Образовательное телевидение
Эта статья требует дополнительных ссылок для проверки . ( Декабрь 2009 г. ) Please help improve this article by adding citations to reliable sources. Unsourced material may be challenged and removed.
Find sources: «Educational television» – news · newspapers · books · scholar · JSTOR (Learn how and when to remove this template message)
Эта статья, возможно, содержит оригинальные исследования . ( Март 2021 г. ) Please improve it by verifying the claims made and adding inline citations. Statements consisting only of original research should be removed. (Learn how and when to remove this template message)
Образовательное телевидение или обучающее телевидение — это использование телевизионных программ в области дистанционного обучения . Это может быть в форме индивидуальных телевизионных программ или специализированных специализированных каналов, которые часто ассоциируются с кабельным телевидением в Соединенных Штатах как провайдеры каналов общественного, образовательного и государственного доступа (PEG). Существуют также программы обучения взрослых для пожилых людей; многие из них представляют собой учебное телевидение или услуги телекурсов, которые можно использовать для получения кредита колледжа, например, программы Открытого университета на BBC. телевидение в Великобритании.
Образовательные программы IT Академии Samsung
Многие детские телесериалы носят образовательный характер, от специальных учебных программ до программ, косвенно обучающих зрителей. Некоторые сериалы написаны так, чтобы за каждым эпизодом стояла определенная мораль , часто объясняемая в конце персонажем, усвоившим урок.
Что касается социальных аспектов телевидения , несколько исследований показали, что образовательное телевидение имеет много преимуществ. Media Awareness Network , объясняет в своей статье, хорошие вещи о телевидении, что телевидение может быть очень мощным и эффективным средством обучения для детей , если использовать с умом. В статье говорится, что телевидение может помочь молодым людям понять, где они вписываются в общество, установить более тесные отношения со сверстниками и семьей, а также научить их понимать сложные социальные аспекты общения. [1]
Мексиканский телепродюсер Мигель Сабидо в 1970-х годах стал пионером использования теленовелл для распространения политических взглядов правительства среди массовой аудитории. [2] [3] «Метод Сабидо» был принят в ряде стран, включая Индию, Кению, Перу и Китай. [4]
- 1 Примеры
- 2 Реформы телевидения для образовательных программ
- 3 Edutainment и теленовеллы
- 4 Развлечение
- 5 Дополнительная образовательная ценность
- 6 Смотрите также
- 7 использованная литература
Примеры [ править ]
- Служба общественного вещания (PBS)
- Фонд Анненберга (канал Анненберга)
- НАСА ТВ
- TVOntario
- Канал Дискавери
- КАЙТ-ПОБЕДИТЕЛИ
Телевизионная среда может и была использована для множества образовательных целей. Некоторые телевизионные программы носят чисто образовательный характер, а другие — лишь от случая к случаю. В некоторых форматах они смешиваются, чтобы развлечься, но при этом они сохраняют некоторую образовательную ценность.
Телеканал «Радость моя». Образовательные программы для школьников. География. История географии
Реформы телевидения для образовательных программ [ править ]
Во времена противостояния телевидения и радио начало 1960-х было эпохой перемен. Историк Майкл Кертин рассказал, что тогдашний председатель Федеральной комиссии по связи Джон Дорфор и руководители телевизионных сетей пришли к соглашению, что большая часть телевидения основана на коммерциализме и слишком много внимания уделяется развлечениям. Чтобы уравновесить это, был разработан план выпуска более серьезных новостей и документальных программ. Эта политика была введена как раз вовремя, чтобы сети расширили свое новостное освещение кампаний и дебатов Кеннеди-Никсона. Это увеличение освещения вызвало волну опросов, поскольку те, кто смотрел дебаты, с симпатичной внешностью Кеннеди и уверенностью камеры, решили, что он победил, в то время как те, кто слушал, были более впечатлены Никсоном. [5]
К 1962 году реформа телевидения была в самом разгаре, и было выпущено 400 документальных фильмов в прайм-тайм по сравнению с нулем в 1957 году. Кертин отметил, что новостные программы были расширены на полные получасовые сегменты, а также на иностранные и внутренние выпуски. получали повышенное внимание. [6]
Edutainment и теленовеллы [ править ]
Некоторые телевизионные программы разработаны в первую очередь с образовательными целями, хотя они могут в значительной степени полагаться на развлечение для передачи своих образовательных сообщений. В детских программ, развлекательный становится увлекательным и интересным для ребенка , но все еще может быть поучительны.
Другие телевизионные программы предназначены для повышения общественной осведомленности. Одна из разновидностей образовательно-развлекательных программ, популярных в Латинской Америке, — это образовательные теленовеллы . Мигель Сабидо, продюсер теленовелл с 1970-х годов, объединил теорию коммуникации с посланиями в пользу здоровья / просвещения, чтобы рассказать аудитории по всей Латинской Америке о планировании семьи, грамотности и других темах. Он разработал модель, в которую вошли работы Альберта Бандуры и других теоретиков, а также исследования, чтобы определить, влияют ли программы на поведение аудитории.
Первый в истории телесериал, снятый на острове Вануату на острове Тихого океана , под названием « Любовный патруль» и запущенный в 2007 году, получил высокую оценку как образовательно-развлекательный сериал, так как он был направлен на ознакомление зрителей с проблемой СПИДа и одновременно с увлекательной историей. [7]
Оригинальный телесериал Hulu East Los High поддерживается инициативой в области здравоохранения, направленной на обучение здоровому сексуальному поведению (например, использование средств защиты во время полового акта, проверка на наличие заболеваний, передающихся половым путем). [8]
Развлечения [ править ]
Телесериалы, отмеченные негативным приемом со всего мира, будь то опубликованные критики, руководители сетей или реакция аудитории, могут быть оценены по низкому качеству, нехватке бюджета, быстрой отмене, очень низкой аудитории, оскорбительному контенту и / или негативное влияние на другие сериалы на том же канале. В некоторых случаях выставка, приемлемая сама по себе, может быть поставлена в положение, в котором ей не место, и быть оценена как «худшая из когда-либо существовавших». Во многих случаях списки «худших телесериалов за всю историю» склоняются к более современным шоу недавнего времени.
В Законе о детях телевидения 1990 года, который был первым полностью вступил в силу в 1996 году, требует широковещательных телевизионных станций в Соединенных Штатах , чтобы нести как минимум три часа « образовательный / информационный » программирование , ориентированного непосредственно на детях. Этот шаг вызвал массовый отток необразовательных детских программ на кабельное телевидение и в значительной степени потерпел неудачу в его усилиях по увеличению количества образовательного телевидения в эфире (на самом деле, детское телевидение в целом значительно сократилось на вещательном телевидении с тех пор, как был введен закон, хотя можно утверждать, что правила E / I вполне могли быть единственной вещью, позволявшей детскому телевидению оставаться в эфире вещания в 2010-х годах).
Дополнительная образовательная ценность [ править ]
Некоторые программы в основном предназначены для развлечения, но могут содержать незначительное количество образовательного контента. Образовательный контент может быть неотъемлемой частью дизайна шоу, например, в медицинских драмах, где сюжет неизменно исследует анатомические и биологические проблемы. Прицел Award, которая находится в ведении Университета Южной Калифорнии «s Annenberg Центр коммуникации , в CDC и Национального института рака ( NCI ), дается каждый год программы, направленные на здоровье и медицинские вопросы в их сюжетных линиях. Среди номинантов / победителей 2006 года:
- Numb3rs — за сюжет о борьбе с преступностью с помощью математики.
- Анатомия Грея — для рассказов о трансплантации органов и раке.
- As the World Turns — за сюжетную линию рака груди, в которой участвует главный герой.
- Джордж Лопес — за сюжет о пересадке почки.
- Бен и Иззи — за сюжет о двух детях, Бене из Америки и Иззи из Иордании, которые образуют тесную связь, несмотря на разное культурное происхождение.
Хотя некоторые программы, как правило, являются «чистым» развлечением, в определенное время они могут включать образовательный контент. Для зрителей постарше отдельные комедийные эпизоды также иногда служат средством познавательного развлечения. Эти эпизоды иногда описываются на жаргоне американской телевизионной рекламы как особые эпизоды . Еще в 1950-х годах создавались детские шоу, такие как «Смотри, мистер Волшебник», которые можно было считать образовательно-развлекательными.
С другой стороны, некоторые программы могут показаться непрофессионалу содержащими образовательный контент, но на самом деле они полностью вымышленные. Специалисты должны выяснить, использует ли конкретная телепрограмма реалистичный или вымышленный сюжет. Одним из примеров только кажущихся настоящими программ является мокументарии .
См. Также [ править ]
- Кабель в классе
- Учебный фильм
- Национальная ассоциация образовательных вещателей
- Некоммерческое образование (NCE)
Ссылки [ править ]
- ^»Архивная копия» . Архивировано из оригинала 3 февраля 2006 года . Проверено 3 февраля 2006 года . CS1 maint: archived copy as title (link)
- ↑ Ханна Розин, «Уроки жизни: как мыльные оперы могут изменить мир». The New Yorker , 5 июня 2006 г., стр. 40–46.
- ^ Gabriela Soto Laveaga, «„Давайте становиться меньше“:. Мыльные оперы, контрацепция и национализация мексиканской семьи в перенаселенном мире» Исследования сексуальности и социальная политика . Сентябрь 2007 г., т. 4, нет. 3 с. 19-33.
- ↑ Розин, «Уроки жизни», с. 40.
- ^ Хилмес, Мишель, «Only Connect: Культурная история радиовещания в Соединенных Штатах» Стр. 219, Уодсворт, Cengage Learning, 2011 г.
- ^ Хилмс, Мишель, «Только соедините культурную историю радиовещания в Соединенных Штатах» Стр. 219-220, Уодсворт, Cengage Learning, 2011 г.
- ^»Health: LOVE PATROL»Архивировано 6 июля 2009 г. в Wayback Machine , Николь Гуч, Islands Business
- ^«„East Los High“не просто мыльная подросток драмы — это также научный эксперимент» . npr.org . Проверено 21 марта 2018 .
Источник: wikipredia.net
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Образовательное телевидение строит свои передачи в определенной системе — от основ знаний к их вершине.
Здесь получает полное развитие природа телевидения как искусства, его две функции — продуктивная, т. е. способность самому создавать телеспектакли, телефильмы, телеконцерты и т. п., и репродуктивная, т. е. способность воспроизводить произведения смежных искусств, а также своих собственных из золотого фонда телевидения Центрального, республиканского, местного и зарубежного.
Вся череда образовательных передач — это чистый, благородный, не «загазованный» текущими проблемами глоток воздуха для зрителя.
Сверхзадача — увлечь зрителя созданием телевизионной энциклопедии современного и классического, особенно мирового, искусства и культуры, раскрыть их взаимосвязь и взаимовлияние.
Особенности канала в следующем: передачи телевидения не вместо школы, вуза, системы переподготовки кадров, а им в помощь.
Своей последовательностью, системой, логикой, структурой сетка вещания во многом опирается на государственные программы и общественные нужды, отражает приоритетные задачи в области просвещения, новые знания, достижения науки.
Задачи, которые решает образовательно телевидение:
1. Развитие и обогащение духовного мира и культурного кругозора, нравственного воспитания телезрителей разных поколений и разных наций на основе лучших достижений науки, искусства, культуры в нашей стране и во всем мире.
2. Распространение утилитарных знаний, прикладных наук для семьи, родителей, воспитателей, молодежи — от правил поведения за столом, общения между сверстниками до умения заняться домашними делами.
Создатели образовательных передач руководствуются следующими соображениями.
Во-первых, передача должна быть актуальной, опираться на современные данные и научные знания, включать самых авторитетных специалистов в конкретной области.
Во-вторых, передача должна строиться по законам создания произведения искусства, она должна иметь свою драматургию, композицию, пропорции, т. е. быть художественным произведением.
В-третьих, передача, являясь частью системы знаний, должна нести в себе черты последовательности и преемственности информации, элементы предыдущей и последующей передач.
Выстраиваясь в единый тематический ряд, циклы передач по литературе, искусству могут служить делу образования не одного поколения молодежи.
В семидесятые годы на Центральном телевидении была создана учебная редакция со своим особым телеканалом. По телевидению можно было увидеть беседу с академиком Д.С. Лихачевым, В. Лакшиным, А. Аникстом, Ю. Лотманом, С. Гейченко, С. Бонди и др. Здесь можно было встретиться с великолепным рассказчиком Ираклием Андрониковым.
Именно на телевизионном канале, принадлежавшем учебной программе, звучало живое слово о литературе, жизни. Выступали известные писатели: Г. Бакланов, Б. Васильев, Б. Полевой, В. Астафьев, Ч. Айтматов (см.: Абалкин Л. Эпитафия жанру? //Лит. газ. 1988. 19 авг). В непривычном для себя амплуа авторов, рассказчиков и даже драматургов выступали актеры И. Смоктуновский, И. Ильинский, М. Жаров, Ф. Раневская, Р. Плятт, А. Калягин, М. Козаков, А. Адоскин, режиссеры М. Захаров, Г. Товстоногов, О. Ефремов, А. Эфрос.
Можно вспомнить цикл передач о музыке, где автором и ведущим был пианист М. Кончаловский: «Иоганн Себастьян Бах», «Фредерик Шопен», «Людвиг Ван Бетховен», «Модест Мусоргский» — солидная энциклопедия музыкальных знаний.
Передачи учебной программы были в то время настоящей отдушиной в вакууме, создавшемся на телевидении в области культуры; по праву они могли называться не только учебными, но и просветительскими.
Еще одна образовательная передача — программа «Детский час». Она адресована дошкольникам и младшим школьникам с целью заложить основные элементарные навыки к усвоению иностранного языка по выбору — английского, немецкого или французского. Передачи эти еженедельные, хронометраж 20 минут, выходят по 1-й и общеобразовательной программам.
О передачах учебной программы писались рецензии (как о серьезных художественных фильмах). Критики спорили между собой. Собственно, если и существует какой-то особый телевизионный жанр передач на темы литературы и искусства, то все лучшее в нем определилось, развилось, сконцентрировалось именно здесь — в бывшей учебной программе ЦТ.
В те годы газета «Правда» поместила рецензию о цикле «Драматургия и театр», в которой были такие строки: «Если передачи, подготовленные для образовательных целей, сами становятся фактом художественной жизни, это говорит о многом… По-разному входит театр в жизнь человека А встреча с театром начинается с телевидения». Передачи цикла «Театр Пушкина», «Искусство режиссера», «Театр М.Е. Салтыкова-Щедрина» были, пожалуй, одними из самых запоминающихся. «Просветительская значимость этого цикла так велика, что он должен стать достоянием самой большой аудитории, которую только может собрать телевидение», — отмечалось в газете «Гудок». Без передачи «Театр В. Маяковского» с телевизионной реконструкцией первой постановки трагедии «Владимир Маяковский» теперь не может обойтись ни один серьезный исследователь творчества замечательного поэта.
Учебная программа взяла на себя нелегкий труд осуществления идеи музыкального воспитания детей по системе Д.Б. Кабалевского. Да и не только детей. Приходили письма от взрослых самых разных профессий, где говорилось, что эти передачи открыли для них мир музыки, что впервые в жизни они стали понимать серьезное, классическое музыкальное искусство.
Более десяти лет создавалась система учебных передач — золотой фонд существующей образовательной программы.
Некоторые авторы, называя телевидение средством массовой информации, отказывают ему в признании как вида искусства. При этом противопоставляют его свойства, как средства информации, способности создавать оригинальные произведения искусства (см.: Советская культура. 1988. 5 марта).
Другие считают, что телевидение уже давно «переросло функции и рамки средства массовой информации и стало сферой культуры». На самом же деле телевидение не перерастает, не изменяет свою двойственную природу, а развивает оба свойства — и как средства информации, и как вида искусства. Уникальность телевидения в том и состоит, что оно одинаково последовательно развивает оба эти качества. Сочетание, соединение, взаимодействие и противоречивость этих качеств и есть внутренний источник развития телевидения, диалектика его существования и служения обществу, выражающаяся в единстве целей и разнообразии способов их реализации.
Телевидение в целом стало своеобразным оригинальным видом искусства, причем самым массовым, синтетическим видом, вобравшим в себя достижения смежных искусств и на их основе развивающим свои особые закономерности, новые тенденции.
Сегодня для всех становится очевидным, что достижения современной научно-технической революции дадут человеку в сфере производства духовных ценностей новые, потенциально безграничные возможности распространения знаний и культуры — от развития кабельного телевидения, непосредственного телевещания из космоса до домашнего, удобного «самовидеообслуживания», внедрения в наш быт видеоискусства; от крохотных, встроенных в часы телеэкранов до гигантских уличных телеэкранов, собирающих тысячные толпы людей
Во многих европейских странах образовательные программы начинались с радиопередач для школы, порой на региональном и местном уровне. За школьным радиовещанием (нередко на десятилетие позже) приходило школьное телевидение. За школьными программами последовали образовательные программы для взрослых — как помощь тем, кто считает необходимым учиться всю жизнь, кто стремится обновить свои знания, повысить уровень образования и образованности. Такое развитие привело к появлению учебных программ, реализуемых усилиями нескольких средств информации, заочных курсов и открытых учебных систем. Образцом для многих европейских радиоорганизаций стал «Открытый университет Би-би-си».
В силу этих моментов в центре внимания стоит теперь не только школьник, но и взрослый или, по меньшей мере, подросток, который занимается самостоятельно дома или в составе той или иной группы в зависимости от его интересов. Это отвечает рекомендациям специалистов по образованию, согласно которым человек учится на протяжении всей жизни. С учетом этого должно строиться образование. Этот принцип, вне всякого сомнения, станет одним из основных во всех организационных формах образования в будущем.
Источник: studbooks.net
Образовательные программы на телевидении что это
В развитых странах телевидение является мощным и неотъемлемым средством образования. Учитывая большое влияние на аудиторию, доступность и массовый характер вещания, ТВ давно используется в качестве обучающего инструмента. Создаются специальные телеканалы, как общеобразовательные, так и тематические (о науке, технике, природе и т.д.), чего нельзя сказать о российском ТВ.
Воспитательная функция телевидения – одна из основных. Задача ТВ не только информировать и развлекать, но и развивать, обучать, способствовать процессу познания. Определить, насколько это осознает российское телевидение, можно, проанализировав телепрограмму за неделю.
К сожалению, нет четкого определения понятия «образовательная передача». В данной статье мы рассмотрим как образовательные такие программы, которые способствуют развитию личности, получению новых знаний, определяемые телевидением как научно-просветительские и познавательные.
Первый канал в течение свыше 10 лет осуществляет проект «Гении и злодеи уходящей эпохи» (ведущий передачи и автор большинства выпусков Лев Николаев). Это цикл портретов выдающихся деятелей мировой науки и культуры, созданный телекомпанией «Цивилизация», которая специализируется на производстве научно-просветительских программ и фильмов.
Героями передач становятся люди из различных областей: наука и экономика, изобретения и спорт, музыка и кино, мода, медицина, развлечения, литература и живопись, криминалистика…
Программа строится на хронике, иконографии, исторической реконструкции, репортажных съемках с мест исторических событий. Это одна из интереснейших просветительских программ на нашем ТВ. Один существенный недостаток – время выхода передачи. В понедельник в 00:50 далеко не каждый сможет посмотреть очередной выпуск.
Телевизионный долгожитель, программа «Непутевые заметки» выходит в более удобное время – по субботам в 10:10. Двадцатиминутные очерки Дмитрия Крылова о разных уголках нашей планеты интересны широким кругам аудитории.
Программа «Хочу знать» с Михаилом Ширвиндтом – еще один проект Первого канала. Ведущий отвечает на письма телезрителей, вооружившись камерой, ищет истину по всему миру. Задаваемые вопросы касаются различных областей знаний, будь то технология приготовления плавленого сыра или особенности одесского юмора.
С этого года программа выходит только раз в неделю, что свидетельствует о некотором кризисе в системе образовательных программ на телевидении.
Особое место на российском ТВ занимает религиозно-просветительская программа «Слово пастыря», которая в эфире с 1994 года. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл беседует с телезрителями о самых разных проблемах духовной жизни, истории Церкви, о православных традициях и праздниках.
«Слово пастыря» уникальное явление на нашем телевидении. Беседы на религиозные темы интересны не только как приобщение к православию, познание самого себя, но и как способ получения полезной общеобразовательной информации. Особую значимость и доверие приобретает программа с учетом того, что ведущим является Патриарх Кирилл.
Новый проект «Моя родословная» призван возродить интерес наших современников к поиску своих корней, к составлению своей родословной. В качестве героев передачи выступают известные люди, которые составляют свое генеалогическое древо.
Авторы программы уверяют, что это не просто истории о знаменитостях, а помощь простому телезрителю. Каждый выпуск призван показать и научить тому, как самостоятельно организовать поиски своих предков.
Особенность проекта «Моя родословная» — это мультимедийность. Здесь интернет-ресурс является такой же значимой частью, как и телевизионная программа. На сайте www.rod.1tv.ru начинают поиск своих корней наши известные соотечественники, а зрители могут найти полезную информацию и начать составлять собственное родословное древо. На сайте организована система поиска для однофамильцев и тех, кто хочет найти своих близких и дальних родственников. Вместе с ними можно приступать к составлению семейной летописи.
Программа «Вся Россия» на телеканале «Россия 1» — это рассказ о нашей необъятной стране и о ее жителях. Неизвестные исторические факты, занимательные случаи, интересные места и удивительные герои. Это «сериал» о нас, который не имеет конца.
Авторы программы утверждают, что это настоящая «человеческая документалистика». Показана жизнь во всех ее проявлениях: каждодневный труд, семейные и национальные праздники, невероятные истории любви, примеры человеческих поражений и побед.
Новый цикл передач «Исторические хроники» с Николаем Сванидзе ставит перед собой цель показать на примере жизни знаменитых исторических личностей связь между судьбой России и жизнью каждого человека.
Интересна композиция выпусков. Каждая серия цикла посвящена одному году XX века. В одной серии вырисовывается одновременно и «портрет года», и «портрет человека года». Так, по мнению авторов, «человеком года» в 1902 становится Павлов, получивший первую в России Нобелевскую премию, а в 1918 году – Деникин, создавший в этом году Добровольческую армию.
Художественно-просветительской называют авторы программу Виталия Вульфа «Мой серебряный шар». Задача цикла — познакомить зрителей с жизнью выдающихся людей искусства, с крупнейшими культурными событиями. Ведущий в форме монолога рассказывает об актерах и режиссерах, начиная от старых мастеров МХАТа и кончая современниками, которые составляют славу русского и западного искусства.
Культурно-просветительский журнал «Мусульмане» — проект на телеканале «Россия1». В условиях нашей страны, где проживают двадцать миллионов людей, исповедующих ислам, программа имеет особую актуальность. Здесь не затрагиваются вопросы политики, главное – познакомить единоверцев, рассказать об основных идеях ислама представителям других религий, дать ответы на волнующие вопросы.
Еще один историко-документальный цикл «Советская империя». Создатели лент исследуют яркие события, явления и достижения советской эпохи. Для большей наглядности авторы используют спецэффекты, компьютерную графику, черно-белую кинохронику и комментарии компетентных лиц.
Новый документальный цикл «В поисках Франции» запущен на телеканале НТВ. Появление проекта не случайно. Поскольку 2010 год объявлен Годом России во Франции, то новая передача как раз кстати.
Каждый фильм будет посвящен одному из тех явлений, которые делают Францию уникальной, и позволит почувствовать удивительную связь между Францией и Россией.
Программа «Дикий мир с Тимофеем Баженовым» — это и захватывающее «reality show», и одновременно — познавательная программа о животных. Телезритель становится участником экспедиции, в которую отправляется съемочная группа.
Самым «образовательным» на российском телевизионном пространстве по праву считается телеканал «Культура». Новый мегапроект телеканала «ACADEMIA» — тому подтверждение.
По своему формату и просветительскому размаху этот проект не имеет аналогов не только в нашей стране, но и в мире. В рамках нового цикла многомиллионная аудитория получит уникальную возможность побывать на публичных лекциях ведущих отечественных ученых.
На общероссийскую телевизионную кафедру поднимутся такие корифеи науки, как Нобелевский лауреат физик Жорес Алферов, директор Института российской истории РАН Андрей Сахаров, профессор Сергей Капица, известный лингвист и философ Вячеслав Иванов и другие.
О научных волнующих проблемах рассказывает и Александр Городницкий в цикле передач «Атланты. В поисках истины». Среди тем передач есть и беседы о природе и человек, и о магнитном поле, и о глобальных катастрофах.
Цикл документальных фильмов «Генералы в штатском», состоящий из 10 выпусков, повествует о гениальных ученых, изобретателях, организаторах и руководителях 1930–60-х годов, повлиявших на ход истории нашей страны.
Актуальные научные проблемы затрагиваются в цикле передач «От Адама до атома». В восьми фильмах рассказывается о генетике и о психологии.
Цикл познавательных программ «Черные дыры. Белые пятна» посвящен прошлому, настоящему и будущему науки, всему самому интересному и необычному. Это настоящий альманах научных открытий и приключений, который состоит из семи частей. Три связаны с сегодняшними событиями в науке и жизни. Две — исследуют истоки и опыт.
И две устремлены в равной степени к прошлому и к будущему.
Это наиболее интересные, на наш взгляд, проекты телеканала «Культура», посвященные науке. Помимо этого существуют циклы программ на исторические, литературные, экологические темы, фильмы, посвященные кинематографу и изобразительному искусству.
На канале СТС выходит развлекательно-познавательная программа «Галилео», которая является русским вариантом немецкой программы «Galileo» канала «ProSieben». Форма подачи материала адаптирована для детей, из-за чего пользуется популярностью у школьников.
Рассмотрев существующие научно-познавательные программы, которые выходят в эфир на российском ТВ, мы выбрали и охарактеризовали наиболее удачные и стоящие внимания. Проанализировав их, можно сделать ряд выводов.
Формат образовательных программ на российском ТВ разнообразен: это документальные фильмы, телебеседы и лекции, очерки, воспоминания, экспедиции, диалог ведущего с телезрителем в форме вопроса-ответа.
При этом образовательные программы, зачастую, выходят как цикл фильмов, некий проект, состоящий из небольшого количества выпусков. Такой формат подразумевает редкость выхода в эфир программ, как правило, раз в неделю. Очевидно, что этого недостаточно. Тем более, что большинство программ выходят в неудобное время (ранее утро или ночь).
Стоит учитывать тот факт, что сетка вещания телеканала составляется с учетом зрительских предпочтений и рейтингов. Последние исследования телевизионной аудитории могут прояснить некоторые моменты.
В конце 2009 года Аналитическим Центром Юрия Левады был проведен опрос, в котором россиянам предлагалось выбрать лучшую телепередачу (http://www.levada.ru). В двадцатке «лучших» нет ни одной образовательной программы. Телезрители отдают предпочтение развлекательным и информационным передачам («Пусть говорят», «Жди меня», «Камеди Клуб», «Дом 2» и т.д.).
Если верить результатам опроса, у телеаудитории нет потребности в просветительских передачах. Однако статистика и рейтинги по ряду причин не могут отразить реальную ситуацию.
Уровень образования в России падает, люди стали меньше читать, заниматься саморазвитием. Исправить положение можно при помощи ТВ, которое является самым массовым и самым популярным видом СМИ. И наше ТВ начинает это осознавать.
Не зря появляются новые просветительские проекты, снимаются документальные фильмы. Даже такие развлекательные телеканалы, как СТС, выпускают в эфир познавательные передачи как «Галилео», не говоря уже о канале «Культура».
Многие телеканалы размещают выпуски своих программ на сайтах, создают архивы передач. Это позволяет любому желающему найти интересующий выпуск и просмотреть. Практически все анонсируют предстоящие показы, готовящиеся к эфиру, что позволяет телезрителю легче ориентироваться, планировать время для просмотра и т.д.
Важна интерактивная связь, с помощью которой можно определять степень заинтересованности аудитории в медиапродукте, выявлять предпочтения телезрителей, соответственно потребностям и запросам создавать новые и трансформировать имеющиеся передачи.
Источник: www.relga.ru
Детские телепередачи: что посмотреть с пользой?
На сегодняшний день телевизор присутствует практически в каждой семье. Телевидение — это окно в мир, это прекрасная возможность, благодаря которой можно учиться, получать положительные эмоции и просто интересно проводить свой досуг. Трудно представить себе ребёнка, который сегодня не знаком с телевидением. Но нужно ли это детям?
Какие телепередачи можно считать самыми полезными? Как сделать так, чтобы телевидение пошло ребёнку только на пользу, разбирался MedAboutMe.
Опасности общественных мест: как оставаться активным и не заражаться?
Лайфхаки личной защиты от вирусов и бактерий в общественных местах и многолюдных местах.
Телепередачи и развитие детей
Совет во Франции, отвечающий за радиовещание в стране, запретил телеканалам транслировать программы, которые рассчитаны на детей до 3-х лет. Закон вступил в силу и аргументирован тем, что такого рода телепередачи наносят вред здоровью и негативно влияют на развитие детей. По результатам многочисленных исследований, которые были проведены в Европе, программы, предназначенные для просмотра совсем маленьким детям, могут спровоцировать развитие психоневрологических расстройств, вызвать пассивность, зависимость, проблемы с речью и даже стать причиной нарушений сна.
Перед тем, как предложить вашему вниманию обзор, хотелось бы отметить, что никакие, даже самые популярные и поучительные телепередачи не смогут заменить ребёнку родительское «живое» общение.
Не стоит злоупотреблять просмотром телевизора, ведь, к примеру, 15-20 минут перед экраном могут дать прекрасный развивающий эффект, а вот несколько часов такого времяпровождения — наносят существенный вред для здоровья. Контролируйте, что именно смотрит и сколько времени проводит малыш перед экраном телевизора.
Телепередачи для дошкольников
На сегодняшний день детские телевизионные проекты позволяют ненавязчиво обучать и развивать на дистанционном уровне. И этот факт по праву можно считать существенным преимуществом. Но для того, чтобы направление образовательного характера преобладало над развлекательным, нужно тщательно сортировать список программ, которые доступны для просмотра конкретному ребёнку.
Цель хорошей детской телепрограммы — это воспитание и всестороннее образование зрителей. Именно благодаря грамотно созданной детской телевизионной программе ребёнок узнает что-то новое, развивает воображение, память и даже мышление, он непринужденно знакомится с миром, который его окружает.
На сегодняшний день маленьким зрителям доступны такие российские детские телеканалы: «Моя радость», «Карусель», «Детский мир» и др. Каждый из представленных проектов предлагает своим зрителям большой перечень телепередач, среди которых можно выделить самые яркие и полезные.
- «Спокойной ночи, малыши!»
Одна из самых популярных детских телепередач выходит в эфир с 1964 года и еще никогда не переставала транслироваться многими детскими телеканалами. По сегодняшний день «Спокойной ночи, малыши!» занимает лидирующие позиции по известности. Можно смело заявить, что на этой передаче уже выросло три поколения. Сегодня в эфир «Спокойной ночи, малыши!» выходит на канале «Карусель». Проект рассчитан на детей с 3 до 10-11 лет.
Это образовательная программа международного масштаба, которая в первый раз была представлена американским телезрителям еще в 1969 году. Сегодня программу транслирует телеканал «НВО». В России шоу включает познавательные тематические постановки с участием кукол и документальные сюжеты.
Интересно знать, что по результатам многочисленных исследований экспертам удалось определить, что именно телепрограмма «Улица Сезам» положительным образом отражается на развитии детей дошкольного возраста. Маленьким зрителям, которые смотрят это образовательное шоу, удается добиваться высоких результатов в образовании, если сравнивать их с теми детьми, которые никогда не смотрели его.
Интересная программа для детей выходит в эфир с 1975 года. «АБВГДейка» — это обучающие уроки в виде игрового спектакля, где учениками являются забавные клоуны. Существует данная телевизионная программа уже более 40 лет и официально транслируется телеканалом «Учеба и игра!» по субботам. Также найти «АБВГДейку» можно на телеканале «ТВЦ».
- «Давайте рисовать»
Обучающее видео рассчитано на детей от 3 до 7 лет и транслируется российским телеканалом «Теленяня» с 2008 года. Один видеоурок длится 20 минут.
В программе зрителей учат различным художественным техникам. В роли ведущих выступают сказочная фея Фиалка и ее незаменимый помощник. Как утверждают организаторы обучающей телепередачи, все советы и упражнения, используемые в обучающей программе, разработаны экспертами, в частности детским психологом.
- «Чудо путешествия»
Интересное кукольное шоу с неординарными и увлекательными элементами географии. Транслируется программа на российском канале «Карусель» и рассчитана на детей дошкольного возраста (но от 3-х лет). «Чудо путешествие» длится не более 15 минут, и впервые было представлено зрителям еще в 2007 году.
Детские телепередачи для школьников
Период с 7 до 10 лет является временем позитивных перемен и, конечно, преобразований, как в психическом, так и в умственном развитии человека. В этом возрасте определяются такие характерные особенности как эмоциональное возбуждение и, конечно, непоседливость.
Среди самых популярных телепередач можно выделить:
- «Вопрос на засыпку»
Детская интеллектуальная викторина выходит в эфир на телеканале «Карусель». Это замечательное шоу для эрудитов, в котором принимают участие две команды из пятерых детей. Победители получают ценные призы.
- «Сюрприз из хлопушки»
Данная программа подходит для детей школьного возраста и транслируется каналом «Семья». В студию передачи каждый раз приходят новые гости, часто даже со своими питомцами.
Популярная викторина на канале «МИР» считается одной из самых познавательной на российском телевидении. Телепередача рассчитана на зрителей старше 6-7 лет. Это прекрасный пример командных игр, где каждый умник и умница может блеснуть своими знаниями и эрудицией.
Популярные передачи и мнение психологов о телевидении
По данным опроса, который проводился Роскомнадзором летом 2014 года, детская телеаудитория России проголосовала за телепередачи следующим образом:
- На первом месте — «Спокойной ночи, малыши!» (более 50% опрошенных);
- Вторые позиции занимает «Улица Сезам» (около 39%);
- Третье место по популярности досталось «АБВГДейке» (чуть больше 21%).
Стоит отметить, что популярность детских программ меняется по мере взросления ребёнка. Но на данный момент актуальны те показатели, которые указаны выше.
Безусловно, современное телевидение России считается основным в сфере средств массовой информации. Оно играет важную роль в жизни практически каждого человека. Психологи уверены, что телевизионное влияние отражается и на детском поведении (в особенности в процессе их социального становления), на их стремлении к постоянному подражанию телевизионным персонажам, в тонкой восприимчивости событий, которые они просматривают.
Признанные вредители детской психики
На сегодняшний день в мире насчитывается несколько сотен детских телевизионных программ и мультфильмов, которые запрещены к просмотру зрителям. Их перестают транслировать на телевизионных каналах, а некоторые закрывают даже на стадии разработки. В каждом отдельном случае причины запрета свои.
Например, «Телепузики». Кукольная телевизионная программа была создана в Великобритании в 1997 году. Зрители, которые считали, что здоровый человек, находясь при трезвом уме, не смог бы придумать этих героев и сюжет программы, получили подтверждение своих предположений. Стало известно, что «Телепузики» были созданы авторами, которые находились под действием наркотиков.
В 2001 году медицинские эксперты Великобритании заявили, что данная детская телевизионная программа может нанести существенный вред здоровью ребёнка. Просмотр кукольной программы «Телепузики» опасен для психики детей.
Также, чуть больше 2-ух лет назад в Польше поднимался вопрос о полном запрете трансляции «Телепузиков» из-за якобы гомосексуальных наклонностей одного из персонажей кукольной передачи. Ведь самый большой телепузик Тинки-Винки очень любит ходить с дамской сумочкой.
На данный момент «Телепузики» не транслируются российскими телеканалами.
Существуют признаки вредной детской программы. Учитывая эти факты можно легко и просто оградить своего ребёнка от телевизионного негатива.
- Ведущие и герои программы ведут себя жестоко. Присутствуют агрессивные сценки.
- Плохие поступки в сюжете в итоге остаются безнаказанными.
- В детской программе показывают опасные сюжеты, повторение которых в реально жизни может негативным образом повлиять на жизнь или попросту здоровье человека.
- В выпуске детской телепрограммы присутствуют сюжеты, предполагающие смену пола. Например, герои или ведущие мужского пола ведут себя как женщины.
- Куклы или другие герои из телепередачи выглядят уродливо.
Психологи уверены, что телевизионное влияние отражается и на детском поведении (в особенности в процессе их социального становления), на их стремлении к постоянному подражанию телевизионным персонажам, в тонкой восприимчивости событий, которые они просматривают.
Источник: medaboutme.ru
Образовательные передачи
Открытие в марте 1965 г. специализированной третьей (учебной) программы было следствием преувеличенных представлений об образовательных возможностях домашнего экрана и излишне оптимистических сообщений об успехах «инструкционного ТВ» за рубежом. Поначалу объем ее вещания составлял 7 часов в сутки, в 1970-е и 1980-е годы — до 13 часов.
Утренний блок включал «передачи на урок», более или менее связанные с текущей школьной программой. Ни у создателей передач, ни у Министерства просвещения, по всей видимости, никогда не было четких установок относительно того, какие именно предметы, темы и для каких возрастных групп эффективнее всего подкрепляются телеуроками.
Одна из задач третьей программы состояла в том. чтобы разгрузить школьного учителя и повысить его квалификацию, но в своем большинстве школьные учителя проигрывали при сравнении с телевизионными и потому всячески избегали передач. Классное расписание не совпадало с эфирным, в школах не хватало телевизоров.
Более удачными оказались факультативные занятия во второй половине дня, рассчитанные на вернувшихся домой детей и их родителей. Особой любовью зрителей пользовались уроки музыкального воспитания, которые по своей системе вел композитор Д. Кабалевский, лекции по изобразительному искусству художника Б. Йеменского и встречи с учителями- новаторами в Концертной студии Останкина. Вечерние передачи для поступающих в вузы и для студентов-заочников не вписывались в профиль разных по характеру учебных заведений и имели столь незначительную аудиторию, что именно их закрыли в первую очередь. (За рубежом заочное обучение с помощью телевидения, подкрепленное радиопередачами, печатными пособиями, консультациями и экзаменами с выдачей дипломов, продержалось значительно дольше, например, «Открытый университет» в Англии или «Университет в эфире» в Китае.) Видео, более органично вписавшееся в учебный процесс, нанесло окончательный удар по программе. Она распределяется между каналами, возникшими на месте Гостелерадио, и исчезает совсем. Таким же благородным, но преждевременным экспериментом оказалась и так называемая четвертая программа «для телезрителей с повышенными культурными запросами»: она не просуществовала и двух лет — с 1967 по 1969 г. — и может считаться прообразом сегодняшнего канала «Культура».
Если учебные передачи создавались в помощь школе и предполагали систематический прием по определенной программе с определенным закреплением пройденного материала, то культурно-просветительные передачи были рассчитаны на обновление и углубление знаний массовой аудитории, расширение ее кругозора. Между этими двумя направлениями образовательного вешания нет непреодолимого барьера, и неслучайно многие урочные и внеурочные передачи учебного каната имели лояльную взрослую аудиторию и демонстрировались повтором на двух других программах.
Так, целый ряд выпусков рубрики «Драматургия и театр» («Театр Пушкина», «Театр Маяковского», «Искусство режиссера») привлек внимание критики и общественности, став заметным фактом художественной жизни. На Шаболовке создается поистине золотой фонд передач по литературе. Оценивая их с позиций сегодняшнего дня, мы замечаем отсутствие на экране тех лет имен А. Ахматовой, М. Цветаевой, М. Булгакова или А. Солженицына — у телевидения появилась возможность рассказать о них только потом, с отменой идеологической цензуры. Но и в те годы по ТВ шли беседы с выдающимися учеными-литературоведами Д. Лихачевым, В. Лакшиным, Ю. Лотманом, не говоря об Ираклии Андроникове, своими мыслями о литературе и жизни делились с многомиллионной аудиторией Г. Бакланов, Б. Васильев, В. Астафьев, Ч. Айтматов.
В 1960 г. Центральное ТВ впервые пригласило зрителей в увлекательное путешествие по странам мира. «Клуб кинопутешествий» (позднее — «Клуб путешественников»), используя документальные и хроникальные фильмы, знакомил зрителей с такими местами, в которых они не только никогда не бывали, но и о которых подчас даже не слышали. Первым ведущим «Клуба» был Владимир Шнейдеров — режиссер популярного фильма «Джульбарс» о собаке на погранзаставе, автор множества географических лент, за немногословием которого угадывалась любовь к природе, странствиям, большой жизненный опыт.
Телепередача пользовалась огромным зрительским успехом. Известно, что «Клуб кинопутешествий» был любимой передачей Н. С. Хрущева. Однажды он со свойственной ему эксцентричностью в разговоре с телевизионными руководителями выразил желание закрыть на ТВ все программы, оставив только «Клуб кинопутешествий». Шнейдеров вел передачу тринадцать лет, и его трудно было заменить.
Телевидение, однако, не ошиблось, пригласив Юрия Сенкевича — молодого врача, которому посчастливилось побывать в удивительных путешествиях, в том числе морских под руководством прославленного Тура Хейердала. Репутация Сенкевича помогла противостоять сокращению диапазона путешествий по свету до «панорамы СССР», а позднее — сохранить познавательную направленность рубрики перед лицом конкуренции новейших телепутешествий, скрыто или откровенно рекламирующих зарубежный туризм.
От «Клуба кинопутешествий» в 1969 г. неожиданно отпочковалась телепередача «В мире животных», Поначалу программы были очень похожи: географы и биологи постоянно вторгались на чужую территорию. Шесть лет передачу вел Александр Згуриди, режиссер научно-популярных кинофильмов, всю жизнь посвятивший изучению животного и растительного мира.
Показывая неизвестные моменты из жизни и поведения животных, Згуриди в каждом сюжете умел найти оригинальный драматургический ход. Передачу открывала удивительно красивая заставка с летающими обезьянами и куда-то бегущими под сочную волнующую мелодию страусами. Иногда передачу вел известный журналист, автор увлекательных книг о природе В. М. Песков. Эстафету’ постоянного ведущего после Згуриди принял профессиональный биолог Н. Н. Дроздов. Он часто выступает как автор отдельных сюжетов, а то и целых передач, умеет делать материал занимательным без потери его научной ценности и пользы для экологического просвещения аудитории.
Передача «Очевидное — невероятное» начиналась в 1973 г. как альманах научно-популярных фильмов. Возможно, она никогда не вошла бы в пантеон рубрик-долгожителей, если бы ее не возглавил страстный популяризатор науки С. П. Капица, профессор престижного Физико- технического института.
Сам ведущий никогда не бывает пассивным собеседником — он вступает в диалог, а нередко в спор с гостями студии, не боясь отойти от темы и найти ассоциативный ход. «Очевидное — невероятное» подкупает зрителя своей неповторимой атмосферой, требующей и от участников дискуссии, и от аудитории живой работы мысли м воображения. В 1980-е годы советское телевидение помимо «Очевидного — невероятного» имело несколько рубрик, посвященных текущим проблемам науки («Наука сегодня», «Человек. Земля. Вселенная»), занимательным фактам науки («Под знаком пи», а затем — «Цивилизация» Л. Николаева), а также прикладным аспектам научных достижений («Это вы можете» и др.).
Начавшаяся в 1990-е годы коммерциализация эфира привела к тому, что образовательные передачи оказались вытесненными чисто развлекательными передачами, а также зарубежными культурно-просветительными циклами, с которыми отечественный зритель был знаком только понаслышке (английское «Восхождение человека», выпуски Национального географического общества США). По спутниковому ТВ появилась возможность принимать «Дискавери», «Энимал плэнет» и другие каналы, а с 1997 г.образовательную нишу в отечественном эфире занимает канал «Культура».
Источник: ozlib.com