Обучение общая характеристика содержание и программа обучения

Обучение происходит в форме сотрудничества, совместной деятельности обучающего и обучаемого. Обучающий, посредством общения и других средств организует деятельность обучаемого, адекватную целям обучения. Обучаемый первоначально выполняет ее как совместную, распределенную деятельность, а затем в процессе интериоризации эта совместная, развернутая деятельность становится свернутой, внутренней деятельностью самого обучаемого (Решетова З.А.).

– учебно-воспитательный процесс … осуществляется на основе усвоения…содержания системы учебных предметов;

– каждый учебный предмет представляет собой своеобразную проекцию той или иной «высокой» формы общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) в плоскости усвоения;

– стержнем учебного предмета служит его программа, т.е. систематическое и иерархическое описание тех знаний и умений, которые подлежат усвоению;

Проблема соотношения обучения и развития в психологии.

Существует 3 точки зрения на проблему соотношения обучения и развития:

Образовательные результаты: общая характеристика

Стадии развития интеллекта:

· Сенсорные (до 2-х лет)

· Дооперациональная (от 2-х до 7)

· Стадия конкретных операций (от 7-8 до 11-12)

· Стадия формальных операций (11-12 лет – 15 лет)

Развитие, согласно Пиаже, создает возможности обучения.

2. Придает обучению ведущее значение. Представитель – Выгодский, согласно которому обучение является необходимым моментом в процессе развития и полезна только тогда, когда оно идет впереди развития. Выгодский сформулировал положение о двух уровнях психического, умственного развития:

· Уровень актуального развития.

· Уровень ближайшего развития.

Второй уровень достигается ребенком в сотрудничестве со взрослым путем решения задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей. Обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, и на этой основе формировать принцип опережающего обучения.

Чем меньше учитель сделал подсказок при усвоении материала, и чем меньше ученик допустил ошибок, тем выше у него уровень обучаемости, тем больше у него потенциальной возможности умственного развития в процессе обучения.

Читайте также:
Запиши массив который программа выведет последней строкой

3. Обучение и развитие есть одно и то же. Представитель – Уотсон.

27. Обучение и научение. Виды научения.

Обучение и научение. Обучение – процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки.

Деятельность учителя направлена на обеспечение наиболее рациональных путей развития личности, а деятельность ученика – на усвоение определенной системы знаний, умений и навыков.

Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта человеком.

Научение характеризует факт приобретения человеком новых психологических свойств и качеств в учебной деятельности.

Для того чтобы изменение деятельности и поведения имело характер научения, оно должно вызываться предшествующей деятельностью.

ЛЕКЦИЯ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Научение зависит от созревания, всегда опирается на определенный уровень биологической зрелости и без него не может осуществляться.

1. моментального приспособления организма к конкретным условиям его жизни с использованием готовых с рождения форм поведения.

2. Условно-рефлекторное – возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал.

3. Оперантное научение – научение по средствам проб и ошибок.

4. Викарное – научение через прямое наблюдение за поведением других людей в результате чего усваиваются наблюдаемые формы научения.

5. Вербальное – приобретение нового опыта через язык.

Факторы, влияющие на процесс обучения.

Психологические факторы относят к трем сферам: учащемуся; учителю; учебному материалу. Психологические факторы относящиеся к учащему выглядят так: мотивация учения; произвольность познавательных процессов; развитость волевых качеств личности; развитие коммуникативных качеств ученика; умение взаимодействовать с людьми. Факторы которые относятся к учителю: наличие о учителе необходимых для осуществления педагог. Деятельности психологических качеств увлеченность преподаваемым предметом, использование необходимые методы обучения в соответствии с возрастом и интеллектуальным развитием учащихся, система поощрений и наказаний. И к 3 факторам: учебные материалы, сочетание его доступности, понимания учащегося и достаточного уровня сложности; связь степени трудности материла и интереса к нему учащегося, личностная значимость данного материала для него.

Читайте также:
Программа которая убирает водяные знаки с видео

Программированное обучение

Программированное обучение – это самостоятельное и индивидуальное обучение по заранее разработанной программе с помощью особых средств обучения, обеспечивающее каждому обучающему возможность осуществления в соответствии процесса учения и научения в соответствии с индивидуальными способностями. Обучающее программирование состоит из последовательных шагов, каждые из которых представляют собой единицу знаний или действий. Каждый шаг программирования состоит из трех частей: информационная, в которой дается информация об изучаемом действии или знаний; контрольная, в которой дается задания для самостоятельного выполнения; управляющая, в которой обучающего проверяют решение и на основе результатов проверки, переходят к следующему шагу. В зависимости шагов программирования различают следующие системы программированного обучения.

Линейная система, в которой обучаемый проходит все шаги программы последовательно.

Разветвлённое программирование отличается множеством выбора шагов. Комбинированная система, она включает в себя как линейную и разветвлённую систему.

Источник: infopedia.su

Учение: общая характеристика

Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли), является научение. Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как учение. Однако большинство исследователей этой проблемы (Й. Лингарт, И.И. Ильясов, и др.) используют понятие учения как наиболее общее для анализа и интерпретации формирования индивидуального опыта не только у человека, но и у животных. « Учение, как одна из форм деятельности организмов, по своему существу едино, но эволюционно оно разрозненно и на различных ступенях эволюции имеет различные качественные особенности»,— отмечает Й. Лингарт [115, с. 17].

Источник: studwood.net

Обучение: общая характеристика

В педагогической психологии, педагогике, общей дидактике обязательно различаются две взаимосвязанные стороны образо­вательного процесса: обучающая, воспитывающая и обучающа­яся, т.е. обучение (teaching), осуществляемое педагогом, и науче­ние (learning) в самом широком смысле слова или, точнее, уче­ние, осуществляемое учеником.

Читайте также:
Название программ по дпи

* Термин «обучение» используется и в смысле дрессуры — выработки опре­деленных рефлексов, реакций применительно к животным.

Содержание и программа обучения

Исходными для ответа на поставленные вопросы являются сле­дующие положения, сформулированные В.В. Давыдовым [63, с. 163]:

— учебно-воспитательный процесс. осуществляется на ос­нове усвоения. содержания системы учебных предметов;

— каждый учебный предмет представляет собой своеобраз­ную проекцию той или иной «высокой» формы общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) в плоскость усвоения;

— стержнем учебного предмета служит его программа, т.е. систематическое и иерархическое описание тех знаний и умений, которые подлежат усвоению;

Учение: общая характеристика

Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли), является научение. Научение человека в ре­зультате целенаправленного, сознательного присвоения им пере­даваемого (транслируемого) ему общественно-исторического опы­та и формируемого на этой основе индивидуального опыта опре­деляется как учение. Однако большинство исследователей этой проблемы (Й. Лингарт, И.И. Ильясов, и др.) используют поня­тие учения как наиболее общее для анализа и интерпретации фор­мирования индивидуального опыта не только у человека, но и у животных. «Учение, как одна из форм деятельности ор­ганизмов, по своему существу едино, но эволюционно оно раз­розненно и на различных ступенях эволюции имеет различные качественные особенности»,— отмечает Й. Лингарт [115, с. 17].

Источник: studopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru