы обусловлено управляющей деятельностью учителя. Объект управления – это познавательная деятельность учащихся. Управление в обучении состоит в обеспечении оптимального перехода динамической системы в заданное программное состояние. Для управления познавательной деятельностью учащегося учитель должен постоянно по каналам обратной связи получать информацию о том состоянии, в котором находится учащийся, а также о результатах своих управляющих воздействий.
Важнейшая часть программированного обучения – это обучающая программа, понимаемая как упорядоченная последовательность заданий, передаваемых с помощью обучающей машины (компьютера) или программированного учебника. Содержание образования в программированном обучении перерабатывается в последовательность логически законченных доз учебного материала.Каждая такая доза называется шагом программы. Каждый шаг состоит из более мелких доз, называемых кадрами. Вся информация в кадрах формулируется предельно коротко и ясно.
Все многообразие кадров делится на три основные группы:
1) кадры, содержащие текстовую или текстографическую информацию;
2) кадры, содержащие вопросы по учебному материалу или учебные задания;
3) кадры с эталонами ответов (кадры обратной связи).
Процесс переработки учебного материала в шаги и кадры для программированного обучения получил название программирования.
Другой неотъемлемый компонент технологии программированного обучения – это систематический программированный контроль и самоконтроль в форме тестирования по каждому кадру и каждому шагу обучающей программы. К следующему кадру и к следующему шагу переходят те учащиеся, которые успешно прошли контроль по содержанию предыдущего.
В зависимости от особенностей содержания учебного материала, наличия кадров и функциональных связей между ними различают обучающие программы трех типов: линейные, разветвленные и комбинированные.
В линейных программах (их автором является Б.Ф. Скиннер) кадры внутри шага и сами шаги программы располагаются последовательно один за другим, как бы в линию. Учебный материал расположен в строгой логической последовательности и подается небольшими порциями. Кадры обратной связи сигнализируют ученику о том, насколько успешно идет усвоение материала. О своих ошибках ученик узнает путем сравнения своих ответов с эталоном.
Общий недостаток линейной системы состоит в обилии мелких незначительных вопросов, необходимости отвечать на каждый из них. Отсюда утомляемость, понижение продуктивности труда учащихся. Не учитывается разный уровень развития учащихся.
В разветвленных программах после каждого кадра вводится несколько кадров обратной связи, обеспечивающих дифференциацию работы учащихся. На каждый вопрос предлагается несколько готовых ответов (обычно 3–5), из которых только один верный, а остальные неточные или неполные, но правдоподобные, и выявляют наиболее вероятные причины ошибок в системе рассуждения учащихся.
Создателем первых разветвленных программ является Н.А. Кроудер, однако следует также вспомнить обучающий автомат Пресси (США, 1926): на столе учащегося 4 кнопки; ученик нажимает кнопку правильного ответа.
На основании предвидения ошибочного хода рассуждений учащихся авторы программированных учебников заранее составляют дополнительные разъяснения, которые могут потребоваться учащимся, совершившим одну из предполагаемых ошибок. Иногда эти разъяснения дополняются новыми заданиями, имеющими целью более прочное усвоение изучаемого материала.
Разветвленная программа позволяет индивидуализировать обучение. Если ученик хорошо подготовлен и выбирает правильные ответы, он быстро продвигается вперед, переходя без задержек от одной порции информации к другой. При неверном ответе ученик будет продвигаться медленнее, но зато получать дополнительные разъяснения своих ошибок и устранять пробелы в знаниях (см.: рисунок).
Рисунок – Алгоритм отработки учебного материала при программированном обучении (с помощью обучающей машины) 1
Линейная и разветвленная программа имеют свои достоинства и недостатки. Поэтому при составлении программированных пособий целесообразнее пользоваться комбинированной системой.
Комбинированная (смешанная) программа позволяет сочетать преимущества структурной простоты учебника, построенного по линейному принципу, с более высокой степенью индивидуализации обучения, обеспечиваемой принципом разветвленного программирования.
Выделяют две разновидности программированного обучения по применяющимся средствам: безмашинное и машинное.
Средства безмашинного программирования:
1) программированные учебники, обеспечивающие управление всеми этапами познавательной деятельности учащихся;
2) программированные сборники задач и упражнений, предназначенные для закрепления знаний и выработки навыков и умений;
3) программированные дополнения к действующим учебникам, помогающие организовать самостоятельную работу учащихся.
1 Рисунок заимствован нами из книги: Лекции по педагогике / Под общ. ред. С.А. Умрейко [и др.]. Минск, 1970.
При безмашинном контроле задания могут быть стандартизированными и нестандартизированными, простыми и сложными, включать один или несколько вопросов. При этом ученик может работать с несколькими типами заданий. Ответ может быть кодированным в виде цифр или представлять собой слово, краткое высказывание, термин, формулу.
Средства машинного программирования (обучающие машины):
1) обучающие машины, выполняющие все дидактические функции;
2) машины-«репетиторы», позволяющие организовать контроль знаний;
3) машины-«экзаменаторы», контролирующие результаты обучения.
Программированное обучение в гармоническом сочетании с традиционной методикой способствует систематической повседневной работе учащихся, вырабатывает полезную привычку своевременно и аккуратно выполнять домашние задания, значительно активизирует их мышление и познавательную деятельность.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Принципы программированного обучения (по В.П. Беспалько)
Программированное обучение возникло в начале 50-х годов XX в., когда американский психолог Б.Скиннер предложил повысить эффективность управления усвоением материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и их контроля. Впоследствии Н.Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали ученику различный материал для самостоятельной работы. Дальнейшее развитие технологии программированного обучения будет зависеть от разработки путей управления внутренней психической деятельностью человека.
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: социогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская.
По ориентации на личностные структуры: ЗУН.
По характеру содержания и структуры: проникающая.
По типу управления: программная.
По организационным формам: классно-урочная, групповая, индивидуальная.
По подходу к ребенку: помощь.
По преобладающему методу: репродуктивная.
По направлению модернизации: эффективная организация и управление.
По категории обучаемых: любые.
Целевые ориентации
• Эффективное обучение на основе научно разработанной программы.
• Обучение, учитывающее индивидуальные данные ребенка.
Концептуальные основы
Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности
Принципы программированного обучения (по В.П. Беспалько)
Первым принципом программированного обучения является определенная иерархия управляющих устройств.
Термин «иерархия» означает ступенчатую соподчиненность частей в каком-то целостном организме (или системе) при относительной самостоятельности этих частей. Поэтому говорят, что управление таким организмом или системой построено по иерархическому принципу.
Уже структура технологии программированного обучения свидетельствует об иерархическом характере построения ее управляющих устройств, образующих, однако, целостную систему. В этой иерархии выступает в первую очередь педагог, управляющий системой в наиболее ответственных ситуациях: создание предварительной общей ориентировки в предмете, отношение к нему, индивидуальная помощь и коррекция в сложных нестандартных ситуациях обучения.
Сущность второго принципа — принципа обратной связи вытекает из кибернетической теории построения преобразований информации (управляющих систем) и требует цикличной организации системы управления учебным процессом по каждой операции учебной деятельности. При этом имеется в виду не только передача информации о необходимом образе действия от управляющего объекта к управляемому (прямая связь), но и передача информации о состоянии управляемого объекта управляющему (обратная связь).
Обратная связь необходима не только педагогу, но и учащемуся; одному — для понимания учебного материала, другому — для коррекции. Поэтому говорят об оперативной обратной связи. Обратная связь, которая служит для самостоятельной коррекции учащимися результатов и характера его умственной деятельности, называется внутренней. Если же это воздействие осуществляется посредством тех же управляющих устройств, которые ведут процесс обучения (или педагогом), то такая обратная связь называется внешней. Таким образом, при внутренней обратной связи учащиеся сами анализируют итоги своей учебной работы, а при внешней это делают педагоги или управляющие устройства.
Третий принцип программированного обучения состоит в осуществлении шагового технологического процесса при раскрытии и подаче учебного материала. Выполнение этого требования позволяет достичь общепонятности обучающей программы.
Шаговая учебная процедура — это технологический прием, означающий, что учебный материал в программе состоит из отдельных, самостоятельных, но взаимосвязанных, оптимальных по величине порций информации и учебных заданий (отражающих определенную теорию усвоения знаний учащимися и способствующих эффективному усвоению знаний и умений). Совокупность информации для прямой и обратной связи и правил выполнения познавательных действий образует шаг обучающей программы.
В состав шага включаются три взаимосвязанных звена (кадра): информация, операция с обратной связью и контроль.
Последовательность шаговых учебных процедур образует обучающую программу — основу технологии программированного обучения.
Четвертый принцип программированного обучения исходит из того, что работа учащихся по программе является строго индивидуальной, возникает естественное требование вести направленный информационный процесс и предоставлять каждому учащемуся возможность продвигаться в учении со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна, а в соответствии с этим возможность приспосабливать и подачу управляющей информации. Следование принципу индивидуального темпа и управления в обучениисоздает условия для успешного изучения материала всеми учащимися, хотя и за разное время.
Пятый принцип требует использования специальных технических средств для подачи программированных учебных материалов при изучении ряда дисциплин, связанных с развитием определенных черт личности и качеств учащихся, например, хорошей реакции, ориентировки. Эти средства можно назвать обучающими, так как ими моделируется с любой полнотой деятельность педагога в процессе обучения.
Виды обучающих программ
• Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию.
• Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная ин формация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации.
• Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изме нять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, по собиям и т.д.
Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются только путем использования специальных технических средств, в частности, компьютера, работающих по программе поиска наивыгоднейшего режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия.
В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (дается другой вариант) на основе одного (последнего) ответа ученика. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.
• Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.
Алгоритм. Пошаговые программы породили алгоритмизацию обучения — составление учебных алгоритмов. Алгоритм в дидактике — это предписание, определяющее последовательность умственных и/или практических операций по решению задач определенного класса. Алгоритм является как самостоятельным средством обучения, так и частью обучающей программы.
Как разновидность идей программирования в обучении возникает блочное и модульное обучение.
Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы, предусматривающие гарантированное усвоение определенного темой материала:
— тестово-информационный (проверка усвоенного);
— коррекционно-информационный (в случае неверного ответа — дополнительное обучение);
— проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний;
— блок проверки и коррекции.
Изучение следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность.
Модульное обучение (как развитие блочного) — такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.
Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.
Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:
• точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
• банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;
• методическое руководство по достижению целей;
• практические занятия по формированию необходимых умений;
• контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
Общая система знаний и качеств личности представляется как иерархия модулей.
Система контроля и оценки учебных достижений — рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.
Объединение идеи модулей с технологией проблемного обучения дает гибкую технологию проблемно-модульного обучения (М.А.Чошанов); она разрабатывается в основном для высшей школы, но может быть применена и в средней.
Еще одним вариантом программированного обучения является технология полного усвоения знаний.После определения диагностично поставленных целей по предмету материал разбивается на фрагменты — учебные элементы, подлежащие усвоению. Затем разрабатываются проверочные работы по разделам (сумме учебных элементов), далее организуется обучение, проверка — текущий контроль, корректировка и повторная, измененная проработка — обучение. И так до полного усвоения заданных учебных элементов и тем, разделов, предмета в целом.
Литература
1. БергА,И. Кибернетика и обучение // Природа. -1966. — №11.
2. Беспалъко В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.
3. Беспалъко В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. — М.,1971.
4. Беспалъко В.П. Элементы теории управления процессом обучения. — М.,1971.
5. Гальперин ПК. К теории программированного обучения. — М.,1967.
6. ЛандаЛ.Н. Алгоритмизация в обучении. — М.: Просвещение, 1966.
7. Молибог А.Г. Программированное обучение. — М., 1967.
8. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. — М.: РПА, 1996.
9. Пеннер Д. И. и др. О методике составления программированных заданий // Физика в школе. -1973. — № 2
10. Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образования //’ Советская педагогика. -1991. — №3.
11. Селевко Г.К. Задания для машинного программированного контроля знаний. -Ярославль, 1982.
12. Селевко Г.К. Сборник задач и упражнений для повторения курса физики. — Ярославль, 1972.
13. Талызина Н.Ф. Контроль и его функции в учебном процессе // Советская педагогика. -1989. — №3.
14. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — МГУ, 1975.
15. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. — М., 1988.
16. Третъяков ПИ., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. — М.: Новая школа, 1997.
17. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. — М.: Народное образование, 1996.
Источник: poisk-ru.ru