Программа коррекционной работы в образовательном учреждении — системный подход к развитию инклюзивного образования
Для цитаты: Сабельникова С.И. Программа коррекционной работы в образовательном учреждении — системный подход к развитию инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, является основным документом, регламентирующим деятельность образовательных учреждений. Он представляет собой систему требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования (далее — ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Одним из разделов ООП НОО является «Программа коррекционной работы в образовательном учреждении».
Полный текст
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, является основным документом, регламентирующим деятельность образовательных учреждений. Он представляет собой систему требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования (далее — ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Особенности целевого раздела ООП НОО
Одним из разделов ООП НОО является «Программа коррекционной работы в образовательном учреждении».
Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) в освоении ООП НОО, коррекцию недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, а также на обеспечение условий для реализации ООП НОО.
Данная программа является совершенно новым для образовательных учреждений разделом, так как до 2010 года в образовательном учреждении прописывались только направления деятельности коррекцион-ной работы в школах. Поэтому следует понимать, что эта программа должна быть составлена в каждом образовательном учреждении, так как в каждом из них есть дети, в той или иной степени испытывающие трудность при освоении образовательных программ. При этом Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ.
В образовательных учреждениях необходимо создавать условия, при которых дети с ОВЗ могли бы включаться в образовательный процесс наравне с другими, иметь возможность осваивать программу в соответствии со своими возможностями и индивидуальными потребностями. Все эти создаваемые условия должны быть спланированы и прописаны в ООП ОО.
На сегодня к пилотному внедрению стандарта приступили только 186 школ Москвы, 19 из них — в Центральном округе. 4 школы из 19 реализуют также инклюзивное образование (ГОУ ЦО № 2030, ГОУ СОШ № 480, ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1323,
Особенности содержательного раздела ООП НОО
У всех образовательных учреждений на настоящее время возникает сложность при составлении ООП НОО, особенно его раздела «Программа кор-рекционной работы». Подобного рода документы педагогические коллективы раньше не составляли, а значит, методические рекомендации для написания данного раздела окажутся востребованными и необходимыми.
Не в каждом образовательном учреждении есть специальные педагоги, которые могут правильно спланировать и провести мероприятия коррекцион-ной работы в школе, а также провести экспертизу составленной «Программы коррекционной работы», поэтому правильно разработанные методические рекомендации для педагогического коллектива могли бы стать ориентиром для написания данного раздела.
Программа коррекционной работы образовательного учреждения должна отражаться и в других разделах ООП НОО, таких как «Пояснительная записка»; «Учебный план с пояснительной запиской», в котором прописываются направления внеурочной деятельности для детей с ОВЗ; «Планируемые результаты за курс первой ступени образования»; «Программа развития универсальных учебных действий»; «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»; а также «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни».
Мы предполагаем, что необходимо:
создать методические рекомендации для проектирования, в частности, «Программы коррекционной работы в образовательных учреждениях», которые помогут педагогическому коллективу сориентироваться в выборе наиболее оптимальной структуры и содержания;
разработать некий универсальный методический конструктор для написания «Программы коррек-ционной работы»;
прописать примерный регламент по ее написанию (кто и за какую часть программы — написание и реализация — несет персональную ответственность).
Коррекционная работа в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику, может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ОВЗ. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Могут варьироваться степень участия специалистов сопровождения и организационные формы работы.
Основными направлениями коррекционной работы в образовательном учреждении должны стать:
диагностическое;
коррекционно-развивающее;
консультативное;
информационно-просветительское;
социальное партнерство.
Каждое из них направлено на мониторинг и сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями и их семей, а также на создание благоприятной психологически безопасной среды для каждого учащегося не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами.
Одним из основных механизмов реализации кор-рекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Наиболее распространенные и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его семье, а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ОВЗ.
Среди требований к условиям реализации данной программы можно выделить психолого-педагогическое, кадровое, программно методическое, материально техническое и информационное обеспечение.
К сожалению, образовательная система не накопила достаточного опыта в инклюзивной практике, чтобы правильно организовать учебно-воспитательный процесс в учреждении с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, имеющего особые образовательные потребности, а также с учетом системно-деятельно-стного подхода, который становится основным принципом обучения учащихся. Деятельностная парадигма образования призвана создать условия для индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Кроме этого, предполагаемая коррекционная работа в образовательном учреждении будет призвана повысить профессиональный уровень педагогов в области психологии и педагогики, специальной (коррекционной) педагогики, а также сплотить усилия коллектива для совместной деятельности по освоению всеми учащимися первой ступени образования основной образовательной программы.
Информация об авторах
Сабельникова С.И., окружной методический центр Центрального окружного управления образования Департамента образования города Москвы, г. Москва, Россия
Источник: psyjournals.ru
Обновлённые примерные программы ФГОС НОО и ООО 2022-2023
Данный документ — Примерная основная образовательная программа начального общего образования (далее ПООП НОО) предназначен для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию программы начального общего образования и отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), предъявляемых к данному уровню общего образования.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ПООП включает набор учебно-методической документации, которая определяет наполняемость и характеристику целевого, содержательного и организационного разделов программы начального общего образования.
Обновлённая примерная программа ФГОС ООО 2022-2023
Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основное общее образование является необходимым уровнем образования.
Оно направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению).
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы предусматривает решение следующих основных задач: обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
Источник: 100ballnik.com
Школьников научат пользоваться автоматом Калашникова и ходить строем с нового учебного года. Минпросвещения обязало школы
В опубликованных федеральных образовательных программах представлены учебно-методическая документация, в том числе федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин и другое.
Например, в рамках модуля «Элементы начальной военной подготовки» Федеральной образовательной программы среднего общего образования школьники узнают, что такое строевая подготовка и воинское приветствие, строи и управление ими. Ученикам также расскажут про оружие пехотинца и ознакомят с правилами обращения с ним. Кроме того, они будут учиться обращаться с автоматом Калашникова, оказывать первую помощь в бою, изучать принципы действия гранат Ф-1 и РГД-5. Также на уроках ОБЖ учащиеся 10-11-х классов будут изучать основы комплексной безопасности, основы обороны государства, узнают про военно-профессиональную деятельность, защиту населения РФ от опасных и чрезвычайных ситуаций и другое.
Источник: www.amur.life