Программы бакалавриата и специалитета в вузах Москвы
На этой странице вы найдете все профили обучения бакалавриата и специалитета в вузах Москвы. При нажатии на них вы сможете посмотреть подробности: минимальные баллы, экзамены, проходные баллы, стоимость обучения количество мест и т.д. О том, что такое профиль и чем отличается от специальности.
Профили бакалаврита и специалитета в вузах Москвы
Проходной балл: Суммарный Средний Что это?
Проходной балл: Суммарный Средний Что это?
favorite_border
Программа направлена на подготовку специалистов, способных решать широкий круг математических и технических задач в р.
Стоимость (руб/год)
favorite_border
Инженер-нефтяник участвует практически во всех этапах оценки, разработки, эксплуатации нефтегазового месторождения, т.
Стоимость (руб/год)
favorite_border
Профессия сочетает в себе организационно-управленческую и инновационную деятельность. Специалист в области управления.
Стоимость (руб/год)
favorite_border
Что такое индивидуальная образовательная программа?!
Профессиональная деятельность бизнес-информатика со специализацией «Кибербезопасность в экономике» направлена на разр.
Стоимость (руб/год)
favorite_border
Стоимость (руб/год)
favorite_border
Стоимость (руб/год)
favorite_border
Стоимость (руб/год)
favorite_border
Стоимость (руб/год)
favorite_border
Стоимость (руб/год)
favorite_border
Стоимость (руб/год)
favorite_border
Стоимость (руб/год)
favorite_border
Стоимость (руб/год)
favorite_border
Стоимость (руб/год)
favorite_border
Стоимость (руб/год)
favorite_border
Стоимость (руб/год)
Каталог профилей бакалавриата и специалитета в вузах Москвы: профили
На этой странице вы найдете список профилей в университетах Москвы. Профили (или программы) — это то, что на сайтах вузов обычно не раскрывается. А мы даем эту информацию вам в удобном каталоге выше. При нажатии на программу вы увидите комбинации ЕГЭ по ней, проходные баллы на платное и бюджет, стоимость обучения и многое другое.
Часто выпускники не знают, что такое профили и не отличают их от специальностей, хоть это является очень важным моментом. Профили определяют направленность подготовки по специальности. Например, вы поступаете на дизайн. Вы хотите быть дизайнером одежды, а в вузе, в который вы поступили, преподается профиль «дизайн интерьеров». И вы останетесь у разбитого корыта.
Не повторяйте ошибок, выбирайте вуз по профилю с помощью этого раздела. Рекомендуем подробнее почитать про профили в нашей полезной статье.
Источник: vuzopedia.ru
3. Образовательная деятельность ВУЗа
3.1. Программы бакалавриата, подготовки специалистов и магистратуры, реализуемые в ВУЗе по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, являются основными образовательными программами высшего профессионального образования.
3.2. Основные образовательные программы реализуются в ВУЗе по соответствующим уровням образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами и требованиями, самостоятельно устанавливаемыми ВУЗом.
Основная образовательная программа: проектирование и планируемые результаты
3.3. Организация образовательного процесса в ВУЗе по основным образовательным программам высшего профессионального образования регламентируется расписанием занятий и образовательной программой.
Основная образовательная программа включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии, которая разрабатывается и утверждается ВУЗом самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерных образовательных программ, разработку которых осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При этом примерные образовательные программы имеют рекомендательный характер.
Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут разрабатываться и реализовываться совместно несколькими высшими учебными заведениями, в том числе зарубежными, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
ВУЗ ежегодно обновляет основные образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), установленные в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
3.4. Образовательные программы разных уровней осваиваются в ВУЗе в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий научно-педагогического работника с обучающимся (очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната).
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Для всех форм получения образования, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действует единый федеральный государственный образовательный стандарт.
3.5. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют:
- для получения квалификации (степени) «бакалавр» — четыре года;
- для получения квалификации (степени) «специалист» — не менее пяти лет;
- для получения квалификации (степени) «магистр» — два года.
Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации.
Указанные сроки для очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения при реализации программ бакалавриата или подготовки специалиста могут увеличиваться на один год, а по программе магистратуры на пять месяцев по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения Ученого совета ВУЗа.
Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата.
По решению Ученого совета ВУЗа лица, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего профессионального образования по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата, могут допускаться к освоению таких программ бакалавриата. Порядок освоения указанными лицами сокращенных или ускоренных программ бакалавриата определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается.
3.6. Сроки освоения образовательных программ других уровней образования определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
3.7. ВУЗ оказывает платные образовательные услуги, в том числе платные дополнительные образовательные услуги, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.
3.8. Образовательный процесс в ВУЗе ведется на государственном языке Российской Федерации — русском. По решению Ученого совета ВУЗа занятия могут проводиться на языках народов Российской Федерации и иностранных языках.
3.9. Учебный год в ВУЗе для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения начинается 1 сентября и заканчивается согласно учебному плану по конкретному направлению подготовки (специальности). Ученый совет ВУЗа вправе переносить сроки начала учебного года, но не более чем на два месяца.
Учебный год состоит из двух семестров, каждый из которых заканчивается предусмотренной учебным планом формой контроля результатов учебы.
Для студентов очной, очно-заочной (вечерней) форм обучения в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее семи недель, из которых не менее двух недель в зимний период.
Сроки начала и окончания учебного года для студентов заочной формы обучения устанавливаются учебным планом.
3.10. Учебные занятия в ВУЗе проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных, контрольных, самостоятельных работ, коллоквиумов, научно-исследовательской работы студентов, практик, курсового проектирования (курсовой работы). ВУЗ может устанавливать другие виды учебных занятий.
Для всех видов аудиторных учебных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. Одно занятие включает, как правило, два академических часа. Перерыв между учебными занятиями составляет не менее десяти минут.
Учебная и производственная практика, предусмотренная федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, осуществляется на основе договоров между ВУЗом и организациями, в соответствии с которыми указанные организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов ВУЗа.
3.11. ВУЗ путем целенаправленной организации образовательного процесса, выбора форм, методов и средств обучения, использования дистанционных образовательных технологий создает условия обучающимся для освоения профессиональных образовательных программ определенного уровня и направленности. Запрещается использование и проведение антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья обучающихся методов обучения.
3.12. Максимальный объем учебной нагрузки студента не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме устанавливается федеральным государственным образовательным стандартом по конкретному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении основной образовательной программы в заочной форме не может составлять более 200 академических часов.
3.13. ВУЗ оценивает качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников.
Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся утверждается Ректором ВУЗа.
Промежуточная аттестация осуществляется в форме экзаменов и зачетов, проводимых после выполнения обучающимися всех планируемых в семестре видов занятий.
3.14. В процессе обучения успеваемость обучающихся (знания, умения и навыки) определяются на экзаменах оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
Для дисциплин и видов работы, по которым формой текущего либо промежуточного контроля является зачет, устанавливаются оценки «зачтено» и «не зачтено».
По решению Ученого совета ВУЗа при текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся может применяться балльно-рейтинговая система оценки знаний.
3.15. Студенты, обучающиеся в ВУЗе по образовательным программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам. Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки, по ускоренным образовательным программам и в форме экстерната, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов.
Студентам, участвующим в программах двустороннего и многостороннего обмена, могут перезачитываться дисциплины, изученные ими в другом высшем учебном заведении, в том числе зарубежном, в порядке, определяемом ВУЗом.
3.16. Перевод успевающих студентов с курса на курс производится в соответствии с положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ВУЗе. Студенты, не аттестованные по дисциплинам учебного плана текущего учебного года, на следующий курс не переводятся.
3.17. Итоговая аттестация выпускника ВУЗа, имеющего государственную аккредитацию по соответствующим образовательным программам, укрупненным группам направлений подготовки и специальностям, является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.
Итоговая аттестация выпускника ВУЗа осуществляется государственной аттестационной комиссией в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3.18. ВУЗ выдает лицам, прошедшим итоговую государственную аттестацию, документ государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, заверяемый печатью ВУЗа.
3.19. Лицу, не завершившему освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, а также студенту, обучающемуся в ВУЗе, по его заявлению выдаются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
3.20. После прохождения итоговой аттестации студенту по его личному заявлению могут быть предоставлены в пределах срока освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования каникулы, по окончании которых производится отчисление из состава студентов. Выпускник ВУЗа считается завершившим обучение на основании приказа Ректора о его отчислении.
3.21. Выпускнику ВУЗа и обучающемуся, выбывшему до окончания ВУЗа, из личного дела выдается документ об образовании, на основании которого он был зачислен в число студентов. Заверенная копия документа остается в личном деле.
Все прочие документы (выписки из приказов о зачислении, об окончании или выбытии, зачетная книжка, студенческий билет и др.) остаются для хранения в личном деле.
Источник: itmo.ru
Основная образовательная программа (ооп) высшего учебного заведения это
1.1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (бакалавриата / магистратуры), реализуемая вузом по направлению подготовки _________________________________ и профилю подготовки ________________________________________ (далее – ООП ВПО).
ООП ВПО представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом потребностей регионального рынка труда, требований федеральных органов исполнительной власти и соответствующих отраслевых требований на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по соответствующему направлению подготовки, а также с учетом рекомендованной профильным учебно-методическим объединением примерной основной образовательной программы.
1.2. Нормативные документы для разработки ООП (бакалавриата / магистратуры) по направлению подготовки
Нормативно-правовую базу разработки ООП ВПО составляют:
- Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ);
- Федеральные законы Российской Федерации: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» (от 24 декабря 2007 года № 232-ФЗ).
- Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее – Типовое положение о вузе);
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки ________________ (бакалавриата / магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «____»__________200__ г. №____;
- Нормативно-методические документы Минобрнауки России;
- Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПрООП ВПО) по направлению подготовки, утвержденная _______________ ________________ (носит рекомендательный характер);
- Устав вуза _____________________;
- (наименование вуза)
1.3.1. Социальная роль, цели и задачи ООП ВПО по направлению подготовки
[Раскрывается социальная роль (миссия) ООП ВПО, ее главная цель по развитию у студентов личностных качеств, а также формированию общекультурных (универсальных, общенаучных, социально-личностных, инструментальных и др.) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.
При этом формулировки целей и задач ООП как в области воспитания, так и в области обучения, даются с учетом специфики конкретной ООП ВПО, характеристики групп студентов, а также особенностей научно-педагогической / творческой школы вуза и потребностей регионального рынка труда].
1.3.2. Срок освоения ООП ВПО (бакалавриат / магистратура по данному направлению)
[Срок освоения ООП в годах указывается вузом для конкретной формы обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению].
1.3.3. Трудоемкость ООП ВПО (бакалавриат / магистратура по данному направлению)
[Трудоемкость освоения студентом ООП указывается в зачетных единицах за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП].
1.4. Требования к абитуриенту
Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.
[Для направлений подготовки, зарегистрированных в Перечне направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме на обучение могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности (утвержденным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации), в данном разделе ООП ВПО могут быть указаны дополнительные требования к абитуриенту – наличие определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств].
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА (БАКАЛАВРИАТА / МАГИСТРАТУРЫ) ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
[Указывается связь с соответствующими профессиональными стандартами, если таковые имеются.]
Разработка квалификационных требований к профессиональной деятельности в сфере образования/ Под общей редакцией В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой. Изд. 2-е. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
Эту книгу нужно положить на диск!
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника.
[Приводится характеристика области профессиональной деятельности, для которой ведется подготовка бакалавров / магистров в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки; описывается специфика профессиональной деятельности бакалавра / магистра с учетом профиля его подготовки, указываются в рекомендательном плане типы организаций и учреждений, в которых может осуществлять профессиональную деятельность выпускник по данному направлению и профилю подготовки ВПО].
Например, область профессиональной деятельности бакалавров (направление «Педагогическое образование»): образование, социальная сфера, культура. |
2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
[Указываются объекты профессиональной деятельности бакалавров / магистров в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, в случае необходимости описывается специфика объектов профессиональной деятельности бакалавра / магистра с учетом профиля их подготовки].
Например, объекты профессиональной деятельности бакалавров (направление «Педагогическое образование»): обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы |
2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.
[Указываются виды профессиональной деятельности бакалавра / магистра в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки. Например: производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, проектная, педагогическая или иные, вытекающие из специфики направления подготовки. Виды профессиональной деятельности дополняются вузом совместно с заинтересованными работодателями].
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.
2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника
[Задачи профессиональной деятельности выпускника формулируются для каждого вида профессиональной деятельности по данному направлению и профилю подготовки ВПО на основе соответствующих ФГОС ВПО и ПрООП ВПО и дополняются с учетом традиций вуза и потребностей заинтересованных работодателей].
в области педагогической деятельности:
– изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;
– организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;
– организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;
– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;
– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
- изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
- организация культурного пространства;
- разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;
- популяризация художественных знаний в широких слоях общества.
3. КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА КАК СОВОКУПНЫЙ ОЖИДАЕМЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ДАННОЙ ООП ВПО
Результаты освоения ООП ВПО определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения, опыт и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
В результате освоения ООП ВПО выпускник должен обладать следующими компетенциями: ____________________________________________________________
[Компетенции выпускника, формируемые в процессе освоения данной ООП ВПО, определяются на основе ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки, ПрООП по данному профилю подготовки и дополняются профессионально-специализированными (и при необходимости – иными) компетенциями в соответствии с целями и задачами ООП ВПО.
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК -3);
- способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
- готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);
- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
- владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-10);
- владеет основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 11);
- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15).
- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК- 1);
- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
- владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);
- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6)
- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).
- умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8);
- способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);
- способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);
- способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК- 11).
4. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОЙ ООП ВПО
Источник: dogmon.org
Основная образовательная программа ВУЗа
основная образовательная программа вуза — совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии; направление подготовки — совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области;
Источник: Минобрнауки России от 13.05.2010 № 03-956 «О разработке вузами основных образовательных программ» (вместе с «Разъяснениями разработчикам основных образовательных программ для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования»)
Ссылки на определение понятия «Основная образовательная программа ВУЗа»
HTML-код ссылки на слово Основная образовательная программа ВУЗа |
BB-код ссылки на слово «Основная образовательная программа ВУЗа» для форумов |
Прямая ссылка на слово «Основная образовательная программа ВУЗа» для социальных сетей и электронной почты |
Уважаемые пользователи сайта. На данной странице вы найдете определение понятия «Основная образовательная программа ВУЗа». Полученная информация поможет вам понять, что такое Основная образовательная программа ВУЗа. Если по вашему мнению определение термина «Основная образовательная программа ВУЗа» ошибочно или не обладает достаточной полнотой, то рекомендуем вам предложить свою редакцию этого слова.
Для вашего удобства мы оптимизируем эту страницу не только по правильному запросу «Основная образовательная программа ВУЗа», но и по ошибочному запросу «jcyjdyfz j,hfpjdfntkmyfz ghjuhfvvf depf». Такие ошибки иногда происходят, когда пользователи забывают сменить раскладку клавиатуры при вводе слова в строку поиска.
Источник: conventions.ru
Выпускники часто ошибаются в выборе вуза и специальности, но это не их вина. А чья? Разбираемся
Что отличает современную систему высшего образования от советской? Почему сейчас только 40% россиян работают по специальности? Ответы на эти и другие вопросы — в книге первого ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова и проректора Вышки Марии Юдкевич «Университеты в России: как это работает». Публикуем отрывок из нее.
При поступлении на первую ступень высшего образования (в бакалавриат, а ранее на программу, дававшую диплом специалиста) будущие студенты изначально выбирают направление подготовки и в зависимости от сделанного выбора сдают разный набор предметов (в рамках ЕГЭ), а при существовавшей ранее системе вузовских экзаменов — экзамены по разным предметам.
Например, поступавшие на медицинские программы сдавали биологию и химию, поступавшие на экономику — обществознание, на социологию — историю и так далее.
С учетом различного спроса на конкретные специальности требования к поступающим де-факто различны. Набор вступительных экзаменов на то или иное направление подготовки ежегодно задается Министерством образования и науки Российской Федерации и может варьироваться год от года.
У такой системы есть вполне понятная рациональность, обусловленная особенностями планирования в советский период. Министерства и ведомства с большой достоверностью оценивали спрос на специалистов тех или иных специальностей, необходимых для предприятий народного хозяйства, и планировали исходя из этого необходимое количество выпускников и, соответственно, принимаемых на первый курс молодых людей. Фундаментальные принципы заложенной в плановой экономике системы определения объемов подготовки специалистов сохраняются и поныне.
Каковы последствия столь раннего выбора? При обязательном распределении выпускник получал направление на работу в конкретную организацию согласно приобретенной им специальности. Ранняя узкая специализация позволяла экономить государственные ресурсы, связанные с подготовкой специалистов. Однако во многих случаях сделанный выбор был плохо осознан.
У среднего выпускника школы, как правило, очень стереотипное представление о том, чем занимаются представители тех или иных профессий, и тем более о том, какие возможности у выпускников вуза появятся по окончании той или иной образовательной программы.
Кроме того, абитуриенты часто выделяют вуз, в котором хотели бы учиться, а дальше уже смотрят, на какие направления подготовки в данном вузе (или вузах) они могли бы рассчитывать со своими баллами ЕГЭ. У одного абитуриента эти направления могут сильно варьироваться.
Ряд направлений (например, таких как социология или политология) абитуриенты часто выбирают в качестве запасных
Эти направления, будучи менее селективными по сравнению с экономикой, менеджментом или правом, рассматриваются абитуриентами на случай, если для поступления на направления первого выбора у них окажется недостаточное количество баллов.
Вследствие такой «заточенности» под конкретное направление подготовки, с одной стороны, и системных изменений на рынке труда в последние десятилетия — с другой, почти 60% трудоустроенных россиян сейчас работают не по полученной специальности. Многие сегодняшние студенты уже к середине обучения понимают, что не будут работать по специальности, которую они изучают по выбранной ими же программе.
Естественно, такие студенты не очень серьезно относятся к учебе и предпочитают тратить время и усилия на приобретение более нужных им компетенций — обычно уже за пределами вуза. И хотя в настоящее время понятие специальности достаточно размыто, заметная доля студентов уверена: специальные знания едва ли пригодятся им в жизни.
Динамика отношения студентов к работе по специальности различна в сегменте ведущих вузов и в сегменте массовых вузов. Так, первокурсники ведущих вузов изначально в меньшей степени настроены на работу по специальности (возможно, потому, что чаще ставят себе целью попасть именно в хороший вуз, а не на ту или иную конкретную специальность), но затем увлекаются направлением подготовки и меняют свое мнение. Студенты вузов массового сегмента, напротив, к середине обучения уже более скептически оценивают перспективы работы по специальности.
Проблема соответствия специальности и будущей карьерной траектории может решаться, например, путем выбора обучения в магистратуре по направлению, отличному от направления подготовки в бакалавриате. И некоторые молодые люди используют такую возможность. Однако подобная смена направления пока еще не носит системного характера — отчасти потому, что вузы обычно заинтересованы в том, чтобы выпускники их программ бакалавриата продолжали обучение в их же магистратуре (и создают разнообразные механизмы, облегчающие для студентов такие перетоки), а студенты действуют по принципу наименьшего сопротивления (особенно если к моменту окончания бакалавриата у них уже есть работа и диплом магистратуры им нужен больше с формальной точки зрения).
Редко когда в дизайн программ магистратуры заложена идея междисциплинарности и освоения студентами новой профессиональной области. На деле возможности обучаться на магистерской программе у студента без профильного бакалаврского образования в данной области сильно ограничены. По этой же причине вузы мало что принципиально нового могут предложить в магистратуре, так как в бакалавриате уже «загрузили» в студента всю имевшуюся у них информацию, и получается, что магистратура становится «парафразом» прошлых четырех лет.
Молодые люди, поступившие в вуз на образовательную программу по той или иной специальности, первые несколько лет учатся по жесткому учебному плану, который подразумевает определенную последовательность курсов и их обязательный характер. Курсы по выбору первое время отсутствуют, или их очень мало.
Столь жесткий характер образовательной программы тоже обусловлен плановым наследием системы высшего образования, когда с самого начала было известно, по какой специальности готовился студент, и, соответственно, был определен набор компетенций, которые он должен освоить.
На основании необходимых компетенций и сегодня формируется учебный план
Иными словами, по большинству специальностей готовятся не «специалисты широкого профиля», часть программы которых представляла бы собой необязательные для данной специальности знания, приобретаемые «для общего развития» и потенциально полезные при горизонтальной трудовой миграции в смежную сферу деятельности (такие случаи не носят массового характера), а специалисты в очень узкой области знания, компетенции которых строго соответствуют задачам конкретной профессиональной позиции.
Студенты при этом получают достаточно широкую фундаментальную подготовку. Широта и глубина обязательной подготовки по базовым предметам является особенностью выпускников российской системы высшего образования.
У российской системы есть несколько важных свойств.
Во-первых, студенты учатся в стабильных группах. Лекции, как правило, на первых курсах организованы потоковым образом, в то время как семинары, лабораторные работы, практикумы проводятся в стабильных учебных группах (численностью 20–40 человек), на которые делится общий поток. Это в определенной мере обусловливает круг общения студентов (поскольку большую часть времени они проводят именно в этих группах), на их же основе формируются мини-группы для выполнения проектных работ, коллективных заданий и проч.
Во-вторых, такая система основывается на неявном предположении, что про обучающегося известно, какие компетенции ему понадобятся в будущей работе, а какие нет, и все внимание сосредоточено на том, чтобы нужные компетенции у него сформировать. Но не делается никакого первоначального замера этих компетенций. Предполагается, что у всех студентов они равны нулю. И у всех они должны быть развиты в равной степени одними и теми же педагогическими технологиями и инструментами в одинаковом и едином для всех темпе и ритме.
То есть индивидуализация учебного процесса практически отсутствует
Более того, если допустить, что некая компетенция в рамках учебной программы формируется несколькими дисциплинами и не всегда синхронно, то процесс ее формирования в рамках каждой новой дисциплины идет без учета того, в какой степени она уже была сформирована на предыдущем этапе обучения.
По умолчанию считается: если студент «добрался» до текущей дисциплины, то предыдущую он сдал (и неважно как) и, соответственно, материал освоил в том объеме, в каком это планировалось, а фактическое знание опять же неважно.
Кроме того, такая система не предполагает, что умение чему-то учиться на протяжении всей жизни и самостоятельно определять, какие знания могут быть полезны, в студенте тоже нужно культивировать. И уж тем более такая система не очень приспособлена к новым реалиям рынка труда, когда люди могут за время карьеры несколько раз менять направление деятельности.
В-третьих, учебный план часто не оптимизирован по отношению к возможностям среднего добросовестного студента. Во многих случаях он предполагает изучение шести-семи предметов одновременно, что явно превышает возможности такого студента вдумчиво и основательно освоить материал и лишь приводит к перегрузке. Все это сопровождается крайне низкими (если не отсутствующими) возможностями индивидуализации образовательной программы под интересы и запросы конкретного студента.
В-четвертых, перечисленные выше особенности порождают соответствующее отношение со стороны студентов, которые не могут заменить неинтересный для них предмет каким-то другим и вынуждены осваивать именно его — причем на фоне нагрузки от других предметов. Внимание сосредоточено не на студенте — потребителе образовательных услуг, который выбирает их как в магазине, а на студенте — «чистом листе бумаги», на котором должны быть зафиксированы определенные, нужные в будущем знания. Отсюда задача и преподавателя, и всей системы контроля и оценивания — убедиться, что эти знания в нужном объеме действительно зафиксированы.
В этом смысле можно сказать, что российские вузы живут в инструкционно-центрированной (instruction-based) парадигме, противопоставляемой парадигме студенто-центрированной.
В последние десятилетия ситуация постепенно начала меняться
Сокращение численности выпускников старшей школы приводит к росту конкуренции среди вузов за студентов. Чтобы их привлечь, некоторые вузы начали также развивать вариативность образовательных программ, увеличивать число курсов по выбору. Среди ведущих университетов постепенно, хотя и крайне медленно, развиваются программы студенческой мобильности.
В-пятых, у студента, с одной стороны, меньше, чем было бы в случае вариативных образовательных программ, опыта общения со студентами — представителями других направлений подготовки и образовательной культуры, что, безусловно, сужает его образовательный опыт и кругозор. С другой стороны, жесткая детерминированность исключает его «потерянность» и дезориентацию, которая периодически возникает при больших потоках студентов, только поступивших в университет, не имеющих стабильного круга общения (в том числе академического) и при этом сталкивающихся с необходимостью принятия непростых решений о выборе курсов.
В-шестых, такая система обучения предполагает монодисциплинарность. Подразумевается, что студент осваивает одну специальность. В отличие от образовательных систем тех стран, где студенты могут выбирать не обязательно связанные тематически основную и дополнительную специализации, в российской системе студенты специализируются в одной дисциплине. Правда, в этой дисциплине они получают куда более комплексную, фундаментальную подготовку, так как бóльшая часть предметов сфокусирована именно на ней. Можно, конечно, обсуждать плюсы и минусы такой «дисциплинарной» сфокусированности в современных условиях, но совершенно ясно, что для подготовки специалистов в междисциплинарных областях, способных работать на стыке традиционных дисциплин, нужен другой подход к организации образовательных программ.
Наконец, в-седьмых, поскольку предметы являются обязательными и выстроены в определенной последовательности, академический неуспех студента по одному из них автоматически означает невозможность продолжения дальнейшего обучения. Если студент провалился на экзамене, у него есть еще две попытки его пересдать. Но если и в последний раз он не получит удовлетворительной отметки, он уже не сможет продолжить обучение и пересдать этот курс в следующем году. Он исключается из вуза (или получает возможность перейти с бюджетного места на платное).
После нескольких лет обучения в рамках жестко заданного набора предметов (обычно в конце второго или третьего года) студенты выбирают более узкую специализацию. С началом такой специализации у студентов обычно появляется ряд элективных курсов, из которых они делают выбор. Данные курсы опять-таки относятся к выбранной специализации.
Они позволяют студентам углубить свои знания по определенному аспекту этой специализации, но не расширить кругозор в целом. Выбор специализации после двух-трех лет обучения по строго зафиксированной внешним образом учебной программе, по сути, первое важное решение, которое студент должен принять самостоятельно. При отсутствии культуры принятия самостоятельных решений и небольшом объеме доступной информации студенты часто выбирают ту специализацию, на которую собираются их друзья, полагаясь на их мнение.
Иными словами, на выбор студентом будущей специализации сильно влияют сложившиеся к этому моменту сети личного общения. Нередко на более престижные специализации проводится дополнительный отбор (в том числе по текущей успеваемости), тогда как на менее престижные специализации попадают студенты с более низкими образовательными достижениями. И здесь система планирования дает определенный сбой: на менее престижные специальности приходят студенты, которые чаще всего не собираются работать по этим специальностям по окончании вуза.
Фото: shutterstock / Gorodenkoff
Источник: mel.fm