Планирование является начальным этапом проведения аудита. Оно включает в себя разработку аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
Аудиторская организация должна начать планировать аудит до написания письма-обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.
Общий план должен служить руководством при осуществлении программы аудита.
В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть срок проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета, аудиторского заключения. В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку. В общем плане рекомендуется предусмотреть:
Планирование аудита по МСА. Стратегия аудита и план аудита с РДА. Вебинар AuditXP
формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;
распределение аудиторов по конкретным участкам аудита;
инструктирование всех членов команды об их обязанностях; 4) контроль руководителя за выполнением плана
и качеством работы ассистентов аудитора и т. д.
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией для ассистентов аудитора, а для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы — одновременно и средством контроля качества работы.
Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.
Программа тестов средств контроля — это перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Тесты помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта. Аудиторские процедуры по существу — это детальная проверка правильного отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам.
В зависимости от условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения. По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.
Подготовка и составление программы аудита регу- труются правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита».
Методика проведения аудита по МСА в программе AuditXP. Основная часть. Вебинар СРО ААС 29.04.2020
могла быть признана несовместимой с принципами порядочности, объективности и независимости».
В Кодексе особо рассматриваются проблемы, возникающие в том случае, когда аудитор оказывает клиенту услуги по расчетам налогов, налоговому планированию, налоговой оптимизации, налоговому аудиту и тому подобному, поскольку при оказании услуг такого рода аудитору нередко приходится отстаивать позицию клиента, стремящегося минимизировать налоговые выплаты, перед налоговыми или иными контролирующими органами.
В соответствии с Кодексом аудитор не должен одновременно принимать участие в каком-либо бизнесе, роде занятий или деятельности, которые наносят или могут нанести ущерб порядочности, объективности, независимости или хорошей репутации данной профессии и поэтому несовместимы с оказанием профессиональных услуг.
Весьма подробно рассмотрены в Кодексе проблемы, связанные с взаимоотношениями одной аудиторской организации с другими аудиторскими организациями. Речь идет об отношениях при переходе клиента от одного аудитора к другому или при одновременной работе нескольких аудиторских организаций с одним и тем же клиентом.
В Кодексе этики специально рассматриваются этические аспекты профессиональных бухгалтеров и аудиторов, которые являются сотрудниками организаций, предоставляющих бухгалтерские и аудиторские услуги, а также профессиональных бухгалтеров, работающих на коммерческих предприятиях различного профиля.
и проверки выполненной работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;
получение сотрудниками при недостатке опыта ит знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторских организаций, так и вне их;
разработку и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов; при этом должны приниматься во внимание как независимость аудиторской организации и ее возможность проводить аудит на высоком качественном уровне, так и репутация руководителей проверяемого или предполагаемого для будущей проверки экономического субъекта;
осуществление мероприятий по регулярным проверкам надежности и эффективности функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы; СО
принятие необходимых мер в отношении сотрудни- СМ ков аудиторской организации в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.
Основные принципы и процедуры системы контроля качества работы аудиторской организации должны быть доведены до сведения каждого профессионального сотрудника такой организации.
Руководитель аудиторской организации обязан утвердить до начала аудита руководителя проверки, что должно быть отражено в общем плане аудита.
Руководитель проверки обязан применять в ходе аудита те средства контроля качества работы, которые наи- лу^шм образом подхода к данной конкретной аудиторской проверке.
Текущий консоль работы исполнителей аудиторской проверки включает элементы руководящих указаний и проверки выполненной работы.
Источник: economics.studio
Общий план и программа аудита
Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация основывается на знаниях, полученных об экономическом субъекте на этапе предварительного планирования. Эти знания складываются исходя из информации, предоставленной клиентом на этом этапе, и проведенных аудиторских процедур. На этапе составления общего плана и программы аудита определяются объекты контроля и объем контрольных процедур.
Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур варьируются в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Действующие правила (стандарты) предусматривают оценку эффективности системы внутреннего контроля экономического субъекта и оценку риска системы внутреннего контроля (контрольного риска). Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.
При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя аудиторский риск, следует определять внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономического субъекта. С помощью установленных рисков и уровня существенности выявляются значимые для аудита области и планируются необходимые аудиторские процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение аудиторского риска и уровня существенности, установленных при планировании.
При составлении общего плана и программы аудита следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации. Правильная оценка автоматизации учетного процесса позволит определить объем и характер аудиторских процедур.
В выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, аудиторская организация является независимой, однако она несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой.
Аудиторская организация, если сочтет это целесообразным, может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита.
Правило (стандарт) «Планирование аудита» выделяет при планировании два документа.
Первоначальный документ — общий план. В развитие общего плана составляется программа аудита (второй документ).
Общий план служит руководством в осуществлении программы аудита.
В процессе аудита у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений стандарт предписывает подробно документировать.
В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени необходимо учесть:
- • реальные трудозатраты;
- • расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;
- • уровень существенности;
- • проведенные оценки рисков аудита.
В общем плане определяется способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка».
Составной частью общего плана являются положения по планированию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане стандарт рекомендует отразить:
- • состав аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;
- • распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;
- • инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;
- • контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;
- • разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;
• документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оцен- кетого или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.
При составлении общего плана определяется роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита.
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля за качеством работы.
При составлении программы аудита каждую процедуру следует идентифицировать специальным обозначением. Это может быть номер, код или другое обозначение. В дальнейшем в процессе работы эти коды будут использоваться для ссылки на конкретные процедуры в рабочих документах.
Стандарт предписывает составлять аудиторскую программу в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.
Под программой тестов средств контроля понимается совокупность действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля состоит в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.
Под аудиторскими процедурами по существу, которые подлежат отражению в программе аудита, понимается детальная проверка верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных, конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета.
Правило (стандарт) «Планирование аудита» не содержит полностью тех контрольных процедур, которые может провести аудитор для формирования мнения о бухгалтерской отчетности.
Стандарты, принятые Комиссией по аудиторской деятельности, не содержат определения аудиторских процедур по существу. В некоторых стандартах имеется только ссылка на отдельные процедуры, которые относятся к аудиторским процедурам по существу. В пункте
2.1 стандарта «Аналитические процедуры» говорится о том, что аналитические процедуры представляют собой один из видов аудиторских процедур по существу и состоят в выявлении, анализе и оценке соотношений между финансово-экономическими показателями деятельности проверяемого экономического субъекта.
Таким образом, к аудиторским процедурам по существу будет относиться и детальная проверка верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам, и аналитические процедуры.
Стандарт «Аудиторские доказательства» говорит о том, что для обоснованного выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства на основе аудиторских процедур, таких как:
- а) детальная проверка верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам;
- б) аналитическая процедура;
- в) проверка (тест) средств внутреннего контроля.
Сопоставляя и обобщая положения всех стандартов с учетом перечня терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (утвержден Комиссией по аудиторской деятельности), можно составить следующую классификацию.
Аудиторские процедуры включают в себя:
- • тесты средств внутреннего контроля;
- • аудиторские процедуры, которые в свою очередь состоят:
- — из детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам,
- — аналитической процедуры.
Таким образом, стандарт «Планирование аудита» не предусматривает в программе аудита такой важной процедуры, как аналитическая процедура.
Представляется, что в данном случае имела место техническая ошибка, которая будет учтена при выпуске новых правил (стандартов) аудиторской деятельности.
В программе аудита следует предусмотреть, какие аудиторские процедуры и в каком объеме необходимо выполнить для сбора аудиторских доказательств.
При разработке программы аудита и выборе объектов контроля и аудиторских процедур следует учитывать особенности аудита в России. Согласно Закону об аудиторской деятельности, целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству
Российской Федерации. При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Данное определение целей и задач аудита соответствует мировой практике. Однако круг реальных, а не потенциальных пользователей бухгалтерской отчетности в России и за рубежом существенно различается.
За рубежом в условиях развитого рынка ценных бумаг бухгалтерская отчетность является существенной информацией для принятия решения участниками рынка. При этом с целью привлечения новых инвесторов, повышения курса акций компании склонны к завышению своей бухгалтерской прибыли. Задачей аудита в этом случае является именно подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности и финансовых показателей деятельности.
В России рынок ценных бумаг очень мал. На нем котируются акции сравнительно небольшого числа организаций. Исходя из критериев организаций, подлежащих аудиторской проверке, большое число организаций в России подлежат обязательному аудиту. Однако реальное число негосударственных пользователей, которых могут интересовать данные бухгалтерской отчетности, невелико.
Из числа государственных органов — пользователей бухгалтерской отчетности в первую очередь следует отметить налоговые органы и органы статистики.
При представлении в налоговые органы бухгалтерской отчетности организации представляют также один экземпляр аудиторского заключения. Однако в практической деятельности налоговые органы не придают значения этому документу.
Органы статистики, которые должны быть заинтересованы в достоверности бухгалтерской отчетности, не интересуются этим вопросом. Правда, следует отметить, что неясно, могут ли органы статистики вообще рассматриваться в качестве пользователей бухгалтерской отчетности с точки зрения Закона об аудиторской деятельности. Органы статистики обобщают экономическую информацию и не принимают на ее основе решений относительно экономического субъекта.
Реальным лицом, заинтересованным в результате аудита, является руководство экономического субъекта.
Бизнес в России в рамках действующего правового поля несет в себе повышенные финансовые риски по сравнению с западными странами.
В связи с этим руководителя организации интересуют не только данные бухгалтерской и финансовой отчетности, но и возможные финансовые риски со стороны государственных органов.
При этом по результатам аудита может складываться такая ситуация, что в целом с учетом уровня существенности аудит проведен качественно и клиенту выдано положительное или положительное модифицированное заключение. Однако аудитор не заметил ряда нарушений, которые в дальнейшем привели к финансовым санкциям со стороны государственных органов.
Размер финансовых санкций таков, что хотя показатели отчетности и изменяются, но остаются в пределах уровня существенности. Однако абсолютный размер финансовых санкций для организации представляется очень большим. В результате может возникнуть конфликт между руководством экономического субъекта и аудиторской организацией. И хотя аудитор сможет доказать качество своей работы, отношения с клиентом могут быть испорчены.
Сказанное не означает, что аудиторская организация в России должна более небрежно относиться к вопросу о достоверности бухгалтерской отчетности. Однако в ходе планирования аудита вопросам финансовых рисков следует уделять повышенное внимание.
В зависимости от изменений условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы.
Источник: bstudy.net
Общий план и программа аудита
Составляя общий план и программу аудита, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит точнее определить объем и характер аудиторских процедур.
Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как эти результаты являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.
В общем плане необходимо предусмотреть сроки проведения аудита и составить график его проведения, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования необходимо учесть: реальные трудозатраты; уровень существенности; проведенные оценки рисков аудита. В общем плане должны определить способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита.
Для сбора информации при составлении программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами целесообразно использовать вопросник, представленный в таблице 8.
По результатам опроса ответственных работников ООО «Авантрейд» по вопроснику можно сделать следующие выводы:
- — внутренний контроль за расходованием и целевым использованием денежных средств из кассы предприятия осуществляется;
- — в соответствии с п. 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ лицам, не отчитавшимся за полученные ранее суммы под отчет, не выдаются новые авансы;
- — приказы о направлении работников в командировки не оформляются, при этом мы должны проверить, не допускается ли под видом командировочных расходов скрытое авансирование работников предприятия;
- — в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса суточные, возмещаемые сверх норм работникам предприятия, облагаются налогом на доходы физических лиц;
- — в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» и главой 21 «Налог на добавочную стоимость» Налогового кодекса для целей налогообложения учет командировочных сумм в пределах норм и сверх норм ведется;
- — сметы представительских расходов разработаны и утверждены руководителем предприятия;
- — в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» и главой 21 «Налог на добавочную стоимость» Налогового кодекса для целей налогообложения учет представительских расходов в пределах норм и сверх норм ведется;
- — в соответствии с п. 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в суммах, не превышающих необходимые.
В таблице 9 представлены вопросы для проверки расчетов с подотчетными лицами в ООО «Авантрейд», где назначаемые аудиторские процедуры.
Таблица 9 — Вопросы для проверки расчетов с подотчетными лицами в ООО «Авантрейд
Информация или документ, который следует запросить
Назначаемая аудиторская проверка
Имеется ли на предприятии список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды, утвержденный приказом по предприятию.
Список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды.
Выдаются ли новые авансы лицам, не отчитавшимся по ранее полученным под отчет суммам.
Оформляются ли письменные распоряжения руководителя предприятия (приказы) при направлении работников в командировки.
При этом проверяется, не допускается ли под видом командировочных расходов скрытое авансирование работников предприятия
Облагаются ли подоходным налогом суточные сверх норм, возмещаемые по решению руководителя предприятия.
Приказ руководителя о возмещении
Организован ли аналитический учет командировочных расходов в пределах и сверх норм для целей налогообложения
Имеются ли утвержденные письменным распоряжением руководителя предприятия сметы представительских расходов.
Письменные распоряжения и сметы.
Организован ли аналитический учет представительских расходов в пределах и сверх норм для целей налогообложения
Производится ли расчет сумм, причитающихся работнику на командировку
- — «Подотчет 1.1» — проверка соответствия лиц, получающих наличные деньги из кассы на хозяйственно-операционные расходы, списку лиц, имеющих на это право, утвержденному руководителем предприятия;
- — «Подотчет 1.2» — проверка получения под отчет сумм денежных средств лицами, не отчитавшимися по ранее полученным авансам;
- — «Подотчет 1.3» — проверка наличия приказов о направлении работников в командировку;
- — «Подотчет 1.4» — проверка удержания подоходного налога с сумм превышения командировочных расходов сверх установленных норм;
- — «Подотчет 1.5» — проверка правильности ведения учета командировочных расходов в пределах и сверх норм;
- — «Подотчет 1.6» — проверка соответствия фактических размеров представительских расходов сметам;
- — «Подотчет 1.7» — проверка правильности ведения аналитического учета представительских расходов в пределах и сверх норм.
По результатам у аудитора сложилось определенное мнение о состоянии расчетов с подотчетными лицами на ООО «Авантрейд». Промежуточные выводы по вопроснику позволяют сделать основной вывод — о том, что порядок расчетов с подотчетными лицами в ООО «Авантрейд» удовлетворительный.
По результатам опроса у нас оказывается практически сформированным план проведения проверки расчетов с подотчетными лицами и намечен состав процедур.
Содержание общего плана аудита расчетов с подотчетными лицами приведено в таблице 10. Разработка программы проведения аудита включает те же этапы, что и разработка общего плана. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно — средством контроля сроков проведения работы для руководителей аудиторских организаций и аудиторской группы.
Аудиторскую программу составляется в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.
Проверяемая организация ООО «Авантрейд».
Период аудита 16.02.07 — 20.02.07 г.
Количество человеко-часов 32.
Руководитель аудиторской группы Кравец В.В.
Состав аудиторской группы Кравец В.В.
Планируемый аудиторский риск 3%.
Планируемый уровень существенности 1600 тыс. руб.
Таблица 10 — Общий план аудита расчетов с подотчетными лицами в ООО «Авантрейд»
Источник: studwood.net