Общая характеристика программ по истории

Содержание

Курс «История России» начинается в основной школе с 6 класса, при этом рабочая программа учитывает знания по истории нашей страны, полученные учащимися в начальной школе в рамках соответствующих тем предмета «Окружающий мир», знания и образовательные результаты, полученные при изучении древней истории человечества в 5 классе основной школы.

↑ Темы по истории России для 6 класса

Роль и место России в мировой истории. Периодизация и источники российской истории. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Образование Руси: Исторические условия образования государства Русь. Формирование территории. Внутренняя и внешняя политика первых князей. Принятие христианства и его значение для общества и государства.

Византийское наследие на Руси. Русь в конце X – начале XII в.: Территория, органы власти, социальная структура, хозяйственный уклад, крупнейшие города. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси. Внутриполитическое развитие. Общественный строй Руси. Древнерусское право.

Философия на пальцах «Античность как исток философской мысли»

Внешняя политика и международные связи. Древнерусская культура. Русь в середине XII – начале XIII в.: Формирование системы земель – самостоятельных государств. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте. Формирование региональных центров культуры.

Русские земли в середине XIII – XIV в.: Борьба Руси против монгольского нашествия. Судьбы русских земель после монгольского завоевания. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Политический строй Новгорода и Пскова. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Возвышение Московского княжества.

Московское княжество во главе героической борьбы русского народа против ордынского господства. Православная Церковь в ордынский период русской истории. Культурное пространство русских земель. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири. Золотая Орда. Межкультурные связи и коммуникации.

Формирование единого Российского государства в XV в.: Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобица в Московском княжестве. Новгород и Псков в XV в. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства.

Создание общерусского Судебника. Формирование единого аппарата управления. Культурное пространство единого государства.

↑ События и процессы зарубежной истории, изучаемые в 6 классе (синхронизация)

История Средних веков: Периодизация и характеристика основных этапов. Социально-экономическое и политическое развитие стран Европы в Средние века. Страны и народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Международные отношения в Средние века. Культура Средневековья.

Западное христианство. Возникновение и развитие ислама.

↑ Темы по истории России для 7 класса

Россия в XVI в.: Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Сопротивление удельных князей. Органы государственной власти. Унификация денежной системы. Местничество. Государство и Церковь. Реформы середины XVI в. Земские соборы.

Образовательные результаты: общая характеристика

Формирование органов местного самоуправления. Внешняя политика России в XVI в. Социальная структура российского общества. Начало закрепощения крестьян. Формирование вольного казачества. Культурное пространство России в XVI в. Многонациональный состав населения. Опричнина: сущность, результаты и последствия.

Россия в конце XVI в. Учреждение патриаршества в Русской Церкви. Пресечение династии Рюриковичей. Смута в России: Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах, сущности и основных этапах. Самозванцы и самозванство. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну.

Вступление в войну против России Речи Посполитой. Подъём национально-освободительного движения и значение в нём Русской Православной Церкви. Освобождение Москвы в 1612 г. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Итоги и последствия Смутного времени. Россия в XVII в.: Россия при первых Романовых.

Укрепление самодержавия. Церковный раскол. Экономическое развитие России в XVII в. Социальная структура российского общества. Русская деревня в XVII в. Юридическое оформление крепостного права. Социальные движения. Внешняя политика России в XVII в. Культурное пространство. Эпоха Великих географических открытии и русские географические открытия. Межэтнические отношения.

Формирование многонациональной элиты. Развитие образования и научных знаний.

↑ События и процессы зарубежной истории, изучаемые в 7 классе (синхронизация)

История раннего Нового времени: Великие географические открытия. Возникновение капиталистических отношений в Западной Европе. Становление абсолютизма в европейских странах. Реформация и контрреформация в Европе.

Политическое и социально-экономическое развитие Испании, Франции, Англии в конце XV–XVII в. Внутриполитическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в конце XV–XVII в. Борьба христианской Европы с расширением господства Османской империи. Политические и религиозные противоречия начала XVII в. Тридцатилетняя война. Международные отношения в конце XV–XVII в. Культура и картина мира человека раннего Нового времени.

↑ Темы по истории России для 8 класса

Россия в эпоху преобразований Петра I: Причины и предпосылки преобразований. Экономическая политика Петра I. Роль государства в создании промышленности. Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Реформы управления. Создание регулярной армии, военного флота. Церковная реформа. Упразднение патриаршества.

Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения. Внешняя политика. Северная война. Преобразования Петра I в области культуры. Итоги, последствия и значение петровских преобразований.
Эпоха «дворцовых переворотов»: Причины и сущность дворцовых переворотов. Внутренняя и внешняя политика России в 1725–1762 гг. Россия в 1760–1790-е гг.: «Просвещённый абсолютизм», его особенности в России. Политическое развитие. Промышленность. Финансы. Сельское хозяйство. Внутренняя и внешняя торговля. Социальный строй. Народы России.

Национальная политика. Обострение социальных противоречий их влияние на внутреннюю политику и развитие общественной мысли. Внешняя политика России в период правления Екатерины II, её основные задачи, направления, итоги. Влияние идей Просвещения на культурное пространство Российской империи в XVIII в. Русская культура и культура народов России. Культура и быт российских сословий.

Российская наука. Отечественное образование. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Ограничение дворянских привилегий. Единоверие как попытка уврачевать церковный раскол.

↑ События и процессы зарубежной истории, изучаемые в 8 классе (синхронизация)

История Нового времени: Периодизация и характеристика основных этапов.
Эпоха Просвещения. «Просвещённый абсолютизм»: общее и особенное. Социально-экономическое развитие Англии в XVIII в. Промышленный переворот. Развитие парламентской монархии в Англии в XVIII в. Абсолютная монархия во Франции. Особенности положения третьего сословия.

Французская революция XVIII в. Своеобразие Священной Римской империи германской нации и государств, входивших в её состав. Создание королевства Пруссия. Характерные черты международных отношений XVIII в. Война за независимость британских колоний в Северной Америке и образование США. Создание колониальных империй.

Внутренняя и внешняя политика Османской империи, Индии, Китая, Японии. Колониальный период в Латинской Америке.

↑ Темы по истории России для 9 класса

Российская империя в XIX – начале XX в.: Внутренняя политика Александра I в начале царствования. Проекты либеральных реформ. Негласный комитет. Реформы государственного управления. Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие отечественной и мировой истории XIX в. Россия – великая мировая держава.

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Движение и восстание декабристов. Внутренняя политика Николая I: реформаторские и консервативные тенденции. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. Рост городов. Начало промышленного переворота и его особенности в России.

Кодификация права. Оформление официальной идеологии. Сословная структура российского общества. Крестьянский вопрос. Общественная жизнь в 1830– 1850-е гг. Этнокультурный облик страны. Национальная политика. Кавказская война.

Читайте также:
Какой программой открыть файл step

Внешняя политика России в период правления Николая I. Крымская война. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Социальная и правовая модернизация страны при Александре II. Великие реформы 1860–1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Национальная и религиозная политика. Общественное движение в период правления.

Внутренняя политика Александра III. Реформы и «контрреформы». Национальная и религиозная политика. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Промышленный подъём на рубеже XIX–XX вв. Индустриализация и урбанизация. Пореформенный социум: идейные течения и общественные движения в 1880–1890-е гг.

Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Внешняя политика Александра III. Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Россия на пороге ХХ в.: динамика и противоречия развития. Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт.

Имперский центр и национальные регионы. Система власти. Николай II. Общественно-политические движения и политические партии в начале XX в. Политический терроризм. Первая российская революция 1905–1907 гг. Начало парламентаризма в России. «Основные Законы Российской империи» 1906 г. Общественное и политическое развитие России в 1907–1914 гг. Россия в системе международных отношений.

Внешняя политика Николая II. Национальная и религиозная политика. «Серебряный век» российской культуры: основные тенденции развития русской культуры начала XX в. Развитие науки и образования. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.

↑ События и процессы зарубежной истории, изучаемые в 9 классе (синхронизация)

Политическое и социально-экономическое развитие европейских стран в XIX – начале XX в. Европейские революции XIX в. Утверждение конституционных и парламентских монархий. Создание Германской империи. Образование единого государства в Италии. США в XIX – начале XX в. Гражданская война в США.

Борьба за освобождение и образование независимых государств в Латинской Америке в XIX в. Политическое и социально-экономическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в XIX – начале XX в. Колониальный раздел Африки. Антиколониальные движения. Международные отношения в XIX в. Развитие науки, образования и культуры в Новое время.

↑ Темы по истории России для 10 класса

Россия в Первой мировой войне. Россия накануне войны. Роль Восточного фронта. Основные этапы и события войны. Власть и российское общество в годы войны.

Экономика и культура в годы войны. Герои войны. Нарастание революционных настроений: причины и последствия. Революция 1917–1922 гг. в России: причины, характер, лидеры и программы, основные этапы и события. Революционные преобразования большевиков. Гражданская война в России: причины, участники, основные этапы и события, итоги и последствия. Политика «военного коммунизма».

Экономика, идеология, культура и повседневный быт в годы войны. Русское Зарубежье. СССР в годы нэпа (1921–1928 гг.): перемены в сельском хозяйстве, промышленности. Финансовая реформа. Кризисы и причины свёртывания нэпа. Развитие образования, науки, культуры. Образование СССР. Национальная политика.

СССР в 1929–1941 гг.: причины и сущность «великого перелома». Индустриализация. Сплошная коллективизация. Социальная политика. Национальная политика. Развитие политической системы.

Религиозная политика. Политические репрессии и их последствия. Итоги и цена советской модернизации 1930-х гг. Революционные изменения в сфере культуры, науки, образования. Внешняя политика и её результативность. Укрепление обороноспособности страны накануне Второй мировой войны.

Великая Отечественная война 1941–1945 гг.: причины, характер, силы и планы сторон, основные этапы и события, главные сражения. Власть и общество. Экономика страны в годы войны. Массовый героизм советских людей на фронте и в тылу. Партизанское и подпольное движение.

Национальная политика и национальные движения. Культурное пространство в годы войны. Человек на войне. Внешняя политика СССР в годы войны. Освободительная миссия Красной армии в Европе. Война СССР с Японией.

Решающий вклад СССР в разгром нацистской Германии и милитаристской Японии. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Источники и значение Победы советского народа.

↑ События и процессы зарубежной истории, изучаемые в 10 классе (синхронизация)

Первая мировая война и послевоенный кризис: Мир накануне Первой мировой войны. Первая мировая война: причины, состав участников, основные этапы и события, итоги. Власть и общество в годы войны. Человек на войне. Культура в годы войны. Межвоенный период (1918–1939): Революционная волна после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система.

Страны Запада в 1920-е гг. Итальянский фашизм. Национально-освободительное движение в странах Востока. Великая депрессия и альтернативные пути выхода из мирового кризиса. «Новый курс». Германский нацизм.

Японский милитаризм. «Народный фронт». Нарастание агрессии. Политика «умиротворения» и её последствия. Основные направления развития науки, образования, культуры. Вторая мировая война: Мир накануне Второй мировой войны.

Вторая мировая война: причины, состав участников, основные этапы и события, итоги. Решающий вклад СССР в победу во Второй мировой войне. Власть и общество в годы войны. Человек на войне. Культура в годы войны.

↑ Темы по истории России для 11 класса

↑ События и процессы зарубежной истории, изучаемые в 11 классе (синхронизация)

Послевоенный мир: перемены в мире под влиянием победы во Второй мировой войне над силами реакции и агрессии. Экономические и политические изменения в странах Запада. Национально-освободительное движение в странах Востока. Распад колониальных империй и его последствия. Мировая система социализма: зарождение, основные этапы развития.

Холодная война и её влияние на послевоенный мир. Научно-техническая революция и её воздействие на развитие экономики, культуры и повседневной жизни. Современный мир в условиях глобализации.
Источник: Концепция преподавания учебного курса «История России» (2020 г.)

Источник: socialtutors.ru

Общая характеристика программы курса истории в 8-9 классах.

· Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10. Утверждены постановлением Главного государственного санитар­ного врача Российской Федерации от « 29 » декабря 2010 г. № 189;

· Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» ;

· Приказа Минобрнауки России от 26.01.2016 N 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» от 31.03.2014 N 253

· авторских программ по всеобщей истории:

8 класс – «Новая история» под редакцией А.Я.Юдовской, Л.М.Ванюшкиой;

9 класс — «Новейшая история зарубежных стран»Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О.

· — авторской программы по истории России для 6-9 класса под редакцией Данилова А.А., Косулиной Л.Г.

· Основной образовательной программы НОО МБОУ «Школа № 33»

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Актуальность программы

При составлении рабочей программы был учтён федеральный компонент Государственного образовательного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания образования курса истории. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиальное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути народов мира важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

Читайте также:
Как обновить Андроид по программе видео

В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Наше время характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.

Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность?

Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других на-родов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи изучения истории в основной школе:

· воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

· освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

· овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

· формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

· применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Общая характеристика программы курса истории в 8-9 классах.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе

обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Изучение курса истории в 8-9 классах основывается на проблемно- хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач.

Посредством программы реализуются три основные функции истории:

— познавательно, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;

— практическо- политическая функция, состоящая в том , что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;

— мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знаний исторических фактов, процессов и явлений.

Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие.

Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а так же проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

Программа ориентируется на реализацию в курсе истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

— деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельость самого школьника;

— компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной школы;

— дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и.т.д.

-личностно ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;

— проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний ( по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемой ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию, а высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.

Содержание курса истории конструируется на следующих принципах:

— принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие и личность е могут быть исследованы вне временных рамок;

-принцип объективности ,основанный а фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;

-принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;

— принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.

Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане.

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 340 часов, в 5—9 классах по 2 часа в неделю (в год 68 часов).

Курсы «История России» и «Всеобщая история», изложенные в примерной программе основного общего образования «История» раздельно, на практике изучаются синхронно-параллельно. При планировании учебного процесса преподаватель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов, место включения регионального материала. В ряде случаев целесообразно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.)

Планирование изучения предмета «История» на ступени основного общего образования составлено с учетом Базисного учебного (образовательного) плана, отводящего на изучение истории с 5 по 9 классы 11 часов в неделю (в 5—9 классах по 2 часа в неделю).

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 467 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Общая характеристика программ по истории

Телефоны: +7 (495) 772-95-90 *22901

Локальные омбудсмены:

  • Администрация
  • Студсовет

Выразительная кнопка для срочных сообщений

  • Студенты-историки НИУ ВШЭ
  • Группа для абитуриентов «Хочу на истфак Вышки»

Нашли опечатку ?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Читайте также:
Программа спутник для компьютера для чего используется

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению
Утверждение программы
Приказ от 15.07.2014 № 6.18.1-01/1507-07; протокол заседания ученого совета от 01.03.2019 № 3
Образовательный стандарт НИУ ВШЭ
Дата обновления паспорта
протокол заседания академического совета от 26.08.2022 № 1
Сетевая форма реализации
Срок, форма обучения и объем

5 лет

Очная форма обучения, 300 ЗЕ

Язык реализации

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника
Программа двух дипломов
Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Конкурентные преимущества программы

Образовательная программа НИУ ВШЭ «История» дает студентам современные знания о подходах к изучению человека и общества, учит их профессионально анализировать и использовать историческую информацию. Студенты знакомятся с историей разных стран и эпох, с различными аспектами жизни людей в далеком и недавнем прошлом. В результате бакалавры получают знания о важнейших фактах истории, их взаимовлиянии и связи с современностью, об особенностях различных исторических эпох и сущности исторического процесса.

Конкурентные преимущества программы

1. Высокий уровень подготовки. По показателям QS World University Rankings программа История НИУ ВШЭ (Москва) входит в число 100 лучших программ по истории в университетах мира. По данным World University Rankings 2020 by subject: arts and humanities (включающих дизайн, лингвистику, и т.д.) – входит в число 200 лучших образовательных программ университетов мира.

2. Сочетание глубокой академической подготовки по всем периодам мировой истории с возможностью для студента выбрать разнообразные дисциплины прикладного характера, формирующие профессиональные компетенции и предоставляющие возможность успешной конкуренции на рынке труда.

3. Наличие серьезного практического и проектного компонента. Студент проходит практики: археологическую, музейную, архивную, педагогическую – знакомясь со всеми сферами профессиональной деятельности.

4. Индивидуальная образовательная траектория и наличие значительного количества курсов по выбору.

5. Сильный преподавательский состав

6. Активная проектно-исследовательская работа, участие в работе лабораторий Школы исторических наук и ФГН.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Область профессиональной деятельности выпускников ОП «История», освоивших программу бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», включает: научные исследования по всему спектру всемирной истории; преподавание соответствующих курсов в сфере образования; популяризацию исторических знаний в средствах массовой информации; экскурсионную, музейную деятельность и работу в архивах.

Выпускники ОП «История» смогут осуществлять профессиональную деятельность в таких сферах, как:

  • академические и научно-исследовательские организации, связанные с исторической проблематикой, в качестве научных сотрудников, способных к участию в коллективных исследовательских проектах;
  • средние и специальные учебные заведения — в качестве преподавателей всего спектра исторических и общественных дисциплин;
  • издательства, редакции средств массовой информации, с целью осуществления консультативной, экспертной и журналистской работы в электронных, печатных теле- и радиовещательных СМИ; рецензирование и редактирование научных, научно-популярных и публицистических работ; популяризация историко-культурных знаний.
  • В сфере экскурсионной деятельности, а также деятельности по учету и хранению музейных коллекций, организации музейного (в том числе виртуального) пространства, его наполнения; в сфере популяризации музейных собраний и культурного наследия.

В указанных видах профессиональной деятельности выпускник ОП «История» должен уметь решать следующие профессиональные задачи:

1) для научно-исследовательской деятельности – поиск и анализ исторических источников различных типов и видов для проведения научных исследований; участие в работе семинаров, научно-теоретических и научно-практических конференций, круглых столов, презентациях результатов научной деятельности; подготовка научных текстов (статей, разделов монографий, рецензий и др.) для публикации в научных изданиях; составление библиографических обзоров, аннотаций, рефератов, пояснительных записок, разделов научно-аналитических отчетов по результатам научно-теоретической и эмпирической исследовательской работы;

2) для педагогической деятельности – преподавание курса истории в сфере общего образования, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования;

3) для экспертно-аналитической деятельности – составление рецензий и обзоров, аннотаций и аналитических справок по запросам работодателей;

4) культурно-просветительской деятельности – изложение и комментирование в популярной форме исторической информации в ходе публичных выступлений ( в том числе в печатных и электронных СМИ), а также в интернет-пространстве (социальные сети, блоги, иные информационные и дискуссионные площадки); информационное обеспечение историко-культурной и просветительской работы в рамках деятельности организаций и учреждений культуры, органов местного, регионального и республиканского самоуправления.

Характеристики образовательных модулей программы

для Образовательного стандарта 2019 года в редакции 2022 года

Базовый профессиональный модуль ОП «История» (Major) призван способствовать тому, чтобы студенты могли получать общегуманитарное образование и осваивать базовые навыки и компетенции профессии историка, методы работы с ретроспективной информацией. Этот блок включает такие дисциплины как: археология, латинский язык, второй иностранный язык (французский, немецкий, испанский, итальянский). Предметную область по истории разных периодов и регионов представляют курсы: Древний Восток и Античность, Политическая история России, Европа IV-XV, Европа XVI-XVIII, Стары й и Новый свет XIX-XX вв. Вспомогательные исторические дисциплины и Источниковедение также входят в базовый профессиональный модуль.

Вариативная часть профессионального модуля позволяет студенту свободно формировать индивидуальную траекторию обучения в самом широком диапазоне – от выбора древнего языка (или его уровня) до углубленного изучения отдельных исторических эпох. Такой подход способствует обеспечению студентов современными знаниями о существующих в гуманитаристике познавательных подходах и методах изучения человека и общества, овладению языком современных социальных и гуманитарных наук, формированию представления о взаимосвязанности гуманитарных дисциплин и междисциплинарном характере современного гуманитарного знания. Значительное количество элективных дисциплин включает продолжение знакомства с древними языками, углубленное знакомство с различными периодами человеческой истории и истории отдельных регионов, методиками работы историков.

Участие программы «История» в проекте «широкого бакалавриата» Факультета гуманитарных наук позволяет студентам-историкам осваивать дисциплины, предлагаемые также филологам, историкам искусства, философам и культурологам. Тем самым создается основа для освоения междисциплинарного подхода, что также является одним из актуальных требований современного гуманитарного знания.

Большое значение придается преподаванию английского языка. Ряд важных учебных дисциплин преподается на английском языке, что способствует повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

Студенту ВШЭ предоставляется возможность выбрать дополнительный профиль — «майнор»: блок из четырех взаимосвязанных дисциплин — по истории права или социологии, по менеджменту или истории международных отношений – выбор очень велик. Фактически речь идет о приобретении второй специальности, что помогает при формировании индивидуальной образовательной траектории на уровне магистратуры.

Модуль дисциплин общего цикла способствует ознакомлению студентов с методами и инструментарием других областей научного знания, которые могут быть актуальны для выпускника НИУ ВШЭ. Помимо Цифровой грамотности (блок Data Culture), сюда входят курсы по экономике, праву.

С первого года обучения для студентов ОП «История» предусмотрен научно-исследовательский семинар, в рамках которого студенты получают навыки научной работы. Студенты знакомятся с научно-исследовательским инструментарием, учатся читать и анализировать исторические источники (письменные и визуальные), писать научные работы.

Обязательной является также практика в архивах, музеях и в археологических экспедициях. С помощью педагогической практики в новой программе усилено освоение востребованных педагогических навыков.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине «Физическая культура» (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Источник: www.hse.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru