О чем не говорят в музыкальной школе родителям. Часть 2.
Моя жизнь тесно связана с музыкальной школой- я в ней училась, потом работала, сейчас в музыкальной школе учится моя дочь. Нигде нет бесед с родителями, памяток, в которых бы рассказали нюансы обучения, делюсь своими наблюдениями. Первую часть статьи можете прочитать здесь .
1. Сразу выбирайте – предпрофессиональная или общеразвивающая программа обучения. Общеразвивающая программа слабее, не предполагает поступления в музыкальные училища и ВУЗы, обучения «для себя». Это касается обучения на фортепиано, скрипке, флейте, хоровом отделении, иногда на народных инструментах. Многие родители, стремясь облегчить жизнь ребенку, сознательно выбирают общеразвивающую программу, предполагающую более короткий срок обучения. Исключение — отделение сольного пения, на этом отделении нет предпрофессиональной программы обучения.
Предпрофессиональная программа готовит будущих профессиональных музыкантов, она длится на несколько лет дольше. Конечно, после окончания школы выбор остается за ребенком.
Как пережить МУЗЫКАЛЬНУЮ ШКОЛУ ♀️? | Музыкальная школа — это АД
2. Важен возраст, в котором ребенок идет поступать в музыкальную школу. В 1 класс на бюджетное отделение берут с 6,5 лет – это закон. Если ребенок младше, то только в подготовительный класс, причем в подготовительном он может находиться несколько лет. Сейчас возможно поступление в разном возрасте, многие дети выбирают впоследствии обучение на втором отделении, но наиболее продуктивным и успешным для обучения в 1 классе является возраст 6-7 лет.
3. Окончание музыкальной школы не гарантирует поступление в музыкальное училище или ВУЗ. Более того, даже окончание с красным дипломом музыкальной школы не всегда приближает к цели. Значение имеет лишь уровень подготовки ученика – музыкальные школы сильно отличаются друг от друга, есть так называемые «сильные» школы, выпускники которых наиболее часто поступают на бюджетные места. Это школы с традициями, именитыми педагогами и серьезными требованиями в обучении.
Но также есть любопытный факт – для поступления на некоторые музыкальные факультеты в ВУЗы и училища не требуются документы об окончании музыкальной школы – это, например, отделение вокала, духовых и ударных инструментов.
4. О фортепиано . Многие родители мечтают, чтобы ребенок обучался на фортепиано. Но так как на фортепианное отделение зачастую сложно попасть, родителям предлагают вариант освоить другой инструмент, при этом объясняют, что будет общее фортепиано. Общее фортепиано – это всего 20 минут в неделю, в отличие от отделения специального фортепиано, где ученики осваивают программу 2-3 раза в неделю по 45 минут. После 20 минут в неделю пианистом не стать, но можно освоить первоначальные навыки.
5. Есть специализированные музыкальные школы при консерваториях, академиях, институтах, где готовят будущих профессиональных музыкантов. Поступают в эти школы наиболее музыкально одаренные дети, уже в возрасте 4-5 лет детей приглашают пройти экзамены на подготовительное отделение. Обучение требует трудолюбия, усидчивости и огромного желания, поскольку здесь самые сильные требования, учащиеся уже в 1 классе музыкальной спецшколы опережают по своим результатам на 2-3 года своих сверстников из обычных музыкальных школ.
КАК вас ОБМАНЫВАЮТ частные МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / СТУДИИ
Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы.
Источник: dzen.ru
Сравнительный анализ структуры и содержания предпрофессиональной и общеразвивающей программ для детских школ искусств
Для успешного воплощения в жизнь важнейших задач дополнительных образовательных программ ДШИ необходимо ответить на целый ряд вопросов: чем должен владеть выпускник музыкальной школы — будущий музыкант-любитель и музыкант-специалист, какими личностными и специальными музыкальными качествами каждый из них должен обладать, какие знания, умения и навыки должны быть сформированы у того и другого, и как это должно быть отражено в содержании предпрофессиональных и общеразвивающих образовательных программ и в методиках обучения в музыкальной школе? Подобный анализ необходим потому, что ДШИ и ДМШ и поныне, в сущности, остаются узконаправленными учреждениями обучения игре на музыкальных инструментах.
Много проблем и вопросов содержит общеразвивающая программа, « отвечающая» за подготовку музыкантов-любителей. Каковы должны быть принципы обучения данной категории учащихся: должны ли они отличаться от принципов подготовки профессиональных музыкантов, и если — да, то каким образом?
Для того чтобы получить ответы на все эти вопросы, необходимо проанализировать, каким образом и где после окончания музыкальной школы применяет свои знания, умения и навыки наибольшая часть ее выпускников, ставших музыкантами- любителями. Как известно, большинство людей с начальным музыкальным образованием становятся квалифицированными слушателями музыки. Но есть и другая, довольно значительная, часть музыкантов-любителей — любители концертирующие, реализующие себя как исполнители в различных самодеятельных коллективах.
Для музыкантов-любителей первой, преобладающей категории характерна устойчивая потребность в получении эстетического наслаждения от слушательского потребления музыки. Для осуществления данной потребности музыкант-любитель должен как минимум:
Данный тип любителя музыки, как видно из свойственных ему качеств, никак нельзя считать пассивным. Он активен в реализации своей слушательской потребности. Понятно, что узконаправленный, технократический подход к обучению игре на инструменте не может в полной мере способствовать воспитанию музыкальной культуры, необходимой для адекватного восприятия музыки.
Понятно, что все названные качества, которыми должен обладать образованный слушатель музыки, должны быть присущи и музицирующему любителю. Но для грамотного исполнения вышеперечисленных качеств недостаточно. Помимо них музицирующему любителю необходимо:
Таким образом, получается, что концертирующий музыкант-любитель по своим качествам и уровню приближается к исполнителю-профессионалу. В подтверждение данного тезиса проанализируем, каким комплексом личностных и профессиональных качеств должен обладать выпускник музыкальной школы для получения успешного в дальнейшем профессионального образования.
Первое из основополагающих специальных способностей музыканта — всесторонне развитый профессиональный слух как сложная совокупность его интонационного и аналитического компонентов. Первый из них позволяет музыканту целостно представлять и воспринимать выразительную ткань музыки: интонационно-жанровые комплексы, интонационную специфику целого произведения. Аналитический же слух помогает будущему музыканту-профессионалу постичь особенности мелодики, голосоведения, ритма, тематизма, гармонии и других значимых элементов текста музыкального произведения.
Огромную роль в деятельности профессионального музыканта играет обостренное ритмическое чувство, развивающееся с самого начала занятий до уровня ритмической культуры в совокупности всех ее сторон: от метрической пульсации, ритмической точности, чувства размера и темпа до тонкой акцентуации и пропорциональности частей музыкальной формы.
Будущий музыкант-специалист должен обладать определенными личностными качествами, от которых в значительной мере зависит успешность профессиональной деятельности: артистизмом, трудоспособностью, повышенной способностью к концентрации, преодолению стрессовых состояний.
Профессиональная деятельность музыканта невозможна без хорошо развитой музыкальной памяти, во всем разнообразии ее видов: образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательной, тактильной, что проявляется в прочности и оперативности запоминания и воспроизведения музыкального материала.
К концу обучения в музыкальной школе у будущего профессионала должен быть накоплен обширный репертуар, включающий произведения самых различных исторических эпох, стилей, жанров.
Для успешного решения этой важнейшей задачи учащемуся необходимо овладеть навыком чтения с листа.
Полноценное музыкальное развитие начинающего музы- канта-исполнителя невозможно без сформированного игрового аппарата. Техника музыканта-исполнителя трактуется в данном случае в широком понимании этого слова: от элементарной пальцевой беглости до умения владеть тончайшими градациями звуковых красок.
Будущий музыкант-специалист, заканчивая музыкальную школу, должен также иметь определенный опыт совместного музицирования (игры в ансамблях разного состава, аккомпа- нента, понимания дирижерских жестов и др.). Его профессиональные интересы не могут ограничиваться собственной учебно-музыкальной деятельностью. Подлинного музыканта всегда отличает активная позиция по отношению к важнейшим событиям в мире музыки и других искусств. Поэтому ему свойственно желание говорить о музыке, композиторах, критически их оценивать. Эти качества также формируются в школьной среде.
Таким образом, из всего сказанного можно сделать главный вывод: предпрофессионалъная программа будущего профессионального музыканта-исполнителя с точки зрения ее структуры и содержания принципиально не должна отличаеться от общеразвивающей программы музыканта-любителя: обе программы должны представлять собой целостную систему, включающую все необходимые компоненты академического методического комплекса. Имеющиеся же отличия (порой существенные) проявляются не в исключении из данной системы каких-либо компонентов, а в разном уровне овладения ими (например, разными видами техники), в особенностях их фундаментализации, в частности, в различном масштабе владения репертуаром, специальными знаниями, навыками.
Методические составляющие предпрофессиональной и общеразвивающей образовательных программ базируются на традиционно сложившемся, проверенном десятилетиями и оправдавшем себя академическом методическом комплексе.
Тем не менее, по поводу данных образовательных программ возникает ряд вопросов. Первый из них: смогут ли дети, обучающиеся по общеразвивающей программе в столь короткие сроки (имеется в виду трехлетний срок обучения) «вобрать» в себя весь огромный объем задач, изложенных в ней?
Третий вопрос: насколько предпрофессиональная программа, задавая такую высокую планку уровню репертуара и его исполнению, способна обеспечить условия проникновения учащегося в образный мир произведения, осознания особенностей его стилистики, жанровых особенностей, структуры, насколько она сможет дать возможность знакомиться учащемуся со всем разнообразием фортепианного репертуара, читать с листа, изучать критическую литературу? Программой не предусмотрены коллоквиумы, которые помогли бы раскрыть интеллектуальные, образовательные ресурсы ученика. По-видимому, предпрофессиональная образовательная программа, по сути, оставляет за музыкальными школами приоритет технократического подхода к обучению.
Кроме того, выбор учебной программы для детей осуществляется сразу на приемных экзаменах администрацией и педагогами, без опроса родителей, детей с целью выяснения мотивации их прихода в музыкальную школу, без предварительного наблюдения, испытательного периода, глубокой диагностики, в то время как установлено, что проведение вступительных экзаменов по традиционной методике непоказательно и приводит к тому, что многие способные дети оказываются непринятыми в музыкальную школу, и, наоборот, дети, при первой поверхностной проверке музыкальных данных показавшие хорошие результаты, на первом же году обучения не оправдывают ожиданий по поводу темпов и качества их музыкального развития.
Источник: studme.org
Как происходит обучение в музыкальной школе?
Раньше в музыкальных школах учились по 5 или 7 лет — это зависело от выбранной специальности (то есть от инструмента обучения). Сейчас, в связи с постепенным реформированием этой отрасли образования, сроки обучения изменились. В современных музыкальных школах и школах искусств предлагается две программы на выбор — предпрофессиональная (8 лет) и общеразвивающая (то есть облегченная программа, в среднем, рассчитанная на 3-4 года).
Самый главный предмет в музыкальной школе
Два раза в неделю ученик посещает уроки по специальности, то есть по обучению игре на том инструменте, который он выбрал. Эти уроки проходят в индивидуальной форме. Педагог по специальности считается основным педагогом, главным наставником и обычно работает с учеником, начиная с 1 класса и до самого конца обучения. Как правило, ученик привязывается к своему преподавателю по специальности, смена педагога нередко становится причиной, по которой ученик забрасывает занятия в музыкальной школе.
На уроках специальности происходит непосредственная работа за инструментом, разучивание упражнений и различных пьес, подготовка к экзаменам, концертам и конкурсам. Каждый ученик в течение года должен выполнить определенную программу, которую педагог разрабатывает в индивидуальном плане ученика.
Любе отчеты по выполнению программы происходят публично в виде технических зачетов, выступлений на академических концертах и экзаменах. Весь репертуар выучивается и исполняется наизусть. Эта система здорово работает, и за 7-8 лет, как правило, из мало-мальски способного ученика обязательно выходит прилично играющий музыкант.
Музыкально-теоретические дисциплины
Учебный план в музыкальных школах построен таким образом, чтобы дать ученику максимально разностороннее представление о музыке, воспитать в нем не только умелого исполнителя, но и грамотного слушателя, эстетически развитую творческую личность. Решить эти задачи во многом помогают такие предметы, как сольфеджио и музыкальная литература.
Сольфеджио — предмет, на котором много времени уделяется изучению музыкальной грамоты, развитию слуха, музыкального мышления, памяти. Главные формы работы на этих уроках:
- пение по нотам (развивается навык беглого чтения нот, а также внутреннего «предслышания» того, что записано нотами);
- анализ элементов музыки на слух (музыка рассматривается как язык со своими правилами и закономерностями, ученикам предлагается определить на слух отдельные созвучия и их красивые цепочки);
- музыкальный диктант (нотная запись впервые услышанной или хорошо известной мелодии по памяти);
- пение упражнений (развивает навыки чистого интонирования — то есть чистого пения, помогает осваивать все новые и новые элементы музыкальной речи);
- пение в ансамбле (совместное пение является эффективным средством развития слуха, так как вынуждает учеников подстраиваться под друг друга, чтобы в результате получалось красивое сочетание голосов);
- творческие задания (сочинение мелодий, песен, подбор аккомпанемента и много других полезных навыков, которые позволяют чувствовать себя настоящим профессионалом).
Музыкальная литература — прекрасный урок, на котором ученикам предоставляется возможность довольно подробно познакомиться с лучшими произведениями классической музыки, узнать подробности истории музыки, жизни и творчества великих композиторов — Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Глинки, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Прокофьева, Шостаковича и других. Изучение музыкальной литературы развивает эрудицию, а знание изучаемых произведений пригодится и на обычных школьных уроках литературы в школе (есть очень много пересечений).
Радость совместного музицирования
В музыкальной школе одним из обязательных считается предмет, на котором учащиеся будут петь или играть на инструментах вместе. Это может быть хор, оркестр или ансамбль (иногда есть все перечисленное). Обычно, хор или оркестр — это самый любимый урок, ведь здесь происходит социализация школьника, здесь он встречается и общается со своими друзьями. Ну и сам процесс совместного занятия музыкой приносит одни лишь положительные эмоции.
Какие факультативные курсы преподают в музыкальных школах?
Очень часто детям преподают дополнительный инструмент: например, для трубачей или скрипачей это может быть фортепиано, для аккордеониста — домра или гитара.
Из новых современных курсов в некоторых школах можно встретить занятия по игре на электронных инструментах, по музыкальной информатике (занятие творчеством с помощью компьютерных программ для редактирования или создания музыки).
Узнать больше о традициях и культуре родного края позволяют уроки по фольклору, народному творчеству. Понять музыку через движение позволяют уроки ритмики.
Если у учащегося ярко проявляется склонность к сочинению музыки, то и эти способности в школе будут стараться раскрыть, по возможности, организуя для него занятия по композиции.
Как видите, план обучения в музыкальных школах достаточно насыщенный, соответственно, посещение ее может принести много пользы. О том, когда лучше начинать обучение в музыкальной школе мы рассказывали в предыдущем выпуске.
Поделиться в социальных сетях
Источник: muz-teoretik.ru
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальная мозаика»
Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)
Размер файла: 320 Кбайт
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИЗБЕРДЕЕВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД»
протокол №______от______2021 года
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Музыкальная мозаика»
Возраст учащихся:6-11 лет
Срок реализации: 2 года
Арцыбашева Юлия Геннадьевна,
с. Петровское, 2021 год
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Избердеевская начальная школа-детский сад»
2. Полное название программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная мозаика»
3. Сведения об авторах:
3.1. Ф.И.О., должность
Арцыбашева Юлия Геннадьевна, учитель музыки
4. Сведения о программе:
4.1. Нормативная база
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями на 30 апреля 2021 года)(редакция, действующая с 1 июня 2021 года);
• Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
• общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. N 196;
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
4.2. Область применения
4.4. Уровень освоения программы
4.5. Вид программы
4.6. Возраст учащихся по программе
4.7. Продолжительность обучения
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная мозаика» имеет художественную направленность и призвана приобщать детей младшего школьного возраста, в том числе детей с ОВЗ к певческому искусству, решать проблему возрождения у детей интереса к русской национальной культуре, развивать творческое самовыражение личности.
Уровень освоения — базовый.
Актуальность программы
Голос — это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Именно для того, чтобы любой желающий ребенок мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа «Музыкальная мозаика», направленная на духовно-нравственное, личностное развитие обучающихся.
Новизна программы состоит в личностно ориентированном подходе к обучению. Задача педагога дополнительного образования состоит не в максимальном ускорении творческих способностей ребенка, не в формировании сроков и темпов, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребенку, в том числе и ребенку с ОВЗ все условия для наиболее полного раскрытия и реализации способностей.
Педагогическая целесообразность
Занимаясь по программе «Музыкальная мозаика», учащиеся имеют возможность не только овладеть исполнительскими умениями и навыками, развивают музыкальные (музыкальный слух и память, чувство ритма), творческие и интеллектуальные способности, но и обогащают свои представления о музыкальном искусстве в целом, в полной мере реализуется их творческий потенциал, формируется музыкально-эстетический вкус. Ещё один положительный момент – это то, что занятия по программе благотворно влияют на детский организм, помогают развитию артикуляционного и голосового аппарата, дыхания.
Программа отличается тем, что :
— позволяет в условиях начальной школы через дополнительное образование у детей с разными образовательными возможностями расширить уровень образовательной области «Искусство»;
— она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей младших школьников;
— программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока.
Адресат программы
Программа «Музыкальная мозаика» охватывает возрастной диапазон детей младшего школьного возраста (6-11лет).
Условия набора в учебные группы
В группы первой ступени обучения принимаются по желанию все дети младшего школьного возраста, в том числе и с ОВЗ. Результаты обязательной входной диагностики, включающей проверку музыкального слуха, голоса, чувства ритма, не влияют на зачисление в коллектив, но важны для выстраивания дальнейшей индивидуальной образовательной траектории развития учащегося.
В группы второй ступени обучения могут поступать вновь прибывающие дети при наличии определенного уровня музыкальных способностей и интереса к данной деятельности. С ними проводится входная диагностика, определяются проблемы, существующее отставание в освоении программы ликвидируется на индивидуальных занятиях. При комплектовании групп допускается совместная работа в одной группе учащихся без ограничения по возрастному признаку, так как специфика большинства музыкальных жанров и форм предусматривает участие разновозрастных групп детей.
Основной формой организации обучения пению являются групповые занятия, которые базируются на программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей; разучивание песен, репетиции, репетиционные занятия. Имеют место занятия с небольшой группой или индивидуальные занятия с солистами.
Количество учащихся
Наполняемость учебных групп: 12-15 человек.
Объём и срок освоения программы
Программа «Музыкальная мозаика» рассчитана на 2 года обучения (204 ч.), 72 рабочих недели.
1 год обучения – 102часа
2 год обучения– 102 часа
Режим занятий
На 1-2году обучения занятия проводятся три раза в неделю по одному учебному часу. Длительность учебного часа для учащихся младшего школьного возраста – 45 минут.
Календарный учебный график
Начало занятий групп первого года обучения – с 15сентября, окончание занятий – 31 мая. Начало занятий групп второго года обучения – с 1 сентября, окончание занятий – 31 мая.
Продолжительность каникул – с 1 июня по 31 августа.
Особенности организации образовательного процесса
Программа «Музыкальная мозаика» легко интегрируется, имеет блочно-модульную структуру, адаптируема для возрастных групп младшего школьного возраста.
Как привило, в коллектив приходят дети с разным уровнем подготовки. Темп освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музыкальная мозаика» различный, поэтому программа включает 2 ступени освоения:
I ступень обучения 6-7 лет;
II ступень обучения 7–11 лет;
Каждая ступень образовательной программы рассчитана на 1 год обучения, имеет законченный цикл, но вместе с тем последующая ступень является логическим продолжением предыдущей, что позволяет решать проблему преемственности обучения по данной программе.
Программа имеет несколько основных разделов: « Развитие певческого голоса» , « Формирование вокальных навыков», «Освоение пения в народном стиле», «Музыкальная грамота», «Формирование сценической культуры», «Основные жанры фольклора», «Элементы хореографии», «Двухголосное пение».
Формы организации деятельности учащихся:
работа по подгруппам;
индивидуальные занятия (с наиболее одаренными детьми, солистами, а также занятия с целью ликвидации отставания в освоении программы);
занятия в разновозрастных группах (создание разновозрастного ансамбля).
Цель программы – формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению и исполнительских вокальных навыков, приобщение их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Содержание программы
1 год обучения
Образовательные:
— расширить знания обучающихся об искусстве вокала;
— обучить вокально-хоровому пению;
— обучить основам музыкальной грамоты (звукоряд, длительность нот, интервалы, лад и тональность);
— овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Развивающие:
— развивать творческие способности и вокальные данные;
— способствовать развитию музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости;
— Вызывать у детей с ОВЗ проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра).
Воспитательные:
— воспитывать чувство патриотизма;
— способствовать воспитанию интереса к вокальному искусству;
— воспитывать стремление к знаниям, расширению кругозора о музыке;
— воспитывать у детей с разными образовательными возможностями чувство сопричастности к прекрасному.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai