Общая структура программы на языке turbo pascal

Приведём простейший пример программы, единственная цель которой – вывести на экран какое-нибудь приветствие:

Первая строка ничего не делает, она просто содержит название программы. Затем, после слова begin начинаются собственно действия. В нашей программе их два: первое – это вывод строчки «Hello, world» на экран, а второе – ожидание нажатия клавиши «Enter», оно нужно для того, чтобы можно было увидеть результат программы, а затем уже нажать «Enter» и вернуться в Турбо-Паскаль. И, наконец, слово end с точкой в последней строке говорит о том, что программа закончилась. Действия, из которых состоит программа, называются операторами, они отделяются друг от друга точкой с запятой.

А теперь приведём пример, в котором программа уже не «глухая», то есть может запрашивать какие-либо данные у пользователя. Пусть требуется спросить у пользователя два числа, после этого вывести на экран их произведение:

writeln(‘Введите a и b’);

writeln(‘Произведение равно ‘,a*b);

В этой программе перед словом begin появляется новая строчка, начинающаяся словом var. В ней мы указываем, что программе понадобится две переменные (a и b), в которых можно хранить целые числа (слово integer).

Pascal. Структура программы

О том, что делает первый оператор, нам известно: он выводит на экран строчку ‘Введите a и b’. При выполнении второго оператора программа будет ждать, пока пользователь не введет число с клавиатуры и не нажмёт «Enter»; это число программа запишет в переменную a, затем то же самое делается для переменной b. Третьим оператором выводим на экран сначала надпись «Произведение равно », а потом значение выражения a×b («*» – знак умножения). Четвёртый оператор пояснений не требует.

А теперь рассмотрим структуру программы в общем виде. Любая программа на Турбо-Паскале состоит из трех блоков: блока объявлений, блока описания процедур и функций и блока основной программы. Ниже эти блоки расписаны более подробно.

program . (название программы)

uses . (используемые программой внешние модули)

const . (объявления констант)

type . (объявления типов)

var . (объявления переменных)

Блок описания процедур и функций:

Блок основной программы:

. (операторы основной программы) .

Рассмотрим наиболее важные части вышеописанных блоков. Под заголовком программы понимается имя, помогающее определить её назначение. Имя, или идентификатор, строится по следующим правилам: оно может начинаться с большой или малой буквы латинского алфавита или знака «_», далее могут следовать буквы, цифры или знак «_»; внутри идентификатора не может стоять пробел. После имени программы следует поставить «;», этот знак служит в Паскале для разделения последовательных инструкций. Заметим, что имя программы может не совпадать с именем соответствующего файла на диске.

После слова const помещаются описания постоянных, которые будут использованы в программе, например:

За словом var следуют объявления переменных, которые понадобятся нам при написании программы. Переменные Паскаля могут хранить данные различной природы: числа, строки текста, отдельные символы и т. п. Ниже приводится часть типов переменных, которые можно применять.

Структура программы на языке Pascal

целые: -32768 . 32767

действительные (по модулю): 2,9×10 -39 . 1,7×10 38

строка до n символов длиной, если [n] не указано, то до 255

Объявления переменных записываются в следующей форме: var : ;

Если описываются несколько переменных одного типа, то достаточно записать их имена через запятую, а после двоеточия поставить общий тип.

var Number: integer;

Блок основной программы. Здесь, между словами begin и end. располагаются команды (точнее, операторы), которые будут выполняться один за другим при запуске программы. Рассмотрим простейшие типы операторов на следующем примере:

write(‘Введите значение х ’);

writeln(‘Значение квадратного трехчлена: ’,f);

Первая строка исполняемой (основной) части программы выводит на экран надпись «Введите значение х », для этого используется процедура write написанная разработчиками Турбо Паскаля, то есть набор команд, невидимый для нас, но существующий реально в недрах системы Турбо Паскаль. В качестве параметра этой процедуры используется наша строчка.

Параметры всегда записываются в круглых скобках, апострофы означают, что параметр имеет строковый тип. Итак, в первой строке мы видим так называемый оператор вызова процедуры. Каждый оператор отделяется от следующего знаком «;».

Во второй строке вызывается процедура ввода readln(x), которая ждет, пока пользователь наберет значение x с клавиатуры и нажмет клавишу «Enter», а затем переводит курсор на следующую строку (ln ó Line – строка). В третьей строке вычисляется значение трехчлена и записывается в переменную f; этот оператор называется оператором присваивания, и обозначается символом «:=». В последней строке на экран выводится строка «Значение квадратного трехчлена: » и значение переменной f. Несложно заметить, что здесь процедуре writeln передается уже не один, а два параметра, причем они могут иметь разные типы. Вообще, процедуры ввода и вывода (т.е. write, writeln, read, readln) могут иметь любое число параметров различных типов, параметрами могут являться переменные, литералы (т.е. непосредственно записанные числа, строки; в нашем примере дважды были использованы строковые литералы), а также выражения. Используя выражение при выводе, можно заменить две последние строчки нашей программы одной:

Читайте также:
Как убрать интерфейс в кербал спейс программ

writeln(‘Значение квадратного трехчлена: ‘, a2*x*x+a1*x+a0);

В арифметических выражениях на Паскале используются следующие знаки для обозначения операций: +, -, *, /. Для определения порядка действий используются круглые скобки согласно общепризнанным математическим правилам.

Замечание об именах. Для обозначения переменных запрещается использование ряда слов, называемых зарезервированными, они играют в языке особую роль. Нам уже встречался ряд зарезервированных слов: program, begin, end, string, const, var, и т.п.

Лекция 2. Процедуры ввода-вывода. Некоторые встроенные функции Турбо-Паскаля.

1. Процедуры ввода-вывода. Почти каждая программа должна общаться с пользователем, то есть выводить результаты своей работы на экран и запрашивать у пользователя информацию с клавиатуры. Для того чтобы это стало возможным, в Турбо-Паскале имеются специальные процедуры (то есть небольшие вспомогательные программы), называются он процедурами ввода-вывода.

Для того чтобы заставить процедуру работать в нашей программе, нужно написать её имя, за которым в скобках, через запятую перечислить параметры, которые мы хотим ей передать. Для процедуры вывода информации на экран параметрами могут служить числа или текстовые сообщения, которые должна печатать наша программа на экран. Опишем назначение этих процедур.

· write(p1,p2. pn); – выводит на экран значения выражений p1,p2. pn, количество которых (n) неограничено. Выражения могут быть числовые, строковые, символьные и логические.

Под выражением будем понимать совокупность некоторых действий, применённых к переменным, константам или литералам, например: арифметические действия и математические функции для чисел, функции для обработки строк и отдельных символов, логические выражения и т.п. Возможен форматный вывод, т.е. явное указание того, сколько выделять позиций на экране для вывода значения. Пример для вещественных типов: write(r+s:10:5); – вывести значение выражения r+s с выделением для этого 10 позиций, из них 5 – после запятой. Для других типов все несколько проще: write(p:10); – вывести значение выражения p, выделив под это 10 позиций. Вывод на экран в любом случае производится по правому краю выделенного поля.

· writeln(p1,p2. pn); – аналогично write, выводит значения p1,p2. pn, после чего переводит курсор на новую строку. Смысл параметров – тот же, замечания о форматном выводе остаются в силе. Существует вариант writeln; (без параметров), что означает лишь перевод курсора на начало новой строки.

· readln(v1,v2. vn); – ввод с клавиатуры значений переменных v1. vn. Переменные могут иметь строковый, символьный или числовой тип. При вводе следует разделять значения пробелами, символами табуляции или перевода строки (т.е., нажимая Enter).

· read(v1,v2. vn); – по назначению сходно с readln; отличие состоит в том, что символ перевода строки (Enter), нажатый при завершении ввода, не «проглатывается», а ждет следующего оператора ввода. Если им окажется оператор ввода строковой переменной или просто readln; то строковой переменной будет присвоено значение пустой строки, а readln без параметров не станет ждать, пока пользователь нажмет Enter, а среагирует на уже введенный.

Пример. Программа просит пользователя ввести с клавиатуры два целых числа и печатает на экране их сумму:

write(‘Введите два числа:’);

writeln(‘Сумма a и b равна ‘,a+b);

2. Функции числовых параметров.

Источник: 5rik.ru

Основные понятия языка программирования Турбо Паскаль

1. Некоторые сведения о системе программирования Турбо Паскаль.

2. Структура программы на Паскале.

3. Элементы языка Турбо Паскаль.

4. Арифметические операции и выражения.

5. Стандартные функции.

6. Оператор присваивания.

1. Некоторые сведения о системе программирования Турбо Паскаль

Язык Паскаль был разработан в 1971 году Никласом Виртом первоначально для целей обучения программированию. В настоящее время он получил широкое распространение по ряду объективных причин.

Во-первых, по своей идеологии Паскаль наиболее близок к современной методике и технологии программирования. В частности, он достаточно полно отражает идеи структурного программирования, что довольно хорошо видно даже из основных управляющих структур языка.

Во-вторых, Паскаль хорошо приспособлен для применения технологии разработки программ сверху-вниз (пошаговой детализации).

В-третьих, Паскаль содержит большое разнообразие различных структур данных, что обеспечивает простоту алгоритмов, а следовательно снижение трудоемкости при разработке программ.

Система программирования Turbo Pascal предназначена для выполнения этапов решения задачи на алгоритмическом языке Паскаль и включает в себя три главные компоненты: 1) редактор текстов; 2) компилятор; 3) исполнительную систему.

С помощью встроенного в систему текстового редактора можно формировать в памяти любые тексты, не только программы на Паскале. В частности, это могут быть исходные данные решаемой задачи в текстовой форме. Текст программы, созданный редактором, можно сохранить на диске в виде файла с именем следующего формата .раs, где pas — это стандартное расширение имени файла, созданного системным редактором. Имя файла задается пользователем.

Читайте также:
Какие программы есть для взлома одноклассников

Компиляция — это процесс перевода программы на язык машинных команд. Компилятор переводит программу с языка Паскаль на язык машинных команд. При этом проверяется соответствие программы правилам языка программирования (синтаксический и семантический контроль). При обнаружении ошибки компьютер выдает сообщение о ней пользователю и прекращает работу.

В результате компиляции TurboPascal создает исполняемый файл с тем же именем, что и файл, содержащий программу, но с расширением ехе. Впоследствии этот файл может быть выполнен, как любой другой исполняемый файл.

Выполнение программы остается под контролем исполнительной системы. Она, в частности, помогает обнаружить ошибку в программе, если при исполнении произошел сбой. Пользователю сообщается причина сбоя и указывается место, где он случился в Паскаль-программе, происходит автоматический возврат в режим редактирования.

Turbo Pascal позволяет редактировать, компилировать, компоновать и выполнять Паскаль-программы. При этом пользователю предоставляется высокая скорость компиляции, удобство работы с компьютером и мощная библиотека процедур и функций.

2. Структура программы на Паскале

Программа на Паскале в общем случае состоит из нескольких файлов. Один из них содержит главную программу, а остальные – модули. Главная программа состоит из заголовка, блока и заканчивается точкой — признаком конца программы. В свою очередь, блок содержит разделы описаний и раздел операторов. В общем случае «скелет» программы можно представить следующим образом:

program (заголовок программы);

uses(раздел объявления модулей);

label (раздел объявления меток);

const (раздел объявления констант);

type (раздел объявления типов);

var (раздел объявления переменных);

procedure(function) (раздел объявления подпрограмм: процедурили функций);

(раздел операторов, обязательная часть);

Все указанные разделы отделяются друг от друга точкой с запятой.

Раздел операторов должен обязательно присутствовать в любой программе и является основным. Предшествующие разделы носят характер описаний и не обязательно содержаться в программе.

В Turbo Pascal имеются особенности в структуре программы. Так, заголовок программы необязателен и игнорируется компилятором. Порядок размещения разделов произвольный, можно создавать несколько одинаковых разделов.

Единственное правило, которое необходимо выдерживать, — в любом месте программы можно использовать лишь элементы (метки, типы, константы, переменные, подпрограммы и т. д.), которые были определены ранее по тексту программы или являются предопределенными элементами языка. Исключением из этого правила может быть лишь определение типа-указателя через неопределенный до этого тип. Однако этот тип в дальнейшем должен быть обязательно определен.

Операторы в разделе операторов отделяются друг от друга точкой с запятой. Перед end точка с запятой не ставится, однако ее наличие не является ошибкой, а лишь означает присутствие между последним исполняемым оператором и служебным словом end еще одного оператора — пустого оператора. Заканчивается программа словом end, после которого обязательно ставится точка.

В начале программы необходимо располагать ее спецификацию – комментарий в фигурных скобках, содержащий назначение программы, данные о программисте, дату создания программы.

Язык программирования Паскаль является языком структурного программирования. В нем есть все необходимые управляющие конструкции для структурного построения программы. Наглядность такому построению придает структуризация внешнего вида текста программы. Основной используемый для этого прием — сдвиги строк, которые должны подчиняться следующим правилам:

— конструкции одного уровня вложенности записываются на одном вертикальном уровне (начинаются с одной позиции в строке);

— вложенная конструкция записывается смещенной по строке на несколько позиций вправо относительно внешней для нее конструкции.

3. Элементы языка Турбо Паскаль

Алфавит языка состоит из множества символов, включающих:

– Латинские буквы: от A до Z (прописные) и от а до z. (строчные);

– Знак подчеркивания _;

– Цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;

– Пробел — символ пробела (ASCI1-32) и все управляющие символы кода ASCII (от 0 до 31).

Идентификаторы. Идентификатором называется символическое имя определенного программного объекта. Такими объектами являются имена констант, переменных, типов данных, процедур и функций, программ. Идентификатор — это любая последовательность букв и цифр, начинающаяся с буквы. В Турбо Паскале к буквам приравнивается также знак подчеркивания.

Строчные и прописные буквы в идентификаторах и служебных словах не различаются. Например: max, MAX, MaX и mAx — одно и то же имя. Длина идентификатора может быть произвольной, но значащими являются только первые 63 символа.

Комментарии. Конструкции, заключенные в фигурные скобки <> или в скобки вида (* *) являются комментариями, могут занимать несколько строк и игнорируются компилятором.

4. Арифметические операции и выражения

Знаки операций предназначены для обозначения тех или иных арифметических, логических или других действий. Они бывают двух типов: состоящие из небуквенных символов (например, +, -, * и т.д.) и буквенные операции (например, not, mod, div и т. д.), представляющие собой зарезервированные слова. Операции над данными делятся на унарные (применимые к одному операнду) и бинарные (применимые к двум операндам). Приведем примеры бинарных арифметических операций (в таблице буква I обозначает целые типы, R — вещественные типы):

Читайте также:
Программа для восстановления файлов отзывы пользователей

Источник: smekni.com

Уроки №1-2 тема: «введение в паскаль. Среда турбо-паскаль»

Алгоритмический язык Паскаль разработан профессором Цюрихского технологического института Никлаусом Виртом в 1969-71 годах для обучения студентов структурному программированию. Удобный интерфейс (меню команд) и высокая скорость компиляции (процесса перевода текста программы в машинные коды) сделали язык Турбо-Паскаль (Turbo-Pascal) одним из самых распространенных среди начинающих и профессиональных программистов.

Процесс программирования начинается, как правило с составления алгоритма — последовательности операций, описывающих процесс решения задачи. Графическая запись алгоритма представляется в виде блок-схемы. Составление алгоритма заключается в логическом описании процесса решения задачи и требует знания элементов математической логики.

Следует отметить, что программированию предшествует важнейший этап — постановка задачи. Постановка задачи может включать широкий спектр вопросов (разработка математических и физических моделей, вывод расчетных формул и т. п.). Программист должен четко представлять явление или формулу, которые он алгоритмизирует.

Программирование заключается в записи алгоритма на языке программирования и отладке программы. Текст программы записывается в текстовом редакторе, затем программа компилируется — переводится транслятором (переводчиком) в машинные коды и запускается на выполнение. Процесс отладки программы начинается с выявления:

— синтаксических ошибок в тексте (неверно записанных операторов),

— ошибок при выполнении программы (недопустимые математические действия, операции с числами, превосходящими предельные значения),

— алгоритмических ошибок (неверно составлен или запрограммирован алгоритм ),

и заканчивается, как правило написанием новой программы, поскольку каждый программист знает, что программу можно усовершенствовать до бесконечности, а отлаженную программу лучше не изменять.

2. Структура Паскаль программы.

Программа на языке Паскаль представляет собой формальную запись некоторого алгоритма. В соответствии с этим программа состоит из двух основных частей: описания последовательности действий, которые необходимо выполнить, и описания данных, с которыми оперируют действия. Действия представляются операторами языка, данные вводятся посредством описаний и определений.
Описания данных должны предшествовать описанию действий и должны содержать упоминание всех объектов (операндов), используемых в действиях (операторах).

PROGRAM имя;
РАЗДЕЛ ОПИСАНИЙ
BEGIN
РАЗДЕЛ ОПЕРАТОРОВ
END.

В имени программы не должно быть пробелов, оно должно начинаться с буквы, состоять только из латинских букв, цифр (можно использовать символ «подчеркивание», нельзя использовать служебные слова Паскаля).

Для обозначения имен констант, переменных, функций, процедур и модулей используются буквы и цифры, входящие в алфавит языка, и знак подчеркивания » _ «. Имена начинаются с буквы или знака подчеркивания » _ «и содержат до 63 значащих символов. Символ пробела в имени не допускается. Эти имена принято называть идентификаторами. Различие прописных и строчных букв в идентификаторах компилятором Турбо-Паскаля не учитывается.

Идентификаторы отделяются друг от друга пробелами и специальными знаками.

Примеры записи идентификаторов: Alfa, C, X_max, Y_min, Sin, Cos, _10_A.

Разделителем между разделами и операторами служит «;». В конце программы должна стоять точка. В любое место программы могут быть включены комментарии, которые заключаются в фигурные скобки <>.

2. Раздел описаний.

Объекты, вводимые посредством описаний, имеют различную природу и могут быть разбиты на пять классов: метки, константы, типы, переменные, процедуры и функции.

USES — подключение библиотеки
LABEL — подраздел меток
CONST — подраздел констант
TYPE — подраздел типов
VAR — подраздел переменных
PROCEDURE, FUNCTION — подраздел процедур и функций.

3. Простые типы данных.

В языке Паскаль любая переменная характеризуется своим типом (множеством значений, которые может принимать переменная и множеством операций, допустимых над этой переменной.

Целые типы

Наименование типа Размер (байт) Диапазон значений
Byte 1 0…255
Shortint 1 -121…+127
Word 2 0…65535
Integer 2 -32761..+32767
Longint 4 -2147483641…+2147483647

Примеры описания:

VAR i, j, k: byte;

h, m, n: integer;

l1, l2, l3: longint;

Примеры присвоения значения:

i:= 222; j:= 10; m:= -23000;

h:= $A7; (шестнадцатеричный формат числа 10*16+7)

Вещественные типы

Наименование типа Размер (байт) Кол-во цифр Диапазон значений
Single 4 7..8 10 ( — 45..+38)
Real 6 11..12 10 ( — 39..+38) (с точностью до 11 знаков).
Double 8 15..16 10 ( — 324..+308)
Extended 10 19..20 10 ( — 4951..+4932)
Comp 8 19..20 -2 63 +1..+2 63 -1

Примеры описания:

VAR c, d, e: real;

d1, d2: double;

Примеры присвоения значения:

с:= -125. 6; e:= 10;

d:= 1. e02; d:= 100.;

Comp — число без дробной части и без точки.

Примечание: типы Single, Double, Extended работают при подключении сопроцессора, в том числе при эмуляции сопроцессора. Для этого в меню Options, Compiler установить Numeric processing: [X] 8087/80287, а также [X] Emulation, либо в начале программы установить режим компиляции .

Порядковые типы имеют конечное число возможных значений.

Логический тип (Булевский, булевый) BOOLEAN

Имеется всего два значения, которые могут принимать переменные этого типа: «true» — истина и «false» — ложь. Над этими значениями допустимы операции сравнения: false

Источник: geum.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru