Как составить учебный план
Учебный план в вузе — это документ, где указаны перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин и других видов учебной деятельности. При его составлении учитывают стандарты и рекомендации Минобрнауки. Приведем основные правила создания такого документа.
Учебный план — обязательная часть образовательной программы вузов. В процессе его формирования задействуют известную модель создания продукта ADDIE (сокращение от английских слов Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation — анализ, проектирование, разработка, реализация, оценка). Для учебного плана ключевым является этап разработки. При его создании важно опираться на предыдущие этапы — анализ навыков, которые нужны будущему выпускнику, исследования рынка труда и вакансий.
Учебный план составляют по шаблонам, которые разрабатывают на базе факультета. Документ готовят преподаватели выпускающей кафедры и утверждают заведующий кафедрой, декан и ректор.
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ: образовательные программы, преимущества обучения, преподаватели и т.д.
В нем указывают перечень дисциплин, практик, испытаний государственной итоговой аттестации. Отмечают объем в зачетных единицах, распределение по периодам обучения, объем контактной работы студентов с преподавателем и их самостоятельной работы в академических часах. К контактной работе относят занятия в аудитории: лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, коллоквиумы.
План готовят отдельно для каждой формы обучения. Он помогает организовать последовательность и взаимосвязь изучения дисциплин, их рациональное распределение по годам обучения студентов, эффективно использовать кадровый потенциал вуза.
Учебный план разрабатывают в соответствии с федеральным законом «Об образовании» и федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, ФГОС.
Документ может корректироваться с учетом изменений на кафедре или в требованиях к выпускникам со стороны работодателей.
- готовится к лицензированию новое направление подготовки или специальности;
- открывают новый профиль по направлению подготовки, указанному в лицензии;
- изменились требования федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования или законодательства в образовательной сфере.
Элементы учебного плана
- календарный учебный график, в котором указаны начало, окончание и продолжительность учебных семестров, экзаменов, каникул;
- план учебного процесса;
- наименование учебных, производственных практик, исследовательской работы;
- государственную итоговую аттестацию.
Базовая часть: дисциплины и практики, которые формируют обязательные профессиональные компетенции и составляют основу будущей профессии выпускников. Это база для изучения узкоспециализированных предметов.
Что такое индивидуальная образовательная программа
Вариативная часть: возможные специализации.
Факультативы: их выбирают студенты.
Как сформировать учебный план
Порядок формирования учебного плана можно обозначить в следующей последовательности:
1. определить потоки учебных групп;
2. сформировать и согласовать макет учебного плана факультета с указанием учебных дисциплин;
3. определить программу обучения: бакалавриат, магистратура, специалитет;
4. выбрать профессиональные стандарты;
5. обозначить виды деятельности по ФГОС;
6. определить результаты обучения, профессиональные компетенции;
7. сформировать части учебного плана в соответствии с требованиями
ФГОС;
8. собрать перечень учебных дисциплин, практик, итоговых аттестаций на основе формируемых компетенций. Важно при этом учитывать кадровые, учебно-методические и материально-технические возможности вуза;
9. определить форму организации, период проведения и трудоемкость каждой практики.
Нормативные документы
При подготовке учебного плана пригодятся данные из следующих нормативных документов:
- приказ Минобрнауки от 12.09.2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (с изменениями и дополнениями);
- приказ Минобрнауки от 05.04.2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
Источник: lala.lanbook.com
Словарь абитуриента: что нужно знать при поступлении в вуз
БВИ, ДВИ, КПП — это не отрывок из заклинания, а термины, с которыми сталкиваются школьники при поступлении в вуз. Создали переводчик с университетского языка на человеческий. Пара минут — и вы узнаете, чем минимальный балл отличается от проходного, а бакалавриат от специалитета.
Основные понятия
Выпускник — тот, кто заканчивает учебное заведение и сдаёт выпускные экзамены.
Абитуриент — выпускник, который поступает в колледж или университет.
Студент — абитуриент, который официально зачислен в среднее профессиональное или высшее учебное заведение.
Ступени образования
Бакалавриат — первая ступень высшего образования, которая длится четыре года. Выпускники получают диплом бакалавра и могут либо работать по специальности, либо продолжить обучение в магистратуре.
Специалитет — более высокий уровень высшего образования. Обучение длится на год дольше, чем в бакалавриате, но поступить на обе ступени можно сразу после школы. Выпускники специалитета могут поступить в аспирантуру сразу после получения диплома. А вот магистратура для них считается вторым высшим образованием и может быть только платной.
Магистратура — вторая ступень высшего образования. Студенты учатся на ней в течение двух лет. За это время они могут углубить знание теории, приобрести практические навыки и заняться научными исследованиями. Направление магистратуры может быть любым может быть, поэтому для бакалавров это хорошая возможность познакомиться с новой областью.
Аспирантура — заключительная ступень высшего образования, после которой можно стать преподавателем высшего учебного заведения. Обучение длится три-четыре года.
В некоторых областях у аспирантуры особое название :
- адъюнктура — у военных;
- ординатура — у врачей и фармацевтов;
- ассистентура-стажировка — у творческих специальностей.
Виды учебных заведений и направлений подготовки
В Российской Федерации у высших учебных заведений разные статусы в зависимости от количества образовательных программ и аспирантов, квалификации преподавателей, ведения научной деятельности.
Университет — учебное заведение, которое предлагает вузовские и послевузовские образовательные программы по широкому спектру специальностей.
Федеральный университет — главный в целом округе. Сейчас их всего десять на всю страну.
Национальный исследовательский университет помимо образовательной осуществляет ещё и научную деятельность.
Академия, в отличие от университета, специализируется только на одном направлении. Например, спорте или искусстве.
У института ещё более узкий профиль. Существуют авиационные, театральные, педагогические институты.
Также выделяют факультеты и кафедры . Первое — это подразделение вуза, где студентов обучают по нескольким родственным специальностям. В состав факультета входят кафедры, которые занимаются конкретной специализацией.
Направление подготовки — это общая образовательная область, в рамках которой осуществляется обучение.
Про лучшие вузы по популярным направлениям рассказали в этой статье.
Специальность — более узкое понятие. У неё всегда уникальный код.
В российской системе образования предусмотрено 54 направления подготовки и 151 специализация . К примеру, в рамках такого направления подготовки, как математика и механика выделяется четыре специальности:
- математика;
- прикладная математика и информатика;
- механика и математическое моделирование;
- прикладная математика.
Поступление
Контрольные цифры приема (КЦП) — количество бюджетных и контрактных мест для абитуриентов. Они показывают, сколько студентов готов принять вуз на следующий учебный год.
Волна поступления — этап зачисления абитуриентов в вуз.
⚠️ В 2022 году второй волны не будет. У вас будет только неделя, чтобы решить, куда подать документы. Не опоздать поможет Календарь абитуриента.
Приёмная комиссия — это собрание представителей вуза, которые осуществляют приём абитуриентов. Документы для поступления передают именно им.
Как подать документы на поступление приёмной комиссии, объяснили здесь.
Ранжирование — отбор поступающих для зачисления. Учитываются не только баллы ЕГЭ, но и социальные льготы и достижения.
Минимальный балл ЕГЭ — это пороговый уровень баллов, необходимый для поступления. Его определяет Министерство просвещения РФ, но вузы могут устанавливать внутренний минимальный балл, который будет более высоким.
Проходной балл — минимальная сумма баллов ЕГЭ, с которой был зачислен абитуриент в прошлом году. В отличие от минимального балла, проходной не устанавливается ни Минпросвещения, ни вузом и определяется только после окончания приёма. Невозможно заранее знать его значение. Есть смысл ориентироваться на прошлогодний балл, но помните: он может измениться.
Как рассчитать необходимые баллы, рассказали в этом материале.
Индивидуальные достижения — достижения, за которые можно получить суммарно до 10 дополнительных баллов помимо ЕГЭ. Это аттестат с отличием, призовые места в олимпиадах, значок ГТО, итоговое сочинение . Каждый вуз самостоятельно утверждает список достижений и баллы, начисляемые за каждое из них.
БВИ — лучшая льгота всех времён и народов. Она достается победителям Всероссийской олимпиады школьников и перечневых олимпиад. Последним для поступления нужно подтвердить льготу результатом одного профильного ЕГЭ. А победителям Всеросса остаётся только готовить документы.
О льготах при поступлении по БВИ с помощью Всероссийской олимпиады школьников, рассказали в статье «Как поступить в вуз без экзаменов». Также сделали список перечневых олимпиад, которые помогут поступить дополнительные льготы при поступлении.
ДВИ (дополнительные вступительные испытания) — для поступления на некоторые специальности помимо ЕГЭ нужно сдать внутренние экзамены. В основном это касается творческих специальностей. Информация о ДВИ публикуется на официальных источниках университета.
Внутренние испытания — внутриуниверситетский экзамен, который приравнивается к ЕГЭ. Согласно правилам приёма, выбрать их могут: абитуриенты с инвалидностью; иностранные граждане; те, кто проходил итоговую государственную аттестацию не в форме ЕГЭ; те, кто проходил аттестацию в иностранных образовательных учреждениях в течение одного года до окончания приёма документов, а также те, кто поступает на базе профессионального образования.
Документы
Аттестат об основном общем образовани и получают после окончания 9 классов и сдачи ОГЭ. С этим аттестатом можно поступить в колледж или техникум.
Аттестат о среднем общем образовании выдают после успешной сдачи ЕГЭ. С данным документом можно поступить в высшее учебное заведение на бакалавриат или специалитет.
Про особенности аттестатов рассказали в этой статье.
Заявление о приёме — это письменное подтверждение, что абитуриент принимает участие в конкурсе. Его оформляют во время приёма документов.
Заявление о согласии на зачисление определяет, где именно абитуриент решил обучаться.
СНИЛС (Страховой Номер Индивидуального Лицевого Счета) — это номер счета в системе обязательного пенсионного страхования.
Справка формы 086/у — медицинский документ, который подтверждает, что здоровье абитуриента позволяет ему учиться в вузе. Выдаётся после заключения медиков, сдачи анализов и прохождения флюорографии.
Специалисты, обследование у которых необходимо пройти:
- терапевт;
- офтальмолог;
- хирург;
- невропатолог;
- ЛОР;
- Специалист эндокринологии.
Анализы, которые нужно сдать:
- анализ мочи;
- анализ крови (общий);
- анализ на исследование кала.
Также для получения справки нужен прививочный сертификат.
Не бойтесь задавать вопросы приёмной комиссии и не путайте заявления о приёме и согласие на зачисление. Желаем удачи в выборе специальности!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!
Источник: bez-smenki.ru
2+2+2 = современная высшая школа? Что такое отложенный выбор студентов
С точки зрения важных структурных реформ российское высшее образование обычно на пять-десять лет отстает от авангарда, однако с инициативой «2+2+2» мы неожиданно оказались впереди Западной Европы. Мы внедряем то, о чем в большинстве стран только говорят.
В послании Федеральному собранию в январе этого года Владимир Путин заявил о необходимости большей гибкости высшей школы для лучшего соответствия меняющемуся рынку труда и предложил предоставить студентам возможность выбирать направление профессиональной подготовки начиная с третьего года обучения, а не с первого, как сейчас. Нынешняя схема «4+2» — бакалавриат плюс магистратура — в таком случае превратится в «2+2+2».
В эту схему заложен целый ряд инноваций для российского высшего образования. Во-первых, отложенный выбор, то есть возможность определить направление подготовки после окончания второго курса, а не при поступлении. Во-вторых, идея подготовки выпускников, которые смогут гибко встраиваться в рынок труда за счет широкой образовательной базы. В-третьих, мобильность.
Мы привыкли, что вся образовательная траектория проходит в одном вузе. Однако смена среды, подходов и людей вокруг создает дополнительный стимул для развития компетенций. Должна появиться возможность смены университета после первой «двойки» и необходимость после второй — поступление на магистратуру в другой вуз.
Наконец, в университетах, которые будут играть в «2+2+2» всерьез, произойдут более глубокие изменения методик и форматов. Это окажет влияние на всех: студентов, преподавателей, администрацию.
Два подхода и рынок труда
Подход, стоящий за схемой «2+2+2», сформировался в США в первой половине XX века. Тогда создателям образовательного процесса топовых вузов нужно было ответить на два вызова одновременно: необходимость широкого мировоззрения и профессиональных компетенций у выпускников. Схема «от общего к частному», от общеобразовательных курсов к более узкой специализации, оказалась наиболее продуктивной и востребованной среди студентов. Сейчас примерно 10% американских вузов работают так, еще 25% используют элементы схемы для элитных подразделений.
Примерно в то же время в СССР в целях быстрой индустриализации была создана строгая система разделения труда, где каждый выполнял свою конкретную задачу, а специалистов готовили под конкретное рабочее место. В странах Западной Европы, несмотря на отличия экономических систем, происходили похожие процессы. Ключевая разница здесь в степени университетской автономии.
Американские университеты самостоятельно принимают решения касательно организации своего образовательного процесса, в то время как на нашей стороне Атлантического океана государственное регулирование намного жестче. Однако общемировой тренд — на автономизацию университетов. Чем более самостоятелен вуз, тем быстрее он реагирует на изменения во внешней среде, включая рынок труда.
А рынок труда становится все более подвижным. В современном мире, если человека можно идеально подготовить под какое-то рабочее место, высока вероятность, что именно этот тип деятельности будет автоматизирован и специалисты окажутся ненужными. Отсюда отчасти большое общемировое движение по усилению общеобразовательного блока — в континентальной Европе, на Ближнем и Дальнем Востоке, где их раньше не было, появляется все больше программ свободного образования, делающих ставку на формирование целостной личности. Так, только в Европе количество таких программ выросло за последние 30 лет в несколько раз; сейчас их около сотни. Растет количество курсов по выбору, и образовательные траектории становятся все более гибкими.
Отложенный выбор появляется в разных форматах. Так функционируют элитные образовательные программы, экспериментальный Университет Люнебурга Леуфана в Германии, испанская grado abierto («открытая степень»). В России наиболее известные примеры использования подхода «2+2+2» — Тюменский государственный университет и Смольный институт в СПбГУ.
Что изменится для студента и преподавателя
Если схема «2+2+2» станет нормой, это должно повысить востребованность выпускников на рынке и снизить количество отчислений из-за неправильного выбора направления. Но самые серьезные изменения произойдут в повседневной деятельности университетов, например в отношениях между преподавателями и студентами. Студенты смогут самостоятельно строить свою образовательную траекторию, выбирать курсы в пространстве университета.
Источник: tass.ru
Университеты и бизнес: кто из компаний и зачем создает образовательные программы в российских вузах
Оторванность от реального мира — распространенное обвинение в сторону российского высшего образования. Чтобы готовить специалистов, которые нужны рынку, вузы создают образовательные программы в партнерстве с крупными компаниями. Разбираюсь, кто вкладывается в такие программы и чему там учат.
12 084 просмотров
Бизнес сотрудничает с вузами в разных форматах: проводит конкурсы и лекции, открывает лаборатории, кафедры, магистерские и даже бакалаврские программы. Так университет получает финансирование и места практики для студентов, а компании — компетентные кадры в будущем.
Занятия на таких базовых кафедрах часто ведут и преподаватели университета, и непосредственно практики. Обычно свои программы в вузах открывают крупные компании, у которых есть на это ресурсы (финансовые и кадровые) и которые уверены, что такое «долгое» вложение в специалистов со временем окупится. Я подобрала пять разных примеров сотрудничества компаний и университетов.
Тематика: компьютерная лингвистика, распознавание изображений и обработка текста
У IT-компании ABBYY (известной, например, программой распознавания текстов и электронными словарями) в московском Физтехе открыто сразу две кафедры: на одной занимаются компьютерной лингвистикой, на другой — распознаванием изображений и обработкой текстов. Обе задачи востребованы в самой компании, а кафедры (там есть и бакалаврская, и магистерская программы) готовят инженеров-исследователей в области интеллектуального анализа документов. Дипломы студенты тоже зачастую пишут с опорой на практические задачи, которые интересны ABBYY.
Многие студенты еще на старших курсах начинают работать в ABBYY, но организаторы программы говорят, что это не просто учебный центр компании, а полноценное образование — с ним можно устроиться и в другие компании, работающие с искусственным интеллектом.
Тематика: разработка мобильных и веб-приложений
Компания Distillery, которая занимается созданием веб-сервисов и мобильных приложений, открыла в Южном федеральном университете лабораторию, где студенты могут практиковаться в дизайне и разработке приложений. Сама компания активно сотрудничает с вузом (например, кафедрой вычислительной техники), участвует в образовательной, проектной и научной деятельности студентов.
В вузе говорят, что сотрудничество студентов с профильными компаниями помогает им получать актуальные знания и выводить свои проекты на рынок IT-услуг. Distillery работает в основном с американскими клиентами (главный офис компании находится в Лос-Анджелесе), но компанию основали в Таганроге, поэтому ее создатели помогают alma mater и IT-рынку в родном регионе.
Тематика: Нанокомпозитные материалы
Магистратура по нанокомпозитным материалам — совместный проект Новосибирского госуниверситета и российской компании-единорога OCSiAl, производителя одностенных углеродных нанотрубок. Программа готовит выпускников с компетенциями на стыке физики, химии и материаловедения, которые смогут работать с сфере инновационной промышленности.
Учебные курсы направлены не только на изучение новых материалов, но и на поиск возможностей для их промышленного применения. Научно-исследовательскую практику многие студенты проходят в лабораториях OCSiAl. Магистратуру создали в 2017 году, а поступить в нее могут бакалавры физики или химии.
Тематика: Разработка программного обеспечения или Алгоритмы и анализ данных в биоинформатике
Производитель инструментов разработки JetBrains открыл корпоративную магистерскую программу в петербургском ИТМО сразу по двум направлениям: разработке ПО и анализу данных в биоинформатике — распределение по специальностям происходит после первого семестра. Учебный план построен разработчиками компании, а основным партнером программы является Яндекс.
Программа рассчитана на тех, кто уже знаком со сферой разработки ПО, но хочет углубить знания и получить практические навыки: например, в начале каждого семестра студенты выбирают учебный программный проект, над которым работают под руководством преподавателей или сотрудников компаний-партнёров. Как говорят руководители программы, многие учебные проекты связаны с актуальными продуктовыми задачами JetBrains.
Тематика: Цифровая трансформация образования
Магистерская программа Высшей школы экономики готовит руководителей и предпринимателей в сфере образования: там обещают дать системные знания на стыке образования, управления и компьютерных наук. Как говорят руководители магистратуры, в России активно идут процессы цифровизации образования на всех уровнях (федеральном и региональном), поэтому кадры в этой сфере сейчас востребованы. Выпускники получают компетенции как для работы в государственном секторе, так и для создания стартапа в EdTech или смежных областях (например, HR).
Программа реализуется в партнерстве с Яндексом и при экспертной поддержке Microsoft. Среди учебных курсов: образовательные технологии и коммуникации, теория и механизмы госуправления, психологические аспекты обучения в цифровую эпоху.
Источник: vc.ru
Ивановские вузы готовят общие образовательные и исследовательские программы
Ивановские студенты и аспиранты могут воспользоваться оборудованием любого местного вуза. И это лишь одна из возможностей, появившихся в рамках совместной работы университетов и институтов региона. Развитие научно-образовательного консорциума «Иваново» обсудили на встрече ректоров с губернатором.
О создании консорциума было заявлено еще в апреле. В него вошли 6 вузов, а также институт химии растворов и НИИ материнства и детства. Планировали объединить усилия при подготовке студентов и проведении исследований. С прицелом на открытие в области национального кампуса. И вот его строительство одобрено президентом.
Станислав Воскресенский, губернатор: «Вы уже поняли, часы уже тикают. Всё, победа — это только начало. Конкурс был жесткий, 39 регионов, отобрано 9 заявок. Вы это все знаете, слышали, теперь нам надо все это реализовать и здесь уже на счету каждый день».
Губернатор подчеркнул, что и сам будет заниматься этим комплексным сложным проектом, очень важным для региона. Готов оказывать поддержку вузам. В свою очередь, ректоры рассказали, что за прошедшие полгода уже разработано несколько совместных образовательных программ.
Алексей Малыгин, председатель совета ректоров, ректор ИвГУ: «Между нашими университетами это программы дополнительного образования по предпринимательству, по фермерству, по айти. Наконец, это программа бакалавриаты сетевые и магистратуры в области больших данных, в области цифровой экономики, в области урбанистики и исследования малых городов».
Также вузы объединили свои базы оборудования. Составили общую, разработали заявочную систему.
Евгений Румянцев, ректор ИвГПУ: «Сегодня каждый студент, аспирант, может через заявку обратиться к оборудованию другой образовательной организации или научно-исследовательского института было недоступно».
Впоследствии ивановские вузы и станут ядром создаваемого в регионе образовательного и исследовательского центра.
Татьяна Прокопенко, телекомпания «Барс»
Источник: www.ivanovonews.ru