Учебный план, учебная программа и учебник в высшей школе
На основе образовательно-профессиональной программы высшие учебные заведения разрабатывают учебный план и рабочие учебные программы дисциплин, которые являются нормативными документами высшего учебного заведения.
Учебный план — документ, составленный высшим учебным заведением образования на основании образовательно-профессиональной программы и структурно-логической схемы подготовки, который определяет перечень и объем нормативных и выборочных учебных дисциплин, последовательность их изучения, конкретные формы проведения учебных занятий и и’х объем, график учебного процесса, формы и способы осуществления текущего и итогового контроля.
В учебном плане отражены также объем времени, предусмотренного на самостоятельную работу. Его разрабатывают на весь период реализации соответствующей образовательно-профессиональной программы подготовки и утверждают у руководителя высшего учебного заведения.
На основе учебного плана высшим учебным заведением формируется рабочий учебный план, то есть план на текущий учебный год. Он конкретизирует формы проведения учебных занятий, их объем, формы и средства текущего и итогового контроля по семестрам. Декан факультета его утверждает.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УЧЕТ И АУДИТ»
С целью интенсификации учебного процесса в высшем учебном заведении практикуется составление студентами индивидуальных учебных планов. Такой план является нормативным документом, по которому осуществляется обучение студента с учетом требований образовательно-профессиональной программы соответствующего уровня подготовки и его образовательно-профессиональных интересов и потребностей.
Учебная программа нормативной дисциплины является составляющей государственного стандарта образования.
Компонентами учебной программы является пояснительная записка, тематический изложение содержания учебной дисциплины и список литературы. Учебные программы нормативных дисциплин относятся к документам государственного стандарта образования. Учебные программы выборочных дисциплин разрабатываются и утверждаются высшим учебным заведением.
В пояснительной записке к учебной программы указано назначение учебного предмета, его место в системе подготовки специалиста (ведущую функцию) и цели (образовательная — требования к знаниям, умениям и навыкам студентов; воспитательную — формирование профессиональной направленности личности; развивающую — развитие познавательных интересов и способностей, творческого профессионального мышления, формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной труда). В ней также определена последовательность изучения учебного материала (структуру предмета), формы и методы обучения с учетом специфики содержания учебного материала (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, обязательные контрольные работы), формы и методы контроля успеваемости.
Соответствии с современными требованиями в учебной программе должны быть освещены следующие аспекты (И. Булах, В. Пащенко и А. Чалый):
Совместные образовательные программы
— Формулировка назначения учебного предмета в системе подготовки специалиста (определение ведущей функции предмета);
— Определение образовательной, воспитательной и развивающей цели, которые нужно реализовывать в процессе обучения (с учетом назначения учебного предмета и требований квалификационной характеристики);
— Определения структуры предмета, разделов с учетом ведущей функции предмета: основные темы учебного предмета; структурно-логические связи между предметами; последовательность изучения учебных тем на основе установленных связей;
— Определение требований к знаниям и умениям по каждой теме и уровня их сформированности;
— Планирование лабораторных и практических занятий с учетом их основной дидактической цели — формирование профессиональных и практических навыков, предусмотренных учебной программой;
— Подбор содержания учебного материала по каждой учебной темы учитывая дидактические принципы научности и доступности учебного материала, системности и последовательности обучения, связи обучения с профессиональной деятельностью и тому подобное;
— Определение объема и содержания самостоятельной работы студентов (увеличение количества самостоятельных аудиторных и внеаудиторных занятий, формирование навыков и умений самостоятельной работы, усиления профессиональной направленности задач и т.п.);
— Установление межпредметных связей и достижения на их основе интеграции и координации содержания отдельных учебных предметов; целесообразно воспользоваться структурно логической схемой предмета и выбрать методику реализации интеграционных связей в учебном процессе;
— Выработка рекомендаций по организации учебного процесса;
— Определение и разработка форм и методов контроля успеваемости;
— Оформление учебной программы в соответствии с дидактических нормативов.
По содержанию учебной дисциплины, то С. Смирнов выделяет такие ее обязательные блоки:
а) основные термины и понятия, без которых ни одно положение науки невозможно понять и сознательно усвоить;
б) научные факты, без знания которых трудно понять законы науки, сформировать убеждения;
в) основные законы, положения, принципы, раскрывающие сущность явлений, которые рассматривает определенная научная отрасль, объективные связи между ними;
г) теории, содержащих систему научных знаний, методы объяснения и предсказания явлений отрасли изучается;
г) знания об объекте и предмете определенной науки, методы познания и истории ее развития.
Включение этих блоков в построение содержания учебной дисциплины способствует обстоятельному усвоению определенной науки, выработке собственной позиции и отношение к его проблемам, побуждает студента к мировоззренческого осмысления полученной информации и тому подобное.
Для каждой учебной дисциплины, входит в образовательно-профессиональной программы дисциплины и учебного плана, высшим учебным заведением состоит рабочая учебная программа дисциплины, которая является нормативным документом высшего учебного заведения. Она содержит изложение конкретного содержания учебной дисциплины, последовательность, организационные формы ее изучения, определяет формы и средства текущего и итогового контроля. Составляющими рабочей программы являются: тематический план, пакет методических материалов для осуществления текущего и итогового контроля, перечень учебно-методической литературы, средств наглядности, технических средств обучения и т.
Рабочие учебные программы нормативных и выборочных учебных дисциплин разрабатывают соответствующие кафедры (предметные или цикловые комиссии). При их подготовке придерживаются следующих требований: высокий научный уровень с учетом достижений научно-технического прогресса; воспитательный потенциал; генерализация учебного материала на основе фундаментальных положений современной науки; группировки его вокруг ведущих идей и научных теорий; разгрузки программ от слишком осложненного и второстепенного материала; реализация межпредметных связей; реализация идеи взаимосвязи науки, практики и производства и тому подобное.
В США, например, для получения фундаментальных знаний по учебным предметам, необходимых для трудоустройства будущих специалистов, студентам предлагают обязательные учебные программы и дополнительные курсы для углубленного изучения предмета, соответствующие их индивидуальным потребностям. Поэтому здесь существует договоренность между университетами о направлении студентов из одного высшего учебного заведения в другое с целью изучения дополнительных курсов, которыми они заинтересовались.
Это влияет на получение знаний по учебному предмету и выработки соответствующих умений и навыков. Положительным признаком мижвишивськои организации обучения является ее мобильность. Кроме основных теоретических дисциплин в программу обучения включены короткие специализированные курсы, которые можно оперативно совершенствовать соответствии с новыми достижениями науки и техники. При необходимости разрабатывают новые межпредметные курсы для организации подготовки специалистов по новым направлениям, учитывая потребности научно-технического прогресса.
Учебные предметы в университетах США несколько уровней сложности. Уровень, который предлагают студенту, зависит от его результатов на вступительных экзаменах. Тому, кто имеет невысокие результаты, рекомендуют элементарный или несложный курс. Однако для того чтобы успешно завершить обучение в высшем учебном заведении и получить степень бакалавра, необходимо овладеть и более сложные курсы по определенной специальности.
Содержание образования, определяется учебными программами, конкретизируется в учебниках, учебных пособиях и методических указаниях.
Учебник — книга, которая содержит основные сведения по определенной учебной дисциплины, изложенные на уровне современных достижений науки в соответствии с целями обучения, определенными программой и требованиями дидактики.
Учебник должен обеспечить научность материала, точность, доступность его изложения, четкость формулировок, правил, законов, идей, правильное распределение учебного материала по разделам и параграфам. Основной материал должен быть проиллюстрирован рисунками, схемами, диаграммами. Иллюстрации должны быть или равнозначные текста, дополнять его, или быть объектом для вопросов, задач.
Содержание учебного материала в учебнике может формироваться за генетическим (в исторической последовательности), логическим (согласно современной логической структуры конкретной науки), психологическим (с учетом познавательных возможностей студентов) принципами, связанными между собой.
По основным методом изложения материала различают тексты: репродуктивные (высокоинформативные, структурированные, понятные студентам, соответствующие задачам объяснительно-иллюстративного обучения); проблемные (преимущественно проблемный монолог, в котором для создания проблемных ситуаций выдвигают противоречия, решают проблему, аргументируют логику развития мысли ) программируемые (подаются частями, а усвоение каждого «шага» информации проверяется контрольными вопросами) комплексные (содержащие определенный объем информации, необходимый студентам для понимания проблемы, а проблема определяется по логике проблемного обучения).
Кроме основного текста учебник содержит дополнительные тексты, которые призваны расширить, углубить знания студентов из важных компонентов содержания учебного материала (документы, исторические справки и т.д.).
Вопросы и задания, помещенные в учебнике, могут быть репродуктивными (сущность их в воспроизведении знаний без изменений) или продуктивными (предусматривают трансформацию знаний, изменения в структуре их усвоения, поисковые знания).
В последнее время широкое применение в учебном процессе получили электронные учебники. Они могут быть дополнением к классическому учебнику или заменить его целиком, то есть стать альтернативой печатном учебнике. По схеме изложения материала выделяют несколько типов электронного учебника: текстовый учебник (изложение в виде текста); гипертекстовый (изложение в виде «дерева») справочный (изложение материала в виде справочника) игровой (изложение материала в виде деловой игры). Учебный материал в них может иметь вид статический (изменяется под влиянием управленческих команд студента) и динамический (изменяется под влиянием программного настройки), одноцветный и многоцветный, без звуковой поддержки, со звуковой поддержкой.
По характеру взаимодействия студента и компьютера выделяют учебники: информационные (изложение в классическом учебном виде) » Вопрос — ответ * (изложение с акцентом на отдельные вопросы, проблемы и задачи) информационно-контролирующие (чередование учебного материала и проверочных вопросов) с оборот ним информационным связью (интерактивный учебник, который предусматривает постоянное оценивание знаний студента и рекомендации по дальнейшего «движения» материалами учебника) с пороговыми уровнями контроля (переход к следующей части материала только после обработки контрольных вопросов).
Основная проблема использования электронных учебников заключается в сложности чтения больших текстов с монитора. В целях преодоления в учебниках использовано два режима обучения: текстовый и звуковой. Текстовый режим можно считать усовершенствованным аналогом книги, а звуковой — аналогом хорошо проиллюстрированной лекции или учебного видеофильма.
В текстовом режиме материал предложено в виде гипертекста, иллюстрированного графической информации: схемами, графиками, диаграммами, картами, фотографиями, анимацией и видео. В звуковом режиме воспроизводится дикторский текст, который сопровождается озвученным слайд-шоу. Сочетание визуальной и аудиоинформации значительно улучшает эффективность обучения.
В учебном процессе широко используются учебные пособия — учебные издания, дополняющие или частично (полностью) заменяют учебник, а также методические указания — учебные или производственно-учебные издания разъяснений по определенной теме, разделу или по учебной дисциплине, вида практической деятельности.
Реализация содержания образования должна помочь выпускникам вуза определить свое место в жизни, эффективно освоить свои профессиональные роли, целенаправленно использовать свой потенциал для профессиональной самореализации.
Содержание образования должно быть направлено на развитие творческих способностей студентов. Эффективное стимулирование интеллектуального развития, самостоятельности, формирования соответствующих психологических качеств необходимы человеку в условиях информационного общества. Реализация индивидуальных способностей студента, предоставление ему возможности достичь высокого уровня профессионализма является основой развития специалиста. Профессиональное образование предусматривает обеспечение студентов не только определенными знаниями, которые могут быть со временем использованы в практической деятельности, но и методической базой для выработки собственных представлений и убеждений, постоянного самосовершенствования.
В нынешних условиях постоянного изменения социальных, экономических и нравственных ориентиров важнейшим фактором динамичного развития общества является обеспечение высокого уровня образования. Современная система приоритетов включает: возможность получения качественного высшего образования каждым человеком, независимо от положения, возраста, пола, места проживания и др., Соответствие отечественного образования мировым стандартам; сотрудничество с зарубежными образовательными учреждениями в области обмена студентами; предоставление знаний, навыков, профессиональных компетенций, необходимых для успешной экономической деятельности и тому подобное.
Источник: studbooks.net
Что такое образовательная программа в вузе
Когда выпускник общеобразовательного учреждения выбирает место для обучения, то частенько встречается с понятием «образовательная программа вуза». На сегодняшний день это единственно важное, что включено в первом списке образовательного учреждения. Так рассмотрим несколько примеров данного понятия, чтобы выяснить, что же с ним связано и от чего зависит разновидность обучения в разных учреждениях.
Что означает «образовательная программа»?
Образовательная программа – это целый спектр мер, утвержденный Министерством Науки и образования Российской Федерации, при помощи, которого каждый может выявить уровень определенных навыков, знаний и умений для обучения в разных курсах. Образовательная программа – это документация, которая определяет всю суть оказания помощи в получении соответствующих знаний в высших учебных заведениях. Основная цель учебной программы: формирование личности; помощь в адаптации студента в обществе, правильный выбор профессиональной должности, освоение определенной специальности.
В содержимом данной программы есть пункты, в которых прописаны конкретные требования относительно студента. Согласно с данным документом преподаватель может создавать собственный учебный план, то есть составлять информацию в письменном формате, где говорится о том, какие именно материалы и в каком формате необходимо преподнести обучающимся. Также преподаватель рассматривает разные навыки формирования знаний, чтобы донести до своих студентов суть своего изложения.
На образовательную программу высшего учебного заведения обычно обращают особое внимание, особенно, когда принимается важное решение о необходимости предоставления учреждению аккредитации. Данный документ позволяет понять об общих часах, необходимых на определение тем и разных дисциплин, объеме необходимой теоретически и практической информации для дальнейшего изучения ее обучающимися.
Основные принципы проектирования образовательной программы в высшем учебном заведении
Для подбора удобной учебной программы можно действовать по следующим принципам:
- Актуальность темы и дисциплин. Основные темы по предметам учебной программы всегда должны соответствовать реальному времени. От устаревших программ следует отказаться.
- Соцвоспитание студентов. Учеба в учреждении должна удовлетворять не только основную тягу к познавательной работе, но и обладать любой социальной ценностью, то есть вносить в жизнедеятельность студентов полезное и важное.
- Развитие творческой способности. Цель преподавателя – преподнести знания, научить соображать студентов в момент учебы, расширяя весь кругозор. Навсегда избавиться от примитивного мышления. Для этой цели студентам дают определенные задания на сортировку и использование информации в практике, чтобы в результате на них смогли получить нужные сведения. Только так студенты могут стать грамотными и квалифицированными сотрудниками разных учреждений, организаций.
- Последовательное изложение. Образовательная программа содержит в себе простые и сложные комбинации излагаемых знаний. Нужно начинать действовать с простого.
- Связь между изучаемыми предметами. В программу дополнительно включены только те дисциплины, которые можно дополнять между собой, чтобы гармонизировали друг с другом. К примеру, логично будет выбирать специальности преподавания биологии, химии, экологии. Для данных предметов теория всегда сочетается с практикой. Цель учебной системы высшего учебного заведения – достигнуть разносторонности развития будущих профессионалов.
Согласно с последними данными можно обсудить об уникальности учебной программы любого общероссийского образовательного учреждения. Дело все в том, что в иностранных организациях нет обязательного предмета, также общеобразовательные учреждения не могут принуждать учебную программу, поэтому студенты сами выбирают для себя подходящую программу, которая поможет освоить в получении знаний по специальности. То есть предоставляется им несколько направлений для изучения, среди которых студент и будет выбирать.
Выбрав соответствующую программу, студент сможет выбирать дополнительные дисциплины, которые будут ему по душе. Что же это все-таки значит? Дело в том, что выпускник высшего учебного заведения Российской Федерации будет обладать комплексными знаниями согласно со всеми пересекающими сферами деятельности. Выпускник иностранных вузов получает только узкоспециализированную специальность.
Данное понятие много значит в сфере учебных программ. За счет этого студенты смогут понять вся тонкость учебной системы в сфере образования в учебных заведениях разного профиля. При необходимости студенты всегда могут воспользоваться важной информацией на нашем сайте.
Преподаватель еще до учебного года составляет план работы, выбирает комплекс мер, которые направлены на обучение студентов. На профессиональность специалиста обращают внимание во время аккредитации. После окончания проверки выдается документ, который дает понять, насколько удобно использовать теоретическое и практическое направление в изучаемой программе.
Вам будет интересно
Чем диплом заочного отделения отличается от очного
Вузы по специальности робототехника. Список, особенности
Как написать магистерскую диссертацию
Отличия учебного плана заочного отделения
Индивидуальный график обучения студента
Источник: xn--d1acynfdde.xn--p1ai
2.3. Учебные планы. Профессиональные образовательные программы
Базисный учебный план вуза – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта этого уровня образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов вуза. Базисный учебный план как часть стандарта образования утверждается Министерством образования Российской Федерации.
Рабочий учебный план разрабатывается вузом на основе примерного учебного плана, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, обсуждается на Ученом совете и утверждается начальником учебного заведения.
Рабочий учебный план включает график учебного процесса и план учебного процесса, содержащий перечень учебных дисциплин, время, период и логическую последовательность их изучения, виды занятий и учебных практик, формы и сроки промежуточной и итоговой аттестации. Рабочий учебный план должен быть стабильным и рассчитанным, как правило, на весь установленный срок обучения в вузе.
Учебные программы. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
К профессиональным относятся программы:
1) начального профессионального образования;
2) среднего профессионального образования;
3) высшего профессионального образования;
4) послевузовского профессионального образования.
Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом и (или) положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов или соответствующим государственным образовательным стандартом.
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, тематический план дисциплины, программу ее изучения и перечень основной и дополнительной литературы.
Методические рекомендации, составленные на основании материалов заседаний УМО по различным направлениям, макетов федеральных государственных образовательных стандартов ВПО подготовки бакалавров и магистров, материалов полученных при повышении квалификации, анализа опыта других вузов России и зарубежья, содержат следующую нижеуказанную информацию по вопросу об учебном плане и учебным программам.
В «Примерном положении об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц» рекомендуется использовать три формы учебных планов:
Базовые учебные планы, служащие для определения содержания и общей трудоемкости учебной работы студентов на весь период обучения;
Базовый учебный план (БУП) дает представление об общей структуре подготовки по данной образовательной программе, о соотношении теоретической и практической, обязательной и вариативной частей ООП. БУП утверждается на весь период подготовки студентов по данной программе. Базовый учебный план разрабатывается по каждой бакалаврской программе и утверждается проректором по образовательной деятельности на весь период подготовки бакалавров. БУП разрабатывается на основе ГОС ВПО, в соответствии с внутривузовским образовательным стандартом, с учетом требований и рекомендаций по применению системы зачетных единиц (кредитов) в организации учебного процесса.
Базовый учебный план содержит четыре раздела:
- теоретическое обучение (216 ЗЕТ);
- физическая культура (2 ЗЕТ);
- учебная и производственная практики (10 ЗЕТ);
- итоговая государственная аттестация (12 ЗЕТ).
- Раздел теоретического обучения содержит:
- гуманитарный, социальный и экономический цикл (38 ЗЕТ);
- математический и естественнонаучный цикл (24 ЗЕТ);
- профессиональный цикл (138 ЗЕТ).
Каждый цикл содержит дисциплины обязательные, вариативные и по выбору. В свою очередь в обязательных дисциплинах есть базовые дисциплины, которые указаны в ГОСе и обязательны для всех студентов данного направления.
В соответствии с действующим ГОС ВПО, базовый учебный план бакалаврской подготовки должен содержать дисциплины федерального (ДНФ) и вузовского (ДНВ) компонента цикла дисциплин направления, к которому отнесены общевузовские ГСЭ дисциплины и дисциплины ядра направления (вариативные) устанавливаемые факультетом.
Дисциплины по выбору во всех циклах должны иметь профессиональную направленность и как бы связывать дисциплины цикла ГСЭ и МЕН с профессиональной подготовкой студента. А дисциплины по выбору цикла профессиональной подготовки должны быть направлены на профиль подготовки, в том числе и на дисциплины по заказу предприятия.
Рабочий учебный план (РУП) разрабатывается на основе базового учебного плана и предназначен для составления расписания учебных занятий, расчета учебной нагрузки преподавателей и формирования индивидуальных учебных планов студентов, обучающихся по данной программе.
- РУП содержит полный перечень учебных дисциплин, включая дисциплины по выбору студента, в том числе дисциплины профильной подготовки, с указанием их трудоемкости по семестрам в ЗЕТ, расчасовки по видам аудиторных и внеаудиторных занятий и форм промежуточной аттестации. В связи с тем, что текущий контроль рассматривается как обязательная форма контроля самостоятельной работы бакалавра в течение семестра при любой форме промежуточной аттестации по дисциплине, предлагается ввести термин «дифференцированный зачет» для аттестации студентов по дисциплинам без экзамена по рейтинговой 100 бальной системе.
- Самостоятельная работа студента планируется также детально, как аудиторная, в часах в неделю. По желанию преподавателя возможно предусмотреть такие формы самостоятельной работы студента как групповые консультации (например, для регулярных консультаций по выполнению домашних заданий, подготовке к контрольным точкам и т. д.).
- Рабочий учебный план обсуждается на совете факультета, утверждается протоколом. Предварительно он визируется ответственным за составление данного плана по кафедре, потенциальным работодателем, подтверждается его подписью и печатью, а также со стороны вуза зав. кафедрой ответственным за данное направление подготовки специалиста и зав. кафедрами ответственными за профильную подготовку, если профиль один, то достаточно одной подписи зав. выпускающей кафедры.
- Проверку рабочего учебного плана осуществляет учебно-методический отдел учебно-методического управления.
- Утверждается рабочий учебный план ректором университета, что свидетельствуется грифом утверждения на титульном листе с обязательным указанием даты утверждения и печатью.
Индивидуальный учебный план студента предназначен для планирования индивидуальной работы студента в течение семестра и организации учебного процесса в вузе с учетом образования виртуальных групп для изучения дисциплин по выбору и по заданию предприятия, потенциального работодателя.
Индивидуальные учебные планы студента составляются студентом на каждый семестр при участии руководителя профиля бакалавриата на основании рабочего учебного плана и подписываются студентом и деканом факультета. В индивидуальные учебные планы семестров названия обязательных дисциплин, изучаемых в соответствующем семестре, переносятся без изменения из рабочего учебного плана.
Основная образовательная программа бакалавриата (бакалаврская программа) – совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии;
Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний государственных и общественных организаций, мастер – классы экспертов и специалистов.
В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
В целях определения состава дисциплин вариативной части любого блока (Б.1, Б.2 и Б.3) необходимо составить матрицу дисциплин всего блока и компетенций по каждому блоку. Определить, какая дисциплина, какие компетенции формирует и проследить, чтобы все компетенции были сформированы и распределены по дисциплинам учебного плана, в том числе по практикам и дипломном проектировании.
Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору устанавливает ученый Совет вуза.
Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения для бакалавров определяется стандартом и должен составлять примерно 27 академических часов. В указанный объем не входит обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
Дисциплины должны выстраиваться в учебном плане последовательно, и таким образом обеспечивать обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможность индивидуальных образовательных программ (за счет дисциплин по выбору и дисциплин специализации профиля подготовки);
Студенты знакомятся с правилами и обязанностями при формировании ООП, и им разъясняется, что избранные обучающимся дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными.
Планирование учебного процесса. Основным элементом организации учебного процесса является его планирование, которое осуществляется в целях обеспечения полного и качественного выполнения рабочих учебных планов и программ и базируется на следующих исходных данных:
- годовом графике учебного процесса;
- тематических планах учебных дисциплин;
- графике последовательности прохождения учебной дисциплины;
- графике понедельного прохождения дисциплин;
- расстановке преподавателей по лекционным потокам и учебным группам;
- распорядке дня;
- перечне аудиторного фонда.
Годовой график учебного процесса разрабатывается на основе рабочего учебного плана на учебный год. В нем определяются сроки теоретического обучения, экзаменационных сессий и каникул, лагерных сборов, учебной практики и т. п.
Годовой график учебного процесса разрабатывается учебным отделом и утверждается заместителем начальника вуза по учебной работе.
Тематический план изучения дисциплины разрабатывается на полный курс обучения и ежегодно корректируется с учетом новейших достижений науки и техники и требований практики, в нем определяются: перечень разделов и тем, виды занятий и время, отводимое на изучение учебного материала.
Тематические планы взаимосвязанного (комплексного) изучения смежных дисциплин, преподаваемых разными кафедрами, должны быть согласованы и обсуждены на совместных заседаниях кафедр.
График последовательности прохождения учебной дисциплины разрабатывается кафедрой, в нем определяется последовательность проведения конкретных видов учебных занятий по каждой теме и отводимое на них время, отражаются предложения кафедры об особенностях планирования учебных занятий по каждой дисциплине.
График понедельного прохождения дисциплин разрабатывается учебным отделом на основе графика учебного процесса, тематических планов и графиков последовательности прохождения учебных дисциплин и утверждается заместителем начальника вуза по учебной работе.
Расстановка преподавателей по лекционным потокам и учебным группам производится кафедрой за три месяца до начала очередного семестра. Сведения представляются в учебный отдел вместе с тематическими планами и графиками последовательности прохождения учебных дисциплин.
В распорядке дня устанавливается для каждого подразделения (факультета, курса) время проведения учебных занятий и самостоятельной работы слушателей.
Перечень аудиторного фонда составляется учебным отделом до начала учебного года и утверждается начальником вуза.
Расписание учебных занятий. На основании перечисленных в исходных данных учебным отделом вуза составляется расписание учебных занятий, которое является завершающим этапом планирования учебного процесса.
В расписании должна содержаться полная информация о времени, месте и виде занятий для каждого курса, отдельных его потоков и учебных групп, с указанием изучаемых тем и лиц, проводящих занятия.
Расписание составляется учебным отделом на семестр и утверждается начальником вуза.
Изменения в расписании занятий допускаются в исключительных случаях и только с разрешения начальника вуза.
Формирование учебных групп. При формировании учебных групп слушателей необходимо добиваться их равномерного распределения по учебным группам с учетом изучения иностранных языков и численности учебной группы не более 15–30 человек. Состав учебных групп определяется приказом по высшему учебному заведению и, как правило, не изменяется до выпуска слушателей из учебного заведения. Из учебных групп формируются курсы.
Учетная документация, необходимая для организации учебного процесса:
- журнал учета учебных занятий;
- экзаменационная (зачетная) ведомость;
- экзаменационный (зачетный) лист (для индивидуальной сдачи экзамена или зачета);
- зачетная книжка слушателя;
- учебная карточка слушателя;
- сводная ведомость о результатах выполнения учебного плана слушателей учебной группы за весь период обучения;
- журнал педагогического контроля;
- журнал взаимных посещений;
- журнал учета консультаций;
- книга учета окончивших вуз и регистрации выдачи дипломов.
Высшее учебное заведение может вносить дополнения в перечень основной учетной документации.
Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских занятиях
1. Профессиональные образовательные программы.
2. Государственный стандарт.
3. Учебный план и программы преподавания дисциплин.
4. Формирование профессионала как цель преподавания научных дисциплин.
5. Взаимосвязь содержания и целей высшего образования.
Темы рефератов
1. Взаимосвязь содержания и целей высшего образования.
2. Рабочая документация преподавателя.
1. Гагарин А. В. Психология и педагогика высшей школы. – М., 2005.
2. Сердюк С. Ф. Основы педагогики высшей школы: Учебное пособие. – Воронеж, 2004.
3. Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие / под ред. А. А. Деркача, М., 2005.
Источник: studfile.net
Современная система высшего образования в России: вчера, сегодня, завтра
Подобрать программу обучения и оставить заявку на поступление в вуз можно через интернет.
Дистанционное высшее образование, как правило, обходится дешевле и проводится в рамках заочной формы обучения.
Стоимость высшего образования в институтах может значительно варьироваться в зависимости от формы обучения.
Бизнес-образование — возможность получить не только востребованную специальность, но и начать собственное дело!
Высшее образование c перспективой успешного трудоустройства — преимущество, которое предлагают современные вузы.
При выборе вуза перед отдельными абитуриентами и их родителями нередко встает сложный вопрос: какая система образования – западная или российская – открывает бо?льшие возможности для получения наиболее качественного образования и перспективного трудоустройства? Все о прошлом и будущем российского высшего образования в сравнении с западной системой — в данной статье.
На пути к западной модели
Пожалуй, самое важное событие в развитии системы современного высшего образования произошло в 2003 году, когда Россия подписала Болонскую декларацию. Болонский процесс — это сближение и унификация систем высшего образования европейских стран с целью создания единого пространства высшего образования. На данный момент декларацию подписали 47 стран, в том числе Россия. Что дают студентам из разных государств сходные уровни высшего образования? В первую очередь — возможность свободного передвижения между вузами в период обучения (стажировки и международные обмены как для преподавателей, так и для студентов, участие в международных проектах), а также трудоустройство в любой стране-участнице Болонского процесса без необходимости подтверждения диплома или получения дополнительного образования.
Таким образом, к 2010 году Россия реформировала национальную систему образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации: главным образом, наряду со специалитетом и аспирантурой были введены бакалавриат и магистратура, как это принято в европейских вузах. В результате последние стали выдавать всем выпускникам европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.
Законодательство и стандарты высшего образования
Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году было введено понятие образовательного стандарта. На данный момент действует третье поколение стандартов, которые утверждались с 2009 г. Именно они сегодня называются федеральными. В 2012 году был принят закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому с 1 сентября 2013 года были утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты для высшего образования. Основные изменения, относящиеся к высшему образованию в рамках принятого закона:
- Аспирантура становится отдельным уровнем высшего образования.
- Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого, дистанционного и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования.
- В соответствии с федеральными стандартами специальные учебно-методические объединения разрабатывают примерные образовательные программы, на основе которых вузы создают собственные образовательные документы. Некоторым вузам (в том числе МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ) было дано право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты.
Уровни образования
Согласно новейшему российскому законодательству выделяют три уровня высшего образования:
- высшее образование — бакалавриат;
- высшее образование — специалитет, магистратура;
- высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Бакалавриат
Бакалавр — это академическая степень, которую студент высшего учебного заведения получает после приобретения и подтверждения основных знаний по выбранному направлению подготовки (специальности). Прием в бакалавриат производится на конкурсной основе по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ), однако это относится только к абитуриентам, имеющим среднее общее образование.
Выпускники профессиональных образовательных организаций (колледжей, техникумов) поступают на программы бакалавриата по внутренним вступительным испытаниям на основании диплома. Бакалавр имеет право после сдачи специальных экзаменов поступить на следующую ступень образования и получить степень магистра или специалиста. Бакалавриат дает широкие возможности при трудоустройстве благодаря базовым, основным, знаниям, необходимым для начала карьеры. Длительность обучения в бакалавриате — 4 года для выпускников обычных 11-летних школ и, как правило, 3 года для выпускников профессиональных образовательных учреждений. Также бакалавриат расширяет возможности дальнейшего обучения и трудоустройства за рубежом, так как степень бакалавра принята по международной классификации и понятна работодателям во всем мире.
Магистратура
Магистратура — вторая часть двухуровневой системы высшего образования, которая выпускает профессионалов с более углубленной специализацией. Длительность обучения — 2 года. Для поступления необходимо сдать специальный квалификационный экзамен, который определяется вузом, и пройти по конкурсу. В магистратуру могут поступать как бакалавры, так и специалисты.
Причем совершенно не обязательно, чтобы это была одна и та же образовательная организация. Степень бакалавра можно получить, закончив одну образовательную организацию (например, негосударственную), а за степенью магистра — поступать в другую (например, в государственную). Однако не прошедшие по конкурсу бакалавры могут получить степень магистра только на платной основе. Степень магистра дает право на дальнейшее обучение в аспирантуре. Поступившим в магистратуру, также как и в бакалавриате, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу.
Специалитет
Это традиционная ступень для российского высшего образования, которая существовала до подписания Россией Болонской декларации и существует до сих пор. Специалитет включает как базовое образование, так и специальную подготовку в рамках выбранного направления. Поступление производится на основе результатов ЕГЭ. Срок обучения — 5 лет при очной форме, 6 лет — при заочной.
Специалитет дает право поступления в магистратуру или аспирантуру. Квалификация «специалист» считается второй ступенью высшего образования, как и магистратура. Поэтому после специалитета невозможно поступление в магистратуру на бюджетной основе, так как это, согласно закону, будет считаться получением второго высшего образования. Зато специалист, в отличие от бакалавра, может поступить в аспирантуру. Диплом специалиста традиционно считается престижным в России, однако он создаст проблемы при трудоустройстве за границей.
Аспирантура
Аспирантура — это отдельный уровень высшего образования в России, цель которого — подготовка к соисканию ученой степени кандидата наук. Ученая степень присуждается аспиранту после сдачи кандидатского минимума (экзаменов) и защиты диссертации. Поступление в аспирантуру на бюджетной основе возможно только после специалитета.
Бюджетные аспиранты обеспечиваются государственными стипендиями. Аспирантам дается отсрочка от призыва на военную службу. Обучение в аспирантуре, как правило, продолжается в течение трех лет, а при заочной форме — четырех лет. В некоторых европейских странах терминам «аспирант» и «аспирантура» соответствуют «докторант» и «докторантура».
Вузы России
Управление образованием в России осуществляется на 3-х уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. На федеральном уровне управление осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации, в функции которого входит: утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, лицензирование, государственная аккредитация и ликвидация образовательных учреждений, реализация права на получение бесплатного высшего образования, разработка и реализация государственных и международных программ в сфере образования и многое другое. Что касается регионального и муниципального уровней, то высшее образование не входит в полномочия госструктур, работающих на этих уровнях.
В России существует три вида образовательных организаций высшего образования: университет, академия, институт. Университет реализует образовательные программы высшего образования всех уровней по широкому спектру специальностей. Он должен выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования в широком спектре наук.
Академия реализует образовательные программы всех уровней для определенной области научной деятельности, в рамках которой академия должна осуществлять научные исследования. Институты работают по образовательным программам высшего образования бакалавриата, специалитета и магистратуры (аспирантура не является обязательной) в определенной области профессиональной деятельности. Широкий спектр научных исследований для институтов не обязателен.
Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в десятку лучших вузов РФ входят: МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, МГТУ им. Н.Э.
Баумана, МИФИ, СПбГУ, НИУ «Высшая школа экономики», Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ, Томский политехнический университет, Новосибирский государственный университет, МГИМО, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел РФ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Уральский федеральный университет. Лучшие экономические вузы России в 2013 году по рейтингу «Эксперт РА»: МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО, СПбГУ, НИУ «Высшая школа экономики», Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ.
Качество высшего образования
Несмотря на все проведенные реформы, качество высшего образования в России остается под большим вопросом. В 2014 году Министр образования Дмитрий Ливанов заявил, что качество высшего образования в России не растет, несмотря на то, что финансирование было увеличено в 20 раз с 2000 года. Что мешает развиваться российским вузам?
По словам Ливанова, это устаревшая система управления в российских вузах, а также низкая доля иностранных преподавателей, имеющих достойную квалификацию. Невысокая академическая репутация и низкий рейтинг наших вузов в мировом академическом сообществе объясняются слабой интернационализацией. Также среди причин Ливанов назвал плохую инфраструктуру, в которую долгие десятилетия не инвестировались серьезные ресурсы.
Такая оценка Министра образования вполне объяснима. В рейтинг лучших в мире вузов QS World University Rankings 2014/2015 входит 21 российский вуз. Лидером являются: МГУ им. М.В. Ломоносова, занимающий 114-е место, СПбГУ (233-е место) и МГТУ им. Н.Э.
Баумана (322-е место).
Тенденции развития образовательных услуг
Каковы же тенденции и перспективы развития высшего образовании в России? Среди основных можно выделить:
- Интернационализацию высшего образования и повышение мобильности преподавателей и студентов, возможность более широкого обмена опытом, зарубежных стажировок.
- Усиление практической направленности образования, внедрение в образовательные программы практических дисциплин, привлечение преподавателей-практиков. Среди образовательных организаций, наиболее быстро перестраивающихся под новые требования законодательства и работодателей, следует выделить Институт международных экономических связей. Помимо занятий по программе студенты могут посещать мастер-классы специально приглашенных экспертов. Среди спикеров можно встретить известных представителей науки, культуры, банковской сферы и других направлений бизнеса. В основе учебных программ лежат актуальные требования современных работодателей. Проводятся мастер-классы и семинары с участием известных бизнесменов, менеджеров, руководителей крупных предприятий, политиков.
- Применение в образовательном процессе мультимедийных технологий, систем визуализации, повсеместное внедрение технологий дистанционного и электронного обучения и, как результат, повышение популярности дистанционного образования. Целевая аудитория дистанционной формы обучения — взрослые, самостоятельно зарабатывающие люди, которые занимаются профессиональной деятельностью и хотят получить прикладные знания для карьерного роста. Дистанционное образование незаменимо для удаленных городов, где другая возможность получить желаемое образование зачастую вообще отсутствует. Стоит заметить, что программы дистанционного образования гораздо дешевле, чем аналогичные образовательные курсы, проводимые по традиционной системе.
Источник: www.kp.ru