Обязательно ли разрабатывать адаптированную образовательную программу для ребенка с ОВЗ?
Инклюзивное образование подразумевает дифференцированный подход и возможность вариативности программ с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей детей.
Однако надо понимать, что инклюзия – это не только обучение в среде сверстников без ОВЗ. Инклюзией считается и включение детей с определенными нарушениями развитияв среду сверстников с иными нарушениями (отличными от нарушений этих детей), но имеющих сходные образовательные потребности.
Исходя из СанПиНа, дети с РАС могут обучаться только в условиях инклюзии.
Обратимся к Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015). Согласно его нормам учащиеся с РАС, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, могут обучаться совместно с учащимися с задержкой психического развития, а учащиеся с РАС, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью, могут обучаться совместно с обучающимися с умственной отсталостью, но не более одного ребенка в один класс.
Реализация адаптированной основной общеобразовательной программы школы
Таким образом, включение ребенка с РАС в обычный класс реально осуществимо только при наличии заключения ПМПК об обучении по 1-му варианту (8.1) образовательной программы для обучающихся с РАС. При этом СанПиН устанавливает ограничения общей наполняемости класса: не более 20 обучающихся при включении в класс одного обучающегося с РАС, не более 15 – при включении в класс двух обучающихся с РАС.
Инклюзивное образование не исключает коррекционное образование, оно не вытесняет его. Должны быть созданы условия и для того, и для другого.
Только родители вправе решать, где будет учиться их ребенок. А система образования должна предоставить разные варианты.
ФГОС выработаны для того, чтобы обществу было понятно, какие требования предъявляются к содержанию образования разных детей.
Какова наполняемость инклюзивных классов?
Наполняемость классов определяется СанПиНами.
В инклюзивном классе, где обучается 25 детей, могут быть два ребенка с ОВЗ.
Какой документ об образовании выдаётся при инклюзивном образовании? Нужно ли дополнительно получать лицензию (на инклюзию)?
Документы об обучении устанавливаются и приобретаются образовательной организацией самостоятельно.
Нет, не надо. (ФЗ «ОБ образовании в РФ», глава 2, статья 91,92)
Чем адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ отличается от адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) для детей определенной нозологии?
Адаптированная основная общеобразовательная программа — это образовательная программа, адаптированная для обучения определенной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья.
АООП обозначаются двойной нумерацией, например, вариант 7.1:
— первая цифра обозначает, к какой категории относится данная программа (7 — для детей с задержкой психического развития),
— вторая цифра — вариант программы (1 – адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются определенные трудности).
Всего вариантов АООП – 29.
Адаптированная образовательная программа –это образовательная программа, адаптированная для обучения конкретного
Ребенка с ОВЗ.
Адаптированные образовательные программы должны быть на каждого ребёнка, который имеет статус ОВЗ. Например, если в классе (группе) 3 таких ребёнка, то командой специалистов разрабатывается 3 АОП.
Обязательно ли разрабатывать адаптированную образовательную программу для ребенка с ОВЗ?
Источник: poisk-ru.ru
Обучение детей с инвалидностью в школе. Что такое инклюзивное образование и как им воспользоваться?
В России возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, закреплена в Федеральном законе N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Дети с инвалидностью имеют право учиться в одном классе вместе с другими и могут быть полностью включены в общий образовательный процесс. Как воспользоваться правом на инклюзивное образование и что делать, если ребенка-инвалида не берут в школу? Разбираемся вместе с юристом РООИ «Перспектива» Артуром Кушаковым.
-
1
Есть ли понятие инклюзивного образования в законе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует ключевые аспекты реализации права детей с инвалидностью на образование, а также вопросы их приема и обучения. Отдельно в п.
27 ст.2 оговаривается понятие инклюзивного образования – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Это означает, что дети с инвалидностью обучаются не в отдельной школе или даже классе, а вместе с другими детьми.
По возможности они выполняют те же задания что и остальные, в том числе на уроках физкультуры и труда. Ребенок максимально включен в образовательное пространство, выполняя отдельные спецзадания по необходимости. В пп. 1 п. 5 ст.
5 указано, что власти обязаны создавать необходимые условия для получения людям с инвалидностью качественного образования, в том числе инклюзивного. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Важно отметить, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, согласно п. 16 ст. 2, это не только люди, имеющие инвалидность.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обучение детей с инвалидностью может быть как инклюзивным, так и интегрированным или специальным (коррекционным). Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися (инклюзивное), так и в отдельных классах, группах (интегрированное) или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (коррекционное).
Какие существуют особенности в образовании детей с инвалидностью
Организация обучения людей с инвалидностью описывается отдельно в статье 79. Здесь закрепляется обязанность образовательных учреждений создавать специальные условия для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные условия – это особые программы и методы обучения, учебники, технические средства, предоставление услуг ассистента (помощника, тьютора при необходимости), проведение коррекционных занятий, а также обеспечение беспрепятственного доступа в здание, доступ к информации. Им бесплатно предоставляются специальные учебники и любая необходимая литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
Также оговаривается, что обучение людей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для людей с инвалидностью также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Считается, что для детей с ОВЗ необходимо не приспосабливать общую образовательную программу, а разрабатывать специальную, соответствующую их возможностям. Например, в нее входит сокращенное время занятий, дополнительные уроки с психологом или дефектологом, сопровождение тьютора и т.д. Кроме этого, государство обязано обеспечить подготовку учителей и преподавателей, которые обучены работе с людьми с ОВЗ.
Что нужно для поступления ребенка с инвалидностью в школу
• Во-первых, нужно проконсультироваться со специалистами по образованию, чтобы заранее определиться с формой обучения, возможностями ребенка и необходимы ли ему специальные условия. Только после этого рекомендуется обращаться непосредственно в психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК).
Можно воспользоваться услугами педагогов различных образовательных организаций, в том числе коррекционных, негосударственных, а также Центров психолого‑педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС) и Центральных психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). Консультации государственных и муниципальный образовательных учреждений, а также ППМС и ПМПК – бесплатные. • Затем нужно получить заключение медицинской организации (при необходимости).
Это может быть заключение для обучения на дому при наличии заболевания из соответствующего перечня. Или по любым другим медицинским ограничениям, касающихся условий обучения. • После этого определяемся с формой обучения: очная, очно-заочная, заочная (надомное и в медицинских организациях), семейная, самообразование. • Определяем список конкретных образовательных учреждений.
Можно сделать официальный запрос в органы управления образованием с просьбой предоставить информацию об имеющихся образовательных организациях. А затем посетить их и пообщаться с администрацией и педагогами. • После этого следует ознакомиться с учредительными документами и другими внутренними правилами образовательного учреждения. • Определяем и оцениваем недостатки: шаговая, физическая и транспортная доступность, материально-техническая оснащенность, кадровый состав, возможные проблемы другого характера. • Вам нужно пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), чтобы получить заключение.
В нем будет содержаться информация о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и психическом развитии, отклонениях в поведении. Будет указано, есть ли необходимость в создании особенных условий для получения ребенком образования и т.д. • Затем при необходимости завершаем оформление или переоформление индивидуальной программы реабилитации (ИПРА) с учетом заключений ПМПК.
Важно отметить, что рекомендации ПМПК как и ИПРА являются для ребенка и его законного представителя необязательными и от их исполнения можно отказаться как в части, так и в целом. При этом для образовательных учреждений рекомендации ИПРА обязательны к исполнению. Их несоблюдение можно обжаловать в вышестоящих инстанциях, прокуратуре или суде.
Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» – заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией, рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.
Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания. Заключение ПМПК учитывается федеральными государственными учреждениями МСЭ при формирования раздела психолого-педагогической реабилитации индивидуальной программы реабилитации ребенка с инвалидностью. • После этого можно писать заявление о принятии ребенка в школу, приложив копии необходимых документов. Примерная форма заявления и список документов размещается на информационном стенде или на официальном сайте учреждения.
Что делать, если ребенка-инвалида не хотят брать в общеобразовательную школу
Порядок приема граждан для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. N 32. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только если в ней уже нет свободных мест. За исключением двух случаев.
Во-первых, если школа предусматривает углубленное изучение отдельных предметов или профильное обучение, и потенциальный ученик не прошел индивидуальный отбор. Во-вторых, если в ней реализуется дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области физической культуры и спорта, или среднее профессиональное образование в области искусств.
Если мест в школе действительно не осталось и вам отказывают по этой причине, родители могут обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования (или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования). Это может быть районный отдел образования или департаменты или министерство образования конкретного субъекта РФ.
Если же вам отказывают по другой причине или вовсе без объяснения причины, необходимо обратиться в вышестоящий орган. Например, если в приеме ребенка отказывает директор детского сада, рекомендуется обращаться в управление или департамент образования. При отказе там – в Рособрнадзор.
В таком случае необходимо: 1. Потребовать отказ в письменной форме (при необходимости написать об этом дополнительное заявление) 2. Оспорить отказ в вышестоящей инстанции, направив письменное обращение/жалобу. В органы прокуратуры имеет смысл обращать только в случаях явного нарушения законодательства. Например, если обращения в вышеуказанные органы не дало никаких результатов или нарушаются сроки рассмотрения обращений. Помните, незаконные действия любой организации можно обжаловать в судебном порядке, в том числе решением прокуратуры. Примеры жалоб можно скачать здесь.
РООИ «Перспектива» занимается развитием инклюзивного образования и оказывает юридическую поддержку людям с инвалидностью
Источник: dislife.ru
Положение об адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ МБОУ Клепининская школа имени 51 Армии»
Адаптированная образовательная программа (АОП) — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с инвалидностью, умственной отсталостью), с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Положение об адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ МБОУ Клепининская школа имени 51 Армии»»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании педагогического Заместитель директора Директор МБОУ «Клепининская
совета протокол _____ С.Д.Ластавецкая школа имени 51 Армии»
от ____________20 г. № ________________ М.Г.Давидок
приказ от _________20 г. №
об адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ
МБОУ Клепининская школа имени 51 Армии»
I.Общие положения
- Данное положение разработано на основе Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и регламентирует порядок разработки и реализации адаптированных образовательных программ.
- Учет особенностей психофизического развития лиц с ОВЗ (по представленным родителями документам).
- Проектирование необходимых структурных составляющих адаптированной образовательной программы.
- Определение временных границ освоения АОП. При проектировании АОП указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания Программы.
- Четкое формулирование цели АОП.
- Определение круга задач, конкретизирующих цель адаптированной образовательной программы.
- Определение содержания АОП.
- Планирование форм реализации АОП.
- Планирование участия в реализации АОП различных специалистов (воспитателей, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др.). Особое внимание следует обратить на возможность включения в реализацию АОП родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ или группы обучающихся с ОВЗ со схожими нарушениями развития.
- Формы и критерии мониторинга результатов освоения адаптированной образовательной программы соответствует Положению о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Клепининская школа имени 51 Армии».
- . Завершается освоение АОП государственной итоговой аттестацией в формах и порядке, установленными Минобрнауки России.
- . При решении вопроса о переводе обучающегося с ОВЗ как не прошедшего промежуточную аттестацию необходимо руководствоваться: пунктом 20 Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; пунктом 9 статьи 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
- Пояснительная записка;
- Планируемые результаты освоения обучающимися АОП НОО;
- Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП НОО.
- Программа формирования универсальных учебных действий;
- Программы отдельных учебных предметов;
- Программа духовно-нравственного развития;
- Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- Программа коррекционной работы.
- Учебный план;
- Программа внеурочной деятельности;
- Система условий реализации АОП НОО.
- . Учитывая сложившуюся практику работы, а также имеющийся мировой опыт работы инклюзивных школ, в образовательной организации количество учащихся с ОВЗ в одном классе не должно превышать четырех человек. Оптимальный вариант, когда дети с ОВЗ в каждом классе имеют различные диагнозы и различные образовательные потребности.
- совместное обучение обучающихся с задержкой психического развития и обучающихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития;
- совместное обучение по образовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью и обучающихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью.
- . Обучающимся с расстройством аутистического спектра, с ДЦП и для других категорий детей организуется специальное сопровождение тьютора по мере необходимости.
- . Для успешной адаптации обучающихся с расстройством аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует тьютор, организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития.
Источник: kopilkaurokov.ru
Школа отправляет вас учиться дома? Всё, что нужно знать о домашнем обучении детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями могут обучаться в школе, а могут — дома. Но добиться полноценного обучения дома не всегда просто. Как это сделать, рассказывают в блоге общественной организации «Перспектива».
Как и зачем переводить ребенка на надомное обучение
Для начала сразу отметим — родители имеют право обучать своего ребенка с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, на дому. Но они это делать не обязаны. Не обязаны этим правом пользоваться.
Чтобы ребенок учился дома, важно соблюдение двух условий:
- Не просто наличие какого-либо заболевания, а психофизическое состояние ребенка, препятствующее посещению школы, и подтверждение этого медицинской организацией.
- Письменное заявление родителей (законных представителей) о получении ребенком образования именно на дому. Это связано с тем, что выбор формы обучения с учетом состояния здоровья ребенка и наилучшего обеспечения его интересов всегда остается за родителями (законными представителями).
Прежде чем принимать решение об обучении ребенка на дому, необходимо взвесить все плюсы и минусы: посоветоваться со специалистами, оценить существующие альтернативные возможности для социализации ребенка. Обучение на дому связано исключительно с тяжелым состоянием здоровья учащегося. Никакие другие обстоятельства, например, отсутствие в школе пандуса или мест в классах — не основание для перевода ребенка на надомное обучение. Если вам настоятельно рекомендуют надомное обучение по иным, не связанным с состоянием здоровья ребенка, причинам — смело отказывайтесь.
1. Ребенок по состоянию здоровья не может посещать образовательную организацию
Для перевода ребенка на надомное обучение требуется наличие действительно тяжелого состояния здоровья. Министерством здравоохранения Российской Федерации утвержден перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому. Диагноз сам по себе не является основанием для обучения на дому. Перечень указывает именно на определенное течение заболевания, именно оно и есть основание для возникновения такого права.
Например, дети с умственной отсталостью вправе обучаться на дому в случае, если их состояние характеризуется «стойкими значительными неконтролируемыми нарушениями поведения, но не представляющими опасность для себя и (или) окружающих, на фоне фармакорезистентности или длительного подбора терапии (более 1 месяца)».
Если состояние здоровья ребенка в Перечне не отражено, но он не может посещать образовательную организацию — исключения все же есть. В некоторых случаях вы все равно имеете право выбрать обучение на дому. Минздрав России указал, что, если заболевание ребенка не вошло в перечень, врачебная комиссия медицинской организации, в которой он наблюдается, может принять решение о наличии медицинских показаний для обучения на дому.
В частности, «все состояния, требующие соблюдения длительного (более 1 месяца) постельного режима, после перенесенных травм, хирургических вмешательств, должны быть отнесены к медицинским показаниям для обучения на дому» (Письмо Минздрава России от 14.09.2016 N 15-3/10/2-5810 «О медицинских показаниях для обучения по основным общеобразовательным программам на дому»). О наличии показаний для обучения на дому медицинская организация, в которой наблюдается ребенок, выдает медицинское заключение.
2. Родители должны обратиться в школу с письменным заявлением о переводе ребенка на надомное обучение
Порядок организации обучения на дому в каждом регионе свой, важно это учитывать и предварительно изучить региональные нормативные правовые акты.
Про учебную нагрузку
Перевод ребенка на надомное обучение не всегда означает, что учебная нагрузка должна сокращаться. Однако на практике к занятиям на дому ребенку зачастую устанавливают значительно меньшую учебную нагрузку, не сопоставимую с нагрузкой в классе. Правомерно ли это?
Юристы «Перспективы» считают, что нет. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что безосновательное (автоматическое) снижение учебной нагрузки для ребенка, обучающегося на дому, незаконно. Если состояние здоровья ребенка позволяет ему получать полноценную учебную нагрузку, сопоставимую с нагрузкой его сверстников, обучающихся по аналогичной программе в школе, нет никаких оснований для ее сокращения при обучении на дому.
Почему возникают проблемы с определением учебной нагрузки? Санитарными нормами установлен только предельный максимальный объем недельной нагрузки для обучения детей с ОВЗ. Минимальная учебная нагрузка в нормативных документах при этом не определена. С одной стороны, отсутствие нижней границы позволяет индивидуализировать программу для каждого ребенка с учетом его потребностей и состояния здоровья. С другой, создает возможность для злоупотреблений и нарушений прав ребенка со стороны работников образовательного учреждения.
Пример из правовой практики наших юристов: некоторые родители отмечали, что их дети учатся на дому не более 8-12 часов в неделю. Хотя состояния здоровья детей объективно позволяет им заниматься больше. В результате, такие дети вынуждены заниматься самостоятельно дополнительно, с приглашенными репетиторами или с родителями.
Единственное основание для существенного сокращения нагрузки — особенности здоровья и развития ребенка, препятствующие получению полноценной (стандартной) нагрузки. Обучение на дому не равно самостоятельное обучение. Оно не должно приводить к тому, что ребенок недополучает важную часть программы из-за отсутствия у школы разного рода ресурсов: материально-технических, финансовых, кадровых.
Нормативные документы
С 1 марта 2021 года действует Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 „Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания“». В разделе VI «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» учебную нагрузку можно определить по таблице 6.6 «Требования к организации образовательного процесса».
Например, максимальная нагрузка для второклассника составляет 23 академических часа (урочная деятельность) + 10 академических часов (внеурочная деятельность). Обратите внимание, что реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время урочной, так и во время внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающие занятия — часть внеурочной деятельности. Главное, чтобы общий объем нагрузки второклассника с ОВЗ не превышал 33 академических часов.
Никаких правил относительно того, что при обучении на дому еженедельная нагрузка ребенка должна сокращаться, в законе нет. Тем не менее, родители часто сообщают, что ребенок учится на дому не больше 12 академических часов в неделю.
Как изменить учебную нагрузку
Необходимо исходить из состояния здоровья и реальных индивидуальных возможностей конкретного ребенка. Если вы понимаете, что ребенок способен справиться с более высокой учебной нагрузкой (в пределах установленной нормы), руководствуйтесь следующим алгоритмом: подайте заявление на имя директора школы с просьбой определить ребенку полноценную учебную нагрузку, сопоставимую с нагрузкой его сверстников, обучающихся по аналогичной программе в очной форме.
В заявлении можно попросить пересмотреть учебную нагрузку в целом или по отдельным предметам (например, некоторые родители сообщали, что ребенок получал полноценную учебную нагрузку по математике и русскому языку, а число занятий по иностранному языку было существенно сокращено).
Если по состоянию здоровья установленная школой учебная нагрузка для ребенка чрезмерно высока, действуйте аналогичным образом — подавайте заявление на имя директора школы с просьбой сократить учебную нагрузку. В заявлении важно указать конкретные причины, объясняющие эту необходимость. В подтверждение своих доводов можно предоставить заключение врача или психолога с рекомендациями о сокращенной учебной нагрузки.
В случае отказа в изменении учебной нагрузки, его можно обжаловать в органах образования, прокуратуре или в суде.
Специальные условия при обучении ребенка с ОВЗ на дому
Некоторым детям с ОВЗ при освоении образовательной программы необходима помощь тьютора или ассистента (помощника). В чем отличие тьютора от ассистента (помощника) мы уже рассматривали в одном из наших материалов, вкратце:
- Тьютор — специалист, который помогает организовать весь процесс обучения: учит ребенка искать информацию и правильно распределять ресурсы для обучения, определяет методику обучения, взаимодействует с родителями, сопровождает ребенка, оказывает ему педагогическую и психологическую поддержку.
- Ассистент (помощник) оказывает ребенку техническую помощь, помогает ему быть независимым, обеспечивает взаимодействие ребенка с другими учащимися, в том числе посредством использования планшетов, средств альтернативной коммуникации. Ассистент (помощник) также оказывает помощь в одевании и раздевании ребенка, при необходимости помогает вести записи.
Необходимость в тьюторском сопровождении или в помощи ассистента (помощника) может быть установлена:
- в заключении ПМПК;
- в решении школьного ППК (консилиума).
Обратите внимание, что даже при отсутствии соответствующей рекомендации в заключении ПМПК школьный консилиум может принять решение о необходимости постоянного или временного сопровождения ребенка тьютором или ассистентом (помощником). Как добиться указания на помощь тьютора или ассистента (помощника) в заключении ПМПК мы также уже писали.
Коррекционные занятия на дому
Некоторым детям с инвалидностью для освоения общеобразовательной программы требуется проведение специальных коррекционных занятий. Согласно федеральному закону, групповые или индивидуальные коррекционные занятия являются специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ (ч. 3 ст.
79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Как правило, потребность в таких занятиях указана в заключении ПМПК или индивидуальной программы реабилитации и абелитами (ИПРА) ребенка-инвалида. Учебный план отдельных вариантов федеральных образовательных стандартов также включает коррекционно-развивающую область.
При прохождении ПМПК обязательно обращайте внимание членов комиссии на потребность ребенка в коррекционных занятиях. В случае, если коррекционные занятия среди рекомендаций указаны не были, вы имеете право обжаловать заключение территориальной ПМПК в центральную ПМПК, указывая, что вашему ребенку в силу особенностей его психофизического состояния, состояния здоровья, особенностей развития такие коррекционные занятия действительно необходимы. Заключение ПМПК носит для школы обязательный характер.
Независимо от того, по какой форме обучается ребенок — очной или заочной — коррекционно-развивающие занятия ребенку должны быть предоставлены — при наличии соответствующей рекомендации. Для этого обязательно предоставьте заключение ПМПК в школу и напишите заявление о создании всех специальных условий, указанных специалистами ПМПК.
Если вашему ребенку не предоставляют коррекционные занятия или предоставляют их не в полном объеме, в том числе — при надомном обучении, вы имеете право обратиться к директору школы и в орган образования, являющийся учредителем школы, с просьбой предоставить такие занятия. В случае отказа вы имеете право обжаловать такое бездействие в прокуратуре или в суде.
Ваши вопросы о защите прав детей с инвалидностью на образование, вы всегда можете задать их юристам горячей линии по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива». Это совершенно бесплатно, достаточно всего лишь заполнить форму. Напомним, обращения принимаются со всех регионов России.
Фото: shutterstock / jirakit suparatanameta
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Источник: mel.fm