Планирование — один из важнейших этапов аудита, так как без разработки общей стратегии и детального подхода невозможен качественный аудит. Результаты планирования аудиторской проверки достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности оформляются двумя документами: план и программа аудита.
Планирование проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности включает:
планирование проверки по существу — составление комплекса вопросов, включая перечень статей баланса, по которым проводится проверка;
планирование состава группы аудиторов для проверки;
составление календарного графика проверки, т. е. когда и с какими затратами времени будут проводиться отдельные аудиторские процедуры.
План аудита должен содержать информацию об основных орга-низационных вопросах:
уровень (уровни) существенности;
оценку аудиторского риска;
сроки проведения проверки;
состав аудиторской группы;
перечень сегментов аудита с указанием сроков их проведения и исполнения.
Планирование аудита по МСА. Стратегия аудита и план аудита с РДА. Вебинар AuditXP
Программа аудита содержит подробную информацию об ауди-торских процедурах, необходимых для практической реализации общего плана аудита:
виды процедур, которые будут использоваться при проверке;
способы применения процедур;
Разработка общего плана и программы аудита происходит после предварительного сбора информации о предприятии, а именно об особенностях его хозяйственных процессов, специфике деятельности.
Процесс планирования можно разделить на 2 этапа:
подготовку и составление общего плана и программы аудита.
Основные работы по планированию аудита проводятся после направления аудитором предприятию письма-обязательства о согласии на проведение аудита.
В то же время планирование проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности является непрерывным процессом. Аудитор в процессе аудита обязан внести в план проверки необходимые изменения, если:
предприятие предоставило неточные сведения о положении дел, что привело к изменению основных позиций проверки;
обнаружены существенные ошибки, и необходимо провести дополнительные проверочные процедуры;
произошло изменение сроков проведения проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности по вине предприятия.
По итогам предварительного планирования аудиторская ор-ганизация окончательно решает вопрос о возможности проведения аудита и заключения договора, определяет количественный и качественный состав группы специалистов для проведения аудита, а также стоимость аудиторских услуг.
При разработке общего плана и программы аудита определяется и стратегия аудиторской проверки.
Достоверность данных, отраженных в форме № 1 и форме № 2, проверяется в ходе анализа соответствующих объектов аудита (аудит основных средств, нематериальных активов, материально про-изводственных запасов, резервов и пр.). Однако финансовая (бух-галтерская) отчетность является самостоятельным сегментом аудита, поскольку существующие нормативные акты предъявляют ряд требований именно к ней. Исходя из анализа указанных требований, можно выделить следующие задачи проверки отчетности, что и должно найти отражение в плане и программе аудита:
План аудита (Рабочий документ Z221)
включение в финансовую (бухгалтерскую) отчетность показателей деятельности всех обособленных подразделений;
соответствие данных финансовой (бухгалтерской) отчетности данным учетных регистров и инвентаризации;
полнота раскрытия в отчетности всех существенных показателей деятельности предприятия за проверяемый период;
полнота раскрытия информации о данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, приведенной в пояснительной записке;
соблюдение взаимоувязки форм отчетности;
правильность оценки статей отчетности;
достоверность показателей отчетности;
формирование сводной отчетности.
Вся предоставленная для проверки информация (баланс, отчет о прибылях и убытках и пр.) подразделяется на отдельные участки, которые классифицируются по степени риска и размерам границ существенности.
После выбора отдельных аудиторских процедур определяется объем позиций отчетности, предназначенных для проведения выборочной проверки.
Объем выборки зависит:
от степени риска, связанного с проведением проверки по данной позиции финансовой (бухгалтерской) отчетности;
степени точности ожидаемых результатов;
оценки надежности системы внутреннего контроля.
В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. На изменение общего плана могут повлиять:
уточненная характеристика системы внутреннего контроля и оценка ее надежности. Необходимость дополнительных проверок отдельных элементов возникает, если оценка надежности системы внутреннего контроля клиента окажется ниже предварительной;
результаты проверочных процедур позиций отчетности с высокой степенью риска, если количество ошибок намного превышает планируемый объем;
прочие неизвестные в момент начала проверки выводы и факты.
Все изменения плана проведения проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности необходимо отразить в рабочей документации. Вносимые в план изменения, а также их причины аудитор должен подробно документировать.
Документы, составленные во время разработки плана проведения проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности, являются неотъемлемой частью рабочей документации.
Разработка и составление программы аудита является завершающей стадией планирования. Общий план и программа аудита должны быть оформлены в порядке, установленном внутрифирменными стандартами аудиторской организации, и соответствовать требованиям, предъявляемым федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Источник: knigi.news
Тема 12. Планирование аудита и выборочный метод получения аудиторских доказательств
Планирование и программа аудита. Содержание общего плана и программы аудита
- Предварительное планирование.
- Составление общего плана.
- Разработка программы аудита.
Планирование работы
Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.
Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности. Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.
Общий план аудита
- ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
- установление уровней существенности для аудита;
- возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;
- выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;
- относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
- влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;
- существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
- привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
- привлечение экспертов;
- количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
- количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;
- возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
- обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;
- особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
- срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;
- форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.
Источник: studfile.net
Общий план и программа аудита, назначение, элементы
Аудитор собирает информацию о потенциальном заказчике с помощью опроса в виде анкетирования, собеседования с руководством, анализа экономических показателей финансовой отчетности, положение учетной политики.
Источники информации: результаты предыдущих проверок, информация от внутренних аудиторов, учредительные и регистрационные документы, бухгалтерская отчетность, контракты на поставку продукции, информация от юристов.
Аудитор и руководство аудируемого лица, должны достичь согласия в отношении условий проведения аудита. В ходе достижения договоренностей используют письмо о проведении аудита. Это документ направляемый аудитором предполагаемому аудируемому лицу, руководство которого подписывает его в случае согласия с основными условиями по проведению аудита. В данном док-те подтверждаются, принятие аудитором задания, цель и масштаб аудита, обязательства аудитора перед заказчиком, формы отчетов аудитора.
Общий порядок согласования условий аудита, устанавливаются федеральным стандартом №12.
Письмо о согласии используется также и для сопутствующих аудиту услуг. Заказчик может попросить изменить условия договоренности. После достижения договоренности и после подписания письма, стороны заключают договор на оказание аудиторских услуг.
Особенности договора на оказание услуг:
Ø Творческий характер работ, обязанность оказывать услуги лично.
Ø Распределение рисков.
Ø Односторонний отказ от исполнения договора для каждой из сторон с возмещением убытков заказчику и расходов исполнителю.
Обязательные параграфы и статьи договора:
· Цель аудита, объем аудита исходя из правил аудиторской деятельности и ФСАД.
· Обязанность аудитора в предоставлении аудиторского заключения, цена аудита, порядок оплаты.
· Требование обеспечение свободного доступа ко всей запрашиваемой документации.
· Информация о неизбежном риске не обнаружения искажений в связи с выборочными методами тестирования.
Договор может быть разовым или иметь долгосрочный характер.
Планирование аудиторской проверки. Общий план и аудиторская программа.
Непосредственное планирование проверки включает, составление общего плана и программы аудита.
Общий план – это руководство по осуществлению аудита, в нем необходимо предусмотреть: сроки проведения аудита, его график сроки подготовки отчета и заключения, затраты по времени на каждый вид запланированных работ, состав группы и сроки выполнения работ, размер уровня существенности и величину аудиторского риска.
Элементы общего плана в целях координации действий, могут быть обсуждены с руководством субъекта и его должностными лицами. Программа аудита, определяет характер, сроки, объем запланированных аудиторских процедур необходимых для осуществления общего плана аудита. Это набор инструкций для ассистентов аудитора, а также средство контроля их работы.
В программе может быть указано, время отводимое на выполнение процедур. Общие затраты времени на процесс планирования составляют до 20% времени затраченного на аудит. Общий план и программа аудита в ходе его проведения могут изменяться при необходимости, причины изменений обязательно документируются.
Источник: studopedia.su