Общая структура программы в turbo pascal

Структурированность программы – одно из характерных отличий Паскаля от Бейсика. Любая программа, написанная на Паскале, имеет две структурные части:

В общем виде написанная на Паскале программа должна содержать следующие разделы:

Program имя программы;

список используемых модулей;

список меток в основном блоке программы;

определение констант программы;

описание глобальных переменных программы;

[Определение процедур и функций;

Основной блок программы

Label,Const,Typeмогут быть введены при необходимости. Поэтому более короткий вид программы:

1.Раздел `PROGRAM`— это внутреннее имя программы, как правило указывающее на ее сущность (не обязательное).

2.Раздел ‘USES’— этот раздел позволяет использовать стандартные библиотеки Паскаля. Перечислим несколько:

1) CRT – отвечает за работу с текстом, окна, цвета, звук, управление курсором.

2) GRAPH – осуществляет управление графическим режимом.

3) SYSTEM – реализует стандартные математические функции Паскаля(sin,sqrtи т.д.), этот модуль подключается по умолчанию.

Информатика. Язык Pascal: Структура программы на языке Pascal. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»

Программа на Паскале пишется без нумерации строк, но при необходимости такие номера (так называемые метки) поставить можно.

4.Определение констант ‘CONST’— это идентификатор, соответствующий значению, которое не может изменяться в процессе работы программы.

Пример: Const h=0.15;N=15; A=’Для продолжения нажмите пробел’;

Обратите внимание на то, что определяемые константы относятся к различным типам: real, integer, string. Эти типы указывать не надо: ЭВМ сама растащит значения по типам.

Замечание. В Паскаль “вшита” лишь одна константа Pi равная 3.1415926….

5.Определение типов ‘TYPE’

Все, не относящиеся к “вшитым” стандартным типам, подлежит определению в разделе Type. Создаваемый тип может быть ПРОСТЫМ или СОСТАВНЫМ. По способу определения простые типы делятся на перечисляемые и диапазонные. При определение перечисляемого типа следует перечислить все возможные значения переменной:

Personages=(TIti, PRpr, ICic);

Boolean2=(false, true, no_info);

Color=(Red, Green, Blue, Orange);

Для определения диапазонного типа указываются крайние значения переменной:

При определение составного типа в структуры определяются данные известных машине типов. Самые известные такие структуры – МАССИВ и ЗАПИСЬ (рассмотрим в дальнейших лекциях).

6.Описание переменных ‘VAR’— переменные, которые будут фигурировать в программе, должны быть описаны в разделе VAR. При описании указывается имя и ее тип. Пример:

Основной блок программы

Оператор перехода GOTO

Обычно операторы в программе выполняются в том порядке, в каком они записаны. Оператор перехода прерывает естественный порядок выполнения программы и указывает, что дальнейшее выполнение должно продолжаться, начиная с оператора, помеченного меткой, указанной в операторе перехода. Пример записи оператора перехода: goto 218;

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Общая структура программ | Информатика Паскаль #7 | Инфоурок

Структура программы на Турбо Паскаль

Строка заканчивается особым разделителем – точкой с запятой. Этот разделитель в языке Турбо Паскаль отмечает конец оператора или описания. Использование особого разделителя позволяет располагать несколько операторов на одной строке. Поскольку имя программы в дальнейшем не используется, то можно опускать строку объявления имени без каких-либо последствий для программы.

Раздел описания долженсодержать описания всех идентификаторов, используемых в разделе исполняемых операторов.

Описания могут включать в себя:

· раздел подключаемых библиотек (модулей);

· раздел описания меток;

· раздел описания констант;

· раздел описания типов;

· раздел описания переменных;

· раздел описания процедур и функций.

Раздел описания модулей определяется служебным словом USES и содержит имена подключаемых модулей (библиотек) как входящих в состав системы Turbo Pascal, так и написанных пользователем. Раздел описания модулей должен быть первым среди разделов описаний. Имена модулей отделяются друг от друга запятыми:

Любой оператор в программе может быть помечен меткой. Имя метки задается по правилам образования идентификаторов Турбо Паскаль. В качестве метки также могут использоваться произвольные целые числа без знака, содержащие не более четырех цифр. Метка ставится перед оператором и отделяется от него двоеточием. Все метки, используемые в программе, должны быть перечислены в разделе описания меток и начинаться со служебного слова LABEL, например:

label 3, 471, 29, Quit;

Описание констант позволяет использовать имена как синонимы констант, их необходимо определить в разделе описания констант. Описанию должно предшествовать служебное слово CONST:

const K= 1024; MAX= 16384;

В разделе описания типов объявляются идентификаторы типов. Описанию должно предшествовать служебное слово TYPE. Например:

Type Str = string[40];

В разделе описания переменных необходимо указать все переменные, используемые в программе, и определить их тип. Описание начинается со служебного слова VAR:

var P,Q,R: Integer; A,B: Char; F1,F2: Boolean; S: Str;

Раздел исполняемых операторов представляет собой составной оператор, который содержит между служебными словами

последовательность операторов. Операторы отделяются друг от друга символом;. Текст программы заканчивается символом точка.

Кроме описаний и операторов Турбо Паскаль, программа может содержать комментарии, которые представляют собой произвольную последовательность символов, расположенную между открывающей скобкой комментариев .

Читайте также:
Программы канала культура список

program Primer; var x,y,s: integer;begin WriteLn(‘Введите через пробел два числа ‘); ReadLn(x,y); s := x + y; WriteLn(‘Сумма чисел равна ‘,s);end.

Данная программа запрашивает с клавиатуры два числа, находит их сумму и выводит ответ. Теперь сделаем так, чтобы программа сначала очищала экран, выполняла свои действия, а в конце работы позволяла пользователю посмотреть результат, ожидая его нажатия клавиши.

uses Crt; var x,y,s: integer;begin ClrScr; WriteLn(‘Введите через пробел два числа ‘); ReadLn(x,y); s := x + y; WriteLn(‘Сумма чисел равна ‘,s); ReadKey; end.

Выражения

Выражение задает правило вычисления некоторого значения. В общем случае выражение состоит из нескольких элементов (операндов) и знаков операций (операторов), а тип определяется типом операндов и видом применённых к ним операций. Операндами могут быть константы, переменные и обращения к функциям. Каждый из этих элементов характеризуется своим значением и принадлежит к какому-либо типу данных.

Все операции можно разделить на 4 группы:
— математически операции;
— операции отношения;
— логические операции;
— функции.

Математические операции

В таблице приведены основные математические операции Турбо Паскаль в соответствии с приоритетом, то есть, старшинством. Операции с одинаковым приоритетом равноправны между собой и выполняются слева направо, как и в математике.

Символ операции Название операции Пример
* умножение 2*3 (результат: 6)
/ деление 30/2 (результат: 1.5E+01)
div целочисленное деление 5 div 2 (результат: 2)
mod остаток от деления 5 mod 2 (результат: 1)
+ сложение 2+3 (результат: 5)
вычитание 5-3 (результат: 2)

Операции div и mod определены только для целочисленных операндов. Приведем пример их использования:

Здесь переменная c получит значение 20, а n – значение 6.

Логические операции

Над логическими аргументами в Турбо Паскаль определены следующие операции:

Результаты выполнения этих операций над переменными А и В логического типа приведены в таблице истинности.

A B not A A and B A or B A xor B
true True false true true false
true False false true true
false True true false true true
false false false false false

Операции отношения

К операциям отношения в Турбо Паскаль относятся такие операции, как:

Порядок выполнения операций переопределить можно с помощью скобок. Например, 2*5+10 равно 20, но 2*(5+10) равно 30.

Структура программы на языке Турбо Паскаль

1. Познакомить учащихся с интегрированной средой Турбо Паскаль. Научить детей работать в интегрированной среде.

2. Познакомить учащихся с элементарной структурой линейной программы на языке Паскаль.

3. Познакомить учащихся с процедурами ввода – вывода.

4. Научить детей составлять элементарную программу с использованием процедур ввода – вывода, вводить текст программы в окне редактора, редактировать программу, сохранять и запускать её на исполнение.

1. Раздаточный теоретический материал.

3. Программное обеспечение Turbo Paskal.

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

2. Знакомство с интегрированной средой Турбо Паскаль

3. Знакомство со структурой программы на языке Паскаль.

4. Изучение процедур ввода – вывода.

6. Домашнее задание.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами начинаем изучать очень интересную и важную тему. Мы начинаем программировать на языке Паскаль. Сегодня мы познакомимся с интегрированной средой Турбо Паскаль, с основной структурой программы и процедурами ввода-вывода.

2. Вступительное слово учителя.

Чтобы компьютер выполнил решение какой-либо задачи, ему необходимо получить от человека инструкции, как её решать. Набор таких инструкций для компьютера, направленный на решение конкретной задачи, называется, компьютерной программой.

К сожалению, компьютер не понимает программы, записанные на каком-либо употребляемом человеком языке – русском, английском, немецком… Команды, предназначенные для ЭВМ, необходимо записывать в понятной ей форме. С этой целью применяются языки программирования – искусственные языки, алфавит, словарный запас и структура которых удобны человеку и понятны компьютеру.

Программа – это совокупность написанных на языке программирования команд, которые может выполнить компьютер, направленных на решение конкретной задачи, в результате чего машина действует заранее предписанным ей образом.

Языком программирования называется искусственный (формальный) язык, предназначенный для записи алгоритмов. Язык программирования задается своим описанием и реализуется в виде специальной программы: компилятора или интерпретатора.

3. Интегрированная среда Турбо Паскаль.

Систему программирования Турбо Паскаль называют интегрированной средой программирования, так как она объединяет в себе возможности различных средств, используемых при разработке программ: редактора текстов, компилятора, компоновщика, отладчика, и при этом обеспечивает программисту великолепные сервисные возможности.

У вас на столах находится раздаточный материал, которым вы будете пользоваться на уроке и дома. Вы можете на этих листах делать пометки, если это необходимо.

Запуск программы Турбо паскаль

Ярлык ТУРБО ПАСКАЛЬ на рабочем столе. (Чтобы развернуть окно на весь экран Alt+Enter). После запуска интегрированной среды на экране отобразится окно интегрированной среды Паскаля. (Посмотрите на рисунок в раздаточном материале).

Оно состоит из нескольких видимых частей: полосы главного меню в верхней части окна, рабочей области окна в центре, строки состояния (или статус строки) внизу и в самом низу полоса подсказок, которая рассказывает о назначении некоторых клавиш. Главное меню предназначено для выбора режима работы системы. Переход в режим работы с главным меню осуществляется клавишей F10. Это делает полосу меню активной. Выбор пункта меню приводит к появлению под его именем подменю.

Читайте также:
Выполнить задание в программе excel

Назначение основных пунктов главного меню.

Ребята, смотрите раздаточный материал. Внимательно изучите таблицу:

Источник: obuchim24.ru

Типы переменных, используемых в Турбо Паскале

Используются также служебные (зарезервированные) слова, например: absolute, and, array, begin, case, const, constructor, destructor, div, do, downto, else, end, external, file, for, forward, function, goto, if, implementation, in, inline, interface, interrupt, label, mod, nil, not, object, of, or, packed, procedure, program, record, repeat, set, shl, shr, string, then, to, type, unit, until, uses, var, vertual, while, with, xor и другие.

При написании программы применяются:

константы — данные, значения которых не изменяются в программе;

переменные — данные, могущие изменяться при выполнении программы;

выражения — константы, переменные и обращения к функциям, соединенные знаками операций;

операторы — специальные символы и слова, выполняющие действия;

функции, процедуры и модули — отдельные программные блоки, имеющие имена и подключаемые к основной программе.

Для обозначения имен констант, переменных, функций, процедур и модулей используются буквы и цифры, входящие в алфавит языка, и знак подчеркивания «_». Имена начинаются с буквы или знака подчеркивания «_» и содержат до 63 значащих символов. Символ пробела в имени не допускается. Эти имена принято называть идентификаторами. Различие прописных и строчных букв в идентификаторах компилятором Турбо-Паскаля не учитывается.

Идентификаторы отделяются друг от друга пробелами и специальными знаками. Примеры записи идентификаторов: Alfa, C, X_max, Y_min, Sin, Cos, _10_A

Общая структура программ на языке Паскаль

Программа, написанная по правилам стандартного языка Паскаль, должна иметь в своем полном варианте (когда в ней задействованы все виды программных объектов) следующую структуру:

Program имя программы;

Uses Список используемых модулей

Label Список меток из основного блока программы

Const Определение констант программы

Type Описание типов

Var Описание переменных

Procedure Текст процедуры

Function Текст функции

Begin

Основной блок программы

End.

Некоторые из перечисленных блоков раздела описаний могут отсутствовать за ненадобностью, но оставшиеся должны следовать в указанной последовательности. Хотя Турбо-Паскаль, в отличие от стандартного Паскаля, более гибок и допускает перестановки блоков раздела описаний, мы будем придерживаться требований стандарта во избежание путаницы в процессе обучения программированию.

Program позволяет дать программе название. Это слово в дальнейшем тексте программы не используется.

Uses – раздел для подключения библиотек, с описаниями различных функций.

Например для очистки экрана – CRT, для графики Graph и т.д.

Label – раздел для описания меток. Метки расставляются в тексте программы для изменения хода алгоритма и перехода в данное место.

Const имя константы = значение;

Имя константы и ее значение разделяются знаком равенства.

После значения константы обязательно ставится точка с запятой. Значение константы должно оставаться неизменным в ходе вычислений. Попытка изменить значение константы будет расцениваться как ошибка. Константы бывают числовые, символьные и логические.

Type – раздел для описания типов данных, вводимых пользователем, или для описания сложных типов.

Var. – раздел описания переменных. Переменные используются для хранения и передачи данных внутри программы. Каждая переменная, используемая в программе, должна быть описана, т.е. в разделе «Var». Описать – значит указать имена переменных и типы хранимых в них данных:

Var имя переменной: тип переменной;

Типы переменных, используемых в Турбо Паскале

Типы переменных, используемых в Турбо Паскале, приводятся на рисунке:

Используются стандартные имена типов, либо имя типа задается в разделе описания программы, например:

TYPE A = array [1..1000] of real;

Тип переменной объявляется после служебного слова VAR, например:

VAR a1, a2: A;

Если не использовать служебное слово TYPE, то можно записать:

VAR a1, a2: array[1..1000 ] of real;

Рассмотрим подробнее описание некоторых стандартных типов и допустимые диапазоны изменения значений переменных.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Практическая работа по информатике

Практическая работа по информатике

Егорова Альбина

1. Цель работы: изучить среду программирования и структуру программы Turbo Pascal, научиться составлять несложные программы в этой среде программирования, производить тестирование программы.

2. Оборудование, приборы, аппаратура, материалы: персональный компьютер, среда программирования Turbo Pascal.

3. Краткие теоретические сведения.

Паскаль — язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662) и разработан в 1968 -1971 гг. Никлаусом Виртом. Первоначально был разработан для обучения, но вскоре стал использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании.

Паскаль популярен среди программистов по следующим причинам:

• Прост для обучения.

• Отражает фундаментальные идеи алгоритмов в легко воспринимаемой форме, что предоставляет программисту средства, помогающие проектировать программы.

• Позволяет четко реализовать идеи структурного программирования и структурной организации данных.

• Использование простых и гибких структур управления: ветвлений, циклов.

• Надежность разрабатываемых программ.

Читайте также:
Одной из задач специальной педагогики является реализация каких программ

Турбо Паскаль — это система программирования , созданная для повышения качества и скорости разработки программ (80-е гг.). Слово Турбо

в названии системы программирования — это отражение торговой марки фирмы-разработчика Borland International (США).

Систему программирования Турбо Паскаль называют интегрированной (integration — объединение отдельных элементов в единое целое) средой

программирования, т.к. она включает в себя редактор, компилятор, отладчик, имеет сервисные возможности.

Основные файлы Турбо Паскаля:

• Turbo.exe — исполняемый файл интегрированной среды программирования;

• urbo.hlp — файл, содержащий данные для помощи;

• Turbo.tp — файл конфигурации системы;

• Turbo.tpl — библиотека стандартных модулей, в которых содержатся встроенные процедуры и функции (SYSTEM, CRT, DOS,

PRINTER, GRAPH, TURBO3, GRAPH3).

Для запуска интегрированной среды программирования нужно установить текущим каталог с Турбо Паскалем (TP7BIN) и ввести команду: turbo.exe.

Окно программы содержит полосу меню, область окна и строку статуса.

Для входа в меню можно воспользоваться одним из способ:

с помощью «мышки»;

с помощью клавиши F10;

• с помощью комбинации Alt+. О том, что мы

в меню свидетельствует курсор — прямоугольник зеленого цвета.

Интегрированная среда программирования Турбо Паскаль позволяет иметь любое количество открытых окон, но в любой момент времени активным может быть только одно.

Активное окно — это окно с которым вы в настоящий момент работаете.

Общие горячие клавиши:

• F1 — выводит окно подсказки;

• F2 — сохраняет файл активного окна;

• F3 — появление диалогового окна и возможность открыть файл;

• F4 — запускает программу до строки, на которой стоит курсор;

• F5 — масштабирует диалоговое окно;

• F6 — переходит к следующему открытому окну;

• F7 — запускает программу в режиме отладки с заходом внутрь

• F8 — запускает программу в режиме отладки, минуя вызов

• F9 — компилирование программы в текущем окне;

• F10 — возвращение в меню.

Команды меню File:

• Open-F3 — открыть существующий файл (при активизации этой опции появляется окно со списком файлов, где можно выбрать необходимый),

• New — создать новый файл (очищает память редактора и переводит в режим создания нового файла, которому присваивается имя Noname.pas; имя можно изменить при записи файла на диск),

• Save-F2 — сохранить файл (переписывает файл из памяти редактора на диск),

• Save as — сохранить с новым именем,

• Save all — сохранить все в окнах (записывает содержимое всех окон редактора в соответствующие файлы),

• Change dir — смена каталога (позволяет изменить установленный по умолчанию диск или каталог),

• Print — печать файла,

• Get info — выдача информации о текущем состоянии программы и используемой памяти,

• DOS Shell — выход в DOS без выгрузки из памяти (для возврата ввести команду exit),

• Exit — выход и выгрузка из памяти.

Программы на языке Паскаль имеют блочную структуру:

1. Блок типа PROGRAM — имеет имя, состоящее только из латинских букв и цифр. Его присутствие не обязательно, но рекомендуется записывать для быстрого распознавания нужной программы среди других листингов.

2. Программный блок, состоящий в общем случае из 7 разделов:

3. раздел описания модулей (uses);

o раздел описания меток (label);

o раздел описания констант (const);

o раздел описания типов данных (type); o раздел описания переменных (var);

o раздел описания процедур и функций; o раздел описания операторов.

Общая структура программы на языке Паскаль:

Пример программы, которая осуществляет сложение двух чисел и выводит сумму на экран:

4. Задание

Задание 1. Изучите внешний вид системы программирования Турбо Паскаль.

Задание 2 . Откройте файл, в который Вы запишите программу, выполняющую сложение двух чисел. Для этого нажмите клавишу F10, чтобы выйти в главное меню, затем клавишами перемещения курсора выберите опцию File, а в выпавшем меню команду New.

Найдите в этой программе заголовок, раздел описания переменных, признак начала программы, признак конца программы, тело программы, комментарий. Ответьте на вопросы:

1. Какое назначение переменных number1, number2, rezult?

2. Что обозначает строка : number1, number2, rezult : integer; ?

3. Если присвоить переменным number1 и number2 соответственно значение 5 и 7, то какую строчку выдаст компьютер при исполнении последней процедуры Write? Запишите ее в отчет.

4. Переведите с английского языка слова: Write, Read. Как вы думаете, что должен делать операторы с таким названием?

5. Как вы понимаете запись: readln(number1); ?

6. Чему равно значение переменной rezult после выполнения оператора: rezult := number1 + number2; ?

7. Что делает оператор присваивания в этой программе?

Задание 3. Измените программу, выполненную в задании 2 так, чтобы она находила произведение двух чисел. Сохраните текстом программы в файле Proizv.pas. Результат покажите преподавателю.

Задание 4. Измените программу, выполненную в задании 3 так, чтобы она выполняла расчет площади прямоугольника по его длине и ширине. Заполните по результатам работы программы таблицу:

Источник: znanio.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru