Обучение по образовательной программе что это

Типичные представления об учебной и образовательной программах

В отличие от учебной образовательная программа носит индивидуализированный характер. Она должна быть гибко приспособлена к познавательным возможностям ученика, динамике его развития в процессе обучения. В ней обязательно должны учитываться индивидуальная избирательность школьников к содержанию, виду и форме учебного материала и характер познавательной мотивации (учебные интересы, их направленность).

Она должна быть построена так, чтобы способствовать выявлению и структурированию субъектного опыта ученика, его согласованию с социально-значимым опытом.

Образовательная программа должна в своей структуре предусматривать возможность выбора учеником той формы учебного материала, с которой ему легче, удобнее, привычнее работать. Кроме того само описание программы тоже может строиться по-разному. В программе должны предусматриваться варианты материала (заданий), создающие возможности при проработке одного и того же содержания (например, в биологии — внутреннее строение пресноводных рыб) пользоваться разными формами его изложения (словесное описание, наглядный рисунок, схематическое изображение, таблица).

Видеопрезентация базовой образовательной программы «Специалист по маникюру» (очное обучение)

организации научной информации, приемам ее использования, правилам преобразования и т.п.

Различия учебной и образовательной программ

Организация информации, подлежащей усвоению (системная, научная, интегрированная, дифференцированная)

Изложение отобранных для усвоения ЗУНов; определение эталонов их усвоения

Предоставление информации, разнообразной по содержанию, виду и форме для обеспечения выбора ее учениками

Раскрытие субъектного опыта ученика; согласование его содержания с научными знаниями

Выявление и развитие личностной избирательности ученика к содержанию программного материала

В образовательной программе должны содержаться две взаимосвязанные системы знаний: 1) о предметной действительности; 2) о содержании и последовательности осуществления умственных приемов (действий), обеспечивающих овладение научными знаниями о предметной действительности.

«В знаниях первого рода отражаются научные сведения о предметах, фактах, явлениях в их связях и отношениях. В знаниях второго рода зафиксирован путь, метод получения этих знаний в опыте познания человечества» [4; 17]. Наличие в образовательной программе метазнаний обеспечивает не только ее развивающий эффект, но и способствует становлению исследовательского мышления ученика, что соответствует природе его активной жизнедеятельности.

В образовательной программе содержится не только совокупность знаний, подлежащих усвоению, но и предусматривается возможность проявления личностной избирательности ученика к заданному программой содержанию. В такой программе представлен не набор сведений и операций в виде продукта, доступного для передачи от одного носителя к другому, а сами процессы деятельности, в которых эти сведения порождались, употреблялись и преобразовывались. Раскрытие не только знаний, но и способов их получения, видоизменения — важная особенность образовательной программы в отличие от учебной, транслирующей в основном готовые знания.

Рабочая программа воспитания в ДОО: организация физического воспитания и физического развития дошков

Перемещение акцентов при разработке программы с изложения результатов познания на процесс осуществления познавательной деятельности, как индивидуальной деятельности учения, позволяет преодолеть объективно обезличенный репродуктивный характер построения программы, ограниченный усвоением содержащейся в ней научной информации и перейти к конструированию программы, способствующей развитию личности с учетом имеющихся у нее ценностей, смыслов, значений, характерным для нее опытом восприятия мира вещей и людей, опытом творчества на основе уже накопленных индивидуальных способов познания (усвоения), их активного использования.

В образовательной программе изложение системы знаний не является самоцелью. Они используются как средство для выполнения различных видов интеллектуальной деятельности. И в этом, пожалуй, основное различие образовательной и учебной программ (табл. 2).

В образовательной программе основное внимание уделяется становлению и развитию личности как индивидуальности в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик.

Содержание образовательной программы должно способствовать выявлению этих характеристик, предусматривать возможность их гибкого использования при овладении ЗУНами. При этом, конечно, не снимается задача усвоения знаний, предусмотренных программой 3 .

Однако не всякая развивающая программа может считаться личностно-ориентированной. Она становится ею только тогда, когда развивает не общие (родовые) познавательные способности, а индивидуальные. Способность к теоретическому мышлению, планированию, прогнозированию (рефлексии) — основополагающая характеристика развивающей программы Эльконина — Давыдова, обеспечивающей формирование именно родовых, но индивидуально «обезличенных» свойств интеллекта.

Образовательная программа, ориентированная на личностное развитие каждого ученика, как нормативный документ, еще должна быть разработана усилиями многих специалистов. При экспериментальных подходах к ее разработке мы руководствуемся следующими соображениями:

· основу содержания образовательной программы должно составлять описание совокупности практик деятельности, овладение которыми осуществляется посредством ЗУНов, методов мышления, средств деятельности;

Это касается всех предметных областей, на базе которых разрабатывается образовательная программа. Особо это важно для гуманитарных и естественно-научных областей знания, где, кроме признания общечеловеческих

ценностей (история, литература, биология и др.), большое значение имеет анализ личностно значимых ценностей, а они у каждого ребенка свои в зависимости от его собственного субъектного опыта.

Читайте также:
Backupper что это за программа

Функция образовательной программы в отличие от учебной — сформировать не обученность, а образованность на основе обученности. Если обученность формирует функциональную грамотность, требуемую обществом на каждом новом этапе своего развития (разработка стандарта образования), то образованность формирует личностные качества, обеспечивающие индивидуальное восприятие (принятие) мира, возможность его творческого преобразования; широкое использование субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок, самостоятельного выбора способов их реализации.

Образованность дает не познание, а постижение мира с индивидуальными ценностями, смыслами, значениями. Без этого познание будет формальным, обезличенным, извне навязанным процессом.

Различие между образованным и обученным человеком все мы хорошо интуитивно чувствуем. Очевидно, нельзя представить себе образование вне обучения (образованность вне обученности). Но нельзя также их отождествлять.

Образованность — свойство личности, выражающееся в стремлении к самосовершенствованию (самопознанию, самоопределению, самореализации). Она сопровождает человека на протяжении всей его индивидуальной жизни, характеризуется в значительной степени самообразованием, источники которого намного шире и богаче, чем целенаправленное обучение.

Образованность в отличие от обученности всегда личностно избирательна, целенаправлена; опирается на субъектное отношение к предмету познания, всегда индивидуально мотивирована. Обученность измеряется другими критериями, отличающимися всеобщностью, стандартностью, результативностью.

Критерии обученности в учебной программе разработаны достаточно основательно и прочно вошли в практику отслеживания работы образовательных учреждений, в том числе и инновационных.

Критерии же образованности пока не ясны; не разработана технология их использования, хотя инновационные образовательные учреждения (гимназия, лицей) в качестве своего кредо выдвигают задачу формирования образованной интеллигентной личности. Об этом постоянно упоминается во всех уставных документах данных образовательных учреждений.

Разработка принципов, методологии построения образовательной программы должна включать различение ее целей и функций. В ее основе должна стоять задача становления образованности, как интегрированного качества личности, решение которой требует нестандартных подходов прежде всего к конструированию содержания образовательной программы.

В настоящее время на базе региональных экспериментальных площадок с участием педагогов-экспериментаторов (директоров, завучей, учителей-предметников 5 ) нами нарабатываются материалы по созданию образцов образовательных программ (по отдельным темам, их блокам, целостным курсам).

При всем различии их обучающих целей и задач, игнорировать которые невозможно, разработаны четыре основных критерия, необходимых для образовательной программы:

1) согласование в ее содержании знаний, отражающих социокультурные образцы познания и субъектный опыт учеников определенного возврата с учетом конкретных условий их жизнедеятельности. В изложении содержания знаний должны быть предусмотрены процедуры выявления субъектного опыта, его использования, «окультуривания», применения по собственной инициативе;

2) представление ученикам на выбор в рамках программы разнообразных способов работы, корректных по отношению к содержанию программы;

3) создание условий для проявления избирательности каждого ученика к проработке программного материала, его виду и форме на основе личных предпочтений, связанных

с психофизиологической организацией, индивидуальными особенностями;

4) изложение в программе помимо предметных знаний метазнаний, позволяющих учащимся выявлять закономерности построения любого знания, независимо от его предметной отнесенности; приемы организации собственной учебной деятельности как интеллектуальной, исследовательской, творческой.

В настоящее время коллективом учителей-экспериментаторов эти критерии «наполняются» соответствующим дидактическим материалом, применяемым не от случая к случаю, а целенаправленно на каждом уроке, чтобы сложить систему построения образовательной программы, определить требования к ее структурированию, содержанию, критериям усвоения.

В данной работе мы не касаемся такой проблемы, как организация целостного образовательного процесса (в отличие от учебно-воспитательного), в котором образовательная программа может быть реализована. Здесь затрагивается лишь проблема разработки содержания образовательной программы.

Безусловно, для реализации содержания образовательной (личностно-ориентированной) программы нужен целый комплекс условий. Среди них выделим следующие:

· разработка системы дидактического материала, норма усвоения которого — веер способов, а не следование стандартному образцу;

· разработка планов-конспектов урока, схем его проведения, анализ результативности;

· определение критериев оценки учебных достижений ученика в основном не по конечному результату, а по процессу его достижения, в ходе которого можно выявить индивидуальную семантику ученика; его избирательность к способам проработки программного материала, виду и форме репрезентации.

Со-«держателями» этих знаний являются и учитель и ученик. Но этот процесс обмена смыслами, значениями должен быть специально организован с учетом позиции учителя как личности и как профессионала. Как личность он может иметь свои ценности; как профессионал он выступает в качестве носителя социокультурных образцов и должен добиваться их усвоения всеми учащимися.

Таким образом, личностно-ориентированный образовательный процесс есть системное построение взаимосвязи процессов обучения, развития и учения. Смыслообразующим моментом учения является образованность, как личностное новообразование, появляющееся только при специальной организации образовательного процесса, в основе которого лежит образовательная программа.

1. Владимирская О.Д. Образовательная программа индивидуального обучения: (получение среднего образования в порядке экстерната). СПб., 1996.

2. Образовательная программа школы / Под ред. Г.И. Стрижовой. М., 1995.

3. Образовательная программа школы // Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. Вып. 1 / Под ред. В.И. Зверевой.

Читайте также:
Программы для сканирования сети что это

Южный Учебный Округ. М., 1995.

4. Якиманская И.С. Знания и мышление школьника. М., 1985.

5. Якиманская И.С. Проблема контроля и оценки знаний как предмет психолого-педагогического исследования // Психологические критерии качества знаний школьников / Под ред. И.С. Якиманской. М., 1990.

6. Якиманская И.С. О разработке школьной документации, отражающей личностное развитие ученика // Школа здоровья. 1996. № 1. Т. 3. С. 35-42.

7. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Вып. 2. М., 1996.

8. Якиманская И.С. Региональная политика в образовании М., 1997.

Поступила в редакцию 16.XII 1998 г.

1 Значение термина «образовательная программа школы» (первая выделенная нами позиция) здесь не анализируется, раскрытие содержания этого термина дано в «Законе об образовании» (М., 1996. С. 9). Использование этого термина в данном контексте можно найти в практико-ориентированных материалах системы образования [2].

2 В опросе приняли участие 50 человек, приводятся лишь типичные ответы.

3 Здесь мы пытаемся различить учебную и образовательную программу по методологии ее проектирования конструирования как некоторого целостного документа. В ходе практической реализации программы ее направленность зависит от профессионализма учителя, в руках которого учебная программа может стать образовательной и наоборот.

5 В эту работу в настоящее время вовлечены 75 учителей начальной и средней школы.

Источник: www.voppsy.ru

Обучение по образовательной программе что это

С 1 сентября 2023 года в школах начнет действовать так называемый золотой стандарт знаний. Соответствующие поправки в Закон «Об образовании в РФ» приняла Госдума.

Речь о единых федеральных образовательных программах. Это базовая планка, ниже которой школам «сползать» нельзя. Программы разработает минпросвещения. Утвердить их нужно до 1 января 2023 года.

Что изменится? Появится единый стандарт преподавания по нескольким предметам: русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и основам безопасности жизнедеятельности.

Федеральная образовательная программа – это в том числе график учебных программ. Меньше этого давать в школе нельзя. Больше – пожалуйста

Также министерство просвещения будет формировать государственный заказ на разработку учебников и утверждать авторов.

Что все это значит? К чему готовиться учителям? Как и когда изменится перечень школьных учебников? Новинку разбирают эксперты «Российской газеты».

– До сих пор Закон «Об образовании в Российской Федерации» описывал учебную школьную программу как примерную, рекомендательную. Это часто вызывало разночтения, – прокомментировала «РГ» глава Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова.

– Семьи переезжают из города в город, и дети в школах зачастую сталкиваются с новыми «вводными». Раз программы – примерные, то школы по своему усмотрению могут вводить разные элементы и дополнения по разным предметам.

– А что такое федеральная основная образовательная программа? Единый конструктор документов, в том числе и федеральный учебный план, и календарный график из рабочих учебных программ, предметов, курсов, дисциплин, где каждый урок прописан подробнейшим образом. Меньше этого давать в школе нельзя. Больше – пожалуйста, – отметила Казакова.

По мнению директора Президентского физико-математического лицея № 239 Санкт-Петербурга Максима Пратусевича, закону потребуется не один подзаконный акт.

– В законе прописано, что федеральные образовательные программы распространяются только на несколько предметов, среди которых география, русский язык, литература. Но у нас есть школы, где, например, география, физика, химия объединены в предмет «Естествознание», а русский и литература – в предмет «Словесность», – рассказал «РГ» Пратусевич. – А что теперь?

Придется все разъединять? Говорится и о перераспределении часов: от предметов, по которым нет государственной итоговой аттестации, в пользу предметов с углубленным изучением. Получается, можно забрать часы у физкультуры и отдать их математике? Странная математика.

– Издания, которые не будут подходить под федеральные образовательные программы, мы будем постепенно выводить из числа допущенных в школы, – пояснила Ольга Казакова. – Через 5 лет перечень учебников точно станет короче. По сути, по каждому предмету в линейке должен остаться один базовый учебник и один – для углубленного изучения. Но никто не исключит из перечня учебники для детей с особенностями развития здоровья.

Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»:

– В образовательной политике сейчас все движется в сторону централизации, это отражение определенных общественных настроений: есть запрос на усиление роли государства. Но если говорить о конкретных изменениях, то, на мой взгляд, для школ мало что изменится. Потому что основные образовательные программы школ фактически дублировали примерные образовательные программы, которые разрабатывало минпросвещения. Принять закон – это полдела. Теперь нужно сделать подзаконные нормативные акты, чтобы реализация закона не превратилась в самодеятельность на местах и не дискредитировала саму идею.

Документ по сути оформил госзадание школе: по содержанию, по результатам, по плану. Но госзадание должно быть подкреплено федеральными финансовым нормативами.

Ирина Абанкина, профессор Института образования Высшей школы экономики:

– В статье 11 ФЗ «Об образовании в РФ» четко говорится: мы признаем принцип вариативности. Это означает, что при построении образовательных программ учитываются запросы, интересы и способности учащихся и их родителей. Разработка и выбор образовательной программы в соответствии с 28-й статьей того же закона относится к полномочиям самой школы.

Читайте также:
Miuibiometric что это за программа на Xiaomi

У нас предоставлены широкие полномочия и учителям: они обладают академическими свободами. Это степень доверия к квалификации и образованию педагога. ФГОС до сих пор предлагали примерные образовательные программы, которые устанавливало министерство. А на основании примерной программы каждая школа делала свою. Сейчас выделена часть предметов, для которых появятся унифицированные программы, что чревато снижением качества образования и ущемляет права родителей и школьников на выбор образовательной программы.

Отмечу: по оценкам российских и международных экспертов, именно автономия образовательной организации приводит к высоким образовательным результатам. И путь их достижения, конечно, должен быть вариативным – все дети разные.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.

Источник: vogazeta.ru

В следующем учебном году начнется обучение по единым федеральным образовательным программам

Российские школы в следующем учебном году начнут работать по федеральным основным общеобразовательным программам, разработанным по шести предметам. Об этом сообщил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов в интервью телеканалу «Россия 24».

«Мы приняли решение и сократили Федеральный перечень учебников до фактически одного учебника по каждому предмету, за исключением истории. Изначально обсуждалось, когда принимался историко-культурный стандарт, что по истории останется три учебника, но уже принято решение, что и здесь будет создан единый учебник», — сказал он.

Как отметил Сергей Кравцов, в этом году принят закон, согласно которому разработаны федеральные основные общеобразовательные программы. Это единые программы по шести предметам: по истории, обществознанию, русскому языку, литературе, географии и ОБЖ.

«В их разработке принимали участие педагоги, в том числе победители конкурса „Учитель года“. Программы прошли все необходимые экспертизы. Если их посмотреть, то можно убедиться, что эти программы основаны на наших традициях, в них заложены те духовно-нравственные ценности, которые отражены и в Стратегии национальной безопасности, и в недавнем Указе Президента России о защите традиционных духовно-нравственных ценностей», — пояснил глава ведомства.

Министр просвещения подчеркнул, что важнейшая работа сегодня — восстановление единого образовательного пространства в стране, чтобы школы могли работать по единым программам, утвержденным Министерством.

«Наверное, скажу об этом впервые: мы идем к тому, чтобы от вариативности, которая была заложена в Законе „Об образовании в Российской Федерации“, перейти к единым программам, никоим образом не исключая возможность самореализации учителей, использования различных методик, своих подходов. Тем не менее мы установим определенные требования высокого уровня, понятные по содержанию, для того чтобы школьники вне зависимости от того, где они обучаются, получали качественное образование», — заявил Министр просвещения.

Сергей Кравцов отметил, что большое внимание уделяется системе воспитания: каждая учебная неделя начинается с поднятия Государственного флага, исполнения Государственного гимна и проведения внеурочных занятий «Разговоры о важном».

Источник: shkolamoskva.ru

В следующем учебном году начнется обучение по единым федеральным образовательным программам

«Мы приняли решение и сократили Федеральный перечень учебников до фактически одного учебника по каждому предмету, за исключением истории. Изначально обсуждалось, когда принимался историко-культурный стандарт, что по истории останется три учебника, но уже принято решение, что и здесь будет создан единый учебник», – сказал он.

Как отметил Сергей Кравцов, в этом году принят закон, согласно которому разработаны федеральные основные общеобразовательные программы. Это единые программы по шести предметам: по истории, обществознанию, русскому языку, литературе, географии и ОБЖ.

«В их разработке принимали участие педагоги, в том числе победители конкурса «Учитель года». Программы прошли все необходимые экспертизы. Если их посмотреть, то можно убедиться, что эти программы основаны на наших традициях, в них заложены те духовно-нравственные ценности, которые отражены и в Стратегии национальной безопасности, и в недавнем Указе Президента России о защите традиционных духовно-нравственных ценностей», – пояснил глава ведомства.

Министр просвещения подчеркнул, что важнейшая работа сегодня – восстановление единого образовательного пространства в стране, чтобы школы могли работать по единым программам, утвержденным Министерством.

«Наверное, скажу об этом впервые: мы идем к тому, чтобы от вариативности, которая была заложена в Законе «Об образовании в Российской Федерации», перейти к единым программам, никоим образом не исключая возможность самореализации учителей, использования различных методик, своих подходов. Тем не менее мы установим определенные требования высокого уровня, понятные по содержанию, для того чтобы школьники вне зависимости от того, где они обучаются, получали качественное образование», – заявил Министр просвещения.

Сергей Кравцов отметил, что большое внимание уделяется системе воспитания: каждая учебная неделя начинается с поднятия Государственного флага, исполнения Государственного гимна и проведения внеурочных занятий «Разговоры о важном».

Источник: www.i-igrushki.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru