Общеобразовательная программа в музыкальной школе что это такое

Содержание

Наташа Хомякова

Музыкальное образование активно развивается: сегодня, помимо общеизвестных учебных заведений вроде Консерватории имени П. И. Чайковского и Академии музыки имени Гнесиных, существует большое количество междисциплинарных программ, частных школ и онлайн-курсов. Молодому музыканту зачастую приходится делать непростой выбор, так как на обучение нужно много сил, времени и денег. «ИМИ.Журнал» поговорил с экспертами в области музыкального преподавания, чтобы разобраться в специфике различных подходов к обучению и современных форматах образования.

Классическое образование

Традиционный путь через консерваторию, музыкальный университет или академию — это длительный процесс. Учеба в таких заведениях длится пять лет, если поступать после школы, или три года — после учебы в музыкальном колледже.

Российская академия музыки имени Гнесиных — одно из ведущих образовательных учреждений для музыкантов в стране, в котором объединяются сразу три ступени обучения: школа, училище и вуз. В Гнесинке широкий выбор профилей: от классического инструментального до джазового или народного. Например, можно стать дипломированным гусляром — в академии есть единственная в России кафедра, выпускающая гусляров-бакалавров и магистров. Есть и смежные направления: музыковедение, этномузыкология, музыкальный менеджмент, звукорежиссура и музыкальная журналистика. Год обучения в среднем стоит от 480 тысяч рублей, но есть бюджетные места, количество которых варьируется в зависимости от факультета и программ подготовки.

Жестокая правда о музыкальной школе. Исполнительская форма.

Помощник заведующей кафедрой менеджмента музыкального искусства Гнесинки Ксения Шулекина отмечает, что при выборе образовательного учреждения или курсов в первую очередь стоит отталкиваться от собственных амбиций: для занятий музыкой в качестве хобби достаточно частных занятий или школ, но для профессиональной работы потребуется основательная подготовка.

Начальник отдела по работе с иностранными обучающимися и реализации подготовительных программ, преподаватель

В современной индустрии музыканту нужны не только профессиональные, но и прикладные компетенции: основы звукорежиссуры, музыкального менеджмента, промо и SMM. Академия имени Гнесиных принимает новые тренды и включает подобные дисциплины в образовательные программы.

Также мы уделяем много внимания постановке техники и для инструменталистов, и для вокалистов: неправильная работа с голосом или дыханием на ранних этапах, например, может уничтожить вашу мечту стать профессиональным музыкантом.

Удачной альтернативой консерватории или академии Гнесиных также могут стать зарубежные институции, где профили по современной академической и импровизационной музыке разработаны очень детально. Многое, конечно, зависит от преподавателя, к которому попадет студент, но общий контекст зарубежных образовательных программ гораздо больше соответствует современной ситуации. Важно упомянуть, что в академической музыке развита система курсов и периодических семинаров: например, это ежегодная академия в Чайковском. Туда имеет смысл ехать не только в качестве участника (для этого придется пройти конкурс), но и вольнослушателем. Это хороший вариант для расширения кругозора и профессионального роста.

Неклассический подход

За последние несколько лет возможностей получить музыкальное образование стало намного больше: фундаментальные программы обучения вышли за пределы консерваторий и появились в крупных гуманитарных университетах. Во ВШЭ и в Шанинке открылись такие профили, как «Музыка и музыкальный театр», «Кураторство музыкальных проектов» и «Саунд-арт и саунд-дизайн». До них нетрадиционные профили были только Петербурге: Смольный факультет СПбГУ выстроил и внедрил новую программу по музыкальной критике, что до недавнего времени не было тенденцией и системным подходом.

В Школу дизайна ВШЭ на профиль по саунд-дизайну в основном поступают практико-ориентированные абитуриенты с разным бэкграундом. Уже к середине программы у них накапливается проектное портфолио и опыт творческих коллабораций. На курсах рассказывают об авангардной музыке ХХ века, обсуждают музыкальные жанры, формы и их эволюцию.

В бакалавриате Шанинки больший упор сделан на фундаментальное гуманитарное образование университетского типа: тут много теории, текстов и семинаров. Много практических занятий и почти нет лекций: в диалоге со студентами преподаватель выступает скорее модератором, а не наставником.

Музыковед, преподаватель кафедры современной музыки в Консерватории имени П. И. Чайковского

Принципиально важно, что появление новых направлений является не «сдачей позиций», а, наоборот, экспансией консерваторского образования: все перечисленные программы создавались и существуют теперь при участии консерваторских специалистов, в частности сотрудников Центра современной музыки Московской консерватории. Современные подходы этих программ проявляются во всем: например, изучение истории музыки начинается не с основ, как в музыкальной школе и колледже, а с истории авангардной музыки. Раньше такой подход был только у консерватории, и я рад, что уже несколько вузов переняли этот принцип: он позволяет максимально расширить и актуализировать эстетический опыт студентов с первых же месяцев учебы.

Самые подготовленные в музыкальном плане студенты — в консерватории. Что неудивительно, так как они занимались музыкой с 5–7 лет. Но музыканту с очень узким профилем часто не хватает более широкой гуманитарной панорамы. Так, на своем курсе «Музыка и современные концепции культуры» я стараюсь представить музыку в контексте современного интеллектуального поля и актуальных художественных тенденций.

На факультете свободных искусств и наук, помимо музыки, студентам предлагают около ста авторских курсов по выбору, что позволяет подобрать индивидуальную траектория обучения. В свою очередь, магистратура Шанинки «Кураторство музыкальных проектов» собрала людей максимально мотивированных, с прекрасным первым высшим образованием. Помимо лучших российских профессоров, нам удалось собрать сильную международную преподавательскую команду — от советника худрука Чикагского филармонического оркестра до профессоров Оксфордского и Колумбийского университетов.

Читайте также:
Ускоренная программа заочной формы обучения что это

Школы и курсы

В начале двухтысячных появились школы, созданные DJ Groove, DJ ЦветкOff и другими диджеями. Они стали первыми учреждениями, где любой желающий мог научиться диджеингу или саунд-дизайну.

Основатель Moscow Music School

«Эти проекты заняли свободную нишу, но не стали массовыми, хотя многие из них существуют до сих пор. Потом была вторая волна в музыкальном образовании — в 2016 году появился наш проект Glinka при ВШЭ. Уже через год открылась Moscow Music School, и за нами пошла третья волна: свою школу создал Антон Маскелиаде, появились офлайн-курсы, начало активно развиваться онлайн-образование. GeekBrains, Skillbox и „Нетология“ тоже подключились к процессу и запустили свои программы.

При этом активное появление на рынке частных школ и курсов — это не смена течений и не мода, а одно из полноценных направлений музыкального образования. Те, кто хочет учиться долго и основательно, идут в вузы или на бакалавриат в MMS, но если хочется попробовать, человек не будет вписываться на год. Это нормальная мотивация, чтобы выбрать более короткую и дешевую программу. Не думаю, что частные школы заменят вузы и наоборот.

Нужно искать место, где теплится передовая мысль. Например, в России есть РЭШ, где работают практики и теоретики, которые или активно в этой сфере работают, или активно ее осмысляют и что-то изобретают. Такая комбинация работает в любой области, неважно, музыка это или нет. Мы стараемся быть таким местом, которое собирает профессионалов или деятелей музыки, которым не все равно».

В Moscow Music School есть шесть направлений подготовки: музыкальный менеджмент, сонграйтинг, продюсирование, световой дизайн, саунд-инжиниринг и бакалавриат в сотрудничестве с британским University of Hertfordshire. Обучение стоит от 290 до 460 рублей в год, в зависимости от направления. Также есть трехмесячные курсы Music Basic, которые стоят 99 тысяч рублей.

В 2017 году также появилась Школа Антона Маскелиаде — это краткосрочные курсы для тех, кто хочет создавать собственные треки. Есть онлайн-программа (от 20 до 50 тысяч рублей) и офлайн для новичков и уже опытных музыкантов (от 60 тысяч рублей).

Музыкант, основатель Maskeliade School

Мои выпускники — это биологи, журналисты, айтишники, психологи, дизайнеры, гончары, фотографы, живущие в Кейптауне, на Бали, в Нью-Йорке, Лондоне, Москве, Новокузнецке и в десятках других городов. Комьюнити школы — это главное. Если есть безопасная творческая среда, то после обучения работа над песнями идет быстрее и легче. Выпускники знакомятся с другими музыкантами: делают ремиксы, новую музыку и постепенно выходят на музыкальную орбиту.

Есть два фактора, которые могут помешать творчеству. Первый — неподдерживающее окружение, которое может обесценивать любые начинания и первые результаты. В итоге у человека пропадает мотивация, и творческий импульс быстро заканчивается. Чтобы такого не было, нужно обратить внимание на свое окружение, стараться поменьше взаимодействовать с критикующими вас людьми.

И второй — недостаток времени из-за семейных забот или работы. Для полного удовольствия от обучения нужно хорошо расчистить время для творчества. Например, ежедневно оставлять два часа вечером для творческого свидания с самим собой. Важно, чтобы в это время вас никто не дергал. Часто человеку что-то мешает сделать первый шаг.

Желание и доверие себе принесут нужный результат.

Что нужно, чтобы музыкальное образование было лучше

Начальник отдела по работе с иностранными обучающимися и реализации подготовительных программ, преподаватель

Главное — не забывать, что создание и исполнение музыки — это не механическая функция, а творческий и образовательный процесс. Он не ограничивается запоминанием нот и правильной аппликатурой (​​порядок расположения и чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте. — Прим. «ИМИ.Журнала»). Лучше всего работает очное взаимодействие с музыкантом: представителям индустрии нужно больше общаться, устраивать совместные сессии и конференции с коллегами, делиться опытом. Стоит открываться новым технологиям и не быть снобами.

Музыковед, преподаватель кафедры современной музыки в Консерватории имени П. И. Чайковского

При формировании программ очень важно тщательно выбирать педагогов. Многое строится на дружеских связях, но важно, чтобы они развивали образовательный процесс, а не вредили ему.

Нужно также хорошо понимать контекст музыкальной жизни. Если вы профессионально интересуетесь современной академической музыкой, но не знаете фестивали «Другое пространство» или «Московский форум», питерский reMusik или композиторскую академию в Чайковском, не бывали на концертах «Студии новой музыки» или МАСМа — никакой диплом не поможет.

У государственных академических вузов нет особой потребности в создании новых интересных программ по композиции и современной музыке. Небольшие образовательные организации и курсы вынуждены конкурировать за студентов, из-за чего создается более питательная и познавательная среда: от состава преподавателей и дисциплин зависит успех целой институции. Думаю, что небольшие независимые инициативы вскоре станут полноценной альтернативой крупным академическим площадкам.

музыкант, композитор и преподаватель Центра электроакустической музыки Московской консерватории

У современного музыкального образования в России нет проблем с доступностью, порог входа стал низок как никогда. При этом всегда важно сохранять баланс между доступностью и эффективностью: определенное количество материала и музыкальная практика неизбежны, и, если мы ее в какой-то момент пропускаем, в дальнейшем основы все-таки придется детально проработать.

музыкант, композитор, преподаватель

Область знаний расширилась, стало больше возможностей получить образование, но при этом его качество снизилось. Иногда это происходит из-за участия государства в системе образования: каждый шаг в традиционном обучении требует огромной кипы бумаг.

Есть две категории учеников: дети, которых заставили, и дети, которые сами хотели пойти учиться. Их процентное соотношение сложно назвать: все меняется очень быстро. У кого-то энтузиазм появляется, а у кого-то, наоборот, угасает. Главное, в любом случае, много работать. Важно решать проблемы, а не обсуждать их.

Музыкант, основатель Maskeliade School

Не надо вводить закон о просветительской деятельности.

Источник: i-m-i.ru

Учебная программа

Учебные программы РФ и адаптированные программы для ДМШ, ДШИ, хоровых школ и эстетических центров

Камерный ансамбль. Рекомендованная учебная программа для училищ

Альт. Рабочая программа ДМШ при МГК им. П.И. Чайковского

Хор. Рабочая программа ДМШ при МГК им. П.И. Чайковского

Контрабас. Рабочая программа ДМШ при МГК им. П.И. Чайковского

Элементарная теория музыки. Программа РФ для училищ

Фагот. Рабочая программа ДМШ при МГК им. П.И. Чайковского

Генерал-бас (цифрованный бас). Программа РФ (агентство по культуре РФ)

Шестиструнная гитара. Программа РФ среднего специального образования

Клавесин. Среднее проф. образование. Учебная программа академического муз. Колледжа при МГК им. П.И. Чайковского

Инструментоведение. Программа РФ для училищ

Оркетр Орфа. Коллективное инструментальное музицирование. Рабочая программа ДМШ при МГК им. П.И. Чайковского

Методика преподавания музыкальной литературы и педагогическая практика. Программа РФ для училищ

Методика обучения игре на шестиструнной гитаре. Рабочая программа муз. училища при МГК им. П.И. Чайковского

Методика обучения игре на инструменте. Рабочая программа муз. училища при МГК им. П.И. Чайковского

Ритмика. Методическое пособие для детей. Рабочая программа ДМШ и ДШИ

Музыкальная литература. 6 — 7 класс. Рабочая программа ДМШ при МГК им. П.И. Чайковского

Фортепиано. Общий курс для струнных и духовых отделений. 2 — 7 классов. Рабочая программа ДМШ при МГК им. П.И. Чайковского

Фортепиано. Общий курс для теоретического отделения. 8 класс. Рабочая программа ДМШ при МГК им. П.И. Чайковского

Орган. Рабочая программа муз. училища при МГК им. П.И. Чайковского

Основы педагогики (педагогика музыкальной школы). Программа РФ для училищ

Ударные инструменты. Рабочая программа для училищ

Фортепиано. Учебная программа ДМШ при МГК им. П.И. Чайковского

Полифония. Программа РФ для училищ

Дополнительные инструмент: скрипка, альт, виолончель, арфа, аккордеон, баян, духовые и ударные инструменты, контрабас, балалайка, домра, гитара, гусли. Программа РФ для ДМШ и ДШИ

Квартет. Программа РФ для училищ

Ритмика. Рабочая программа для ДМШ и ДШИ

Русское народное музыкальное творчество. Программа РФ для училищ

Сольное пение. Программа РФ для училищ

Ударные инструменты. Рабочая программа для ДМШ при МГК им. П.И. Чайковского

Скрипка. Рабочая программа для ДМШ при МГК им. П.И. Чайковского

Скрипка и альт. Программа РФ для училищ

Виолончель. Рабочая программа для музыкальных школ и школ искусств (ДМШ при МГК им. П.И. Чайковского)

Вокальный ансамбль. Программа РФ для училищ

Духовые инструменты. Программа РФ для училищ

Духовые и ударные инструменты. Программа мин. культуры РФ для ДМШ и ДШИ

Нашли нужные вам ноты? Спасибо за «Лайк»!

Читайте также:
Push service что это за программа на Андроид

Eсли вы желаете помочь в развитии нотной билиотеки, наш адрес на Patreon / Патреон

Скачать другие произведения / части книги или многотомника.

Учебные программы РФ и адаптированные программы для ДМШ, ДШИ, хоровых школ и эстетических центров

Все материалы представленные в нотной библиотеке проекта, включая ноты для учащихся, книги, сборники и методические пособия, предназначены исключительно для ознакомительного пользования и не могут быть использованы в коммерческих целях.

Источник: www.classon.ru

Музыкальное образование

Музыкальное образование — один из видов эстетического и культурного воспитания ребенка, когда раскрытие его музыкальных способностей осуществляется для всестороннего и гармоничного развития личности.

С такой целью музыкальное образование ребенок может получать и в музыкальном кружке, и в студии, и в музыкальной школе без обязательного последующего условия повышать свой уровень в музыкальных заведениях высших степеней.

Музыкальное образование

Молодой пианист

Студенты консерватории

Студенты консерватории

В консерватрии

В консерватории

Баянист

Что такое музыкальное образование?

Музыкальное образование также употребляется в значении «профессионального образования», включающее в себя — начальное, среднее специальное и высшее. Начальное дают музыкальные школы со сроком обучения 8 классов. По окончании музыкальной школы, выпускники, которые приняли решение продолжать обучение, могут поступать в музыкальные училища или колледжи, которые обеспечивают среднее специальное образование. После окончания которых, желающие могут продолжить продолжить учебу в консерватории, институте или академии искусств, для получения высшего музыкального образования.

Участники конкурса

  • Музыкальные студии для детей
  • Центры развития детей
  • Детские муниципальные музыкальные школы
  • Частные детские музыкальные школы
  • Специализированные детские музыкальные школы
  • Музыкальные училища
  • Музыкальные колледжи
  • Музыкально-педагогические институты
  • Музыкальные консерватории
  • Институты культуры
  • Академии искусств

Начальное музыкальное образование

Традиционно базовым музыкальным образованием является обучение в музыкальной школе по установленной программе с основными обязательными учебными дисциплинами. Классические музыкальные школы максимально нацелены на дальнейшую профессиональную ориентацию своих учеников в музыкальной сфере. Поэтому здесь дети не только осваивают игру на конкретном выбранном инструменте, но и изучают нотную грамоту, теорию и историю музыки, сольфеджио и основы композиции, сольного и хорового пения, обучаются игре в ансамбле или оркестре. Срок обучения в этих школах строго определен, и выпускники получают свидетельство об окончании 8 лет учебы. Базовое 8 летнее музыкальное образование предоставляет возможность для поступления в средние специальные учебные музыкальные заведения.

Баянист

Еще больше преимуществ получают выпускники специализированных музыкальных школ. Особо талантливые, с высоким уровнем успеваемости, ученики таких школ могут даже претендовать после 10-летнего обучения на поступление сразу в музыкальные ВУЗы.

В отличие от классических музыкальных школ, музыкальные студии и кружки, а также частные школы неполного цикла образования, даже отдельные педагоги-музыканты, могут давать узкое музыкальное образование или факультативное, например, обучая только вокалу или игре на определенном инструменте.

В результате такого обучения дети не всегда получают весь объем необходимых музыкальных знаний и навыков, которые бы позволили им в дальнейшем пройти конкурс в средне-специальные музыкальные заведения. Однако положительным итогом подобного обучения становится эстетическое и культурное развитие ребенка, расширение его кругозора и объема знаний.

Среднее-специальное образование

С того момента, когда ученик музыкальной школы принимает для себя решение заниматься музыкой профессионально, начинается этап подготовки к поступлению в музыкальное училище или колледж. При поступлении абитуриент должен будет пройти творческие испытания по той специальности, которую он выбрал, а также сдать экзамены по общеобразовательным дисциплинам, которые являются обязательными.

Студенты консерватории

Сегодня выбор средне-специальных учебных заведений широк. Это не только музыкальные училища и колледжи, которые совершенствуют игру на том или ином музыкальном инструменте или профессионально оттачивают вокальные навыки вчерашних школьников. С начальным музыкальным образованием можно поступать в училища культуры, чтобы по окончании реализовать себя в сфере культуры. Можно выбрать музыкально-педагогическую специальность, для дальнейшего преподования музыки в детском саду, школе, студии, музыкальной школе. А вот для того, что бы выступать на эстраде, можно закончить эстрадно-цирковое училище или колледж.

Музыкальные ВУЗы

Чтобы стать магистром в музыке, получить статус «маэстро», музыканты, прошедшие первые две ступени музыкально образования, поступают в высшие музыкальные заведения: консерватории, институты культуры, университеты с музыкальной специализацией, академии искусств и т. п. Что дает им такое образование? Музыкальные ВУЗы дают своим ученикам узкоспециальные знания академического уровня, совершенствуют и корректируют музыкальные умения своих студентов в игре на инструменте или в вокале, доводя их до самого высокой степени, какая доступна каждому отдельному студенту, с учетом величины его таланта и приложенных им усилий и старания. Цель обучения в ВУЗе — приобретение высокого профессионализма.

В консерватрии

В подтверждение этого можно упомянуть о том, что из консерваторий и музыкальных академий вышли виртуозные музыканты, известные композиторы, знаменитые певцы мирового уровня, талантливые признанные дирижеры и великолепные педагоги.

Отдавать ли ребенка в музыкальную школу

Отдавать ли ребенка в музыкальную школу?

Обучение в музыкальной школе — длительный, систематичный и серьезный процесс, который связан с многочасовыми упражнениями, занятиями и репетициями. Поэтому, до того, как отдать ребенка в музыкальную школу, стоит составить представление о.

Музыкальное образование

Как выбрать музыкальную школу?

В настоящее время, частного и не государственного образования, детская музыкальная школа, перестает быть тем, чем она являлась еще в недавнее время, а именно музыкальным учебном заведением, дающим детям школьного возраста начальное.

Muz konkurs

Музыкальное образование — фото и картинки

Музыкальное образование — фото, которого вы можете посмотреть в данном альбоме, включает в себя — начальное, среднее специальное и высшее.

Источник: national-travel.ru

Программа дополнительного образования в мире музыки

Актуальность курса «В мире музыки» заключается в том, что он в большой степени способствует формированию общей культуры детей, их разностороннему развитию, совершенствованию их художественного вкуса, подготавливает учащихся к самостоятельному общению с классикой.

Цель курса – формирование слушательской культуры, воспитание эстетического восприятия музыки.

Основными задачами являются:

1) формирование слушательских навыков;

2) воспитание навыков анализа музыки и рассуждений о музыке;

3) снабжение учащихся знаниями из области теории, истории и музыкальной практики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«программа дополнительного образования в мире музыки »

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТУЛЬСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

Директор школы-интерната

______________А.И. Душкин

Дополнительная образовательная программа

«В мире музыки»

Уровень образования: среднее (полное) общее образование

Направленность: художественно-эстетическая

Срок реализации: 3 года

Возраст обучающихся: 7-15 лет

г. Тула 2012-2015 г.

на рабочую программу дополнительного образования по курсу «В мире музыки»

Рабочая программа дополнительного образования по курсу «В мире музыки» составлена на основе Примерной программы по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и детских школ искусств (МК РФ, М., 2004.). Однако в неё внесены следующие изменения:

1) весь изучаемый материал распределён по занятиям;

2) основательно переработаны темы первого года обучения: блок занятий посвящён изучению музыкальных инструментов, видам оркестров, значительно расширена тема «Музыкальные формы»;

4) расширен список учебных пособий используемых на занятиях.

В настоящей программе учебный материал систематизирован по традиционному для подобного рода дисциплин хронологически-тематическому принципу (исключение – первый год обучения). Он кажется целесообразным, поскольку линейное расположение материала, в сочетании с концентрическим методом при освоении понятийных знаний, позволяет знакомиться с биографиями и творческим наследием композиторов и в то же время – осознавать взаимосвязь эпох и стилей, чётко представлять процесс развития музыкального искусства.

Актуальность курса «В мире музыки» заключается в том, что он в большой степени способствует формированию общей культуры детей, их разностороннему развитию, совершенствованию их художественного вкуса, подготавливает учащихся к самостоятельному общению с классикой.

Читайте также:
H promise hyundai что это за программа

Цель курса – формирование слушательской культуры, воспитание эстетического восприятия музыки.

Основными задачами являются:

1) формирование слушательских навыков;

2) воспитание навыков анализа музыки и рассуждений о музыке;

3) снабжение учащихся знаниями из области теории, истории и музыкальной практики.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дополнительного образования по курсу «В мире музыки» составлена на основе Примерной программы по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и детских школ искусств (МК РФ, М., 2004.). Однако в неё внесены следующие изменения:

1) весь изучаемый материал распределён по занятиям;

2) основательно переработаны темы первого года обучения: блок занятий посвящён изучению музыкальных инструментов, видам оркестров, значительно расширена тема «Музыкальные формы»;

4) расширен список учебных пособий используемых на занятиях.

Курс «В мире музыки» рассчитан на три года обучения и ориентирован для учащихся 7-15 лет. На занятия отводится 35 часов в год (1 час в неделю).

Актуальность курса «В мире музыки» заключается в том, что он в большой степени способствует формированию общей культуры детей, их разностороннему развитию, совершенствованию их художественного вкуса, подготавливает учащихся к самостоятельному общению с классикой.

На занятиях учащихся получают знания информативного и понятийного порядка. Подход к ним дифференцирован. Информативные знания должны быть верно поняты, но лишь частично сохранены в долговременной памяти учащихся. Понятийные знания (ключевые слова, термины, отражающие существенные признаки явлений художественного творчества) относятся к основополагающим, а потому требуют полного осознания и усвоения.

Понятийные знания вместе со специальными умениями, также приобретаемыми на занятиях курса (к ним относятся слушательские навыки, навыки анализа музыки, навыки рассуждения о музыки), составляет основу содержания курса музыкальной литературы.

Общая характеристика курса

В настоящей программе учебный материал систематизирован по традиционному для подобного рода дисциплин хронологически-тематическому принципу (исключение – первый год обучения). Он кажется целесообразным, поскольку линейное расположение материала, в сочетании с концентрическим методом при освоении понятийных знаний, позволяет знакомиться с биографиями и творческим наследием композиторов и в то же время – осознавать взаимосвязь эпох и стилей, чётко представлять процесс развития музыкального искусства.

Первый год обучения является вводным. Учащиеся знакомятся со средствами музыкальной выразительности, музыкальными инструментами, музыкальными стилями, жанрами и формами.

Второй год обучения предполагает знакомство с зарубежной музыкой. Каждая тема содержит биографию композитора, краткий обзор его творческого наследия, прослушивание, характеристику и разбор отдельных произведений.

Третий и четвёртый годы обучение знакомят учащихся с отечественной музыкой. Строятся по тому же принципу, что и программа второго года обучения. Кроме того, они тесно связаны с курсами истории и литературы общеобразовательной школы.

Цель курса – формирование слушательской культуры, воспитание эстетического восприятия музыки.

Основными задачами являются:

1) формирование слушательских навыков;

2) воспитание навыков анализа музыки и рассуждений о музыке;

3) снабжение учащихся знаниями из области теории, истории и музыкальной практики.

Основные формы работы:

  • прослушивание музыки;
  • характеристика содержания произведений, их жанровых особенностей, структуры и выразительных средств;
  • объяснение и усвоение терминов и понятий;
  • рассказ о создании и исполнении музыкальных сочинений, их авторов;
  • запоминание и узнавание музыки.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
первый год обучения (35 часов) Тема 1. Музыка и мы Занятие 1. Музыка в нашей жизни. Широкое распространение музыки в наше время. Где и для чего она звучит. Легенды о музыке и музыкантах. Исполнение и воспроизведение музыки. Где исполняется музыка, её разделение на камерную, концертную, театральную и церковную. Музыка «легкая» и «серьёзная».

Как научиться понимать произведения великих композиторов? Занятие 2. Содержание музыкальных произведений. Богатство и многообразие содержания произведений искусства, отражение в них различных сторон жизни, душевного мира человека. Картины природы, сказочные образы, портреты людей и события реальной жизни в произведениях русских и зарубежных композиторов.
Тема 2. Выразительные средства музыки Занятие 3. Как говорит музыка? Мелодия – «душа» музыки. Специфика выражения жизненного содержания средствами музыки. Музыка – искусство звуков. Основные выразительные средства музыкального искусства. Музыка как ведущее средство музыкальной выразительности.

Вокальный и инструментальный тип мелодии. Кантилена и речитатив. Аккомпанемент. Занятие 4. Основные элементы музыкального языка. Метр и ритм, лад и гармония, динамика и темп, регистр и тембр, виды фактуры.

Их значение в создании художественных образов.
Тема 3. Семейства музыкальных инструментов. Занятие 5. Возникновение музыкальных инструментов. Струнные инструменты. Музыкальные инструменты в древности. Теории возникновения музыкальных инструментов. Деление музыкальных инструментов на семейства в зависимости от материала, из которого они изготовляются, и способа извлечения звука.

Группа струнных инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Тембровые особенности каждого инструмента. Выразительные возможности семейства струнных. Скрипичное искусство А. Вивальди. Личность Н. Паганини.

Роль исполнителя в донесении замысла композитора до слушателя. Занятие 6. Духовые инструменты. Деление духовых инструментов на две группы – деревянные и медные. Мифы об их происхождении. Группа деревянных духовых инструментов: флейта, гобой, кларнет, фагот.

Группа медных духовых инструментов: труба, валторна, тромбон, туба. Тембровые особенности каждого инструмента. Выразительные возможности семейства духовых. Занятие 7. Ударные инструменты.

Деление ударных инструментов на две группы: имеющие определённую высоту звучания (литавры, ксилофон, колокола и др.) и не имеющие определённой высоты звучания (большой и малый барабан, бубен, тарелки, треугольник, кастаньеты и др.). Тембровые особенности каждого инструмента. Выразительные возможности семейства ударных. Занятие 8. Клавишные инструменты.

Устройство и специфика звучание клавесина и органа. Выдающийся органист и композитор И.С.Бах. Французские клавесинисты Ф.Куперен, Ж.Ф.Рамо. История возникновения фортепиано. Личность Б.Кристофори. Выразительные возможности фортепиано.

Занятие 9. Итоговое занятие. Обобщающее повторение по темам четверти. Тема 4. Оркестр Занятие 10. Симфонический оркестр. История развития оркестра. Расположение инструментов в симфоническом оркестре. Концертный и оперный оркестр. Дирижёр. Роль дирижёра в донесении до слушателя композиторского замысла.

Занятие 11. Виды оркестров. Основные виды оркестров: симфонический, духовой, оркестр народных инструментов, джазовый, эстрадный. Специфика их звучания и репертуаров.
Тема 5. Музыкальные жанры Занятие 12. Музыкальные жанры. Общая характеристика. Понятие жанра как вида, рода искусства с определёнными, исторически сложившимися чертами. Основные группы музыкальных жанров: вокальные, инструментальные, театральные. «Три кита» в музыке: песня, танец и марш.
Тема 6. Музыка и слово Занятие 13. Песня. Песня – древнейший жанр вокальной музыки. Мелодия как главное выразительное средство песни. Объединение в песне мелодии и слова в единый цельный образ.

Куплетное строение песни. Песни с сопровождением и без сопровождения. Народная и профессиональная песня.
Занятие 14. Народная песня в творчестве русских классиков. Народная песня – музыкально-поэтическое искусство, обладающее неувядаемой художественной красотой. Богатство содержания народных песен. Отражение в песне различных сторон жизни народа: его истории, быта, внутреннего мира человека. Разнообразие песенных жанров фольклора.

Тщательно изучение и собирание композиторами народных песен. Произведения на народные темы. Использование народных мелодий в оперной, симфонической и камерной музыке. Создание композиторами музыкальных тем, близких народным мелодиям. Занятие 15. Романс.

Романс – камерное вокальное произведение для голоса с сопровождением. Песня и романс – общее и частное. Обобщённый и индивидуальный характер мелодии. Отношение композитора к тексту. Соотношение текста и музыки. Поэтический и музыкальный образ.

Значение аккомпанемента. Занятие 16.Итоговое занятие. Обобщающее повторение по темам четверти.
Тема 7. Музыка и движение Занятие 17. Марш. Марш – жанр инструментальной музыки, сопровождающей и организующей массовые шествия. Характерные черты маршевой музыки: чёткий, часто пунктирный ритм, чёткий размер, умеренный, единообразный темп. Виды маршей: военный, церемониальный, траурный, спортивный, походный и другие. Связь музыки с движением. Песенные марши.

Марш как самостоятельная пьеса и как часть крупного сочинения. Занятие 18. Танец. Народные танцы. Танец как вид искусства и жанр музыки. Прикладная и концертная танцевальная музыка.

Народное происхождение танцев, их национальная основа. Народные бытовые танцы. Характерные черты некоторых народных бытовых танцев (трепак, гопак, лезгинка, тарантелла). Выражение в них через движения и жесты чувств людей, наиболее ярких черт национального характера.

Источник: kopilkaurokov.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru