Технологии разработки образовательной программы профильной смены Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / TRAINING SPECIALIST / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / EDUCATIONAL PROGRAM / КОНВЕЙЕР ПРОЕКТОВ / PIPELINE PROJECTS / ОНЛАЙН-СОПРОВОЖДЕНИЕ / ONLINE SUPPORT / LEARNING MODULE
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лесконог Наталья Юрьевна
Создание условий для зарождения идей в профильной смене. Реализация продуманных модулей образовательной программы в регионе. Он-лайн-сопровождение мероприятий. Поддержка специалистов.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лесконог Наталья Юрьевна
Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы
Могут ли вожатые научить мечтать?
«Селигер» — интегративная площадка для повышения квалификации
Интегративная среда «Школа-вуз-предприятие ЯОК» в зато г. Саров
Эффективность профильных смен для молодёжи
Основная образовательная программа
Будущее начинается сегодня: профильная смена
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Технологии разработки образовательной программы профильной смены»
ТЕХ НОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ образовательной программы профильной смены
Наталья Юрьевна Лесконог,
директор Федерального координационного центра развития кадрового потенциала молодёжной политики, доцент кафедры социально-политических исследований и технологий Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук
• подготовка специалистов • образовательная программа • образовательный модуль • конвейер проектов • онлайн-сопровождение
а годы успешной работы в Федеральном координационном центре развития кадрового потенциала молодёжной политики (ФКЦ), созданном в МГГУ им. Шолохова (ныне вошедшем в состав МПГУ), накопился большой и интересный опыт по разработке и реализации образовательных программ молодёжных форумов. Речь идёт о Всероссийском молодёжном форуме «Селигер», Северо-Кавказском форуме «Машук», а также профильных сменах для активных молодых людей в возрасте от 14 до 18 лет на таких известных площадках, как Всероссийский детский центр «Орлёнок», Федеральный молодёжный центр «Смена». Результаты некоторых из этих проектов публиковались автором на страницах журнала «Народное образование».
В 2015 году к специалистам ФКЦ обратились представители Департамента по делам молодёжи и спорта администрации г. Саро-ва (Нижегородская область)
с просьбой разработать программу профильной смены актива саровской молодёжи. Необходимо отметить, что Саров — закрытый город атомщиков и ядерщиков. У него удивительная судьба. Вряд ли найдётся много мест в России, где бы существовали рядом крупный научно-технический центр, в котором был воплощён в жизнь один из самых дерзких технических проектов ХХ века — разработка и создание атомной бомбы, и почитаемая православная святыня — место молитвенного подвига Серафима Саровского. Пожалуй, такое необычное и в тоже время логичное сочетание (логичное, по мнению автора, потому, что атомная бомба, созданная в святых местах, никогда (!) не использовалась нашей страной в военных целях, это своего рода мирный щит России) и определило заинтересованность специалистов ФКЦ начать сотрудничество с саровскими коллегами.
Образовательные программы «ТАУ» (профильные смены)
Директор Департамента по делам молодёжи и спорта администрации г. Сарова Л.В. Пустынникова чётко определила не только цель предстоящей профильной смены «Наше дело» — «зажечь» желание в каждом участнике смены изменять мир вокруг себя, делать это с удовольствием
и быть ответственным за свои решения и шаги; но и задачу для коллег (специалистов в области молодёжной политики города) — создать все возможные условия для успешного продвижения интересных идей, которые появятся в рамках смены.
Создать условия для зарождения идей в профильной смене возможно посредством продуманной образовательной программы в сочетании со специфическими активностями, среди которых особо можно выделить беседы о мечте , а также сторителлинг и конвейер проектов.
В процессе переговоров были сформулированы следующие модули программы: «Саров — город уникальной судьбы. Истории успеха в истории города», «Лидерство», «Наш успешный проект», «Веб-ресурсы успеха». Важно отметить, что ещё одной задачей смены, вероятно скрытой от участников, была необходимость показать молодёжи Сарова возможности реализации в своём городе, так как в последнее время наблюдается тенденция переезда в крупные города, ухода от продолжения семейных традиций в научной деятельности. На наш взгляд, подобранные модули могли поспособствовать решению и этой важной задачи.
Но как подготовить специалистов, которые донесут заложенные идеи до ребят? Рассматривались два варианта. Первый вариант: московские разработчики модулей приезжают в лагерь и реализуют образовательную программу сами. Второй вариант: они готовят представителей учреждений молодёжной сферы Сарова, вожатых профильной смены к работе с образовательной программы.
Более эффективным показался второй вариант, так как после смены в городе остаются ещё и подготовленные кадры, овладевшие современными образовательными технологиями. Это было ново и для ФКЦ, так как ранее все свои образовательные программы мы разрабатывали и воплощали собственными силами, но тоже в процессе предварительной подготовки нами же отобранных кадров.
1 Лесконог Н.Ю. Могут ли вожатые научить мечтать? К вопросу о подготовке вожатых для профильных смен для детей и молодёжи в современной России / / Народное
образование. — М., 2012 — № 3. — С. 98-103.
Для того чтобы упростить процесс взаимодействия разработчиков и преподавателей, которые должны были реализовать образовательную программу смены, работники ФКЦ и его партнёры разработали рабочую тетрадь. В ней представлены все необходимые для занятий материалы, задания для самостоятельной работы, контакты, поля для записи идей и т.п. Предполагалось, что рабочие тетради будут у всех участников процесса.
Как минимум дважды мы выезжали в Саров для подготовки кадров, в том числе и для проведения установочных тренингов по детальной проработке материалов рабочей тетради, обсуждения интерактивных методов и технологий, мини деловых игр, моделирующих возможные ситуации на занятиях.
Рассмотрим каждый из модулей подробнее и приведём некоторые примеры из опыта подготовки саровских коллег.
Модуль «Саров — город уникальной судьбы. Истории успеха в истории города» по нашей просьбе разработан для смены специалистами Муниципального бюджетного учреждения культуры «Городской музей» (г. Саров), музея Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (г. Саров).
В рабочей тетради были представлены красочные фотографии и материалы о знаковых местах города, его удивительных жителях, среди которых И.В. Курчатов, А.Д. Сахаров, Ю.Б. Харитон. В рамках смены проект был реализован через цикл встреч с известными людьми Сарова и его гостями в области политики, муниципального управления, науки, православия, журналистики, бизнеса. Материалы использовались при проведении занятий по программам: 1) «Лидерство» в качестве сопоставления современных лидеров молодёжи и города в области управления, науки и православия, прославивших его; 2) «Наш успешный проект» как ориентира при выборе
Н.Ю. Лесконог. Технологии разработки образовательной программы профильной смены
участниками смены тематики, содержания деятельности внутри проекта и технологий его реализации.
Особое внимание уделялось применению данных этого проекта в других. Так, эпизоды биографии И.В. Курчатова рассматривались при изучении темы «Лидер и команда» модуля «Лидерство», так как известный учёный славился своими организаторскими талантами. Его называли «Генерал». Как только была возможность, он начинал какое-то дело, требовал, чтобы все выполняли обещанное.
Курчатова по праву считают одним из основоположников и координаторов всех работ в области ядерной физики.
Помимо исторических материалов модуль «Саров — город уникальной судьбы. Истории успеха в истории города» включал перечень контактов всех молодёжных организаций и учреждений города, которые были необходимы при ознакомлении с фандрайзин-гом, анализом обеспечения проекта ресурсами программы «Наш успешный проект».
Образовательный модуль «Лидерство»
представлен темами: «Лидерство и лидеры», «Лидер и команда», «Механизмы влияния: аргументация» и «Механизмы влияния: самопрезентация». Каждая состояла из теоретического материала, кратко изложенного в рабочей тетради; заданий для самостоятельной работы с полями для выполнения, упражнений и блока саморефлексии.
Разработчики максимально старались приблизить задания рабочей тетради к выполнению поставленной перед сменой и образовательной программой целью, поэтому они были связаны с историей и перспективами развития г. Сарова. Вот один из примеров вопроса, на который участники смены искали ответ в ходе практического занятия: «Может ли признаками лидерства обладать страна? Докажите, что Россия обладает признаками лидерства? Как ваш город, ваша организация усиливает лидерские позиции России? Приведите аргументы».
Забегая вперёд, отметим, что наши коллеги из Сарова в какой-то степени впервые посмотрели на проблематику лидерства на примере нашей страны, а не лидеров как персоналий. Хотя, несомненно, мы рассматривали и примеры известных людей, но преломляли их опыт с позиции вклада в развитие страны.
Завершалось изучение самопрезентацией, приоритет отдавался тем, кто смог презентовать себя не только как лидера, но как лидера проектной команды. Это имеет особое значение, так как модуль «Лидерство» изучался параллельно с «Нашим успешным проектом».
При подготовке специалистов к реализации образовательной программы модуля «Лидерство» его разработчики, среди которых и автор статьи, учли, что практиче ски у всех сотрудников профильной смены «Наше дело» есть личный опыт внедрения лидерских программ и нам будет трудно удивить коллег. В этой связи подготовка кадров была построена по принципу проведения саровцами занятий по каждой из четырёх тем, представленных в рабочей тетради по «Лидерству», непосредственно в процессе обучения перед коллегами. Подобный подход дал свои результаты: появилась возможность проанализировать успехи и трудности использования предложенных методов и технологий изучения модуля, их эффективность, обменяться положительным опытом работы с лидерскими курсами.
Модуль «Наш успешный проект»
включал в себя изучение следующих тем: «Понятие проекта. Оформление проектной идеи», «Планирование проекта», «Фандрайзинг и расчёт бюджета проекта», «Презентация как средство демонстрации жизнеспособности социального проекта».
Участникам предстояло познакомиться с основными этапами жизненного цикла проекта, техниками формулировки проектной идеи, видами планов, составлением
бюджета, структурой презентации проекта и многим другим.
Основной задачей было научить участников смены разрабатывать проекты, решающие актуальные проблемы Сарова, и защищать их перед заказчиками, а также реализовывать на территории родного города.
При подготовке специалистов к реализации образовательной программы модуля «Наш успешный проект» коллегам пришлось полностью пройти путь от поиска и выбора проектной идеи до проекта как документа. На личном опыте легче учить подрастающее поколение.
Мы уже обращали внимание на то, что модули «Лидерство» и «Наш успешный проект» изучались параллельно. Для закрепления получаемых навыков в один из вечеров смены рекомендовалось провести Фестиваль историй «Сторителлинг». Участники смены готовили и рассказывали истории о том, как их проекты изменят город или истории о том, как конкретные известные и простые горожане развивали город.
В процессе подготовки кадров для смены особое внимание было уделено методике проведения фестиваля сторителлинга.
В завершение образовательной программы был представлен модуль «Веб-ресурсы успеха». В него вошли темы по интернет-технологиям в молодёжной политики, интернет-сервисам мониторинга общественного мнения мероприятий, подготовки презентации мероприятия по технологии PREZI.
Обучаемым предлагалось проанализировать веб-ресурсы города, составить перечень медиа-ресурсов для онлайн-сопровождения городских молодёжных мероприятий, учитывая специфику интернет-аудитории Сарова. По сути, планировалось, что ребята уже в течение смены будут писать о ней в Интернете,
оставлять свои отзывы, создавать позитивные цифровые следы.
Программа модуля «Веб-ресурсы успеха» взаимосвязана с «Нашим успешным проектом», поскольку ещё одним предполагаемым результатом освоения 1Т-модуля являлась презентация разработанного участниками смены проекта с использованием технологии PREZI.
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Подготовка специалистов к реализации образовательной программы проекта «Веб-ресурсы успеха» была наиболее трудоёмкой, так как требовала хорошего технического оснащения (компьютерный класс и высокоскоростной интернет). Но и с этой задачей разработчики и организаторы смены справились, проведя с саровскими коллегами несколько деловых игр по использованию и применению интернет-технологий в молодёжной политике города.
Итоги реализации всех модулей образовательной программы в конце смены фактически становятся очевидными в рамках конвейера проектов, когда участники презентуют экспертам свои проекты и могут получить реальную поддержку (административную, организационную, информационную, техническую, финансовую).
Насколько нам известно, все задуманные идеи удалось воплотить в рамках профильной смены «Наше дело» силами специалистов, в подготовке которых разработчики образовательной программы под руководством автора статьи принимали участие. «Спасибо за работу. Вы профессионалы своего дела. Очень приятно работать с Вами», — так оценили нашу работу коллеги из Департамента по делам молодёжи и спорта администрации города Сарова. НО
Источник: cyberleninka.ru
Профильная смена – это .
В последние годы, одной из самых перспективных форм организации летнего отдыха детей являются так называемые профильные лагеря или смены. Предпосылкой этому послужило то, что подход к организации летнего лагеря кардинально изменился.
Примеры профильных смен:
- Смена «Спасатель». Изучение навыков оказания первой помощи, азы работы с пожарным оборудованием, поведения в экстренных ситуация, работа с опытными сотрудниками МЧС
- Смена «Доброволец». Подготовка участников смены к дальнейшей работе в сфере благотворительности, оказание адресной социальной поддержки, создание проектной базы в сфере благотворительности и помощи детям, развитие навыков коммуникативного общения
- Смена «Экологическая». Воспитание целесообразного отношения к природе, выражающегося в заботливом отношении к живым существам в осознанном выполнении определенных норм поведения на природе. Обучаются оценке экологического состояния лагеря, приобретению навыков трудовых дел экологического характера
- Профильная смена «Культурно-образовательная смена». Профиль – разнообразные области культуры или культура какого-либо народа. Основная задача – помочь детям усвоить основные ценности, нормы и смыслы данной культуры и элементы образа жизни данной культуры. Примером такой смены может служить лагерь экологической культуры и др.
Моделирование профильной смены в детском лагере
Моделью называют формальное выражение существенных элементов проблемы в образной или математической форме. Мы постоянно имеем дело с моделями, создаем их для исследования собственных проблем, хотя и не называем их именно так. Мы просто окружены ими: выкройки, планы, договоренности, картины, музыка и многое другое представляют собой физические, знаковые, житейские, художественные модели.
Если мы говорим о профильной смене, то уже понимаем, что в процессе пребывания в детском лагере ребенок не только отдыхает и оздоравливается, но и получает знания, опыт, непосредственно того профиля (содержания), на котором основывается вся воспитательная и учебная работа в данном лагере.
О методических рекомендациях по проведению профильных смен в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе для детей, состоящих на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (письмо Минпросвещения от 26.03.2020 г.) скачать
Опыт организации профильных смен на территории Курганской области
В Курганской области особой популярностью пользуются профильные смены, при разработке которых учитываются интересы, склонности и способности отдыхающих, создаются условия для максимального развития в соответствии с их познавательными способностями.
В регионе реализуются порядка 30 профильных смен для различных категорий детей с общим охватом более 2 тысяч по следующим направлениям: военно-исторические, профориентационные, туристические, социально-значимые, экологические, тренировочные сборы и особое место занимают олимпиадные смены по предметам.
Из традиционных и известных смен можно назвать «Патриот Зауралья» (военно-исторический лагерь), «Команда» (смена для активных школьников по 4 направлениям), «Разноцветные реки» (лагерь мира и дружбы).
Методическое пособие «Организация и проведение профильных смен и других форм профилизации детского отдыха в организациях отдыха детей и их оздоровления (методические рекомендации для организаторов детского отдыха)» (2021 г.) скачать
материалы сайта studfile.net, neobionika.ru
Источник: www.letokurgan.ru
XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020
Летний отдых детей и подростков имеет свои особенности воспитательного процесса, изучение которых необходимо для создания благоприятной среды пребывания детей. Обеспечить не только здоровый, но и развивающий отдых — важно и нужно, особенно в современном обществе с учётом всех нюансов.
Педагогика каникул сегодня можно рассматривать сегодня, как самостоятельную отрасль практической педагогики, так как условия летнего лагеря полны ресурсов для построения эффективных воспитательных систем, создающих широкие возможности для социализации и всестороннего развития современной молодежи в целом.
Сейчас существует два подхода к типологии видов смен в детских оздоровительных лагерях:
В первом случае — виды лагерей дифференцируются не по деятельности, а по месту размещения (базирования) детей.
Во втором случае мы обращаемся к видовому разнообразию смен лагерей по содержательной деятельности.
Мы можем рассмотреть лагерь, как творческое объединение детей (подростков) и педагогов, задачей которого является реализация потребностей, интересов, желаний в первую очередь детей, а также различных других структур и организаций, в том числе общественных. Эти прослеживается среди задач в области общения, получения и совершенствования знаний и навыков, социализации, профориентации и т. д. Опыт организации лагерей показывает, что при организации и проведении любого лагеря работает как первое, так и второе определение. И только в их гармоничном объединении проявляется истина детского лагеря, проявляется то, ради чего стоит стремиться в лагерь, то, ради чего родители хотят отдать туда своих детей.
Рассмотрим следующее определение профильной смены:
Профильная смена — это объединение детей и педагогов, совместно реализующих один или несколько образовательных проектов (программ) в интересах детей.
На профильных сменах подростков, как правило, делят на группы не по возрасту, а по увлечениям (как раз таки — профилю) и уровню подготовки. Ребёнок в течение года проявлявший себя в активной деятельности детского объединения или общественной организации, посещающий какой- то клуб (студию) за время каникул может закрепить полученные знания на профильной смене и не прекращать заниматься любимым делом.
Изначально профильные смены в условиях ДОЛ (их еще называли тематическими) организовывались по предметному принципу. Это были летние математические школы, в содержательной основе которых лежали расширенные и углубленные программы, предложенные тем, кто увлекается математикой, школы юных геологов, биологов.
Можно сказать, что смена становилась или продолжением школы или была по форме ближе к дополнительному образованию. И, опять таки, кроме знаний по предложенной программе подросток увозил особый стиль жизни, а именно стиль творческой, увлеченной жизни, опыт деловых отношений и т.д. Постепенно профильные смены расширялись и охватывали какую-либо область жизни, не описываемую одним предметом. Несмотря на разнообразие тем профильных лагерей, команд специалистов, наличие различных подходов к проектированию смен все понимали, то, что получает ребенок в лагере — жизненный опыт, стиль жизни, изменения в его мировоззрении и есть образование, которое он получил в лагере и которое поможет ему в жизни Так со временем под профилем смены стал пониматься не школьный “предмет”, а комплекс тех жизненных задач, к решению которых готовила сама профильная смена.
По результатам анализа можно сказать, что наибольшей популярностью у «заказчиков» (детей и родителей) пользуются именно те формы и типы учреждений досуга, которые ранее не являлись официально признанными, так называемые профильные лагеря. Именно эти лагеря (смены) дают детям наиболее качественный и полноценный каникулярный отдых и оздоровление, а также делают более осознанным выбор детьми своей будущей профессии Во Владимирской области процент профильных смен по отношению к общему количеству смен в лагерях не меняется на протяжении трёх лет, и составляет 70 %, что свидетельствует о постоянной тенденции «профилизации» смен.
Большое число школьников не имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности. В этой ситуации система дополнительного образования может помочь им «раскрыться», создав надлежащие условия. Особую роль как раз и играют учреждения дополнительного образования в организации летнего отдыха школьников.
Отдельным блоком для профильных смен является профессиональная ориентация.
В свою очередь, сам блок «профориентация» содержит в себе разделы или положения, которые сами могут быть модулями образовательных, оздоровительных или воспитательных программ профильного лагеря. К ним относятся: — разработка образовательной программы смены;
— система отбора детей, так как образовательная программа профильной смены подразумевают определённую степень подготовки участников;
— кадровый состав лагеря, так как для достижения «профильности» лагеря необходимо привлекать научный и практический потенциал учреждений, работающих по этому профилю;
— система отслеживания результатов, которая вносит необходимые корректировки во всю деятельность лагеря.
Все блоки связаны между собой. Именно их объединение создает единую оздоровительно-обучающую и воспитывающую программу деятельности профильной смены. В свою очередь каждый блок состоит из модулей, представляющих собой конкретную программу или мероприятие.
Профильные смены имеют свои особенности:
1.Содержание образовательной и развивающей деятельности, которая организуется в соответствии с профилем смены
2.Для работы привлекаются вожатые, педагоги и специалисты, обладающие соответствующими профилю навыками
3.Проводятся для подростков, детей и молодежи, объединенными общими интересами, членством в общественной организации, трудной жизненной ситуации и т.д.
Профильные смены проводятся для освоения ее участниками новых знаний, расширения социального опыта, развития и совершенствования каких-либо творческих, профессиональных или специальных навыков. Основным в содержании деятельности профильной смены может являться практическая отработка знаний, умений и навыков в определенном виде социального, художественного, научно-технического и т.п.видов творчества.
В содержании профильной смены особое внимание уделяется конкретному направлению, демонстрации достигнутых результатов, планированию совместных акций и т.д.
Если мы говорим о профильной смене, то уже понимаем, что в процессе пребывания в детском лагере ребенок не только отдыхает и оздоравливается, но и получает знания, опыт, непосредственно того профиля (содержания), на котором основывается вся воспитательная и учебная работа в данном лагере.
Подобный подход позволит минимизировать риск от непреднамеренных отрицательных воздействий воспитателей и воспитанников, в целом, создавая условия компенсации и комфорта воспитанников, позволяя решать более сложные воспитательные задачи.
Профильную Смену нужно рассматривать как проект, как минимум три этапа:
1. Додействие – подготовительный период до начала смены, разработка программы, набор участников, профильная подготовка вожатых, набор специалистов.
2. Действие – сама смена
3. Последействие – вывод результатов смены
Любая профильная смена начинается с идеи.
Идея – это то, ради чего задумана смена, она определяет ее общую направленность.
Если же есть определенные потребности и проблемы, то идея такой смены будет направлена на решение этой проблемы. Например, нужно сформировать актив, развить лидерские качества у детей – смена актива; сформировать толерантность у детей – интегрированные смены и т.п.
К первой группе мы относим принципы:
1. Признание самоценности личности ребенка.
2. Признание периода детства как самоценного этапа жизни ребенка.
3. Определение целей и задач, функций лагеря с учетом обобщенной характеристики детей.
4. Адекватность воспитательной системы центра системе социальных отношений.
5. Целостный подход к развитию личности ребенка.
6. Развивающий характер деятельности в центре.
7. Дифференцированный подход к включению в деятельность.
8. Преемственность, систематичность и последовательность в организации деятельности центра.
Ко второй группе относятся организационные принципы, определяющие методы, приемы, и средства взаимодействия с детьми и детей друг с другом:
1. Активного участия детей в организации жизнедеятельности центра.
2. Обязательного анализа дел, отношений, поступков.
3. Организация общественно и лично-значимой деятельности.
Так же стоит учесть что профильные смены разделяются на типы
Теперь рассмотрим основные типы профильных смен.
В зависимости от типов жизненных задач выстраивается классификация типов профильных смен. Рассмотрим несколько видов:
1. Профильная смена актива самоорганизации.
Профиль — самоорганизация. Основная задача — подготовка ребят к самостоятельным, коллективным действиям по решению различных комплексов социальных проблем детей и молодежи. Содержание программы предполагает освоение участниками поля “само-”: самоанализ, самодиагностика, самоопределение, самопроектирование, самореализация, самовыражение, самоконтроль, саморазвитие и др.
2. Профильная смена “Праздники великих смыслов”.
Профиль – духовная культура. Основная задача — осознание нового смысла своих поступков, действий, жизни в целом, формирование новых привычек, нового образа жизни.
3. Профильная смена “Школа … ” по различным профилям: Здоровьетворение (здоровый стиль жизни); самоорганизация; творчество (в том числе творчество в решении жизненных задач); построение отношений единения и согласия и др. Основная задача – дать основы технологий по данному профилю. Научить грамотно решать задачи выбранной области.
4. Профильная смена “Культурно-образовательная смена” Профиль – разнообразные области культуры, или культура какого-либо народа. Основная задача – помочь детям усвоить основные ценности, нормы и смыслы данной культуры и элементы образа жизни данной культуры Примером такой смены может служить лагерь экологической культуры и др.
5. Профильная смена “Социально-реабилитационный лагерь” Профиль – жизненные стратегии. Основная задача – ценностно-смысловая переориентация. Работа ведется с трудными подростками, инвалидами, малообеспеченными, переселенцами и др. В такой смене требуется специальное обучение и подготовка кадров с привлечением профессионалов (врачей, психологов, социальных работников, юристов), разработка содержания программы с учетом конкретной целевой аудитории, условий проживания.
Таким образом, профильная смена — это конструирование живого образовательного пространства, моделирование той или иной образовательной среды, проживание в которой способствует деятельностному освоению и выработке образа жизни в той или иной сфере, которую мы хотели бы знать и уметь позитивно изменять. Для кого-то из детей профильная смена окажется еще одной ступенькой к достижению поставленной цели. Возможно, кое-кто после смены в нем более осознанно выберет себе профессию, а у некоторых данный род занятий так и останется только интересным и увлекательным хобби. В любом случае такой лагерь – это специально созданная среда для гармоничного развития творческих, одаренных и чем-то увлекающихся ребят.
В заключении хотелось бы сказать, что действительно важно создать условия для самораскрытия ребенка, реализации его потребностей и интересов, развития коммуникативных качеств личности.
Список используемой литературы:
1.Барканов С Лето в вопросах и ответах // Народное образование. -1999.-№5-С. 15-17.
2.Бережная И.Ф. Формирование социальных ориентации подростков в детском загородном лагере: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Воронеж, 1998.- 21 с.
3.Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп / Эрик Берн; Пер. с англ. А.АХрузберга. Екатеринбург.: Литур, 2001. -319 с.
4.Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. М.; Знание, 1979. — 39 с.
5.Бузырева Организация отдыха и оздоровления молодежи // Народное образование. -2002,- № 3 С. 23-26.
6.Власова Е.В. Особенности коммуникации в различных видах групповой деятельности: Автореф. дис. канд психол. наук -М., 1998. -24 с.
7.Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. — М: Учпедгиз, 1935. 135 с.
8.Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М.: Педагогика, 1989. 208 с.
9.Коваль М.Б. Подготовка вожатых и педагогов к работе с детьми // Народное образование. -2001.- № 3 С. 74-82.
10.Кон И.С. Психология ранней юности. Книга для учителя. М: Просвещение, 1989. 250 с.
11.Лутошкии А.И. Как вести за собой.- М., 1986.- 46 с.
12. Лутошкии А.И. Эмоцианальная жизнь детского коллектива. М.: Знание, 1978.-48 с.
13. Мудрик А.В. Личность школьника и её воспитание в коллективе. — М.: Знание, 1983.
14. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.-89 с.15. Методология, теория и практика воспитательных систем», Под ред. Л.И.
Новиковой. М, 1996.- 86 с.
16. О летнем отдыхе, и не только.(Организация летнего отдыха детей на базе учреждения дополнительного образования). Научно-методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха /Под ред. Ю.П.Кудинова М: НИИ семьи, 1997. — 112 с.
17. Организация летнего отдыха детей и подростков (сборник нормативных документов). Под ред. С.В. Барканова, О.И. Волжиной, А.В. Волохова и др.
М.,1997.
18.Организация оздоровительной работы в учреждениях летнего отдыха детей. Методические рекомендации для организаторов летнего отдыха детей / Под ред. С.Р.Коновой, В.И.Бондаря. М1997. — 208 с.
19.Плииер Я.Г. Бух валов В.А. Воспитание личности в коллективе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 160 с.
20.Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. — 156 с.
Источник: scienceforum.ru
Образовательная программа профильной смены что это
В последние годы, одной из самых перспективных форм организации летнего отдыха детей являются так называемые профильные лагеря или смены. Предпосылкой этому послужило то, что подход к организации летнего лагерей кардинально изменился. Профильные смены выполняют очень важную миссию – летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и площадка для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.
Помочь детям интересно отдохнуть, получить новые позитивные впечатления, опыт разнообразной самостоятельной творческой деятельности и общения с интересными людьми, развить свои способности, научиться понимать себя и других – вот основные задачи, которые решаются при проведении профильных смен. Ведь именно во время летних каникул можно создать комфортное социально-образовательное пространство для взаимодействия и творчества детей.
“Профильная смена” – форма учебно-воспитательной работы, при которой учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для максимального развития в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями.
По абсолютному убеждению большинства теоретиков, воспитательное пространство детского оздоровительного лагеря является уникальным фактором социализации и адаптации ребенка во временном детском коллективе, а значит, требует осознанного подхода: научной разработки, поэтапного формирования последовательного развития, наконец, анализа получаемых результатов.
Пребывание в летнем оздоровительном лагере для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Летние профильные смены подразумевают:
- проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;
- создание благоприятных условий для укрепления здоровья и осмысленного отношения каждого к своему здоровью;
- сокращение детского и подросткового травматизма;
- профилактику детской и подростковой безнадзорности, правонарушений в летний период;
- формирование навыков общения и толерантности, культурного поведения, санитарно-гигиенической и экологической культуры;
- привитие навыков здорового образа жизни и культуры поведения;
- развитие творческих, организаторских, интеллектуальных способностей детей;
- создание условий для самоопределения каждого ребёнка через выявление его интересов и способностей;
- расширение сферы познавательных интересов об окружающем мире;
- обучение нормам социальной жизни, культуре взаимоотношений;
- создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребёнка на положительные действия и поступки.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ
Моделью называют формальное выражение существенных элементов проблемы в образной или математической форме. Мы постоянно имеем дело с моделями, создаем их для исследования собственных проблем, хотя и не называем их именно так. Мы просто окружены ими: выкройки, планы, договоренности, картины, музыка и многое другое представляют собой физические, знаковые, житейские, художественные модели.
Если мы говорим о профильной смене, то уже понимаем, что в процессе пребывания в детском лагере ребенок не только отдыхает и оздоравливается, но и получает знания, опыт, непосредственно того профиля (содержания), на котором основывается вся воспитательная и учебная работа в данном лагере.
Подобный подход позволит минимизировать риск от непреднамеренных отрицательных воздействий воспитателей и воспитанников, в целом, создавая условия компенсации и комфорта воспитанников, позволяя решать более сложные воспитательные задачи.
Итак, говоря о моделировании, мы выделяем рад существенных этапов в осуществлении данного процесса.
- Составление концептуальной модели смены.
- Составление целеопределяющей модели смены.
- Составление структурной модели смены
- Составление игровой модели смены
- Составление содержательной модели смены
- Составление кадровой модели смены
Концептуальная модель смены
Концептуальная модель смены – это обоснование общих подходов, лежащих в основе воспитательной системы лагерной смены.
К первой группе мы относим принципы:
- Признание самоценности личности ребенка.
- Признание периода детства как самоценного этапа жизни ребенка.
- Определение целей и задач, функций лагеря с учетом обобщенной характеристики детей.
- Адекватность воспитательной системы центра системе социальных отношений.
- Целостный подход к развитию личности ребенка.
- Развивающий характер деятельности в центре.
- Дифференцированный подход к включению в деятельность.
- Преемственность, систематичность и последовательность в организации деятельности центра.
Ко второй группе относятся организационные принципы, определяющие методы, приемы, и средства взаимодействия с детьми и детей друг с другом.
- Активного участия детей в организации жизнедеятельности центра.
- Обязательного анализа дел, отношений, поступков.
- Организация общественно и лично-значимой деятельности.
Целеопределяющая модель смены
Основная цель воспитателя создать условия для реализации потенциала воспитанника, основываясь на индивидуальности его развития, и формирование у него готовности к выполнению разнообразных функций в обществе.
Анализируя предшествующий опыт, накопленный педагогикой, мы утвердились во мнении, что воспитание возможно только через ту деятельность, которая присуща данному возрасту. Цель воспитательного процесса мы сформулировали так: формирование деятельностного отношения воспитанника к себе, к людям, которые его окружают, к миру, в котором он живет.
Формирование отношения к себе решается в процессе воспитания через ряд задач:
- организация заботы о себе в процессе деятельности;
- регулирование своего поведения;
- самоопределение, самоутверждение и самовыражение в деятельности;
Формирование отношения к людям – осуществление трех задач:
- познание людей в процессе общения;
- регулирование своих норм с нормами других людей;
- забота о других людях.
Формирование отношения к миру возможно через его познание во всем многообразии форм и через организацию познавательной деятельности воспитанника.
Воспитательный процесс включает в себя различные виды деятельности:
- познавательная деятельность (знакомство с природой Родного края, туризм, медицина, экология);
- ценностно-ориентационная деятельность (выработка норм поведения в лесу, общения между людьми);
- коммуникативная деятельность (организация коллективного творчества);
- преобразовательная (организация самообслуживания);
- физическая (организация спортивных мероприятий).
Структурная модель смены
Структурная модель летней профильной смены – это представление о содержании дней и этапов смены в соответствии с целым рядом факторов: логикой развития лагерной смены, логикой эмоционального развития, соотношения отрядных и общелагерных дел в разные периоды смены, особенностями воспитательной системы детского центра, особенностями контингента воспитанников.
В любой смене в независимости от ее продолжительности, специфики выделяют 5 периодов: подготовительный, организационный, основной, итоговый, постлагерный.
Подготовительный период неограничен во времени. Это период подготовки воспитателей к проведению смены, формированию содержания и способности воспитателей реализовать его.
Это период, в котором мотивируется участие воспитанника в профильной смене.
Организационный период – первые 3 дня, если смена 18-21 день; 1 день, если смена 10 дней. Организационным он является, потому что происходит адаптация ребенка к новым условиям быта, окружению, особенностям питания, санитарно-гигиеническим условиям и т.п.
Главное условие успешной адаптации ребенка – это формирование доброжелательных отношений внутри коллектива. Важно создать условия для самораскрытия ребенка, реализации его потребностей и интересов.
Это период установления правил, законов, традиций, внутри коллектива и в лагере в целом. Необходимо педагогу сделать так, чтобы правила были не навязаны сверху, а разработаны и приняты самим детским коллективом. Опыт показывает, что многие педагоги используют в своей практике “Орлятские законы”, совершенно не объясняя, зачем они нужны. Педагог должен помнить, что любое правило (Закон) должно приниматься коллективно и работать.
Основной период смены – это период реализации целей и задач смены, личностной самореализации детей.
Он делится на два самостоятельных и взаимопроникающих этапа:
- учебно-демонстрационный;
- демонстрационно-закрепляющий.
На первом этапе происходит:
- овладение ребенком знаниями и умениями в соответствии с профилем лагерной смены; правилами, позициями, ролями, отвечающими ожиданиям и интересам подростков;
- организация деятельности воспитанников, закрепляющей приобретенные навыки и мотивирующей на дальнейшее овладение учебной программой.
- корректировка ценностно-ориентационной сферы подростка.
На втором этапе происходит:
- организация разнообразной творческой деятельности при активном включении детей в ее подготовку и проведение;
- демонстрация полученных знаний, умений и навыков на уровне самодеятельности и самоорганизации;
- корректировка межличностной сферы взаимоотношений;
- анализ поведения и деятельности воспитанников.
Заключительный период – время подведения итогов, определения степени результативности проведенной программы. Итоговый период в большей степени настроен не на прощание, а на ожидание дальнейшей реализации программы, новой радостной перспективы.
Постлагерный период – это период реализации задуманного в течение смены. Это встреча с отрядом, коллективом всей смены, для реализации программы последействия, формирование детских коллективов, базирующихся на профильном интересе к смене и подготовке вместе с ними следующей смены.
Эмоциальные ритмы лагерной смены
Разработка структурной модели смены осуществляется с учетом закономерностей эмоционального развития временного коллектива, определенных в работах А.Н. Лутошкина. В эмоциональном развитии коллектива существует выраженная пульсация эмоциональных состояний. Это явление получило название “маятникового эффекта”.
Раскачивание эмоционального маятника происходит с определенной периодичностью, создавая эмоциональный ритм жизни коллектива.
Эмоциональные подъемы большой силы не задерживаются долго в крайней точке, за ними следует спад настроения. Попытки удержать состояние подъема за счет эмоционально насыщенных дел приводят к самопроизвольному включению механизма “маятника”. В свою очередь задержка эмоциональных состояний в положении “спад” вызывает симптомы “эмоционального голода”.
В течение смены имеет место общий эмоциональный ритм, который характеризуется единым циклом с четко просматриваемыми тремя фазами (подъем – спад – подъем). Первая и третья фазы характеризуются высокой тональностью и большой динамичностью эмоциональных состояний; вторая фаза характеризуется снижением частоты эмоциональных состояний.
Преобладает уравновешенный спокойный тон настроения.
Источник: neobionika.ru