Обладают ли люди врожденной программой деятельности

Содержание

Вспомните
1. Что такое поведение?
2. Чем условные рефлексы отличаются от безусловных рефлексов?

И животные, и человек обладают врожденными программами поведения, то есть они рождаются с некоторыми знаниями об окружающем мире и правилами поведения в нем. Такие программы строятся на основе жизненного опыта наших далеких предков.

Эти программы, передающиеся нам с генетическим материалом, должны помочь удовлетворять самые главные жизненные потребности и способствовать выживанию вида. Так, новорождённый младенец рефлекторно задерживает дыхание при погружении в воду. Этот рефлекс необходим для того, чтобы не задохнуться во время родов, но через несколько месяцев жизни он угасает.

Другой, более сложной формой врождённого поведения являются инстинкты. Инстинкт представляет собой цепочки последовательно сменяющих друг друга безусловных рефлексов, позволяющих обеспечивать важнейшие жизненные потребности: питание, размножение и др. Например, у птиц врождённо присутствуют инстинкты, позволяющие им в соответствующее время года найти себе пару, построить гнездо, отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их и обучить целому набору необходимых им навыков.

Как узнать к чему у вас талант?

У многих животных существует запечатление (импринтинг) – свойство только что появившихся на свет особей этого вида запоминать своих родителей, отличительные признаки объектов. Например, вылупившиеся утята, гусята, цыплята считают своей мамой то движущееся существо, которое увидят первым, и старательно следуют за ним. Периоды импринтинга есть и у человека. Если в этот период ребёнок воспитывался, например, волками, то он никогда не сможет стать полноценным членом человеческого общества, не овладеет речью, письмом и хотя бы частично сохранит повадки волка на всю жизнь.

Программы приобретённого поведения. Наиболее простые программы приобретённого поведения строятся на основе условных рефлексов: животное обучается спасаться от врагов, находить те места, где больше пищи, укрываться от непогоды. Но нельзя всё приобретённое в течение жизни поведение сводить к выработке условных рефлексов.

Ведь умная собака прекрасно понимает, что не нужно попадать подколёса автомашины или мотоцикла, хотя ни разу ещё в такую опасную ситуацию не попадала и условный рефлекс выработаться не мог. Да и любой владелец собаки или кошки приведёт вам множество примеров того, что его любимец прекрасно соображает. Действительно, исследователи доказали, что многие животные обладают элементами рассудочной деятельности. Леонид Викторович Крушинекий и его сотрудники очень много сделали для того, чтобы сравнить «смекалку» различных видов животных, и показали, например, что вороны обладают рассудочной деятельностью в не меньшей степени, чем собаки. Но самыми разумными животными являются некоторые виды обезьян и дельфинов.

Леонид Викторович Крушинекий (1911-1984) член-корреспондент АН СССР, лауреат Ленинской премии, профессор МГУ им. М . В . Ломоносова. Он оставил богатое научное наследие в различных областях биологии, в том числе в физиологии высшей нервной деятельности и этологии – науке о поведении животных.

Обществознание 6 класс (Урок№8 — Деятельность человека.)

Результаты исследований Л В. Крушинекого нашли практическое применение, например, при создании экспресс-метода отбора и дрессировки служебных собак для минно-разыскной, противотанковой и санитарной служб во время Великой Отечественной войны.

Центральное место в его творчестве занимает учение об элементарной рассудочной деятельности животных.

  1. Какие виды врождённых программ поведения вы знаете?
  2. Что такое запечатление, или импринтинг?
  3. Что является основой формирования программ приобретённого поведения?
  4. Используя дополнительную литературу, подготовьте доклады о проявлениях рассудочной деятельности у животных.
Читайте также:
Что такое память программ mac

Подумайте!
Какое биологическое значение имеет формирование наследственных и приобретённых программ поведения?

Источник: blgy.ru

Урок №30. Врождённые и приобретённые формы по. Врожденные и приобретённые программы поведения

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 0.67 Mb.

Врожденные и приобретённые программы поведения

Задачи урока.

  • Показать филогенетическую обусловленность врождённых форм поведения, направленных на сохранение вида в целом, и приобретенные формы индивидуального поведения, позволяющие особи приспособиться к постоянно меняющимся условиям природной, а человеку и социальной среды.

Основные понятия урока.

  • Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты; запечатление (импринтинг), этология.
  • Приобретенные программы поведения: условный рефлекс, рассудочная деятельность, динамический стереотип, положительные и отрицательные эмоции, навыки, привычки.

Врожденные ответы на раздражение, поступающие от внешней и внутренней среды

Побуждение, цепочка врожденных рефлексов, вызванная внутренними потребностями

Запоминание обстановки, особей своего вида и определённый период жизни, следование за родителями у выводковых птиц

Глотание, кашель, чихание. Поворот головы лежащего на животе младенца в сторону при падении

Половые, материнские инстинкты; появление дыхания у новорожденного: рождение – накопление СО в крови – вдох и расправление лёгких

Опыты К. Лоренца, следование утят за спичечным коробком и пр.

Приспособление к постоянно действующим факторам

Удовлетворение потребностей в самосохранении, продолжении рода

связь детёныша с родителями; у человека – приобщение к речи в раннем возрасте

Рефлексы новорожденных.

  • Если младенца положить на живот и приподнять его на руках, его тело выгнется дугой . Этот рефлекс направлен против силы тяжести.
  • Когда грудной ребенок, лежащий на животе, приподнимает голову и смотрит перед собой, она обращена вперед.
  • Однако он устает и опускает голову, она поворачивается в сторону. Этот рефлекс защищает нос и рот от попадания посторонних веществ, а также от удушья, поскольку, уткнувшись в подстилку, ребенок мог бы задохнуться.

Инстинкт.

Подобно всем рефлексам инстинкты вызываются комплексом внешних и внутренних причин и представляют цепочку безусловных рефлексов, благодаря которым животные и человек приспосабливаются к той или иной среде. Запечатление — свойство новорожденных животных в момент созревания анализаторов фиксировать в памяти образы своих родителей, место рождения, образы существ своего вида, на которые они впоследствии будут ориентироваться как на значимые объекты.
Так, у инкубаторских утят, после того как они вылупились из яйца и сформировался зрительный анализатор, возникает рефлекс следования. Они запечатлевают первый встретившийся им движущийся объект и следуют за ним, как за наседкой, по пятам. Это может быть человек, ботинки, спичечный коробок. Такое состояние продолжается всего 13—16 ч.

Механизм запечатления (импринтинга) был открыт австрийским ученым, лауреатом Нобелевской премии Конрадом Лоренцем (1903—1989), основателем этологии — науки о поведении животных.

Формы Отличительные черты Значение Примеры
Условный рефлекс
Рассудочная деятельность
Динамический стереотип

Задание классу: Прочитать текст на стр. 275 и заполнить таблицу.

Формы Отличительные черты Значение Примеры
Условный рефлекс Образование временной связи в коре больших полушарий мозга вследствие сочетания сигнального раздражителя с жизненно важным раздражителем Опережающая реакция на жизненно важный раздражитель при появлении ранее выявленного сигнала Слюноотделение на свет лампочки, который стал сигналом появления пищи
Рассудочная деятельность Спонтанное появление временных связей между выработанными навыками и новыми потребностями Использование имеющегося опыта для решения новых задач. Мышление животных и прообраз мышления человека Собака, выдрессированная на еду, использует этот навык для выпрашивания прогулки
Динамический стереотип Объединение условных рефлексов в единую цепочку. В процессе жизни может изменяться или исчезнуть вовсе Формирование навыков и привычек, ведущих к удовлетворению потребностей. Последние могут быть как положительными, так и отрицательными Навык письма, привычка чистить зубы, насвистывать во время работы, курить, навык катания на коньках и пр.

Проверь себя.

Условный рефлекс.

Условные рефлексы – индивидуально приобретенные системные приспособительные реакции животных и человека, возникающие на основе образования временной связи между условным раздражителем и безусловно-рефлекторным актом.

Термин «условный рефлекс» был предложен И.П. Павловым в 1903 г. Условные рефлексы строго индивидуальны и непостоянны, то есть могут исчезать и снова появляться.

Рассудочная деятельность.

Более сложной формой индивидуального поведения является рассудочная деятельность. Здесь на основе прошлого опыта образуются новые связи, которых раньше не было. К рассудочной деятельности можно отнести и способность животного строить свое поведение с учетом меняющихся обстоятельств.

Динамический стереотип.

  • Выработка стереотипа — это пример сложной синтезирующей деятельности коры головного мозга. Стереотип трудно вырабатывается, но если он сформирован, то поддержание его не требует большого напряжения корковой деятельности, при этом многие действия становятся автоматическими. Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков. Примерами динамического стереотипа могут служить ходьба, бег, прыжки, катание на лыжах, игра на музыкальных инструментах, пользование при еде ложкой, вилкой, ножом, письмо и др.
Читайте также:
Как открыть чит меню в кербал спейс программ

Практическая работа . Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа.

Условия работы. Опыт можно проводить одному, но лучше, если он проводится в присутствии других людей. Тогда более отчетливо проявляются эмоциональные компоненты, связанные с перестройкой динамического стереотипа.

Ход работы.

  • Измерьте, сколько секунд потребуется, чтобы написать скорописью какое-либо слово, например «Психология». С правой стороны проставьте затраченное время.
  • Предложите испытуемому написать то же слово зеркальным шрифтом: справа налево. Писать надо так, чтобы все элементы букв были повернуты в противоположную сторону. Сделайте 10 попыток, около каждой из них с правой стороны проставьте время в секундах.

Оформление результатов

  • Постройте график. На оси X (абсциссе) отложите порядковый номер попытки, на оси У (ординате) — время, которое испытуемый потратил на написание очередного слова.
  • Подсчитайте, сколько разрывов между буквами было при написании слова обычным способом, сколько разрывов стало при первой и последующих попытках написания слова справа налево. Отметьте, в каких случаях возникают эмоциональные реакции: смех, жестикуляция, попытка бросить работу и др. Назовите число букв, в которых встречаются элементы, написанные старым способом.

Объясните опыт, ответив на следующие вопросы:

1. Какие факты говорят, что при разрушении динамического стереотипа происходит распад общей деятельности на отдельные элементы, например слово, написанное ранее одним росчерком, выписывается теперь по буквам?

2. Делаются ли при формировании нового динамического стереотипа попытки соединять буквы без дополнительной инструкции? Нужны ли эти инструкции для овладения приемами рационального письма?

3. В чем выражалась «борьба» между стереотипами — вновь создаваемым и старым, хорошо закрепленным?

Об этом можно судить по наличию элементов букв, написанных по-старому.

Вопросы для повторения.

1. Какие формы поведения могут быть отнесены к врожденным, а какие — к приобретенным?

2. Какие безусловные рефлексы человек унаследовал от обезьяноподобных предков?

3. Что такое инстинкт?

4. Почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята? Каков механизм этого явления?

Домашнее задание.

  • Прочитать параграф 54, ответить на вопросы на стр. 278.

Источник: topuch.com

Врожденные и приобретённые программы поведения

Топографическая анатомия и оперативная хирургия таза и промежности

1. Врожденные и приобретённые программы поведения

2. Задачи урока.

• Показать филогенетическую
обусловленность врождённых форм
поведения, направленных на сохранение
вида в целом, и приобретенные формы
индивидуального поведения, позволяющие
особи приспособиться к постоянно
меняющимся условиям природной, а
человеку и социальной среды.

3. Основные понятия урока.

• Врожденные программы поведения: безусловные
рефлексы, инстинкты; запечатление (импринтинг),
этология.
• Приобретенные программы поведения: условный
рефлекс, рассудочная деятельность, динамический
стереотип, положительные и отрицательные эмоции,
навыки, привычки.

4. Актуализация знаний.

1). Раскрыть преемственность работ И. М. Сеченова и И. П.
Павлова.
2). Рассказать о Павловском методе условных рефлексов и
открытии закона взаимной индукции.
3). Начертить на доске схему выработанного условного
рефлекса и рассказать об условиях наступления безусловного
и условного торможения.
4). Рассказать суть теории доминанты А. А. Ухтомского.
5). Привести примеры положительных и тормозных
безусловных рефлексов.
6). Привести примеры законов взаимной индукции и
доминанты.

5.

Врожденные формы поведения.
Безусловный рефлекс
Врожденные ответы на
раздражение,
поступающие от внешней и
внутренней среды
Приспособление к
постоянно
действующим факторам
Глотание, кашель,
чихание. Поворот головы
лежащего на животе
младенца в сторону при
падении
Инстинкт
Запечатление
Побуждение, цепочка
врожденных
рефлексов, вызванная
внутренними
потребностями
Запоминание
обстановки, особей
своего вида и
определённый период
жизни, следование за
родителями у
выводковых птиц
Удовлетворение
потребностей в
самосохранении,
продолжении рода
Половые, материнские
инстинкты; появление
дыхания у
новорожденного:
рождение – накопление
СО в крови – вдох и
расправление лёгких
связь детёныша с
родителями; у человека
– приобщение к речи в
раннем возрасте
Опыты К. Лоренца,
следование утят за
спичечным коробком и
пр.

6. Рефлексы новорожденных.

• Если младенца положить на живот и приподнять его на руках, его тело
выгнется дугой . Этот рефлекс направлен против силы тяжести.
• Когда грудной ребенок, лежащий на животе, приподнимает голову и
смотрит перед собой, она обращена вперед.
• Однако он устает и опускает голову, она поворачивается в сторону.
Этот рефлекс защищает нос и рот от попадания посторонних веществ,
а также от удушья, поскольку, уткнувшись в подстилку, ребенок мог бы
задохнуться.

7. Инстинкт.

Подобно всем рефлексам инстинкты вызываются
комплексом внешних и внутренних причин и
представляют цепочку безусловных рефлексов,
благодаря которым животные и человек
приспосабливаются к той или иной среде.

8. Запечатление — свойство новорожденных животных в момент созревания анализаторов фиксировать в памяти образы своих родителей,

место рождения, образы существ
своего вида, на которые они впоследствии будут
ориентироваться как на значимые объекты.
Так, у инкубаторских утят, после
того как они вылупились из яйца
и сформировался зрительный
анализатор, возникает рефлекс
следования. Они запечатлевают
первый встретившийся им
движущийся объект и следуют за
ним, как за наседкой, по пятам. Механизм запечатления (импринтинга)
был открыт австрийским ученым,
Это может быть человек,
лауреатом Нобелевской премии
ботинки, спичечный коробок.
Конрадом Лоренцем (1903—1989),
Такое состояние продолжается основателем этологии — науки о
всего 13—16 ч.
поведении животных.

Читайте также:
Программа для настройки дисплея

9. Приобретённые формы поведения.

Задание классу: Прочитать текст на стр. 275 и заполнить таблицу.
Формы
Условный
рефлекс
Рассудочная
деятельность
Динамический
стереотип
Отличительные
черты
Значение
Примеры

10. Приобретённые формы поведения.

Проверь себя.
Формы
Условный
рефлекс
Рассудочная
деятельность
Динамический
стереотип
Отличительные черты
Значение
Примеры
Образование временной
связи в коре больших
полушарий мозга вследствие
сочетания сигнального
раздражителя с жизненно
важным раздражителем
Опережающая реакция
на жизненно важный
раздражитель при
появлении ранее
выявленного сигнала
Слюноотделение на
свет лампочки, который
стал сигналом
появления пищи
Спонтанное появление
временных связей между
выработанными навыками и
новыми потребностями
Использование
имеющегося опыта для
решения новых задач.
Мышление животных и
прообраз мышления
человека
Собака,
выдрессированная на
еду, использует этот
навык для
выпрашивания
прогулки
Объединение условных
рефлексов в единую цепочку.
В процессе жизни может
изменяться или исчезнуть
вовсе
Формирование навыков
и привычек, ведущих к
удовлетворению
потребностей.
Последние могут быть
как положительными,
так и отрицательными
Навык письма,
привычка чистить зубы,
насвистывать во время
работы, курить, навык
катания на коньках и пр.

11. Условный рефлекс.

Условные рефлексы –
индивидуально
приобретенные
системные
приспособительные
реакции животных и
человека,
возникающие на
основе образования
временной связи
между условным
раздражителем и
безусловнорефлекторным актом.
Термин «условный рефлекс» был предложен И.П. Павловым в 1903 г. Условные
рефлексы строго индивидуальны и непостоянны, то есть могут исчезать и снова
появляться.

12. Рассудочная деятельность.

Более сложной формой индивидуального поведения является рассудочная
деятельность. Здесь на основе прошлого опыта образуются новые связи, которых
раньше не было. К рассудочной деятельности можно отнести и способность
животного строить свое поведение с учетом меняющихся обстоятельств.

13. Динамический стереотип.

Выработка стереотипа — это пример сложной синтезирующей деятельности
коры головного мозга. Стереотип трудно вырабатывается, но если он
сформирован, то поддержание его не требует большого напряжения
корковой деятельности, при этом многие действия становятся
автоматическими. Динамический стереотип является основой образования
привычек у человека, формирования определенной последовательности в
трудовых операциях, приобретения умений и навыков. Примерами
динамического стереотипа могут служить ходьба, бег, прыжки, катание на
лыжах, игра на музыкальных инструментах, пользование при еде ложкой,
вилкой, ножом, письмо и др.

14. Лабораторная работа. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического

стереотипа.
Условия работы. Опыт можно проводить одному, но лучше, если он проводится в
присутствии других людей. Тогда более отчетливо проявляются
эмоциональные компоненты, связанные с перестройкой динамического
стереотипа.
Ход работы.
• Измерьте, сколько секунд потребуется, чтобы написать
скорописью какое-либо слово, например «Психология». С
правой стороны проставьте затраченное время.
• Предложите испытуемому написать то же слово
зеркальным шрифтом: справа налево. Писать надо так,
чтобы все элементы букв были повернуты в
противоположную сторону. Сделайте 10 попыток, около
каждой из них с правой стороны проставьте время в
секундах.

15. Оформление результатов

• Постройте график. На оси X (абсциссе)
отложите порядковый номер попытки, на
оси У (ординате) — время, которое
испытуемый потратил на написание
очередного слова.
• Подсчитайте, сколько разрывов между
буквами было при написании слова
обычным способом, сколько разрывов
стало при первой и последующих попытках
написания слова справа налево. Отметьте,
в каких случаях возникают эмоциональные
реакции: смех, жестикуляция, попытка
бросить работу и др. Назовите число букв,
в которых встречаются элементы,
написанные старым способом.
Проанализируйте полученный
график. Встречаются ли моменты, где
навык перестает вырабатываться,
когда его результаты становятся
хуже? Это случается всегда, когда
образовавшаяся система связей
исчерпывает себя и начинается
новый поиск. Это случается
несколько раз помимо нашего
сознания и прекращается после того,
как результаты станут стабильными,
а динамический стереотип
выработанным.

16. Объясните опыт, ответив на следующие вопросы:

1. Какие факты говорят, что при разрушении
динамического стереотипа происходит распад общей
деятельности на отдельные элементы, например
слово, написанное ранее одним росчерком,
выписывается теперь по буквам?
2. Делаются ли при формировании нового динамического
стереотипа попытки соединять буквы без
дополнительной инструкции? Нужны ли эти
инструкции для овладения приемами рационального
письма?
3. В чем выражалась «борьба» между стереотипами —
вновь создаваемым и старым, хорошо закрепленным?
Об этом можно судить по наличию элементов букв,
написанных по-старому.

17. Вопросы для повторения.

1. Какие формы поведения могут быть отнесены
к врожденным, а какие — к приобретенным?
2. Какие безусловные рефлексы человек
унаследовал от обезьяноподобных предков?
3. Что такое инстинкт?
4. Почему утята, выведенные курицей, следуют
за ней, как и цыплята? Каков механизм этого
явления?

Источник: ppt-online.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru