Областные целевые программы что это такое

АНАЛИЗ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Важной составляющей расходной части бюджета любого уровня являются целевые программы, утвержденные и принятые к финансированию на основании федеральных, региональных или местных нормативных актов.

Целевая программа представляет собой комплексный документ, целью которого является решение приоритетной на данный период задачи. В зависимости от сложности задач, финансовых и организационно-технических возможностей программы принимаются на срок от 2 до 5-8 лет. Как правило, на 3-5 лет.

Программно-целевой метод планирования расходов способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию средств как для решения наиболее острых проблем государства, региона, муниципального образования, так и является инструментом выравнивания экономического развития отдельных территорий.

Целевые программы подразделяются на программы развития отраслей, программы развития регионов, программы решения социально-экономических проблем. Программы могут включать самостоятельные подпрограммы, направленные на решение более локальных задач. Вопросы формирования, утверждения, реализации и контроля исполнения целевых программ определяются соответствующими законодательными и нормативными актами.

#2Просто про регіональні Стратегії розвитку!

1. Нормативные основы в области целевых программ

Основным правовым актом Псковской области, регулирующим вопросы формирования и реализации целевых программ, является Закон Псковской области от 6 марта 2003 г. № 72-оз «Об областных целевых программах Псковской области».

Закон детально разграничивает компетенцию законодательного и исполнительного органов государственной власти области по этому предмету. Ведущая роль принадлежит администрации области, поскольку за ней закреплены права отбора проблем и принятие решения о разработке программ, утверждение заказчика и порядка разработки и реализации программ, осуществление реализации и организация контроля за исполнением.

Для НКО, желающих участвовать в реализации целевых программ, важно поддерживать рабочие контакты с подразделениями Администрации области – управлениями, комитетами, поскольку именно они определяются в качестве заказчика конкретной целевой программы. Предлагая конкретные меры и мероприятия, направленные на решение задач программы у НКО появляются возможности принять участие в выполнении программы.

Другим законодательным актом является закон об областном бюджете на очередной финансовый год. Именно в этом документе определяется объем финансирования по каждой программе. Кроме того, принимаются исполнительно-распорядительные акты, связанные с реализацией целевых программ. Прежде всего, это распоряжения администрации о назначении заказчика по программе и порядке организации исполнения программы. Отдельные нормы, связанные с реализацией целевых программ включаются, например, в распоряжения Администрации области «О мерах по реализации Закона Псковской области «Об областном бюджете» на очередной год, где содержатся поручения отдельным главным распорядителям кредитов в части реализации положений той или иной целевой программы.

Как выполняются целевые программы в Курской области

2. Общая характеристика содержания целевых программ и организации их выполнения

Любая целевая программа, в соответствии с законом должна содержать необходимый набор разделов. Прежде всего, это паспорт программы, в котором в сжатом виде изложены основные её показатели. Затем технико-экономическое обоснование необходимости утверждения программы и целесообразности ее финансирования за счет средств областного бюджета.

В следующем разделе должны быть изложены цели и ожидаемые от реализации результаты, выраженные в соответствующих величинах.

Ключевым элементом является объем финансирования программы с распределением по мероприятиям, срокам, источникам финансирования. При возможности отражаются другие, внебюджетные источники финансирования. Также в программе должны быть отражены вопросы согласования с органами федеральной власти, если в программе предусмотрено использование средств федерального бюджета.

Инициаторами разработки программ могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные предприятия и учреждения. Следует отметить, что в вопросах формирования программ ведущая роль принадлежит Администрации области, поскольку на нее законом возложены функции отбора проблем и принятие решения о разработке программ.

После того, как Администрацией области принято решение о необходимости разработки программы, утверждается заказчик областной программы, на которого и возлагается разработка проекта, проведение необходимых согласований с заинтересованными отраслевыми подразделениями и финансовым управлением. Программа обсуждается в Администрации области, при необходимости, дорабатывается и вносится для рассмотрения и утверждения в законодательный орган Псковской области – областное Собрание депутатов. После утверждения Постановлением областного Собрания программа получает законный статус и подлежит реализации в установленные сроки органами и организациями, на которые возложены функции исполнения.

В ходе исполнения программ могут возникать необходимости внесения изменений в программу по срокам реализации, объемам финансирования и мероприятиям. Подготовка поправок осуществляется по схеме подготовки самой программы. Включая соответствующие согласования.

3. Анализ планирования финансового обеспечения целевых программ социальной направленности

Учитывая тот факт, что программы принимались на разные сроки, а также их отличие по начальным периодам, в целях обеспечения сопоставимости будут рассматриваться запланированные объемы средств в целевых программах и расходы, предусмотренные в законе о бюджете на соответствующий год. В основном анализу будут подвергнуты данные по 2002 и 2003 годам. По отдельным программам будут приведены объемы планируемого финансирования в 2004 г. Вопросы фактического финансирования по итогам исполнения бюджета будут рассмотрены в другом разделе.

Проведенный анализ показателей финансирования заложенных в программах при их утверждении и сумм, определенных в законе о бюджете на очередной год показал, что в абсолютном большинстве случаев бюджетные ассигнования по программам отличаются весьма существенно (приложение 1).

Так, по программе «Санитарно-эпидемиологическое благополучие Псковской области» всего предусмотрено на период с 2000 по 2004 годы 5596 тыс. руб. В том числе на 2001, 2002 и 2003 гг. программой предусматривалось 1342, 1371 и 1331 тыс. руб. соответственно. В законах об областных бюджетах на эти годы финансирование программы определено соответственно 400, 270 и 270 тыс. руб. – 30 и 20% от потребности.

Аналогичные соотношения по программе «Молодежь Псковщины». Программой определены объемы финансирования на 2002 и 2003 г.г. по 600 тыс. руб. В бюджетах соответственно 200 и 280 тыс. руб.

Еще более существенно отличаются показатели по программе «Содействия занятости населения» — бюджетом на 2002 и 2003 годы были определены суммы 270 и 300 тыс. руб. соответственно, тогда как в программе 2,8 и 3.8 млн. руб. Еще более низкая обеспеченность наблюдается по программе «Социальная поддержка инвалидов» — из заявленных в программе на 2002 и 2003 годы 14,1 и 14,6 млн. рублей в бюджетах запланировано соответственно 340 и 400 тыс. руб., т.е. всего около 3%.

Несколько иная картина наблюдается по объемам финансирования программы «Организации детского отдыха». Бюджетом предусмотрено на 2002 и 2003 г.г. 3300 и 8000 тыс. руб. Хотя это также составляет 12 и 28,5 % от потребностей программы. Рост в 2,3 раза в 2003 г. отражает изменения в приоритетах.

Более полное финансирование наблюдается по программе «Усиление борьбы с преступностью». Если в 2002 г бюджетом предусматривалось выделить 6 млн. рублей или 26% от предусмотренных программой, то в 2003 г. объем финансирования достиг 64% от сумм, определенных по программе.

Попытка получения объяснений о столь существенных отличиях привела к выявлению нескольких причин. Во-первых, так сложились приоритеты у исполнительной и законодательной власти. Во-вторых, ряд программ принимались в первую очередь с учетом возможности получения средств из федерального бюджета по аналогичной программе.

Причем одним из условий федерального центра для выделения средств являлось наличие аналогичной программы у субъекта. В условиях, когда бюджетных средств не хватит на обеспечение всех программ, по субъекту закладывалась минимальная сумма, но за счет получения средств из федерального бюджета решение проблемы как-то продвигалось. На примере программы «Молодежь Псковщины» это будет показано ниже.

С целью изучения структуры расходов была предпринята попытка рассмотрения экономической и функциональной составляющих программ. Определенные сложности для проведения этого анализа были связаны с тем, что наблюдаются изменения форм приложений, содержащих перечни целевых программ, принятых на очередной год. Так, например, приложение 4 к Закону Псковской области «Об областном бюджете на 2002 год» представляло собой таблицу, содержащую наименования программ и планируемые суммы. Фрагмент этого приложения приводится ниже (таблица 1).

Как свидетельствуют данные таблицы, закон определяет только объемы финансирования на год и не содержит мероприятий, на которые будут направляться бюджетные средства. Решение этого вопроса отводилось исполнителю программы. Совершенно очевидно, что прозрачность использования средств невелика.

Перечень областных целевых программ Псковской области, финансируемых из областного бюджета в 2002 году (фрагмент)

Читайте также:
Программа msvcp100 dll что это за ошибка как исправить
№ п/п Наименование программ Сумма, тыс. руб.
1 Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2001-2002г. 330
2 Социальная поддержка инвалидов Псковской области на 2001-2005 г. 340
3 Об организации детского отдыха и оздоровления в Псковской области на 2001-2003 г. 9488
4 Молодежь Псковщины (2001-2003 годы) 200
5 Одаренные дети (2001-2003 годы) 270
6 Дети – сироты (2001-2003) 670

Видимо с учетом и этого фактора при формировании Закона «Об областном бюджете на 2003 г.» был применен иной подход, согласно которому приложение о финансировании целевых программ было оформлено в соответствии с функциональной классификацией бюджетных расходов. С указанием не только объемов средств, выделяемых на финансирование программ, но и перечень мероприятий подлежащих финансированию. Фрагмент приложения приводится в таблице 2. Совершенно очевидно, что предложенная в бюджете 2003 года схема обеспечивает более высокую степень прозрачности, позволяет оценить предлагаемые к финансированию меры и мероприятия.

Рассмотрим использование бюджетных средств на примере еще двух целевых программ социальной направленности – «Развитие физической культуры и спорта Псковской области на 2003-2005 г.» и «Дети – сироты. На 2003-2005 г.» Обе эти программы приняты к исполнению с 2003 года и поэтому еще как бы не имеют «кредитной истории». Финансирование первой программы осуществляется в рамках развития спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва.

На финансирование этой программы в 2003 г. запланировано 1 млн. рублей. Распределение средств осуществлено следующим образом: 170 тыс. рублей на развитие лыжных гонок (приобретение 6 снегоходов и спортинвентаря – лыжи, палки, ботинки мази и т. д.); 280 тыс. руб. предусмотрено на приобретения транспорта для перевозки пассажиров – микроавтобуса «Газель» и автобуса «ПАЗ»; 250 тыс. рублей запланировано на обеспечение учреждений дополнительного образования – детско-юношеских спортивных школ спортивной формой и инвентарем; 200 тыс. руб. определено на развитие детского футбола и 100 тыс. рублей на создание центра функционального контроля состояния детей и взрослых на базе института физической культуры в г. Великие Луки.

На программу «Дети-сироты на 2003-2005 годы» в 2003 году предусмотрено 700 тыс. рублей. Из них 400 тыс. рублей предусмотрено на организацию летнего отдыха детей сирот в загородных оздоровительных лагерях на территории Псковской области. Еще 120 тыс. рублей на оздоровительный летний отдых, но за пределами области, в т. ч. приобретение путевок в лагеря на Черноморское побережье.

120 тыс. рублей выделено на организацию воспитательных, культурных и спортивных мероприятий для детей –сирот в качестве форм включения детей этой категории в общественную жизнь. 50 тыс. руб. запланировано на улучшение бытовых условий детей-сирот, выплаты пособий и оказания помощи детям, ставшим воспитанниками воинских частей. 10 тыс. рублей – на проезд детей к месту санаторно-курортного лечения. Приведенные данные показывают определенный уровень прозрачности и контролирующим органам достаточно просто определять использование бюджетных средств.

Обеспечение инфекционной безопасности гематотрансфузий, внедрение ресурсосберегающих технологий

1.В целях создания Единого донорского центра с компьютерной базой данных о донорах крови приобрести 2 компьютера.

2. С целью внедрения технологии сбережения ресурсов донорства приобрести весы-помешиватили для крови – 2 единицы.

«Одаренные дети» на 2003-2005 годы

1. Участие во всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах талантливых учащихся области.

2. Проведение областных олимпиад

3. Участие во всероссийских предметных олимпиадах

4. Проведение областных массовых мероприятий с учащимися.

Фестиваль детских и юношеских фольклорных коллективов.

5. Выплата стипендий и премий одаренным детям в области науки искусства, спорта и технического творчества

Источник: economics.studio

Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

IncludeComponent( «bitrix:main.include», «.default», array( «AREA_FILE_SHOW» => «file», «AREA_FILE_SUFFIX» => «inc_left_bunner», «PATH» => «/bitrix/templates/sites/includes/sv_bunner.php» ), false );?> —>

Областные целевые программы

  • Нормативно-правовые акты
  • Перечень программ
  • Отчеты (реализации программ)
  • Комиссии

Постановление от 19 октября 2012 г. N 575-пп «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Иркутской области и их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Иркутской области» (скачать)

Приказ «Об утверждении перечней независимых экспертов для проведения специализированной экспертизы проектов долгосрочных целевых программ Иркутской области» (скачать) (скачать, doc)
Приказы № 1-4 от 15-01-2010

  • Приказ 1-мпр о порядке ведения реестра
  • Приказ 2-мпр о форме заключения
  • Приказ 3-мпр о форме паспорта
  • Приказ 4-мпр методика оценки эффективности
  • Приложение к 2-мпр
  • Приложение к 3-мпр
  • Приказ 11-мпр об утверждении методики оценки целесообразности разработки долгосрочных целевых программ Иркутской области
  • Приказ 12-мпр об утверждении методики оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Иркутской области
  • Приложение к 11-мпр
  • Приложение к 12-мпр

Распределение бюджетных ассигнований по состоянию на 05.10.2011 на реализацию долгосрочных целевых программ Иркутской области на 2011 год (скачать, xls)

Источник: irkobl.ru

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ.

Государственная программа – это физическое воплощение плана достижения конкретной поставленной цели в виде нормативного документа, который разрабатывает и принимает государственный орган исполнительной власти. Это метод реализации стратегии как плана действий по достижению целей. Также это способ привлечения финансовых ресурсов для реализации стратегии: бюджетных и внебюджетных (например, как вариант государственно-частного партнерства).

По Купряшину: Далеко не любая деятельность государственных организаций является программной. Программа обладает рядом отличительных черт. Характерными признаками государственных программ являются следующие:

— иерархия конкретных взаимосвязанных целей;

— согласованное выполнение взаимосвязанных действий, как правило, включающих координацию между несколькими организациями;

— ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом, а также пространственная увязка;

— иновационность, а следовательно, уникальность.

Целевые программы – это увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Объектом управления в рамках программно-целевого подхода является проблема, то есть несоответствие между наблюдаемым или ожидаемым состоянием экономических, промышленных, социальных или культурных объектов, процессов, отношений, участвующих в них лиц, и желаемым или нормативным состоянием. Наличие проблемы важно правильно воспринимать, а именно, как стимул к определенной деятельности, а не как дискомфорт.

Так, управленческая цель – это желаемое состояние определенной характеристики управляемой системы или результатов деятельности. Проблема – это несоответствие между наблюдаемым или ожидаемым состоянием и целью. Констатация программной проблемы подразумевает формулировку целей.

В последнее время наблюдается своеобразный ренессанс программно-целевого подхода в государственном стратегическом управлении.

Программа – это группа из двух или более проектов, требующая взаимоувязки и ориентированная на долгосрочный период. Это своеобразная матрица проектов.

Целевая программа – это одно из важнейших средств реализации структурной политики государства, активно воздействующее на его социально-экономическое развитие и сосредоточенное на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов.

По содержанию целевые программы подразделяются на ряд типов (видов):

Социально-экономические программы предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни населения.

Научно-техническиепрограммы направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный эффект. Перечень научно-технических программ формируется исходя из определенных приоритетов развития экономики.

Производственно-экономические программы предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствующих повышению эффективности и развитию новых производств.

Территориальныепрограммы направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач.

Экологическиепрограммы представляют комплекс мероприятий природоохранного и природообразующего характера.

По временной продолжительности целевые программы могут быть долгосрочными (разрабатываемыми на период свыше пяти лет) и среднесрочными – продолжительностью до пяти лет. Целевые программы, как правило, содержат ряд программных мероприятий разного уровня, могут быть основой для разработки и принятия других целевых программ на уровне субъектов РФ.

Различают целевые программы в зависимости от уровня, на котором они принимаются:

5. На федеральном уровне принимаются федеральные целевые программы;

6. На региональном уровне – региональные целевые программы и целевые программы в зависимости от субъекта РФ (целевые программы автономного округа, края, областная целевая программа);

7. На местном уровне выделяют городские целевые программы.

8. Также существуют ведомственные целевые программы, которые принимаются отдельными ведомствами (например, министерствами).

И для федеральных, и для ведомственных целевых программ существуют определенные общие требования (признаки):

Читайте также:
Tomahawk что это за программа

1. цели должны быть четко сформулированы и должны коррелировать с приоритетами национальной политикой. Это требование достигается с помощью подготовки и изучения Докладов о Результатах и Основных Направлениях Деятельности органов государственной власти РФ. Этот новый инструмент был введен в государственную службу РФ в ходе реализации серии административных реформ, чтобы повысить качество работы органов государственной власти.

2. необходимо описывать ожидаемые результаты, поддающиеся количественной оценке.

3. ЦП предполагает разработку системы показателей для измерения ожидаемых результатов.

4. обязательно необходимо определить систему управления реализацией этой программы.

5. в целевой программе должны быть четко обоснованы потребности в ресурсах.

Различия между федеральными и ведомственными целевыми программами:

v Содержание программной деятельности и мероприятий

v Отраслевой охват

v Уровень утверждения

v Принцип планирования расходов.

Таким образом, с помощью федеральных целевых программ осуществляется:

— глубокое и всестороннее обоснование стратегических решений по глобальным проблемам развития национальной экономики.

— планомерная концентрация ресурсов, необходимых для решения важнейших задач перспективного развития.

— повышение уровня сбалансированности мероприятий, обеспечивающих решение основных задач.

— координация и обеспечение своевременности решения задач всего цикла работ по осуществлению программы.

— согласование деятельности хозяйствующих субъектов, субъектов федерации и центральных органов власти в решении поставленных задач.

Структура государственной программы. Разделы:

1 — характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;

2 — основные цели и задачи ЦП с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;

3 — перечень программных мероприятий;

4 — обоснование ресурсного обеспечения ЦП;

5 — механизм реализации ЦП, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;

6 — оценка социально-экономической и экологической эффективности ЦП.

Целевая программа также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) ЦП.

К содержанию разделов ЦП предъявляются следующие требования.

Первый раздел ЦП должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.

Второй раздел ЦП должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей. Требования, предъявляемые к целям программы:

— специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков ЦП);

— достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);

— измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);

— привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации ЦП с определением соответствующих целей).

Третий раздел ЦП должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач ЦП и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач ЦП.

В четвертом разделе ЦП должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

Основные требования к пятому разделу ЦП изложены в разделе VII постановления Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 «О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация».

Шестой раздел ЦП должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада ЦП в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации ЦП, а при необходимости и после ее реализации. Методика оценки эффективности ЦП разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы.

99. РИСКИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПАВЛЕНИИ.

По учебнику Соловьёва «Принятие государственных решений» (начиная со стр. 284)

Государственный риск –потенциальная возможность незапланированных потерь при реализации институтами власти и управления конкретной программы (текущем выполнении своих обязательств), возникающих в условии неопределённости, задаваемых как природно-антропогенной средой (обуславливающей непрогнозируемое развитие ситуации, возникновение форс-мажорных обстоятельств), так и характерными для государства механизмами принятия решений.

1.)Научное понимание риска впервые предложил Ф. Найт, отличив его от понятие «неопределённость»

3 наиболее авторитетных научных подхода к интерпретации риска:

1. Классический (Дж. Милль): риск – вероятность понесения S потерь в зависимости от выбранной им стратегии действий.

2. Неклассический подход (А. Маршалл, А. Пичу):риск – показательотклонения от поставленных S целей (показатель несовпадения количественных и качественных параметров планируемой и реально осуществляемой деятельности, характер риска определяется в зависимости от величины отклонения ожидаемых результатов).

*Интерпретация риска через эти подходы: риск – вероятность неблагоприятных последствий политических решений, предпринимаемых в условиях неопределённости дефицита ресурсов, что ведёт к ущербу для участников политических действий».

3. Модернистский подход (У. Бек, Э. Гидденс):риск – органический элемент повседневности, следствие воспроизводства современных связей и отношений, подверженных неким характерным для сегодняшнего времени трансформациям, это не просто исключительный случай или результат неудачных действий человека; в обществе нарастают предпосылки новой организации жизни, в рамках которой риск становится составной части повседневной жизнедеятельности,

Вместо избираемых обществом руководителей функции управления возьмут на себя неизбираемые специалисты по кризисному управлению. (risk-takers).

Источник: megalektsii.ru

Областные целевые программы что это такое

Постановление от 31 мая 2019 года №696. Общий объём финансирования госпрограммы в 2020–2025 годах – около 2,3 трлн рублей, в том числе за счёт федерального бюджета – 1 трлн рублей.

Документ

Постановление от 31 мая 2019 года №696

Подписанным постановлением утверждена государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» (далее – госпрограмма). Срок реализации госпрограммы – 2020–2025 годы.

Комментарий

Основные цели госпрограммы – сохранение доли сельского населения в общей численности населения России на уровне не менее 25,3%, достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80%, повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населённых пунктах до 50%.

Госпрограмма состоит из проектной и процессной частей.

В проектную часть госпрограммы включены пять ведомственных проектов: «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений», «Содействие занятости сельского населения», «Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях», «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях», «Благоустройство сельских территорий».

К процессной части госпрограммы отнесены три ведомственные целевые программы: «Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий», «Аналитическая и информационная поддержка комплексного развития сельских территорий», «Современный облик сельских территорий».

В госпрограмму включена информация по опережающему развитию приоритетных территорий – субъектов Федерации, входящих в Дальневосточный и Северо-Кавказский федеральные округа, Республики Крым, Севастополя, Калининградской области, субъектов Федерации, отдельные территории которых входят в состав Арктической зоны России.

Общий объём финансирования госпрограммы в 2020–2025 годах – около 2,3 трлн рублей, в том числе за счёт федерального бюджета – 1 трлн рублей.

Работа Правительства:

  • Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий»
  • Развитие сельских территорий

Источник: government.ru

7.4. Муниципальные целевые программы

Реализация текущих и перспективных планов комплексного социально-эконо­мического развития муниципального образования предполагает разбивку их на от­дельные мероприятия.

Муниципальные целевые программы представляют собой взаимоувязанные блоки таких мероприятий, позволяющие комплексно и системно решать отдельные проблемы социально-экономического развития муниципаль­ного образования. Муниципальные целевые программы могут быть текущими и пер­спективными и входят составными частями в соответствующие планы. Расходы на реализацию целевых программ формируют бюджет развития муниципального образования.

Муниципальная целевая программа представляет собой увязанный по ресур­сам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффек­тивное решение задач в области экономического, экологического, социального, культурного и иного развития территорий.

Существует множество видов целевых программ, которые можно классифици­ровать по статусу, назначению, срокам реализации, направленности и механиз­мам реализации (рис. 7.4.1).

По статусу целевые программы делятся на федеральные, межрегиональные, региональные и муниципальные. Широко известны такие крупные межрегиональ­ные программы для федеральных округов, как «Сибирь», «Дальний Восток», «Юг России».

По назначению различают комплексные целевые программы, обеспечивающие социально-экономическое развитие страны, региона или муниципального обра­зования, и проблемные целевые программы, обеспечивающие решение одной оп­ределенной проблемы. Среди муниципальных программ преобладают проблем­ные программы.

По срокам реализации различают краткосрочные (1 год), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (10-15 лет) целевые программы. Муниципальные целевые про­граммы чаще всего бывают краткосрочными, входя в состав текущих планов, и ре­же — среднесрочными.

Читайте также:
Counter strike source что это за программа

По направленности решаемых проблем различают социальные, экологические, экономические, научно-технические, специальные и иные целевые программы.

Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований могут решаться целевыми программами всех трех уровней: федеральными, реги­ональными и муниципальными. Поэтому органы местного самоуправления дол­жны одинаково хорошо владеть технологией разработки, утверждения и реализа­ции целевых программ, имеющих различный статус. Это важно еще и потому, что наиболее полно технология разработки, утверждения и реализации целевых программ разработана на федеральном уровне. На муниципальный уровень пе­реносятся лишь ее отдельные положения, приспособленные к соответствующим условиям реализации.

Порядок, принципы разработки, утверждения и реализации федеральных целе­вых программ определены Федеральным законом «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и постановлением Правительства РФ «О реа­лизации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных госу­дарственных нужд»». Министерством экономического развития и торговли России введен Порядок согласования мероприятий (объектов) программ экономическо­го и социального развития субъектов РФ, имеющих федеральное значение, и ти­повой макет программы экономического и социального развития субъекта РФ. Основной целью его введения является обеспечение методологического единства региональных программ и согласование их с государственной стратегией эконо­мического и социального развития.

Порядок разработки муниципальных целевых программ

Основная цель муниципальной целевой программы социально-экономического развития — решение ключевых социально-экономических проблем территории в рамках текущего или перспективного плана.

Муниципальная целевая программа социально-экономического развития в об­щем случае должна включать следующие разделы:

♦ социально-экономическое положение и основные направления развития муниципального образования, обосновывающие необходимость осуществ­ления данной программы;

♦ цели, задачи, сроки и этапы реализации программы;

♦ система программных мероприятий;

♦ механизм реализации программы;

♦ ресурсное обеспечение программы;

♦ оценка эффективности программы;

♦ организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.

Проблемные муниципальные целевые программы могут разрабатываться по

♦ создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;

♦ формирование благоприятного социального климата для деятельности и здо­рового образа жизни населения;

♦ оздоровление окружающей среды и предупреждение чрезвычайных ситуаций;

♦ содействие реформированию промышленности;

♦ развитие инфраструктуры транспорта, связи и обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства;

♦ развитие межрегиональных и международных связей муниципального об­разования и т. п.

Программа создания благоприятного инвестиционного и предприниматель­ского климата предполагает проведение институциональных преобразований, на­правленных на развитие финансовой инфрастуктуры: создание муниципальных или привлечение на территорию филиалов бизнес-центров, консалтинговых фирм, страховых компаний, залоговых фондов; упрощение процедуры регистрации и лицензирования (реализация принципа одного окна, создание условий для раз­вития малых и средних предприятий).

Программы нормативно-правовых преобразований включают урегулирование специфики трудовых отношений, создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие пред­принимательской инициативы, дебюрократизацию экономики — упорядочение регулирующих, контрольно-ревизионных функций органов местного самоуправ­ления, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, повышение эффективности управления муниципальной собствен­ностью.

Социальные программы могут включать: мероприятия по упорядочиванию миграционных процессов; развитие и техническое переоснащение объектов здра­воохранения; развитие службы охраны материнства и детства; проведение меро­приятий по борьбе с социально опасными заболеваниями; развитие материальной базы и техническое переоснащение объектов образования; создание эффектив­ной системы обучения в школах, включая использование современных инфор­мационных технологий; строительство и техническое переоснащение объектов культуры, физкультуры и спорта; развитие сети домов-интернатов для престаре­лых и инвалидов, детей-сирот и т. д.

Экологические программы могут предусматривать проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды и предупреждению чрезвычайных ситуаций, мониторинг зон кризисного состояния, оценку экологического состояния терри­тории и его влияния на здоровье населения, стимулирование инвестиций, на­правленных на снижение негативной нагрузки на окружающую среду муници­пального образования.

Программы содействия реформированию промышленности включают разработ­ку мер содействия техническому перевооружению и модернизации предприятий, находящихся на территории муниципального образования. Программы развития инфраструктуры предусматривают мероприятия по развитию городского транс­порта, связи, обеспечению бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяй­ства, внедрению энергосберегающих технологий, повышению эффективности ра­боты систем жизнеобеспечения, предотвращению аварий техногенного характера.

Программы развития межмуниципальных, межрегиональных и международ­ных связей муниципального образования рассматривались в главе 6.

При разработке муниципальных целевых программ необходимо оценивать каждое программное мероприятие по ряду критериев: цель и решаемая проблема, планируемые объемы производства продукции или услуг (для инвестиционных проектов), сроки реализации, объемы и источники финансирования, показатели эффективности (чистая прибыль, платежи в бюджеты всех уровней, сроки окупа­емости, количество новых рабочих мест) и т.

Механизмы реализации муниципальных целевых программ

Поскольку в большинстве муниципальных целевых программ принимают участие предприятия и организации различных форм собственности и субъекты управле­ния различного уровня, базовым принципом построения механизма реализации программы служит принцип «баланса интересов», подразумевающий обеспече­ние соблюдения интересов всех участников программы.

Важнейшей составляющей механизма реализации программы является опре­деление возможных источников и способов финансирования мероприятий. При реализации муниципальных целевых программ могут использоваться:

♦ средства вышестоящих бюджетов;

♦ средства местного бюджета;

♦ собственные источники финансирования заявителя проекта (нераспределен­ная прибыль, амортизационные отчисления, акционерный капитал, работы, выполненные собственными силами в рамках реализации проекта и т. п.);

♦ средства российского Банка развития, российских и иностранных кредит­ных учреждений, привлекаемые под гарантии Правительства РФ, а также под гарантии бюджета субъекта РФ и местного бюджета;

♦ другие внебюджетные источники финансирования.

Участие в разработке и реализации целевых программ многих муниципальных структур требует наделения каждой из них определенными правами и обязан­ностями и четкой координации работы. Возможная схема такого распределе­ния обязанностей внутри местной администрации может быть следующей.

Экономическая служба вносит предложения по перечню целевых программ, предлагаемых к финансированию из местного бюджета на очередной финансо­вый год, по определению приоритетности программ, контролирует исполнение федеральных, региональных и муниципальных целевых программ на территории муниципального образования.

Отраслевые структурные подразделения осуществляют планирование разра­ботки, разработку, текущее управление отраслевыми целевыми программами, со­ставляют бюджетные заявки на финансирование из средств местного бюджета, а также из региональных и федеральных программ.

Ответственный заместитель главы администрации определяет формы и мето­ды управления программой, вносит при необходимости коррективы в распреде­ление средств между мероприятиями в течение финансового года, отвечает за це­левое использование бюджетных средств.

Финансовая служба отвечает за финансирование муниципальных программ, контроль за ходом финансирования федеральных и региональных программ.

Коллегия администрации одобряет целевые программы и изменения к ним по представлениям руководителей программ. Одобренные коллегией целевые программы вносятся главой администрации на утверждение представительного органа муниципального образования.

Представительный орган рассматривает и утверждает целевые програм­мы, а также санкционирует в случае необходимости гарантии местного бюджета по кредитам коммерческих банков для предприятий и организаций, участву­ющих в реализации целевых программ.

Такая система управления целевыми программами имеет ряд преимуществ:

♦ высокий уровень специализации, глубокое знание проблем отдельных от­раслей муниципального хозяйства и социальной сферы;

♦ четкое обозначение ответственности за реализацию программных мероприятий;

♦ ответственность за целевое использование бюджетных средств;

♦ постоянный контроль за ходом реализации программных мероприятий;

♦ контроль за перераспределением средств между программными мероприя­тиями, за введением дополнительных программных мероприятий в течение финансового года.

Вместе с тем эта схема имеет и определенные недостатки:

♦ зависимость от инициативности и активности отдельных структурных под­разделений администрации;

♦ недостаточная квалификация кадров, занимающихся разработкой целевых программ в структурных подразделениях администраций;

♦ ориентация большинства руководителей и разработчиков программ на бюд­жетное финансирование как основной источник получения средств на реа­лизацию программных мероприятий.

Для устранения перечисленных недостатков при реализации крупных муни­ципальных целевых программ может создаваться дирекция программы из пред­ставителей органов местного самоуправления и исполнителей ведущих меро­приятий программы. Дирекция может создаваться как с образованием, так и без образования юридического лица. Она действует на основании положения, утвержда­емого главой администрации. К основным функциям дирекции относятся: коорди­нация исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценка результативности, содействие решению спорных (конфликтных) ситуаций, непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий и подготовка от­четов о реализации программы. Функции директора такой программы могут быть возложены на соответствующего заместителя главы администрации.

По завершении каждого этапа и программы в целом представляются количе­ственные и качественные результаты ее выполнения согласно изложенным выше критериям.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова связь муниципальных целевых программ с планами социально-эко­номического развития и бюджетом муниципального образования?

2. По каким признакам классифицируются целевые программы?

3. Из каких разделов состоит муниципальная целевая программа?

4. Каковы могут быть источники финансирования муниципальных целевых программ?

5. Какие организационные структуры могут участвовать в реализации муни­ципальных целевых программ или создаваться для этого?

Источник: all-sci.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru