Образовательная программа ооп ооо что это такое

  • Основная образовательная программа основного общего образования основного общего образования (нормативный срок освоения — 5 лет).
  • Приказ о внесении изменений в Основную образовательную программу основного общего образования
  • Основная образовательная программа основного общего образования основного общего образования (нормативный срок освоения — 5 лет). (обновленный ФГОС НОО).

Приложение 1 – Рабочие программы учебных курсов

  • Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)».
  • Рабочая программа учебного предмета «Литература».
  • Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская)».
  • Рабочая программа учебного предмета «Русский язык».
  • Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык (английский)».
  • Рабочая программа учебного предмета «Второй иностранный язык (немецкий)».
  • Рабочая программа учебного предмета «Математика».
  • Рабочая программа учебного предмета «Биология» (5-7 класс).
  • Рабочая программа учебного предмета «Биология» (8-9 класс).
  • Рабочая программа учебного предмета «Физика».
  • Рабочая программа учебного предмета «Химия».
  • Рабочая программа учебного предмета «География».
  • Рабочая программа учебного предмета «Информатика».
  • Рабочая программа учебного предмета «История России. Всеобщая история» (5-7 класс).
  • Рабочая программа учебного предмета «История России. Всеобщая история» (8-9 класс).
  • Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» (6-8 класс).
  • Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» (9 класс).
  • Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
  • Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
  • Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство».
  • Рабочая программа учебного предмета «Музыка».
  • Рабочая программа учебного предмета «Технология» (мальчики 5-7 класс).
  • Рабочая программа учебного предмета «Технология» (мальчики 8 класс).
  • Рабочая программа учебного предмета «Технология» (девочки 5-7 класс).
  • Рабочая программа учебного предмета «Технология» (девочки 8 класс).
  • Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура».

Обновленный ФГОС OОО

  • Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)».
  • Рабочая программа учебного предмета «Литература».
  • Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская)».
  • Рабочая программа учебного предмета «Русский язык».
  • Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык (английский)».
  • Рабочая программа учебного предмета «Математика».
  • Рабочая программа учебного предмета «Биология».
  • Рабочая программа учебного предмета «Физика».
  • Рабочая программа учебного предмета «Химия».
  • Рабочая программа учебного предмета «География».
  • Рабочая программа учебного предмета «Информатика».
  • Рабочая программа учебного предмета «История».
  • Рабочая программа учебного предмета «Обществознание».
  • Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
  • Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
  • Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство».
  • Рабочая программа учебного предмета «Музыка».
  • Рабочая программа учебного предмета «Технология».
  • Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура».

Приложение 2 – Рабочие программы курсов внеурочной деятельности

  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность».
  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Дорогою добра».
  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я — человек».
  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия вокруг нас».
  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение».
  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас».
  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя безопасность».
  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности».
  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие речи».
  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Спортивные игры».
  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире информатики».

Обновленный ФГОС OОО

  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность».
  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Дорогою добра».
  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я — человек».
  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия вокруг нас».
  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение».
  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас».
  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности».
  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие речи».
  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Спортивные игры».
  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире информатики».
  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Избранные вопросы математики».

Приложение 3. Фонд оценочных средств учебных предметов, курсов

Приложение 4. Фонд оценочных средств курсов внеурочной деятельности

Приложение 5. ФОС для определения уровня достижений личностных результатов

Приложение 6. Фонд оценочных средств для определения уровня достижений обучающимися метапредметных результатов

Приложение 7. Список учебников, используемых при реализации основной образовательной программы начального общего образования

  • Основные сведения
  • Структура и органы управления
  • Образование
  • Основная образовательная программа начального общего образования
  • Основная образовательная программа основного общего образования
  • Основная образовательная программа среднего общего образования
  • Рабочие программы и(или) аннотации к ним начального общего образования
  • Рабочие программы и(или) аннотации к ним основного общего образования
  • Рабочие программы и(или) аннотации к ним среднего общего образования
  • Рабочие программы и(или) аннотации к ним среднего общего образования (ускоренное обучение)

Источник: school-mgn.ru

Особенности содержательного раздела ООП ООО

У-09. Федеральные образовательные программы НОО, ООО, СОО

4 «Основные образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность»

5 «Основная образовательная программа в образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию, разрабатывается в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ» Обязательным требованием при разработке программы является соблюдение положений ФГОС, раскрывающих существенные характеристики каждого из разделов основной образовательной программы организации (III раздел ФГОС ООО. Требования к структуре ООП ООО)

6 Основная образовательная программа основного общего образования должна соответствовать типу и виду образовательной организации и быть преемственной по отношению к основной образовательной программе начального общего образования

7 Планируемые результаты Учебный план Система оценки Пояснительная записка Система условий реализации ООП 1. Ц е л е в о й р а з д е л 2. С о д е р ж а т е л ь н ы й р а з д е л 3. О р г а н и з а ц и о н н ы й р а з д е л Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Программа развития УУД Программа воспитания и социализации Программы отдельных учебных предметов (курсов ) Формирование и развитие ИКТ- компетентность и Социализация, профессиональная ориентация Учебно-исследовательская и проектная деятельность Программа коррекционной работы Духовно- нравственное развитие и воспитание

8 Обязательная (инвариантная) часть – 70% Часть, формируемая участниками образовательного процесса 30% от общего объема ООП ООО (ФГОС ООО раздел III п. 15)

9 I. Целевой раздел программы ( определяет общее назначение, цели и планируемые результаты реализации ООП, а так же способы достижения этих целей и результатов) Пояснительная записка Критерии Показатели 1. Соответствие нормативным требованиям Отражены нормативные документы регионального, муниципального и институционального уровня 2. Отражение в содержании общего назначения, цели, задач ООП Наличие в тексте цели, задач, общей характеристики ООП, с учетом специфики и традиций ОУ Цели и задачи отвечают требованиям ФГОС ООО, реальны и диагностичны 3. Отражение принципов и подходов к формированию ООП Прослеживается системно-деятельностный подход, принцип учета возрастных и психологических особенностей школьников; принцип преемственности НОО и ООО, ООО и СОО

Читайте также:
Fonepaw что за программа

10 обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностьей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости. (Из Примерной ООП ООО)

11 Планируемые результаты Критерии Показатели 1. Отражение планируемых результатов реализации ООП Наличие трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. 2. Учет региональных (муниципальных, институциональных) особенностей при описании результатов Отражены региональные, муниципальные, институциональные и иные аспекты трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. 3. Отражение используемого(мых) рабочих программ в процессе достижения планируемого результата Описание результатов по завершению обучения на основной ступени образования

12 представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы выступают содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки с другой

14 Система оценки планируемых результатов Критерии Показатели 4. Возможность оценки эффективности деятельности ОУ Обеспечивает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения Используются измерительные материалы, выявляющие повышенный уровень учебных достижений Включает описание ГИА Оценки проектной деятельности Оценка образовательных условий 5. Учет региональных (муниципальных) рекомендаций по системе оценки планируемых результатов Имеются ссылки на нормативные документы регионального и муниципального уровней.

15 ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом

19 II.Содержательный раздел Программы отдельных учебных предметов, курсов Критерии:Показатели 3. Соответствие программ используемому УМК Ссылки на авторов программ, указание УМК 4. Наличие изменений в содержании программ до 30% от общего объема. Обоснование вносимых изменений в пояснительных записках к программам 5. Учет региональных (муниципальных) рекомендаций Имеются ссылки на нормативные документы регионального и муниципального уровней.

20 II.Содержательный раздел Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования Критерии Показатели 1. Отражение в программе ключевых задач воспитания и социализации, базовых ценностей Ссылки на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации Ссылки на положения Концепции непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения Вологодской области в интересах устойчивого развития региона (утверждена г.) Наличие задач воспитания и социализации, описания базовых ценностей 2. Наличие системы воспитательных мероприятий, формирующих уклад школьной жизни, социализацию и профиориентаци ю обучающихся Наличие плана воспитательной работы Указаны направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражают специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса Указание условий, формирующих уклад школьной жизни Взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности Указание на мероприятия по формированию у обучающихся способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды

21 II.Содержательный раздел Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования Критерии Показатели 3. Учет региональной специфики Использование программы «Воспитание на социокультурном опыте» («Истоки») и других региональных программ Использование краеведческого материала в процессе воспитания Включение в план мероприятий, связанных с охраной объектов природы Вологодской области 4. Описание планируемых результатов воспитания Уровневый характер описания воспитательных результатов Наличие рекомендаций по контролю воспитательных результатов урочной и внеурочной деятельности Перечень используемых методик анализа результативности воспитательной работы Наличие мониторинга формирования экологической культуры Наличие мониторинга здоровья обучающихся, перечень мер, по его укреплению

22 Программа коррекционной работы Критерии Показатели 1. Отражение в программе цели, задач и результатов коррекционной работы Наличие цели, задач Описание ожидаемых результатов коррекционной работы 2. Отражение в программе идивидуально ориентированных коррекционных мероприятий Наличие плана мероприятий Наличие индивидуальных образовательных маршрутов 3. Отражение комплексного психолого-медико- педагогического сопровождения Описание механизма взаимодействия учителей, специалистов, медицинских работников. Описание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения (при наличии в ОУ)

23 III. Организационный раздел (определяет, как будет организован образовательный процесс и механизмы реализации основной образовательной программы) Учебный план начального общего образования Критерии Показатели 1. Соответствие рекомендациям к примерной основной образовательной программе Соответствие образовательных областей и учебных предметов Соответствие требованиям Сан Пин Наличие обязательной части и части формируемой участниками образовательного процесса Индивидуальные учебные планы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2. Учет региональных и муниципальных рекомендаций Имеются ссылки на нормативные документы регионального и муниципального уровней.

24 III. Организационный раздел (определяет, как будет организован образовательный процесс и механизмы реализации основной образовательной программы) План внеурочной деятельности Критерии Показатели 1. Соответствие направлениям развития личности Организация внеурочной деятельности не менее чем по четырем направлениям развития личности Разнообразие форм внеурочной деятельности Соответствие требованиям Сан Пин 2. Учет региональных и муниципальных рекомендаций Имеются ссылки на нормативные документы регионального и муниципального уровней.

25 II.Организационный раздел Система условий реализации ООП Критерии Показатели 1.Нормативно-правовое обеспечение Наличие локальных актов и нормативных документов институционального уровня 2. Кадровые условия Наличие перечня кадрового состава с указанием уровня образования, квалификационной категории, стажа работы, сроков прохождения повышения квалификации, непрерывности профессионального развития, программ корпоративного обучения 3. Финансовые условия Описание механизма финансового обеспечения исполнения требований стандарта (субвенции, внебюджетные средства) Описание финансово-экономических условий отражает структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы основного общего образования, а также механизм их формирования

26 II.Организационный раздел Система условий реализации ООП Критерии Показатели 4. Материально-технические условия Наличие перечня в соответствии с пунктом 24 IV раздела ФГОС ООО 5. Информационно- образовательная среда Наличие перечня технологических средств (компьюторы, цифровое мобильное оборудование, базы данных, программные продукты и др) Описание форм информационного взаимодействия, в том числе дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса и ОУ с другими ОУ и УДО Наличие перечня мер по формированию информационной компетентностьи участников образовательного процесса 6.Психолого-педагогические условия Вариативность форм психолого-педагогического сопровождения (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционно-развивающая работа) Наличие системы работы по формированию и развитию психолого-педагогической компетентностьи педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся

27 II.Организационный раздел Система условий реализации ООП Критерии Показатели 6.Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации ООП Наличие перечня учебников и учебников с электронными приложениями в школьной библиотеке, уч. кабинетах и лабораториях Наличие перечня дополнительной литературы (словарей, энциклопедий и т.д. ), сопровождающей реализацию ООП Наличие интерактивного электронного контента по всем учебным предметам 7. Планирование деятельности по созданию условий Наличие сетевого графика по формированию необходимой системы условий; Указание действий по контролю за созданием условий реализации ООП

Читайте также:
Mouse что за программа

28 Раздел ООПКомпоненты раздела Роль педагога-психолога Целевой Пояснительная записка — Психолого-педагогические особенности развития детей лет в соответствии с этапами подросткового развития Планируемые результаты -конкретизация личностных и метапредметных результатов Система оценки — стартовая диагностика — мониторинг личностных результатов — диагностика метапредметных результатов (по потребности)

29 Раздел ООПКомпоненты раздела Роль педагога-психолога Содержательный Программа развития УУД- участие в разработке и реализации программы формирования и развития УУД Программы отдельных учебных предметов, курсов — экспертиза рабочих программ с позиции системно- деятельностного подхода Программа воспитания и социализации — участие в разработке и реализации программы воспитания и социализации Программа коррекционной работы — участие в разработке и реализации программы коррекционной работы

30 Раздел ООПКомпоненты раздела Роль педагога-психолога Организацио нный Учебный план (предметные области и учебные предметы) — реализация коррекционно- развивающих и профилактических программ через внеурочную деятельность Система условий реализации ООП — система психолого- педагогического сопровождения в ОУ Программа работы педагога-психолога утверждается на коллегиальном органе управления школы с учетом максимально допустимой нагрузки специалиста

31 Разработка основной образовательной программы может рассматриваться как комплексный проект, который включает перечень единичных проектов. Каждый единичный проект содержит пакеты работ, которые в свою очередь дифференцированы на виды работ. Таким образом, разработка ООП представляет собой иерархическую структуру, разделяющую проект на отдельные управляемые части.

32 1. ФГОС основного общего образования. 2. Примерная основная образовательная программа. Основная школа. 3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 4. Фундаментальное ядро содержания общего образования.

5. Примерные программы по предметам. 6. Методические рекомендации по организации учебно- воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС. 7. Устав ОУ. 8. Программа развития ОУ.

33 Предпроектный этап Этап проектирования Рефлексивный этап

34 Организация рабочей группы для проектирования основной образовательной программы (далее – Программа), обучение и обеспечение ресурсами (нормативно-правовое обеспечение, методические рекомендации, др.) Изучение нормативно-правового обеспечения проектирования основной образовательной программы основного общего образования (ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС ООО). Изучение методических рекомендаций по проектированию ООП (примерная основная образовательная программа основного общего образования, фундаментальное ядро содержания общего образования, примерные программы основного общего образования, методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО)

35 Проблемный анализ результатов образовательной деятельности, ресурсов и условий образовательного учреждения на ступени основного общего образования. Изучение социального заказа на организацию внеурочной деятельности обучающихся. Выявление рассогласований между нынешним состоянием образовательного процесса (цели, результаты) и требуемым ФГОС ООО.

36 Разработка «портрета выпускника» основной ступени общего образования образовательного учреждения. Разработка и описание стратегии введения ФГОС ООО в образовательное учреждение в пояснительной записке. Разработка и описание планируемых результатов в процессе освоения междисциплинарных и учебных предметных программ.

37 Разработка и описание системы оценки достижения планируемых результатов. Описание изменений в системе внутреннего контроля, циклограммы внутреннего мониторинга, инструментов динамики образовательных достижений. Разработка и описание критериев оценки результатов деятельности образовательного учреждения. Разработка и описание содержания междисциплинарных и учебных предметных программ. Разработка и описание программы воспитания и социализации обучающихся.

38 Разработка и описание программы коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья). Разработка и описание программ внеурочной деятельности. Составление учебного плана ОУ с учетом требований ФГОС ООО и Сан ПиН. Описание условий реализации Программы в ОУ. Сборка и первичное редактирование текста Программы.

39 Самообследование и первичная коррекция Программы. Передача Программы на независимую внешнюю экспертизу, оценка экспертами (при наличии возможности). Информирование коллектива о ходе работы, организация обсуждения и утверждения программы (при необходимости повторяется несколько раз на разных этапах готовности). Передача Программы на согласование и официальную экспертизу (в случае необходимости). Его представление и защита административной командой. Принятие итоговых решений

Источник: www.myshared.ru

Как реализовать возможности обновленного ФГОС ООО при разработке основной образовательной программы основного общего образования?

Волчек Марина Геннадьевна

С 1 сентября во всех школах начнут действовать обновленные ФГОС. Что важно учесть при разработке образовательной программы основного общего образования? На какие изменения в федеральных стандартах стоит обратить особое внимание? Как реализовать возможности вариативной части программы?

Ответы на эти вопросы содержатся в новой публикации кандидата педагогических наук, директора АНО ДПО «Образование Сибири» Марины Волчек. Предлагаем вашему вниманию первую часть этого материала.

МГВ.png

Марина Волчек. Фото из личного архива

Как составить пояснительную записку к образовательной программе?

Целевой раздел образовательной программы содержит три пункта: пояснительная записка, планируемые результаты и система оценки достижения планируемых результатов.

В пояснительной записке в соответствии с требованиями пункта 31.1 ФГОС ООО прописываются цели реализации образовательной программы основного общего образования (далее — ООП ООО), которые конкретизированы в соответствии с требованиями к результатам (личностным, метапредметным, предметным). Эти цели являются обязательными, обеспечивающими гарантированное государством доступное, качественное и бесплатное образование.

Что мы не пишем в пояснительной записке? Не следует описывать контингент обучающихся вашей школы, потому что мы обязаны реализовывать образовательную программу для всех детей, проживающих на закреплённой за вашей школой территории, независимо от контингента. Если у вас бесплатное образование для всех ребят, проживающих на закрепленной за территории, можно опустить описание таких подробностей: сколько родителей ваших учеников имеют высшее образование, сколько благополучных и неблагополучных семей и т. п. Эти данные вы отражаете в других документах школы, запросы на которые вы получаете из различных федеральных ведомств.

Углубленное изучение отдельных предметов

Другой вопрос: а может ли быть в ООП поставлена цель, которая отражает только специфику конкретной образовательной организации и относится к тем самым 30% части ООП, формируемой участниками образовательных отношений? Да, может. Например:

Вариант 1: углубленное изучение отдельных предметов осуществляется в кадетских, педагогических, специализированных (медицинских, технологических и др.), спортивных классах на основании индивидуального отбора или конкурса в порядке, который предусмотрен законодательством субъекта Российской Федерации (указываете приказ вашего регионального министерства образования) проводится школой на основании соответствующего положения (основание: часть 5 статьи 67 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

Вариант 2: углубленное изучение отдельных предметов осуществляется с письменного согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся без индивидуального отбора по конкурсу (основание: пункты 5; 9; 11; 20; 33.1; 45 ФГОС ООО).

Описывая подходы к формированию ООП ООО и ее характеристику, следует упомянуть о наличии таких классов на уровне ООО: с какого класса, описать кратко, как данное обстоятельство найдет отражение в учебных планах, в вариативности внеурочной деятельности, в календарном плане воспитательной работы рабочей программы воспитания и других пунктах ООП ООО. Вы отражаете особенности вашей организации с учетом основных направлений классов суглубленным изучением отдельных предметов, даже если такие классы организуются не с 5-го, а с 7-го класса.

Читайте также:
Paint tool что это за программа

Раньше специализированные классы школы могли комплектовать только на основании конкурса или индивидуального отбора. То есть надо было провести конкурс для четвероклассников (контрольную работу и/или анализ их портфолио) и сформировать специализированный пятый класс (гуманитарный, языковой, технологический, инженерный. ) с углубленным изучением отдельных предметов. И уже в 5-6-м классе можно было в формируемой части учебного плана ставить соответствующие предметы, развивать соответствующие компетенции.

При переходе на новые ФГОС появляется новая возможность. Теперь изучение отдельных предметов на углубленном уровне допустимо после согласования с родителями (законными представителями). То есть надо, чтобы родители дали свое согласие на это.

Не хотят родители углубленного обучения, значит, их ребенок будет учиться в классе, где нет изучения отдельных предметов на углублённом уровне. Школа обязана это обеспечить. То, что было записано в ст. 67 ч. 5 Закона об образовании, не отменилось, эта процедура тоже возможна, но — на основании вашего регионального Положения об индивидуальном отборе.

С точки зрения тактического планирования школьная администрация могла бы уже сейчас поставить в четвертых классах такие курсы внеурочной деятельности, которые будут вести педагоги основной школы. Зачем? Чтобы определить «хотелки» детей в предметных областях.

В Новосибирской области есть опыт, когда курс «Я в мире, мир во мне» стоял в части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений. Этот курс объемом 35 часов по очереди вели учителя-предметники (по 4-5 часов каждый учитель).

Например, первые 5 часов подряд занятия вел учитель физики (показывал интересные опыты, демонстрации, примеры из жизни), затем наступал черед учителя биологии, далее — учителя химии… Фактически обучение шло по модульному принципу. А реализовали все учителя тех предметов, которые планировалось с 5-го, или с 6-го, или с 7-го класса изучать на углубленном уровне (некоторые из этих предметов можно поставить в учебный план как пропедевтические учебные курсы, например, «Введение в физику» в 5 классе и т. п.). Такая практика позволяет установить, что нравится тем или иным детям. Начав такую работу с 4-го класса, вы поймете, наберется у вас на будущий год класс с углубленным изучением отдельных предметов (5-й класс по обновленному ФГОС ООО) или нет.

Конечно, возникает вопрос: насколько школа готова к подобной практике? ФГОС ООО позволяет обучать детей во всех классах без углубленного изучения отдельных предметов.

Но если есть настрой на введение углубленного изучения отдельных предметов, важно организовать какое-то взаимодействие с четвероклассниками, чтобы хотя бы примерно понимать, в направлении углубления каких предметов двигаться. И здесь важно не только наличие кадровых условий («сильных» учителей), материально-технического обеспечения школы, но и контингент обучающихся. Без подробного анализа всех особенностей сформировать классы с углубленным изучением отдельных предметов к 1 сентября 2022 года будет сложно, и не факт, что эти классы в дальнейшем (с 5 по 9 классы) оправдают ожидания администрации школы.

Важно! Запомните: пояснительная записка на все пункты ООП одна — общая для всей образовательной программы. Именно поэтому весь перечень нормативно-правовых документов и информационно-методических писем мы приводим в пояснительной записке ООП ООО и больше не дублируем этот перечень ни в одном пункте образовательной программы. Внутри пункта «Учебный план» отсутствует подзаголовок «Пояснительная записка», это просто текст пункта «Учебный план».

Как прописать новые формулировки планируемых результатов?

В пункте «Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО» вы прописываете результаты для выпускников с формулировками: «выпускник научится… выпускник получит возможность научиться…» Необходимо сделать это даже по тем предметам, изучение которых закончилось до 9 класса: музыка, изобразительное искусство, основы духовно-нравственной культуры народов России и т. д.

Этот пункт требует проведения определенной методической работы.

Дело в то, что в новом стандарте сами формулировки предметных результатов претерпели изменения. В них предметные и метапредметные результаты (универсальные учебные действия) интегрировались в формулировках предметных результатов.

Важно! В новом стандарте появилась функциональная грамотность. А значит, речь идет о «PISAподобных» заданиях, где обучающиеся демонстрируют, как они могут применять свои знания в жизни.

Контекст поменялся, и встали новые вопросы. Например, как педагоги читают спецификацию контрольных работ и кодификаторы различных российских (ВПР) и международных исследований?

Поэтому мы говорим о необходимости проведения определенной работы, когда учителя собираются в рамках методического объединения (далее — МО) и, знакомясь с новыми формулировками предметных результатов, учатся понимать: какие задания позволяют достигать требуемых результатов, как оценивать обучающихся.

В идеале, составляя контрольные четвертные работы, педагог к каждому заданию должен прописать, сформированность какого предметного результата проверяется у обучающегося. Это не значит, что мы оставляем педагога один на один с новыми требованиями обновленного ФГОС ООО. Мы должны организовать методическую работу с учителями на муниципальном и институциональном уровнях, в рамках которой организовать практико-ориентированные и интерактивные формы освоения педагогами компетенций по формированию «функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий» (п. 35.2 ФГОС ООО).

Поэтому календарно-тематическое планирование обязательно должно включать столбик «предметные результаты». Важно, чтобы педагог учился читать спецификации, кодификаторы и понимать: вот этот предметный результат какие задания формируют. Он подбирает задания не под тему урока, а под конкретные результаты.

Конечно, эта деятельность будет пересекаться с Положением о внутренней системе оценки качества образования. И раз сами формулировки результатов претерпели изменения, в рабочих программах надо будет переписывать предметные результаты под новый ФГОС.

Если же понимания всего этого у педагога нет, то внешние процедуры, которые будут проводиться в рамках оценки деятельности вашей образовательной организации, не будут состыковываться с внутренней системой оценки качества. Здесь есть свои нюансы. К примеру, если предмет велся полгода и заканчивается в декабре, то получается, что промежуточная аттестация по данному предмету проводится в декабре. Но самое главное, чтобы школьные администраторы понимали, как подобрать задание для промежуточной аттестации, и могли четко предложить спецификацию к годовой контрольной работе.

Помните! Осмысление заложенных в обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО результатов — первооснова методической работы с кадрами.

P. S. Во второй части публикации эксперт рассказывает о том, как взаимосвязаны планируемые результаты и система оценки, какие важные изменения произошли в формулировках учебных предметов, где отразить процесс формирования универсальных учебных действий, за счет чего можно обеспечить вариативность содержания, на что стоит обратить внимание при разработке учебного плана. Полностью материал Марины Волчек опубликован в интерактивном пособии «Развитие образовательной организации».

Хотите быть в курсе новых публикаций?

Источник: direktoria.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru