Экономическая политика реализуется посредством совокупного механизма государственного воздействия на хозяйство с помощью разнообразных методов. Экономические методы воздействия государства на рынок содержат в себе такие глобальные направления, как прогнозирование, планирование, государственное целевое управление, денежно-кредитное и бюджетное регулирование. В современных теориях планирование означает процесс подготовки управленческого решения, базирующийся на обработке исходной информации и включающий в себя научную обоснованность целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях. Необходимо более детально изучать теории планирования и создания собственных разработок для оптимизации государственного управления.
Объектом исследования курсовой работы являются целевые комплексные программы.
Предметом исследования является прогноз развития целевой программы «Доступная среда на 2012 — 2014 г.
Презентация Целевых программ Потребительского Общества Дария
Целью исследования является изучение прогноза развития долгосрочной целевой программы «Доступная среда на 2012 — 2014 г.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
1. Проанализировать теоретические основы целевых комплексных программ.
2. Провести анализ прогноза целевой программы МО «Доступная среда» на 2012 — 2014 г.
3. Выявить основной прогноз Программы и механизм ее реализации.
Теоретической и методологической основой данного исследования являются труды Агафонова В.А., Харченко К.В., Басовского Л. Е.
Методология данного исследования состоит в системном подходе.
В работе использован такой метод как анализ.
Информационную базу составили данные взятые с официального сайта Правительства Мурманской области.
Структура исследования обусловлена целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕЛЕВЫХ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ
Сущность целевых комплексных программ
Всякое управленческое решение, целевая комплексная программа разрабатывается на основе анализа и оценки сложившейся ситуации и принимается в установленном порядке. Наличие сознательных волевых мотивов при выборе варианта действия отличает целевые комплексные программы от программ-инвариантов естественных систем.
Целевые комплексные программы имеют директивно-обязательный характер для исполнителей. Это свойство названных программ определяется действующим правом, моральными и материальными стимулами, т. е. всеми теми гарантиями, которыми обеспечивается каждое управленческое решение. Комплексные программы оказывают организующее воздействие на процесс получения вполне конкретного желаемого результата. Они выполняют те же функции, что и любое управленческое решение.
Общие признаки дают основание рассматривать целевые комплексные программы как явление, объективно свойственное социальному управлению. Программы имеют и свои особенности, позволяющие отграничить их от иных управленческих решений.
Внедрение ФОП дошкольного образования
Целевые комплексные программы отличаются уникальностью, нестандартностью самой разработки. Это проявляется по многим параметрам: по значимости решаемой проблемы; по ее масштабам и глубине анализа; по срокам реализации намечаемых мер; по используемым ресурсам; по субъектам и процедуре разработки.
Рассматриваемые программы относятся к так называемым профессиональным решениям, требующим для своей подготовки научного анализа собранной информации, управленческого опыта и компетентности. Их характеризует конкретность цели, четкая ориентированность на достижение конечных результатов всех планируемых действий. Всесторонность охвата решаемой проблемы выводит целевые комплексные программы в разряд, как правило, межведомственных, межотраслевых решений. Отличительной чертой этих программ является также строгая определенность используемых ресурсов и источников их получения. Если прочие управленческие решения ориентированы на наличные возможности, то целевые комплексные программы требуют специально выделенных сил и средств для своей реализации.
По своему содержанию и характеру целевые комплексные программы близки к планам. План имеет множество целей, тогда как программа предполагает единство цели. План принимается в рамках той или иной отрасли или народнохозяйственного комплекса в целом. Целевая же комплексная программа носит межотраслевой или межтерриториальный характер.
Она реализуется и более широким кругом исполнителей. План и программа различаются, и по задействованным в них ресурсам. Структура плана учитывает структуру отрасли. Целевая комплексная программа формируется в зависимости от аспектов решаемой проблемы. Если план соответствует по срокам установленным отчетным периодам, то указанный вид программ может с ними и не совпадать.
Александрова О.Г. Целевые программы в системе регионального стратегического планирования / О.Г. Александрова . — Чебоксары, 2010. — С. 67 — 69.
Специфика целевых комплексных программ обусловливает и особенности их разработки, принятия и реализации. Это выражается в выборе объекта воздействия, состава используемой информации, методов разработки программ, в формировании механизма ее реализации.
Являясь видом управленческих решений, целевые комплексные программы вошли в управленческую практику не случайно. К тому имеется много причин и оснований: углубление разделения труда и усложнение технической основы социальной деятельности, придавших большинству проблем межотраслевой характер; изменение структуры общественного производства и взаимосвязей его составных частей, что в целом сказалось на несоразмерности затрат в одной сфере деятельности и полученных результатов — в другой. К числу таких причин следует отнести и объективные потребности собственного развития управленческой деятельности, форм и методов ее осуществления. Это свидетельствует о том, что расширение практики разработки и реализации целевых комплексных программ как сравнительно нового вида управленческих решений закономерно.
В системе управленческих решений целевые комплексные программы следуют за крупномасштабными планами. Их место обусловливается той ролью, которую они играют в данной системе. Основное назначение указанных программ состоит в том, чтобы увязать территориальные и отраслевые планы между собой, придать им гибкость и тем самым расширить возможности управленческого воздействия на общественные явления и процессы. Практически целевые комплексные программы выполняют роль средства, способа и формы концентрации, координации и интеграции всевозможных решений по одной и той же проблеме. Не претендуя на безупречность предлагаемой градации, в общем виде систему управленческих решений можно представить, в следующем перечне:
1. Руководящие решения: партийные программы, директивы, постановления, резолюции, обращения.
2. Нормативно-регулятивные решения: декреты, законы, указы, положения, наставления.
3. Операционные решения: планы, целевые комплексные программы, приказы, циркуляры, распоряжения, указания.
Перечень за некоторым исключением приемлем для любой сферы деятельности, в том числе и обеспечения правопорядка. В его основу положен не признак субъектно-объектных отношений, а функциональная роль самих решений. Директивы могут разрабатываться партийными органами, правительством, отдельными министерствами и ведомствами, и все они являются руководством к действию.
Аналогичным образом целевые комплексные программы могут приниматься разными субъектами на различных уровнях управления, но все они одинаково относятся к операционным решениям, даже если носят стратегический характер. Как отмечалось, целевые комплексные программы представляют собой одну из форм решения наиболее важных узловых проблем социалистического строительства. Однако сами эти проблемы различаются между собой по уровню, масштабности и другим признакам. Неоднозначность проблем обусловливает неодинаковую значимость и целевых комплексных программ как средства их решения. Отсюда возникает необходимость их различия, которое может быть осуществлено по признаку значимости решаемых проблем, их уровня.
В сфере обеспечения правопорядка, можно выделить следующие уровни проблем, требующих программного решения.
1. Крупномасштабные комплексные проблемы, относящиеся к перспективе развития социалистической демократии, законности, дисциплины, правопорядка, уголовной политики и административной практики. К ним следует отнести проблемы социальной профилактики, развития советской юстиции, комплексного совершенствования управления в сфере правопорядка и другие.
Решение таких проблем предполагает осуществление широких научно-исследовательских и проектных работ, создание новых организационных структур, изготовление и внедрение новой техники, строительство крупных объектов и г. д. Соответствующие программы, должны включаться в виде разделов в планы социального и экономического развития страны.
2. Проблемы обеспечения правопорядка в отдельных регионах страны. Целевые комплексные программы, направленные на их решение, целесообразно увязывать с планами социально-экономического развития этих регионов и рассматривать их как составной элемент данных планов.
3. Более конкретные и более многочисленные проблемы по отдельным направлениям борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. Ряд соответствующих программ, принятых в рамках деятельности органов внутренних дел, уже осуществляется. В их числе целевые комплексные программы совершенствования работы по предупреждению: преступлений против жизни и здоровья граждан на почве семейных и бытовых отношений; рецидивной преступности; правонарушений среди несовершеннолетних и др.
4. Проблемы обеспечения правопорядка в отдельных районах. Они решаются с помощью программ лишь в случаях резкого обострения на территории оперативной обстановки.
Каждая проблема того или иного уровня по своему важна и может быть узловой в том или ином отношении. Однако очевидна необходимость в избрании в качестве объекта программ только тех, которые отвечают ряду требований. В их числе можно назвать следующие:
приоритетность проблемы в конкретных условиях места и времени, предпочтительность ее решения по отношению к другим проблемам;
сложность проблемы, обусловливающая необходимость комплексного ее решения;
неординарность проблемы, требующая для ее решения специальных усилий и ресурсов;
межведомственный или межтерриториальный характер проблемы и заинтересованность различных субъектов в ее решении;
четко выраженная сущность проблемы.
Целевые комплексные программы по своему основному предназначению должны дополнять планы. Они призваны охватывать главным образом те вопросы, плановое решение которых невозможно, затруднено или же их нельзя детализировать столь подробно, как в программе.
К структуре целевых комплексных программ, выступающих как вид управленческих решений, предъявляется ряд требований. Каждая подобная программа обязательно должна включать в себя так называемые целевой, структурный и ресурсный разделы.
В первом из них фиксируются цель и подцели будущей деятельности, приводятся исходные данные о предполагаемых и желаемых результатах, об ограничениях экономического, социально-политического, технического, ресурсного и иного характера, указывается предполагаемая последовательность достижения целей. В структурном разделе находят отражение направления, виды и характер предстоящей деятельности, четко определяется круг ее субъектов, а также научно-методическое, техническое и организационно-правовое обеспечение, сроки исполнения намеченных мероприятий. В ресурсном разделе приводятся объем, качественные и количественные характеристики материальных, трудовых и финансовых ресурсов, порядок их распределения, источники получения. Здесь же могут быть предусмотрены меры по стимулированию реализации программы.
Разработка целевых комплексных программ — процесс сложный, требующий всевозможных прогнозно-аналитических, расчетных и иных операций. Однако при этом не требуется какой-то особый инструментарий. Используемые наукой и практикой планирования методы и приемы расчета, обоснования плановых показателей являются достаточными и для подготовки комплексных целевых программ.
Различие здесь заключается лишь в том, что при планировании все расчеты производятся исходя из имеющихся ресурсов, а при разработке целевых программ — из предполагаемых конечных результатов деятельности. Борисевич В.И. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие / В.И. Борисевич. — Мн.: БГЭУ, 2005. — С. 45 — 47.
Источник: studbooks.net
Целевые комплексные программы и их назначение
Связующим звеном между целью и средствами ее достижения выступают комплексные программы.
Они составляются на весь период, необходимый для реализации поставленных целей, с выделением плановых периодов и основных этапов осуществления предусматривают все необходимые мероприятия социально-экономического, производственного, научно-исследовательского, организационно-хозяйственного характера для достижения конечных целей.
Целевая комплексная программа – это документ, в котором отражаются цель и комплекс различных задач и мероприятий, направленных на реализацию наиболее эффективным путем народнохозяйственных проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
Практическая реализация программно-целевого подхода обеспечивается путем включения целевых комплексных программ в прогнозные и плановые документы, а также посредством разработки и утверждения федеральных и региональных программ социально-экономического развития.
Задания и мероприятия целевых комплексных программ обеспечиваются всеми видами ресурсов в первоочередном порядке.
Разработка целевой комплексной программы с использованием программно – целевого метода осуществляется в определенной последовательности:
Макроэкономическое планирование и прогнозирование 1.Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация.
2.Уточняются количественные параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам.
Основная цель программы, как правило, разрастается по ее составляющим, образуя упорядоченную иерархию задач, отражающих внутреннюю структуру решаемой проблемы.
3.Формируется состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав
основных заданий программы устанавливается, исходя из построенной иерархии целей. По каждому
из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения.
4.Рассчитываются основные показатели и ресурсное обеспечение программы. Производится оценка полных затрат ресурсов (материальных, трудовых и финансовых) на реализацию программы. Формируется перечень материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей, определяется экономический эффект.
5.Осуществляется оформление программных документов, согласование и утверждение программы.
Программы увязываются по времени, по ресурсам и исполнителям. Обычно охватывается ряд отраслей, регионов, которые должны обеспечивать решение наиболее важных задач. Задания по выполнению программы, рекомендации доводятся до соответствующих министерств и ведомств.
Важнейшими характерными чертамипрограммного Подхода являются:
-единство целевой и четкой ориентации;
— комплексность намеченных программ;
— определенность сроков осуществления;
— адресность и указание источников ресурсов.
Целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников, привлекаемых для выполнения этих программ.
Математический метод базируется на использовании экономико-математических моделей и решении задач с помощью электронно-вычислительных машин. Использование математики в экономики позволяет решить целый комплекс взаимоувязанных проблем: выделить и формально
описать наиболее важные, существенные связи экономических переменных и объектов, методы математики и статистики позволяют путем индукции получать новые знания об объекте, использование математической терминологии позволяет точно и компактно излагать положения экономической теории, формулировать ее понятия и выводы.
Математические модели, используемые в экономике, можно подразделить на классы по ряду признаков, относящихся к особенностям моделируемого объекта, цели моделирования и используемого инструментария. Это модели макро- и микроэкономические, теоретические и прикладные, равновесные и оптимизационные, статические и динамические, детерминированные и стохастические.
Показатели планов представляют собой форму количественного выражения принимаемых плановых решений. Показатели определяют структуру и
адресность плановых документов. Их роль в процессе подготовки и обоснования управленческих решений зависит от того, на сколько полно и последовательно они отражают особенности системы хозяйствования, механизм действия экономических законов, увязывают цели плана с ресурсами и эффективностью их использования, возможностями развития производства, общегосударственные интересы с интересами отдельных субъектов рыночного хозяйства.
Все плановые показатели по своему назначению, содержанию и форме можно подразделить на количественные и качественные, натуральные и стоимостные, абсолютные и относительные, утверждаемые, индикативные и расчетные, синтетические и индивидуальные.Система показателей зависит от целей и задач планового периода, поэтому она не может быть неизменной.
Логика планирования– упорядоченная последовательность и обоснованность процедур связанных с любой проблемой планирования. К основным составляющим логики можно отнести следующие компоненты:
1.Определение или формирование целей или системы целей планирования.
2.Анализ исходного уровня развития, т.е. состояние планируемого объекта в прошлом и настоящем, уточнение параметров и оценки уровней его развития.
3.Определение объема и структуры потребностей общества в планируемом периоде.
4.Выявление структуры и объемов ресурсов общества, имеющихся на начало планируемого периода и которые могут быть вновь созданы в планируемом периоде.
5.Согласование сбалансированных потребностей и ресурсов общества и выработка плановых решений.
В практике макроэкономического планирования могут использоваться различные виды программ.
Следует остановиться на двух видах программ, которые в условиях рыночной экономики можно назвать программами государственного регулирования.
Дата добавления: 2016-06-22 ; просмотров: 7668 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник: poznayka.org
Целевые комплексные программы
Связующим звеном между целью и средствами ее достижения выступают комплексные программы. Они составляются на весь период, необходимый для реализации поставленных целей, с выделением плановых периодов и основных этапов осуществления. Комплексными они называются потому, что в них предусматриваются все необходимые мероприятия социально-экономического, производственного, научно-исследовательского, организационно-хозяйственного характера для достижения конечных целей. Необходимость разработки программы определяется наличием программной ситуации – комплексной проблемы, разрешение которой необходимо на основе программно-целевых методов.
Целевая комплексная программа (ЦКП) – документ, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на реализацию наиболее эффективным путем народнохозяйственных проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
Бизнес-план является составной частью стратегического планирования. Но бизнес-планирование и стратегическое планирование – не тождественные понятия.
Стратегический план определяет основные цели и направления деятельности организации и оформляет пути их достижения. Реализация идей стратегического плана требует разработки комплекса различных аспектов. На стадии стратегического планирования составляются еще два относительно самостоятельных плана: инноваций и инвестиций, в которых идеи нововведений, сформированные в процессе составления стратегического плана, получают дальнейшую детальную проработку. Все планы различаются уровнем детализации информации о планируемых нововведениях.
Можно отметить, что связи процессов стратегического планирования, инновационного и инвестиционного мало изучены. К сожалению, в большинстве случаев эти понятия отождествляются. Наиболее перспективным можно считать тот процесс стратегического планирования, при котором планирование инноваций и инвестиций рассматриваются как его процедура. Поскольку и инновации и инвестиции подразумевают долгосрочное вложение средств, то инновационные и инвестиционные решения в большинстве совсем являются стратегическими решениями.
Общедоступной формой представления отдельных элементов и направлений стратегического инвестиционного плана выступает бизнес-план. Бизнес-план – это самостоятельный документ, характеризуемый своими целями, задачами, структурой. Он отличается он стратегического плана следующими параметрами: по широте целей, горизонту времени, ориентации на развитие, ориентации на инвесторов, структуре и детализации разделов, степени точности расчетов.
В сопоставлении с инновационным планом, можно отметить, что научно-технические идеи инновационного плана в инвестиционном плане расширяются и детализуются по организационным, маркетинговым и финансовым аспектам.
По отношению к инвестиционному плану бизнес-план может выступать как документ, представляющий собой план разработки и реализации соответствующей части инвестиционного проекта.
Прогнозирование— это своего рода умение предвидеть, анализ ситуации и ожидаемого хода её и изменения в будущем. Так как каждое решение—это проекция в будущее, а будущее—содержит элемент неопределенности, то важно правильно определить правильно определить степень рисков, с которыми сопряжена реализация принятых решений. Просчет рисков также является неотъемлемой частью прогнозирования, как системы оценки возможных потерь и выигрышей при принятии данного решения.
23. Характеристика основных функций управления реализацией стратегии.
Процесс реализации стратегии. Стратегические изменения в организации. Основные функции управления реализацией стратегии. Составляющие плана реализации стратегии. Привлечение необходимых средств, разработка управленческих процедур и практических механизмов реализации стратегии.
Организационные, материальные и личностные факторы, влияющие на реализацию стратегии.
Процесс реализации стратегии может быть разделён на два больших этапа:
1. Анализ окружающей среды:
а) внешняя среда,
б) внутренние возможности.
2. Формулирование стратегии и выбор альтернатив:
а) стратегия маркетинга,
б) финансовая стратегия,
в) стратегия НИОКР,
г) стратегия производства,
д) социальная стратегия,
е) стратегия организационных изменений,
ж) экологическая стратегия.
Одним из кoнeчныx пpoдyктoв cтpaтeгичecкoгo мeнeджмeнтa являютcя пpoeкт cтpyктypы opгaнизaции и измeнeния, пoзвoляющиe eй aдaптиpoвaтьcя кo внeшнeй cpeдe. Пpoвeдeниe измeнeний coздaeт ycлoвия, нeoбxoдимыe для peaлизaции выбpaннoй cтpaтeгии. Нeoбxoдимocть и xapaктep cтpaтeгичecкиx измeнeний зaвиcят oт cпocoбнocти opгaнизaции эффeктивнo paбoтaть в нoвыx ycлoвияx, кoтopыe oпpeдeляютcя cocтoяниeм oтpacли, pынкa, opгaнизaции, пpoдyктa.
Стpaтeгичecкиe измeнeния зaтpaгивaют мнoгиe cтopoны дeятeльнocти opгaнизaции и элeмeнты ee cтpyктypы. Они нocят кoмплeкcный xapaктep. Нaибoльшиe тpyднocти вoзникaют пpи пpoвeдeнии измeнeний в opгaнизaциoннoй cтpyктype и opгaнизaциoннoй кyльтype. Измeнeния в opгaнизaциoнныx cтpyктypax yпpaвлeния фиpмaми и coздaниe cтpyктyp cтpaтeгичecкoгo мeнeджмeнтa пpиoбpeтaют фopмy пoиcкa oптимaльнoгo cooтнoшeния мeждy цeнтpaлизaциeй и дeцeнтpaлизaциeй влacтныx фyнкций.
Выдeляют тpи ypoвня cтpaтeгичecкиx измeнeний в opгaнизaции:
- кopeннaя peopгaнизaция. Нeoбxoдимocть вoзникaeт, нaпpимep, кoгдa фиpмa пoкидaeт oднy oтpacль и пepexoдит в дpyгyю. Пpи этoм мeняeтcя нoмeнклaтypa ee пpoдyкции и pынки cбытa, пpoиcxoдят измeнeния в тexнoлoгии, cocтaвe pecypcoв; мeняeтcя миccия opгaнизaции. Пpи кopeннoй peopгaнизaции y pyкoвoдcтвa вoзникaют нaибoльшиe тpyднocти c peaлизaциeй cтpaтeгии;
- paдикaльныe измeнeния. Измeнeния, кaк пpaвилo, cвязaны c глyбoкими cтpyктypными пpeoбpaзoвaниями внyтpи opгaнизaции, oбycлoвлeнными paздeлeниeм или cлияниeм c дpyгoй aнaлoгичнoй opгaнизaциeй. Объeдинeниe paзныx кoллeктивoв, пoявлeниe нoвыx пpoдyктoв cтpyктypныx пoдpaздeлeний вызывaют нeoбxoдимocть пpoвeдeния измeнeний в opгaнизaциoннoй cтpyктype и cooтвeтcтвyющeй кoppeктиpoвки opгaнизaциoннoй кyльтypы;
- yмepeнныe измeнeния. Нaибoлee чacтo вcтpeчaющиecя cтpaтeгичecкиe измeнeния. Нeoбxoдимocть в ниx вoзникaeт вcякий paз, кoгдa opгaнизaция вывoдит нoвый пpoдyкт нa ocвoeнный или нoвый pынoк. Измeнeния, кaк пpaвилo, cвязaны c мapкeтингoм и opгaнизaциeй пpoизвoдcтвa. Тaк кaк ocнoвныe ycилия pyкoвoдcтвo нaпpaвляeт нa пpивлeчeниe внимaния пoкyпaтeлeй к нoвoмy тoвapy, вeдeтcя aктивный пoиcк нoвыx кaнaлoв cбытa и paзъяcнитeльнaя peклaмa.
Стратегическое управление предполагает реализацию следующих функций:
а) определение целей фирмы с учетом рыночной ситуации;
б) определение средств достижение этих целей;
в) сегментация, то есть разделение общей цели на подцели;
г) разработка соответствующих перспективных планов и программ.
Деятельность высшего руководства на стадии реализации стратегии может быть представлена в виде пяти последовательных этапов.
^ Первый этап — углубленное изучение состояния среды, целей и разработанных стратегий. На данном этапе решаются следующие основные задачи:
• окончательное уяснение сущности определенных целей, выработанных стратегий, их корректности и соответствия друг другу, а также состоянию среды. Посредством этого как бы дается окончательное «добро» на реализацию стратегий. При этом возможны корректировки, если произошли изменения в среде, а также в том случае, если обнаружены недостатки в ранее проведенном анализе и выработке целей и стратегий;
• более широкое доведение идей стратегий и смысла целей до сотрудников фирмы с целью подготовки почвы для углубленного вовлечения сотрудников в процесс реализации стратегий.
^ Второй этап состоит в том, что высшее руководство должно принять решения по эффективному использованию имеющихся у фирмы ресурсов. На этом этапе проводится оценка ресурсов, принимаются решения по их распределению, а также по созданию условий для заинтересованного вовлечения сотрудников в процесс реализации стратегий. Важной задачей, решаемой на данном этапе, является приведение ресурсов в соответствие с реализуемыми стратегиями. Для этого составляются специальные программы, выполнение которых должно способствовать развитию ресурсов. Например, это могут быть программы повышения квалификации сотрудников.
На третьем этапе высшее руководство принимает решения по поводу организационной структуры. Выясняется соответствие имеющейся организационной структуры принятым к реализации стратегиям и, если это необходимо, вносятся соответствующие изменения в организационную структуру фирмы.
^ Четвертый этап состоит в проведении необходимых изменений в фирме, без которых невозможно приступить к реализации стратегии. Проблема изменений исключительно тонкая, сложная и болезненная, Изменения не могут быть проведены без учета объективных факторов, задающих условия и возможности проведения таких изменений. Часто требуется несколько лет для того, чтобы провести серьезное изменение на фирме.
При проработке вопроса изменений очень важно не только концентрировать внимание на том, для чего делаются изменения, к чему они должны привести, что и как следует изменить, но также и на том, как изменения будут восприняты, какие силы и в какой форме будут им сопротивляться, какой должен быть выбран стиль проведения изменений и какими методами они должны осуществляться. Для того чтобы успешно провести изменения, высшее руководство должно независимо от типа, сущности и содержания изменений:
• составить сценарий возможного сопротивления изменениям;
• провести действия с целью ослабления стремления к сопротивлению изменениям;
• устранить или уменьшить до минимума реальное сопротивление;
• закрепить проведенные изменения.
^ Пятый этап участия высшего руководства в реализации стратегии состоит в том, что оно проводит пересмотр плана осуществления стратегии в том случае, если этого настоятельно требуют вновь возникающие обстоятельства. Стратегический план не догма, и, естественно, он может и должен при определенных обстоятельствах подвергаться модификации. Однако важно также избегать изменений плана всякий раз, когда появляются новые обстоятельства. Новый план может быть принят тогда, когда он сулит заметно большие возможности получения выгод, чем существующий план.
заключительным и самым продолжительным этапом стратегического процесса является реализация стратегии. В это время претворяется в жизнь та стратегия, которую выбрало руководство. Реализация стратегии делает необходимым принятие системы, используемой для управления организацией. Эта система определяет: какие подразделения будут нести ответственность и за что, какие информационные системы понадобятся для контроля за выполнением стратегии, какая потребуется переподготовка рабочей силы и т.п. Особо значимыми мероприятиями при реализации стратегии являются следующие:
а. Разработка варианта действий при непредвиденных обстоятельствах
Стратегический план разрабатывается для идеальной ситуации, однако реальность может в большей или меньшей степени отличаться от нее. Поэтому важным элементом любого стратегического плана является разработка варианта действий при ситуации, когда такие отличия станут слишком велики. Такой вариант применяется в случае необходимости реагировать на важные изменения в организационном окружении, которые реально могут возникнуть. Для эффективной реакции на изменения в окружении надо систематически отслеживать фактические перемены и соотносить с плановым, для чего необходимо также определить цикличность контроля. Обычно такие варианты действий пересматривают каждый год.
б. Разработка организационной структуры
Для успеха внедрения принятой стратегии организация должна иметь определенную структуру, обеспечивающую максимальные возможности для ее реализации. Выработка структуры включает распределение ответственности за выполнение задач и права на принятие решений в организации. Также необходимо решить, какую структуру должна иметь организация: горизонтальную или вертикальную (централизованное или децентрализованное принятие решений), до какой степени она должна быть разделена на относительно самостоятельные рабочие группы и т.п.
в. Выбор системы управления организацией
Это еще одна важнейшая проблема, так как именно кадры определяют успешное внедрение стратегии. Позже мы увидим, что управление может быть структурным, финансовым и оперативным. Может также потребоваться адаптировать разные системы, используемые для управления организацией.
г. Политика организации
Она играет ключевую роль в стратегическом процессе управления. Политическая деятельность организации является реальным фактом, так как различные группы имеют свои собственные цели и программы и вполне вероятен конфликт между ними. Важнейшими результатами подобных конфликтов являются борьба и создание коалиций, которые играют важную роль в процессе стратегического управления, тем более что стратегическое изменение создает тенденцию к выдвижению этой борьбы сил на передний план. Позднее мы рассмотрим проблемы власти и политики в стратегическом процессе управления
д. Реализация стратегии включает выбор организационного объединения и систем контроля
Она требует совместных действий и координации между различными подразделениями. Организация должна решить, как лучше анализировать показатели подразделений и управлять их действиями.
Успешное внедрение стратегии требует соответствия ей структуры, культуры и рычагов управления организации. Различные стратегии и варианты обстановки могут требовать от организации различных структурных изменений, других культурных ценностей и систем контроля. Также необходимо сформулировать планы по ресурсам и различным функциональным областям.
На этапе реализации стратегии возникает множество проблем и для этого существуют объективные причины: здесь осуществляется переход от проектирования к практике управления, столкновение с реальностью, которая всегда богаче, вариабельнее любых планов. К тому же процесс проектирования требует определенного (иногда значительного) времени, в течение которого произойдут такие изменения в среде существования организации, что планы могут в какой-то мере «устареть» еще до начала реализации. Выделим следующие типичные для процесса реализации стратегии проблемы:
• возможно несоответствие между стратегией и структурой, и они могут противодействовать друг другу;
• недостаток или отсутствие определенных навыков и потребность их компенсации. Нежелание управляющих менять стиль работы и приобретать новые навыки;
• системы информации и связи могут не отвечать новым требованиям руководства и не давать адекватной оценки происходящим изменениям, поэтому группа высшего руководства организации не будет в полной мере владеть ситуацией;
• реализация стратегии включает изменения, которые, в свою очередь, содержат неопределенности и риск, а они могут вызывать настороженность руководителей, нежелание брать ответственность за принятие рискованных решений на себя;
• управленческие методы, такие как программа компенсации, развития управленческой структуры и т.д., которые действуют в пределах структурной схемы, могут не соответствовать стратегическим целям.
Стратегическое управление является непрерывным процессом. После того как стратегии внедрены, необходимо их отслеживать и производить в определенные периоды оценку их реализации. Важным условием при этом является выбор соответствующих критериев, которые определяют, насколько удачно выбрана стратегия с точки зрения стратегического анализа. Это, прежде всего, ее осуществимость, т.е. степень трудности и объем усилий для того, чтобы данная стратегия была применена на практике, а также ее приемлемость, т.е. определение того, в какой мере результаты применения конкретного стратегического варианта направлены на выполнение миссии организации и достижение ее целей.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: studopedia.org