В данной статье анализируется информационное обеспечение Пенсионного фонда РФ в современных экономико-правовых реалиях эпохи цифровизации. Рассмотрено как пенсионные услуги стали более доступными и качественными после введения цифровых технологий.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ, ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИИ, ПФР, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ
Текст научной работы
Сложно представить себе полноценную работу механизма пенсионной системы страны без его информационного обеспечения. Вся информация аккумулирована в определенных компьютерных программах.
Наше время отличается тем, что управление любой формой деятельности невозможно без обработки значительных массивов данных, осуществляемой вычислительной техникой. Компьютерные технологии, используемые в работе, претерпели значительные изменения и в части аппаратной составляющей, и в части принципов и методов обработки данных как с позиции области ее применения, так и с позиции широты использования.
НПФ и Система софинансирования пенсий. Программа долгосрочных сбережений на пенсию
Пенсионное страхование всегда было частью отрасли, где любые реформы и нововведения приживались довольно сложно. Проблема состоит в разрыве общественного сознания и реалий экономической и социальной жизни страны.
Но проводимая масштабная цифровизация, нуждается в притоке новых технологий, а это в полной мере относится и к пенсионному фонду. Основная цель внедрения цифровых технологий в пенсионное страхование — увеличение доступности и качества пенсионных услуг.
На сегодня ПФР — это оператор, обслуживающий крупные информационные системы, в частности автоматизированную информационную систему Пенсионного фонда.
ПФР РФ уже довольно давно ввел в эксплуатацию единую государственную информационную систему предоставления гражданам данных относительно различных форм социальной поддержки — ЕГИССО. В ней собраны сведения о всех социальных льготах и выплатах, которые планируется предоставлять гражданам на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Система позволит объединить данные из множества ведомств, упростить порядок получения информации и ускорить ее передачу.
Сервис позволяет решить следующие задачи: анализ работы различных учреждений в социальной области; оказание адресной помощи лицам, которые в ней нуждаются; расширение видов социальной гарантии для населения; планирование федерального и регионального бюджета; получение сведений по стране и региону; создание общей базы данных; организация электронного взаимодействия между ведомствами; информирование граждан о мерах соцподдержки.
Классификатор мер социальной защиты ЕГИССО позволяет унифицировать данные меры. Каждая ее разновидность имеет определенный код. В базу данных включены пенсии, доплаты к ним, страховые выплаты, социальные пособия, компенсации, субсидии, льготы, помощь в натуральном виде, услуги социального вида.
Уже сегодня у граждан Российской Федерации есть возможность получать большую часть услуг Пенсионного фонда не выходя из дома, через интернет. Все услуги и сервисы, которые Пенсионный фонд предоставляет в электронном виде, объединены в один портал на сайте ПФР. Персональный аккаунт на сайте ПФР позволяет получить сведения о пенсиях, социальных выплатах, маткапитале и пенсионных накоплениях.
Какие виды пенсий существуют в России?
Ежегодно Пенсионный фонд тратит на информатизацию 10–11 млрд руб., занимая по этому показателю лидирующие позиции среди федеральных структур.
Также Пенсионный фонд РФ создал и использует одну из самых крупных IT-систем России — АИС ПФР. Система необходима для учета граждан в структуре пенсионного страхования, управления данными о каждом застрахованном гражданине для обеспечения его пенсионных прав.
В состав АИС ПФР входит ряд функциональных подсистем, например, персонифицированный учет, управление страховыми взносами, назначение, перерасчет и выплата пенсий и иных социальных выплат, управление средствами пенсионных накоплений, анализ и отчетность, внешнее взаимодействие и обмен данными, кроме перечисленных надо упомянуть набор инфраструктурных и обеспечивающих подсистем.
Ключевое назначение АИС ПФР — автоматизация процессов предоставления гражданам РФ государственных услуг и реализации функций ПФР, а также для обеспечения информационно-аналитической поддержки работы ПФР.
Услугами АИС ПФР постоянно пользуется порядка 100 тыс. внутренних пользователей. Совокупный размер баз данных, обслуживаемых в ПФР, равен 247,5 Тб. В среднем в течении одних суток обрабатывают 120 Гб. В состав парка серверного оборудования входит более 10 000 серверов разных платформ.
Если не так давно ПФР РФ вел реестры, предназначенные лишь для реализации своих функций, то при формировании АИС ПФР перед специалистами была поставлена задача перенацелить информационные ресурсы Фонда на предоставление информации другим организациям. В результате, сведения из реестров получает множество пользователей.
В АИС ПФР уделено значительное внимание вопросам информационной безопасности и защиты дынных, обеспечивающей полноценную работу ПФР, соблюдение требований законодательства и защиту участников информационного обмена от кибератак.
В течение 2016 года Пенсионный фонд по решению правительства занимался разработкой сервиса, который позволит оказать социальную поддержку гражданам с инвалидностью. В результате был создан Федеральный реестр инвалидов.
Граждане могут зайти в свой личный кабинет, в котором содержатся сведения о группе, причине, сроке инвалидности, дате ближайшего освидетельствования, мероприятиях программы реабилитации и другую важную информацию. С мая 2017 года гражданин может посмотреть сведения касательно выдачи средств реабилитации.
Значительным препятствием на пути развития цифровых систем пенсионного фонда является отсутствие законодательного и нормативно-правового регулирования внедрения новых технологий. В настоящее время объемы бумажной документации в Пенсионном фонде очень велики. И в основном они носят дублирующий характер, что увеличивает сроки исполнения, подготовки и предоставления ряда документов. Затруднительно решить вопрос хранения бумажной документации.
Очень сложно выстраивать стратегию цифровизации пенсионного страхования. Но использование информационных технологий имеет множество преимуществ, в большинстве своем они облегчают жизнь человека, делают большинство процессов более прозрачными.
Информационные компьютерные технологии и особенности их применения в образовательном процессе школы
- Фролов С.А.
Основные аспекты эффективности цифровизации предприятий коммунального водоснабжения и водоотведения
- Погиблов Ю.Ю.
Банковский сектор России и его анализ
- Богатырева Ю.С.
- Сазонов С.П.
Цифровая трансформация образования
- Чертушкин Д.А.
Формирование финансовых ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации
- Мелеинова Д.Ю.
- Воротилова О.А.
Список литературы
- Каурова, О.В., Информационное обеспечение актуарной деятельности в Пенсионном фонде Российской Федерации: международная и отечественная практика : монография / О.В. Каурова. — Москва : Русайнс, 2020. — 276 с.
- Петюкова, О.Н., Разработка системы информационного обеспечения актуарной деятельности в Пенсионном фонде Российской Федерации : монография / О.Н. Петюкова, Г.И. Андрющенко, В.М. Заернюк [и др.]. — Москва : Русайнс, 2020. — 244 с.
- Мезенцева, Т.М., Проблемы учета, контроля и анализа, в современной системе информационного обеспечения устойчивого развития экономических субъектов : монография / Т.М. Мезенцева. — Москва : КноРус, 2021. — 294 с.
- Ясенев, В.Н., Информационные системы в экономике. : учебное пособие / В.Н. Ясенев, О.В. Ясенев. — Москва : КноРус, 2021. — 428 с.
- Лосева, А.Ю., Современные информационные системы: теория и практика : монография / А.Ю. Лосева, Д.Д. Цыренов. — Москва : Русайнс, 2020. — 101 с.
- Горбенко А.О. Информационные системы в экономике : учебное пособие / Горбенко А.О. 4-е изд. — Москва : Лаборатория знаний, 2020. — 293 с.
- Лашина, М.В., Информационные системы и технологии в экономике и маркетинге. : учебник / М.В. Лашина, Т.Г. Соловьев. — Москва : КноРус, 2019. — 301 с.
- Коноплева И.А. Информационные системы в экономике : учебное пособие / Коноплева И.А., Коноплева В.С. — Москва : Проспект, 2018. — 112 с.
- Пенсионный фонд Российской Федерации. Официальный сайт. [Электронный ресурс] — URL: http://www.pfrf.ru
Цитировать
Мелеинова, Д.Ю. Развитие информационных систем в Пенсионном фонде Российской Федерации / Д.Ю. Мелеинова, О.А. Воротилова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 132. — С. 66-67. — URL: https://novainfo.ru/article/19263 (дата обращения: 10.06.2023).
Поделиться
Настоящий ресурс содержит материалы 16+
Источник: novainfo.ru
Информационные технологии пенсионного фонда
Пенсионный фонд в системе внебюджетных фондов РФ занимает особое положение. Фактически он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, однако свои средства может использовать только в строго оговоренных направлениях, посредством процедур, регламентированных государством. Государство определяет размеры пенсий, технологии ее начисления и выплат.
Другими словами пенсионный фонд аккумулирует денежные средства, размещает их определенным образом и осуществляет выплату, гарантированную государством.
Пенсионный фонд как элемент бюджетной системы выполняет распределительную функцию и соответственно имеет все 3 уровня распределений: федеральный, региональный, местный.
Все отчисления фонда, принадлежащие первому уровню, решают один и тот же типовой набор задач. Взаимодействие и обмен данными между подразделениями пенсионного фонда осуществляется с помощью корпоративной вычислительной сети или при ее отсутствии с помощью сети Internet.
Основной задачей пенсионного фонда явялется управление бюджетом пенсионного фонда, что означает управление доходами и управление расходами.
Доходы бюджета складываются из поступления сумм единого социального налога, взносов на обязательные пенсионные страхования, средств размещения временно свободных средств, а также сумм страховых взносов в накопительную часть трудовой пенсии, сумм санкций, а также добровольных взносов юридических и физических лиц. Контроль за поступлением денежных средств ведут налоговые органы соответствующего уровня. Взыскание недоимок и пеней по страховым взносам органы пенсионного фонда осуществляют самостоятельно в судебном порядке.
Полный учет пенсионных доходов и расходов пенсионного фонда в целом возможен только при наличии единой автоматизированной информационной системы. На данный момент идет активная разработка ее функциональных элементов.
Разработаны системы для пенсионных органов местного самоуправления, которые решают следующие задачи:
1. Сбор анкетных данных, т.е. регистр застрахованных лиц, выдача страховых свидетельств и их дубликатов.
2. Ввод и обработка сведений о стаже и доходах застрахованного лица.
3. Получение выписок из лицевого счета зарегистрированного лица.
4. Обмен данными с базой данных регионального уровня.
5. Ведение классификаторов, подразделений и сотрудников пенсионного фонда, а также реестров застрахованных в пенсионном фонде данного региона работодателем и формирование статистических отчетов.
Согласно федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании» от 15 декабря 2001 года №167ФЗ все страхователи должны быть зарегистрированы в базе данных территориальных органов пенсионного фонда, а все работодатели в свою очередь должны регулярно подавать сведения о своих работниках.
Если сведения о работнике поданы в первый раз, то ему присваивают индивидуальный номер зарегистрированного и выдается свидетельство. Сведения о зарегистрированном работнике заносятся в центр пенсионного фонда, где хранятся данные обо всех зарегистрированных.
Далее работодатель сообщает регулярно в территориальное отделение пенсионного фонда сведения о стаже и о заработке зарегистрированных лиц, самостоятельно выполняет страховые взносы за каждого работника и передает эти сведения в пенсионный фонд. Эти сведения заносятся в автоматизированную информационную систему пенсионного фонда и потом поступают в общую информационную систему пенсионного фонда РФ.
При необходимости программа позволяет осуществлять контроль за правильностью уплаты страховых взносов каждым работодателем.
Также автоматизированная информационная система пенсионного фонда позволяет проводить статистический анализ работы пенсионного фонда и формировать необходимые отчеты в автоматическом режиме.
К расходам пенсионного фонда РФ принято относить выплату пенсий и пособий, назначенных согласно законодательству РФ — это государственная пенсия, ежемесячные доплаты к государственной пенсии для отдельных категорий граждан, а также финансирование региональных программ социальной защиты, таких как: доплаты проживающим в неблагоприятных условиях и т.д.
Учет расходов пенсионного фонда осуществляется с помощью автоматизированной системы «Назначения и выплаты пенсий и пособий». Она разработана в соответствии с названным законом «О государственных пенсиях в РФ» и нормативными актами.
Программа написана в среде Clipper и предназначена для секторов районного и государственного уровня в децентрализованном режиме.
Программа выполняет следующие функции:
1. Ведение карточек пенсионных дел:
o назначение пенсий и пособий;
o коррекция и перерасчет пенсий;
o расчет стажа, среднего заработка;
o расчет повышений и надбавок;
o выдача протоколов;
o выдача справок о стаже, заработке, иждивении, отказе от пенсии.
2. Ведение картотеки получателей алиментов и пособий;
3. Регистрация исполнительных документов по учреждениям и доплатам и ежемесячный расчет выплачиваемой суммы пенсии с учетом этих сумм;
4. Выдача необходимых документов для выплаты пенсии: ведомости, разовые поручения в отделения связи, списки получателей пенсии, филиалы сбербанка и распоряжения на разовые почтовые переводы;
5. Формирование платежных поручений для расчетов со сбербанком и отделениями связи;
6. Массовый перерасчет копий при ее индексации, ведение районных коэффициентов и т.д.;
7. Выдача первичной информации по назначению и выплате пенсии;
8. Формирование форм государственной статистической отчетности;
9. Прочие вспомогательные функции.
Программное обеспечение предназначено для работы в среде Windows на компьютерах Macintosh и обеспечивает одновременное выполнение нескольких приложений.
Т.к. база данных пенсионного фонда РФ содержит сведения о страхователях, застрахованных лицах и выплатах, то в пенсионном фонде большое внимание уделяется информационной безопасности.
Эта информация может выдаваться только по запросу застрахованного лица или пенсионера или по мотивированным запросам организации, согласно действующему в РФ законодательству о передаче конфиденциальной информации. Для обеспечения защиты информации от несанкционированного доступа, хакерских атак из интернета и незаконного проникновения, осуществлен комплекс мероприятий по защите информации, т.е. автоматизированный доступ к данным, аппаратные средства защиты информации, криптографическая защита, программное разбиение сетевого трафика, межсетевые экраны.
Источник: studbooks.net
Общая характеристика компьютерных программ используемых для назначения и выплаты пенсий
В современных условиях являются актуальными вопросы модернизации пенсионной системы. В данной работе авторами рассмотрены возможности применения программного обеспечения для ускорения процесса назначения пенсий и повышения качества определения ее размера.
Термин «пенсия» в переводе с латинского слова «pension» означает «платеж», в нашем изложении подразумевает регулярные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам утраченного дохода в связи с нетрудоспособностью, утерей кормильца, достижением соответствующего возраста.
Государственное пенсионное обеспечение является частью пенсионной системы, обеспечивающей за счет средств Пенсионного фонда и федерального бюджета выплаты отдельным категориям граждан. Исторический опыт показывает, что государственная система пенсионного обеспечения должна быть централизованной, обладать достаточным уровнем финансовой и административной независимости, иметь обязательные для исполнения на всей территории страны законы.
В настоящее время в России все еще действует так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Ее суть в следующем: все средства, уплачиваемые за счет работающих граждан в виде обязательных пенсионных взносов, распределяются между пенсионерами с учетом продолжительности их трудовой деятельности. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, т.к. те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Подобные системы существуют и успешно функционируют во многих развитых странах (страны Европы, США, Канада, Япония и т.д.).
Начавшаяся пенсионная реформа затрагивает весь комплекс отношений, функционирующий в обществе, связанных с пенсионным обеспечением: по образованию соответствующих финансовых источников, материальному обеспечению граждан в виде пенсий, управлению пенсионным обеспечением и т.д. На федеральном уровне сделаны попытки полностью перестроить правовое регулирование общественных отношений в этой сфере.
Главным предназначением пенсионной реформы является замена распределительной системы пенсионного обеспечения на принципиально иную – накопительную.
Суть накопительной пенсионной системы состоит в том, что страховые взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выйдет на пенсию, эти сбережения и обеспечат в будущем выплату пенсии. Потенциальный пенсионер при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть «пенсионной уравниловки», в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений.
Предполагается, что элементы накопительного финансирования будут поэтапно внедряться в обязательную систему пенсионного страхования. При этом в обязательную накопительную систему одновременно включаются все работающие независимо от возраста, профессии и места работы.
Работодатели уплачивают страховые взносы в установленном порядке в общей сумме, исходя из совокупного тарифа к фонду заработной платы, включая сумму страховых взносов, подлежащую зачислению на накопительный счет. Вся сумма страховых взносов зачисляется на счета Пенсионного фонда, который переводит фактически поступившие страховые взносы пропорционально, исходя из установленного тарифа, на отдельный банковский счет по учету страховых взносов в накопительной схеме. Затем указанные денежные средства направляются на расчетные счета управляющих компаний.
Таким образом, данными средствами Пенсионный фонд не управляет, для этих целей функционируют управляющие компании, отвечающие за их размещение и работу.
По истечении года в установленные сроки плательщики страховых взносов представляют в службу Пенсионного фонда по месту их регистрации в качестве плательщиков, сведения по каждому работнику об уплаченных в накопительную систему суммах для их отражения на именных накопительных счетах в рамках системы персонифицированного учета. Управляющая компания с определенной периодичностью направляет Пенсионному фонду информацию о начислении инвестиционного дохода, который определяет среднюю величину инвестиционного дохода для учета на именных накопительных счетах застрахованных.
Таким образом, основными преимуществами накопительной системы являются:
— зависимость размера пенсии от заработной платы;
— отсутствие факта влияния демографической ситуации в стране на финансовую устойчивость пенсионной системы;
— увеличение объема сбережений способствует ускорению экономического роста.
Сфера распространения социальных пенсий зависит от социально-экономического развития общества в прошлом, которое характеризовалось полной занятостью трудоспособного населения и правом практически каждого нетрудоспособного гражданина на трудовую пенсию. Однако по мере развития рыночной экономики круг лиц, не имеющих страхового стажа, будет расширяться, а роль социальных пенсий, соответственно, возрастать. Естественно, что государство с социально ориентированной экономикой не может игнорировать проблемы материального обеспечения значительного круга нетрудоспособных, по разным причинам не охваченных социальным страхованием. Таким образом, первым уровнем внедренной системы является базовая часть пенсии, которая в перспективе должна заменить социальную.
В качестве второго уровня выступает страховая часть пенсии, ее роль определяет всю организацию социального, и в первую очередь пенсионного, страхования. В контексте реформы она должна быть освобождена от несвойственных ей функций, и перестать соответствовать природе солидарности поколений, на которой сейчас базируется социальное страхование. Из чего вытекает принципиальное требование к реформе трудовых пенсий: соответствие условий предоставления и размеров пенсий объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица, зависящему от продолжительности страхования и величины взносов.
Третий уровень системы пенсионного обеспечения должны составлять негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств в страховых компаниях или пенсионных фондах.
В современной России проблема совершенствования системы пенсионного обеспечения становится одной из актуальных задач, ведь без ее эффективного функционирования не может быть стабильности и прогресса в обществе.
Следует отметить, что активное распространение высоких технологий способствовало внедрению в практику автоматизированной системы расчета размера пенсии.
В Кабардино-Балкарской Республике с 1998 года при исчислении пенсий применяется программное обеспечение. Автоматизированная система «Назначение и выплата пенсий и пособий», (в дальнейшем система), разработана в среде CLIPPER 5.01 и функционирует под управлением операционной системы MS DOS 3.3 и выше. Система предназначена для работы на персональных компьютерах типа IBM PC/AT (XT). Она заполняется информацией из пенсионных дел вручную. Для эффективной работы специалиста на один персональный компьютер вводится около 7-8 тыс. пенсионных дел.
Следует отметить, что система не требует специальных знаний в области компьютерной техники и программирования, при работе допускается широкое применение команды «Помощь».
Система выполняет следующие функции:
1. Ведение картотеки пенсионных дел:
— назначение пенсии или пособия;
— ввод ранее рассчитанного пенсионного дела;
— корректировка и перерасчет пенсионных дел;
— расчет стажа, среднего заработка, повышений и надбавок;
2. Ведение картотеки получателей пособий.
3. Ведение словарей и классификаторов.
4. Ежемесячный расчет выплачиваемой суммы пенсии с учетом удержаний и доплат.
5. Выдача выплатных и сопроводительных документов для выплаты пенсии:
— ведомостями через отделение связи;
— почтовыми переводами через отделение связи;
— разовыми поручениями через отделение связи;
— списками через сбербанк;
— разовыми почтовыми переводами;
6. Формирование платежных поручений для расчетов с узлом связи и сбербанком.
7. Учет выплаты при расчетах с узлом связи и сбербанком.
8. Массовый перерасчет пенсий:
— при увеличении минимального размера пенсии;
— при изменении районного коэффициента;
— при изменении размера компенсации;
9. Сервисное обслуживание:
— выбор принтера, управление печатью, цветом;
— сжатие, индексация, очистка и слияние информационных массивов;
— копирование на дискету и восстановление с дискеты правовой и выплатной информации;
— ввод (вывод) правовой и выплатной информации с другого компьютера через дискету.
Основными функциями специалиста при работе с Системой являются ведение картотеки получателей пенсий, пособий и алиментов и выдача выплатных и сопроводительных документов.
После запуска программы на экране появляется главное меню и системная дата, установленная в компьютере.
На первом этапе работы в режиме «Словари» вводятся словари и служебная информация. Словари используются в дальнейшем при вводе выплатной информации и для хранения информации в закодированном виде. Служебная информация используется при расчетах и выдаче выходных форм. Заполнение словарей и служебной информации выполняется до начала работы с картотекой. В Системе используются следующие словари:
► Источники финансирования выплат;
► Причин прекращения выплаты;
Следует отметить, что в процессе работы «Словари» могут дополняться и корректироваться.
В режиме «Назначение и выплата» производится ввод пенсионных дел в картотеку. В режиме «Картотека» осуществляется ввод новых и корректировка старых пенсионных дел (пособий, алиментов), ввод правовой и выплатной информации, поиск получателя и просмотр информации о выплате.
На первом этапе заполняется картотека новых назначений, где находятся дела, по которым еще не оформлен протокол и не производится выплата. После заполнения общих сведений о пенсионере, получателе пособия или алиментов, производится ввод правовой информации в режиме «Правовая информация» и автоматический расчет пенсии или пособия. В картотеке новых назначений на каждого получателя необходимо ввести выплатную информацию (способ выплаты, источник финансирования, отдел связи, сбербанк, и т.д.).
Для того чтобы начать выплачивать назначенную пенсию (пособие) необходимо перевести получателя из картотеки новых назначений в основную картотеку.
В режиме «Статистика» основным используемым режимом является режим «Учет выплаты». В этом режиме выдаются документы, необходимые специалисту для проверки расчетов с узлом связи и сбербанком, а также реестры алиментов, удержаний и доплат. Кроме того, выдаются документы по учету ежемесячных выплат по алиментам и удержаниям.
В режиме «Сервис» при необходимости производится установка принтера, управляющих символов для печати, изменение цвета и отключение звуковых сигналов.
Выдача выплатных и сопроводительных документов осуществляется в режиме «Выплата». Порядок выпуска таких документов зависит от способов выплаты. В Системе предусмотрено 4 постоянных способа выплаты.
1. Ведомостями через отделение связи.
2. Почтовыми переводами только за пределы района (по адресу фактического проживания или получателю алиментов).
Внутри района предусмотрены только разовые почтовые переводы.
3. Списками через сбербанк.
4. Списками (разовыми поручениями — талонами) через отделение связи.
После заполнения общей информации о пенсионере вводятся данные о стаже и заработке, затем осуществляется конвертация пенсионных прав, т.е. определяется пенсионный капитал, который необходим в дальнейшем для расчета размера пенсии.
С помощью АРМ «Назначение и выплата пенсий и пособий» расчет размера пенсии осуществляется автоматически после ввода данных о стаже и заработке.
Так как пенсионное дело находится в новой картотеке, выплата пенсии по нему невозможна. Дело должно быть переведено в основную картотеку, после чего печатается распоряжение.
В АРМ предусмотрена выдача следующих выходных форм:
► Справка (информация о порядке расчета размера пенсии);
► Распоряжение (финансовый документ);
► Стаж (информация о периодах трудовой деятельности);
► Средний заработок (данные о заработной плате);
► Иждивенцы (возраст, срок выплаты, родственные отношения с пенсионером и др.).
АРМ «Назначение и выплата пенсий и пособий» является стандартной программой, разработанной в централизованном порядке. Необходимо отметить, что в практике пенсионного обеспечения Кабардино-Балкарской Республики распространена разработка отдельных внутренних программ.
Так, в Отделении Пенсионного фонда России по КБР создана база данных регионального уровня «Назначение, начисление и выплата пенсий». Ее формирование происходило на основании данных о назначении, начислении и выплате пенсий каждого из Управлений ОПФР по КБР. Создание такой базы данных обусловлено необходимостью получения в ОПФР по КБР оперативной информации о каждом пенсионере Кабардино-Балкарии из единой картотеки.
На основе базы данных «Назначение, начисление и выплата пенсий» в Отделении и Управлениях ПФР по КБР эксплуатируется комплекс задач аналитического характера для получения выходной информации в целом по Республике и в разрезе Управлений.
На основе сведений базы данных регионального уровня в ОПФР по КБР функционирует информационно-справочная служба «Пенсионер», с помощью которой каждый пенсионер имеет возможность получить информацию о своем пенсионном деле, о документах, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, ознакомиться с законами и другими нормативными правовыми документами, регулирующими нормы пенсионного обеспечения, которые поступают из информационно-правовой службы «Консультант Плюс».
Также установлена и функционирует программа «Документооборот», позволяющая регистрировать и прослеживать порядок обработки документов, служащих основанием для назначения, перерасчета, изменения сроков выплаты или других изменений пенсии. В программе фиксируются справки БМСЭ, Министерства здравоохранения и социального развития населения, ЗАГСов, похоронных бюро и других организаций. Также регистрируются поступившие из Управлений по районам и городам КБР пенсионные дела и дела прибывших из других регионов пенсионеров. Все заносимые данные анализируются и отражаются в различных выходных формах, которые используются в дальнейшей работе.
Информационно-поисковая система «Информирование застрахованных лиц» позволяет застрахованному лицу получить информацию о состоянии своего индивидуального лицевого счета в разрезе каждого работодателя, при необходимости распечатать ее. Также посетитель может воспользоваться справочной информацией для ознакомления с законодательными актами по информированию застрахованных лиц.
Для решения более специализированных задач разрабатываются отдельные программы, например для получения списков пенсионных дел с истечением срока выплаты и т.д.
Вместе с тем, следует отметить, что действующая автоматизированная система назначения пенсий не совершенна. Она функционирует под управлением операционной системы MS DOS. Она занимает много оперативной памяти, позволяет выводить на печать только текстовые форматы и обладает рядом других недостатков. В настоящее время в практике получил распространение более усовершенствованный вид операционной системы – Windows, который плохо работает с задачами MS DOS. Таким образом, необходимо трансформировать программу «Назначение и выплата пенсий и пособий» из операционной системы MS DOS в Windows.
АРМ «Назначение и выплата пенсий и пособий» является стандартной программой, разработанной в централизованном порядке и не допускающей каких-либо корректировок при эксплуатации. Ее обновление происходит регулярно, вследствие чего новые версии поступают достаточно часто. На наш взгляд обеспечение версий хотя бы кратким комментарием, содержащим характер изменений, значительно упростит работу пользователя и позволит отслеживать имеющие место изменения.
При эксплуатации данной программы возникают проблемы и более частного характера. К примеру, в Управлениях отсутствует возможность в ее рамках контролировать появление лиц, зарегистрированных и получающих пенсию в разных городах и районах КБР, ввиду чего появляется необходимость формирования дополнительных вспомогательных программ. Также необходимо отметить, что в случае повторной корректировки суммы уплаченных страховых взносов отсутствует возможность просмотра в базе данных ранее учтенной суммы, что усложняет процесс установления пенсий. В данном случае необходимо доработать программный комплекс, указывая новую сумму дополнительной строкой.
Применение автоматизированных форм обработки данных в системе пенсионного обеспечения населения значительно расширяет возможности получения аналитической информации, а также ускоряет процесс назначения пенсий и повышает качество определения ее размера.
Источник: science-education.ru