Ролевая игра (разыгрывание ролей) — метод обучения, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, а не внешним сценарием поведения. Основная цель — обучение межличностному общению и взаимодействию в условиях совместной профессиональной деятельности. В этом ее отличие от деловой игры (их часто смешивают), которая в равной мере нацелена и на развитие предметно-технологической компетентности будущего специалиста.
В основе ролевой игры обычно лежит межличностная, конфликтная ситуация. Участники игры принимают на себя роли и в процессе диалогового общения пытаются разрешить конфликт.
Хотя действия игроков не регламентируются и формально свободны от правил, сюжет игры может содержать общее указание о форме реализации или представления решения, а сама игра всегда содержит «скрытые» правила. Такими правилами служит указание основных ролевых характеристик, должностного положения по роли, цели и реальные ролевые прототипы или их общепринятая трактовка, этические и служебные правила поведения. Все это накладывает на участников требования, от выполнения которых во многом зависит конечный результат их участия в игре. Одновременно, в отсутствие формальных правил, эти характеристики частично выполняют направляющую функцию, определяя возможные варианты действий игрока.
Технология создания тренинга
Основное, существенное значение в ролевой игре имеют действия участников. Итоговый рефлексивный разбор их действий может нести главное дидактическое или психологическое воздействие, выступая в этом случае, как’ составная часть игровой структуры. Такая форма реализации ролевых игр широко используется при проведении психологического и социально-психологического тренинга и может являться также психотерапевтическим средством.
Характерные признаки ролевых игр:
1. Наличие модели социально-экономической ситуации.
2. Наличие индивидуальных ролей.
3. Несовпадение ролевых целей участников игры, исполняющих различные роли.
4. Взаимодействие ролей.
5. Наличие общей (или одинаковой) цели у всего игрового коллектива.
6. Многоальтернативность решений.
7. Наличие системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры (обычно носит качественный характер).
8. Наличие управляемого эмоционального напряжения.
7.4. Способы разыгрывания ролей.
Морри Ван Менте выделяет следующие способы разыгрывания ролей:
1. Аквариум — основные игроки собираются в центре комнаты, другие участники рассаживаются вокруг их правильным кругом и наблюдают за действием. В зависимости от параметров помещения условия пространственной организации могут быть и другими. Но независимо от этого под словом «аквариум» подразумевается тип игры, когда одна группа осуществляет действие, а другая наблюдает за ним.
2. Параллель — группа разбивается на мелкие группы (2—4 участника), которые одновременно разыгрывают ролевую игру. Иными словами, несколько одинаковых ролевых игр разыгрывается параллельно.
Схема создания тренинга
3. Ротация ролей — способ организации разыгрывания ролей, в котором роль протагониста (основного участника) поочередно исполняют все члены группы. Эта техника, безусловно, полезна, так как позволяет каждому участнику проиграть роль, получить соответствующий опыт и продемонстрировать свой подход к решению обозначенной ситуации, хотя она имеет определенные ограничения при использовании в больших группах.
4. Обращение (обмен) ролями. Возможны различные варианты обмена ролями. В одном случае обмен может совершаться между двумя реальными партнерами, если они играют самих себя, шш между протагонистом и двойником. В другом случае игрокам предлагается сыграть роли, которые в поведенческом или физическом плане им незнакомы. Например, роли лиц иного пола, расы и т.п.
Обмен может происходить в последней сцене или по сигналу ведущего. Данный метод позволяет взглянуть на себя глазами другого, отнестись с эмпатией к его переживаниям, лучше понять проблему и конструктивно разрешать межличностные проблемы.
5. Дублирование — способ, в котором протагонист и антагонист проигрывают свои роли, но в их действия встраивается другой игрок (или несколько игроков), чтобы высказывать вслух те мысли и чувства, которые, как он думает, испытывают главные игроки. При этом помощники, озвучивающие мысли и чувства протагониста и антагониста, соответственно стоят за ними.
6. Отражение (зеркало). Прием заключается в объективной (а не в гротескной) имитации поведения одного участника другим или другими, причем изображаемый следит за действиями имитатора в качестве безмолвного зрителя. В терапевтических условиях психодрамы это может оказаться отличным способом показать человеку, каким его видят окружающие. Однако данный прием требует особого внимания, чувствительности и контроля со стороны ведущего.
7. Стул-собеседник. В поле игры ставится стул, а игрок воображает на его месте человека, с которым он общается. Игрок обращается к «собеседнику на стуле» и отвечает за него, пересаживаясь на его стул и представляя его ответы. Эту идею можно успешно распространить и на несколько стульев.
При этом протагонист, по мере того как он поочередно играет роль каждого персонажа, пересаживается с одного стула на другой и с этих позиций говорит с остальными. В некоторых случаях можно посадить на стул-собеседник человека, который молчит, но своим присутствием ободряет и поддерживает протагониста».
7.5. Технологии создания ролевых игр. Подготовка и проведение
Первый этап — планирование. Учитель, принимающий на себя роль мастера игры, определяет цели введения ролевой игры в образовательный процесс, формулирует проблему, которую необходимо решить в процессе нее. С учетом этих обстоятельств выбирается форма игры.
В круг задач мастера входит создание мира игры: его географии, хронологии, предыстории, экономики, политической и социальной структуры, списка ролей и вводных к ним, возможно, правил. Во вводной, предназначенной только для того, чью роль она прописывает, рассказывается краткая биография персонажа, его психологический портрет, информация, которой он владеет, описываются его цели в игре.
Второй доигровой этап — подготовка. На этом этапе готовятся театрализованное вступление и заключение, если они предусмотрены. Учитель рассказывает об игре, игровой ситуации ребятам, ставит перед ними проблему, раздает правила и вводные. Эту работу целесообразно проводить за неделю до игры. Тогда у ребят остается время для индивидуальной подготовки, и в то же время они не успевают утратить интерес к предстоящему событию.
Распределение ролей можно провести с учетом желания детей. Тогда учитель продумывает проблему и сообщает ее ученикам, а ребята сами придумывают роли, пишут вводные.
В этот период проводится подготовка материальной базы: территории, оформления, костюмов или их элементов, реквизита
Третий этап составляет собственно игра. Ввод игроков в игру может осуществляться через театрализованное вступление или через объяснение предыгровой ситуации мастером игры. После этого ученики погружаются в мир игры.
По окончании игрового времени учитель предлагает ребятам подвести итоги. Игроки оценивают действия своих персонажей, команд, рассказывают о стратегии своего поведения. Учитель в свою очередь дает оценку игре и подводит ее итоги. На следующем занятии целесообразно провести проверочную работу. Такой выход не дает детям «заиграться»; у детей формируется представление об игре как об одной из форм проведения занятия.
Четвертый этап — рефлексия. Анализ игры в целом проводится, как анализ обычного урока.
ФИ. Кайзер и X. Камински выделяют 8 этапов проведения ролевой игры. На этапе предварительной подготовки объясняется новый материал, вводятся понятия, которые могут быть использованы учениками во время игры. На втором этапе — этапе информирования -учащиеся знакомятся непосредственно с игровой проблемой. Далее происходиг распределение ролей, организация ситуации, оговариваются правила игры, раздаются задания слушателям. Следующий этап — непосредственно игра, после чего проводится обсуждение ее итогов, выделение наиболее значимых результатов, обобщение, установление взаимосвязей игровой ситуации с реальными жизненными ситуациями.
К числу непосредственных задач тренера относится определение следующих моментов:
1. Анализ и разработка ролевых игр.
• Определение целей тренинга и вытекающие из них специфические требования к ролевым играм.
• Нахождение исходных идей для ролевых игр.
2. Основная структура игры.
• Информационные основы для ролевых игр.
3. Проведение ролевых игр.
• Выбор участников и подготовка. Инструктаж наблюдателей.
4. Оценка ролевой игры.
Оценка «игроков». Оценка через тренера Использование видеоанализа.
• Работа с результатами ролевой игры.
Практическое занятие по теме № 7.
Тема занятия. Организация и проведение деловых, ролевых, оргдеятельностных игр.
Цель — выработка у студентов четкого представления о назначении и способах организации и проведения деловых, ролевых, оргдеятельностных игр; понимания сути игрового метода; приобретение ими практических навыков.
1. Структура, задачи, цели деловой игры.
2. Возможности достижения эффекта и практика межличностных отношений в процессе организационно-дсятслыюстной игры.
Практические задания для самостоятельной работы ,
1. По каждой из предложенных ниже тем приготовить доклад в виде краткого теоретического обзора (выложить в качестве блога в среде Moodlc), либо вопрос к докладчику для последующей дискуссии (записать в рабочей тетради)
Темы докладов и сообщений
— Ролевая структура группы. Возможности достижения эффекта и практика межличностных отношений в процессе орг-деятельиостной игры.
— Работа игротехников и методологов, создание в группах атмосферы творчества.
— Контроль и корректирование деятельности участников.
2. Приготовить тему для проведения ее изучения путем применения игровых методов (проблема, цели, задачи, количество игровых занятий и т. п.), подобрать демонстрационные упражнения для проигрывания в учебной группе.
3. Составить план проведения деловой (либо ролевой, либо организационно-деятельностной) игры и выложить в качестве блога в среде Moodle, приготовиться к реализации на занятии в учебной группе.
4. Контрольные вопросы и задания.
1) Приведите примеры игровых методов, применяемых в школьной практике.
2) Назовите основные отличительные особенности ролевой игры.
3) Назовите основные отличительные особенности деловой игры.
4) Определите сферу применения игровых методов.
5. Тестовые задания для самостоятельной подготовки. Выберите правильный ответ.
1. Специфика деловой игры, ее главное отличие от других видов игровой работы, прежде всего, состоит в .
а) имитации ситуации профессиональной деятельности; б) отказе от инструктирования участников; в) роли психолога -«лидер»; г) роли психолога -«комментатор».
2. Какие функции для руководителя игры не характерны: а) организация игрового действия, пространства;
»б) включение вспомогательных персонажей; в) подготовка протагониста и всей группы к ролевой игре («разогрев»); г) стабильная позиция «невмешательства». 3. Какие две позиции руководитель может занимать в игре относительно группы: а) Мама и папа; б) Отец и ребенок; в) Родитель и партнер; г) Работодатель и подчиненный
4. Определите, что из перечисленного не относится к формальной структуре игровой организации:
а) игрок, создающий помехи команде;
б) счетная группа;
в) аналитическая группа;
г) руководитель игры.
5. Принцип двуплановости в организации деловой игры отражает
а) процесс развития реальных личностных характеристик специалиста в «мнимых», игровых условиях;
б) необходимость наличия второго (альтернативного плана);
в) моделирование второго плана в конкретных условиях при изменении динамики производства;
г) в организации деловой игры такого принципа нет.
Тема № 8. Психолого-педагогический тренинг. План изучения темы № 8.
Тренинговые программы, основные требования к составлению программы психолого-педагогического тренинга.
Дата добавления: 2019-11-25 ; просмотров: 251 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.net
Общая характеристика тренинговых методов
Базовые методы тренинга: групповая дискуссия,ситуационно-ролевые игры, тренинг сензитивности, ориентированный на тренировку межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства,медитативные и суггестивные (с целью научения самовнушению) техники.
Групповая дискуссия в психологическом тренинге — это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.
Групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников).
Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях.
Игровые методы – включают: ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры.
Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и психодраме. В определенном смысле к игровым методам можно отнести и работу с деструктивными играми в общении, проводимую в трансактном анализе Э. Берна.
Методы, направленные на развитие социальной перцепции. Участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу.
С помощью специально разработанных упражнений участники получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное само восприятие.
Методы телесно-ориентированной психотерапии (основатель — В. Райх (I960). Три основные подгруппы приемов:
работа над структурой тела (техника Александера, метод Фельденкрайза),
восточные методы (хатха-йога, тайчи, айкидо).
Медитативные техники — используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов саморегуляции.
На первых этапах обучения медитативные техники необходимы все же в форме гетеросуггестии.
Некоторые из специалистов используют на тренингах трассовую суггестию — «погружение участников тренинга в особое заторможенное состояние сознания, способствующее усвоению большого объема информации и упрощающее освоение навыков. Комплекс суггестивных (использование методов Эриксонианского гипноза), тренинговых (освоение технологии самогипноза) и организационных мер (высокая интенсивность занятий под необходимым специальным контролем -8-10 дней по 18-20 часов)».
Воспользуйтесь поиском по сайту:
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с) .
Источник: studopedia.org
Общие тренинговые методы
Групповая дискуссия в психологическом тренинге — это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.
Групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников).
Классификация форм групповой дискуссии в тренинге:
Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях.
И гровые методы – включают:
- ситуационно-ролевые,
- дидактические,
- творческие,
- организационно-деятельностные,
- имитационные,
- деловые игры.
Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и психодраме. В определенном смысле к игровым методам можно отнести и работу с деструктивными играми в общении, проводимую в трансактном анализе Э. Берна.
Достоинство игровых методов в тренинге:
- способ преодоления скованности и напряженности участников на первой стадии групповой работы, как условие безболезненного снятия «психологической защиты».
- инструмент диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем.
- интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения.
- создание условий для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством.
- игра мощный психотерапевтический и психокоррекционный средством не только для детей, но и для взрослых. Возможности игровых метод в тренинговой работе .
Методы, направленные на развитие социальной перцепции. Участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу.
С помощью специально разработанных упражнений участники получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное само восприятие.
Методы телесно-ориентированной психотерапии (основатель — В. Райх (I960). Три основные подгруппы приемов:
- работа над структурой тела (техника Александера, метод Фельденкрайза),
- чувственное осознание,
- нервно-мышечная релаксация,
- восточные методы (хатха-йога, тайчи, айкидо).
Медитативные техники — используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов саморегуляции.
На первых этапах обучения медитативные техники необходимы все же в форме гетеросуггестии.
Некоторые из специалистов используют на тренингах трассовую суггестию — «погружение участников тренинга в особое заторможенное состояние сознания, способствующее усвоению большого объема информации и упрощающее освоение навыков. Комплекс суггестивных (использование методов Эриксонианского гипноза), тренинговых (освоение технологии самогипноза) и организационных мер (высокая интенсивность занятий под необходимым специальным контролем -8-10 дней по 18-20 часов)».
Возможен вред участникам группы — неосторожное или злонамеренное внушение, любое психологическое воздействие, производимое неумелым, низко квалифицированным или преследующим эгоистические цели ведущим.
Отсюда — высокие требования предъявляются к специалисту, берущему на себя ответственность организовывать тренинговый процесс.
Важным является скрупулезно продуманное составление тренинговой программы с учетом всех возможных последствий применения того или иного метода.
Источник: hr-portal.ru