Образовательные программы начальной школы — характеристика, виды, плюсы и минусы
Считается, что все государственные учебные заведения Российской Федерации работают по одному плану, хотя на самом деле это не так. К примеру, в настоящее время насчитывается более десяти образовательных программ начальной школы. Другое дело, что все они должны соответствовать ФГОС, под которыми подразумеваются федеральные государственные образовательные стандарты.
Основные положения и рекомендации
Несмотря на обязательное для соблюдения условие соответствия общему учебно-образовательному стандарту ФГОС, все действующие программы в школах России имеют ряд существенных отличий, изучением которых необходимо заняться заблаговременно. Безусловно, речь не идет о том, что один план образования является плохим, а другой хорошим, или что дети будут получать разный уровень подготовки после окончания начальной школы, просто каждая из них имеет свою специфику, рассчитанную на детей с определенным типом восприятия информации. Проще говоря, то, что идеально подойдет одному школьнику, раскрывая в процессе обучения его потенциал, может оказаться не самым лучшим вариантом для другого. Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации любое учебное заведение оставляет за собой право создавать индивидуальный учебный план и программу, но при условии, что обучение будет проводиться только по той литературе, которая прошла утверждение Министерства науки и образования, и этот момент также необходимо уточнять перед тем, как записывать ребенка в начальную школу.
Что касается выбора, то на сегодняшний день родители могут остановить его на следующих действующих на официальном уровне программах обучения:Краткая характеристика образовательных программ начальной школы
- «Школа 2100».
- «Школа России».
- «РИТМ».
- Система Эльконина-Давыдова.
- Система Занкова.
- «Планета знаний».
- «Перспективная начальная школа».
- «Начальная школа XXI века».
- «Перспектива».
- «Гармония».
Стоит отметить, что эти системы обучения носят непродолжительный характер, подвергаясь обновления не реже чем раз в три года. Соответственно, меняться должна и используемая в процессе обучения литература, хотя по закону ее можно будет использовать еще в течение пятилетнего срока. В решении этого вопроса выбор рабочих тетрадей, книг и методических пособий, по которым будет изучаться тот или иной предмет, остается за педагогами, хотя не последнюю роль в играет и анализ экспертов.
Так, последние могут официально запретить использование программной литературы, предложив более усовершенствованную или, наоборот, традиционную альтернативу в виде продукции «Просвещение» или какого-то другого российского издательства.
Вмешиваться в процесс обучения могут и сами родители, правда, в этом случае, необходимо максимально углубиться в вопрос и как минимум иметь педагогическое образование, чтобы не навредить первоклассникам.
Краткое описание программ
Для того чтобы определиться с оптимальной программой обучения, необходимо изучить основные характеристики каждой из них, притом что для этого вовсе не обязательно самостоятельно посещать ближайшие учебные заведения и консультироваться с представителями их администрации.
Первая пятерка
Прежде всего стоит уделить внимание первой пятерке программ обучения, которая в современных образовательных учреждениях встречается чаще других. Так, речь идет о следующих программах, а также их плюсах и минусах, внимательное изучение которых поможет провести относительно компетентное сравнение:
- Образовательная система «Школа 2100». Эта программа прежде всего хороша своей непрерывностью, используясь с детского сада вплоть до самого выпуска. Такая особенность позволяет выкладывать материал по одному принципу, охватывая более внушительный его объем, а следовательно, и углубляя знания учащихся. Кроме того, учитель все время направляет детей, стараясь развивать в них поисковую деятельность, благодаря чему они способны находить практически любую информацию, постоянно расширяя свой кругозор и упражняясь в написании рефератов и сочинений. Что касается сложных моментов, то к ним можно отнести специфические учебники по математике, утратившие свою актуальность методические пособия, которые не прошли проверку, а также необходимость постоянного контроля и помощи со стороны родителей.
- Учебно-методический комплект «Школа России». Авторы этого УМК использовали программу, актуальную еще во времена Союза, но несмотря на то, что она позиционируется как сильная, освоить обучение по ней смогут даже самые слабые школьники. Фактически речь идет о классическом гиде, направленном на развитие чувства патриотизма, но напрочь лишенном нестандартных приемов, используемых для развития логики, мышления и умения ориентироваться в непривычных ситуациях, что совсем не актуально для современного мира с его интенсивной динамикой развития.
- «РИТМ». Речь идет об аббревиатуре, расшифровывающейся, как «Развитие, индивидуальность, творчество и мышление». Несмотря на то что программа базируется на классических принципах, ее авторы уделили максимум возможностям раскрытия потенциала каждого учащегося с развитием навыков самостоятельности и творческого начала. Учебники и рабочие конспекты для этой методики обучения выпускает известное в России издательство «Дрофа».
- Программа «Перспектива начальная школа» (ПНШ). Автором этого гуманитарного комплекса является кандидат педагогических наук и профессор Роза Чуракова, делающая упор на личностно-ориентированные принципы учебного процесса. Эта программа хороша своим высоким уровнем подготовки, благодаря которой дети переходят в средние классы с полным багажом знаний и гораздо лучше усваивают расширенный материал с добавляющимися новыми предметами. Однако не обходится и без подводных камней, ведь подготовку должен проводить настоящий профессионал, да и родители обязаны принимать самое активное участие в изучении материала, закрепляя полученные на уроках знания.
- «Планета знаний». Автором этого учебного комплекса является педагог Ирина Петрова, которая проделала долгий путь от пионервожатой до начальника отдела образования в российском Министерстве. Согласно предлагаемой ей программе обучения, упор делается на максимальное развитие творческих задатков у ребенка и познание наук через любовь к своей планете. Для облегчения усвоения предметов по каждому из них предлагается красочный учебник или методическое пособие, правда, судя по отзывам, опечатки в них не являются редкостью. Кроме того, в программе уделяется минимум внимания обучению детей счету и письму, и эту прореху родителям придется восполнять самостоятельно.
В предлагаемых программах основное внимание уделяется либо развитию логического мышления и точным наукам, либо творческому началу и умению проявлять свой потенциал в процессе коллективной работы. Есть и классическое обучение, пусть и в адаптированной версии, но, как показывает практика, оно дает худшие результаты по сравнению с более свежими программами.
Другие варианты
Учебных планов может существовать великое множество, но далеко не все из них являются хорошими. А для того чтобы подобрать лучший из них, не стоит останавливаться на первой пятерке, изучая и другие актуальные варианты:
- Программа для начальной школы Занкова. Неплохой комплекс, разработанный профессиональным детским психологом, правда, с упором на творческое и логическое мышление с нетрадиционной подачей предмета. Так, материал детям предлагается усваивать в ускоренной форме, причем с обязательным присутствием определенных тем из средней школы, пусть и в ознакомительном виде. Естественно, для обучения по этой программе необходима качественная подготовка, которая полностью ложится на плечи родителей. Кроме того, необходимо и дальше заниматься в этом ключе, иначе все предыдущие усилия не дадут желаемого результата.
- Система Эльконина — Давыдова. Пожалуй, одна из самых сложных на сегодняшний день образовательных систем, разработанная профессиональными психологами. Тем не менее обучение по ней дает блестящие результаты, основываясь на том, что ученики вынуждены пребывать в постоянном поиске нужной информации, мотивируясь всевозможными поощрениями. Система оценивания здесь играет далеко не первую скрипку, благодаря чему у детей в значительной мере повышается самооценка. Среди явных недочетов — сложности при изменении программы, так как перестраиваться на другой лад действительно очень тяжело.
- «Начальная школа XXI века». Этот вариант также заслуживает особого внимания, ведь недаром он был удостоен президентской премии. Универсальный учебный план, на все 100 процентов соответствующий ФГОС, выпускает детей с хорошей базой знаний, особенно в таких предметах, как литературное чтение с пересказом и текстовым анализом. Самой лучшей и востребованной этой программе мешают быть особые требования по математике, а также написанию строчных букв и списков. Кроме того, многое зависит от подготовки самого педагога, а также от участия родителей в учебном процессе после занятий.
- «Перспектива». Этот учебно-методический комплект полностью ориентирован на подготовку и реализацию маленького человека в современном мире со всеми его инновациями и стремительным прогрессом. Именно поэтому материал подается в более чем внушительных объемах и для того, чтобы его усвоить без помощи взрослых, нужно быть очень способным ребенком. Тем не менее подготовка по системе Петерсона позволяет детям учиться высказывать свое мнение и отстаивать собственную позицию, что также весьма немаловажно в настоящее время.
- «Гармония». Созданный в полном соответствии с ФГОС комплект предлагает большое разнообразие материалов и развитие навыков самостоятельного поиска ключевой информации в нем. Что касается недостатков, то главный из них заключается в том, что многие темы приходится проходить с ребенком самостоятельно, а далеко не все родители имеют для этого достаточное количество свободного времени.
В вопросах выбора программы обучения огромное значение имеют такие факторы, как уровень подготовки и склонности ребенка, а также степень квалификации педагога, от которой зависит 50 процентов успеха. Важную роль играет и готовность родителей принимать непосредственное участие в образовательном процессе.
Отзывы родителей
Ходим в обычную школу по программе «РИТМ». Вроде все ничего, но математика очень слабая, причем как сама подача материала, так и учебники. «Дрофа» не нравится принципиально, пришлось водить дочку к репетитору, которая использует книгу Петерсона. В остальном все очень нравится, ведь с детьми неплохо работают, особенно в плане развития мышления.
Евгения, Череповец
Мы не стали выдумывать велосипед и отправили нашего первоклашку в УВК, где, как и во многих других учебных заведениях, используется программа обучения XXI века. Сразу хочу отметить, что к подготовке ребенка подошли со всей ответственностью, поэтому многое нам далось гораздо проще, чем одноклассникам, которые через одного читали, да и то еле-еле. Нравится то, что детей не приучают к стандартному «Дано — найти», предлагая решать задания путем размышления. Но чувствую, в дальнейшем могут быть проблемы, особенно если программу поменяют на более «древнюю».
Антонина, Тверь
Сын пошел в гимназию, работающую по программе «Школа России». Выбирали специально, так как три года назад ее закончила дочь. Нравится тем, что она не такая сложная, как все остальные, да еще и последовательная, а коней, как известно, на переправе не меняют, поэтому я очень рада, что дети будут работать в рамках одного УМК.
Источник: nauka.club
Введение единых общеобразовательных программ в школах: что это значит для российского образования
В российских школах детям будут давать одинаковые знания. Так им станет легче переходить из одного учебного заведения в другое. В Законе об образовании понятие «примерная образовательная программа» заменят понятием «федеральные основные образовательные программы» (ФООП). ФООП во всех школах России планируется ввести в следующем учебном году. Депутаты предлагают разработать и утвердить их уже к январю 2023 года. По каким предметам ФООП станут обязательными
Разработкой и утверждением федеральных основных образовательных программ занимается Минпросвещения России. Согласно поправкам, ФООП в школах внедрят до 1 сентября 2023 года. Как отметила Председатель Комитета по просвещению Госдумы Ольга Казакова, сами образовательные программы специалисты уже разработали, это довольно массивные документы.
Так, программа по дошкольному образованию изложена на 600 страницах. Программам предстоит пройти оценку экспертов и профильных министерств. По словам депутата, сначала порядок разработки программ согласуют в Минюсте, что займет примерно месяц. Затем там же эти программы будут согласовывать – специалистам предстоит прочитать и согласовать тысячи листов текста.
В настоящее время работа идет в режиме 24/7. Что будет с учебниками Чтобы реализовать единые образовательные программы, установят новый порядок разработки учебных пособий. Госзаказ на их разработку будет делать Минпросвещения России.
Этому же ведомству предстоит утверждение авторского коллектива учебников, исключительными правами на них будет обладать Российская Федерация. Заменять учебники станут постепенно, для этого предусмотрели переходный период. Те пособия, которые к 31 декабря 2022 года будут указаны в перечне разрешенных в школах, дети продолжат использовать в течение всего срока действия экспертных заключений — в течение 5 лет. Глава Минпросвещения России Сергей Кравцов относительно доступности учебников в регионах отмечал, что новый порядок их разработки удешевит пособия, позволит сэкономить региональные бюджеты – в том числе за счет экономии на авторском вознаграждении, ведь исключительные права на учебники будут принадлежать РФ. Для чего вводят ФООП
В России планируется ввести единый стандарт качества школьного образования — это будет касаться и программ, и учебников. По словам заместителя Председателя Госдумы, соавтора поправок Петра Толстого, так будет облегчена работа учителей, жизнь родителей и школьников, вариативность образования уйдет в прошлое.
Помимо этого, не будет обучения детей по учебникам, где допущены ошибки или неправильные трактовки исторических событий. Ожидается также, что «золотой стандарт» избавит родителей от необходимости привлекать репетиторов, чтобы подготовить детей к экзаменам. Итоговую аттестацию будут проводить, основываясь на данных программах.
Школьникам предстоит ответить лишь на те вопросы, которые они изучали на уроках. В страну, по словам Петра Толстого, возвращается единое образовательное пространство. Что будет с обучением в частных школах Федеральные основные образовательные программы станут обязательными для всех школ в стране — как государственных, так и частных. Авторы инициативы отмечали необходимость обеспечения равных возможностей на получение качественного образования для всех детей – независимо от места их проживания и доходов родителей. Кроме того, за школами сохранено право на разработку своих программ – их уровень не должен быть ниже уровня содержания и планируемых результатов ФООП.
Источник: ug.ru
Образовательные программы начальной школы
Сегодня, собирая ребенка в 1 класс, родители очень тщательно выбирают школу для своего первоклашки. Не последнюю роль в списке отбора, как правило, они отводят программам обучения. А вы уже изучили существующие образовательные программы начальной школы?
Обучающие программы для начальной школы
В одной школе возможно использование различных программ обучения в разных классах, но, не зависимо от того, какая программа обучения в начальной школе применяется, все ученики получают те знания, которые предусмотрены государственным стандартом (ФГОС).
Некоторые традиционные образовательные программы начальной школы (к примеру, «Школа 2100», «Начальная школа XXI века» или «Гармония») в последнее время были доработаны таким образом, что и в них широко применяются методики развивающего обучения, кроме того, дополнительные задания повышенной трудности есть в любой программе обучения, а не только в развивающих, как принято думать.
В связи с этим родителям не стоит сразу отдавать предпочтение развивающим программам, категорически отвергая традиционные, к выбору нужно подойти ответственно, взвесив все «за» и «против».
Традиционные программы обучения в начальной школе
Программа обучения «Начальная школа 21 века» и «Школа 2100»
Развивающие программы начальной школы
Развивающая система Занкова имеет принцип обучения, прямо противоположный традиционной системе. Здесь приоритет отдается самостоятельности учеников, которые должны сами делать теоретические выводы, исходя из предлагаемых им заданий. Усвоенные знания закрепляются с помощью практических занятий.
Особенность этой системы обучения в начальной школе заключается в достаточно быстром освоении материала, при его высоком уровне сложности, ведущая роль при этом отдается теоретическим знаниям. Например, учащиеся изучают части речи уже в первом классе и, благодаря пониманию системных взаимосвязей, с успехом достигают самостоятельного постижения этих понятий.
Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова – одна из спорных развивающих систем, которая делает упор в основном на развитие в ребенке глубины и необычности мышления, уделяя особое внимание не столько усвоенным знаниям, сколько способам, которыми эта цель достигается. Так, например, допускается, что ученик может не помнить какой-либо ранее изученный материал, но при этом он обязательно должен знать, с помощью чего, каким образом ему восполнить этот пробел в знаниях.
Отличает эту систему и отсутствие оценивания качества знаний, но при этом педагог составляет портфолио творческих работ учащихся (которое и должно отражать их успеваемость), а также, с целью контроля, сообщает все необходимые пожелания и рекомендации родителям.
Одна из особенностей этой развивающей системы обучения – дети не только изучают и усваивают школьные истины, а вместе с этим постигают почему, например, дважды два будет именно четыре, иными словами знание правил подкрепляется пониманием их причин.
Еще один упор авторы программы для начальной школы Эльконина – Давыдова делают на выработке коммуникативных способностей у детей, отдавая предпочтение коллективной работе. Небольшими группами по 5-7 человек учащиеся проводят своеобразные исследования, затем, обсуждают их результаты с педагогом и приходят к общим выводам.
При всех преимуществах, существенным недостатком описанных развивающих обучающих систем Эльконина – Давыдова и Занкова является отсутствие их соответствующего продолжения в следующих ступенях обучения в школе (средней и старшей). Родители, выбравшие для своего ребенка одну из таких образовательных систем, должны быть готовы к тому, что после окончания обучения в начальной школе, их ребенку все равно придется адаптироваться к одной из традиционных программ, что может создать определенные проблемы в учебе.
Еще важно отметить, что при выборе начальной школы следует обращать внимание не только на используемую в ней систему обучения. Не последнюю роль при выборе школы должны играть и ее оснащение, квалификация педагогов и директора, степень комфортности классов, качество знаний. В этой ситуации большую пользу могут оказать отзывы родителей учеников, к которым стоит прислушаться, ведь не зависимо от используемой системы обучения, хороший, квалифицированный педагог даст ребенку все необходимые знания, и в тоже время бездарному учителю не поможет даже самая «продвинутая» развивающая система.
Источник: www.rastut-goda.ru
Особенности школьной системы образования в нашей стране
С включением в 2013 году дошкольного образования в структуру общего образования термины «школьное образование в России» и «общее образование» с юридической точки зрения перестали быть синонимами. Общее образование направлено на всестороннее развитие личности, основанное на овладении в процессе учебы знаниями, умениями, навыками, необходимыми для социализации и осознанного выбора профессии. Российские школы дают детям общее образование начального, основного и среднего уровня. Полное школьное среднее образование (общее) — это 11 классов, неполное (основное) — 9. Учреждения, реализующие стандартные учебные программы, называются средними школами. Организации, дополняющие базовый курс специальными дисциплинами, имеют статусы лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов.
Структура
До 1986 года учеба в российских школах длилась 10 лет, из них 3 года – в начальной, 5 лет — в основной и 2 года — в старшей школе. В 1987 году в качестве эксперимента было введено четырехлетнее обучение в младших классах, но дети и родители имели право выбрать трехлетний курс начальной школы. С 2001 года все занимаются по одиннадцатилетней программе, а нормативы ее освоения предусматривают следующие ступени и сроки обучения:
- первая — 4 года начального образования;
- вторая — 5 лет основного обучения;
- третья — 2 года среднего, или полного, образования.
В соответствии с 5-й частью 66-й статьи Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» начальное, основное и среднее общее образование обязательны для всех граждан РФ, но третью ступень можно освоить в рамках учебных программ ссузов, принимающих на обучение после 9 классов. Тем не менее по Конституции РФ (ст. 43, п. 4) обязательным признано только основное (9 классов) среднее образование, а это значит, что учиться дальше никто не должен.
Больше того, если ученику исполнилось 15 лет, он может не продолжать учебу в школе для того, чтобы получить аттестат. Это уточнение делается в ст. 66 (п. 6) закона об образовании. Уйти из школы, не закончив девятый класс, ученик может, но без неприятностей не обойтись.
Комиссия по делам несовершеннолетних совместно с органами исполнительной власти «не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству» — это цитата из 6-го пункта 66 статьи закона об образовании.
Так же неоднозначно обстоят дела и с обязательностью общего среднего (полного) образования. Если исполнилось 18 лет, то учеба становится делом исключительно добровольным и 11 классов принудительно никто не должен заканчивать — такая поправка содержится в 5 пункте всё той же 66 статьи ФЗ об образовании.
Начальная школа
В первый класс идут дети в возрасте 6,5-8 лет. Учеба в начальной школе длится четыре года. Задача педагогов сводится к предоставлению детям базового объема знаний, необходимых для повседневной жизни. Его дает изучение следующих предметов:
- чтение;
- азы математики (арифметика);
- письмо;
- труд;
- физкультура;
- музыка;
- окружающий мир;
- искусство и хореография;
- хотя бы один иностранный язык.
С учениками занимается постоянный педагог, ответственный за коллектив и преподающий большинство предметов, кроме музыки, физической культуры, хореографии, иностранного языка. Дети учатся в одном классе, покидают его только для занятий по специальным дисциплинам (музыке, труду и т. д.). Количество академических часов редко превышает 4 в день.
Основная школа
Современная система школьного образования в России основному курсу отводит 5 лет обучения — до 9 класса включительно. За это время ученики приобретают базисные знания по программным дисциплинам. Почти во всех школах учебный процесс примерно одинаков и проводится по предметно-кабинетной методике: урок за уроком дети перемещаются из одной аудитории в другую.
У каждого класса есть свой классный руководитель. Это преподаватель, освобожденный от педагогической практики или ведущий свой предмет, но по совместительству отвечающий за вверенный ему коллектив и способный оперативно решать организационные и административные вопросы.
По окончании этапа обучения в основной школе ученики проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА) в форме основного государственного экзамена — ОГЭ. В случае удовлетворительной сдачи выпускники получают аттестат об основном общем образовании.
После окончания основной школы ученики могут перейти в старшие классы или продолжить обучение в ссузах (средних специальных учебных заведениях).
Старшие классы
В двухлетней старшей школе учащиеся усиленно готовятся к поступлению в вузы. Учебный курс предполагает дальнейшее изучение основных предметов и знакомство с новыми дисциплинами. Ежедневно у старших школьников может быть по 7 уроков.
В последние годы предпринимаются попытки сделать обучение в старших классах профильным, чтобы ученик мог выбирать направление учебы, исходя из собственных наклонностей или специализации вуза, намеченного для поступления после окончания школы.
Завершается обучение Единым госэкзаменом (ЕГЭ). Математика и русский язык обязательны, остальные предметы сдаются добровольно в качестве вступительных экзаменов в вузы. По окончании последней ступени обучения каждый успешный выпускник получает документ о полном (среднем) общем обучении — аттестат, который подтверждает, что знания освоены в полном объеме, и содержит список отметок по всем изученным предметам.
Российское школьное дополнительное образование
Система дополнительно образования в школе направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание устойчивого интереса к познавательному процессу, достижение высокого уровня саморегуляции и развитие творческих навыков. Дополнительное образование выступает как средство непрерывного познания нового и формирования цельной личности. В процессе воспитания детей мотивируют к образовательной деятельности и помогают определиться с будущей профессией.
В школе система дополнительного образования решает ряд специфических задач:
- прививает ребенку желание целенаправленно использовать свое свободное время;
- обогащает рутинное преподавание творческим образовательным процессом, основанным на нестандартных учебных программах;
- дает подготовку для начала профессиональной деятельности;
служит почвой для расширения взаимодействия с педагогами.
Источник: edunews.ru