ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
– системно организованное единство целей, ценностей и содержания образования, а также условий организации образовательного процесса.
Смотреть что такое ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в других словарях:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
документ, регламентирующий совместную деятельность учителя и учащегося с учетом индивидуальных особенностей обучаемого как личности и избирательности его к содержанию, виду и форме учебного материала, мотивации и динамике развития [34; 63]. смотреть
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
см. Образовательные программы
Источник: rus-pedagog-themes-dict.slovaronline.com
Что такое индивидуальная образовательная программа?!
Очевидное-невероятное: что такое образовательная программа и сколько нам их нужно?
Одним из настоящих проклятий современной российской школы стали … программы. Их развелось очень много, и они превратились в сложные и непонятные документы. Их пишут на особом бюрократическо-педагогическом новоязе. Напишут, напечатают, а потом убирают в шкаф на полку, чтобы были (а вдруг проверка?!), а учат уже на основе педагогического здравого смысла и собственных наметок прошлых лет.
Появилась масса сторонников и «радетелей» единственной образовательной программы для всей страны для каждого предмета и класса, как это было в СССР. Якобы единая программа — это хорошо, и вообще, она будто бы способствует созданию единого образовательного пространства России и ее территориальной целостности.
Давайте же подробнее изучим это вопрос: что такое образовательная программа и сколько их нужно иметь
Начнем с «древних» времен, с обучения в СССР. Даже тогда не было единственной образовательной программы. Была рекомендованная программа для общеобразовательной школы, была программа для школы с углубленным изучением предмета, были программы для спецшкол… Да и программа для общеобразовательной школы не была каким-то единым сакральным текстом, потому что существовали экспериментальные программы, учебники, школьные площадки…
Программы печатались в методическом журнале по предмету в начале года. Каждый год немного разные. Учитель мог разработать собственную программу и утвердить на педсовете. Проверял её лишь завуч школы.
А учебники… Учебник также не был единственным. Это один из мифов об СССР, не имеющего отношения к действительности. Были учебники для школ с углубленным изучением предмета. Были экспериментальные учебники.
Выпуск ограниченного набора учебников не был принципиальной политической позицией, а был результатом всеобщего дефицита и убогости плановой экономики. Учебников хронически не хватало, их перепродавали детям из следующего класса, доставали в Москве. Многие учебники печатались на серой бумаге, почти без картинок. Убожество по нынешним временам. Но и таких не доставалось многим школьникам. Я помню, как мои родители буквально «охотились» за учебниками для всего класса по сельским книжным магазинам, потому что магазины в селе снабжались значительно лучше, чем магазины в городе, и там можно было купить то, чего в городе было не достать «днем с огнем»…
Особенность программы той эпохи — это была краткая фиксация СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ в понятиях дидактических единиц. Поэтому программа занимала всего 1-2 странички текста, не содержала ни одного законченного предложения, но притом была понятна всем учителям по предмету.
Учителя постепенно начали понимать, что помимо того, ЧЕМУ УЧИТЬ, т. е. СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, играют определенную роль и условия обучения: наличие средств обучения, МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, т. е. ответ на вопрос КАК УЧИТЬ.
Постепенно, очень постепенно начинала осознаваться важность результатов обучения, желательно, оцениваемых с помощью инструментов педагогических измерений и контроля. А в 1970-е годы оцениванию результатов обучения вообще не придавали никакого значения, даже понятия такого не было!
Выяснилось, что старые программы, в которых отражалось ЧЕМУ УЧИТЬ, соответствовали репродуктивному обучению, или, немного по-другому, знание-ориентированной парадигме обучения. Они были ориентированы на то, что учитель ДАЕТ знания, т. е. приходит в класс и на уроке излагает учебную информацию (как тогда говорили, «материал»), а контроль обученности сводился к тому, что учащиеся должны были ВОСПРОИЗВЕСТИ ты информацию, которую им ДАЛ учитель.
В 2000-х годах случилась крупная реформа образования — переход на профильное обучение. Реформа дала мощный импульс бумаготворчеству в области образовательных программ.
Группа Ямбурга провела масштабное исследование, насколько заинтересованы школьники в обучении и выяснила, что интерес к учебе есть лишь у 9% старшеклассников.
Из этого был сделан вывод, что нужно переходить к профильному обучению — дать детям возможность изучать в увеличенном объеме интересные им предметы и, наоборот, сократить неинтересные предметы, т. е. создать профили — физико-математический, химико-биологический, технологический, гуманитарный и т. д.
Однако, как это часто бывает, авторы реформы не учли особенности нашей страны, которую, как писал поэт, «умом … не понять». Реформа разбилась, как это всегда бывает, о сопротивление и саботаж одних, и чрезмерный энтузиазм и рвение других. Сегодня эти профили существуют во многих школах страны, однако ничего с интересом школьников к обучению они поделать не смогли. Воз и ныне там.
Кондаков и ФГОС
В эти же годы были утверждены федеральные образовательные стандарты, сначала 1-го поколения, а потом и 2-го. Стандарты первого поколения был сборником рекомендованных кратких программ в дидактических единицах. На стандарты 2-го поколения проводился уже всероссийский конкурс, в котором никто не победил, а стандарт разрабатывался в РАО (Российской академии образования) уже как компромисс между разработками, поданными на конкурс.
Нынешнее поколение стандартов, пресловутый ФГОС — это творчество группы под руководством А. М. Кондакова, который до этого 11 лет был генеральным директором издательства «Просвещение», специализирующегося на выпуске школьных учебников», и остается одним из его основных владельцев.
Новые ФГОСы были попыткой еще более радикально изменить российское образование, сделать большинство предметов из навязанно-обязательных элективными (по выбору), а по этим предметам обеспечить разные уровни обучения. Подобная модель реализована во многих американских школах.
Там школьники имеют индивидуальную «траекторию обучения» — индивидуальный план занятий по предметам разного уровня в соответствии с потребностями и способностями, так что на этих занятиях собираются учащиеся разных классов. Но это оказалось для России неприемлемым. Взроптали и педагоги, и родители. Педагоги были недовольны тем, что некие школьники могли теперь избежать занятий по их предмету, а родители — что придется что-то выбирать, думать головой и решать самим, а не полагаться на то, что все решит «начальство».
Поэтому в результате бурного, порой доходящего до рукоприкладства, обсуждения из этих первоначально инновационных ФГОС выбросили все, что могло вызвать недовольство, и оставили в них максимально обтекаемые формулировки, которые должны были устроить всех. Была сделана попытка вообще уйти от фиксации содержания образования в дидактических единицах, а ФГОС прописывал «всего лишь» правила написания и структуру образовательной программы, требования к ней.
Настоящей миной замедленного действия во ФГОС является их «повернутость» на так называемых метапредметных универсальных учебных действиях (УУД).
По замыслу авторов ФГОС метапредметные УУД — это общее интеллектуальное развитие ребенка, его способность и желание самостоятельно учиться, заниматься творчеством. Развивать метапредметные УУД надо на основе системно-деятельностного подхода. Это требует серьезного пересмотра предметной системы школы, интеграции или даже объединения одних предметов, изменения содержания и методов обучения по другим предметам, появления новых предметов… Однако, поскольку никакая из сторон современного образовательного процесса этого глубоко не понимает и в-действительности не хочет ничего кардинально менять, переход на ФГОСы в результате оказался настоящим ящиком Пандоры: новый ФГОС заставил всех без конца писать и переписывать образовательные программы. К этому делу подключились бесчисленные методисты, бизнес, творчески мыслящие педагоги, авторы учебников…
Но, поскольку, в нашей стране существует один-единственный тип школы (по организации учебного процесса), все эти программы принципиально не отличаются друг от друга. В них есть всего лишь некоторые акценты на отдельных темах и вопросах, вариации в композиции, и все!
В целом разнообразие программ — скорее продукт бизнеса, а не педагогической целесообразности, программы фактически эквивалентны.
Вот если бы в России существовало разнообразие типов школ, если бы модель взаимодействия учителя с учеником как-то существенно отличалась в разных школах…
Так хорошо ли, что имеется разнообразие программ?
И все же, разнообразие программ — это хорошо, потому что образование в стране никогда нельзя рассматривать в его данности, в его текущем состоянии в данную минуту. Оно интегрирует в себе различные, иногда противоположные тенденции, непрерывно развивается и содержит противоречивые предпосылки для дальнейшего развития. Может быть, многообразие программ — это шаг к тому, чтобы программ … вообще не стало.
Ведь любая образовательная программа по определению не может быть хорошей, поскольку она является линейной. Она строится на пренебрежении индивидуальными запросами и возможностями учащихся, на не учете внешних по отношению к учебному процессу обстоятельств. А раз программа не учитывает такое множество параметров, она не может быть эффективной.
Существуют методики, в которых предусмотрен блестящий учебный план за все годы обучения, но учебной программы с разбивкой по годам — нет, программы не может существовать. Учебная работа строится на принципе индивидуального подхода учителя к каждому ребенку, к его потребностям, возможностям и запросам, на свободном выборе учащимся предметов и занятий в конкретный день.
Учитель сам выстраивает последовательность и темп освоения предметов и тем для каждого ребенка, и эта последовательность может зависеть… от сезона и погоды, национальных праздников и спортивных событий, выхода на экраны детских фильмов, окружения, в котором находится школа и т. д. По такой методике метапредметные универсальные учебные действия детей развиваются особенно эффективно.
Если быть принципиальным последователем такой системы, совершенно не нужно планировать учебный процесс, разве если только на самый ближайший день-два для каждого конкретного ребенка. Есть предметы, есть полный набор активностей на все время обучения, который зафиксирован у учителя, и которые учитель хорошо знает. И учитель ситуативно решает, какой материал какому ребенку дать, исходя из потребностей его развития, его готовности и желания заниматься и работать с материалом, текущего состояния ребенка и его текущих интересов и увлечений.
Так, ребенок может себя неважно чувствовать в какой-то день или просто отказаться от намеченного занятия, сказать «я сегодня не хочу», и тогда учитель вынужден будет отложить намеченное для ребенка занятие на более подходящий день. А может ребенок быть чем-то увлечен, работой с каким-то другим материалом, другим занятием, и тогда отрывать его от этого занятия нельзя.
А может ребенок откровенно «тупить» во время занятия, постоянно отвлекаться, оказаться не в состоянии пройти урок, что-то сосчитать, демонстрировать усталость. И снова придется прерывать занятие и откладывать его на следующий день. Или даже придется вернуться к предыдущим материалам и занятиям, вернуться даже к другим предметам, если выяснится, что ребенок что-то забыл или не понял, что нужно для намеченной работы. То есть проводить занятия, которые не планировались, но потребовались по логике работы.
А может быть и такое, что наоборот, ребенок все легко осваивает, увлекся и не устает, и нужно к пройденному тут же добавлять новый и новый материал, все новые занятия и упражнения, дальнейшую работу — чтобы развить успех и выйти с ребенком на так называемую большую работу, одну из важных задач методики.
Все это прямо и непосредственно связано с целями образования — помочь в развитии человеческого потенциала каждого ребенка, в формировании его индивидуальности.
Так что, по-хорошему, планировать учебную работу на самом деле вредно и не нужно, следует только придерживаться общих требований, чтобы каждый ребенок получал минимум по одной уроку-активности ежедневно, и минимум один урок по КАЖДОМУ предмету в месяц. Главное — это чтобы учитель постоянно наблюдал ребенка и думал, ЧТО ему предложить из материалов и активностей, что способствовало бы развитию ребенка в каждый данный момент.
Вот так обстоит в теории, но в жизни, как это часто бывает, все обстоит несколько иначе. И сильно иначе.
За годы советской власти мы очень привыкли к плановому хозяйству, даже в образовании, эта привычка засела в мозгу типичного россиянина, и в последнее время она прямо-таки стремится к абсурду, к бесконечности.
У нас в России из-за всеобщего бзика на составлении программ и планов обучения исчезла цель общего образования. Ее нет ни во ФГОС, ни в Законе об образовании. Цели развивать детей, помогать сформироваться их индивидуальности там не предусматривается. Подлинные цели подменило выполнение образовательной программы.
Выполнить программу любой ценой — вот какая теперь цель общего образования. А дети — лишь средство выполнения программы. Закон об образовании и Федеральный государственный стандарт оказываются лишь методическими руководствами по составлению образовательных программ!
Такая национальная «повернутость» на программах делает абсолютно непонятным простому населению страны, как можно работать и учить без таких программ. Программу требуют и родители, и проверяющие инстанции. Но ЗАЧЕМ им она — никто на такой вопрос никогда не ответит.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Источник: pedsovet.org
Образовательная программа что это значит
webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.
Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.
Чем может быть полезен webkonspect.com:
- простота создания и редактирования конспекта (200 вопросов в 3 клика).
- просмотр конспекта без выхода в интернет.
- удобный текстовый редактор позволит Вам форматировать текст, рисовать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
- конструирование одного конспекта совместно с другом, одногрупником.
- webkonspect.com — надёжное место для хранения небольших файлов.
Обзор сайта:
Источник: webkonspect.com
* Образовательная программа – это документ, в котором фиксируется и логически, аргументированно представляется цель учебного процесса, тематический и. — презентация
Презентация на тему: » * Образовательная программа – это документ, в котором фиксируется и логически, аргументированно представляется цель учебного процесса, тематический и.» — Транскрипт:
2 * Образовательная программа – это документ, в котором фиксируется и логически, аргументированно представляется цель учебного процесса, тематический и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения.
3 Образовательная программа — нормативный документ, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата.
4 * Образовательная программа индивидуальный образовательный маршрут учащегося, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, в соответствии со стандартом, гарантированным этой программой.
5 * Образовательная программа — совокупность учебных, досуговых и других программ, отвечающих образовательным потребностям ребёнка, направленных на его самореализацию, достижение им определённого уровня образованности, гармонического развития и адаптации в социальной среде.
6 * Образовательная программа – это тот нормативно-управленческий документ, который вместе с Уставом служит основанием для лицензирования, аккредитации. Образовательная программа школы – это программа совместной деятельности школьной администрации, учителей, учащихся, их родителей.
7 Закон РФ Об образовании Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ( ст. 9, п. 2)
8 Закон РФ Об образовании Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами. ( Пункт 5 ст. 14)
9 * Виды образовательных программ По срокам исполнения краткосрочные (на один учебный год), среднесрочные (на три-пять лет) долгосрочные (на пять-десять лет) По типам образовательных учреждений: программы учреждений дошкольного образования, программы общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и т.п..
11 * Основой создания программы является принцип модульности, то есть образовательная программа представляет собой ряд взаимосвязанных модулей.
12 1. Введение. Пояснительная записка краткая справка об истории образовательного учреждения, характеристика социального заказа на образовательные услуги и его влияние на деятельность образовательного учреждения, уровни реализуемых учреждением общеобразовательных программ, описание «модели» выпускника образовательного учреждения, цели образовательного процесса, основные средства, при помощи которых администрация и педагогический коллектив реализуют образовательную программу.
13 * 2. Учебный план образовательного учреждения и пояснительная записка к нему. * 3. Программно-методическое обеспечение * 4. Контроль и оценка реализации образовательной программы
15 В миссии коллектив учреждения выражает своё понимание организации образования, свой «стиль» и культуру, поэтому форма выражения должна быть ясной, доступной для понимания родителей, детей, тех, кто выбирает для себя образовательное учреждение. МИССИЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА
16 Каждая школа самостоятельно разрабатывает свою образовательную программу, под которой Закон РФ «Об образовании» понимает нормативно- управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса.
Источник: www.myshared.ru
Типовые образцы договоров, документов и других деловых бумаг, своды законов и кодексов, сборник нормативов и стандартов, каталог бизнес-планов и идей, рейтинг банков России
Евросоюз обсудит вопрос снижения потолка цен на газ
Представители стран-членов ЕС обсудят вопрос снижения предполагаемого лимита цен на газ. Об этом пишет Bloomberg со ссылкой на заявление министра экономики и энергетики ФРГ Роберта Хабека. Так, председательствующая в Совете ЕС Чехия предложила.
В США заявили о возможном привлечении Трампа к уголовной ответственности
Конгрессмен Адам Шифф заявил о наличии оснований для привлечения бывшего президента США Дональда Трампа к уголовной ответственности. «Смотря на это как бывший прокурор, я думаю, что налицо достаточно оснований для предъявления обвинений.
Путин подписал закон о продлении заморозки накопительной пенсии
Президент РФ Владимир Путин подписал 21 декабря закон о продлении заморозки накопительной части пенсии. Документ опубликован на официальном портале правовой информации. Ранее закон одобрили Государственная дума (8 декабря) и Совет Федерации (15.
Маск устроил в Twitter опрос о необходимости покинуть пост главы компании
Американский предприниматель Илон Маск устроил в Twitter опрос, поинтересовавшись у пользователей, должен ли он покинуть пост руководителя компании. Маск обещал руководствоваться в своем решении результатами опроса. Он заявил в Twitter (соцсеть.
ЕС ввел санкции против Чуйченко и всех судей КС
Всего под санкции попали восемь министров, семь губернаторов и все российские вооруженные силы.
5 бесплатных кредиток для неработающих пенсионеров
Может ли пенсионер получить кредитную карту и какие банки выдают кредитки неработающим пенсионерам? Выбрали пять бесплатных карт для заемщиков в возрасте до 75 лет. Кредитная карта может пригодиться, когда нужно расплатиться за дорогостоящую.
Архив новостей
« | Декабрь, 2022 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Источник: www.doclist.ru