В более подробном рассмотрении программа на ТР состоит из следующих разделов:
раздел подключаемых модулей;
раздел объявления меток;
раздел объявления констант;
раздел объявления типов;
раздел объявления переменных;
раздел объявления процедур и функций;
раздел инструкций (операторов) программы, заключаемый в слова BEGIN и END;
в конце программы ставится признак останова -. (точка).
Program kvadr;
Более удобным способом отличия программ друг от друга является комментарий, помещенный в начало программы и содержащий краткую характеристику программы, например:
и тогда заголовок программы может отсутствовать. Комментарий(пояснительный текст) можно записать в любом месте программы, где разрешен пробел. Он не обрабатывается компилятором и не включается в исполняемый exe -файл. Текст комментария ограничивается фигурными скобками <> или символами (* *).
Описательная часть не выполняет никаких действий и служит для правильного выделения памяти под данные, используемые в программе, их характеристики – имена, тип, возможные значения.
C++: Урок 1: структура программы и комментарии
В исполнительной части (разделе операторов) записывается последовательность исполняемых операторов. Каждый оператор выражает действие, которое необходимо выполнить. Исполняемые операторы отделяются друг от друга символом «;». Иногда описательная часть может отсутствовать. Без исполнительной части программа бессмысленна.
Идентификаторы пользователя применяются для обозначения меток, констант, переменных, процедур и функций, определенных самим программистом. Тип идентификатора должен быть указан в описательной части программы, до его использования. Общие правила написания идентификаторов:
— Состоят из букв, цифр и знаков подчеркивания.
— Специальные символы, а также пробелы не допускаются.
— Буквы русского алфавита не допускаются.
— Начинаются с буквы или знака подчеркивания. Только для меток допускается использование цифр.
— Максимальная длина идентификатора – 127 символов.
— Нельзя использовать зарезервированные слова языка ТР.
— При написании идентификаторов можно использовать как строчные, так и прописные буквы. Компилятор не делает различия между ними (MAS или mas – одно и тоже)
В самом общем виде структура программы имеет вид:
program ИмяПрограммы;
Uses
Label
Const
Type
Var
ИмяПеременной3, ИмяПеременной4: Тип1;
ИмяПеременной5, ИмяПеременной6: Тип2;
Begin
End.
Разделы описания могут встречаться в программе любое количество раз и следовать в произвольном порядке, кроме раздела uses, который всегда расположен сразу после заголовка программы. Любой раздел, кроме раздела инструкций, может отсутствовать.
Разделы программы
Раздел uses. Позволяет подключить стандартные и пользовательские библиотечные модули, например модуль CRT. Он начинается с зарезервированного слова uses и имеет следующий вид:
Общая структура программ | Информатика Паскаль #7 | Инфоурок
uses ИмяМодуля1, ИмяМодуля2, …;
uses CRT, GRAPH;
Раздел описания меток. Перед любым оператором в программе можно поставить метку, что позволяет выполнить прямой переход на этот оператор из любого места программы. Метка состоит из имени и следующего за ним «:», после которого и располагается помеченной меткой оператор. Все метки, используемые в программе, должны быть описаны в этом разделе. Он начинается с зарезервированного слова label и имеет следующий вид:
label ИмяМетки1, ИмяМетки2, …;
label MET, 1, 2;
Раздел описания констант. Хранение констант (постоянных величин) не требует памяти, компилятор их значения помещает прямо в текст исполняемой программы. Каждая константа принадлежит к определенному типу данных, но при определении константы его обычно не указывают. Он начинается с зарезервированного слова const и имеет следующий вид:
Const
Const
max = 1000;
str = ‘Основы алгоритмизации и программирования’;
Раздел описания типов данных. В языке ТР предусмотрено несколько стандартных типов и существует механизм создания новых типов данных. Каждое новое определение типа задает множество значений и связывает с этим множеством некоторое имя. Раздел описания типов данных – это раздел типов, определяемых пользователем, поэтому в простых программах он часто отсутствует. Он начинается с зарезервированного слова type и имеет следующий вид:
Type
Type
matrica = array [1..row, 1..col] of real;
Var
mas: matrica;
Задан тип matrica – матрица с row строк и col столбцов. Далее в разделе описания переменных var необходимо указать переменную, относящуюся к этому типу.
Раздел описания переменных. Все переменные, используемые в программе, должны быть описаны в этом разделе. После того, как переменная описана, она может быть опознана компьютером, а в тексте программы к ней можно обратиться по имени.
Var
mas: matrica;
x1, x2: real;
i,j: integer;
stroka: string;
Раздел описания процедур и функций. Данный раздел используется в программах, которые с целью удобства программирования были разбиты на более мелкие части – подпрограммы. Подпрограммой называется программная единица (часть программы), имеющая имя, по которому она может быть вызвана из других частей программы.
Подпрограммы делятся на процедуры и функции, которые могут быть стандартными и определенными пользователем. Стандартные процедуры и функции являются частью языка и вызываются без предварительного описания. В общем случае подпрограмма имеет ту же структуру, что и программа.
procedure ИмяПроцедуры (ФормальныеПараметры);
(описательная часть процедуры)
Begin
(исполнительная часть процедуры)
end;
function ИмяФункции (ФормальныеПараметры): ТипРезультата;
(описательная часть функции)
Begin
(исполнительная часть функции)
end;
Раздел операторов. Этот раздел является основным, т.к. именно в нем выполняются действия, позволяющие получить результат, ради которого и создавалась программа.
Вegin
End.
В одной строке можно размещать несколько операторов, отделяя их друг от друга точкой с запятой. Допускается перенос операторов с одной строки на другую. Если между операторами не поставлена точка с запятой, возникает ошибка, т.к. компилятор воспринимает конец оператора именно по этому знаку.
X:= 1
Y:= 2;
компилятором будет воспринято как X:= 1Y:= 2;. В итоге получается оператор, в котором используется два знака присваивания и неправильный идентификатор 1Y.
Источник: cyberpedia.su
3. Общая структура программы на языке с
Программа начинается с комментария. Знаки // обозначают начало комментария — все правее них до конца строки не обрабатывается компьютером и служит нам для пояснения программы. Комментарий также можно ограничивать парами символов /* (начало комментария) и */ (конец комментария). В этом случае комментарий может быть многострочный, то есть состоять из нескольких строк.
Далее в строках 2,3,4 записаны конструкции #include < stdio.h >, #include и #include . Эти записи означают подключение функций стандартного ввода и вывода, описание которых находится в библиотеках stdio.h и conio.h, и функции setlocale (), позволяющей, в нашем случае, выводить сообщения на русском языке.
Программная библиотека представляет собой набор функций, облегчающих работу пользователя. В Приложении 1 приведены некоторые из часто используемых функций указанных библиотек.
Далее программа содержит заголовок функции с именем main (). Выполнение любой программы на С начинается с вызова функции main (). Поэтому каждая программа на языке С должна ее содержать.
содержит открывающуюся фигурную скобку, обозначающую начало тела функции main (). Тело функции состоит из набора объявлений, определений и операторов. Каждое из них должно завершаться символом точки с запятой.
Рассмотрим их более подробно.
В строке 7 объявлены и определены три переменные a, b, summa. Объявление переменной предполагает указание имени переменной (например, summa) и ее типа (например, float). Если при объявлении переменной одновременно выделяется память под нее, то происходит определение переменной. Оператор float a,b,summa; в программе f1 является и объявлением и определением, поскольку выделяет память под переменные a,b,summa. Позже вы познакомитесь с теми видами объявлений, которые не являются определениями.
В языке С имена, которые используются для обозначения переменных, называются идентификаторами. Идентификатор может содержать латинские буквы, цифры и символ подчеркивания, и начинаться обязан с буквы или символа подчеркивания. В стандарте ANSI языка С идентификатор определяется своими первыми 32 символами. Строчные и прописные буквы рассматриваются в С как разные символы. Идентификатор не должен совпадать с ключевыми словами (командами, конструкциями языка).
Многие программисты придерживаются негласного правила использовать в названиях переменных буквы только нижнего регистра. Есть программисты, которые употребляют в именах переменных как строчные, так и прописные буквы, например, IntVar. Некоторые используют символ подчеркивания.
- какой бы подход вы не использовали, желательно придерживаться его в рамках программы;
- как правило, имена, состоящие только из символов верхнего регистра, чаще всего применяются для обозначения констант, реже — имен классов, функций, проектов;
- желательно, чтобы имя переменной отражало смысл ее содержимого. Например, имя summa предпочтительней, чем s.
Основные типы переменных языка С приведены в Приложении 2.
При объявлении переменная также может быть инициализирована (определено ее начальное значение) некоторой величиной из диапазона допустимых значений. Для этой цели используется оператор присваивания «=». Общая форма объявления переменной:
Тип_переменной идентификатор_переменной [=начальное значение];
В квадратных скобках указано необязательное выражение. Можно считать, что неинициализированная переменная не имеет определенного значения (точнее, ее значение непредсказуемо).
Объявление переменной может размещаться почти в любом месте программы. Однако оно всегда должно предшествовать первому обращению к этой переменной. Одна и та же переменная может быть объявлена несколько раз в разных блоках программы. Нельзя объявить дважды одну переменную в одном блоке программы (в цикле, функции и т.д.)
В 9,10 строках с помощью функций printf() и scanf() осуществляется форматированный ввод/вывод на консоль. Форматированный ввод и вывод означает, что функции могут читать и выводить данные в разном формате, которым вы можете управлять. Управляющая строка содержит два типа информации: символы, которые непосредственно выводятся на экран, и команды формата, определяющие, как выводить аргументы. Команды формата начинаются с символа % за которым следует код формата.
Во многих спецификаторах преобразования можно указать модификаторы, которые меняют их значение. Например, можно указывать минимальную ширину поля, количество десятичных разрядов и выравнивание по левому краю. Модификатор формата помещают между знаком процента и кодом формата.
В нашем случае в строке 12 модификатор 5.2 означает, что на экран должно выводиться число, целая часть которого содержит пять цифр, а дробная – 2 цифры. Список кодов формата указан в Приложении 3.
рrintf () – функция вывода информации на консоль. С ее помощью в окне приложения можно вывести как строку простого текста, так и значения переменных различных типов.
Общая форма записи функции:
printf (“форматная строка“ [, перем1], [перемен2] […]);
Здесь в круглых скобках указаны обязательные параметры, а в прямоугольных скобках – параметры, которые указываются по необходимости.
Функция printf () также дает возможности управления выводом с помощью управляющих последовательностей, начинающихся с символа ESC (обратный слэш «»). Список управляющих последовательностей языка С дан в Приложении 3.
scanf() – функция ввода с консоли. Общая форма записи этой функции: scanf (“форматная строка”, перем2] [, …]);
Аргументы функции scanf() аналогичны соответствующим аргументам функции printf(), за исключением того, что в качестве параметров scanf принимает не имена переменных, а их адреса. В силу этого перед именем каждой переменной в scanf должен стоять знак операции взятия адреса является указанием функции main() возвратить значение 0 вызывающему окружению; в данном случае это может быть компилятор или операционная система.
Последняя строка программы
содержит закрывающуюся фигурную скобку. Она обозначает конец функции main () и конец основной части программы (в большинстве случаев – конец программы).
Источник: studfile.net
Презентация на тему Основные элементы языка Паскаль
Общая характеристика языка Паскаль Основные понятия языка Паскаль Типы данных и операции, производимые с ними Стандартные процедуры и функции Простейшие операторы Процедуры ввода-вывода данных Метки и оператор безусловного перехода Содержание
- Главная
- Информатика
- Основные элементы языка Паскаль
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Основные элементы языка Паскаль
Тема 2.
Слайд 2Общая характеристика языка Паскаль
Основные понятия языка Паскаль
Типы
данных и операции, производимые с ними
Стандартные процедуры
и функции
Простейшие операторы
Процедуры ввода-вывода данных
Метки и оператор безусловного перехода
Слайд 31. Общая характеристика языка Паскаль
Слайд 4Языки программирования
Язык Паскаль был разработан Никласом Виртом
первоначально для целей обучения программированию.
В
настоящее время он получил широкое распространение по ряду объективных причин:
По своей идеологии Паскаль наиболее близок к современной методике и технологии программирования. В частности, он достаточно полно отражает идеи структурного программирования, что довольно хорошо видно даже из основных управляющих структур языка.
Паскаль хорошо приспособлен для применения технологии разработки программ сверху-вниз (пошаговой детализации).
Паскаль содержит большое разнообразие различных структур данных, что обеспечивает простоту алгоритмов, а следовательно снижение трудоемкости при разработке программ.
Слайд 5Отличия алгоритмических языков от машинных
алгоритмический язык обладает
гораздо большими выразительными возможностями, т.е. его алфавит
значительно шире алфавита машинного языка, что существенно повышает наглядность текста программы;
набор операций, допустимых для использования, не зависит от набора машинных операций, а выбирается из соображений удобства формулирования алгоритмов решения задач определенного класса;
формат предложений достаточно гибок и удобен для использования, что позволяет с помощью одного предложения задать достаточно содержательный этап обработки данных;
Слайд 6Отличия алгоритмических языков от машинных
требуемые операции задаются
в удобном для человека виде, например, с
помощью общепринятых математических обозначений;
для задания операндов операций, используемым в алгоритме данным присваиваются уникальные имена, выбираемые программистом, и ссылка на операнды производится, в основном, по именам;
в языке может быть предусмотрен значительно более широкий набор типов данных по сравнению с набором машинных типов данных.
Источник: thepresentation.ru