Прежде чем назвать распространённые формы музыкальных произведений, определимся, что же такое есть форма в музыке? Форма – это то, что имеет отношение к конструкции произведения, к принципам его строения, к последовательности проведения в нём музыкального материала.
Форма музыкантами понимается двояко. С одной стороны, форма представляет собой схему расположения всех частей музыкальной композиции по порядку. С другой стороны, форма – не только схема, но ещё и процесс становления и развития в произведении тех выразительных средств, которыми создаётся художественный образ данного произведения. Что это за выразительные средства?
Мелодия, гармония, ритм, тембр, регистр и так далее. Обоснование такого двойного понимания сущности музыкальной формы – заслуга российского учёного, академика и композитора Бориса Асафьева.
Формы музыкальных произведений
Самые мелкие структурные единицы почти любого музыкального произведения – это мотив, фраза и предложение. А сейчас попробуем назвать основные формы музыкальных произведений и дать им краткие характеристики.
Композиция — основы музыкальной композиции за 15 минут (обучающий фильм)
Период – это одна из простых форм, которая представляет собой изложение законченной музыкальной мысли. Встречается часто, как в инструментальной, так и в вокальной музыке.
Норма продолжительности для периода – два музыкальных предложения, которые занимают 8 или 16 тактов (квадратные периоды), на практике встречаются периоды, как длиннее, так и короче. Период имеет несколько разновидностей, в числе которых особое место занимают так называемые «период типа развёртывания» и «сложный период».
Простые двух и трёхчастные формы – это формы, в которых первая часть, как правило, пишется в форме периода, а остальные не перерастают её (то есть для них норма – или тоже период или предложение).
Середина (средняя часть) трехчастной формы может быть контрастной по отношению к крайним частям (показ контрастного образа – это уже очень серьёзный художественный приём), а может и развивать, разрабатывать то, что было сказано в первой части. В третьей части трёхчастной формы возможно повторение музыкального материала первой части – такая форма называется репризной (реприза – это и есть повторение).
Куплетные и запевно-припевные формы – это формы, которые имеют прямое отношение к вокальной музыке и их строение часто бывает связано с особенностями стихотворных текстов, которые лежат в основе песни.
Куплетная форма основана на повторении одной и той же музыки (например, периода), но каждый раз с новым текстом. В запевно-припевной форме – два элемента: первый – запев (в неё может меняться и мелодия и текст), второй – припев (как правило, в нём сохраняется и мелодия, и текст).
Сложные двухчастные и сложные трёхчастные формы – это формы, которые сложены из двух или трёх простых форм (например – простая 3-хчастная + период + простая 3-хчастная). Сложные двухчастные формы чаще встречаются в вокальной музыке (например, в таких формах пишутся некоторые оперные арии), а сложные трёхчастные – напротив, более характерны для инструментальной музыки (это излюбленная форма для менуэта и других танцев).
Сложная трёхчастная форма, как и простая такая же, может содержать в себе репризу, а в средней части – новый материал (чаще всего именно так и случается), причём средняя часть в такой форме бывает двух типов: «типа трио» (если она представляет собой какую-нибудь стройную простую форму) или «типа эпизода» (если в средней части – свободные построения, не подчиняющиеся ни периодической, ни какой-либо из простых форм).
Вариационная форма – это форма, построенная на повторении исходной темы с её преобразованием, причём этих повторений должно быть не менее двух, для того чтобы возникшую форму музыкального произведения можно было отнести к вариационной. Вариационная форма встречается во многих инструментальных сочинениях композиторов классической музыки, да и не менее чаще в композициях современных авторов.
Вариации бывают разными. Например, существует такой вид вариаций, как вариации на остинатную (то есть неизменяемую, удерживаемую) тему в мелодии или басу (так называемые soprano-ostinato и basso-ostinato). Есть вариации фигурационные, в которых при каждом новом проведении тема расцвечивается различными украшениями и прогрессивно дробится, показывая свои скрытые стороны.
Есть и ещё один вид вариаций – характерные вариации, в которых каждое новое проведение темы происходит в новом жанре. Иногда эти переходы к новым жанрам сильно трансформируют тему – вы только представьте, тема может прозвучать в одном и том же произведении и как траурный марш, и как лирический ноктюрн, и как восторженный гимн. Кстати, кое-что о жанрах можно прочитать в статье «Основные музыкальные жанры».
В качестве музыкального примера вариаций предлагаем вам познакомиться с очень известным произведением великого Бетховена.
Л. ван Бетховен, 32 вариации до минор
Рондо – ещё одна широко распространённая форма музыкальных произведений. Вы, наверное, знаете, что в переводе на русский язык с французского слово «рондо» означает «круг». Это не случайно. Когда-то дано рондо было групповым хороводным танцем, в котором общее веселье чередовалось с танцами отдельных солистов – в такие моменты они выходили в середину круга и показывали своё мастерство.
Вот и по музыкальной части рондо складывается из частей, которые постоянно повторяются (общие – их называют рефренами) и индивидуализированными эпизодами, которые звучат между рефренами. Чтобы форма рондо состоялась, рефрен должно провести не менее трёх раз.
Сонатная форма , вот мы и до тебя добрались! Сонатная форма или, как её ещё иногда называют, форма сонатного аллегро – одна из самых совершенных и сложных форм музыкальных произведений.
В основу сонатной формы полагаются две основные темы – одну из них называют «главной» (ту, которая звучит первой), вторую – «побочной». Эти названия означают, что одна из тем проходит в главной тональности, а вторая – в побочной (доминантовой, например, или параллельной). Вместе эти темы проходят различные испытания в разработке, а затем в репризе обычно и та, и другая звучат в одной и той же тональности.
Сонатная форма состоит из трёх основных разделов:
- экспозиция (представление на суд публики первой, второй и других тем);
- разработка (этап, на котором происходит интенсивное развитие);
- реприза (здесь темы, проведённые в экспозиции, повторяются, одновременно происходит и их сближение).
Сонатная форма настолько полюбилась композиторам, что на её основе они создали ещё целый ряд форм, отличающихся от основной модели различными параметрами. Например, можно назвать такие разновидности сонатной формы, как рондо-соната (смешение сонатной формы с рондо), соната без разработки, соната с эпизодом вместо разработки (помните, что говорили про эпизод в трёхчастной сложной форме? Здесь эпизодом может стать любая форма – частенько это вариации), концертная форма (с двойной экспозицией – у солиста и у оркестра, с виртуозной каденцией солиста в конце разработки перед началом репризы), сонатина (маленькая соната), симфоническая поэма (огромнейшее полотно).
Фуга – это форма, некогда царицей всех форм. В своё время фугу считали самой совершенной музыкальной формой, и до сих пор к фугам у музыкантов отношение особенное.
Фуга строится на одной теме, которая затем многократно поочерёдно повторяется в неизменном виде в разных голосах (у разных инструментов). Начинается фуга, как правило, одноголосно и сразу с проведения темы. Тут же этой теме отвечает другой голос, а то, что звучит во время этого ответа у первого инструмента, называют противосложением.
Пока тема гуляет по разным голосам, продолжается экспозиционный раздел фуги, но, как только тема прошла в каждом голосе, начинается разработка, в которой тема может проводиться не полностью, сжиматься и, наоборот, расширяться. Да чего только в разработке не происходит… В конце фуги восстанавливается главная тональность – этот раздел называют репризой фуги.
На этом можно уже и остановиться. Почти все основные формы музыкальных произведений нами названы. Следует иметь в виду, что более сложные формы могут содержать в себе несколько простых – научитесь их обнаруживать. А ещё нередко и простые, и сложные формы объединяются в различные циклы – например, образуют вместе сюиту или сонатно-симфонический цикл.
Источник: music-education.ru
Туризм и путешествия
- ЧП и катастрофы
Новости Пхукета: российский турист умер после падения с 6-этажного местного храма
Мотивы поступка неясны VkontakteTwitterWhatsappСкопировать ссылку Тайским спасателям не удалось помочь российскому туристу на острове Пхукет, который сегодня забрался на крышу… Подробнее »
Во Внуково из переноски сбежал кот по имени Котик
Хозяева питомца обратились в полицию и согражданам за помощью VkontakteTwitterWhatsappСкопировать ссылку Во Внуково третий день ищут сбежавшего из переноски кота… Подробнее »
Отели в Египте с лагунами и сетками от акул: безопаснее ли они для отдыха
Специалисты турагентств привели примеры VkontakteTwitterWhatsappСкопировать ссылку После новости о гибели россиянина из-за нападения акулы в Египте туристы и турагенты делятся местами… Подробнее »
Сколько стоит билет из Москвы в Калининград
Средняя цена перелета до середины августа – около 11 тысяч рублей в один конец VkontakteTwitterWhatsappСкопировать ссылку После того как в… Подробнее »
В отеле «Аквалоо» в Сочи несколько детей пострадали от сильной аллергии после купания в бассейне
Родители хотят, чтобы были приняты меры VkontakteTwitterWhatsappСкопировать ссылку После купания в бассейне сочинского отеля «Аквалоо» 3* сразу несколько детей пострадали… Подробнее »
Новости Таиланда: туристам советуют носить с собой паспортные данные из-за массовых рейдов полиции
Отдыхающим советуют ходить с паспортом VkontakteTwitterWhatsappСкопировать ссылку Иммиграционная служба Таиланда пообещала очистить страну от всех нарушителей визового режима в течение… Подробнее »
Евгений Пригожин замечен в Минске в отеле Green City
Туристы хвалят Green City 3* за удачное расположение VkontakteTwitterWhatsappСкопировать ссылку Евгений Пригожин был замечен в отеле Green City в Минске,… Подробнее »
Сколько стоят билеты в Сочи и Анапу
Исторические аммендорфы прошли модернизацию VkontakteTwitterWhatsappСкопировать ссылку Чтобы сократить дефицит билетов на южные курорты, РЖД пришлось задействовать все имеющиеся вагоны, в… Подробнее »
Певица Виктория Дайнеко пожаловалась на отель Азимут в Якутске: в номер проник посторонний человек
Гастроли в Якутске обернулись скандалом VkontakteTwitterWhatsappСкопировать ссылку Певица Виктория Дайнеко пожаловалась, что в якутском отеле «Азимут» кто-то пил пиво в… Подробнее »
Лучшие отели Турции 4–5 звезд: российские туристы ищут способы сэкономить
Вырос спрос на бюджетные городские гостиницы VkontakteTwitterWhatsappСкопировать ссылку В связи с резким подорожанием отдыха в Турции и ослаблением рубля во… Подробнее »
Туристка из России попала в больницу на Бали и не может вернуться в РФ
Врачи отказываются давать разрешение на перелет VkontakteTwitterWhatsappСкопировать ссылку Москвичка Дарья отправилась отдыхать в Индонезию, на остров Бали, где неудачно упала… Подробнее »
В Москве введен режим контртеррористической операции, аэропорты столицы работают штатно
Дайджест новостей к этому часу VkontakteTwitterWhatsappСкопировать ссылку Сегодня, 24 июня, в Москве, Московской и Воронежской областях введен режим контртеррористической операции… Подробнее »
В отеле «Аквалоо» в Сочи несколько детей пострадали от сильной аллергии после купания в бассейне
Родители хотят, чтобы были приняты меры VkontakteTwitterWhatsappСкопировать ссылку После купания в бассейне сочинского отеля «Аквалоо» 3* сразу несколько детей пострадали… Подробнее »
Росавиация дала пояснения по выданным допускам на международные рейсы
Ведомство дало разъяснения к опубликованному документу VkontakteTwitterWhatsappСкопировать ссылку Федеральное агентство воздушного транспорта выдало авиакомпаниям допуски на рейсы в Грузию из… Подробнее »
Лучшие отели Турции 4–5 звезд: российские туристы ищут способы сэкономить
Вырос спрос на бюджетные городские гостиницы VkontakteTwitterWhatsappСкопировать ссылку В связи с резким подорожанием отдыха в Турции и ослаблением рубля во… Подробнее »
Новости туризма: на вьетнамском острове Фукуок для туристов запустили общественный транспорт
Проезд сделали бесплатным до конца года VkontakteTwitterWhatsappСкопировать ссылку На вьетнамском острове Фукуок начал работать общественный транспорт. Открыты два автобусных маршрута,… Подробнее »
Источник: otvetiq.com
Строение музыкальных произведений
Под «формой» в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям.
Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей формальной структуре, своего рода плану, схеме, которая служит ему основой для проявлений творческой фантазии и мастерства.
Понятие формы в музыке многозначно. Одни предпочитают употреблять этот термин только по отношению к структуре произведения.
Другие относят его к разным жанровым обозначениям, которые могут:
а) указывать на общий характер музыки (например, ноктюрн);
б) предполагать особую технику композиции (например, мотет или фуга);
в) основываться на ритмической модели или темпе (менуэт);
г) включать в себя внемузыкальные значения или термины (например, симфоническая поэма);
д) указывать на манеру исполнения (концерт) или число исполнителей (квартет);
е) быть связаны с конкретной исторической эпохой и ее вкусами (вальс), а также с национальным колоритом (полонез).
В действительности, несмотря на обилие таких определений, существует всего несколько основополагающих формальных структур, и если композитор останавливается на том или ином жанровом обозначении, это еще не означает, что он привязан к какому-то определенному структурному типу.
Музыкальная энциклопедия дает следующее определение понятия «Музыкальная форма»:
Музыка́льная фо́рма (от лат. forma — вид; образ; красота; лат. слово происходит от др.-греч. μορφή вид, очертания; внешность; красота) — многозначный музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения.
Термин имеет три значения:
1) тип композиции (сонатная форма, вариации, рондо, бар и др.).
Форма-тип определяется рассмотрением музыкальной конструкции в статике (схема последования разделов, которую описывают последовательностью латинских букв, например, ABA, ABACA и т.п.) и динамике (реализация схемы в музыке, «развёртывание» схемы во времени);
2) воплощение музыкального содержания, под которым понимается целостная организация музыкального артефакта (пьесы) как совокупности мелодики (мотивов, фраз, мелодических формул и др.), гармонии, метра и ритма, склада и фактуры, вербального текста (стихотворного, молитвословного, прозаического), тембров и кластеров и др.;
3) учебная дисциплина, занятая изучением формы (в первом значении).
Строение музыкальных произведений
По строению музыкальные произведения принято относить к различным музыкальным формам (например, сонатная форма, вариационная форма и т. д.).
Всякий музыкальный материал, построенный согласно определённым принципам в законченное целое, обретает свою форму — музыкальную форму.
Существует множество классификаций форм музыкальных произведений. В самом общем случае для категоризации используют технику музыкального письма: выявленное при анализе произведения преобладание той или иной техники позволяет относить работу к той или иной форме.
Выделяют формы монодические (мелодия без аккомпанемента), формы полифонические (многоголосые контрапунктические), формы гомофонные (гармонические).
Прослеживается связь между разделением на формы и различием в истоках их происхождения. Так, если истоками монодических форм служили распевания тех или иных текстов, то в основе развития гомофонных форм лежало развитие инструментальной музыки. Для гомофонных форм весьма часто сохранились названия, пришедшие от ранних форм, например, рондо, соната.
На более высоком уровне восприятия музыки форма становится носителем не только технических характеристик произведения. С точки зрения композитора, создающего музыку по определённому замыслу, или теоретика, способного охватить взглядом всю широту музыкального поля и подвергнуть его анализу, форма получает возможность включить в себя и эстетические характеристики. Показательно с этой точки зрения разделение на «форму музыки» и «форму в музыке».
Жанры, направления, стили
Музыкальные произведения можно условно разделить по жанрам, направлениям и стилям. Критериями подобного разделения могут служить ритм, используемые инструменты, приёмы и другие параметры.
Стиль тесно связан с характером музыкального произведения, то есть с тем, как произведение воспринимается слушателем, какое создаёт у него впечатление. В связи с этим принадлежность к стилю требует рассмотреть музыкальное произведение целиком. Оценивается и непосредственно материал произведения — гармонический, мелодический, полифонический, ритмический. Оценивается и та форма, в которую этот материал воплощён. Также в понятие стиля включается и инструментовка, то есть непосредственно оценка музыкальных инструментов, использующиеся для воспроизведения, так как выбор тех или иных инструментов также способен сильно повлиять на восприятие.
Одно из распространённых делений на стили — по композиторам и по эпохам. Например, свойственный Баху гармонический, мелодический, полифонический, ритмический материал позволяет выделять «стиль Баха», поскольку имеется возможность отметить его несомненное отличие от материала других композиторов. Аналогично та или иная эпоха, обладая заметными чертами в музыке, позволяет вводить понятия о стиле данной эпохи (например, музыкальный стиль XVIII (18) века и т. п.). Весьма важным для определения стиля является характер музыкального письма.
Структура произведения
Произведение состоит из отдельных мотивов, которые объединяются в музыкальные фразы — маленькие целостные музыкальные фрагменты.
Музыкальные фразы объединяются в периоды.
Периоды, звучащие сходным образом, объединяются в части. Фрагменты (фразы, периоды, части) музыкального произведения обозначаются латинскими буквами: A, B, C и т. д.
Различные сочетания фрагментов образуют различные музыкальные формы.
Так, распространённая форма в классической музыке — ABA (песенная форма), означает, что изначальная часть A исчезает, когда её сменяет часть B, и повторяется в конце произведения.
В музыке существует сложное структурирование: мотив (мельчайший элемент музыкальной формы; один акцент 1—2 такта), фраза (обычно имеет 2 акцента; 2—4 такта), предложение (наименьшая часть мелодии, завершенная каким-либо кадансом; 4—8 тактов), период (законченная музыкальная мысль; 8—16 тактов; 2 предложения).
Типы музыкальных форм
Разные способы развития и сопоставления элементов мелодии привели к образованию различных типов музыкальных форм:
Одночастная форма (A) — наиболее примитивная форма. Мелодия может повторяться с незначительными изменениями (форма AA1A2…). Примеры: частушки.
Двухчастная форма (AB) — состоит из двух контрастных фрагментов — аргумента и контраргумента (например, пьеса «Шарманщик поет» из «Детского альбома» П. И. Чайковского). Однако если фрагменты не контрастны, то есть второй фрагмент построен на материале первого, то двухчастная форма превращается в вариацию одночастной. Тем не менее, подобные произведения (например, пьеса «Воспоминание» из «Альбома для юношества» Р. Шумана) иногда относят к двухчастным.
Трёхчастная форма (ABA) — её называют также песенной или тернарной. Различаются 2 вида трёхчастной формы — простая и сложная; в простой каждый раздел является периодом, средний может быть и коротким переходом; в сложной — каждый раздел представляет собой, как правило, двухчастную или простую трёхчастную форму.
Концентрическая форма — концентрическая форма состоит из трёх и более частей, повторяющихся после центральной в обратном порядке, к примеру: А В С В А.
Классические формы
Соната или Сонатная форма — это форма, в экспозиции (1 часть) которой проводятся две контрастные темы в разных тональностях (главная партия и побочная), которые повторяются в репризе (3 часть) в ином тональном соотношении — тонально сближаясь (чаще всего, обе в тональности главной темы). Срединный раздел (2 часть) представляет собой в типичном случае «Разработку», то есть тонально неустойчивую часть, где происходит развитие предыдущих интонаций. Сонатная форма выделяется среди всех остальных форм: единственная форма, которая не получила развития в танцевальных и вокальных жанрах.
Рондо — свобода, свойственная сонатной форме, расширяется в рондо. Её форма представляет собой конструкцию ABACADAEAF… То есть совершенно разные фрагменты, тональности и размеры связываются начальной темой A.
Рондо-соната — смешанная форма, имеющая черты рондо и сонатной формы. Форма состоит из трёх основных разделов, в которой по принципу рондо строятся крайние разделы (оба или один из них), а средний представляет собой разработку, заимствованную от сонатной формы.
Вариации — одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века). Состоит из темы и не менее двух изменённых воспроизведений. Однократная вариация темы, например, варьированной репризы в сонатной форме, не позволяет отнести его к вариационной форме.
Симфония — произведение, объединяющее несколько разных музыкальных форм, обычно в оркестровом исполнении. Как правило, состоит из четырёх частей (но не обязательно, главная идея симфонии — сочетание разных музыкальных форм):
1. Соната аллегро (быстрая соната).
2. Медленная часть.
3. Менуэт (короткое величественное танцевальное произведение в
4. Сочетание сонаты и рондо, которое является тематическим
повторением первой части.
Циклические формы
Крупные произведения, состоящие из отдельных частей, объединенных общим замыслом, относятся к циклическим формам. Части циклических произведений строятся в какой-либо из вышеуказанных форм.
· Сюита
· Сонатно-симфонический цикл
· Концерт — произведение для солирующего инструмента с оркестром.
Другие формы
· Дуэт — музыкальное сочинение для двух инструментов или двух голосов с инструментальным сопровождением.
· Этюд — краткое произведение, построенное на определённом техническом аспекте, таком как, например, гаммы, и предназначенное для упражнений в исполнительском мастерстве.
· Фантазия — свободная форма.
· Песенная форма — обозначение двух- и трёхчастных форм небольшого и среднего масштаба. Теория песенных форм создана в Германии А. Б. Марксом и развита в России Ю. Н. Холоповым.
· Текстомузыкальная форма — тип музыкальной формы, специфика которой определяется строением вербального (молитвословного, поэтического, прозаического) текста.
· Строфическая форма — разновидность текстомузыкальной песенной формы, в основе которой лежит поэтическая строфа (например, в старинной французской шансон).
Музыкальная форма
Под «формой» в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям.
Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей формальной структуре, своего рода плану, схеме, которая служит ему основой для проявлений творческой фантазии и мастерства.
Понятие формы в музыке многозначно. Одни предпочитают употреблять этот термин только по отношению к структуре произведения.
Другие относят его к разным жанровым обозначениям, которые могут:
а) указывать на общий характер музыки (например, ноктюрн);
б) предполагать особую технику композиции (например, мотет или фуга);
в) основываться на ритмической модели или темпе (менуэт);
г) включать в себя внемузыкальные значения или термины (например, симфоническая поэма);
д) указывать на манеру исполнения (концерт) или число исполнителей (квартет);
е) быть связаны с конкретной исторической эпохой и ее вкусами (вальс), а также с национальным колоритом (полонез).
В действительности, несмотря на обилие таких определений, существует всего несколько основополагающих формальных структур, и если композитор останавливается на том или ином жанровом обозначении, это еще не означает, что он привязан к какому-то определенному структурному типу.
Музыкальная энциклопедия дает следующее определение понятия «Музыкальная форма»:
Музыка́льная фо́рма (от лат. forma — вид; образ; красота; лат. слово происходит от др.-греч. μορφή вид, очертания; внешность; красота) — многозначный музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения.
Термин имеет три значения:
1) тип композиции (сонатная форма, вариации, рондо, бар и др.).
Форма-тип определяется рассмотрением музыкальной конструкции в статике (схема последования разделов, которую описывают последовательностью латинских букв, например, ABA, ABACA и т.п.) и динамике (реализация схемы в музыке, «развёртывание» схемы во времени);
2) воплощение музыкального содержания, под которым понимается целостная организация музыкального артефакта (пьесы) как совокупности мелодики (мотивов, фраз, мелодических формул и др.), гармонии, метра и ритма, склада и фактуры, вербального текста (стихотворного, молитвословного, прозаического), тембров и кластеров и др.;
3) учебная дисциплина, занятая изучением формы (в первом значении).
Строение музыкальных произведений
По строению музыкальные произведения принято относить к различным музыкальным формам (например, сонатная форма, вариационная форма и т. д.).
Всякий музыкальный материал, построенный согласно определённым принципам в законченное целое, обретает свою форму — музыкальную форму.
Существует множество классификаций форм музыкальных произведений. В самом общем случае для категоризации используют технику музыкального письма: выявленное при анализе произведения преобладание той или иной техники позволяет относить работу к той или иной форме.
Выделяют формы монодические (мелодия без аккомпанемента), формы полифонические (многоголосые контрапунктические), формы гомофонные (гармонические).
Прослеживается связь между разделением на формы и различием в истоках их происхождения. Так, если истоками монодических форм служили распевания тех или иных текстов, то в основе развития гомофонных форм лежало развитие инструментальной музыки. Для гомофонных форм весьма часто сохранились названия, пришедшие от ранних форм, например, рондо, соната.
На более высоком уровне восприятия музыки форма становится носителем не только технических характеристик произведения. С точки зрения композитора, создающего музыку по определённому замыслу, или теоретика, способного охватить взглядом всю широту музыкального поля и подвергнуть его анализу, форма получает возможность включить в себя и эстетические характеристики. Показательно с этой точки зрения разделение на «форму музыки» и «форму в музыке».
Жанры, направления, стили
Музыкальные произведения можно условно разделить по жанрам, направлениям и стилям. Критериями подобного разделения могут служить ритм, используемые инструменты, приёмы и другие параметры.
Стиль тесно связан с характером музыкального произведения, то есть с тем, как произведение воспринимается слушателем, какое создаёт у него впечатление. В связи с этим принадлежность к стилю требует рассмотреть музыкальное произведение целиком. Оценивается и непосредственно материал произведения — гармонический, мелодический, полифонический, ритмический. Оценивается и та форма, в которую этот материал воплощён. Также в понятие стиля включается и инструментовка, то есть непосредственно оценка музыкальных инструментов, использующиеся для воспроизведения, так как выбор тех или иных инструментов также способен сильно повлиять на восприятие.
Одно из распространённых делений на стили — по композиторам и по эпохам. Например, свойственный Баху гармонический, мелодический, полифонический, ритмический материал позволяет выделять «стиль Баха», поскольку имеется возможность отметить его несомненное отличие от материала других композиторов. Аналогично та или иная эпоха, обладая заметными чертами в музыке, позволяет вводить понятия о стиле данной эпохи (например, музыкальный стиль XVIII (18) века и т. п.). Весьма важным для определения стиля является характер музыкального письма.
Источник: cyberpedia.su