Обучение происходит в форме сотрудничества, совместной деятельности обучающего и обучаемого. Обучающий, посредством общения и других средств организует деятельность обучаемого, адекватную целям обучения. Обучаемый первоначально выполняет ее как совместную, распределенную деятельность, а затем в процессе интериоризации эта совместная, развернутая деятельность становится свернутой, внутренней деятельностью самого обучаемого (Решетова З.А.).
– учебно-воспитательный процесс … осуществляется на основе усвоения…содержания системы учебных предметов;
– каждый учебный предмет представляет собой своеобразную проекцию той или иной «высокой» формы общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) в плоскости усвоения;
– стержнем учебного предмета служит его программа, т.е. систематическое и иерархическое описание тех знаний и умений, которые подлежат усвоению;
Проблема соотношения обучения и развития в психологии.
Существует 3 точки зрения на проблему соотношения обучения и развития:
Образовательные результаты: общая характеристика
Стадии развития интеллекта:
· Сенсорные (до 2-х лет)
· Дооперациональная (от 2-х до 7)
· Стадия конкретных операций (от 7-8 до 11-12)
· Стадия формальных операций (11-12 лет – 15 лет)
Развитие, согласно Пиаже, создает возможности обучения.
2. Придает обучению ведущее значение. Представитель – Выгодский, согласно которому обучение является необходимым моментом в процессе развития и полезна только тогда, когда оно идет впереди развития. Выгодский сформулировал положение о двух уровнях психического, умственного развития:
· Уровень актуального развития.
· Уровень ближайшего развития.
Второй уровень достигается ребенком в сотрудничестве со взрослым путем решения задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей. Обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, и на этой основе формировать принцип опережающего обучения.
Чем меньше учитель сделал подсказок при усвоении материала, и чем меньше ученик допустил ошибок, тем выше у него уровень обучаемости, тем больше у него потенциальной возможности умственного развития в процессе обучения.
3. Обучение и развитие есть одно и то же. Представитель – Уотсон.
27. Обучение и научение. Виды научения.
Обучение и научение. Обучение – процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки.
Деятельность учителя направлена на обеспечение наиболее рациональных путей развития личности, а деятельность ученика – на усвоение определенной системы знаний, умений и навыков.
Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта человеком.
Научение характеризует факт приобретения человеком новых психологических свойств и качеств в учебной деятельности.
Для того чтобы изменение деятельности и поведения имело характер научения, оно должно вызываться предшествующей деятельностью.
ЛЕКЦИЯ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Научение зависит от созревания, всегда опирается на определенный уровень биологической зрелости и без него не может осуществляться.
1. моментального приспособления организма к конкретным условиям его жизни с использованием готовых с рождения форм поведения.
2. Условно-рефлекторное – возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал.
3. Оперантное научение – научение по средствам проб и ошибок.
4. Викарное – научение через прямое наблюдение за поведением других людей в результате чего усваиваются наблюдаемые формы научения.
5. Вербальное – приобретение нового опыта через язык.
Факторы, влияющие на процесс обучения.
Психологические факторы относят к трем сферам: учащемуся; учителю; учебному материалу. Психологические факторы относящиеся к учащему выглядят так: мотивация учения; произвольность познавательных процессов; развитость волевых качеств личности; развитие коммуникативных качеств ученика; умение взаимодействовать с людьми. Факторы которые относятся к учителю: наличие о учителе необходимых для осуществления педагог. Деятельности психологических качеств увлеченность преподаваемым предметом, использование необходимые методы обучения в соответствии с возрастом и интеллектуальным развитием учащихся, система поощрений и наказаний. И к 3 факторам: учебные материалы, сочетание его доступности, понимания учащегося и достаточного уровня сложности; связь степени трудности материла и интереса к нему учащегося, личностная значимость данного материала для него.
Программированное обучение
Программированное обучение – это самостоятельное и индивидуальное обучение по заранее разработанной программе с помощью особых средств обучения, обеспечивающее каждому обучающему возможность осуществления в соответствии процесса учения и научения в соответствии с индивидуальными способностями. Обучающее программирование состоит из последовательных шагов, каждые из которых представляют собой единицу знаний или действий. Каждый шаг программирования состоит из трех частей: информационная, в которой дается информация об изучаемом действии или знаний; контрольная, в которой дается задания для самостоятельного выполнения; управляющая, в которой обучающего проверяют решение и на основе результатов проверки, переходят к следующему шагу. В зависимости шагов программирования различают следующие системы программированного обучения.
Линейная система, в которой обучаемый проходит все шаги программы последовательно.
Разветвлённое программирование отличается множеством выбора шагов. Комбинированная система, она включает в себя как линейную и разветвлённую систему.
Источник: infopedia.su
Учение: общая характеристика
Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли), является научение. Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как учение. Однако большинство исследователей этой проблемы (Й. Лингарт, И.И. Ильясов, и др.) используют понятие учения как наиболее общее для анализа и интерпретации формирования индивидуального опыта не только у человека, но и у животных. « Учение, как одна из форм деятельности организмов, по своему существу едино, но эволюционно оно разрозненно и на различных ступенях эволюции имеет различные качественные особенности»,— отмечает Й. Лингарт [115, с. 17].
Источник: studwood.net
Обучение: общая характеристика
В педагогической психологии, педагогике, общей дидактике обязательно различаются две взаимосвязанные стороны образовательного процесса: обучающая, воспитывающая и обучающаяся, т.е. обучение (teaching), осуществляемое педагогом, и научение (learning) в самом широком смысле слова или, точнее, учение, осуществляемое учеником.
* Термин «обучение» используется и в смысле дрессуры — выработки определенных рефлексов, реакций применительно к животным.
Содержание и программа обучения
Исходными для ответа на поставленные вопросы являются следующие положения, сформулированные В.В. Давыдовым [63, с. 163]:
— учебно-воспитательный процесс. осуществляется на основе усвоения. содержания системы учебных предметов;
— каждый учебный предмет представляет собой своеобразную проекцию той или иной «высокой» формы общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) в плоскость усвоения;
— стержнем учебного предмета служит его программа, т.е. систематическое и иерархическое описание тех знаний и умений, которые подлежат усвоению;
Учение: общая характеристика
Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли), является научение. Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как учение. Однако большинство исследователей этой проблемы (Й. Лингарт, И.И. Ильясов, и др.) используют понятие учения как наиболее общее для анализа и интерпретации формирования индивидуального опыта не только у человека, но и у животных. «Учение, как одна из форм деятельности организмов, по своему существу едино, но эволюционно оно разрозненно и на различных ступенях эволюции имеет различные качественные особенности»,— отмечает Й. Лингарт [115, с. 17].
Источник: studopedia.su