Область переднего отдела больших полушарий мозга в которой происходит процесс синтеза программ

Естественнонаучной психофизиологической основой логопедии является учение И.П. Павлова о взаимодействии первой и второй сигнальных систем, о закономерностях формирования условнорефлекторных связей; учение П.К. Анохина о функциональных системах, учение о динамической локализации психических функций (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Р.

Лурия), а также современное нейропсихолингвистическое учение о речевой деятельности.

До настоящего времени не теряют актуальности представления А.Р. Лурии о принципах работы централь­ной нервной системы.

А.Р. Лурия выделяет три функциональных блока в деятельности мозга. К первому блоку он относит подкор­ковые структуры и структуры лимбической системы, ко­торые обеспечивают тонус коры мозга, регулируют со­стояние бодрствование-сон.

Второй блок включает кору задних отделов больших полушарий.Считается, что этот блок является основным в обеспечении познавательных процессов. В структуре второго блока выделяют три зоны.

В первичных зонах осу­ществляется анализ раздражений от органов чувств. Участки коры первичной зоны строго соответствуют раздражениям, идущим от определенных органов чувств (слух, зрение и пр.). Анализ возбуждений, приходящих в первичные зоны, осуществляется во вторичных зонах. Они имеют так же, как и первичные зоны, специ­фическую модальность.

Рельеф плаща. Локализация центров в коре полушарий головного мозга

Первичные и вторичные зоны — это корковые отделы анализаторов (зрительного, слухового и др.). Третичные зоны являются зонами перекры­тия корковых отделов анализаторов, где происходит ин­теграция полученной чувственной информации различных модальностей.

Третий блок мозга включает передний отдел боль­ших полушарий, куда входят моторные, премоторные и префронтальные области. Этот блок обеспечивает регуляциюи контроль социального поведения.

Моторная организация речевого акта обеспечивается вторичными отделами постцентральной области и нижними отделами левой премоторной области. В постцентральной области происходит анализ ощущений движения речевых органов. Эти ощущения поступают от мышц ре­чевых органов (кинестезии). В премоторной области син­тезируются программы речедвигательного акта (кинемы), третичных отделах коры больших полушарий проис­ходит сложнейшая аналитико-синтетическая деятельность, следствием которой является перекодирование акустико-моторной информации, поступающей из вторичных зон, в смысловые схемы.

Результатом деятельности речевых областей мозга является импульсация, которая проводится сначала к ядрам периферических нервов, а затем с их помощью к мыш­цам речевого аппарата.

Таким образом, речь представляет собой сложнейшую функциональную систему, которая является наиболее сложной и важной в системе поведенческой деятельности человека.

Развитие речи происходит по принципу системогенеза, который является специфической закономерностью развития организма, основная особенность которого заключается в неравномерном развитии функциональных систем, обеспечивающих выживание и адекватное приспособление к условиям окружающей среды (П.К. Анохин). Функциональная система не сразу формируется в полной мере. Вначале объединяются структурные части отдельных компонентов системы.

Важной основой развития речи считается формирование интонационной ее стороны в системе речеслухового, а затем речедвигательного анализаторов.

Известно, что реализация речи обусловлена работой многих мозговых механизмов. Целостный акт устной речи подразумевает организацию сложнейшей функциональной системы.

Речевая артикуляция осуществляется в результате сенсомоторной деятельности центральной нервной системы, итогом которой является приведение в готовность и действие оральной, фонаторной и дыхательной мускулатуры, выполнение артикуляторной задачи сообразно программе, интегрированной в мозге.

Читайте также:
Устранение неполадки в программе 4 буквы сканворд

В настоящее время получены доказательные свидетельства о том, что в функциональной системе экспрессивной речи роль организующего фактора играют кинестетические и слуховые афферентации в процессе устного речепроизводства. Это подтверждает известное высказывание Ивана Петровича Павлова и том, что особое значение для развития речи имеют кинестетические раздражения речевых органов. Именно поэтому И.П. Павлов считал кинестезию базисом, или «базальным компонентом речи».

Одной из составляющих афферентного синтеза в функциональной системе речи является филогенетическая и онтогенетическая речевая память. Овладение языком предполагает точную дифференциацию всех элементов слышимой, произносимой или читаемой речи, и этот анализ неизбежно связан с произношением слов вслух, шепотом или про себя. Правомерно считать, что именно в дошкольном возрасте у детей, благодаря постоянной кинестетической и слуховой оценке речи, перебираются, по выражению П.К.Анохина, «все степени свободы» и оставляются только те, которые содействуют получению фонетического и лексико-грамматического эталона родного или доминантного языка.

Теоретические представления о функциональной системе речи позволили выделить некоторые подсистемы речеобразования и изучить конкретные закономерности их развития.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Область переднего отдела больших полушарий мозга в которой происходит процесс синтеза программ

Аннотация: Для того чтобы ребёнок хоть что-то мог сказать, необходима титаническая работа всего организма

Опубликовано: 27.01.2021

Статья:

И самым главным отделом является мозг, так как если в речевых зонах будут поражения или недоразвитие, то у ребёнка точно будет нарушение или отсутствие речи (в зависимости от силы поражения и недоразвития будет степень выраженности нарушения речи).

1. Зона Брока

Эта зона управляет мышцами лица, языка, глотки, челюстей. Эта моторная речевая зона находится в левом полушарии (область второй и третьей лобной извилины). Отвечает за формирование двигательных речевых программ.

При её поражении или недоразвитии человек может издавать только нечленораздельные звуки, а связать их в слова без коррекционной помощи не в состоянии.

2. Зона Вернике

Зона сенсорной речи в коре головного мозга левого полушария, верхняя височная извилина. Отвечает за понимание речи. Именно здесь формируются связи между звуками речи, а также связи между словом и соотносимым с ним предметом.

3. Ещё выделяют дополнительную речевую область — зона передней центральной извилины (область двигательных проекций всего тела) и задней центральной извилины (область чувствительных проекций всего тела). Именно поэтому все педагоги дают задания на ориентацию по сторонам собственного тела.

Все три речевые зоны имеют тесную взаимосвязь и действуют как единый речевой механизм.

Это три основные зоны, при поражении или недоразвитии которых у ребёнка есть нарушение речи.

Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник: superlogoped.com

Головной мозг: отделы, строение и функции

Отделы головного мозга, их функции исследуют постоянно, поскольку его возможности изучены только на 50%. Орган имеет многоуровневое строение, даже малейшие отклонения в работе любого участка негативно отражаются на физическом и психоэмоциональном состоянии.

Головной мозг

Расположение и строение отделов головного мозга

Основные составляющие ЦНС (центральной нервной системы) – спинной и головной мозг.

Читайте также:
Небольшая программа для выполнения определенной задачи

Главный компонент головного мозга – серое вещество, в нем содержится 25 млрд нейронов, перенаправляющих импульсы в разные органы. Нормальное функционирование нервных волокон обеспечивают нейроглии – основные клетки ЦНС. Внутри органа расположено 4 желудочка, от них ответвляется 12 пар нервов.

Отделы головного мозга

5 отделов головного мозга:

  • конечный или передний;
  • промежуточный;
  • средний;
  • задний;
  • продолговатый.

Помимо серого вещества, в мозге содержится белое вещество – комплекс длинных нейронных волокон, покрытых глиальной оболочкой, они обеспечивают связь между разными участками и уровнями мозга.

Мозг покрыт мягкой и твёрдой оболочкой, паутинный слой расположен между оболочками, содержит ликвор, выполняет роль амортизатора при ушибах, падении.

Средний вес головного мозга – 1,1-1,7 кг, мужской мозг примерно на 100 г тяжелее женского. Но масса абсолютно не влияет на умственное развитие, уровень интеллекта и таланты.

Конечный отдел

Это самый большой отдел, его размер составляет примерно 80% от совокупной площади головного мозга, занимает пространство между затылочной и лобной костью.

Передний отдел продольно разделён на 2 полушария, покрытых корой с извилинами и бороздами, ниже расположена подкорка. В каждом полушарии присутствует височная, затылочная, теменная, лобная, островковая доля.

Конечный отдел

Гиппокамп входит в височный участок – это небольшая зона несет ответственность за когнитивные способности, обучение, кратковременную память, эмоции, пространственное ориентирование.

В заднем отделе височной доли расположена зона Вернике – центр восприятия информации. При её поражении человек перестаёт воспринимать речь.

В лобной доли расположена зона Брока – здесь находится двигательный речевой центр, он отвечает за моторику, воспроизведение речи, управляет мышцами лица, глотки, языка, челюстей. При повреждении этой области человек теряет способность писать и читать.

Строение коры:

  • неокортекс – наружная оболочка;
  • архикортекс – отвечает за эмоции и инстинкты;
  • палеокортекс – регулирует вегетативные функции.

Кора несет ответственность за сознательную сферу деятельности, подкорка – за бессознательную.

Промежуточный

Заполняет пространство между средним отделом и подкоркой переднего мозга, разделен на 2 отдела.

Дорсальный отдел включает в себя таламус, эпиталамус, метаталамус, в вентральной зоне расположен гипоталамус и гипофиз, в промежуточной области находится эпифиз, он регулирует смены биологического ритма.

Гипофиз

Гипофиз – самый маленький отдел, его размер не больше подсолнечного семени, расположен за полостью носа, но при этом он регулирует работу всех желёз.

Гипоталамус – отдельный подкорковый центр, который работает с вегетативными функциями, отвечает за удовольствие.

Эпиталамус – синтезирует мелатонин, гормон регулирует биоритмы, участвует в процессе контроля эмоций и полового созревания.

Гипоталамус, гипофиз, миндалевидное тело и гиппокамп – составляющие лимбической системы, она отвечает за эмоции и мотивацию.

Задний

Состоит из Варолиева моста – объёмный валик белого цвета, расположен в стволе между средним и продолговатым отделом. В нём находятся центры, которые управляют работой жевательных и мимических мышц.

Мозжечок

Вторая часть – мозжечок, расположен позади моста, соединяет задний и передний мозг. Составляющие – по 2 полушария и поверхности, червь.

Масса мозга новорождённого – 330-340 г, активный рост и развитие органа наблюдается в первые годы жизни, но полностью процесс формирования завершается в 20 лет.

Средний

Месторасположения – от края моста до зрительных нервов. Отдел небольшой, имеет простую структуру – крыша со слуховым и зрительным центром, и ножка с проводящими путями.

Читайте также:
Прекращена работа программы winrar

В этой области формируются конечные осмысленные визуальные и акустические образы.

Даже в состоянии покоя мозг расходует много энергии.

Продолговатый мозг (бульбус)

Находится в нижнем отделе затылочной области головы, служит продолжением спинномозгового ствола, внешне напоминает луковицу вытянутой формы.

Строение продолговатого мозга

При травмировании, поражении бульбуса вследствие болезни велика вероятность смерти человека.

Функции отделов головного мозга в таблице

Все составляющие головного мозга отвечают за определённые умения, навыки, рефлексы.

Задний отдел Передаёт импульсы от головного мозга в другие части тела. Отвечает за рвотный, мигательный, кашлевый и чихательный рефлекс. Корректирует степень искривления хрусталика, процесс увеличения и уменьшения зрачка, обеспечивает внятную речь, контролирует частоту сердечных сокращений, работу лёгких от него отходят слуховые и лицевые нервы. Регулирует координацию движений, функции скелетных мышц, равновесие.
Конечный отдел Управляет слуховыми, обонятельными, вкусовыми, двигательными функциями. Отвечает за память, зрение и приобретённые рефлексы. Участвует в процессе формирования эмоций, мимики. Контролирует процессы внимания, мышление, речи, поведенческие привычки, в этой области создаются обонятельные образы. В лобной области расположен волевой центр, при его повреждении человек становится неадекватным, перестаёт контролировать свои поступки. Островковые доли формируют сознание, воображение, активно работают при сильных положительных эмоциях.
Продолговатый Здесь расположен центр дыхания, равновесия и координации, жажды голода. Отдел регулирует процессы обмена, пищеварения, кровообращения, дыхания, глотания, контролирует артериальные показатели, кашлевый и чихательный рефлекс. Принимает и анализирует информацию от органов чувств.
Средний отдел Управляет работой ориентировочного рефлекса – человек поворачивается в направлении громкого звука. В этом участке расположен центр бинокулярного зрения. Отдел отвечает за мимику, движение глазных мышц, через него проходят слуховые нервы.
Промежуточный мозг Координирует бег, прыжки, другие сложные двигательные рефлексы, обменные процессы, в этой области локализован центр терморегуляции. Подаёт сигналы о голоде, чувстве жажды, сне, синхронизирует работу систем и органов, здесь происходит сбор и обработка всех внешних раздражителей, кроме – обонятельных. Курирует процесс сердцебиения, давления, перистальтику, посылает импульсы в дыхательный центр. Отвечает за сексуальное поведение, реакции на стрессовые ситуации. В гипофизе происходит синтез мужских и женских половых гормонов, участок контролирует работу надпочечников, половой и щитовидной железы.

Первые признаки нарушений функций головного мозга

Болезни головного мозга возникают на фоне инфекций, травм, новообразований разного генеза, дисфункций в работе иммунной, сердечно-сосудистой системы.

Приступы головной боли

Основные симптомы:

  • частые, сильные, продолжительные приступы головной боли, особенно утром и ночью;
  • эмоциональные перепады, вспышки агрессии, неадекватное поведение;
  • ухудшение аппетита, слабость, тошнота;
  • ухудшение памяти, внимания, слуха, зрения, обоняния, вкусового восприятия и проблемы с равновесием;
  • депрессивные расстройства;
  • неприятные ощущения при повороте головы;
  • судороги, онемение различных участков;
  • помутнение сознания, галлюцинации;
  • нарушения сна.

При появлении одного или нескольких симптомов, обратитесь к неврологу. После осмотра и проверки рефлексов врач назначит необходимые исследования – МРТ, КТ, ЭЭГ, ангиография, анализы крови.

Важно! У грудничков о дисфункции головного свидетельствует выпирание родничка.

Головной мозг состоит из мозжечка, полушарий головного мозга и ствола и делится на 5 отделов – этот сложный механизм курирует регулирующую, поисковую, обменную, защитную и репродуктивную функции организма. Любые патологии органа негативно отражаются на здоровье и работоспособности человека. При первых признаках отклонения обратитесь к специалистам, чтобы сделать УЗИ сосудов головного мозга, КТ, МРТ и ЭЭГ.

Источник: clinic-a-plus.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru