Уровни образования
В России образование разделяется на общее и профессиональное. В общее образование входит дошкольное обучение и школа. Профессиональное образование получают в колледжах и высших учебных заведениях – университетах, академиях, институтах.
Помимо общего и профессионального образования, существуют программы дополнительного образования. К таким программам относятся:
- Подготовительный факультет;
- Летние школы;
- Дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы;
- Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Из каких уровней состоит российское образование?
Высшее образование в России состоит из трех уровней:
Первый уровень. Бакалавриат
Бакалавриат – это полноценное высшее образование. Ты получишь общую фундаментальную подготовку, после чего можно сразу начать работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.
Требования к кандидатам | Среднее общее образование |
Сроки обучения (очная форма) | 4 года |
Возможность очно-заочного обучения | Есть |
Квалификация выпускника | Бакалавр |
Документ по окончании образования | Диплом бакалавра |
Дальнейшее обучение | Магистратура |
Второй уровень. Магистратура
Обучение в магистратуре углубляет специализацию по выбранному направлению. По окончании обучения, можно заниматься профессиональной деятельностью или заняться научной деятельностью в аспирантуре.
Образование не нужно (моя история в мгту им баумана)
Требования к кандидатам | Бакалавриат, специалитет |
Сроки обучения (очная форма) | 2 года |
Возможность заочного обучения | Нет |
Квалификация выпускника | Магистр |
Документ по окончании образования | Диплом магистра |
Дальнейшее обучение | Аспирантура |
Бакалавриат и магистратура в России эквивалентны европейским бакалаврам и магистрам. Россия входит в Болонскую конвенцию, и дипломы признаются в большинстве европейских стран.
Первый + второй уровень. Специалитет
В отличие от бакалавриата, специалитет дает не только фундаментальную, но и практическую подготовку. Ты сможешь заниматься профессиональной деятельностью сразу после окончания обучения, продолжить обучение в магистратуре или заняться научной деятельностью в аспирантуре. К специалитету относятся все медицинские, военные и часть технических специальностей: компьютерная безопасность, проектирование технологических машин и комплексов, фундаментальные математика и механика и другие.
Требования к кандидатам | Среднее общее образование* |
Сроки обучения (очная форма) | Не менее 5 лет |
Возможность заочного обучения | Чаще всего нет, решение принимает вуз в индивидуальном порядке |
Квалификация выпускника | Специалист |
Документ по окончании образования | Диплом специалиста |
Дальнейшее обучение | Магистратура или аспирантура |
* Полная средняя школа, обычно от 10 до 12 лет в зависимости от страны.
Порядок приёма обучающихся на образовательные программы высшего образования
Третий уровень. Высшая квалификация (научная деятельность)
Основная форма подготовки научных кадров в России – аспирантура. Обучение в аспирантуре состоит из нескольких блоков:
- Образовательная часть
- Педагогическая деятельность
- Практика
- Научно-исследовательская работа
По окончании аспирантуры тебе предстоит защитить диссертацию, после чего ты получишь первую степень, подтверждающую статус ученого – кандидат наук.
Помимо аспирантуры, существуют другие формы подготовки научных кадров:
- Адъюнктура – это аспирантура вузов Вооруженных сил и Министерства внутренних дел и Министерства чрезвычайных ситуаций Российской федерации
- Интернатура – практика в медучреждении под руководством старших коллег для выпускников медицинских вузов, после которой они получают право профессиональной деятельности
- Ассистентура-стажировка – программа подготовки работников высшей квалификации в сфере искусств, после которой выпускник получает право исполнительской и преподавательской деятельности
Требования к кандидатам | Магистратура, специалитет | Магистратура, специалитет в области культуры |
Сроки обучения (очная форма) | 3-4 года | 2 года |
Возможность заочного обучения | 4-5 лет | Нет |
Квалификация выпускника | Исследователь, преподаватель-исслодователь | Специалист высшей квалификации, преподаватель в высшей школе |
Степень | Кандидат наук | — |
Документ по окончании образования | Диплом об окончании аспирантуры | Диплом об окончании ассистентуры-стажировки |
Дальнейшее обучение | Защита докторской диссертации | Защита кандидатской диссертации, защита докторской диссертации |
Источник: russia-study.com
Образовательные программы высшего образования и формы их реализации
Программы бакалавриата и программы специалитета реализуются образовательными организациями высшего образования, программы магистратуры — образовательными организациями высшего образования и научными организациями (далее вместе — организации) в целях создания студентам (курсантам) (далее — обучающиеся) условий для приобретения необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности.
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией согласно ФГОСам. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.
Содержание ОПОП ВО:
Общая характеристика образовательной программы: цель ОПОП ВО; трудоемкость и сроки освоения; — сведения о квалификации, присваиваемой выпускникам; — направленность (профиль) образовательной программы; — вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся выпускники; — описание трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом (карта профессиональной деятельности); — требования к абитуриенту; — планируемые результаты освоения ОПОП;
Требования к кадровым условиям реализации программ,
Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программ,
Библиотечное и информационное обеспечение
Характеристика социокультурной среды университета, обеспечивающая развитие общекультурных компетенций выпускника,
Фонды оценочных средств
ОПОП разрабатываются в соответствии с ФГОСами, с учетом соответствующих примерных образовательных программ, прошедших экспертизу и включенных в реестр примерных основных образовательных программ.
В результате освоения образовательной программы бакалавриата/ магистратуры у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. В результате освоения образовательной программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессионально-специализированные компетенции и профессиональные компетенции.
2.4 Требования к результатам освоения ОПОП в части профессиональных компетенций формируются на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).
2.5 ОПОП реализуются университетом, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимости Гарантии Отзывы
При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья -физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Источник: students-library.com
Образовательная программа
Образовательная программа любого образовательного учреждения состоит из двух частей. Первая часть складывается на основании федерального компонента образовательного стандарта (более 70% содержания программы). Это так называемый обязательный минимум содержания образовательной программы.
Он устанавливается государственным образовательным стандартом по соответствующему предмету и обязателен для всех граждан России. Вторая часть образовательной программы создается с учетом национальной специфики данного региона на основе национально-регионального компонента образовательного стандарта. Эта часть программы является обязательной только для тех, кто проживает в данном регионе. Часть образовательной программы может быть разработана и утверждена самим образовательным учреждением.
В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы.
К основным образовательным программам относятся:
- 1) основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
- 2) основные профессиональные образовательные программы:
- а) образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
- б) образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
К дополнительным образовательным программам относятся:
- 1) дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
- 2) дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Особое внимание уделяется организации самостоятельной работы учащихся.
Образовательные учреждения
- 1. Дошкольная образовательная организация.
- 2. Общеобразовательная организация.
- 3. Профессиональная образовательная организация.
- 4. Образовательная организация высшего образования (федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, федеральные государственные образовательные организации высшего образования, негосударственные образовательные организации высшего образования).
- 5. Организация дополнительного образования.
- 6. Организация дополнительного профессионального образования.
Образовательные учреждения каждого типа могут подразделяться на виды. В наши дни ребенка можно отдать учиться в гимназию, лицей или колледж.
В г. Москве кроме обычного общеобразовательного учреждения (школы) утверждены еще три вида общеобразовательных учреждений (распоряжение председателя Правительства г. Москвы от 19 февраля 1996 г.). К ним относятся гимназия, лицей и школа с углубленным изучением отдельных предметов.
Гимназия – вид образовательного учреждения, ориентированного на формирование широко образованной личности, стремящейся к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Она функционирует в составе 5–11 классов. Образование в гимназии основывается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких (не менее двух) иностранных языков.
Лицей может открываться только на базе профильного высшего учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс. В нем получают образование учащиеся старших классов. Лицей призван осуществить повышенную подготовку по отдельным предметам, раннюю профилизацию учащихся и подготовку выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.
Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов дает расширенное, углубленное образование по отдельным или нескольким предметам одной выбранной области знаний и осуществляет раннюю профилизацию в соответствующей области знаний. Для реализации разработанной образовательной программы школа может привлекать профессорско-преподавательский состав вузов, сотрудников научно-исследовательских учреждений, учреждений культуры. Такая школа включает в себя все три ступени с 1-го по 11-й класс.
Каждое образовательное учреждение проходит различные стадии признания своей деятельности. Прежде всего, происходит лицензирование, т.е. выдача разрешения, чаще всего официального, на ведение какой-либо образовательной деятельности. Аттестация предполагает определение квалификации, оценки достижений и возможностей того или иного учреждения. Аккредитация даст возможность тому или иному образовательному учреждению выдавать дипломы государственного образца.
Источник: studme.org
Отличительные особенности системы высшего образования в Российской Федерации
Российская образовательная система сегодня находится в процессе масштабной реконструкции. Импульс преобразованиям дали принятые за последние годы указы, законы, постановления, целевые программы и требования, направленные на реформирование всего образования, в особенности высшей его ступени. Если до начала 90-х годов преподавание в стране велось только в государственных вузах, которые подчинялись директивам центральных органов, то сейчас на территории РФ функционирует множество негосударственных «вышек». В частном секторе сейчас порядка 400 вузов, где учатся около 10 миллионов студентов.
Как устроена система
Высшее образование в России является составной частью профессионального обучения, цель которого – организовать подготовку квалифицированных специалистов для всех отраслей экономики и производства. Также вузовское образование призвано развивать личность в интеллектуальном, нравственном и культурном плане и расширять познания студентов в научной и педагогической сферах. Система высшего профессионального образования в России как отдельная структура функционировала до 2013 года. С принятием закона об образовании в профобразование включены аспирантура, ординатура и ассистентура-стажировка, относившиеся к послевузовским программам. Система образования в своей высшей форме имеет следующие функциональные назначения:
- Подготовка специалистов высокой квалификации для обеспечения потребностей прогресса в научно-технической отрасли.
- Развитие науки и искусства.
- Переподготовка и дополнительное обучение специалистов.
- Формирование стремления к самовыражению, активной личностной позиции.
- Источник духовной составляющей общества, базирующегося на цельном развитии индивидуума.
Ступени
Обучение будущего специалиста в институте либо университете России – это только начало формирования профессионала, но оно имеет мощное, а иногда и решающее значение в карьере молодого человека. Исследования говорят, что вузовское образование дает глубокие знания, солидные навыки, широту мировоззрения, общую политическую культуру и зачастую бывает основополагающим для последующей жизни человека.
Высшее профобразование включает изучение разнообразных основных и узкоспециализированных предметов. Каждая отдельная программа характеризует свой «этаж» профессионального образования в России:
- На первой ступени студент не менее двух лет осваивает азы профессионального курса, в который входят гуманитарные и естественнонаучные дисциплины. К концу этого этапа формируется база, достаточная для постижения новых знаний, а по его завершении обучавшимся может быть выдан документ о неполном высшем образовании.
- На второй ступени вузовского профобразования студент продолжает постигать науки согласно основным требования образовательной программы, направленной на получение выпускником степени бакалавра или специалиста с ВО. Кроме общегуманитарных основное профильное образование обязано давать фундаментальные знания по естественнонаучным дисциплинам и профподготовку, охватывающую широкий спектр отраслей культуры, технологии и науки. По нормативам срок обучения составляет 4 года.
- На третьей ступени высшего профобразования добавляются дисциплины, необходимые для подготовки магистра и/или специалиста, обладающего широкими и углубленными знаниями. В основную программу входят фундаментальные науки, мощная общепрофессиональная база, гуманитарное образование и специализированная учеба, ориентированная на начальную научно-исследовательскую либо научно-педагогическую деятельность выпускника. В финале 6-летнего обучения выпускникам присваивается квалификационная степень магистра и вручается диплом.
Степень специалиста предполагает углубленное изучение гуманитарных предметов, естественнонаучных, общепрофессиональных дисциплин и апробацию теоретических знаний на практике. Завершается пятилетний курс обучения выдачей диплома, подтверждающего квалификацию.
Образцы дипломов устанавливаются Госкомитетом РФ по высшему образованию. Полученная квалификация обеспечивает выпускникам возможность работать по выбранному виду профессиональной деятельности.
Источник: edunews.ru