Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
Тема 20. Промышленность мира, общая характеристика
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:
· природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
· природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
· мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Благодаря культурологической установке программа высполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры.
Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ.
В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продленного дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.
Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:
Млекопитающие. Видеоурок по окружающему миру 1 класс
· природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
· культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
· наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
· искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
· человечество как многообразие народов, культур, религий;
· семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
· труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
· здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
· нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Источник: studopedia.su
Значение курса «Окружающий мир»
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения определенную роль в развитии экологической грамотности учащихся отводит учебному предмету «Окружающий мир», который имеет возможности подвести их к пониманию основного закона экологии «все связано со всем», а вслед за этим к осознанию целостности природы и элементарных правил нравственного поведения в ней, как составляющих гражданской позиции и мировоззрения обучающихся. Так же ориентируют учителя на формирование у учащихся универсальных учебных действий.
Курс «Окружающий мир» имеет интегративный характер, который соединяет в себе природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, который необходим для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Характеристиками развития, наиболее важными для младшего школьника, формирующимися при изучении предмета «Окружающий мир» являются:
- умение применять полученные знания, выбирать рациональный способ решения учебной задачи;
- стремление быть самостоятельным и проявлять инициативу при изучении окружающей действительности, находить способы получения, систематизации, обобщения информации;
- умение осуществлять учебное сотрудничество, выбирать партнера по деятельности, целесообразные способы совместной работы;
- умение оценивать свое незнание, находить причину совершённой ошибки и пути ее исправления, определять необходимость получения новых знаний.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.
Основные содержательные линии курса «Окружающий мир» представлены содержательными блоками:
- «Человек и природа»
- «Человек и общество»
- «Правила безопасной жизни»
В настоящее время в начальной школе действуют разнообразные программы курсов «Окружающий мир»: «Начальная школа 21 века» (научный руководитель — Н. Ф. Виноградова); Развивающая система образования Л.В. Занкова (научный руководитель — Н. В. Нечаева; Авторы УМК: Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков); УМК «Гармония» (научный руководитель- Н. Б. Истомина. Авторы: О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин); УМК «Школа 2100» (научный руководитель — Л. Г. Петерсон. «Мир и человек» под руков. А. А. Вахрушева); УМК «Перспектива» («Окружающий мир» под рук. А. А. Плешакова); УМК «Перспективная начальная школа» (научный руководитель — Р. Г. Чуракова), УМК «Планета знаний» (научный руководитель – И. А. Петрова. Авторы: И. В. Потапов, Г. Г. Ивченкова ).
Профессор Н. Ф. Виноградова [2003] в своей книге «Окружающий мир» в начальной школе» рассказывает, как необходимо внедрять экологическое образование в обучение современной начальной школы, как объяснить детям само понятие «окружающий мир», характеризуя его разумные части (природу, человека, общество) и показывать их во взаимодействии и взаимосвязи.
Автор дает характеристику младшему школьнику и его взаимодействию с окружающей средой. Показаны методы, формы, средства формирования экологического образования в начальной школе: «Процесс ознакомления младшего школьника с окружающим миром происходит в тех же организационных формах, которые используются при обучении родному языку, математике и др.»
Таким образом, принимая во внимание объекты и явления, которые изучает «Окружающий мир», а также его целевую установку, можно считать данный курс, предназначенный для младших школьников, экологией человека в широком понимании. Однако в «Окружающем мире» рассматриваются вопросы, казалось бы, сугубо природоведческие или обществоведческие – например, темы «Части растений», «Полезные ископаемые», «Организм человека». Какое отношение они имеют к экологии человека? Все темы подобного рода могут нести экологическую нагрузку, если изучаемые объекты и явления так или иначе соотнесены с человеком.
Например, при формировании представления о круговороте воды в природе целесообразно показать его значение для очищения наземных антропогенных экосистем.
Суть в том, что с океана к нам приходит чистая, дистиллированная вода, которая выпадает в виде дождя или снега, очищает воздух и поверхность земли, особенно сильно загрязнённую в ареале городов, после чего нечистоты попадают в реки и затем обратно в океан, где вода проходит биологическую очистку. К счастью, мировой океан в целом пока ещё справляется с утилизацией этих отходов, чего нельзя сказать об отдельных его составляющих – некоторых морях и заливах. Данный пример показывает, как сугубо природоведческий вопрос перерастает в социально-экологический.
Отличительной особенностью курса «Окружающий мир» разработанный Виноградовой Н. Ф. и Калиновой Г. С. — интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия окружающего мира младшими школьниками, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности.
Программа курса «Природа и люди» З. А. Клепининой отличается традиционным подходом. Дается установка на единство классического подхода в методике преподавания естествознания, который прошел проверку временем, и современного развивающего подхода. Программа направлена на личностное развитие, развитие ребенка как субъекта учебной деятельности. Ведущим методом в обучении является наблюдение.
Стержнем курса «Окружающий мир» (авторы Дмитриева Н. Я. и Казаков А. Н.) является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении.
Главная отличительная черта авторских программ А.А. Плешакова – экологическая направленность. Знакомство с экологическими проблемами происходит на глобальном, национальном и краеведческом уровнях. Большое внимание уделяется вопросам безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья.
Однако все программы курса «Окружающий мир» нацелены на развитие личности, обретение духовно-нравственного и социального опыта, экологической грамотности школьников.
Источник: www.uchportal.ru
Предмет «Окружающий мир» в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования
1. Предмет «Окружающий мир» в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования
2. Стандарт включает совокупность требований:
• к результатам освоения основной образовательной
программы;
• к структуре программы;
• к условиям ее реализации (кадровому,
материально-техническому, учебнометодическому, финансовому).
3. Планируемые результаты: три основные группы
ЛИЧНОСТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
самоиндификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная, социальн.);
границы собственного
знания и «незнания»
Морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
моральных норм;
способность к решению моральных
проблем на основе децентрации;
оценка своих поступков
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные:
управление своей деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-символических
средств, общих схем решения;
выполнение логических операций
сравнения, анализа, обобщения,
классификации, установления
аналогий, подведения под понятие
ПРЕДМЕТНЫЕ
Основы
Основы системы
научных знаний
системы
научных
Опыт «предметной»
деятельности
по получению,
преобразованию
и применению
нового знания
Предметные и
метапредметные
действия
с учебным
материалом
4.
Формирование УУД
• Личностные
самоопределение (личностные,
профессио-нальные, жизненные
смыслы и планы)
смыслообразование,
смыслопорождение
морально-этическая ориентация и
нравственная оценка
• Регулятивные
целеполагание
планирование и
прогнозирование
контроль и коррекция, оценка
волевая саморегуляция
• Познавательные
общеучебные
логические
постановка и
решение проблем
• Коммуникативные
сотрудничество и кооперация
постановка вопросов
разрешение конфликтов
управление поведением
партнера
5. Общая характеристика стандарта по предмету «Окружающий мир»
• имеет ярко выраженный интегративный
характер,
• соединяет в равной мере природоведческие,
географические, обществоведческие,
исторические и другие знания,
• дает обучающемуся возможность
ознакомления с естественными и
социальными науками.
6. Цель изучения: формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми,
Цель изучения: формирование целостной картины
мира и осознание места в нем человека;
развитие у младшего школьника опыта общения с
людьми, обществом и природой
• Личностные результаты: осознание себя членом общества и
государства, чувство любви к родной стране, сформированность
нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и
взаимоотношений с окружающими; установка на безопасный здоровый
образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
• Метапредметные результаты: способность регулировать
собственную деятельность, направленную на познание окружающей
действительности и внутреннего мира человека, осознание правил и
норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками
• Предметные результататы: усвоение первоначальных сведений о
сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных
для природной и социальной действительности; владение базовым
понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником),
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять
характерные особенности природных объектов и характеризовать факты
и события культуры, истории общества.
7. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир»
• «Человек и природа»,
• «Человек и общество»,
• «Правила безопасной жизни».
8.
Основные понятия линии «Человек и природа»
Природа. Неживая и живая природа. Явления природы.
Вещество. Твердые тела, жидкости и газы. Признаки предметов.
Звезды и планеты. Солнце. Земля. Глобус – модель Земли.
Причина смены дня и ночи и времен года.
Географическая карта и план. Материки и океаны.
Важнейшие природные объекты своей страны и своего района.
Погода и ее составляющие. Погода родного края.
Формы земной поверхности. Особенности поверхности родного края.
Водоемы и их разнообразие. Водоемы родного края.
Воздух, его значение, свойства, охрана.
9.
Вода, ее значение, свойства, охрана.
Полезные ископаемые, почва, их значение и охрана.
Растения, их разнообразие. Части растений. Значение природе и жизни
людей. Охрана растений .
Грибы. Съедобные и ядовитые.
Животные, их разнообразие. Типы питания. Размножение животных. Охрана
животных.
Лес, луг, водоем как природные сообщества.
Взаимосвязи между неживой и живой природой.
Природные зоны России.
Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Охрана природы.
Общее представление о строении организма человека.
Гигиена систем органов
10. Планируемые результаты Выпускник научится:
различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их основные существенные признаки
сравнивать объекты живой и неживой природы и проводить простейшую
классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее
лабораторное оборудование и измерительные приборы
использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и
познавательной информации, создания собственных высказываний;
извлечения
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию,
определители раст. и жив., атласы, карты) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или
выявления свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе для бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры
влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность чел.;
понимать
необходимость
здорового
образа
жизни,
соблюдения
правил
11. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных прог
12.
Курс «Окружающий мир», Андрей Анатольевич Плешаков —
кандидат педагогических наук,
научный руководитель проекта
«Школа России»
13.
Плешаков А.А.
Окружающий мир. Комплект
демонстрационных таблиц с
методическими рекомендациями.
1 класс. Количество плакатов — 16.
Формат — 60*90 см.
14.
Окружающий мир
Задачи курса
Формируем у ребенка целостную картину мира:
Природа — Человек — Культура
Знакомим ребенка с различными социальными
ролями: ученик, член семьи, гражданин
Знакомим с общечеловеческими ценностями
Формируем позитивное отношение
к окружающему миру
Показываем значимость здорового и безопасного
образа жизни
15.
Особенности построения
темы в учебнике
«Окружающий мир»
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.
определение планируемых
результатов
введение алгоритма прохождения
темы
введение рубрик, позволяющих
осмыслить деятельность ученика
16.
Обновление средств
и технологии обучения
Введение рубрик
Вспомним
Узнаем подробнее
Откроем атлас-определитель
Обсудим
Отгадаем
Подумаем
Проверим себя
Сделаем вывод
«Cтранички Умного Совенка
17.
18. Основная особенность УМК по «Окружающему миру» заключается в его целостности
• единство подходов;
• единстве структуры учебников и рабочих
тетрадей по всем классам и предметам;
• единстве сквозных линий типовых заданий;
• единстве подходов к организации учебной и
внеурочной деятельности
19. Маршрутный лист
Каждый раздел начинается с маршрутного
листа — графического отображения логики
его изучения.
Маршруты по учебнику и по теме дают
учащимся
возможность
осмысления
последовательности изучения материала.
20. Маршрут к разделу учебника «Окружающий мир», 3 класс, часть 1
21. «Окружающий мир» в УМК «Начальная школа XXI века автор Н.Ф. Виноградова и др.
22. Концептуальные особенности комплекта «Начальная школа ХХI века»
• Начальная школа должна быть природосообразной.
• Необходимость адаптационного периода в 1 кл.
• Приоритетное использование наглядно-образного
мышления, особое внимание игровым методам.
• Приоритетная задача – формирование основных
компонентов учебной деятельности.
• Приоритет продуктивной поисково-исследовательской
деятельности.
• Усиление внимания к творческой деятельности
учащихся.
• Индивидуально-дифференцированный подход к
учащимся.
23. Система обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
программа «Окружающий мир»
Е.В. Чудиновой, Е.Н. Букваревой ставит задачей:
Открытие эксперимента как способа проверки выдвинутых
предположений:
• учащиеся должны научиться спланировать ход эксперимента,
• представить и зафиксировать результаты исследования,
• построить объяснительную гипотезу как модель.
24. Кто создал систему «Школа 2100»?
24
Единый авторский коллектив
Научные руководители
Совет координаторов направлений
А.А.Вахрушев
Е.В.Бунеева
А.А. Леонтьев Д.И. Фельдштейн
Преемственность
Старшая
Основная
Начальная
Дошкольное
образование
Р.Н.Бунеев
А.В.Горячев
Д.Д.Данилов
С.А.Козлова
25. Содержание учебников в «Школе 2100» ( с 1998 г.) – по принципу минимакса:
Содержание учебников в «Школе 2100»
г.) – по принципу минимакса:
( с 1998
Учиться находить
нужную информацию
– «иголку в стоге сена»
Пытаясь
выполнить задания
на уровне МАКСИ,
ученик начинает
«попадать» в свою
зону ближайшего
развития
МАКСИ
предлагаем
МИНИ
спрашивае
м
Контрольные
Каждый может
найти в теме то,
что интересует
лично его –
индивидуальная
образовательная
траектория
работы
Буклет-Компл= Ин. и Пр
26. «Окружающий мир» в УМК «Школа 2100» авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов
Из программы «Школа 2100»: «Личность, которая способна
использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни
знания, умения и навыки для решения максимально
широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных
отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и
действующий в соответствии с общественными ценностями,
ожиданиями и интересами»
«Человек, способный решать самые разные, возникающие в
жизни задачи, оставаясь при этом человеком!»
27.
Окружающий мир в системе Л.В. Занкова
Авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков
Интегрированный курс
Цель – представление
целостной картины мира
с ее внутренними
взаимосвязями между
различными областями знаний
– о природе, человеке,
обществе в их историческом
развитии
Теперь
на сайте
zankov.ru
28. Региональный УМК
29. Варианты использования регионального УМК
распределение и локализация
регионального материала в отдельных
темах курсов «Окружающий мир»,
содержащих краеведческие разделы;
разработка и введение единого для всего
региона курса «Краеведение», в случае,
когда краеведческий раздел в программах
отсутствует.
Источник: ppt-online.org