Функциональная грамотность по ФГОС-2021. Что изменить в работе
В статье узнаете, как новые ФГОС формулируют понятие функциональной грамотности. Еще поймете, как соотносятся метапредметные результаты и компоненты функциональной грамотности в стандартах третьего поколения. А комплект образцов поможет проанализировать работу по развитию функциональной грамотности школьников в текущем учебном году и подготовить план на следующий.
Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!
Профессиональная переподготовка:
- Ведущий учитель 250 часов 2 месяца
- Лаборант школы (физики, химии, биологии) 300 часов 2 месяца
- Методист среднего профессионального образования 250 часов 2 месяца
- Педагогические измерения в системе общего образования 250 часов 3 месяца
- Педагогическое образование: методист образовательной организации 250 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель астрономии (с эл.уроком) 250 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель астрономии 250 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель безопасности жизнедеятельности (с эл.уроком) 250 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель биологии (с эл. уроком) 250 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель биологии 250 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель географии (с эл.уроком) 250 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель географии 250 часов 2 месяца
- Педагогическая деятельность в сфере начального общего образования 108 часов (1 месяц)
- Педагогическая деятельность в сфере основного общего образования 108 часов (1 месяц)
- Педагогическая деятельность в сфере среднего (полного) общего образования 108 часов (1 месяц)
- Преподавание английского языка в соответствии с ФГОС СОО 72 часа (1 месяц)
- Преподавание биологии и химии в соответствии с ФГОС СОО 72 часа (1 месяц)
- Преподавание информатики по ФГОС ООО и ФГОС СОО 72 часа (1 месяц)
- Преподавание истории по ФГОС ООО и ФГОС СОО 72 часа (1 месяц)
- Преподавание математики: алгебры и начала математического анализа, геометрии по ФГОС ООО и ФГОС СОО 72 часа (1 месяц)
- Преподавание основ безопасности жизнедеятельности по ФГОС ООО и ФГОС СОО 72 часа (1 месяц)
- Преподавание предмета Информатика в условиях реализации ФГОС 108 часов (1 месяц)
- Преподавание русского языка и литературы в соответствии с ФГОС СОО 72 часа (1 месяц)
Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь
Образовательные программы: виды и требования к реализации
Новые ФГОС подчеркивают необходимость формировать функциональную грамотность школьников (п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО). Внимание к этому вопросу в новых образовательных стандартах объясняют невысокие показатели российских школьников в международных исследованиях, например, PISA и TIMS. При этом Президент поставил задачу, чтобы Россия вошла в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования (подп. «а» п. 5 Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204). Эту же цель указало Правительство и в государственной программе «Развитие образования» на 2018–2025 годы (постановление от 26.12.2017 № 1642).
Функциональная грамотность – одно из средств повышения качества образования. Ее оценивают по критериям в соответствии с методологией моделей международных исследований, которую разработали ведомства (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219).
Педагоги часто смешивают понятие функциональной грамотности и метапредметных результатов. Эти понятия схожие, но при этом они не взаимозаменяемые. Разобраться в различиях метапредметных результатов и компонентов функциональной грамотности, а также в их соотношении помогут сравнительная таблица и памятка.
В этом учебном году школы должны были подготовить и реализовать план по формированию функциональной грамотности школьников (письмо Минпросвещения от 14.09.2021 № 03-1510). Проанализируйте работу в этом направлении в конце года. Используйте готовый образец анкеты для педагогов, который поможет выявить их затруднения в вопросах развития функциональной грамотности.
По результатам анализа подготовьте план мероприятий по формированию функциональной грамотности учеников на 2022/23 учебный год. При этом учитывайте дефициты, которые выявите. В конце статьи возьмите готовый образец плана и дополните его мероприятиями, которые планируете провести.
Функциональная грамотность в новых ФГОС
В стандартах второго поколения отсутствуют упоминания о функциональной грамотности. А в новых образовательных стандартах понятие появляется в третьем разделе, который характеризует требования к условиям реализации программы НОО и ООО.
Так, чтобы реализовать основные образовательные программы, школам необходимо создать условия, которые обеспечат формирование функциональной грамотности учеников (п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО). Еще термин встречается в новых стандартах в неявном виде в качестве результата системно-деятельностного подхода (п. 5 ФГОС-2021 НОО, п. 4 ФГОС-2021 ООО).
Такой подход обеспечивает развитие личности школьника и освоение им знаний. Это позволит ученику функционировать в современном обществе и обучаться в течение жизни.
Образовательные стандарты третьего поколения рассматривают функциональную грамотность как способность решать различные жизненные ситуации. Развивают функциональную грамотность предметные, метапредметные и универсальные способы деятельности, которые формирует школа. Все способы деятельности подразумевают, что ученики овладеют ключевыми компетенциями, которые позволят получить дальнейшее образование и ориентироваться в мире профессий.
ФГОС-2021 подразумевает, что человек развивает функциональную грамотность в течение всей жизни. Поэтому в школе важно уделить внимание возможностям для саморазвития и самообразования учеников. А чтобы сформировать у школьников функциональную грамотность, педагогам следует работать с каждым ее компонентом. Всего функциональная грамотность включает 6 компонентов. Посмотрите подробное описание компонентов в памятке.
Метапредметные результаты во ФГОС-2021
Характеристику метапредметных результатов содержат ФГОС как второго, так и третьего поколения. Она входит в раздел, который описывает требования к результатам освоения программы. Только в новых образовательных стандартах поменялся номер этого раздела. Теперь он четвертый, а не второй, как было раньше.
Формулировка метапредметных результатов во ФГОС-2021 в целом не изменилась, но ее расширили. В новом стандарте на уровне НОО метапредметные результаты сгруппировали в соответствии с обновленной классификацией УУД. Для каждого направления универсальных учебных действий выделили подгруппы (п. 42 ФГОС-2021 НОО). Какие подгруппы соответствуют познавательным, коммуникативным и регулятивным УУД, посмотрите на схеме справа. А в характеристику метапредметных результатов
во ФГОС-2021 на уровне ООО добавили описание навыков работы с информацией. Также раскрыли термин «межпредметные понятия» (п. 41 ФГОС-2021 ООО). Формулировки метапредметных результатов в стандартах второго и третьего поколения посмотрите в таблице 1.
Отличие функциональной грамотности от метапредметных результатов
На развитие функциональной грамотности школьников влияют предметные и личностные результаты. Поэтому функциональная грамотность – более широкое понятие, чем метапредметные результаты.
Универсальные учебные действия, которые входят в метапредметные результаты, – это своеобразные критерии. По таким критериям можно судить об уровне сформированности функциональной грамотности у школьников. Как соотносятся в стандарте третьего поколения основного общего образования метапредметные результаты одной из подгрупп универсальных учебных действий с компонентами функциональной грамотности, смотрите в таблице 2. По аналогии можете проанализировать соотношение метапредметных результатов и компонентов функциональной грамотности на уровне начального общего образования. Используйте для этого п. 42 ФГОС-2021 начального общего образования.
Что изменить в работе, чтобы сформировать функциональную грамотность школьников
Чтобы создать условия для формирования функциональной грамотности учеников, реализуйте шаги по улучшению качества образования в школе. Выполните семь шагов.
Шаг 1. Скорректируйте рабочие программы. Проанализируйте рабочие программы педагогов. Внесите изменения в формулировки планируемых результатов в соответствии с новыми ФГОС начального и основного общего образования. Отразите в тематическом планировании электронные и цифровые образовательные ресурсы, которые учителя будут использовать по каждой теме. Еще разработайте рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей с учетом рабочей программы воспитания.
Шаг 2. Определите формы работы. В программах внеурочной деятельности сделайте акцент на коллективных и нетрадиционных формах занятий, а также на проектной деятельности. Например, укажите такие формы, как предметные и межпредметные конкурсы, конференции, олимпиады и викторины. Продумайте, какие мероприятия можно организовать, чтобы учесть рабочую программу воспитания.
Также уделите внимание вопросам школьного самоуправления. Данные меры позволят сформировать у учеников такие компоненты функциональной грамотности, как креативное мышление и глобальные компетенции.
Шаг 3. Разработайте программы курсов внеурочной деятельности. Предложите педагогам разработать программы курсов внеурочной деятельности, которые будут направлены на формирование функциональной грамотности учеников. Например, «В мире финансов», «Математика на каждый день», «Мыслящий читатель», «Я исследователь». Включите эти курсы в учебные планы на новый учебный год.
Шаг 4. Рассмотрите вопросы индивидуализации обучения. Изучите потребности и интересы школьников. С опорой на полученные данные предусмотрите изучение отдельных предметов на углубленном уровне. Например, организуйте профильные группы. При необходимости разработайте индивидуальные учебные планы.
Шаг 5. Проанализируйте реализацию плана развития функциональной грамотности школьников. В конце учебного года проанализируйте, удалось ли реализовать мероприятия плана в полной мере. Для этого используйте формулу: R = I/N × 100%, где R – значение показателя результативности, I – количество проведенных мероприятий на момент расчета, N – общее количество мероприятий в рамках плана на момент расчета. Результативность можно считать высокой, если показатель R выше 90 процентов. Оптимальный результат, если показатель R в диапазоне от 70 до 90 процентов, а низкий – менее 70 процентов.
Отдельно изучите результаты диагностик уровня сформированности функциональной грамотности, промежуточной аттестации. Еще рассмотрите результаты ВПР по предметам, которые успели провести в марте 2022 года. Также проследите динамику результатов таких контрольных мероприятий.
Шаг 6. Выявите затруднения педагогов. Проведите анкетирование учителей, чтобы выявить их сложности в вопросах развития функциональной грамотности школьников. Разработайте анкету самостоятельно или возьмите готовый образец. Дополните план работы методическими мероприятиями для педагогов, чтобы устранить затруднения, которые выявили с помощью анкетирования.
Шаг 7. Разработайте план мероприятий на следующий учебный год. Когда проанализируете дефициты педагогов в вопросах формирования функциональной грамотности школьников, разработайте план мероприятий по ее развитию на 2022/23 учебный год. Составьте план по аналогии с тем, по которому работали в текущем году. Возьмите образец плана по формированию функциональной грамотности школьников в конце статьи. Выберите в образце те мероприятия, которые актуальны для вашей школы, или добавьте в план свои пункты.
Как менялось значение функциональной грамотности
Источник: vip.1obraz.ru
Источник: in-texno.ru
Начальное общее образование: государственные стандарты
Государственные стандарты начального общего образования направлены на повышение его эффективности, качества, доступности. Для того чтобы успешно справляться с задачами, поставленными обществом перед отечественным образованием, необходимы серьезные структурные, экономические, организационные изменения.
Значимость стандартов
Федеральный государственный стандарт начального общего образования предполагает обновление его содержательной части, приведение его в соответствие с теми требованиями, которые предъявляются социумом. ФГОС является гарантом реализации конституционных прав каждого ребенка на качественное образование на бесплатной основе. Стандарт начального общего образования соответствует требованиям государства к «портрету выпускника».
Вам будет интересно: Что такое парадигма — определение, виды и особенности
Суть ФГОС общего образования
Он является совокупностью норм, которые определяют обязательный минимум содержания образовательных программы, требований к уровню подготовки обучающихся всех ступеней, максимальный объект нагрузки, требования к образовательному процессу, включая материально-техническое, учебно-лабораторное, методическое, информационное, кадровое обеспечение.
Вам будет интересно: Правила образования существительных в английском языке
Основная образовательная программа начального общего образования должна обеспечивать:
- одинаковые возможности для всех граждан в приобретении качественного бесплатного образования;
- единство образовательного пространства в РФ;
- мобильность и академическая свобода школьников;
- право на выбор образовательной организации;
- защиту от перегрузок, создание условий для полноценного физического и психического здоровья;
- преемственность на разных ступенях обучения образовательных программ;
- профессиональная и социальная защищенность педагогов и обучающихся;
- право граждан на знакомство с достоверной и полной информацией о требованиях и нормах к содержанию общего образования.
Также стандарт содержит базу для расчета нормативов бюджетного финансирования для разделения платных и бесплатных образовательных услуг, определения оптимальных условий образовательного процесса в организациях, которые реализуют ФГОС нового поколения на основании государственной лицензии.
Значимость стандарта
Государство гарантирует, что начальное среднее общее образование является бесплатным и доступным в пределах, указанных в стандарте. Он является основой:
- создания базисного федерального учебного плана, образовательных программ всех ступеней обучения, учебных планов ОУ;
- проведения оценки уровня подготовки выпускников ОУ;
- объективной оценки работы образовательных учреждений;
- установление эквивалентности нормативно-правовых документов об общем образовании на территории РФ;
- определения объемов финансирования образовательных услуг, которые предоставляются на безвозвратной и безвозмездной основах во всех регионах Российской Федерации;
- установление четких требований к оснащению помещений ОУ необходимым оборудованием
Компоненты стандарта
Начальное общее образование – это первый этап общего образования в РФ. В настоящее время государственный стандарт включает в себя несколько компонентов:
- федеральный компонент;
- национально-региональный компонент;
- элемент, устанавливаемый самостоятельно образовательным учреждением.
Особенности
Начальное общее образование предполагает приобретение детьми начальных знаний об окружающем мире, навыков решения прикладных задач, коммуникативных качеств. Именно на этом этапе развиваются личностные качества ребенка. В РФ начальное общее образование является обязательным и общедоступным.
Начинается образовательный процесс с семилетнего возраста (при отсутствии медицинских противопоказаний).
Именно начальное общее образование формирует универсальные умения и навыки, от которых напрямую зависит успешность ребенка в будущей жизни.
Направления модернизации общего образования
Федеральный компонент стандарта на данной ступени был создан на основе инновационных направлений. Это:
- переход на четырехлетнее начальное образование;
- устранение перегрузок, стабилизация учебной нагрузки, не допускание подрыва психического и физического здоровья;
- соответствие образовательных программ возрастным особенностям детей;
- личностная ориентация;
- направленность содержательного компонента на формирование УУН;
- повышение значимости воспитательной внеурочной работы как основы формирования гражданских ценностей;
- формирование готовности школьников применять усвоенные знания, способы и умения для решения конкретных практических задач;
- гарантия компьютерной грамотности;
- повышение качества занятий физической культурой
Цели начального образования
ФГОС начального общего образования соответствует личностно-ориентированной модели школы. Он способствует реализации следующих целей:
- развитие творческих и индивидуальных способностей каждого ребенка, мотивация его интереса к обучению;
- воспитание эстетических и нравственных качеств, бережного отношения к окружающему миру;
- охрану и укрепление психического и физического здоровья подрастающего поколения;
- выявление одаренных детей, их ранее развитие.
Обязательные предметы
Среди базовых элементов, которые включены в обязательный образовательный минимум на данной ступени обучения, присутствует ряд дисциплин. Это:
- литературное чтение;
- русский язык;
- окружающий мир;
- математика;
- иностранный язык;
- музыка;
- изобразительное искусство;
- физическая культура;
- технология.
Навыки и умения
После усвоения всех предметных областей на ступени начального общего образования школьники должны овладеть определенными учебными навыками и умениями, сформировать новые способы практической деятельности.
В познавательной области ребенок должен овладеть навыками наблюдения за объектами окружающего мира, описывать их, давать характеристику изменений, происходящих с ними. Также школьник обязан овладеть навыками осуществления измерений, простыми измерительными приборами, применять их для проведения опытов и экспериментов. Ученик должен решать задачи творческого характера, составлять алгоритм собственных действий, применять теоретические знания в реальных жизненных ситуациях.
В речевую деятельность входит работа с художественными, учебными, научно-популярными текстами, выявление из них основной мысли.
На данной ступени обучения у ребенка должны быть сформированы навыки составления простых и сложных предложений. Ребенок должен овладеть алгоритмами работы с информацией, применяя компьютерные технологии.
Выпускник начальной школы обязан владеть навыками самостоятельного поиска необходимых сведений, педагог лишь выстраивает для него определенную образовательную траекторию, следит за успехами школьника.
Подведем итоги
Общество предъявляет новые требования к качеству и содержанию отечественного образования. Именно поэтому так важно было разработать определенный стандарт для каждой ступени обучения. Начальная школа является базой (фундаментом) для последующего развития личностных, творческих, умственных способностей ребенка, является важнейшей ступенью для воспитания патриота своей страны. От качества приобретенных УУН ребенком на данной ступени обучения напрямую зависит его будущее.
Источник: 1ku.ru
Образовательные программы ноо что это такое
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Котельниковская
основная общеобразовательная школа
Обоянского района Курской области
Основная образовательная программа начального общего образования (ФГОС 2021)
- Сведения об образовательном учреждении
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организации
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты
- Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Платные образовательные услуги
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приёма (перевода)
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации






Источник: obo-kot.ru
Обновленные ФГОС НОО и ООО – что нового (для родителей)
1 сентября 2022 года обучающиеся 1 и 5 классов российских школ перешли на обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО), и уже в 2024/2025 учебном году обучающиеся 1-9 классов будут учиться по обновленным стандартам.
Почему надо было обновлять ФГОС?
За основу новой версии ФГОС НОО и ООО были взяты ФГОС 2009-2012 гг.. Как видим, прошло довольно много времени и изменилось многое: структура управления образованием на федеральном уровне, нормативная правовая база, приняты концепции преподавания ряда учебных предметов, внесены существенные поправки в ФЗ «Об образовании в РФ» и др. Кроме того ФГОС 2009-2012 годов были рамочные, не обеспечивали достаточный уровень функциональной грамотности.
Как отмечается в Методических рекомендациях Минпросвещения РФ, обновление ФГОС НОО и ООО потребовалось в целях возрождения единого образовательного пространства России, преемственности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования, возможности формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Что изменилось в обновленных ФГОС?
— изменились формулировки требований к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам, они конкретизированы по годам обучения и направлениям формирования функциональной грамотности обучающихся; по предметным результатам они прописаны в двух вариантах: что должен знать ученик, изучающий предмет на базовом уровне, и что — на углубленном. Акцент делается на применение знаний на практике;
— изменился общий объем аудиторной работы обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ — приведен в соответствие с СанПиН 1.2.3685-21: максимально допустимая аудиторная нагрузка обучающихся начальных классов за 4 учебных года не может быть более 3345 академических часов (увеличение составило 155 часов);
в основной школе за 5 учебных лет она не может быть более 5848 академических часов (увеличение составило 299 часов);
Как разъяснило Минпросвещение, дополнительные часы могут быть использованы на углубленное изучение отдельных учебных предметов, в том числе родного языка и учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
— скорректирован набор учебных предметов в предметных областях, в том числе учебных предметов, изучаемых на углубленном уровне;
-при обучении лиц с ОВЗ в начальной школе применяются ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
— в обновленных ФГОС НОО и ООО учебные предметы «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке» и «Родная литература», «Второй иностранный язык» включены в список обязательных, но теперь каждая образовательная организация принимает решение об их изучении с учетом своих возможностей: кадровых, финансовых, материально-технических и с согласия родителей (законных представителей) обучающихся;
— в основной школе с 5-го по 9-й класс поэтапно с 2023/24 учебного года вводится учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в соответствии с представленными модулями;
— даются разъяснения понятия «современная информационно-образовательная среда»; определено, что доступ к информационно-образовательной среде школы должен быть у каждого ученика и родителя (законного представителя) обучающегося в течение всего периода обучения; при обучении с использованием дистанционных технологий школа должна обеспечить школьников индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам как на территории школы, так и за ее пределами;
— определены условия деления обучающихся на две и более групп: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, пола, общественных и профессиональных целей, в том числе на изучение родного языка в образовательных организациях, в которых наряду с русским языком изучается родной язык, государственный язык республик РФ, иностранный язык, а также углубленное изучение отдельных предметных областей или учебных предметов;
— установлено, что кабинеты по всем предметным областям должны быть оснащены наглядными пособиями, картами, учебными макетами и специальным оборудованием для развития компетенций учеников; в кабинетах естественно-научного цикла, в том числе физики, химии и биологии, должно быть специальное лабораторное оборудование для проведения опытов и экспериментальной работы; допускается создание специально оборудованных кабинетов, которые интегрируют средства обучения и воспитания по нескольким учебным предметам;
— изменен порядок обеспечения школьников учебниками и учебными пособиями: школа обязана выдавать ученикам не менее одного печатного учебника по предметам: в начальной школе -русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, иностранные языки; в основной школе — русский язык, математика, физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки, информатика, и также выдавать каждому обучающемуся не менее одного учебника и (или) учебного пособия в печатной или электронной форме по иным предметам и курсам из обязательной и формируемой участниками образовательных отношений частей учебного плана;
— детализирован воспитательный компонент в деятельности учителя и школы; определены связи воспитательного и собственно учебного процесса; обозначены виды воспитательной деятельности как способа достижения личностных образовательных результатов;
— предусмотрена возможность для инновационных площадок самостоятельно выбирать траекторию изучения предметных областей и учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, обеспечивая при этом соответствие результатов освоения выпускниками программы основного общего образования требованиям, предъявляемым к уровню основного общего образования. Это же может распространяться на авторские рабочие программы углубленного уровня по предметам «Математика», «Информатика», «Физика», «Химия» и «Биология», разрабатываемые на основе примерной основной образовательной программы;
согласно обновленным ФГОС НОО и ООО, если образовательная организация, разрабатывая основную образовательную программу, предусматривает использовать при её реализации примерный учебный план и (или) примерный календарный учебный график, и (или) примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу, то в этом случае такая учебно-методическая документация не разрабатывается.
Справочно
Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её развивают предметные, метапредметные и универсальные способы деятельности, которые формирует школа. Функциональная грамотность помогает человеку справляться с жизненными проблемами и делать верные умозаключения.
Источник:
Также в блоге
Источник: eduinspector.ru