Объектами проектирования ИТ являются обеспечивающие подсистемы, реализующие процедуры сбора, передачи, накопления и хранения информации, ее обработки и формирования результатов расчетов в нужном для пользователя виде. ИТ представляет собой информационнотехнологический базис для функционирования ИСФЗ и СППР.
Объектами проектирования ИСФЗ являются процессы автоматизации решения функциональных задач. Применительно к промышленному предприятию это автоматизация решения задач технологической подготовки производства, оперативного управления основным производством, составления бизнес-планов, управления логистическими процессами, финансового менеджмента, бухгалтерского учета и внутреннего аудита и т. п. Эти процессы соответствуют важнейшим функциям управления и функциональным подсистемам ИС организации (предприятия).
Каждая из функциональных подсистем представляет собой набор комплексов задач, состоящих из отдельных задач с конкретным алгоритмом преобразования исходной информации в результативную. 2.4.2.
1С:ERP Урок 1. Общие сведения о прикладном решении
Состав технологического обеспечения информационных систем Технологическое обеспечение (ТО), как правило, по составу для ИС различных объектов однородно, что позволяет реализовывать принцип совместимости информационных систем в процессе их функционирования. Обязательными элементами проектируемого технологического обеспечения ИТ являются: информационное, лингвистическое, техническое, программное, математическое, организационное, правовое, эргономическое. Охарактеризуем каждое из них более подробно. Информационное обеспечение (ИО) представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в ИС. Оно включает в себя специально организованные для автоматического обслуживания совокупность показателей, классификаторов и кодовых обозначений элементов информации, унифицированные системы документации, массивы информации в базах и банках данных на машинных носителях, а также персонал, обеспечивающий надежность хранения, своевременность и качество технологии обработки информации. Лингвистическое обеспечение (ЛО) объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц в ходе общения пользователей со средства-
ми вычислительной техники. С помощью лингвистического обеспечения осуществляется общение человека с машиной.
ЛО включает информационные языки для описания структурных единиц информационной базы (документов, показателей, реквизитов и т. п.); языки управления и манипулирования данными информационной базы ИТ; языковые средства ин- формационно-поисковых систем; языковые средства автоматизации проектирования ИС и ИТ; диалоговые языки специального назначения и другие языки; систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования автоматизированных ИС и ИТ. Техническое обеспечение (ТО) представляет собой комплекс технических средств (сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, тиражирования информации, оргтехника и др.), обеспечивающих работу ИТ.
Общие сведения о языке программирования Паскаль | Информатика 8 класс #21 | Инфоурок
Центральное место среди всех технических средств занимает ПК. Структурными элементами технического обеспечения наряду с техническими средствами являются также методические и руководящие материалы, техническая документация и обслуживающий их персонал.
Программное обеспечение (ПО) включает совокупность программ, реализующих функции и задачи ИС и обеспечивающих устойчивую работу комплексов технических средств. В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программы, а также инструктивнометодические материалы по применению программного обеспечения и персонал, занимающийся его разработкой и сопровождением на весь период жизненного цикла ИТ.
К общесистемному программному обеспечению относятся программы, рассчитанные на широкий круг пользователей и предназначенные для организации вычислительного процесса и выполнения часто встречающихся вариантов обработки информации. Они позволяют расширить функциональные возможности ЭВМ, автоматизировать планирование очередности вычислительных работ, а также автоматизировать работу программистов. Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разрабатываемых при создании ИТ конкретного функционального назначения. Оно включает пакеты прикладных программ, осуществлявших организацию данных и их обработку при решении функциональных задач ИС. Математическое обеспечение (МО) – совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач и в процессе автоматизации проектировочных работ. Математическое обеспечение включает средства моде-
лирования процессов управления, методы и средства решения типовых задач управления, методы оптимизации исследуемых управленческих процессов и принятия решений методы многокритериальной оптимизации, математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и т. п. Техническая документация по этому виду обеспечения ИТ содержит описание задач, задания по алгоритмизации, экономико-математические методы и модели решения задач, текстовку и конкретные примеры их решения. Персонал составляют специалисты в области организации управления объектом, постановщики функциональных задач, математики-специалисты по моделированию процессов управления и вычислительным методам, проектировщики ИТ.
Организационное обеспечение (ОО) представляет собой комплекс документов, составленный в процессе проектирования ИС, утвержденный и положенный в основу эксплуатации. Они регламентируют деятельность персонала ИС в условиях функционирования ИТ, ИСФЗ и СППР.
В процессе решения задач управления данный вид обеспечения определяет взаимодействия работников управленческих служб и технологического персонала ИТ с техническими средствами и между собой. Организационное обеспечение реализуется в различных методических и руководящих материалах по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации ИС, ИТ, ИСФЗ и СППР.
Правовое обеспечение (ПО) представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и внедрении ИС и ИТ. Правовое обеспечение на этапе разработки ИС и ИТ включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика. Правовое обеспечение на этапе функционирования ИС и ИТ включает определение их статуса, правового положения и компетенции звеньев ИС и ИТ в организации, прав, обязанностей и ответственности персонала, порядка создания и использования информации в ИС, процедур ее регистрации, сбора, хранения, передачи и обработки, порядка приобретения и использования вычислительной и телекоммуникационной техники и других технических средств, создания и использования математического и программного обеспечения. Эргономическое обеспечение (ЭО) как совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функционирования ИС и ИТ, предназначено для создания оптимальных условий высококачественной, высокоэффективной и безошибочной деятельности человека в ИТ, для ее быстрейшего освоения. В состав эргономического обеспечения ИТ
входят: комплекс документации, содержащей эргономические требования к рабочим местам, информационным моделям, условиям деятельности персонала, а также набор наиболее целесообразных способов реализации этих требований; комплекс методов и методик, обеспечивающих высокую эффективность деятельности персонала в ИТ. Рассмотренные обеспечивающие подсистемы ИТ, как правило, аналогичны по составу для ИС различных объектов.
Другое дело набор функциональных подсистем, входящих в составы ИС, ИСФЗ и СППР. Их состав зависит от типа основной деятельности объектов (экономическая, производственная, административная, сбытовая и т. п.), от сферы их функциональной направленности (производящие продукцию того или иного вида, оказывающие услуги транспортные, финансовые, банковские, страховые и т. п.), уровней управленческой деятельности (общегосударственный, региональный, муниципальный и т. п.).
Изображенная на рис. 2.4 ИС предназначена для решения функциональных задач, включает ИТ и аппарат управления, в расчете на сотрудников которого проектируется система информационного обслуживания.
В процессе проектирования ИС учитываются требования работников среднего звена управления (специалисты-менеджеры), так как они реализуют свои функции на конкретных участках управленческой деятельности (финансовой, производственной, инвестиционной, логистической и т. п.) и являются активными участниками информационного процесса в организации. Состав, порядок и принципы взаимодействия функциональных подсистем устанавливаются с учетом достижения стоящей перед экономическим объектом цели функционирования.
Основными принципами выделения самостоятельных подсистем, комплексов задач и отдельных расчетов являются: относительная их самостоятельность, т. е. наличие объекта управления, наличие конкретного набора функций и соответствующих им задач с четко выраженной целью функционирования. Система подготовки принятия решений (СППР) проектируется как информационная система для обслуживания финансовых менеджеров и руководителей верхнего звена управления организацией. СППР рассчитана на аналитическую и прогнозную работу менеджера в режиме реального времени и использует полный набор технических, математических, программных средств и информационных ресурсов, накапливаемых в ИС. Не менее важными объектами проектирования являются автоматизированные рабочие места (АРМ) специалистов-менеджеров и руководителей различных звеньев и уровней управления организацией.
выходных форм; разработка технологии обработки информации, обеспечивающей выполнение требований, предъявляемых к данным; разработка алгоритма обработки данных при выполнении различных функций. На этой стадии осуществляется разработка проектной документации на систему и ее части, необходимой для создания системы.
На стадии рабочей документации проводится разработка программных средств системы, осуществляется адаптация приобретаемых программных средств, готовится рабочая документация, содержащая сведения, необходимые и достаточные для ввода в действие и эксплуатации АС. Стадия ввода в действие включает в себя выполнение строительномонтажных работ, организационную подготовку к вводу АС в действие, обучение персонала, пуско-наладочные работы, опытную эксплуатацию (с необходимой доработкой АС по ее результатам), приемочные испытания.
На стадии сопровождения АС осуществляется гарантийное и послегарантийное обслуживание АС, проводится анализ функционирования АС, выявляются отклонения эксплуатационных характеристик и устанавливаются их причины, вносятся необходимые изменения в документацию. 3.2.
Нормативные документы по проектированию информационных систем К нормативным документам относятся стандарты (государственные, отраслевые, стандарты предприятия), руководящие материалы, методические рекомендации. Содержащиеся в этих документах указания могут носить характер справочный, рекомендательный или обязательный.
В последнем случае указаниям, содержащимся в документе, необходимо следовать неукоснительно. Перечислим основные стандарты и руководящие документы: – ГОСТ 34.201-91 Виды, комплектность и обозначения документов при создании автоматизированных систем; – ГОСТ 34.601-90 Автоматизированные системы.
Стадии создания; – ГОСТ34.602-89 Техническое задание на создание автоматизированной системы; – ГОСТ 34.603-89 Виды испытаний автоматизированных систем; – ГОСТ 28195-89 Оценка качества программных средств. Общие положения; – ГОСТ 28806-90 Качество программных, средств. Термины и определения; – РД 50-34.698-90 Методические указания. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов;
– ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств. На железнодорожном транспорте действует отраслевой стандарт ОСТ 32.164-2000, устанавливающий общие правила документирования разработки, эксплуатации, сопровождения и развития систем информатизации ж.-д. транспорта.
Кроме того, действуют отраслевые руководящие технические материалы (ОРММ), регламентирующие жизненный цикл информационных систем (ОРММ ИСЖТ 5,03-00 [15]), уточняющие положения стандарта и определяющие правила представления документов по созданию ИС на экспертизу (ОРММ АСЖТ 5.04-2000) и методики проведения экспертизы (ОРММ АСЖТ 5.05-2000, 5.06-2000, 5.07-2000 и 5.08-2000). 3.3.
Состав и формирование требований к информационной системе Обоснованное и тщательное формирование требований к информационной системе – необходимое условие успешного выполнения работ по созданию системы. Начало формирования требований связано уже с первой (предпроектной) стадией создания системы, когда проводится обоснование целесообразности разработки.
Чем полнее, обоснованнее будут сформулированы требования на начальном этапе (на стадии ТЗ), тем успешнее (быстрее, дешевле) может оказаться процесс создания системы. Требования к автоматизированной системе делят на три группы. 1. Требования к системе в целом 1.1. Требования к структурным характеристикам и режимам функционирования системы: – состав основных функций (состав функциональных подсистем); – объектная структура системы (число уровней иерархии, основные объектные подсистемы на каждом уровне); – требования к средствам и способам обмена информацией между объектными подсистемами в случае их территориальной разобщенности; – требования к интегрируемости (совместимости) со смежными системами или уже реализованными элементами создаваемой системы, с которыми должна быть обеспечена возможность взаимодействия; – требования к режимам функционирования системы (пакетный, интерактивный и т. д.).
1.2. Требования к показателям назначения, т. е. к важнейшим характе- ристикам системы, определяющим степень соответствия системы ее основному назначению.
Например, для систем продажи и резервирования железнодорожных билетов показатели назначения – это пропускная способность (среднее время приобретения билета), число подключаемых терминалов кассира, обслуживаемые регионы; для информационно-справочной системы вокзала – это среднее время реакции, число терминалов пользователей, показатели достоверности выдаваемой информации (показатели степени соответствия данных, хранящихся в системе, истинной ситуации). 1.3.
Требования к надежности: – перечень отказов (указание на то, что понимается под отказом) системы или ее частей, по которым следует предъявлять требования по надежности; – состав и количественные значения (нормы) показателей надежности по типам отказов для системы или ее элементов; – требования к методам оценки и контроля надежности на разных этапах создания системы (жизненного цикла системы). 1.4.
Требования к качеству данных: – показатели достоверности данных (вводимых, хранящихся, выдаваемых системой) и их количественные значения; ситуации (события), при которых должна быть обеспечена сохранность данных; – возможные способы несанкционированного доступа к данным, от которых система должны быть защищена. 1.5. Требования по стандартизации и унификации: – используемые стандарты при создании системы документооборота; – используемые классификаторы, требования по применению типовых программных и технических средств при создании системы. 1.6. Требования к развитию системы: – возможности модификации, включения новых функций, открытости (возможности взаимодействия с другими системами), масштабируемости (увеличения числа пользователей, числа подключаемых терминалов и пр.) 2. Требования к функциям (задачам) , выполняемым системой, вклю- чают в себя: – перечни задач по каждой функциональной подсистеме (комплексу информационных технологий) с их распределением по уровням системы; – требования к качеству реализации каждой функции (задачи, комплекса задач); – формы представления входной и выходной информации;
– временной регламент (требования к временным характеристикам); требования к качеству результатов (достоверности выдаваемой информации, точности расчетов и т. д.). 3. Требования к видам обеспечения (информационному, техническо- му, программному и т. д.). Состав требований к видам обеспечения зависит от типа и назначения системы.
Требования к информационному обеспечению могут включать в себя требования к качеству данных, составу и способу организации данных, их совместимости со смежными системами, использованию классификаторов и унифицированных документов, методам контроля, хранения, обновления и восстановления данных. В состав требований к программному обеспечению могут входить требования к качеству программных средств, интерфейсам, используемым языкам программирования, операционной системе и т. д. В состав требований к техническому обеспечению могут входить требования к функциональным, конструктивным, эксплуатационным характеристикам отдельных видов аппаратных средств, например, к быстродействию средств передачи данных, производительности средств вычислений, объемам запоминающих устройств, надежности отдельных устройств или комплексов и т. д. Перечисленные выше требования могут быть представлены в виде: – списка необходимых элементов (список задач; перечень способов несанкционированного доступа к данным, против которых система должна быть защищена и т. д.); – перечня возможных элементов , например, указание на то, что в качестве линии связи могут быть использованы оптоволоконные линии или медные провода (витая пара) и т. д.; – требований качественного типа , например, требование открытости, масштабируемости и пр.; – количественных показателей (норм значений соответствующих показателей) – требований к надежности, достоверности информации, временным характеристикам. Так, например, для справочной системы о видах вагонов и их использовании при перевозке различных грузов на сети дорог перечень требований может выглядеть следующим образом. Требования к структурным характеристикам и режимам функционировании системы: состав основных функций Функциональная часть заключает в себе совокупность функций и задач информационной системы.
Источник: studfile.net
Применение АИС на железнодорожном транспорте
• Автоматизированная комплексная система фирменного транспортного обслуживания (АКС ФТО).
• Комплексная система АРМ технологических центров отделений дорог по обработке перевозочных документов (КСАРМ, ТехПД)
• Единый комплекс интегрированной обработки дорожной ведомости (ЕК ИОДВ).
• АС управления грузовой станцией (АСУГС)
• АС централизованной подготовки информации перевозочных документов (ЭТРАН)
• АИС организации перевозок грузов по безбумажной технологии с использованием электронной накладной (АИС ЭДВ)
• Система интегрированной обработки маршрутов машинистов (ИОММ).
• АС обеспечения своевременной и адресной доставки грузов «Грузовой экспресс»
• Сетевая интегрированная Российская информационно-управляющая система (СИРИУС)
• АС управления пассажирскими перевозками на базе «Экспресс 3» (АСУЛ)
Источник: helpiks.su
«Автоматизированные системы управления на железнодорожном транспорте»
Программа – это последовательность действий (команд, операторов), записанная человеком на языке программирования и предназначенная для выполнения на ЭВМ.
Вся обработка данных в АСУЖТ управляется множеством регулярно применяющихся программ, составляющих программное обеспечение системы. Возможности любой автоматизированной системы во многом определяются ее программным обеспечением (ПО).
По назначению программное обеспечение (ПО) подразделяется на три основных типа: системное ПО, прикладное ПО, системы программирования. В то же время программное обеспечение классифицируется по применению, т.е. для персональных, больших ЭВМ и т.д.
Системное ПО – это комплекс программ, необходимых для организации обработки информации, контроля работы аппаратной части и технического обслуживания ЭВМ.
Прикладное ПО – это комплекс программ, непосредственно реализующих алгоритмы решения функциональных задач подсистем АСУЖТ.
Система программирования – это комплекс программ, позволяющих разрабатывать программы на символических языках программирования. К системе программирования условно можно отнести и системы управления базами данных (СУБД).
4. Экспертные системы
Экспертные системы (ЭС) – это новый тип программных систем, предназначенный для решения неформализуемых задач в узких предметных областях. Отличительной способностью ЭС является то, что все они моделируют интеллектуальную деятельность на основе компоненты, аккумулирующей знания экспертов-профессионалов, т.е. на базе знаний (БЗ). Экспертные системы позволяют делать заключения в самых разнообразных областях – от консультаций по медицинской диагностике до систем принятия экстренных решений в управлении движением поездов. Вместо традиционной формулы «программа + данные» в ЭС используется формула «знания + механизм логического вывода». Под знаниями понимают всю совокупность сведений о проблемной области.
Наиболее понятное определение экспертных систем предложено комитетом группы специалистов по ЭС Британского компьютерного общества: под экспертной системой понимается система, объединяющая возможности компьютера со знанием и опытом компьютера в такой форме, что система может предложить разумный совет или осуществить разумное решение поставленной задачи. Дополнительно желаемой характеристикой такой системы, которая многими рассматривается как основная, является способность системы пояснять, по требованию, ход своих рассуждений в понятной для спрашивающего форме.
В целом экспертные системы обладают следующими свойствами. Экспертная система: ориентирована на решение задач в неформализуемых областях, которые ранее вообще были недоступны для вычислительной техники; способна к логическому выводу при неполных и нечетких данных; выдает не таблицы или графики, а вполне конкретный совет или решение; способна, как правило, объяснять цепочку своих рассуждений; может служить дружественным «интерфейсом» между пользователем и динамическими базами данных, в которых отображаются транспортные процессы.
Анализ этих свойств приводит к выводу, что большинство подсистем АСУЖТ в будущем будет ими обладать, т.е. фактически превратится в экспертные системы.
Примерами применения ЭС на железнодорожном транспорте являются следующие. В метрополитене Западного Берлина используется экспертная система, консультирующая пассажиров, каким образом быстрее всего добраться до нужной станции и какие при этом потребуются пересадки. При этом ЭС ведет активный диалог с пассажиром на естественном языке и поясняет свои предложения.
В Японии в рамках проекта компьютеров пятого поколения была разработана ЭС, предназначенная для автоматизации составления графиков движения поездов.
В Великобритании разработана ЭС для автоматизации управления движением поезда метрополитена, обеспечивающая значительное сокращение потребления. Система выдает машинисту рекомендации по движению в зависимости от поездной обстановки.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Тулупов Л.П., Жуковский Е.М., Гусятинер А.М. Автоматизированные системы управления перевозочными процессами на железных дорогах: Учеб. пособие для вузов. –М.: Транспорт, 1991. -208с.
- Нейлор К. Как построить свою экспертную систему /Пер. с англ/ –М.: Энергоатомиздат, 1991. –286с.
- Моделирование транспортных систем /В.А. Персианов, К.Ю. Скалов, Н.С. Усков М.: Транспорт, 1972. -208с.
- Тишкин Е.М. Автоматизация управления вагонным парком. –М.: Интекст, 2000. -224с.
- Автоматизированная система управления локомотивным хозяйством. АСУТ /Под ред. И.К. Ланкина –М.: ОЦВ, 2002. -516 с.
- Инструкция по оформлению сообщения 200-209 для получения результатов расчетов из ЭВМ ДВЦ. Иркутск, 1998. 25с.
- Инструкция по оформлению сообщения 02 (ТГНЛ) для получения результатов расчетов из ЭВМ ДВЦ. Иркутск, 1998. 25с.
- Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
- Инструкция по составлению натурного листа поезда формы ДУ-1 /МПС РФ. Упр. статистики. –М.:Транспорт, 1993. –40с.
Похожие:
![]() |
Методические указания к выполнению практических работ по дисциплинам. М. А. Аветикян, Н. А. Коваленко, И. Н. Шапкин, М. И. Шмулевич Информационные технологии на железнодорожном транспорте |
|
Конспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине. Учебное пособие предназначено для студентов различных специальностей, изучающих дисциплину “Автоматизированные системы управления. |
![]() |
Документация о закупке Правил технической эксплуатации железных дорог рф, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте. |
![]() |
Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Сертификация систем качества» Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ссфжт), созданной мпс россии в соответствии с Федеральным законом. |
![]() |
Настоящее техническое задание является основным документом, определяющим. Единой интеллектуальной системы управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте (исужт). В соответствии. |
![]() |
В. Г. Лемешко «21» мая 2008 г «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте» устанавливают требования oao «ржд» к знаниям, умениям и навыкам. |
![]() |
Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации Сигналы на железнодорожном транспорте служат для обеспечения безопасности движения, а также для четкой организации движения поездов. |
![]() |
Программа Организация и управление движением на железнодорожном транспорте Программа предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки по предмету: «Организация и управление движением. |
![]() |
Технические требования на поставку комплектного пикового водогрейного котла Автоматизированные системы управления (асу) – системы, оснащенные средствами вычислительной техники, осуществляющие заданные им функции. |
![]() |
Инструкция по движению поездов и маневровой работе на промышленном. Твердое знание и четкое выполнение предусмотренных настоящей Инструкцией требований причастными работниками одно из важнейших условий. |
![]() |
Комплекс стандартов на автоматизированные системы Автоматизированные. Разработан и внесен Министерством электротехнической промышленности и приборостроения СССР |
![]() |
Положение пао «Россети» «О единой технической политике в электросетевом комплексе» Автоматизированные системы управления предприятием, корпоративные информационные системы 79 |
![]() |
Методические указания по дисциплине «Автоматизированные информационно управляющие системы» «Автоматизированные информационно управляющие системы» для студентов очного и заочного обучения специальности 220201 – Управление. |
![]() |
Система электронного документооборота «Информационные системы управления документооборотом», «Автоматизированные информационные системы в производстве» |
![]() |
Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном. . |
![]() |
А. Д. Коршунов Изучение архитектуры и системы команд intel-совместимых микропроцессоров Мп и микроконтроллеров. Это относится в первую очередь к таким специальностям, как «Автоматизированные системы управления», «Радиофизика. |
Источник: rykovodstvo.ru
