Программа по предмету История Древнего мира предназначена для изучения истории в 5 классе средней общеобразовательной школы.
Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования второго поколения и Рабочей программы Всеобщая история 5-9 классы (предметная линия учебников А.А. Вигасин, УМК Вигасина, Годер, Свенцицкой.а).Программа ориентирована на использование учебника «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс».
Учебник для общеобразовательных учреждений. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.
Москва, Просвещение, 2019.
Характер курса по содержанию (всеобщая история, история России). Характер курса по степени сложности и объему учебного исторического материала.
Программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.
Образовательные, воспитательные, развивающие задачи курса.
Цель изучения предмета «История Древнего мира»— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации
Современные подходы к проектированию учебных программ предметов
Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе.
Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
Конкретными учебными задачами истории Древнего мира являются:
· формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
· овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
· воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
· формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
· развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
· формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Типы Темперамента и Его Свойства. Определите Свой Темперамент.
Общая характеристика предмета «История Древнего мира».
7. Современные учеб программы по истории, их роль в работе учителя.
Сегодня ? ставится не об одной, а о нескольких программах, по которым может вестись обучение истории в Р. Ф. Раньше единая программа была нормативным док-ом гос-го хар-ра, теперь программы носят авторский хар-р (при их публикации указываются имена авторов), и это существенно меняет их статус. Пройдя экспертизу, пр-мы могут б рекомендованы подразделениями Министерства образования РФ.
Учитель д.б. четко выполнять указ. в ней нормативы: выдавать запланир. объем фактич. и теор-го матер-ла, строго соблюдать последоват-ть тем и кол-во часов на их изучение, формулировать подсказанные программой мировоззренч. идеи и формировать соответствующие умения. Как правило, программа открывается Объяснительной запиской.
В ней авторы заявляют о своем видении образов-х, восп-х и разв-щих целей обучения истории, ее роли и месте в сис-ме совр-го шк-го обр-я. Основная часть программы рассредоточена по концентрам, по классам или историч-м курсам. Внутри них фактический и теоретический материал м б оформлен в разделах и темах, с указанием учебных часов.
В программах с развернутым содерж-ем темы ÷ на абзацы, кол-во которых соответствует кол-ву планируемых занятий. В приложении программы были представлены нормы оценок знаний учащихся и основная методическая лит-ра. Ни один из соврем. вариантов программ по истории не воспроизводит прежнюю стр-ру в полном виде.
Класс-ция учеб-х программ: 1) Ступень образования, на которой реализуется программа : 2) Виды занятий, на которых реализуется программа: 3) Уровень освоения программы учащимися: 4) Вид общеобразовательного учреждения (класса): 5) Структура школьного исторического образования: начальная, основная, полная средняя (или комбинации из них) обязатель-ные, обязательные по выбору, факультативные базовый уровень, повышенный уровень общеобразовательные, компенсирующие, с углубленным изучением истории, гимназические, лицейские линейная, концентрическая.
8. Планирование обуч-я истории. Виды планов.
Учебные планы — нормативные док-ты, направляющие деят-ть шк. Учеб-е планы общеобразовательной шк – это док-т, с перечнем изучаемых в школе предметов, их распределение по годам обучения, кол-во часов на каждый предмет.
В практике современной общеобразовательной школы известны следующие виды учебных планов: Базисный учебный план РФ, примерные типовые федеральные и региональные уч планы, учебный план конкретной школы.
Базисный учебный план это основной гос-ый нормативный док-т, который яв-ся частью госстандарта в этой области образования. Региональный базисный план региональными органами образования на основе государственного.
2 типа планов школы: собственно уч план школы, отражает особенности конкретной школы, могут предлагаться приложением к баз уч плану нач школы, основной школы с русским родным языком, сельской малокомплектной школы, с обучением на русском (неродном) языке и тд. Рабочий уч план, с учетом текущих условий, утверждается ежегодно советом школы. 1.Вводятся ранее не изучаемые предметы, отражают прогресс науки и техники 2. Пересматривается удельный вес традиционных дисциплин. Гос органы разрабатывают единые стандартные учебные планы. Закон об образовании дает школам право составлять индивидуальные, если они соответствуют стандартам образования.
Источник: studfile.net
Общая характеристика школьных программ по истории
Свою работу в школе учитель начинает с изучения программы и объяснительной записки к ней. Программа предусматривает:
— время для изучения определенных разделов;
— распределение материала поурочно;
Целью данной работы является анализ действующей программы курсов истории. Из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1) охарактеризовать сущность и структуру программы, ее структуру, основные образовательные и психологические требования;
2) на основе сделанных выводов по первому пункту исследовать действующую программу курса истории в пятом классе и выяснить, соответствуют ли они поставленным требованиям.
В данной работе использованы такие методы исследования, как анализа, синтеза, сравнения, описания полученных данных.
Глава 1. Общая характеристика школьных программ по истории 1.1. Понимание учебной программы.
1. Структурой школьного курса истории называется совокупность содержательных элементов общего исторического образования. Элементы структуры – это отдельные факты, избранные, как темы познания, которые каким-то образом объединены между собой.
Структурированность – необходимое условие системности знаний, умений и мировоззренческих, морально-эстетических идей, которые усваивают учащиеся в процессе изучения истории.
Структуру общего исторического образования отображает учебная программа курса. Понятие «Учебная программа» в мировой педагогике не имеет на сегодня четкого определения. Вот некоторые из них:
Программа – краткое изложение основного учебного содержания, целей изучения предмета и способов их достижения[1].
Несомненно, программа – важное подспорье учителя. Но проведенная реформа школьного образования, необходимость которой вызвано временем, существенно повлияла на нее. В связи с этим, сравним два определения, которых разделят чуть больше десятилетия:
2) Примерные программы являются ориентиром для составления авторских программ, разработки календарно-тематических планов и создают условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса» (1999)[4] – здесь вопрос ставится о нескольких программах, из которых будет выбрана оптимальная для определенной местности, школы, класса и т.д.
Таким образом, учебные программы являются реальными ориентирами педагогической и учебной деятельности в школе. Современный статус программ стимулирует критический подход педагогов к выбору программ, их творчеств в планировании обучения истории.
1.2. Типы учебных программ
Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.
Типовые (государственные) учебные программы по истории разрабатываются на основе государственного образовательного стандарта. В них отражается историко-педагогический опыт, основанный на достижениях в педагогике и психологии. Поэтому возникает необходимость периодически обновлять учебные программы в соответствии с развитием педагогической науки и практики. Такие программы утверждаются Министерством образования и Науки Украины и имеют рекомендательный характер.
Рабочие учебные программы разрабатываются на основе государственных, но более применимы на практике. Они описывают национально-региональный компонент и делают ссылку на информационную базу, техническое обеспечение, возможности учащихся.
Авторские учебные программы лишь учитывают требования государственного образовательного стандарта. Они оставляют за собой право содержать иной принцип построения учебного материала, иметь свои подходы к рассмотрению тех или иных теорий, излагать свою точку зрения. Такие программы должны иметь рецензию от ученых, занимающихся изучением истории, а также необходимо утверждение их педагогическим советом школы.
Таким образом, сложилось три основных типа учебных программ. Каждый из них имеет свои преимущества, и в задачу педагога входит творчески подходить к предлагаемому материалу и объективно оценивать целесообразность применения той или иной программы.
1.3. Структура учебной программы
Общая структура программы содержит в основном 3 элемента:
Источник: kazedu.com