полное описание процесса программированного обучения (См. Программированное обучение), содержащее точные указания как о дозировании — делении на части (порции) — учебного материала и о последовательности его изложения (чтения по учебнику), так и о порядке (правилах) перехода от одной порции к другой. Усвоение учащимися материала проверяется серией контрольных вопросов, предлагаемых им либо в конце каждой порции материала, либо периодически в процессе его изучения (причём от правильности ответа зависит переход к следующей дозе материала).
Наиболее широко известны линейные и разветвленные программы (рис.). Линейной называется такая О. п., в которой все учащиеся знакомятся с каждой порцией материала в одинаковой последовательности; ответ может быть дан либо выбором одного из предлагаемых вариантов, либо путём активного составления самостоятельного ответа. Самостоятельное составление ответов в процессе обучения или запоминания даёт лучшие результаты, чем простой выбор из двух или нескольких готовых предложенных ответов, каждый из которых выглядит весьма правдоподобно, но может привести к ненужному запоминанию неправильных положений. Для линейных О. п. характерен короткий «шаг», т. е. небольшой объём каждой новой порции материала, что облегчает учащимся составление (выбор) правильного ответа и, следовательно, ускоряет процесс обучения.
Почему нужно читать книги? Как чтение книг поможет выбраться из нищеты и стать богатым и успешным?
В разветвленной О. п. ответ используется главным образом для того, чтобы вести обучающегося дальше по одному из разветвлений программы. Каждый ответ используется для выявления возможностей пути, выбранного учащимся, и определения, что делать дальше. Разветвленная программа допускает и неправильные ответы, не мешающие достижению правильного результата, поскольку они могут быть исправлены прежде, чем учащийся пойдёт дальше. Разветвленная О. п. может быть использована для объяснения учащемуся, в чём ошибочность его ответов, позволяет выявить учащихся, которые не поняли ничего из пройденного курса, и отослать их к самому началу объяснения, даёт возможность учащемуся с хорошей подготовкой пройти курс быстрее других, может быть использована для того, чтобы дать самому учащемуся возможность выбрать степень глубины изучения материала.
Применяются и др. виды О. п., например комбинированные, в которых линейные программы в определенных пунктах переходят в разветвленные для того, чтобы успевающий ученик мог избежать порядка следования, в котором нуждается отстающий.
Лит. см. при Ст. Программированное обучение.
Схемы обучающих программ: а — линейная с конструктивными ответами; б — линейная с множественным выбором; в — разветвленная: 1, 2, 3. — порции учебного материала; стрелки обозначают переход к следующей порции при правильном ответе либо возврат к исходному материалу в случае неправильного ответа.
Найдено 2 изображения:
Изображения из описаний на этой странице
ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА, полное описание процесса программированного обучения, содержащее точные указания как о дозировании — делении на части (порции)-учебного материала и о последовательности его изложения (чтения по учебнику), так и о порядке (правилах) перехода от одной порции к другой. Усвоение учащимися материала проверяется серией контрольных вопросов, предлагаемых им либо в конце каждой порции материала, либо периодически в процессе его изучения (причём от правильности ответа зависит переход к следующей дозе материала).
Профессор Почемушкин — Обучающий мультфильм для детей — сборник серий 1-10
Наиболее широко известны линейные и разветвлённые программы (рис.). Линейной наз. такая О. п., в к-рой все учащиеся знакомятся с каждой порцией материала в одинаковой последовательности; ответ может быть дан либо выбором одного из предлагаемых вариантов, либо путём активного составления самостоятельного ответа. Самостоятельное составление ответов в процессе обучения или запоминания даёт лучшие результаты, чем простой выбор из двух или неск. готовых предложенных ответов, каждый из к-рых выглядит весьма правдоподобно, но может привести к ненужному запоминанию неправильных положений. Для линейных О. п. характерен короткий «шаг», т. е. небольшой объём каждой новой порции материала, что Облегчает учащимся составление (выбор) правильного ответа и. следовательно, ускоряет процесс обучения.
Схемы обучающих программ: а — линейная с конструктивными ответами, б — линейная с множественным выбором; в — разветвлённая; 1, 2, 3, . — порции учебного материала; стрелки обозначают переход к следующей порции при правильном ответе либо возврат к исходному материалу в случае неправильного ответа.
В разветвлённой О. п. ответ используется гл. обр. для того, чтобы вести обучающегося дальше по одному из разветвлений программы. Каждый ответ используется для выявления возможностей пути, выбранного учащимся, и определения, что делать дальше. Разветвлённая программа допускает и неправильные ответы, не мешающие достижению правильного результата, поскольку они могут быть исправлены прежде, чем учащийся пойдёт дальше. Разветвлённая О. п. может быть использована для объяснения учащемуся, в чём ошибочность его ответов, позволяет выявить учащихся, к-рые не поняли ничего из пройденного курса, и отослать их к самому началу объяснения, даёт возможность учащемуся с хорошей подготовкой пройти курс быстрее других, может быть использована для того, чтобы дать самому учащемуся возможность выбрать степень глубины изучения материала.
Применяются и др. виды О. п., напр, комбинированные, в к-рых линейные программы в определ. пунктах переходят в разветвлённые для того, чтобы успевающий ученик мог избежать порядка следования, в котором нуждается отстающий.
Лит. см. при ст. Программированное обучение.
Источник: slovaronline.com
Обучающие программы
Обучающая программа (ОП) — это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Оно должно способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП является лишь частью всей системы обучения, следовательно, должна быть увязана со всем учебным материалом, выполняя свои специфические функции и отвечая вытекающим из этого требованиям.
Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.п.). Программами они называются потому, что составлены с учетом всех пяти принципов программированного обучения:
v наличие цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели;
v расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление шага;
v завершение каждого шага самопроверкой и возможным корректирующим воздействием;
v использование автоматического устройства;
v индивидуализация обучения (в достаточных и доступных пределах).
При составлении ОП необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации. Очень важно создать положительный эмоциональный фактор, вызвать интерес к работе и поддерживать его во время выполнения всей ОП – это необходимое условие успешности обучения. Хорошо построенная ОП позволяет:
v избегать монотонности заданий, учитывать смену деятельности по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
v предоставить возможность успешной работы с ОП и сильным, и средним, и слабым ученикам;
v учитывать фактор памяти (оперативной, кратковременной и долговременной).
При работе с ОП большое значение имеет длительность паузы для выполнения задания. Чтобы не ставить учащихся в дискомфортные условия (при короткой или длительной паузе), следует помнить, что при обучении не рекомендуется ограничивать паузу для выполнения работы, а паузы для контроля выполнения задания можно и нужно ограничить, но это возможно лишь только после длительной опытной проверки ОП и умения учащихся свободно работать с компьютером.
Формирование конкретных навыков и умений осуществляется по принципу деятельности на основе отобранного материала. Причем необходимо учитывать психологические возрастные особенности учащихся, способность ориентироваться на мыслительные задачи, требующие конструирования ответа, а не просто механического запоминания.
Обучающие программы распространяются, как правило, на дискетах или СD, ВВS и FTP. Чаще всего такие программы применяют для демонстраций в ходе учебных занятий или самостоятельного изучения предмета. Наибольшую популярность среди такого рода учебных материалов получили различные курсы иностранных языков, гораздо реже попадаются обучающие программы по естественнонаучной тематике: например «Физика на компьютере». Особая разновидность учебных пособий — разнообразные мультимедийные энциклопедии, такие, как Microsoft Encarta, «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия» Не являясь чисто учебными материалами, они тем не менее могут оказаться весьма полезными в школах в качестве справочных пособий и средств расширения кругозора учащихся.
Список и аннотация наиболее популярных образовательных компьютерных программ постоянно публикуется в периодической печати (журналы «Информатика и образование», «Компьютер пресс», «Потребитель: компьютеры и программы»). Список оцениваемых образовательных ресурсов представлен также в Интернете здесь. Приведем примеры наиболее популярных программ и их разработчиков:
Ресурсы | Издатели/разработчики |
1С: Репетитор. Физика | 1С |
1С: Репетитор. Химия | 1С |
1С:Репетитор. Русский язык | 1С |
1С;Репетитор. Тесты по пунктуации | 1С |
English Gold 2000 | Мультимедиа Технологии и ДО |
English Reading Club | Новый диск |
Oxford Platinum | Мультимедиа Технологии и ДО |
TeachPro Internet | Мультимедиа Технологии и ДО |
TeachPro Office 2000 | Мультимедиа Технологии и ДО |
TeachPro PowerPoint 2000 | Мультимедиа Технологии и ДО |
TeachPro Windows 2000 | Мультимедиа Технологии и ДО |
TeachPro Word 2000 | Мультимедиа Технологии и ДО |
TeachPro Математика | Мультимедиа Технологии и ДО |
TeachPro Решебник по математике | Мультимедиа Технологии и ДО |
TeachPro Решебник по физике | Мультимедиа Технологии и ДО |
TeachPro Решебник по химии | Мультимедиа Технологии и ДО |
А. С. Пушкин. В зеркале двух столетии Алгебра. Электронный учебник | РМЦ КУДИЦ/Кордис-Медиа |
Английский для общения Английский язык. Быстрый старт | Диск-Т NMG МедиаХауз |
Библиотека школьника | Протеке |
Биология человека Весь мир на ладони | Квадрат+ РМЦ |
География. 8 класс Грамотей. Школьный комплект Живая геометрия | ЭРИКОС ИНТ |
Интеллект-тренажер История Древнего мира. Загадки Сфинкса | АДП.Ком МедиаХауз Кордис-Медиа МЦФ |
История России. 1917 — 1935 гг. История России: XX век. Как решить проблему | КлиоСофт Новый Диск F-BIT |
Конструктивная геометрия | МедиаХауз |
Курс математики 2000 для школьников и абитуриентов. | МедиаХауз Кирилл и Мефодий Formoza |
Москвоведение Начальный курс географии. 6 класс Наш дом — Земля. География. | Кордис-Медиа РМЦ РМЦ |
От Кремля до рейхстага От плуга до лазера | Новый Диск |
Практический курс. Internet Explorer 5.0 | Кирилл и Мефодий |
Профессор Хиггинс. Версия 3.0 | ИстраСофт |
Психологический практикум | КУДИЦ |
Пушкин. Сочинения | F-BIT |
Репетитор диктант | Репетитор Мультимедиа |
Россия на рубеже третьего тысячелетия | РМЦ |
Русская литература XIX века | F-BIT |
Самоучитель Microsoft Windows 98 | Новый Диск |
Самоучитель Microsoft Word 2000 | Новый Диск |
Система скорочтения | Зеленый остров |
Л. Н. Толстой. Полное собрание сочинений | МЦФ |
Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений | МЦФ |
В настоящее время прослеживаются четыре пути создания обучающих программ на основе:
v прямого программирования на языках высокого уровня (в том числе на JAVA для сетевых вариантов ПСУН);
v инструментальных систем, которые позволяют изготавливать ПСУН преподавателю-предметнику, незнакомому с программированием. Среди используемых отечественных инструментальных систем можно отметить АДОНИС, УРОК и системы, позволяющие создавать мультимедиа программные продукты, это: ДЕЛЬФИН-3 (разработка МЭИ), Statpro Multimedia (разработка МЭСИ) и др.
v использования готовых обучающих программ по курсам, дисциплинам, разделам, которые собраны в фондах НИИ Высшего образования, Рос НИИ информационных систем, Института информатизации образования и других организаций;
v заказа специализированным государственным или коммерческим организациям на изготовление ПСУН.
Выбор пути зависит от материально-технической базы образовательного учреждения, финансовых возможностей, уровня компьютерной подготовки преподавательского состава и его творческих возможностей и желания.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Теоретическая часть
В первую очередь мы можем сказать, что обучающая программа — это прежде всего программное средство, предназначенное для передачи знаний учащимся и формирование умений и навыков в них.
Компьютерное обучение под управлением обучающей программы с высоким уровнем «интеллекта», должно обеспечивать автоматизацию всех функций обучающего на всех этапах.
Разработка интеллектуальной обучающей программы требует много времени и денежных средств. От качества выполнения функций компьютером зависит эффективность всего процесса обучения.
Основной целью разработки обучающей программы стало развитие творческих способностей обучаемого путем создания благоприятной среды, с помощью которой обучаемый приобретает нужные знания, а практическая задача — тренинг в решении задач определенного класса.
Обучающая программа должна соответствовать следующим педагогическим целям:
- 1. Демонстрацию учебного материала, которая может быть представлена в виде лекционного материала, видео и аудио роликов, с применением гипертекстовой системы обучения ;
- 2. Тренинг в определенной области обучения, дает возможность закрепить полученный при изучении материал;
- 3. Тестирование и диагностика, дает возможность представить, в какой степени обучаемый усвоил материал и контролирует весь процесс обучения.
При решении проблем автоматизации обучения, так же как и при решении других проблем
Информатики (автоматизация проектирования, автоматизация переводов текстов с иностранных языков т.п.), наряду с продолжением исследований по созданию полностью автоматизированных систем интенсивно разрабатывается конкурентно способные человеко-машинные системы, где в обучаемой деятельности используются автоматизированные системы, управляемые преподавателями.
Обучающие программы с большим успехом применяются в процессе преподавания самых различных дисциплин , начиная от самых маленьких пользователей, заканчивая опытными программистами .
Обучающая программа должна базироваться на оригинальном педагогическом приеме, учитывающем специфику предмета и изучаемой темы, и должна исполнять как можно больше функций учителя.
Основное требование к составляемым обучающим программам — их ориентация на развитие активности, инициативы, творчества учащихся. Характерны в этом отношении экспериментальные уроки физики в школе с применением ЗВМ, проводимые заслуженным учителем школы РСФСР С. И. Литератом по программам, разработанным в школьном вычислительном центре. Один из наиболее эффективных приемов — использование ЭВМ в игровых задачах, например по атомной физике.
Оценивая психолого-педагогические возможности компьютеризации учебного процесса, С. И. Литерат указывает следующие основные направления: использование ЭВМ для тренировки и закрепления знаний; ускорение расчетов при решении задач в лабораторных работах и т.д. (преимущественно в старших классах) ; проверка знаний, умений и навыков, учащихся во время контрольных работ и опросов; индивидуальная работа учащегося на ПК при выполнении заданий учителя (главным образом на факультативных занятиях); учет результатов обучения и оперативное представление соответствующей информации учителям, администрации, родителям и самим учащимся.
Источник: studwood.net