Общие требования к программам классификация программ

Содержание

Текст ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 12182-2002 Информационная технология. Классификация программных средств

ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 12182-2002

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

Information technology. Categorization of software

ОКС 35.080
ОКСТУ 5001

Дата введения 2003-07-01

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 11 июня 2002 г. N 238-ст

3 Настоящий стандарт содержит полный аутентичный текст международного стандарта ИСО/МЭК ТО 12182-98 «Информационная технология. Классификация программных средств»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 12, 2002 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

Введение

Настоящий стандарт предназначен для специалистов в области программной инженерии, пользователей и разработчиков стандартов в данной области.

Основные требования к содержанию и структуре образовательной программы (Акимов С.С.)

Специалистам в области программной инженерии настоящий документ должен помочь в определении вида (типа) программного средства, для которого применимы конкретные стандарты программной инженерии, установлении критериев запланированного риска, определения соответствия применяемой модели жизненного цикла (ЖЦ) условиям реализации конкретного проекта, определении усилия, необходимых для конкретной фазы жизненного цикла, и соответствующего для нее инструментария.

Пользователям и разработчикам стандартов настоящий документ должен помочь в определении подходов к классификации программных средств (ПС) и возможных вариантов стандартов для них на базе принятой схемы классификации и в последующем использовании данной схемы применительно к соответствующим ПС и стандартам программной инженерии.

С целью пояснения описываемой схемы классификации ПС в настоящем документе приведены примеры. Разработчикам стандартов настоящий документ поможет при классификации существующих, разрабатываемых и перспективных стандартов.

Настоящий стандарт определяет основы классификации ПС, схему классификации и содержит примеры применения соответствующих стандартов.

1 Область применения

Областью применения настоящего стандарта является классификация программных средств (включая соответствующие продукты разработки программных средств и данные), создаваемых в процессах программной инженерии. Стандарт описывает схему классификации программных средств (ПС), охватывающую различные подходы к их классификации, а также существенные характеристики и атрибуты, описывающие и определяющие данные ПС и их классы.

1.1 Применение

Классификация ПС, установленная в настоящем стандарте, распространяется на область программной инженерии и связанные с ней стандарты, ПС, данные и методологии.

1.2 Круг пользователей и назначение

Настоящий стандарт в основном предназначен для специалистов в области программной инженерии, пользователей и разработчиков стандартов в данной области.

Вебинар «Основная образовательная программа основного общего образования требования и особенности пр

Установленная в стандарте классификация ПС предназначена или применима для определения классов ПС, стандартов программной инженерии, используемых для конкретных ПС, и связей программных задач, процессов или продуктов со стандартами программной инженерии.

Использование установленной классификации ПС заключается в создании соответствующего классификационного элемента для каждого вида, установленного в разделе 7 настоящего стандарта, применительно к рассматриваемому ПС или подходящему стандарту программной инженерии. В некоторых случаях допускается наличие пустого элемента.

Часто возникают ситуации, когда процессы программной инженерии и продукты данных процессов применяются для приобретения или разработки некоторых разновидностей ПС. Например ИСО/МЭК 6592 применяют для больших прикладных систем, а ГОСТ Р ИСО/МЭК 9127 — для пакетов программ. В настоящем стандарте установлена схема классификации, помогающая:

1) уточнить области применения используемого стандарта или ПС;

2) определить и выбрать стандарты, применимые к прикладному ПС;

3) определить классификационные характеристики новых стандартов.

1.3 Ограничения

Так как программная инженерия является быстро изменяющейся областью деятельности, описанная в настоящем стандарте классификация может служить только в качестве концептуальной схемы. Поэтому пользователи должны применять собственные подходы к использованию данной классификации. Приведенная в настоящем стандарте схема классификации является эмпирической. Ее описание не основано на четко установленных потребностях пользователей. Поэтому применение данной схемы в практической деятельности не является обязательным.

2 Соответствие

3 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению

ГОСТ Р ИСО 9127-94 Системы обработки информации. Документация пользователя и информация на упаковке для потребительских программных пакетов

ИСО/МЭК 6592-2000* Информационная технология. Руководства по документированию прикладных автоматизированных систем

* Оригинал международного стандарта — во ВНИИКИ Госстандарта России

4 Определения

В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:

4.1 схема классификации (categorization schema): Упорядоченная комбинация видов и классов, связанных с ПС.

4.2 вид (view): Множество соответствующих классов.

4.3 класс (category): Конкретно определенный классификационный фрагмент, раздел или группировка ПС, выделенные на основе одного или нескольких атрибутов или характеристик.

5 Сокращения

ПС — программное средство.

6 Концепция классификации ПС

Основной принцип классификации ПС схематически представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 — Классификация ПС

Рисунок 1 — Классификация ПС

Как показано на рисунке 1, классификация ПС комбинируется из ряда видов ПС, а каждый вид содержит классы, соответствующие данному виду. Различные виды рассмотрены в разделе 7. Выбор классов, соответствующих конкретному виду, оставлен на усмотрение пользователя.

Следует отметить, что конкретный класс может присутствовать в нескольких видах, а в ряде случаев область применения одного вида перекрывается областью другого.

6.1 Структура видов

Схема классификации состоит из 16 видов. Данные виды ПС могут быть объединены в следующие группы.

Внутренние виды:

— режим эксплуатации (7.3);

— стабильность ПС (7.9);

— требование защиты (7.13);

— требование надежности (7.14);

— требуемые рабочие характеристики (7.12);

— исходный язык (7.6).

— прикладная область информационной системы (7.2);

— вычислительная система и среда (7.15);

— класс пользователя (7.8);

— требование к вычислительным ресурсам (7.16);

— критичность ПС (7.7);

— готовность программного продукта (7.10).

Виды данных:

— представление данных (7.5);

— использование программных данных (7.11).

6.2 Выбор видов и классов

В любом конкретном случае, например, когда схема классификации применяется к другим стандартам по программной инженерии, использование всех видов может не потребоваться. В таком случае для классификации конкретного ПС может быть достаточен один вид или выбранный набор видов с конкретными классами. Случаи, для которых может потребоваться использование подмножеств видов, охватывают классификацию ПС по отношению к конкретным стандартам программной инженерии, выбор соответствующих стандартов программной инженерии, выбор методов, описание жизненного цикла, определение структуры документа и оценку качества.

При применении схемы классификации к приложениям, для которых необходимо подмножество видов, должны быть использованы все соответствующие виды и связанные с ними классы. Например, если характеризуют ПС по отношению к его среде, может быть пригоден набор видов, составляющих подмножество «Среда» из 6.1. В зависимости от специфики приложения может быть необходимым использование дополнительных видов, таких как требования защиты или надежности.

При некоторых применениях схемы категорирования может быть достаточным использование единственного основного вида. Например, критичность ПС может быть основным видом для стандартов по обеспечению качества.

В ряде случаев применения схемы классификации для представления наиболее специфичных характеристик ПС может быть использована комбинация нескольких видов с конкретными классами. Например, для определения структуры документации может быть использована функция ПС и класс пользователя.

Читайте также:
Виды танцев европейской программы

7 Схема классификации

Схема классификации, связанная с описанием каждого вида, представляет собой перечень классов, соответствующих данному виду. В большинстве случаев такие перечни являются типовыми или открытыми, а не исчерпывающими или полными.

Классы, соответствующие видам, необязательно взаимоисключающи. Для некоторых приложений может быть применен один из классов, а для других — все.

Классы, соответствующие виду, необязательно абстрагированы на одном уровне.

Для пояснения текста настоящего стандарта в нем приведены примеры использования вида. Примеры приведены для иллюстрации и представляют только типовой набор возможных приложений.

Пользователи схемы классификации должны руководствоваться собственными соображениями при выборе соответствующих классов для конкретного приложения или прикладной области.

7.1 Функция ПС

Для вида «функция ПС» классы должны быть определены в зависимости от типа функции, для которой они предназначены.

Примерами классов функции ПС являются:

— обработка деловых сообщений;

7.2 Прикладная область информационной системы

Для вида «прикладная область информационной системы» классы должны быть определены в зависимости от типа или класса внешней системы, в которой они устанавливаются.

Например, ПС, которое является элементом систем управления процессами, может быть классифицировано как «ПС аппаратуры управления процессом», а ПС, которое является элементом сетевых систем, — как «ПС управления сетью».

Примерами классов прикладной области являются:

— аппаратура управления процессом;

— система организации сети.

7.3 Режим эксплуатации

Для вида «режим эксплуатации» классы должны быть определены в зависимости от конкретных технологий или типов обработки, принятых в системе программного обеспечения.

Примерами классов режима эксплуатации являются:

— пакетная обработка данных;

— обработка данных в режиме реального времени;

— обработка данных в режиме разделения времени;

— параллельная обработка данных;

— совмещенная обработка данных.

7.4 Масштаб ПС

Для вида «масштаб ПС» классы должны быть определены в зависимости от размера или сложности ПС.

Например, размер может быть определен в границах числа строк исходной программы (SLOC), исключая комментарии, и уточнен на уровне языка (то есть в Ассемблере, Фортране, Аде). Сложность может быть определена как функция соответствующего параметра, такого как сложность потока данных. Определения масштаба должны быть нормированы применительно к прикладной области.

Примерами классов масштаба ПС являются:

Следует учитывать, что диапазоны выше названных классов не должны быть жесткими. Напротив, классы должны быть установлены с учетом представления неопределенных или приблизительных диапазонов.

7.5 Представление данных

Для вида «представление данных» классы должны быть определены в зависимости от элементов, типов и структур данных.

Примерами классов представления данных являются:

7.6 Исходный язык

Должно быть установлено обозначение типа исходного языка, потому что исходный язык, используемый при разработке ПС, обобщенно представляет или значительно влияет на характеристики ПС.

Примерами классов исходного языка являются:

— традиционный (Кобол, Фортран и т.д.);

— процедурный (Си или эквивалентный);

— функциональный (Лисп или эквивалентный);

— объектно-ориентированный (СИ++ или эквивалентный).

7.7 Критичность ПС

Для вида «критичность ПС» классы должны быть определены в зависимости от оценки уровня целостности продукции, с учетом конкретной методологии оценки и указанием значимости или важности класса. Альтернативно классы могут быть установлены по степени влияния (глобальное, международное и т.д.) или важности для общества (индивидуальное, групповое, деловое и т.д.) повреждений программного обеспечения системы. Повреждение ПС может влиять на безопасность (человеческой жизни, собственности и т.д.) или назначение данного средства (игра, обработка текста, расчеты и т.д.).

Если не использовать оценки уровня целостности, то примерами классов критичности ПС являются:

— социальный хаос или паника;

7.8 Класс пользователя

Для вида «класс пользователя» классы должны быть определены в зависимости от уровня мастерства или характеристик определенного класса пользователей. Пользователем не обязательно является человек.

Примерами классов для вида «класс пользователя» являются:

— другая система программного обеспечения;

7.9 Стабильность ПС

ПС должно быть классифицировано в зависимости от его внутренних эволюционных аспектов или стабильности в терминах характеристик системы, частью которой оно является.

Примерами классов стабильности ПС являются:

— постоянное внесение изменений;

— дискретное внесение изменений;

— маловероятное внесение изменений.

7.10 Готовность программного продукта

Для вида «готовность программного продукта» классы должны быть определены в зависимости от типа (ов), имеющегося в наличии ПС.

Примерами классов готовности ПС являются:

— наличие в готовом виде;

— запатентованное (оригинальная разработка).

7.11 Использование программных данных

Для вида «использование программных данных» классы должны быть определены в зависимости от типа применения программных данных.

Примерами классов использования программных данных являются:

— для единственного пользователя (индивидуальные);

— для множества пользователей;

— с конкурентным взаимоисключением.

7.12 Требуемые рабочие характеристики

Для вида «требуемые рабочие характеристики» классы должны быть определены в зависимости от производительности ПС в терминах «емкости», «производительности» или «длительности обработки», при этом каждый класс должен быть оценен по степени или уровню.

Примерами классов требуемых рабочих характеристик являются:

— длительность обработки (время отклика):

7.13 Требование защиты

Для вида «требование защиты» ПС должны быть классифицированы по уровню защиты от несанкционированного доступа, контрольному следу и обеспечению живучести (устойчивости к внешним воздействиям). Могут быть установлены дополнительные классы требований защиты.

Примеры классов для требования защиты показаны в таблице на рисунке 2.

Рисунок 2 — Классы требования защиты

Защита от несанкционированного доступа

Защита программ и данных

Рисунок 2 — Классы требования защиты

7.14 Требование надежности

Для вида «требование надежности» ПС должны быть классифицированы по уровню требуемой надежности, включая завершенность, отказоустойчивость и восстанавливаемость.

Примеры классов для требования надежности показаны в таблице на рисунке 3.

Рисунок 3 — Классы требования надежности

Рисунок 3 — Классы требования надежности

7.15 Вычислительная система и среда

Для вида «вычислительная система и среда» ПС должны быть идентифицированы с точки зрения его использования в конкретной целевой вычислительной системе.

Примерами классов вычислительной системы и среды являются:

— микропроцессорное управление (включая рабочие станции, а также персональные, переносимые и портативные компьютеры);

— система реального времени.

7.16 Требование к вычислительным ресурсам

Для вида «требование к вычислительным ресурсам» ПС должно быть идентифицировано по отношению к требованиям, определяемым компьютером. Требования могут быть установлены в границах необходимого количества ресурсов.

Примерами классов вычислительных ресурсов являются:

— требования к центральному обрабатывающему устройству (процессору);

— требования к оперативной (основной) памяти;

— требования к внешней памяти;

— требования к памяти на дисках;

— требования к локальной вычислительной сети.

8 Применение схемы

В настоящем разделе приведены примеры применения схемы классификации ПС для некоторых возможных прикладных областей.

8.1 Применение к области действия стандартов

Стандарты по документированию могут быть разработаны для ПС конкретных масштабов, таких как большие прикладные системы (ИСО/МЭК 6592), и для конкретных признаков готовности ПС, таких как пакетное ПС (ГОСТ Р ИСО 9127).

8.2 Применение к стандартам

Рисунок 4 — Отображение ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126 на схему классификации

Характеристика качества по ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126

Классификация видов ПС

Функцио- нальные возможности

Источник: allgosts.ru

Общие требования к программам. Классификация программ

— план не оптимальний: на первом этапе оптимизации – 3 назначения:

5 этап.:

6 этап: min элемент =_____

Ответ:

F(x)= = 208 км.

План

1. Нормативно-правовые основы вариативных подходов к организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

2. Общие требования к программам. Классификация программ.

4. Процедура внедрения современных образовательных программ и технологий в работу дошкольного учреждения. Экспертиза программного обеспечения работы ДОУ.

Общие требования к программам. Классификация программ.

Согласно рекомендациям по экспертизе программ ДОУ программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Программы должны быть нацелены на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.

Программы должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физические развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах: занятия как специально организованная форма обучения; н ерегламентированные виды деятельности; свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.

Читайте также:
Индезит сбой программы стирки что делать

Программы должны строиться с учетом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельности и т.д.);

Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми.

Современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы.

Вариативные и альтернативные программы различаются по философско-концептуальным основам (взгляды авторов на ребенка, на закономерности его развития, а следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности).

Вариативные программы могут быть основными и дополнительными.

Основные программы. Содержание основной программы отвечает требованиям комплексности, т.е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и содействует формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, конструирования и др.). Таким образом, основная программа определяет весь спектр общеразвивающих (в том числе коррекционных) задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных услуг.

К основным комплексным программам дошкольного образования отнесены: «Гармония развития» (Д.И.Воробьева); «Детский сад — дом радости» (Н.М.Крылова), «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.);«Золотой ключик» (Г.Г. Кравцов и др.); «Истоки» (под ред. Л.Е.

Курнешовой), «Из детства — в отрочество» (под ред. Т.Н.Дороновой), «Кроха» (Г.Г. Григорьева, Е.Г. Кравцова и др.); «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В.

Гербовой, Т.С. Комаровой); «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» (под ред. Т.Н.Дороновой, Н.А.Коротковой); «Радуга» (под ред. Т.Н.Дороновой); «Развитие» (под ред. О.М.Дьяченко).

В рамках реализации основной образовательной деятельности ДОУ могут применяться специализированные программы: «Красота. Радость. Творчество» (А.В.Антонова, Т.С.Комарова и др.); «Росинка. В мире прекрасного» (Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова); «Художественный труд» (Н.А.

Малышева); «Природа и художник» (Т.А.Копцева); «Камертон» (Э.П.Костина); «Гармония», «Синтез» (К.В.Тарасова, Т.В.Нестерено); «Малыш» (В.А.Петрова); «Музыкальные шедевры» (О.П.Радынова); «Ритмическая мозаика» (А.Н.Буренина); «Программа развития речи детей дошкольного возраста» (О.С.Ушакова); «Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе «Школа-2000″» (Л.Г. Петерсон); «Росинка. Расту здоровым» (В.Н.Зимонина) и др.

Среди основных особое место занимают программы коррекционной направленности (по направлениям коррекции), реализация которых предполагает внесение комплекса необходимых изменений в организацию жизни детей, корректировку примерных режимов и создание особой предметно-развивающей среды ДОУ.

Дополнительные программы дошкольного образования. На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.

Предоставление дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Использование дополнительных программ дошкольного образования (далее — дополнительные программы) стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых как в дошкольном учреждении, так и за его пределами. В ряде территорий Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская, Нижегородская, Ростовская области и др.) использование дополнительных программ позволило выстроить целостную профориентированную систему образования детей с детского сада до вуза.

К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной коррекционной направленности и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.

Дополнительные образовательные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр). Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» организацию разработки примерных образовательных программ обеспечивают государственные органы управления образованием на основе государственных образовательных стандартов.

Цель разработки примерных программ — реализация требований к обязательному минимуму образования содержания основных образовательных программ, расширительное толкование государственных стандартов каждого уровня образования, обеспечение преемственности общего образования на всех его ступенях. В сфере дошкольного образования основой для подготовки примерных программ в условиях отсутствия государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются его проект и «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения детей, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении». Разработка «Примерной общеобразовательной программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» (Л.А. Парамонова, Т.Н. Алиева и др.) не означает разрушения основ вариативности, возврата к эпохе унитарного дошкольного образования.

Примерная программа в обязательном порядке включает критерии результатов воспитания и обучения детей, основанные на нормативных показателях физического и психического развития ребенка на каждом возрастном этапе дошкольного детства, минимальных требованиях к оснащению образовательного процесса в ДОУ (минимальный набор оборудования, наглядных пособий для демонстрационных целей и индивидуального использования).

При разработке авторских (вариативных) программ, базирующихся на примерных, возможно как расширение объема их содержания, так и более углубленное представление отдельных тем (блоков), включенных в примерную программу, что дает возможность на практике реализовать принцип вариативности дошкольного образования.

Источник: studopedia.info

Общие требования к программам. Классификация программ

1. Принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.

2. Вариативные и альтернативные программы.

3. Базовые, федеральные, региональные, муниципальные программы.

4. Основные и дополнительные программы.

5. Примерные; комплексные и парциальные программы.

Рекомендуемая литература:

А) Основная литература:

1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений. – М., 2010.

2. Дошкольная педагогика: Учеб.пособ.для студ.пед.ин-тов. В 2ч./Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М., 2009.

3. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М., 2009.

4. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебн.пособие для студ.пед.вузов и колледжей/Под ред. Т.И.Ерофе-евой. – М., 2009.

5. Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М., 2010.

Б) Дополнительная литература:

1. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: Сб. нормативно-правовых документов/Под ред. Р.Б.Стеркиной. – М., 2010.

2. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/Науч. Ред. Л.А.Парамонова и др. – М., 2009.

3. Копылова Н.А., Микляева Н.В. Нормативно-правовые основы деятельности дошкольного образовательного учреждения. – М., 2009.

4. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. – М., 2010.

5. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста /Под ред. Л.А.Парамоновой. – М, 2009.

Семинарское занятие №4

Виды образовательных программ для детей дошкольного возраста

1. Задачи дошкольного образования.

2. Программа «Истоки» (автор: Л.А. Парамонова).

3. Программа «Радуга» (авторы: Е.В. Соловьева, Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик).

4. Программа «Детство» (авторы: преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена).

5. Программа «Кроха» (авторы: Г.Г. Григорьева, Д.В. Сергеев, Н.П. Кочетова).

6. Программа «Развитие» (авторы: сотрудники Учебного центра Л.А. Венгера).

Рекомендуемая литература:

А) Основная литература:

1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений. – М., 2010.

2. Дошкольная педагогика: Учеб.пособ.для студ.пед.ин-тов. В 2ч./Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М., 2009.

3. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М., 2009.

4. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебн.пособие для студ.пед.вузов и колледжей/Под ред. Т.И.Ерофе-евой. – М., 2009.

5. Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М., 2010.

Читайте также:
Как пользоваться программой sims 4 package editor

Б) Дополнительная литература:

1. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: Сб. нормативно-правовых документов/Под ред. Р.Б.Стеркиной. – М., 2010.

2. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/Науч. Ред. Л.А.Парамонова и др. – М., 2009.

3. Копылова Н.А., Микляева Н.В. Нормативно-правовые основы деятельности дошкольного образовательного учреждения. – М., 2009.

4. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. – М., 2010.

5. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста /Под ред. Л.А.Парамоновой. – М, 2009.

Семинарское занятие №5

Тема: Специфика региональных образовательных программ для детей дошкольного возраста.

  1. Личностно-ориентированный и деятельностный подходы.
  2. Сфера речевого развития ребенка.
  3. Сфера естественнонаучных представлений, экологической культуры.
  4. Сфера развития элементарных математических представлений ребенка.
  5. Сфера конструктивной деятельности ребенка.

Рекомендуемая литература:

А) Основная литература:

1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений. – М., 2010.

2. Дошкольная педагогика: Учеб.пособ.для студ.пед.ин-тов. В 2ч./Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М., 2009.

3. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М., 2009.

4. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебн.пособие для студ.пед.вузов и колледжей/Под ред. Т.И.Ерофе-евой. – М., 2009.

5. Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М., 2010.

Б) Дополнительная литература:

1. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: Сб. нормативно-правовых документов/Под ред. Р.Б.Стеркиной. – М., 2010.

2. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/Науч. Ред. Л.А.Парамонова и др. – М., 2009.

3. Копылова Н.А., Микляева Н.В. Нормативно-правовые основы деятельности дошкольного образовательного учреждения. – М., 2009.

4. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. – М., 2010.

5. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста /Под ред. Л.А.Парамоновой. – М, 2009.

Семинарское занятие №6

Тема: Нормативно-правовые основы вариативных подходов к организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

1. Концепция дошкольного воспитания. Общие подходы. Идеи концепции.

2. «Временное положение о дошкольном учреждении».

3. «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении».

4. «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».

Рекомендуемая литература:

А) Основная литература:

1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений. – М., 2010.

2. Дошкольная педагогика: Учеб.пособ.для студ.пед.ин-тов. В 2ч./Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М., 2009.

3. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М., 2009.

4. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебн.пособие для студ.пед.вузов и колледжей/Под ред. Т.И.Ерофе-евой. – М., 2009.

5. Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М., 2010.

Б) Дополнительная литература:

1. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: Сб. нормативно-правовых документов/Под ред. Р.Б.Стеркиной. – М., 2010.

2. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/Науч. Ред. Л.А.Парамонова и др. – М., 2009.

3. Копылова Н.А., Микляева Н.В. Нормативно-правовые основы деятельности дошкольного образовательного учреждения. – М., 2009.

4. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. – М., 2010.

5. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста /Под ред. Л.А.Парамоновой. – М, 2009.

Семинарское занятие №7

Тема: Организация образовательного процесса детей дошкольного возраста

1. Выбор программ. Требования к выбранным программам.

2. Подбор методического и дидактического материала по выбранной программе.

3. Диагностическое обследование детей в каждой возрастной группе.

Рекомендуемая литература:

А) Основная литература:

1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений. – М., 2010.

2. Дошкольная педагогика: Учеб.пособ.для студ.пед.ин-тов. В 2ч./Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М., 2009.

3. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М., 2009.

4. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебн.пособие для студ.пед.вузов и колледжей/Под ред. Т.И.Ерофе-евой. – М., 2009.

5. Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М., 2010.

Б) Дополнительная литература:

1. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: Сб. нормативно-правовых документов/Под ред. Р.Б.Стеркиной. – М., 2010.

2. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/Науч. Ред. Л.А.Парамонова и др. – М., 2009.

3. Копылова Н.А., Микляева Н.В. Нормативно-правовые основы деятельности дошкольного образовательного учреждения. – М., 2009.

4. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. – М., 2010.

5. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста /Под ред. Л.А.Парамоновой. – М, 2009.

Семинарское занятие №8

Тема: Содержание психолого-педагогической работы по освоению дошкольниками образовательных областей программы

1. Содержание образовательного процесса по освоению образовательных областей.

2. Направление: физическое развитие.

3. Направление: социально-личностное развитие.

4. Направление: познавательно-речевое развитие.

5. Направление: художественно-эстетическое развитие. Формы работы с детьми.

Рекомендуемая литература:

А) Основная литература:

1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений. – М., 2010.

2. Дошкольная педагогика: Учеб.пособ.для студ.пед.ин-тов. В 2ч./Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М., 2009.

3. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М., 2009.

4. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебн.пособие для студ.пед.вузов и колледжей/Под ред. Т.И.Ерофе-евой. – М., 2009.

5. Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М., 2010.

Б) Дополнительная литература:

1. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: Сб. нормативно-правовых документов/Под ред. Р.Б.Стеркиной. – М., 2010.

2. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/Науч. Ред. Л.А.Парамонова и др. – М., 2009.

3. Копылова Н.А., Микляева Н.В. Нормативно-правовые основы деятельности дошкольного образовательного учреждения. – М., 2009.

4. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. – М., 2010.

5. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста /Под ред. Л.А.Парамоновой. – М, 2009.

Семинарское занятие №9

Комплексные программы.

3. Альтернативные технологии.Методика Монтессори.

Рекомендуемая литература:

А) Основная литература:

1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений. – М., 2010.

2. Дошкольная педагогика: Учеб.пособ.для студ.пед.ин-тов. В 2ч./Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М., 2009.

3. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М., 2009.

4. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебн.пособие для студ.пед.вузов и колледжей/Под ред. Т.И.Ерофе-евой. – М., 2009.

5. Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М., 2010.

Б) Дополнительная литература:

1. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: Сб. нормативно-правовых документов/Под ред. Р.Б.Стеркиной. – М., 2010.

2. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/Науч. Ред. Л.А.Парамонова и др. – М., 2009.

3. Копылова Н.А., Микляева Н.В. Нормативно-правовые основы деятельности дошкольного образовательного учреждения. – М., 2009.

4. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. – М., 2010.

5. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста /Под ред. Л.А.Парамоновой. – М, 2009.

Источник: allrefrs.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru