Естественнонаучной психофизиологической основой логопедии является учение И.П. Павлова о взаимодействии первой и второй сигнальных систем, о закономерностях формирования условнорефлекторных связей; учение П.К. Анохина о функциональных системах, учение о динамической локализации психических функций (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Р.
Лурия), а также современное нейропсихолингвистическое учение о речевой деятельности.
До настоящего времени не теряют актуальности представления А.Р. Лурии о принципах работы центральной нервной системы.
А.Р. Лурия выделяет три функциональных блока в деятельности мозга. К первому блоку он относит подкорковые структуры и структуры лимбической системы, которые обеспечивают тонус коры мозга, регулируют состояние бодрствование-сон.
Второй блок включает кору задних отделов больших полушарий.Считается, что этот блок является основным в обеспечении познавательных процессов. В структуре второго блока выделяют три зоны.
В первичных зонах осуществляется анализ раздражений от органов чувств. Участки коры первичной зоны строго соответствуют раздражениям, идущим от определенных органов чувств (слух, зрение и пр.). Анализ возбуждений, приходящих в первичные зоны, осуществляется во вторичных зонах. Они имеют так же, как и первичные зоны, специфическую модальность.
Рельеф плаща. Локализация центров в коре полушарий головного мозга
Первичные и вторичные зоны — это корковые отделы анализаторов (зрительного, слухового и др.). Третичные зоны являются зонами перекрытия корковых отделов анализаторов, где происходит интеграция полученной чувственной информации различных модальностей.
Третий блок мозга включает передний отдел больших полушарий, куда входят моторные, премоторные и префронтальные области. Этот блок обеспечивает регуляциюи контроль социального поведения.
Моторная организация речевого акта обеспечивается вторичными отделами постцентральной области и нижними отделами левой премоторной области. В постцентральной области происходит анализ ощущений движения речевых органов. Эти ощущения поступают от мышц речевых органов (кинестезии). В премоторной области синтезируются программы речедвигательного акта (кинемы), третичных отделах коры больших полушарий происходит сложнейшая аналитико-синтетическая деятельность, следствием которой является перекодирование акустико-моторной информации, поступающей из вторичных зон, в смысловые схемы.
Результатом деятельности речевых областей мозга является импульсация, которая проводится сначала к ядрам периферических нервов, а затем с их помощью к мышцам речевого аппарата.
Таким образом, речь представляет собой сложнейшую функциональную систему, которая является наиболее сложной и важной в системе поведенческой деятельности человека.
Развитие речи происходит по принципу системогенеза, который является специфической закономерностью развития организма, основная особенность которого заключается в неравномерном развитии функциональных систем, обеспечивающих выживание и адекватное приспособление к условиям окружающей среды (П.К. Анохин). Функциональная система не сразу формируется в полной мере. Вначале объединяются структурные части отдельных компонентов системы.
Важной основой развития речи считается формирование интонационной ее стороны в системе речеслухового, а затем речедвигательного анализаторов.
Известно, что реализация речи обусловлена работой многих мозговых механизмов. Целостный акт устной речи подразумевает организацию сложнейшей функциональной системы.
Речевая артикуляция осуществляется в результате сенсомоторной деятельности центральной нервной системы, итогом которой является приведение в готовность и действие оральной, фонаторной и дыхательной мускулатуры, выполнение артикуляторной задачи сообразно программе, интегрированной в мозге.
В настоящее время получены доказательные свидетельства о том, что в функциональной системе экспрессивной речи роль организующего фактора играют кинестетические и слуховые афферентации в процессе устного речепроизводства. Это подтверждает известное высказывание Ивана Петровича Павлова и том, что особое значение для развития речи имеют кинестетические раздражения речевых органов. Именно поэтому И.П. Павлов считал кинестезию базисом, или «базальным компонентом речи».
Одной из составляющих афферентного синтеза в функциональной системе речи является филогенетическая и онтогенетическая речевая память. Овладение языком предполагает точную дифференциацию всех элементов слышимой, произносимой или читаемой речи, и этот анализ неизбежно связан с произношением слов вслух, шепотом или про себя. Правомерно считать, что именно в дошкольном возрасте у детей, благодаря постоянной кинестетической и слуховой оценке речи, перебираются, по выражению П.К.Анохина, «все степени свободы» и оставляются только те, которые содействуют получению фонетического и лексико-грамматического эталона родного или доминантного языка.
Теоретические представления о функциональной системе речи позволили выделить некоторые подсистемы речеобразования и изучить конкретные закономерности их развития.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Область переднего отдела больших полушарий мозга в которой происходит процесс синтеза программ
Аннотация: Для того чтобы ребёнок хоть что-то мог сказать, необходима титаническая работа всего организма
Опубликовано: 27.01.2021
Статья:
И самым главным отделом является мозг, так как если в речевых зонах будут поражения или недоразвитие, то у ребёнка точно будет нарушение или отсутствие речи (в зависимости от силы поражения и недоразвития будет степень выраженности нарушения речи).
1. Зона Брока
Эта зона управляет мышцами лица, языка, глотки, челюстей. Эта моторная речевая зона находится в левом полушарии (область второй и третьей лобной извилины). Отвечает за формирование двигательных речевых программ.
При её поражении или недоразвитии человек может издавать только нечленораздельные звуки, а связать их в слова без коррекционной помощи не в состоянии.
2. Зона Вернике
Зона сенсорной речи в коре головного мозга левого полушария, верхняя височная извилина. Отвечает за понимание речи. Именно здесь формируются связи между звуками речи, а также связи между словом и соотносимым с ним предметом.
3. Ещё выделяют дополнительную речевую область — зона передней центральной извилины (область двигательных проекций всего тела) и задней центральной извилины (область чувствительных проекций всего тела). Именно поэтому все педагоги дают задания на ориентацию по сторонам собственного тела.
Все три речевые зоны имеют тесную взаимосвязь и действуют как единый речевой механизм.
Это три основные зоны, при поражении или недоразвитии которых у ребёнка есть нарушение речи.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник: superlogoped.com
Головной мозг: отделы, строение и функции
Отделы головного мозга, их функции исследуют постоянно, поскольку его возможности изучены только на 50%. Орган имеет многоуровневое строение, даже малейшие отклонения в работе любого участка негативно отражаются на физическом и психоэмоциональном состоянии.
Расположение и строение отделов головного мозга
Основные составляющие ЦНС (центральной нервной системы) – спинной и головной мозг.
Главный компонент головного мозга – серое вещество, в нем содержится 25 млрд нейронов, перенаправляющих импульсы в разные органы. Нормальное функционирование нервных волокон обеспечивают нейроглии – основные клетки ЦНС. Внутри органа расположено 4 желудочка, от них ответвляется 12 пар нервов.
5 отделов головного мозга:
- конечный или передний;
- промежуточный;
- средний;
- задний;
- продолговатый.
Помимо серого вещества, в мозге содержится белое вещество – комплекс длинных нейронных волокон, покрытых глиальной оболочкой, они обеспечивают связь между разными участками и уровнями мозга.
Мозг покрыт мягкой и твёрдой оболочкой, паутинный слой расположен между оболочками, содержит ликвор, выполняет роль амортизатора при ушибах, падении.
Средний вес головного мозга – 1,1-1,7 кг, мужской мозг примерно на 100 г тяжелее женского. Но масса абсолютно не влияет на умственное развитие, уровень интеллекта и таланты.
Конечный отдел
Это самый большой отдел, его размер составляет примерно 80% от совокупной площади головного мозга, занимает пространство между затылочной и лобной костью.
Передний отдел продольно разделён на 2 полушария, покрытых корой с извилинами и бороздами, ниже расположена подкорка. В каждом полушарии присутствует височная, затылочная, теменная, лобная, островковая доля.
Гиппокамп входит в височный участок – это небольшая зона несет ответственность за когнитивные способности, обучение, кратковременную память, эмоции, пространственное ориентирование.
В заднем отделе височной доли расположена зона Вернике – центр восприятия информации. При её поражении человек перестаёт воспринимать речь.
В лобной доли расположена зона Брока – здесь находится двигательный речевой центр, он отвечает за моторику, воспроизведение речи, управляет мышцами лица, глотки, языка, челюстей. При повреждении этой области человек теряет способность писать и читать.
Строение коры:
- неокортекс – наружная оболочка;
- архикортекс – отвечает за эмоции и инстинкты;
- палеокортекс – регулирует вегетативные функции.
Кора несет ответственность за сознательную сферу деятельности, подкорка – за бессознательную.
Промежуточный
Заполняет пространство между средним отделом и подкоркой переднего мозга, разделен на 2 отдела.
Дорсальный отдел включает в себя таламус, эпиталамус, метаталамус, в вентральной зоне расположен гипоталамус и гипофиз, в промежуточной области находится эпифиз, он регулирует смены биологического ритма.
Гипофиз – самый маленький отдел, его размер не больше подсолнечного семени, расположен за полостью носа, но при этом он регулирует работу всех желёз.
Гипоталамус – отдельный подкорковый центр, который работает с вегетативными функциями, отвечает за удовольствие.
Эпиталамус – синтезирует мелатонин, гормон регулирует биоритмы, участвует в процессе контроля эмоций и полового созревания.
Гипоталамус, гипофиз, миндалевидное тело и гиппокамп – составляющие лимбической системы, она отвечает за эмоции и мотивацию.
Задний
Состоит из Варолиева моста – объёмный валик белого цвета, расположен в стволе между средним и продолговатым отделом. В нём находятся центры, которые управляют работой жевательных и мимических мышц.
Вторая часть – мозжечок, расположен позади моста, соединяет задний и передний мозг. Составляющие – по 2 полушария и поверхности, червь.
Масса мозга новорождённого – 330-340 г, активный рост и развитие органа наблюдается в первые годы жизни, но полностью процесс формирования завершается в 20 лет.
Средний
Месторасположения – от края моста до зрительных нервов. Отдел небольшой, имеет простую структуру – крыша со слуховым и зрительным центром, и ножка с проводящими путями.
В этой области формируются конечные осмысленные визуальные и акустические образы.
Даже в состоянии покоя мозг расходует много энергии.
Продолговатый мозг (бульбус)
Находится в нижнем отделе затылочной области головы, служит продолжением спинномозгового ствола, внешне напоминает луковицу вытянутой формы.
При травмировании, поражении бульбуса вследствие болезни велика вероятность смерти человека.
Функции отделов головного мозга в таблице
Все составляющие головного мозга отвечают за определённые умения, навыки, рефлексы.
Задний отдел | Передаёт импульсы от головного мозга в другие части тела. Отвечает за рвотный, мигательный, кашлевый и чихательный рефлекс. Корректирует степень искривления хрусталика, процесс увеличения и уменьшения зрачка, обеспечивает внятную речь, контролирует частоту сердечных сокращений, работу лёгких от него отходят слуховые и лицевые нервы. Регулирует координацию движений, функции скелетных мышц, равновесие. |
Конечный отдел | Управляет слуховыми, обонятельными, вкусовыми, двигательными функциями. Отвечает за память, зрение и приобретённые рефлексы. Участвует в процессе формирования эмоций, мимики. Контролирует процессы внимания, мышление, речи, поведенческие привычки, в этой области создаются обонятельные образы. В лобной области расположен волевой центр, при его повреждении человек становится неадекватным, перестаёт контролировать свои поступки. Островковые доли формируют сознание, воображение, активно работают при сильных положительных эмоциях. |
Продолговатый | Здесь расположен центр дыхания, равновесия и координации, жажды голода. Отдел регулирует процессы обмена, пищеварения, кровообращения, дыхания, глотания, контролирует артериальные показатели, кашлевый и чихательный рефлекс. Принимает и анализирует информацию от органов чувств. |
Средний отдел | Управляет работой ориентировочного рефлекса – человек поворачивается в направлении громкого звука. В этом участке расположен центр бинокулярного зрения. Отдел отвечает за мимику, движение глазных мышц, через него проходят слуховые нервы. |
Промежуточный мозг | Координирует бег, прыжки, другие сложные двигательные рефлексы, обменные процессы, в этой области локализован центр терморегуляции. Подаёт сигналы о голоде, чувстве жажды, сне, синхронизирует работу систем и органов, здесь происходит сбор и обработка всех внешних раздражителей, кроме – обонятельных. Курирует процесс сердцебиения, давления, перистальтику, посылает импульсы в дыхательный центр. Отвечает за сексуальное поведение, реакции на стрессовые ситуации. В гипофизе происходит синтез мужских и женских половых гормонов, участок контролирует работу надпочечников, половой и щитовидной железы. |
Первые признаки нарушений функций головного мозга
Болезни головного мозга возникают на фоне инфекций, травм, новообразований разного генеза, дисфункций в работе иммунной, сердечно-сосудистой системы.
Основные симптомы:
- частые, сильные, продолжительные приступы головной боли, особенно утром и ночью;
- эмоциональные перепады, вспышки агрессии, неадекватное поведение;
- ухудшение аппетита, слабость, тошнота;
- ухудшение памяти, внимания, слуха, зрения, обоняния, вкусового восприятия и проблемы с равновесием;
- депрессивные расстройства;
- неприятные ощущения при повороте головы;
- судороги, онемение различных участков;
- помутнение сознания, галлюцинации;
- нарушения сна.
При появлении одного или нескольких симптомов, обратитесь к неврологу. После осмотра и проверки рефлексов врач назначит необходимые исследования – МРТ, КТ, ЭЭГ, ангиография, анализы крови.
Важно! У грудничков о дисфункции головного свидетельствует выпирание родничка.
Головной мозг состоит из мозжечка, полушарий головного мозга и ствола и делится на 5 отделов – этот сложный механизм курирует регулирующую, поисковую, обменную, защитную и репродуктивную функции организма. Любые патологии органа негативно отражаются на здоровье и работоспособности человека. При первых признаках отклонения обратитесь к специалистам, чтобы сделать УЗИ сосудов головного мозга, КТ, МРТ и ЭЭГ.
Источник: clinic-a-plus.ru