Учебный план по ФГОС–3
1. Заместителям директора по УВР, так как именно они составляют учебные планы для образовательных организаций.
2. Учителям, которые хотят понимать, откуда берутся часы на изучение их предметов. А может быть, учителям, желающим предложить свои образовательные возможности учреждению, в котором они работают.
3. Родителям, которые хотят знать, может ли школа предложить их ребёнку расширенное или углублённое изучение предметов, какие курсы по выбору есть в образовательной организации.
Что представляет собой учебный план?
Учебный план – это часть Основной образовательной программы (ООП) школы. В нём дано распределение часов по годам на изучение КАЖДОГО предмета, курса, модуля на 4 года обучения в начальной школе, на 5 лет обучения в основной школе (5-9 классы) и на 2 года обучения в средней школе (10-11 классы).
Учебный план составляется на уровень образования. Поэтому, глядя на него, родитель, например, будущего 1-классника или 5-классника может увидеть, что предлагает школа ребёнку на все 4 года или 5 лет учёбы.
Это знакомая незнакомая школа. Что такое образовательная программа школы?
Из чего состоит учебный план?
Учебный план состоит из 2 частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть включает в себя предметы, преподавания которых требуют образовательные стандарты. Эти предметы перечислены в п.32.1 ФГОС НОО и п.33.1 ФГОС ООО .
Помимо преподавания основных предметов, школа обязана обеспечить вариативность содержания образования.
Как может быть реализовано это требование в учебном плане?
1. Через наличие предметов, курсов, модулей по выбору.
2. С помощью изучения предметов на углублённом уровне.
3. С помощью деления класса на группы для профилизации.
Всё это должно быть отражено в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
Учебный план основного общего образования (ООО) может выглядеть, НАПРИМЕР, так, если в школе нет классов с профилизацией обучения (ОДНКР – по последним документам сокращение именно такое – требует коррекции, объясню ниже).
Или так, если школа планирует открыть класс лингвистической направленности.
Выделены предметы, на которые уменьшено количество часов с целью освобождения часов на второй иностранный язык.
На что нужно обратить внимание при составлении учебного плана по ФГОС – 3?
1. Расхождение максимально допустимой аудиторной нагрузки по ФГОС и по СанПин. СанПин для 6-дневной учебной недели для НОО закрепляет 3345 часов, по ФГОС-3 их 3190 . СанПин для 6-дневной учебной недели для ООО закрепляет 5848 часов, по ФГОС-3 их 5549 . ФГОС является верхнеуровневым документом по отношению к СанПин, поэтому при составлении учебного плана ориентируемся на верхнюю границу ФГОС-3.
2. Существует понятие «часть УЧЕБНОГО ПЛАНА, формируемая участниками образовательных отношений» и «часть ПРОГРАММЫ, формируемая участниками образовательных отношений». В часть программы, формируемой участниками образовательных отношений, входит соответствующая часть учебного плана и план внеурочной деятельности. И вот здесь нужно быть очень аккуратными. Почему?
Основная общеобразовательная программа школы: нормы аккредитации общего образования
По ФГОС НОО соотношение обязательной и формируемой части должно быть 80 к 20. Если выделить на внеурочную деятельность больше 5 часов в неделю, это соотношение будет нарушено. По ФГОС ООО соотношение обязательной и формируемой части должно быть 70 к 30. Здесь внеурочки для сохранения этого баланса должно быть около 10 часов.
3. Предметная область «ОДНКР» и предмет «ОРКСЭ» могут быть вынесены в часть, формируемую участниками образовательных отношений. Почему? В них есть модули по выбору. Модули выбирают родители по заявлению. Значит, ОДНКР и ОРКСЭ могут быть во 2 части учебного плана, но НЕ во внеурочной деятельности.
НО. Если вы вынесете ОДНКР в формируемую часть, преподаваться этот предмет должен не менее 2 лет по 1 часу, чтобы в сумме за уровень обучения он набрал от 64 часов. Почему это важно? Отметка за ОДНКР выставляется в аттестат. А в аттестат выставляется отметка за ВСЕ предметы основной части учебного плана (независимо от количества часов) и за все предметы, курсы, модули формируемой части, преподавание которых велось от 64 часов.
4. При выборе предметов для формируемой части программы помните, что по новым ФГОС школа обязана обеспечить КАЖДОГО обучающегося по КАЖДОМУ предмету, курсу, модулю учебниками/ учебными пособиями в ПЕЧАТНОМ виде.
5. По новым ФГОС второй иностранный язык, родной язык и литература на родном языке необязательны. Но для тех, кто начинал обучение по ФГОС-2, они обязательны, а значит, в учебном плане для 6-9 классов эти предметы должны быть.
Д рузья мои! Мы медленно (быстрее при изучении таких документов нельзя), но верно подошли к Рабочим программам предметов. Следующая публикация по ФГОС-3 будет посвящена им.
Источник: dzen.ru
Учебный план
Учебный план — нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года. Учебный план — это сертификат учебного заведения. Он составляется в соответствии со следующими принципами: опора на достижения науки, учет санитарно-гигиенических норм, предметность, возрастной подход, обеспечение целей каждой образовательной ступени, преемственность, оптимальность расположения учебных предметов по годам обучения, сочетание обязательных и вариативных предметов и видов занятий.
Учебные планы массовых общеобразовательных школ базисные, разрабатываются централизованно но, как правило, в нескольких вариантах, один из которых выбирается школой. Инновационные учебные заведения обычно разрабатывают свои собственные документы, но опираясь на образовательные стандарты.
Федеральный Базисный учебный план выступает одновременно и в качестве внешнего ограничителя, задающего общие рамки возможных решений при разработке содержания образования и требований к его освоению, при определении требований к организации образовательного процесса, при расчете бюджетного финансирования, и в качестве одного из основных механизмов его реализации. Федеральный Базисный учебный план призван фиксировать рекомендуемый состав учебных предметов и распределение учебного времени между ними.
В структуре Федерального Базисного учебного плана должны быть в явном виде выделены:
- • инвариантная часть (обязательная), обеспечивающая приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам; определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей;
- • вариативная часть, включая компонент внеурочной деятельности, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивающая индивидуальный характер развития обучающихся, их интересы и склонности; интересы субъекта Российской Федерации в реализации содержания общего образования.
Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой, может быть использовано: на увеличение учебных часов, на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.
Федеральный Базисный учебный план должен включать три части, ориентированные на ступени общего образования: начального, базового общего и среднего полного общего образования.
Разработка Базисного учебного плана опирается, прежде всего, на представление о структуре основных общеобразовательных программ, представление о структуре и составе результатов общего образования.
Учебные программы
Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами). Примерные (базисные) учебные программы но предметам призваны обеспечить возможности вариативной реализации содержания образования. Поскольку базисные учебные программы регулируют педагогический процесс, их положения по необходимости должны иметь ориентирующий и некатегоричный характер. Это означает, что при наличии надлежащих оснований (например при реализации экспериментальной или авторской образовательной программы) образовательным учреждениям разрешается отступать от рекомендаций базисных программ при обязательном исполнении требований стандарта, относящихся к результатам образования.
Базисные учебные программы дополняются программами развития универсальных учебных действий, которые призваны регулировать различные аспекты освоения метапредметных умений. Разработка примерных учебных программ опирается, прежде всего, на представление о структуре основных общеобразовательных программ, представление о структуре и составе результатов общего образования, а также на конкретизацию понятия образовательных результатов, отраженную в Фундаментальном ядре содержания общего образования.
Различают типовые, рабочие и авторские учебные программы.
Базисные учебные программы разрабатываются на основе Федерального образовательного стандарта но определенной дисциплине. Они имеют примерный, рекомендательный характер.
Рабочие учебные программы создаются на основе базисных, утверждаются педагогическим советом школы (в вузе — решением ведущей кафедры). Они отражают требования образовательного стандарта и возможности конкретного образовательного учреждения.
Авторские учебные программы, учитывая требования госстандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы автора к рассмотрению теорий, явлений и процессов. Авторские программы проходят процедуру рецензирования и утверждаются на педагогическом совете школы.
Такие программы широко распространены в преподавании курсов по выбору.
Основная образовательная программа содержит следующие разделы:
- • пояснительная записка;
- • планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы определенной образовательной ступени;
- • учебный план образовательного учреждения;
- • программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий па определенной образовательной ступени;
- • программы отдельных учебных предметов, курсов;
- • система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Программы отдельных учебных предметов также содержат:
- • варианты тематического планирования;
- • рекомендации но материально-техническому обеспечению учебного предмета.
Содержание образования в программе может иметь различную структуру изложения. Наиболее распространенными в настоящее время являются: линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения.
Концентрическая структура изложения предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз на постоянно расширяющемся углубленном уровне (например, изучение математики в начальных классах). В традиционной начальной школе программы в основном построены по концентрическому принципу. Концентризм необходим и педагогически оправдан в тех случаях, когда те или иные понятия, законы не могут быть сразу раскрыты с нужной для целей общего образования глубиной, например, законы механики, электрического тока, сложные вопросы физиологии живого организма, закономерности исторического процесса и т.д. Необходимость повторного возвращения к ранее изученному материалу диктуется природой и законами развивающегося мышления учащихся, научные понятия не усваиваются учащимися сразу в готовом, наиболее зрелом виде, а проходят длительный путь развития.
Характерной особенностью спиральной системы изложения материала является то, что учащиеся, изучая какую-либо проблему, постоянно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В ней нет перерывов, характерных для концентрической системы.
При смешанной системе происходит комбинация вышеуказанных подходов.
Программа школьного учебного предмета — результат большой и кропотливой работы представителей различных областей знаний. В каждой программе отражен историко-педагогический опыт, достижения педагогической и психологической наук.
Функции учебных программ:
- • обогащение учащихся знаниями, умениями и навыками;
- • содержательная и идейно-воспитательная, состоящая в том, что знания, включенные в программы, направлены па формирование духовности и научного мировоззрения у школьников;
- • организационно-методическая. Они организуют деятельность учителя но подготовке к занятиям: отбор материала, видов практических работ, активных методов и динамичных форм обучения. Программы организуют учебный труд учащихся: определяют характер их деятельности по изучению предмета в школе, дома, в процессе усвоения свободной информации.
Специфика каждого учебного предмета по содержанию, характеру применения знаний на практике, но видам деятельности обусловливает вариативность программных структур.
Реализация межпредметных связей затрудняется тем, что различные разделы одного предмета, более всего связанные с соответствующими разделами другого предмета, могут изучаться в разное время. Поэтому различают реализацию предшествующих, или опережающих, и последующих межпредметных связей.
Первые реализуются в том случае, когда тема одного предмета предшествует (с большим или меньшим временным промежутком) изучению соответствующей темы другого предмета. В этом случае подчас приходится привлекать материал из другой темы. Последующие связи реализуются при рассмотрении темы, изучаемой позже той, с которой она связана. В этом случае ранее изученный материал становится опорой для повой темы из другого предмета.
Источник: studme.org
Учебный план образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения
Учебный план организации — документ, который определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом об образовании, формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план — неотъемлемая часть образовательной программы. Общие вопросы, которые касаются учебного плана образовательной организации, были рассмотрены в выпуске от 15.06.2015г. В данной публикации рассмотрим особенности учебного плана, требования к нему с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения.
Приказами Министерства образования и науки РФ утверждены стандарты:
— начального общего образования (приказ от 06.10.2009 г. № 373) (ФГОС НОО);
— основного общего образования (приказ от 17.12.2010 г. № 1897) (ФГОС ООО);
— среднего общего образования (приказ от 17.05.2012 г. № 413) (ФГОС СОО).
Из содержания стандартов следует, что стандарт является основой для разработки примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также является основой для организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основную образовательную программу, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
Каков порядок разработки примерных образовательных программ? Кто уполномочен их разрабатывать и проводить экспертизу?
Ответы на данные вопросы можно найти в приказе Министерства образования и науки РФ от 28.05.2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ». В данном приказе сказано, что одобренные примерные образовательные программы должны размещаться на сайте реестра http://fgosreestr.ru/ . Реестр примерных программ является государственной информационной системой, которая ведется на электронных носителях и функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими ее совместимость и взаимодействие с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями. Делаем вывод, что образовательные организации для разработки своей основной образовательной программы (с учётом уровня образования) за основу берут примерную образовательную программу, которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. На сегодняшний день одобрены примерные программы для начального общего и основного общего образования; для среднего общего образования — в разработке. Переходя к рассмотрению вопроса формирования учебного плана и его структуры, сделаем выводы.
1. Примерные образовательные программы разрабатываются на основе ФГОС.
2. Основная образовательная программа любой организации, осуществляющей образовательную деятельность по начальному общему, основному общему, среднему общему образованию обязательно отвечает требованиям ФГОС и разрабатывается с учётом примерной образовательной программы.
3. Учебный план — обязательная часть образовательной программы.
Теперь рассмотрим особенности учебного плана образовательной организации с учётом новых стандартов. За основу учебного плана берётся примерный учебный план, который размещён в примерной образовательной программе по соответствующему уровню образования. Примерный учебный план образовательных организаций, реализующих образовательную программу начального общего, основного общего, среднего общего образования, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности.
Примерный учебный план:
- фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
- определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию;
- распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.
Примерный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования, возможность обучения на государственных языках республик Российской Федерации и родном языке из числа языков народов Российской Федерации, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий.
Примерный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу (в соответствии с уровнем образования), и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе обучения.
Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.
Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано на:
- увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
- введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
- другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.
Очень часто родители (законные представители) задают вопросы, которые связаны с обязательностью посещения учебных занятий, которые отражены в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Ответ однозначный — данные предметы (учебные курсы) обязательны для посещения.
Необходимо так же указать на правильность формулировок в названиях частей учебного плана. Анализируя учебные планы образовательных организаций, часто встречается ошибка — «часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса». В статье 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие — участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Данное несоответствие необходимо устранить.
Таким образом, учебный план состоит из двух частей — обязательной (требования ФГОС) и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются обязательными для учащихся. Кроме урочной деятельности существует и внеурочная.
Основная образовательная программа общеобразовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, т. е. внеурочная деятельность также направлена на реализацию основной образовательной программы. Главное её отличие — форма организации, которая отличается от классического урока. Основные вопросы внеурочной деятельности были рассмотрены в выпуске от 15.01.2016 г. От читателей блога поступали вопросы, в которых спрашивалось об обязательности посещения занятий внеурочной деятельности. Данный вопрос был адресован Министерству образования и науки РФ, на который был дан однозначный ответ о необходимости исполнения плана внеурочной деятельности, но при этом отмечено, что обучающимся предоставляется право на зачёт часов внеурочной деятельности, которые посещаются учащимся в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Существуют ли ещё какие-либо особенности учебного плана как составной части образовательной программы с учётом ФГОС нового поколения? Да, существуют! И связаны они в первую очередь с углублённым изучением предметов.
Ранее действующий закон «Об образовании», а также Типовое положение об общеобразовательной организации предоставляли право открывать в образовательных организациях лицейские, гимназические классы и т. д. на уровне основного общего образования. Теперь же всё обстоит иначе — все образовательные программы делятся лишь на два вида — общеобразовательные и адаптированные (адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц), а углублённый уровень изучения предметов по ФГОС реализуется только на уровне среднего образования (10–11(12) классы) в рамках профильного обучения.
Это отнюдь не означает, что на уровне основного общего образования нельзя изучать тот или иной учебный предмет углублённо (в расширенном формате), законодательно это не запрещено! Именно для этого и предусмотрена та самая часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений. При этом нужно понимать, что ФГОС ООО не содержит требований к углублённому уровню изучения предметов, т.к. этого уровня просто не существует для основной школы. Таким образом любая образовательная организация на уровне основного общего образования сама решает — в какой форме и в каком объёме по содержанию будет реализовываться это углубление, однако государственную итоговую аттестацию в 9 классе все учащиеся будут сдавать по единым требованиям! Вот почему очень важно при выборе той или иной образовательной организации (продолжения обучения на другом уровне образования) внимательно ознакомиться с образовательной программой, в т. ч. с учебным планом (как урочной, так и внеурочной деятельности).
В заключении рассмотрим вопрос возможностей реализации учебного предмета физическая культура. Введение 3-х часового курса в своё время вызвало сокращение часов обязательной части учебного плана за счёт других предметов. На сегодняшний день в примерной образовательной программе основного общего образования сказано, что «каждая общеобразовательная организация самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя) с учетом законодательства Российской Федерации. При 5-дневной учебной неделе количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час может быть реализован образовательной организацией за счет часов из части, формируемой участниками образовательных отношений и/или за счет посещения учащимися спортивных секций». Таким образом, образовательной организации предоставляется право самостоятельно решить данный вопрос.
Учебные планы могут быть разными в отношении различных классов одной параллели. Также могут создаваться комплексные учебные планы с учетом специфики реализуемых образовательных программ и наименований образовательных организаций (лицеи, гимназии, центры образования, школы с углубленным изучением отдельных предметов и пр.). При составлении учебных планов не забываем о требованиях СанПиН!
- Автор — Звягин Александр Сергеевич
- 01.09.2016
- Все консультации автора
Источник: eduface.ru
Образовательная программа школы
Сегодня в первую очередь необходимо обеспечить плановый системный контроль за разработкой и реализацией образовательной программы школы. Основа образовательной программы школы её учебный план. Руководителю образовательного учреждения необходимо выявлять его уровень, используя следующий алгоритм:
права и обязанности участников образовательного процесса при реализации учебного плана;
-описание подходов к разработке личностно ориентированного учебного плана для каждого учащегося, если возможно — в условиях конкретного образовательного учреждения.
Таким образом, составленный учебный план общеобразовательного учреждения должен удовлетворять современным требованиям, предъявляемым как к содержанию образования, так и к организации учебного процесса:
- -сохранение обязательного базисного компонента содержания образования, учет региональных, социокультурных образовательных потребностей участников образования;
- -целостность учебного плана (наличие всех компонентов и их взаимосвязь);
- -рациональный баланс между федеральным, региональным школьным компонентами, образовательными областями и предметами, предметами инвариантной и вариативной частей;
- -преемственность между ступенями и классами обучения;
- -гибкость учебного плана, наличие резервов, отсутствие пере грузки учащихся;
- -обеспеченность ресурсами (кадровыми, учебно-методическими, материально-техническими).
- -перспективный учебный план общеобразовательного учреждения с пояснительной запиской;
- -рабочий учебный план или учебный план на текущий учебный год в общеобразовательном учреждении;
- -сведения о кадровом обеспечении реализации учебного плана;
- -сведения о программном, учебно-методическом обеспечении реализации учебного плана;
- -план перехода на перспективный учебный план: мероприятия по переходу на новую структуру обучения по различным предметам инвариантной части плана, по кадровому и учебно-методическому обеспечению реализации учебного плана, по переходу на четырех летнее обучение в начальной школе и т.д.
Очень важно для управляющей системы обеспечить качество образования через управление школьным образованием и посредством эффективного управления профессиональной деятельностью учителя. Профессиональная деятельность педагога направлена: во-первых, на трансляцию учащимся предметных знаний, формирование у них предметных умений, номенклатура которых определена государственными программами и государственным образованным стандартом;
во-вторых, на формирование у школьников норм социального поведения;
в-третьих, на развитие культуры мышления учащихся, их коммуникативных, креативных, рефлексивных и других мыслительных способностей.
Управление школьным образованием включает три аспекта:
- 1. Обеспечение осмысления и качественной реализации школьной образовательной программы.
- 2. Обеспечение целостности и функционирования системы образования.
- 3. Обеспечение развития областей образования и предметов, входящих в определенную область знаний.
Рассмотрим каждый аспект подробнее.
Что значит сегодня осмысление каждым работником школы образовательной программы образовательного учреждения?
Во-первых, это значит, что каждый педагог должен четко представлять приоритетные ценности и цели образовательного процесса, которые ему необходимо обеспечить в условиях той школы, в которой и работает; с другой стороны, это убеждения, ценностные ориентиры педагогического коллектива, о назначении образовательного учреждения, основных направлениях и средствах, которые позволяют это назначение реализовать.
Во-вторых, все педагоги, исходя из ценностей и целей обучения, воспитания и развития школьников не только обуславливают назначение и смысл образовательного учреждения, но и предопределяют и его развертывание, особенности содержания, организации и методического оснащения образовательного процесса.
Особенности содержания образования и организации образовательного процесса проявляются в первую очередь через совокупности программ обучения, воспитания и развития детей. В школе это прежде всего программы учебных курсов, которые по вертикали объединены учебные программы дисциплин, а по горизонтали — в программу учебного года. Далее эти программы объединяются в образовательную программу начального, основного и полного общего образования. Кроме того, образовательная программа школы может включать, первых, программу дошкольного образования (например, комплексный детский сад-школа),
В-третьих, образовательная программа школы должна быть нацелена на обеспечение реализации прав родителей и школьников на информацию об образовательных услугах, на выбор вариативных образовательных услуг и на гарантию качества получаемых услуг. Таким образом, каждый педагог, осмысливая предназначение своей миссии в реализации ценностных ориентиров школы, должен разрабатывать вариативные педагогические услуги, направленные на обеспечение качества образования.
Осуществляя контроль за образовательными программами школы, целесообразно проводить персональное собеседование с учителями, которое можно по следующему алгоритму:
- 1. Какие приоритеты и ценности Вы видите в образовательном пространстве школы?
- 2. Какой вам видится концепция школы? Ее ведущие цели и задачи?
- 3. Место вашей учебной дисциплины в образовательной программе школы?
- 4. Возможности обеспечения вариативного личностно ориентированного образования средствами вашего предмета?
Обеспечивая целостность и функционирование системы школьного образования (оно осуществляется путем установления соответствия результатов учебно-воспитательного процесса нормативным требованиям, выяснения причин несоответствия и принятия управленческих решений в случае отступления от нормы, т.е. через норматизацию деятельности педагогов образовательного учреждения, необходимо определять приоритеты в содержании образования и способствовать интеграции и координации деятельности всех педагогов образовательного учреждения.
Управляя развитием школьного образования в конкретных условиях образовательного учреждения, необходимо, чтобы предметом, изучения анализа стали вопросы о наличии у учителей способностей развивать свою профессиональную деятельность: анализировать, обнаруживать трудности в ней, находить пути и средства для их решения перепроектировать деятельность и реализовывать новые проекты деятельности. Здесь же необходимо уметь выяснять, в какой степени педагогический процесс на уроках развивает у школьников культуру мышления и деятельности, каков уровень личностно ориентированного обеспечения развивающего учебного процесса. Задачей руководства школы является также развитие у педагогов способностей согласования позиций участников педагогического процесса, выработки стратегии развития их деятельности.
Руководителю образовательного учреждения необходимо осознать, что педагоги получили свободу в выборе не только форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, но они сегодня стать созидателями своих авторских программ, участвовать в разработке школьного компонента, имеют право корректировать традиционные и разрабатывать инновационные учебные программы. Руководитель школы, разрабатывая локальные акты своего образовательного учреждения, обязан предусмотреть, чтобы в нормативной базе школы были следующие документы:
- -положение об учителе-экспериментаторе;
- -положение о целевых программах;
положения об авторских программах;
-положение о научной деятельности педагога и ученика.
Источник: vuzlit.com