Область переднего отдела больших полушарий мозга в которой происходит процесс синтеза программ речи

У человека под влиянием социальной среды в процессе онтогенеза формируются особые структуры коры больших полушарий мозга, функция которых обеспечивает речевой праксис (рис.3).

Собственно речевые движения являются одним из видов произвольных движений. Возбуждение, возникая в двигательных областях коры, передается мышцам речевых органов. Пирамидный путь (кортико-нуклеарный) проводит импульсы от коры мозга в первую очередь к ядрам черепно-мозговых нервов, располагающихся в продолговатом и спинном мозге, и к другим структурам нижележащих функциональных уровней.

В самой нижней части премоторной извилины левого полушария (главным образом, у правшей) расположена височная область, в центре которой находится зона Брока, функцией которой является реализация двигательной стороны речи. На заднем участке височной извилины, на стыке первичной слуховой и двигательной коры головного мозга находится зона Вернике, с функцией которой связывают восприятие речи.

“Центры” речи” (в том числе письмо, счет), как ограниченные участки мозга, где “заложена” конкретная функция, выделяются достаточно условно. Эти “центры” расположены на стыках тех зон мозга, где заканчиваются нервные пути от различных органов чувств. Именно там осуществляется высший корковый анализ, необходимый для реализации таких функций как зрение, слух, осязание и т.п. Для развития такого мощнейшего психического и психомоторного акта, как речь, необходимо формирование функциональных связей между определенными корковыми зонами. Стыки этих зон и создают как бы “центры” речи.

Основные отделы мозга. Работа новой коры.

Еще в прошлом веке установлена асимметрия локализации речевых зон. Многочисленные современные нейрохирургические данные свидетельствуют о том, что организация речи осуществляется при взаимодополняющем постоянном взаимодействии двух полушарий. К настоящему времени накоплены данные о том, что у человека имеются биологические различия в организации и функционировании полушарий мозга, которые создают предпосылки к детерминации когнитивных процессов. Целый ряд структур левого полушария мозга характеризуется большими различиями по сравнению с симметричными отделами правой гемисферы. Особенно это выражено во вторичных отделах слуховой коры, также как и в задней части постцентральной извилины, обеспечивающей кинестетическую афферентацию артикуляционного аппарата.

Нейроанатомические различия имеются не только в “речевых” зонах, но и в других структурах, в первую очередь затылочных и верхнетеменных. Три основные модальности (т.е. ощущение звука, света, осязания) наиболее представлены в левой гемисфере (у правшей). В то же время величина правой лобной коры больше левой, что позволяет связывать обеспечение наиболее сложных уровней регуляции психической активности с правым полушарием.

Известно, что повреждение левого полушария на ранних этапах онтогенеза не приводит к алалии, так как в правом полушарии имеются нейроанатомические предпосылки для развития “речевых” зон. При поражении правого полушария нарушаются невербальные психические функции, что не компенсируется левым полушарием.

Рельеф плаща. Локализация центров в коре полушарий головного мозга

С деятельностью правого полушария связывают регулирование активности речевых центров левого полушария, обеспечение помехоустойчивости речевого слуха, интонационные характеристики речи, конкретность и предметность высказываний.

С деятельностью левого полушария связаны, главным образом, языковые уровни: фонологическая система, морфологический механизм словообразования, синтаксическое структурирование высказывания, кратковременная и долговременная словесная память.

Читайте также:
Что такое маис программа

В настоящее время выяснено, что только 15% леворуких имеют центры речи в правом полушарии. У 70% леворуких эти центры представлены в левом полушарии, у 15% центры речи представлены билатерально.

Преимущественная роль отдельного полушария проявляется лишь в определенной фазе формирования или реализации речи.

До настоящего времени не теряют актуальности представления А.Р. Лурии о принципах работы центральной нервной системы.

А.Р. Лурия выделяет три функциональных блока в деятельности мозга. К первому блоку он относит подкорковые структуры и структуры лимбической системы, которые обеспечивают тонус коры мозга, регулируют состояние бодрствование-сон.

Второй блок включает кору задних отделов больших полушарий. Считается, что этот блок является основным в обеспечении познавательных процессов. В структуре второго блока выделяют три зоны. В первичных зонах осуществляется анализ раздражении от органов чувств.

Участки коры первичной зоны строго соответствуют раздражениям, идущим от определенных органов чувств (слух, зрение и пр.). Анализ возбуждений, приходящих в первичные зоны, осуществляется во вторичных зонах. Они имеют так же, как и первичные зоны, специфическую модальность. Первичные и вторичные зоны — это корковые отделы анализаторов (зрительного, слухового и др.). Третичные зоны являются зонами перекрытия корковых отделов анализаторов, где происходит интеграция полученной чувственной информации различных модальностей.

Третий блок мозга включает передний отдел больших полушарий, куда входят моторные, премоторные и префронтальные области. Этот блок обеспечивает регуляцию и контроль социального поведения.

Моторная организация речевого акта обеспечивается вторичными отделами постцентральной области и нижними отделами левой премоторной области. В постцентральной области происходит анализ ощущений движения речевых органов. Эти ощущения поступают от мышц речевых органов (кинестезии). В премоторной области синтезируются программы речедвигательного акта (кинемы). В третичных отделах коры больших полушарий происходит сложнейшая аналитико-синтетическая деятельность, следствием которой является перекодирование акустико-моторной информации, поступающей из вторичных зон , в смысловые схемы.

Результатом деятельности речевых областей мозга является импульсация, которая проводится сначала к ядрам периферических нервов, а затем с их помощью к мышцам речевого аппарата.

Таким образом, речь представляет собой сложнейший феномен человеческой психики. Она формируется в результате взаимодействия различных уровней и областей мозга. Наличие и качественные характеристики речи зависят от совместной синхронной работы многих зон коры правого и левого полушарий при условии функционирования нижележащих структур мозга.

Источник: pedlib.ru

Речь

Способность говорить, речь — способ общения посредством вербального кодирования. Речь характерна только для человека и является наиболее совершенным средством общения, возникшим в процессе эволюции живых существ. В то время как у животных коммуникационные системы удовлетворяют насущные биологические потребности (контакт рождения с ребенком, поиск сексуального партнера, групповая охота), у людей речь служит для формулирования и передачи мыслей, которые часто являются абстрактными.

Речь позволяет выразить установленные причинно-следственные связи между явлениями в мире и сделать обобщения. Сделанные выводы передаются из поколения в поколение посредством письменной речи, которая лежит в основе человеческого прогресса, культуры и знаний. Речь отличается от других форм общения своей творческой природой — чтобы выразить новую идею, слова должны быть определенным образом объединены. Следовательно, речь является наиболее сложной формой человеческого поведения, которая требует сочетания восприятий, регуляции движений и мыслительных процессов.

Приобретение и развитие речи у людей — длительный процесс, требующий обучения. Маленькие дети сначала начинают понимать речь. На втором году обучения они начинают произносить отдельные слова или слоги, а на третьем году они могут эффективно формировать совершенно новые выражения и вести содержательные беседы с детьми и взрослыми.

Читайте также:
Как удалить программу с macbook pro

В раннем школьном возрасте дети учатся читать и писать, с помощью чего они также учат письменную речь. В начале речь носит характер подражания, а слова ассоциируются с конкретным объектом или ощущением. С приобретением и развитием речи слова становятся более абстрактными по своей природе, поскольку они начинают обобщать характеристики многих похожих объектов.

Участие полушария (доминантное и недоминантное) в речевой функции

Основные корковые зоны, отвечающие за речевую функцию, находятся только в одном из полушарий, которое обозначено как доминирующее полушарие. Левое полушарие доминирует у 98% правшей и 60-70% левшей, в то время как правое полушарие доминирует только у 15% левшей. У некоторых людей нет выраженной латерализации речевой функции.

Области, связанные с речью в доминирующем полушарии, расположены вокруг борозды Сильвы (sulcus lateralis). Это:

  • область Брока — расположена в нижней передней складке;
  • область Вернике — расположена в задней части верхней височной складки;
  • gyrus angularis и gyrus supramarginalis — расположены в нижней теменной складке.

С помощью многих тестов для изучения речи было установлено, что, помимо этих зон, активируются другие ассоциативные зоны в лобной, теменной и височной долях доминирующего полушария. Афазия (серьезное нарушение речи) развивается, когда повреждены основные области, связанные с речью.

Речевая функция доминантного полушария

Наиболее распространенной моделью, объясняющей речевую функцию, является модель Вернике-Гешвинда. По его концепции, при прослушивании слов активируются первичная и вторичная слуховые зоны в височной доле (поля Бродмана 41 и 42). После этого деятельность переносится в область Вернике (поле 22). Здесь хранится информация о фонетическом коде слов и их значении.

Это делает возможным распознавание слова и лежит в основе человеческой речи. Чтобы повторить услышанное слово, информация направляется в область Вернике (область Брока), которая расположена непосредственно перед основной моторной корой, рядом с областями, которые контролируют мышцы, участвующие в фонообразовании и артикуляции. В области Брока присутствуют сложные моторные программы для управления произношением слов. Эта зона отвечает за выражение речи. Из области Брока информация отправляется в первичную моторную область, которая контролирует мышцы, выполняющие артикуляцию.

Когда вы видите написанное слово, активируются разные зоны. Сначала запускаются первичная и вторичная зрительные области, поля Бродмана 17, 18, 19, расположенные в затылочной части. Затем включается ассоциативная зона в нижней части теменной доли. Это необходимо для распознавания письменного слова или, другими словами, для понимания письменной речи (чтения).

Затем информация передается в зону Вернике, где визуальное представление слова превращается в фонетическое. Из области Вернике механизм восприятия такой же, как и у услышанного слова.

Следовательно, речь понимается по вовлечению теменной-оксипитальной ассоциативной зоны в доминирующее полушарие, а выражение речи осуществляется прифронтовой ассоциативной зоной. Представленная модель для речевых функций довольно проста. Сегодня утверждается, что речевая функция выполняется с участием сложной нейронной сети, включающей большое количество областей в лобной, теменной и височной долях доминирующего полушария. Эта нейронная сеть также включает в себя некоторые подкорковые структуры.

Недоминантное полушарие также имеет некоторые функции. Оно может обрабатывать простой лингвистический материал и участвовать в примитивном понимании речи. Его основная функция связана с эмоциональными аспектами речи, с пониманием юмора и иронии. Недоминантное полушарие не имеет отношения к выражению речи.

Когда область в нем симметрична области Брока в доминирующем полушарии, она характеризуется нарушенной интонацией речи. Если затрагивается симметричная зона области Вернике, пациенты теряют способность понимать эмоциональный тон речи, юмор, иронию. Они теряют способность следовать «нити» повествования.

Читайте также:
Ubuntu как принудительно закрыть программу

Нарушение речи

Нарушение речи и / или выражения речи, которое не является результатом сенсорных (глухота, слепота) или моторных (паралич) нарушений, называется афазией. Афазия происходит из-за повреждения определенных областей мозга, ответственных за различные аспекты речевой функции. В зависимости от речевого дефицита, существует несколько типов афазии. Некоторые из них:

  • афазия Вернике — нарушение речи;
  • афазия Брока — нарушение речи;
  • кондуктивная афазия — значительно снижается способность повторять услышанные слова;
  • глобальная (общая) афазия — нарушение речевого понимания и выражения.

Речь является основным средством общения. Ее понимание и выражение обусловлены сложной нейронной сетью, посредством которой осуществляется связь между людьми.

Источник: premium-clinic.ru

Логопатии, активизация речевых зон у детей в Саратове, в России, лечение речевых зон, логопатии

Моторная речевая зона коры головного мозга, центр Брока

Моторная речевая зона – это область коры большого мозга, расположенная в заднем отделе нижней лобной извилины доминантного полушария кпереди от корковых центров движений губ, гортани, языка. При поражении моторной речевой зоны возникает моторная алалия или моторная афазия (синдром моторной алалии или моторной афазии).

Сенсорная речевая зона коры головного мозга, центр Вернике

Сенсорная речевая зона коры головного мозга – это область коры головного мозга в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария. Термин «сенсорная» произошел от латинского слова «sensus», которые означает «чувство, восприятие, ощущение». Синонимом сенсорной речевой зоны является центр Вернике, зона Вернике. При поражении сенсорной речевой зоны возникает синдром сенсорной алалии или сенсорной афазии.

При поражении сенсорной и моторной зон коры головного мозга одновременно возникает сенсомоторная алалия или сенсомоторная афазия.

Лечение поражения речевых зон в Саратове, как улучшить работу речевых зон

Сарклиник проводит комплексное консервативное лечение речевых зон коры головного мозга у детей (мальчиков и девочек), подростков (парней и девушек), взрослых (мужчин и женщин) в Саратове, России с помощью инновационных методов! На первом приеме врач расскажет Вам, что такое рефлекторный массаж речевых зон, какие существуют новые передовые методы восстановления речевых нарушений; как лечить патологию моторной и сенсорной речевых зон, как восстановить и улучшить речь.

Что происходит при воздействии импульсным магнитным полем на речевые центры в коре головного мозга в России, всегда ли помогает указанная методика? Какие сущетсвуют новые методы стимуляции речевых центров, которые дают 95% результаты? Как реально улучшить работу центра Вернике, как активизировать зону Вернике? Что такое центр Брока?

Как в России увеличить словарный запас у ребенка? Как улучшить импрессивную (сенсорную) и экспрессивную (моторную) речь грудничков, дошкольников, школьников? Где лечить ЗРР, и что делать при нарушении работы речевых зон, как лечить речевые нарушения в Саратове. На сайте сарклиник Вы можете задать онлайн вопрос доктору, прочитать отзывы о лечении детей. Лечение нарушений речи, задержки речевого, психоречевого развития, сенсорной, моторной, сенсомоторной алалии, дислалии, зрр, зпрр.

Лечение логопатии в Саратове, как лечить логопатию в России

Сарклиник проводит лечение логопатии в Саратове, лечение логопатий, речевых расстройств у детей, мальчиков, девочек, подростков в России. Сарклиник знает, как лечить логопатии, как вылечить логопатию, как избавиться от логопатии.

Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Источник: sarclinic.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru