Учебный план образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения
Учебный план организации — документ, который определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом об образовании, формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план — неотъемлемая часть образовательной программы. Общие вопросы, которые касаются учебного плана образовательной организации, были рассмотрены в выпуске от 15.06.2015г. В данной публикации рассмотрим особенности учебного плана, требования к нему с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения.
Приказами Министерства образования и науки РФ утверждены стандарты:
— начального общего образования (приказ от 06.10.2009 г. № 373) (ФГОС НОО);
— основного общего образования (приказ от 17.12.2010 г. № 1897) (ФГОС ООО);
Разработка рабочей программы учебного предмета ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО: сходства, различия, преемс
— среднего общего образования (приказ от 17.05.2012 г. № 413) (ФГОС СОО).
Из содержания стандартов следует, что стандарт является основой для разработки примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также является основой для организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основную образовательную программу, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
Каков порядок разработки примерных образовательных программ? Кто уполномочен их разрабатывать и проводить экспертизу?
Ответы на данные вопросы можно найти в приказе Министерства образования и науки РФ от 28.05.2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ». В данном приказе сказано, что одобренные примерные образовательные программы должны размещаться на сайте реестра http://fgosreestr.ru/ . Реестр примерных программ является государственной информационной системой, которая ведется на электронных носителях и функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими ее совместимость и взаимодействие с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями. Делаем вывод, что образовательные организации для разработки своей основной образовательной программы (с учётом уровня образования) за основу берут примерную образовательную программу, которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. На сегодняшний день одобрены примерные программы для начального общего и основного общего образования; для среднего общего образования — в разработке. Переходя к рассмотрению вопроса формирования учебного плана и его структуры, сделаем выводы.
Вопросы разработки АООП на уровнях НОО и ООО
1. Примерные образовательные программы разрабатываются на основе ФГОС.
2. Основная образовательная программа любой организации, осуществляющей образовательную деятельность по начальному общему, основному общему, среднему общему образованию обязательно отвечает требованиям ФГОС и разрабатывается с учётом примерной образовательной программы.
3. Учебный план — обязательная часть образовательной программы.
Теперь рассмотрим особенности учебного плана образовательной организации с учётом новых стандартов. За основу учебного плана берётся примерный учебный план, который размещён в примерной образовательной программе по соответствующему уровню образования. Примерный учебный план образовательных организаций, реализующих образовательную программу начального общего, основного общего, среднего общего образования, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности.
Примерный учебный план:
- фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
- определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию;
- распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.
Примерный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования, возможность обучения на государственных языках республик Российской Федерации и родном языке из числа языков народов Российской Федерации, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий.
Примерный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу (в соответствии с уровнем образования), и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе обучения.
Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.
Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано на:
- увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
- введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
- другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.
Очень часто родители (законные представители) задают вопросы, которые связаны с обязательностью посещения учебных занятий, которые отражены в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Ответ однозначный — данные предметы (учебные курсы) обязательны для посещения.
Необходимо так же указать на правильность формулировок в названиях частей учебного плана. Анализируя учебные планы образовательных организаций, часто встречается ошибка — «часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса». В статье 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие — участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Данное несоответствие необходимо устранить.
Таким образом, учебный план состоит из двух частей — обязательной (требования ФГОС) и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются обязательными для учащихся. Кроме урочной деятельности существует и внеурочная.
Основная образовательная программа общеобразовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, т. е. внеурочная деятельность также направлена на реализацию основной образовательной программы. Главное её отличие — форма организации, которая отличается от классического урока. Основные вопросы внеурочной деятельности были рассмотрены в выпуске от 15.01.2016 г. От читателей блога поступали вопросы, в которых спрашивалось об обязательности посещения занятий внеурочной деятельности. Данный вопрос был адресован Министерству образования и науки РФ, на который был дан однозначный ответ о необходимости исполнения плана внеурочной деятельности, но при этом отмечено, что обучающимся предоставляется право на зачёт часов внеурочной деятельности, которые посещаются учащимся в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Существуют ли ещё какие-либо особенности учебного плана как составной части образовательной программы с учётом ФГОС нового поколения? Да, существуют! И связаны они в первую очередь с углублённым изучением предметов.
Ранее действующий закон «Об образовании», а также Типовое положение об общеобразовательной организации предоставляли право открывать в образовательных организациях лицейские, гимназические классы и т. д. на уровне основного общего образования. Теперь же всё обстоит иначе — все образовательные программы делятся лишь на два вида — общеобразовательные и адаптированные (адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц), а углублённый уровень изучения предметов по ФГОС реализуется только на уровне среднего образования (10–11(12) классы) в рамках профильного обучения.
Это отнюдь не означает, что на уровне основного общего образования нельзя изучать тот или иной учебный предмет углублённо (в расширенном формате), законодательно это не запрещено! Именно для этого и предусмотрена та самая часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений. При этом нужно понимать, что ФГОС ООО не содержит требований к углублённому уровню изучения предметов, т.к. этого уровня просто не существует для основной школы. Таким образом любая образовательная организация на уровне основного общего образования сама решает — в какой форме и в каком объёме по содержанию будет реализовываться это углубление, однако государственную итоговую аттестацию в 9 классе все учащиеся будут сдавать по единым требованиям! Вот почему очень важно при выборе той или иной образовательной организации (продолжения обучения на другом уровне образования) внимательно ознакомиться с образовательной программой, в т. ч. с учебным планом (как урочной, так и внеурочной деятельности).
В заключении рассмотрим вопрос возможностей реализации учебного предмета физическая культура. Введение 3-х часового курса в своё время вызвало сокращение часов обязательной части учебного плана за счёт других предметов. На сегодняшний день в примерной образовательной программе основного общего образования сказано, что «каждая общеобразовательная организация самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя) с учетом законодательства Российской Федерации. При 5-дневной учебной неделе количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час может быть реализован образовательной организацией за счет часов из части, формируемой участниками образовательных отношений и/или за счет посещения учащимися спортивных секций». Таким образом, образовательной организации предоставляется право самостоятельно решить данный вопрос.
Учебные планы могут быть разными в отношении различных классов одной параллели. Также могут создаваться комплексные учебные планы с учетом специфики реализуемых образовательных программ и наименований образовательных организаций (лицеи, гимназии, центры образования, школы с углубленным изучением отдельных предметов и пр.). При составлении учебных планов не забываем о требованиях СанПиН!
- Автор — Звягин Александр Сергеевич
- 01.09.2016
- Все консультации автора
Источник: eduface.ru
Введение обновлённых ФГОС НОО и ООО, в чём их отличие.
статья по английскому языку
В новой версии ФГОС все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике. В документах отмечается , что ФГОС обеспечивают единство образовательного пространства России, вариативность содержания образовательных программ, благоприятные условия воспитания и обучения, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Введение обновлённых ФГОС НОО и ООО, в чём их отличие.
Федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ.
Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.
Основная задача ФГОС — создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.
ФГОС обеспечивает преемственность образовательных программ. Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы.
ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации. Под эту необходимость попадают не только государственные, но и частные учебные заведения. Ведь все они подчиняются закону «Об образовании в Российской Федерации».
Актуальный текст государственных образовательных стандартов можно почитать на официальном сайте fgos.ru.
На каждой ступени образования — свои стандарты. Школьникам необходимо руководствоваться следующими документами:
• ФГОС начального общего образования (1-4 классы),
• ФГОС основного общего образования (5-9 классы),
• ФГОС среднего общего образования (10-11 классы),
• ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
ФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись.
Первое поколение ФГОС
Второе поколение образовательных стандартов
•ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам второго поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.
Третье поколение ФГОС
•Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения будет осуществлён в сентябре 2022 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018, и с тех пор прорабатывается их внедрение.
Внедрение ФГОС НОО и ФГОС ООО с 01.09.2022 г.
•Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Предполагается, что новые ФГОС определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.
Новые ФГОС начнут действовать с 1 сентября 2022 года в каждой школе, а ребята, которые будут приняты в 1 и 5 классы в 2022 году, будут учиться по обновленным ФГОС. Другим учащимся продолжить обучение по ним возможно будет только при согласии родителей.
В новой версии все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике. В документах отмечается , что ФГОС обеспечивают единство образовательного пространства России, вариативность содержания образовательных программ, благоприятные условия воспитания и обучения, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями .
Сегодняшние ФГОС содержат общие, размытые формулировки. Главным отличием обновленных стандартов станет следующее: весь учебный процесс будет описан очень подробно. В документе будут максимально точно сформулированы требования к предметам всей школьной программы, по каждому учебному предмету даны четкие требования к образовательным результатам, конкретизировано, какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Также упор сделан на применении знаний на практике.
ПОЗИТИВНЫЕ МОМЕНТЫ: -повышается прозрачность системы образования; -любой родитель сможет ознакомиться с документом и понимать, чему именно учат в школе их ребенка, а значит, повышается вероятность включения в процесс образования родителей ; — качество образования повысится за счет единства содержания; — достижение личностных результатов , которые также детализированы и конкретизированы в обновленном документе , будет направлено на реализацию программы воспитания; — определена система требований к тому, как должна реализовываться образовательная программа, что позволит создать равные возможности для того, чтобы ребята получили качественное образование.
Стандарт сохраняет возможность дифференциации. Если в прежнем Стандарте основного общего образования содержался тезис о возможностях дифференциации образовательных программ, то в обновленном Стандарте эта возможность дифференциации появляется уже на уровне двухуровневых результатов по 5 предметам: по математике, по биологии, химии, информатике, физике и, соответственно, вот эти предметы лежат в основе естественно-научной грамотности. И школа вправе выбирать уровень изучения таких предметов. И в этом смысле Стандарт задает, еще раз повторюсь, фундамент для того, чтобы школа могла выбрать тот или иной уровень изучения этого предмета, соответственно составив образовательную программу.
Детализации и конкретизации подверглись не только предметные результаты. Три группы результатов сохраняются: это личностные, метапредметные и предметные. В обновленном Стандарте результаты, связанные с личностными результатами и с метапредметными, усилены и систематизированы.
Усилены они в каком смысле: в смысле конкретизации формулировок и их четкой классификации, этих образовательных результатов. Если сегодня в Стандарте в отношении характеристики личностных результатов присутствует 10 формулировок этих требований, то в обновленном Стандарте 36 требований, распределенных по всем направлениям воспитательной деятельности.
Да, воспитательная деятельность и личностные результаты сквозной нитью проходят через обновленный Стандарт, эти вещи взаимосвязаны. Программа воспитания и способы организации, способы реализации этой деятельности, воспитательной деятельности в образовательной организации не ограничены тем, что только через программу воспитания достигаются личностные результаты. Каждый предмет в том числе обладает воспитательным потенциалом. Не буду сейчас эту мысль развивать, просто хочу, чтобы мы зафиксировались на том, что наличие в основной образовательной программе программы воспитания не должно ограничивать педагогов в части понимания воспитательной миссии, воспитательных задач образовательной организации. Мы говорим о двух составляющих воспитательной деятельности: это то, что мы называем программой воспитания, это так, действительно, но мы не должны забывать, что воспитательным потенциалом, очень серьезным воспитательным потенциалом обладает каждый предмет общеобразовательной программы.
Результаты достижения личностных результатов, извините за тавтологию, не являются предметом аттестации. Но это не означает, что они не являются предметом оценки достижения образовательного результата. Другое дело, что эта оценка, система оценивания достижения образовательного результата, мы полагаем, и правильная эта позиция, как мы считаем, – это должна быть функция педагога и школы. То есть система оценивания внутри школы должна быть.
Несколько слов про метапредметные результаты. Аналогичная ситуация с ними. И сегодня в действующем Стандарте основного общего образования и начального общего образования порядка 16 метапредметных результатов, которые даны единым списком, без систематизации, без структурирования.
В этом проекте ФГОС три больших блока метапредметных результатов: это блок, связанный с базовыми логическими действиями, блок, связанный с базовыми исследовательскими действиями, и блок, связанный с работой с информацией. Это вот ключевой раздел, который называется «Овладение универсальными учебными познавательными действиями».
Два других раздела также в меньшей степени соприкасаются с предметными областями и с предметами, но в большей степени соприкасаются с личностными результатами. Это универсальные коммуникативные действия, это действия, связанные с общением: действия, связанные с совместной деятельностью, командной деятельностью и так далее. И еще один блок – это универсальные регулятивные действия: самоорганизация и самоконтроль. Фактически в 2 раза увеличилось количество детализированных метапредметных результатов, поэтому говорить о том, что в обновленном стандарте недостаточно большое внимание или не уделяется внимание вопросам личностных результатов или метапредметных результатов – по меньшей мере спорное утверждение. Вот такой детализации подверглись, подчеркиваю, все три группы образовательных результатов.
В завершение хотелось бы сказать про принцип, по которому конкретизированы предметные результаты. Обращаю внимание на формулировки. Вот эти отглагольные формы означают акцент на деятельность, с одной стороны, и второй момент, уважаемые коллеги, все эти образовательные результаты были просеяны сквозь сито возможности их оценивания. Фактически, помимо того, что необходимо было конкретизировать предметные результаты, нужно было их задать таким образом, чтобы было понятно, как и с помощью чего их можно оценить.
В завершение хочу сказать несколько слов про те задачи, которые стоят перед образовательными организациями, перед региональными органами управления образованием. В предстоящий год нам всем предстоит затратить большие усилия на то, чтобы подготовить школу, подготовить учителя, подготовить систему образования к введению ФГОС.
Например, появляется в Стандарте разделение математики на три курса. Нельзя сказать, что вероятность и статистика не была знакома учителю математики, она в последнее время включалась в рабочие программы по алгебре, но в качестве самостоятельного курса такого еще не было. Это один только сюжет, который заставляет нас повнимательнее присмотреться к тем изменениям, которые есть сегодня в Стандарте.
В Стандарте вводится обязательность привлечения к реализации основной образовательной программы в случае необходимости разных категорий педагогических работников, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса. Раньше прямой такой нормы, прямого такого требования в кадровом обеспечении Стандарта не было. Поэтому нужно очень внимательно посмотреть, насколько в данном случае те программы, которые реализуются в образовательных организациях, действительно нуждаются в таком вот кадровом аудите и в подкреплении реализации программы специалистами, которые участвуют в истории, связанной с психолого-педагогической поддержкой, подчеркиваю, не только детей, не только родителей, но и педагогов. Для особых категорий детей это очень важный момент и очень важный залог качества реализации образовательной программы. И здесь особое внимание я хотел бы обратить… органы исполнительной власти субъектов РФ на такой вот аудит финансового обеспечения, потому что все это, конечно же, упирается в правильность расчета нормативов.
В Стандарте вводится обязательность комплектации школьных библиотек одним школьным учебником по одному предмету на одного обучающегося. Бумажным учебником. Если в прежнем Стандарте было «и/или», то есть технически было возможно, имея возможность обеспечения доступом к электронному учебнику, эту тему закрыть, вот этот Стандарт этого не позволяет.
Плохо это или хорошо, можно спорить. Нельзя спорить против факта о том, что сегодня в начальной школе до трети детей у нас с проблемами со зрением. По большому счету, вот эта норма связана с тем, чтобы ограничить взаимодействие на уровне начальной школы между ребенком и гаджетом. Поэтому вопрос укомплектованности школьных библиотек учебниками, он также должен быть рассмотрен и в случае необходимости должны быть приняты соответствующие решения. То есть дальше, следующим этапом мы должны понять, каковы дефициты, связанные с реализацией стандарта, ну и дальше – планирование перехода на Стандарт на региональном, на муниципальном, на федеральном уровне, такой план уже формируется.
Источник: nsportal.ru
Образовательная программа ноо ооо соо что это
Нормативно-правовая база
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г (с изм. и доп. вступ. в силу с 13.07.2021г) и (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.09.2021г.)
- Приказ Министерства Просвещения РФ № 115 «Об утверждении Порядка и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», 22 марта 2021г.
- Утверждение ФГОС – Приказ Министерства просвещения №286 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», 31 мая 2021г.
- Утверждение ФГОС – Приказ Министерства просвещения №287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», 31 мая 2021г.
- Комплексный анализ готовности введения ФГОС (региональный, муниципальный уровень, ОО) – 2 полугодие 2021
- Разработка новых ПООП с учетом апробации – 1 полугодие 2022 года
Поэтапное введение обновленных ФГОС НОО и ООО начиная 2022/2023 учебного года.
Переход на ФГОС – до 2027 года
Российское образование, с учетом намеченных основных направлений Федеральной целевой программы развития образования, находится на этапе перехода к новому Стандарту, в котором предусматривается коренное изменение приоритетов.
Стратегическая задача развития образования заключается в обновлении, методов обучения и достижения нового качества его результатов. Стандарт рассматривается как «средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития».
Становление новой системы образования ориентировано на вхождение России в мировое образовательное пространство. Это сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования. С 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
ФГОС — это утвержденный на государственном уровне документ, который устанавливает требования к образовательным программам. В соответствии с ФГОС пишут учебные и методические пособия, рассчитывают количество времени, отводимое на учебные предметы, определяют требования к аттестации, формируют задания по ОГЭ и ЕГЭ.
Вариативность
- Первый – в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.
- Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии.
- Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.
Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать программы. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.
Планируемые результаты
В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО и ООО – личностные, метапредметные, предметные.
Предметные результаты
На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. Это учебные предметы «Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология». Обратите внимание, что предметные результаты в новых ФГОС не согласовываются с требованиями концепций преподавания физики, астрономии, химии, истории России. Поэтому учителям придется в своих рабочих программах одновременно учитывать и требования ФГОС, и требования концепций. Еще сделали уточнение, что школы со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения, независимо от содержания примерных ООП.
В предыдущей редакции ФГОС были только общие установки на формирование определенных компетенций. Школы сами решали, что именно и в каком классе изучать. Поэтому образовательные программы в каждой школе были собственные, а результаты обучения не детализированные. Новые ФГОС 2021 года устанавливают строгие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине на обоих уровнях образования.
Новые ФГОС учитывают особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
Метапредметные и личностные результаты
Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам.
Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:
- гражданско-патриотическое;
- духовно-нравственное;
- эстетическое;
- физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
- трудовое;
- экологическое;
- ценность научного познания.
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
- овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
- овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
- овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.
В действующих ФГОС личностные и метапредметные результаты описаны обобщенно. В новых Стандартах каждое универсальное учебное действие содержит критерии сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях. Предполагается, что с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания.
Перечислим основные нововведения:
1. Конкретизировали требования к предметным результатам;
2. Прописали критерии сформированности УУД и достижения личностных результатов;
3. Изменили объем аудиторной нагрузки в НОО и ООО;
4. Ввели новые требования к рабочим программам. Формируйте рабочие программы с учетом рабочей программы воспитания.
5. Закрепили вариативность содержания программ;
6. Убрали из списка обязательных предметов второй иностранный;
7. Расширили требования к материально-технической базе.
Особенности проектирования ООП НОО и ООО в соответствии с ФГОС третьего поколения.
Изменили требования к содержательному разделу программы ООО. Вместо программы развития УУД в этом разделе должна быть программа формирования УУД. Также дополнили раздел рабочими программами учебных модулей. Например, для основной школы рабочая образовательная программа должна содержать программу коррекционной работы, если школа обучает детей с ОВЗ.
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий.
Рабочая программа воспитания
Программа формирования универсальных учебных действий
По новому ФГОС ООО нужно разрабатывать программу формирования УУД, а не программу развития УУД, как это было раньше. То есть теперь программа имеет одинаковое название на уровнях НОО и ООО: «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся».
Требований к программе формирования УУД стало меньше. Для уровня ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.
Предметные области
Изменения коснулись и организационного раздела ООП. Новый ФГОС в учебном плане сохранил названия и количество предметных областей, но ввел учебные предметы (учебные модули) по каждой предметной области. Так, для предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» на уровне НОО прописали 6 учебных модулей.
На уровне ООО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык, родной язык и литературу/литературное чтение на родном языке. Это позитивное изменение для школ, которые не могут обеспечить качественное изучение этих предметов. Также, чтобы ввести эти предметы, нужны письменные заявления родителей.
Изменения коснулись программы формирования УУД. Требований к этой программе стало меньше. Для уровня ООО появилась необходимость формирования у учащихся знаний и навыков в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества. Еще одно изменение — теперь ФГОС 2021 регламентируют перечень обязательных учебных предметов и учебных модулей.
При разработке учебного плана на уровне основных классов школа будет вправе учитывать собственные ресурсы и пожелания родителей, чтобы ввести второй иностранный язык, родной язык и литературу на родном языке. Такое нововведение станет спасением для школ, которые не могут обеспечить на должном уровне изучение этих предметов. (Чтобы ввести изучение второго иностранного или родного языков, необходимо будет получить от родителей письменные заявления).
Объем урочной и внеурочной деятельности
Внесли изменения в общий объем аудиторной нагрузки. Увеличили минимальное количество часов и уменьшили максимальное. Также уменьшили объем часов внеурочной деятельности в совокупности с 1 по 4 классы. Из общего количества учебных часов видим, что в начальных классах часть часов внеурочной деятельности перешла на учебные часы.
В 5-9 классах видим уменьшение общего количества учебных часов. Почему? Это мы увидим, когда будут рабочие программы по предметам и новый учебный план с предметами и часами на их изучение.
Границы аудиторной нагрузки
Старый ФГОС НОО
Новый ФГОС НОО
минимум
Источник: xn--71-8kc3bfr2e.xn--p1ai
Дополнительное профессиональное образование
педагогических работников
- Главная
- Минпросвещения: Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ООП НОО, ООО и СОО
Минпросвещения: Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ООП НОО, ООО и СОО
На официальном интернет-портале правовой информации опубликован приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Приказом утвержден Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 года и действует до 1 сентября 2027 года.
Приглашаем Вас пройти обучение по программам повышения квалификации:
Приглашаем Вас пройти обучение по программам:
Источник: eduopenru.ru