полное описание процесса обучения, содержащее учебный материал задания, необходимые для его усвоения, и указания по их выполнению и контролю.
Найдено схем по теме — 3
Найдено научных статей по теме — 15
Сахарный диабет: обучающая программа
Сокол Адольф Фроимович
Разработана обучающая программа по диабетологии.
Обучающие программные педагогические средства
Фёдорова Екатерина Александровна
Проектирование программных педагогических средств позволяет создавать демонстрационные, обучающие и контролирующие электронные средства учебного назначения.
Разработка архитектуры комплекса обучающих программ
Ультан Александр Ефимович, Петров Евгений Станиславович
В данной работе излагаются основные идеи, положенные авторами в основу архитектуры расширяемого комплекса обучающих программ.
Комплекс обучающих программ по теоретической механике
Пирогов С. П., Рябова Ю. С., Гуляев Б. А.
В данной статье рассматриваются вопросы применения обучающихся программ при изучении дисциплины «теоретическая механика»; указаны основные разделы, входящие в состав учебного комплекса, а также его структура, состоящая из трех бло
Обучающая программа «Введение в профессию. Психотерапия — как это работает?»
Реализация обучающего диалога программными средствами
Юсупов Сергей Юсупович, Курулёнок Андрей Александрович
В статье предлагается авторский подход к программной реализации учебного диалога. Он основан на управлении логико-опорными характеристиками мышления. Это объясняется в большей степени дискретностью взаимодействия с ЭВМ.
Разработка обучающей программы «Экономика предприятия»
Ультан Александр Ефимович, Ультан Светлана Ивановна, Романашин Борис Сергеевич
В данной работе излагаются основные идеи, положенные авторами в основу компьютерной программы обучающей студентов решению задач по курсу «Экономика предприятия». Аналоги подобной программы не обнаружены.
Возможности Flash-технологий для создания обучающих программ
Софронова Наталия Викторовна
Статья посвящена проблеме разработки обучающих программ.
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
Канцур Анна Германовна
Программно-обучающий комплекс по дисциплине «Архитектура ЭВМ»
Кныжов Эдуард Павлович, Нестеров Геннадий Дмитриевич
В статье дана концепция построения программно-обучающего комплекса и приведены некоторые результаты ее реализации
РОЛЬ БИБЛИОТЕК В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Потапова Р.П.
Исследование проблем социализации опирается на достаточно устойчивую теоретическую тради-цию. Социализирующая функция библиотек некоторыми отечественными библиотековедами рассмат-ривается в качестве главенствующей.
Оценка развития компетенций обучающихся по программам бакалавриата
Третьякова Оксана Владимировна, Попкова Алена Анатольевна, Баикина Юлия Олеговна
Выявлен уровень развития общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся по программам бакалавриата на разных стадиях образовательного процесса студентов Тюменской государственной академии мировой э
учёба на психолога | как это?
Разработка обучающей программы «Решение текстовых задач по алгебре»
Ультан Александр Ефимович, Закандырин Владимир Александрович
В данной работе излагаются основные идеи, положенные авторами в основу компьютерной программы обучающей школьников решению текстовых задач по алгебре. Аналоги подобной программы не обнаружены
Обучающая программа для пациентов с протезированными клапанами сердца
Горбунова Елена Владимировна, Кудрявцева Н. Г., Горшкова Т. В., Романова М. П., Максимов С. А., Макаров С. А., Барбараш О. Л.
Оценена эффективность обучающей программы для пациентов с протезированными клапанами сердца, основанной на принципе преемственности стационарного и амбулаторного этапов ведения больных.
Эффективность обучающих программ для пациентов с ревматоидным артритом
Большакова Е. В., Ильичева А. С., Коршунов Н. И.
Цель. Оценить влияние образовательных программ на уровень знаний больных РА о болезни, готовность к сотрудничеству с врачом, показатели качества жизни (КЖ). эффективность терапии и отношение к заболеванию. Материал и методы.
Обучающая компьютерная программа для условий педагогического образования
Гузенко И.Г.
В статье анализируются теоретические положения и особенность разработки обучающей компьютерной программы (ОКП) для педагогического образования.
Источник: vocabulary.ru
Обучающие программы, их разновидности (в зависимости от обучения)
Обучающие программы это программы предназначенные для развития человеческих способностей. Например для оказания помощи в запоминании иностранных слов.
Обучающая программа, полное описание процесса программированного обучения, содержащее точные указания как о дозировании — делении на части (порции) — учебного материала и о последовательности его изложения (чтения по учебнику), так и о порядке (правилах) перехода от одной порции к другой. Усвоение учащимися материала проверяется серией контрольных вопросов, предлагаемых им либо в конце каждой порции материала, либо периодически в процессе его изучения (причём от правильности ответа зависит переход к следующей дозе материала).
Схемы обучающих программ: а — линейная с конструктивными ответами; б — линейная с множественным выбором; в — разветвленная: 1, 2, 3. — порции учебного материала; стрелки обозначают переход к следующей порции при правильном ответе либо возврат к исходному материалу в случае неправильного ответа.
Наиболее широко известны линейные и разветвленные программы (рис.). Линейной называется такая Обучающая программа, в которой все учащиеся знакомятся с каждой порцией материала в одинаковой последовательности; ответ может быть дан либо выбором одного из предлагаемых вариантов, либо путём активного составления самостоятельного ответа.
Самостоятельное составление ответов в процессе обучения или запоминания даёт лучшие результаты, чем простой выбор из двух или нескольких готовых предложенных ответов, каждый из которых выглядит весьма правдоподобно, но может привести к ненужному запоминанию неправильных положений. Для линейных Обучающая программа характерен короткий «шаг», т. е. небольшой объём каждой новой порции материала, что облегчает учащимся составление (выбор) правильного ответа и, следовательно, ускоряет процесс обучения.
В разветвленной Обучающая программа ответ используется главным образом для того, чтобы вести обучающегося дальше по одному из разветвлений программы. Каждый ответ используется для выявления возможностей пути, выбранного учащимся, и определения, что делать дальше. Разветвленная программа допускает и неправильные ответы, не мешающие достижению правильного результата, поскольку они могут быть исправлены прежде, чем учащийся пойдёт дальше. Разветвленная Обучающая программа может быть использована для объяснения учащемуся, в чём ошибочность его ответов, позволяет выявить учащихся, которые не поняли ничего из пройденного курса, и отослать их к самому началу объяснения, даёт возможность учащемуся с хорошей подготовкой пройти курс быстрее других, может быть использована для того, чтобы дать самому учащемуся возможность выбрать степень глубины изучения материала. Применяются и др. виды Обучающая программа, например комбинированные, в которых линейные программы в определенных пунктах переходят в разветвленные для того, чтобы успевающий ученик мог избежать порядка следования, в котором нуждается отстающий.
Источник: studbooks.net
Типы обучающих программ
Обучающие программы, построенные на бихевиористской основе, подразделяют: а) на линейные, разработанные Скиннером, и б) разветвленные программы Н. Краудера.
1. Линейная система программированного обучения, первоначально разработанная американским психологом Б. Скиннером в начале 60-х гг. XX в. на основе бихевиористского направления в психологии.
Он выдвинул следующие требования к организации обучения:
- • при обучении учащийся должен проходить через последовательность тщательно подобранных и размещенных «шагов»;
- • обучение следует построить таким образом, чтобы учащийся все время был «деловит и занят», чтобы он не только воспринимал учебный материал, но и оперировал им;
- • перед тем как перейти к изучению последующего материала, учащийся должен хорошо усвоить предыдущий;
- • учащемуся необходимо помочь путем деления материала на небольшие порции («шаги» программы), путем подсказок, побуждений и т. д.;
- • каждый правильный ответ учащегося необходимо подкреплять, используя для этого обратную связь, — не только для формирования определенного поведения, но и для поддержания интереса к обучению.
Согласно этой системе, обучаемые проходят все шаги обучаемой программы последовательно, в том порядке, в котором они приведены в программе. Задания в каждом шаге состоят в том, чтобы заполнить одним или несколькими словами пропуск в информационном тексте. После этого обучаемый должен сверить свое решение с правильным, которое до этого каким-либо способом было закрыто.
Если ответ обучаемого оказался правильным, то он должен перейти к следующему шагу; если же его ответ не совпадает с правильным, то он должен выполнить задание еще раз. Таким образом, линейная система программированного обучения основана на принципе обучения, предполагающего безошибочное выполнение заданий. Поэтому шаги программы и задания рассчитаны на наиболее слабого ученика. По мысли Б. Скиннера, обучаемый учится, главным образом выполняя задания, а подтверждение правильности выполнения задания служит подкреплением для стимуляции дальнейшей деятельности обучаемого.
Линейные программы рассчитаны на безошибочность шагов всех учащихся, т. е. должны соответствовать возможностям наиболее слабых из них. В силу этого коррекция программ не предусмотрена: все учащиеся получают одну и ту же последовательность кадров (заданий) и должны проделать одни и те же шаги, т. е. двигаться по одной и той же линии (отсюда название программ — линейные).
2. Разветвленная программа программированного обучения. Ее основоположником является американский педагог Н. Краудер. В этих программах, получивших широкое распространение, кроме основной программы, рассчитанной на сильных учащихся, предусматриваются дополнительные программы (вспомогательные ветви), на одну из которых направляется ученик в случае затруднений. Разветвленные программы обеспечивают индивидуализацию (адаптацию) обучения не только по темпу продвижения, но и по уровню трудности. Кроме того, эти программы открывают большие возможности для формирования рациональных видов познавательной деятельности, чем линейные, ограничивающие познавательную деятельность в основном восприятием и памятью.
Контрольные задания в шагах этой системы состоят из задачи или вопроса и набора нескольких ответов, в числе которых обычно один правильный, а остальные неверные, содержащие типичные ошибки. Обучаемый должен выбрать из этого набора один ответ. Если он выбрал правильный ответ, то получает подкрепление в виде подтверждения правильности ответа и указание о переходе к следующему шагу программы. Если же он выбрал ошибочный ответ, ему разъясняется сущность допущенной ошибки, и он получает указание вернуться к какому-то из предыдущих шагов программы или же перейти к некоторой подпрограмме.
Кроме этих двух основных систем программированного обучения разработано много других, в той или иной степени использующих линейный, или разветвленный принцип, или оба эти принципа для построения последовательности шагов обучающей программы.
Общий недостаток программ, построенных на бихевиористской основе, заключается в невозможности управления внутренней, психической деятельностью учащихся, контроль за которой ограничивается регистрацией конечного результата (ответа). С кибернетической точки зрения эти программы осуществляют управление по принципу «черного ящика», что применительно к обучению человека малопродуктивно, так как главная цель при обучении состоит в формировании рациональных приемов познавательной деятельности. Это означает, что контролироваться должны не только ответы, но и пути, ведущие к ним. Практика программированного обучения показала непригодность линейных и недостаточную продуктивность разветвленных программ. Дальнейшие усовершенствования обучающих программ в рамках бихевиористской модели обучения не привели к существенному улучшению результатов.
Источник: studme.org