О программах дошкольного образования
Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с законом РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.
Каждая образовательная программа дошкольного образования сочетает в себе различные виды деятельности детей с учетом их возрастных возможностей, ориентирует педагогов на индивидуальный подход к ребенку, обеспечение оптимальной для него учебной нагрузки и охрану здоровья. Современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы. При разработке авторских (вариативных) программ, базирующихся на примерных, возможно как расширение объема их содержания, так и более углубленное представление отдельных тем (блоков), включенных в примерную программу, что дает возможность на практике реализовать принцип вариативности дошкольного образования.
Час завуча Образовательная программа ДОУ
Виды программ
Вариативные | Альтернативные | Базовые | Региональные | Федеральные | Муниципальные | Дополнительные | Основные | Примерные |
Основные | Дополнительные | Комплексные | Парциальные |
- включают все основные направления развития ребёнка:
- содействуют
Общеобразовательная программа – программа, направленная на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Основные программы – программы, определяющие весь спектр общеразвивающих задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации основных образовательных услуг.
Дополнительные программы – программы по одному или нескольким направлениям для оказания дополнительных услуг (как платных, так и на бюджетной основе) за рамками основных образовательных программ в студиях, кружках, секциях и т. д.
Таким образом, комплексные и парциальные программы целесообразно выбирать в соответствии с учетом поставленных целей, задач, приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения, а также кадрового состава и квалификации педагогов, образовательной развивающей среды. Не допускается реализация программ, не прошедших соответствующей экспертизы на федеральном, региональном или муниципальном уровне.
Вариативные и альтернативные программы различаются по философско-концептуальным основам (взгляды авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности).
Вариативные программы могут быть основными и дополнительными.
В рамках реализации основной образовательной деятельности ДОУ могут применяться специализированные программы: «Красота. Радость. Творчество» (А.В. Антонова, Т.С. Комарова и др.); «Росинка. В мире прекрасного» (Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова); «Художественный труд» (Н.А. Малышева); «Природа и художник» (Т.А.
Копцева); «Камертон» (Э.П. Костина); «Гармония», «Синтез» (К.В. Тарасова, Т.В.Нестерено); «Малыш» (В.А. Петрова); «Музыкальные шедевры» (О.П. Радынова); «Ритмическая мозаика» (А.Н. Буренина); «Программа развития речи детей дошкольного возраста» (О.С. Ушакова); «Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе «Школа-2000″» (Л.Г. Петерсон); «Росинка.
Расту здоровым» (В.Н. Зимонина) и др.
Источник: studopedia.ru
Общеобразовательная программа дошкольного образования по ФГОС
Система образования, одно из самых важных направлений среди родителей. Очень важно правильно и грамотно составить программу обучения. «Рождение» этого документа проходит немало этапов.
Понятие ООП ДО
Основная образовательная программа дошкольного образования — это документ Законодательства Российской Федерации определяющий, как происходит дошкольное обучение. Здесь описано, что входит в процесс обучения, какими оно обладает особенностями.
Образование должно идти по плану
К сведению. Она должна разрабатываться в соответствии с установленными нормами, которые регламентирует Федеральный государственный закон и стандарт дошкольного образования.
Цели и задачи программы
Основной целью ООП ДОУ является научить детей общению, развить их стремления, обращая внимание на их возраст и характер.
- Улучшить физическое и психологическое здоровье.
- Показать детям, что они имеют равные возможности, несмотря на пол, расу, место проживания, язык, социальный статус и др.
- Научить детей продолжать дело их предшественников.
- Создать максимально удобные условия, где дитя сможет развиваться в том направлении, которое больше всего ему подходит.
- Соединить учебный процесс и воспитание в единый, исходя из норм поведения, общих правил, социальных и духовно-нравственных ценностей.
- Формировать личность, объяснить пользу здорового образца жизни, обучить самостоятельности и индивидуальности, оказать помощь в определении дальнейшего вектора образования.
- Возможность изменения и внесения дополнительных обучающих процессов.
- Основываясь на развитии малыша, формировать социально-культурную среду.
- Оказать поддержку родителям, воспитывающим детей.
Дети все равны для обучения
Принципы и подходы к формированию ООП
При формировании ООП основными принципами и подходами являются:
- Максимальное развитие и обеспечение активного детства дошкольников.
- Построение примерного плана обучения так, чтобы малыш сам захотел принимать в нем участие, поддержка его вдохновения.
- Обучение общению между ребенком и взрослым, принимая во внимание потребности и пожелания малыша к учебному процессу.
- Оказание поддержки детей при проявлении инициативы, возможность направить в нужное русло.
- Привлечение родителей к образовательному процессу.
- Преподавание детям семейных традиций и порядков общества, в котором они живут.
- Увеличение интереса малышей к разным профессиям.
- Обучение малышей правильно общаться с каждой возрастной группой.
- Внимание на расовую принадлежность детей и правильный подход.
Ребенок должен развиваться поэтапно
Основная цель по ФГОС
Основная образовательная программа дошкольного образования по ФГОС преследует следующие цели:
- Одинаковое право на получение дошкольного образования.
- Улучшение физического и психологического состояния.
- Развитие индивидуальности дошкольника.
- Просвещение детей нравственности, интеллектуальности, физической формы, эстетичности, инициативности и самостоятельности.
- Обеспечение возможности внесения изменений, согласно особенностям детей одной группы.
План занятия по теме «Транспорт» в подготовительной группе
Алгоритм написания
ООП делится на три раздела. При написании разделов автор обязан включать в обязательную часть и мнение ее участников.
Первый раздел целевой. Рассказывает, чего должны достичь малыши, устанавливает, что следует делать и как с учетом особенности развития детей, а также ожидаемые результаты.
Второй раздел содержательный. Должен рассказывать о физическом развитии, включать игровой процесс, обучение безопасности в быту, обществе, на природе, патриотизму и приучение к труду, знакомству с социальным, окружающим миром и местом, в котором живет кроха. В содержательном разделе прописывают правила обучения детей красоте и порядку, качественному произношению правильному построению диалога.
Третий раздел организационный. Описывает учебно-методические материалы, рассказывает сколько времени и в какой промежуток дня надо тратить на учебу, игры, отдых и др. Описывает среду, помогающую развитию ребенка, включает материально-техническое обеспечение.
Основные документы ДОО
Любая организация, занимающаяся дошкольным образованием, должна позаботиться о наличии следующих документов:
- Лицензия, разрешающая заниматься образовательной деятельностью.
- Документы на помещение, где расположен детский сад.
- Штатное расписание.
- Учредительные и уставные документы организации.
В ДОУ малыши учатся основам
Виды программ
Встречаются два вида программ дошкольного образования: комплексный или общеобразовательный план и программы с одним основным направлением (также называют парциальными).
Общеобразовательная программа развивает малышей в разных направлениях, основываясь на имеющихся нормах. Она, как мозаика, состоящая из большого количества элементов.
Парциальная программа развивает детей в одном направлении.
Обратите внимание. Обучение малыша разным направлениям обеспечивается несколькими программами. К парциальным относятся: «Радуга», «Паутинка», «Природа и художник», «Искорка» и др.
Выбор программы ДОУ
Выбор образовательной программы определяется видом дошкольного учреждения, которое на время будет для крохи вторым домом. Зависит от поставленных задач и целей, выбранных направлений, квалификации персонала и образовательной среды.
При выборе образовательной программы важно следить, чтобы ее редакция отвечала поставленным задачам, прошла соответствующую экспертизу. Она должна утверждаться всеми участниками образовательного процесса.
Дошкольное образование и есть исток дальнейшего развития ребенка. Оно должно приносить радость и детям, и родителям. Следует к ее созданию подходить ответственно.
Как правильно учить буквы с ребенком 3-5 лет
Источник: vospitanie.guru
Билет № 2. Образовательные программы дошкольного образования, виды образовательных программ
Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Программа разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования.
Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое.
Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5 ст.14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.
Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.
Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).
Парциальные (специализированные, локальные)- включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.
Комплексные программы дошкольного образования
— Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой
— Программа «Из детства в отрочество»
Парциальные программы дошкольного образования
— Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
— Программы экологического воспитания
— Программы художественно-эстетического цикла
— Программы социально-нравственного развития дошкольников
— Программы физического развития и здоровья дошкольников и др.
— О современных программах для дошкольных образовательных учреждений
Программы, разработанные авторскими коллективами в нашей стране или заимствованные из зарубежной педагогики, имеют несомненные достоинства, оригинальность подходов к построению педагогической работы и разнообразие взглядов на ребенка и его развитие. Вместе с тем каждая программа может содержать такие особенности, которые не всегда бесспорно могут быть приняты каждым педагогом. Необходима большая внутренняя оценка того, близка ли теоретическая концепция той или иной программы мировоззрению педагога. Формальное перенесение любой самой замечательной программы в существующую педагогическую ситуацию не сможет привести к положительному эффекту. Поэтому знание разнообразных подходов в организации педагогического процесса весьма полезно и перспективно для будущих педагогов.
Многие программы были разработаны серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами тоже создавались авторские программы.
С целью защиты ребенка от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования Минобразованием России в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации», где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспечивать:
— охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
— эмоциональное благополучие каждого ребенка;
— интеллектуальное развитие ребенка;
— создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
— приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
— взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
В рекомендациях говорится, что программы должны предусматривать организацию детской жизни на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня. При этом должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей в разных ее видах (игре, конструировании, изобразительной, музыкальной, театрализованной и других видах деятельности).
В настоящее время опубликованы и распространены через разнообразные педагогические семинары всевозможные программы и руководства по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. Ряд программ — результат многолетней работы научных и научно-педагогических коллективов. Все эти программы показывают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. Именно педагогическому коллективу предстоит выбрать ту программу, по которой данное дошкольное учреждение будет работать.
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы.
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние.
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою.
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку.
Система поиска информации
Источник: megaobuchalka.ru
О программах дошкольного образования
Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5 ст.14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.
Письмо Минобразования РФ от 24 апреля 1995 г. N 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации»
Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.
Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).
Парциальные (специализированные, локальные)- включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.
Комплексные программы дошкольного образования
· Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой
· Программа «Из детства в отрочество»
Парциальные программы дошкольного образования
· Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
· Программы экологического воспитания
· Программы художественно-эстетического цикла
· Программы социально-нравственного развития дошкольников
· Программы физического развития и здоровья дошкольников и др.
О современных программах для дошкольных образовательных учреждений
Программы, разработанные авторскими коллективами в нашей стране или заимствованные из зарубежной педагогики, имеют несомненные достоинства, оригинальность подходов к построению педагогической работы и разнообразие взглядов на ребенка и его развитие. Вместе с тем каждая программа может содержать такие особенности, которые не всегда бесспорно могут быть приняты каждым педагогом. Необходима большая внутренняя оценка того, близка ли теоретическая концепция той или иной программы мировоззрению педагога. Формальное перенесение любой самой замечательной программы в существующую педагогическую ситуацию не сможет привести к положительному эффекту. Поэтому знание разнообразных подходов в организации педагогического процесса весьма полезно и перспективно для будущих педагогов.
Многие программы были разработаны серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами тоже создавались авторские программы. С целью защиты ребенка от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования Минобразованием России в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации», где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспечивать:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
- эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- интеллектуальное развитие ребенка;
- создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Источник: studfile.net