К компьютерным средствам обучения (КСО) относятся компьютерные (то есть реализуемые в той или иной компьютерной среде) учебники и задачники, тренажёры, лабораторные практикумы, справочники, энциклопедии, тестирующие, контролирующие и обучающие программы и некоторые другие педагогические программные продукты.
Назовём основные преимущества КСО:
— создание условий для самостоятельной проработки учебного материала (самообразования), позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и время работы с КСО, а также темп учебного процесса;
— более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности (особенно в адаптивных КСО, способных настраиваться на текущий уровень подготовки обучаемого и области его интересов);
— возможность работы с моделями изучаемых объектов и процессов (в том числе тех, с которыми сложно познакомиться на практике);
— возможность представления и взаимодействия с виртуальными трёхмерными образами изучаемых объектов;
Компьютер для начинающих — Урок 1
— возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, видеофрагментов, звукозаписей и др.);
— возможность автоматизированного контроля и более объективное оценивание знаний и умений;
— возможность автоматической генерации большого числа неповторяющихся заданий для контроля знаний и умений;
— возможности поиска информации в КСО и более удобного доступа к ней (гипертекст, гипермедиа, закладки, автоматизированные указатели, поиск по ключевым словам, полнотекстовый поиск и др.).
К отрицательным сторонам КСО относятся:
— необходимость иметь компьютер (в ряде случаев с выходом в Интернет) и соответствующее программное обеспечение работы с КСО;
— необходимость обладать навыками работы на компьютере;
— сложность восприятия больших объёмов материала с экрана дисплея;
— недостаточная интерактивность КСО (существенно большая по сравнению с книгой, но меньшая, чем при очном обучении);
— отсутствие непосредственного и регулярного контроля над ходом выполнения учебного плана.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
обучающие системы на базе компьютера примеры
Аппаратные и программные средства. Сетевые обучающие системы
Существует большое многообразие компьютерных систем обучения по функциональному назначению и техническому исполнению. Однако общим для всех является их состав: любая компьютерная система содержит в комплексе как аппаратные, так и программные средства (схема 4). Для реализации КО требуется две части: информационно- вычислительная техника (аппаратные средства) и программное обеспечение — набор программ разного назначения.
Программное обеспечение — мозг системы. Это управляющая среда, которая в зависимости от возникающей ситуации адекватно реагирует на действия обучаемого. Компьютерная программа учебного назначения — это любое программное средство, специально разработанное для приме нения в обучении. Выше были охарактеризованы основные типы про грамм по их дидактическому назначению.
Уровень компьютерной системы обучения в равной степени опреде ляется не только программой, но и аппаратной составляющей. Под аппаратурой понимается ЭВМ как совокупность оборудования и средств, обеспечивающих ввод-вывод, модификацию текстовой, графической, аудио- и видеоинформации. Основными компонентами аппаратуры являются тип процессора, тип шины (магистрали), размер и характеристики памяти, параметры внешних носителей информации, звуковые адаптеры, видеоадаптеры, периферия.
В настоящее время в развитии аппаратных средств открылось «вто рое дыхание»: появляются принципиально новая компьютерная техника, различные конфигурации технических и компьютерных средств. Одним из перспективных направлений в этом плане является использование компьютера как универсального комплексного технического средства,
способного выполнять функции книги, пишущей машинки, магнитофона радио, кино, видеостенки, видеодоски и др.
Интенсивное развитие микроэлектроники привело к значительному расширению возможностей и одновременному удешевлению вычисли тельной техники. Это обеспечивает ее повсеместное распространение. Теперь персональные компьютеры стали действительно персональными в полном смысле этого слова. Они уверенно входят в школьную и повседневную жизнь, как когда-то радио и телевизоры.
Можно назвать несколько причин успеха персональных компьютеров. Одна из главных — простота использования, обеспеченная с помощью диалогового способа взаимодействия с компьютером, удобных и понятных интерфейсов программ (меню, подсказки, «помощь» и т.д.).
Возможность индивидуального взаимодействия с компьютером без ка ких-либо посредников и ограничений — это другая причина. В качестве «технических» причин выделим следующие. Во-первых, относительно высокие возможности по переработке информации (типичная скорость — несколько десятков миллионов операций в секунду, емкость оперативной памяти — от нескольких Мбайт до сотен Мбайт, емкость жестких дис ков — до десятков Гбайт). Во-вторых, высокая надежность и простота ремонта, которые основаны на интеграции компонентов компьютера. В-третьих, возможность расширения и адаптации к особенностям приме нения компьютеров: один и тот же компьютер может быть оснащен раз личными периферийными устройствами и мощными системами для раз работки нового программного обеспечения.
Нынешнее состояние компьютерных систем обучения характеризу ется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, колоссальный рост числа компьютеров, используемых в обучении, а с другой — их несовместимость. Например, приобретая ту или иную модель компьютера, школа не всегда может воспользоваться программным обеспечением, предназначенным для других моделей. Современное состояние компью терного обучения имеет большой разрыв в качестве обучающих про грамм; рынок наводнен примитивными программами, которые не повы шают эффективность обучения, а нередко дают и отрицательный результат.
Развитие техники идет колоссальными темпами; появляются разно видности компьютерного обучения с привлечением автоматизированных обучающих систем (АОС). Работа над системами ведется во многих на учно-педагогических центрах.
Следует различать компьютерные системы обучения автономного режима и сетевые (дистантные) (схема 5).
Когда обучаемый расположен в непосредственной близости от компьютера как источника знаний — в этом случае говорят о системе обучения, работающей в автономном режиме. Совершенно новые перспективы открывают для КО телекоммуникационные сети и интеллектуальные обучающие системы (ИОС). Объединение таких систем и сетей уже сего дня позволяет создавать как локальные вычислительные сети (ЛВС), так и глобальные системы дистанционного образования.
Основной мотивацией усилий по разработке ИОС является желание ускорить процесс обучения за счет целенаправленного, методически грамотного курса, использующего современные достижения педагогов, и неявного стремления снизить затраты на образование, сделать его унифицированным и независимым от квалификации педагога.
Существует большое разнообразие ЛВС, построенных по различным принципам и структурам. Они позволяют коллективно использовать периферийное оборудование (принтеры, плоттеры, жесткие диски большой емкости), дорогостоящее лицензионное, а также программное обеспече ние. Но не эти преимущества являются первостепенными.
Основное — необходимость рационального использования аппаратных средств. Имеющийся парк персональных компьютеров, как правило, пополняется лишь единицами новых. В результате оказывается большое их разнообра зие, имеющее различные графические и другие возможности. ЛВС позволяет с минимальными затратами модернизировать устаревшие ком пьютеры, а следовательно, более экономно расходовать средства.
Самое значительное преимущество ЛВС заключается в возможности использования практически неограниченного объема информации гло бальной компьютерной сети под названием INTERNET (ИНТЕРНЕТ) ИНТЕРНЕТ — это уникальное средство доступа к информации на мировом уровне по разным сферам деятельности человека — экономике, технике, науке, культуре, образовании. База данных ИНТЕРНЕТА использу ется для ознакомления с новейшими зарубежными публикациями, ката логами фирм-производителей современной компьютерной продукции и т.д., что особенно актуально в условиях сокращающегося потока тради ционных носителей информации. ИНТЕРНЕТ — это перспективное сред ство дистанционного образования.
В настоящее время интенсивно разрабатываются автоматизирован ные заочные (дистантные) компьютерные системы обучения, в том числе и на основе ИНТЕРНЕТА. Изучение наук в этом случае реализуется по средством общения обучающегося заочно, через компьютерную сеть не только с компьютером, но и с преподавателем, направляющим учебный процесс. Здесь успех в значительной степени зависит от модератора (преподавателя, курирующего учебный процесс). Он обеспечивает ус пешное начало, обучение и помощь на начальной стадии, поддержку в разработке, развитии и завершении темы.
Сетевые компьютерные обучающие системы позволяют индивидуальным пользователям, находящимся на своих рабочих местах или дома, иметь доступ не только к мощным академическим сетям, но и подсоединяться к новейшим сетевым (мультимедийным) средствам обучения. Производители последних разрабатывают продукт с высокой степенью стандартизации и совместимости, распространения его в масштабах всей национальной системы образовании. Современные локальные академи ческие сети (ЛВС и другие) подключаются к национальным. Местные академические сети посредством баз данных и баз знаний обеспечивают широкий спектр учебного материала и учебных пособий.
Укажем некоторые приоритетные направления в развитии компь ютерных сетей:
1) локальные и региональные сети ЭВМ;
2) электронная почта;
4) электронные журналы;
5) распределение базы данных; электронные библиотеки;
Источник: doma35.ru
Инжиниринговая компания НЕОТЕК МАРИН
Интерактивные электронные технические руководства (ИЭТР), интегрированная логистическая поддержка, информационная поддержка эксплуатации, тренажеры, компьютерные обучающие программы и системы
Компьютерные обучающие программы и системы
Компьютерные обучающие программы (КОП) с интерактивным пользовательским интерфейсом, диалоговыми функциями и элементами мультимедиа являются эффективным средством для подготовки специалистов по эксплуатации сложного наукоемкого оборудования.
В качестве учебной информационной базы обучаемому предъявляется адаптированный структурированный материал, соответствующий нормативно-технической документации. Весь учебный материал по курсу разделен на занятия, представляющие собой отдельные КОП. Каждое занятие имеет в своем составе ряд учебных вопросов, которые помогают лучше сориентироваться обучаемому в учебном материале. Эффективность изучения учебных вопросов обеспечивается рациональным сочетанием интерактивного текста с мультимедийными возможностями предъявления схем, рисунков, 3D-моделей, фотографий, анимации, видео. Обеспечивается возможность нормирования времени для изучения учебных вопросов.
Контроль знаний (тестирование корабельных специалистов) основан на использовании вопросов различных типов (текстовые, с использованиеминтерактивных схем, диаграмм, 3D-моделей, фото и видео-материала).
Компьютерные обучающие программы разрабатываются с использованием специального программного инструментария НЕО ЭКСПЕРТ.КОП.
С помощью данного инструментария также возможно создание компьютерных обучающих систем (КОС), которые представляют из себя набор КОП, реализованных на специальных автоматизированных рабочих местах и управляемых с поста руководителя обучением (ПРО).
Источник: neotech-marine.ru