МОСКВА, 8 февраля. /ТАСС/. Минстрой предложил продлить государственную программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» до конца 2030 года. Предполагается, что ее финансирование увеличится до 5 трлн рублей, а целевые показатели изменятся, следует из проекта постановления правительства, опубликованного в понедельник на портале проектов нормативных правовых актов.
В настоящее время действие госпрограммы рассчитано до конца 2025 года, ее общее финансирование с 2018 года составляет 2 трлн 367 млрд 309 млн рублей. С продлением программы до 2030 года Минстрой предлагает увеличить ее финансирование до 5 трлн 78 млрд 50 млн рублей. На федеральный бюджет будет приходиться 3,932 трлн рублей, на региональные бюджеты — 368 млрд рублей, внебюджетные источники — 778 млрд рублей.
Согласно документу, основная цель по увеличению годового объема ввода жилья до 120 млн кв. м переносится с 2024 года на 2030 год. Именно такой срок был ранее утвержден в июльском указе президента России о национальных целях развития страны до 2030 года. В проекте постановления говорится, что в 2021 году ежегодный объем ввода жилья должен достичь 78 млн кв. м, а в 2024 году — 90 млн кв. м. Для сравнения — по данным Росстата, в 2020 году в России было введено 80,6 млн кв. м жилья.
Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан в Северной Осетии
Кроме того, с 2030 года свои жилищные условия должны улучшать не менее 5 млн семей ежегодно, говорится документе. В 2021 году их число должно составить 3,5 млн, а в 2024 году вырасти до 4,2 млн. Как изначально предполагалось национальным проектом «Жилье и городская среда», задача по ежегодному улучшению жилищных условий 5 млн семей должна была быть достигнута к 2024 году.
Вместе с этим планы по расселению аварийного жилья предлагается увеличить с 12,42 млн кв. м в 2019-2025 годах до 27,3 млн кв. м в 2019-2030 годах. Кроме того, предполагается, что индекс качества городской среды к 2030 году нужно будет увеличить на 50% (к уровню 2019 года). Согласно действующей редакции госпрограммы, индекс должен повыситься на 30% в 2024 году (к уровню 2018 года).
В предложенном Минстроем документе нет цели по повышению доступности жилья (снижению отношения средней стоимости квартиры к среднему годовому доходу семьи). Кроме того, планы по увеличению индекса качества жилищно-коммунальных услуг предлагается заменить задачей по сохранению доли населения, удовлетворенного жилищным условиям и услугами, на уровне 50% на протяжении 2020-2030 годов.
О государственной программе
Программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждена постановлением правительства РФ в 2017 году. Она включает три подпрограммы: создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем, для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение реализации самой госпрограммы. Мероприятия программы согласуются с национальным проектом «Жилье и городская среда».
Обеспечение доступным и комфортным жильём
Летом 2020 года президент России Владимир Путин призвал скорректировать паспорта национальных проектов на основе итогов голосования по поправкам к конституции и с учетом уроков пандемии. В результате указом «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» действие нацпроектов было продлено с 2024 до 2030 года.
Источник: tass.ru
Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»
содействие внедрению новых современных, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в жилищное строительство и производство строительных материалов, используемых в жилищном строительстве; развитие механизмов кредитования жилищного строительства и строительства коммунальной инфраструктуры;
повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения;
содействие формированию рынка арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством; предоставление государственной поддержки на приобретение жилья молодым семьям;
повышение эффективности, качества и надежности поставки коммунальных ресурсов, в том числе путем привлечения долгосрочных частных инвестиций;
обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами
обеспечение объема ввода жилья в 2015 году —
76 млн. кв. метров, в 2017 году —
93 млн. кв. метров, в 2020 году —
100 млн. кв. метров, в том числе годовой объем ввода жилья экономического класса:
в 2015 году — 47,6 млн. кв. метров, в 2017 году — 61,4 млн. кв. метров, в 2020 году — 66 млн. кв. метров, из них в рамках программы «Жилье для российской семьи»:
в 2015 году — 5 млн. кв. метров,
в 2016 году — 6 млн. кв. метров,
в 2017 году — 14 млн. кв. метров;
доля обеспеченных доступным и комфортным жильем семей в общем количестве семей, желающих улучшить свои жилищные условия, в 2015 году — 22,5 процента, в 2017 году — 37 процентов, в 2020 году — 60 процентов;
площадь земельных участков, вовлеченных Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в оборот в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства» для жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономического класса, включая малоэтажное строительство — не менее 7,5 тыс. гектаров
в 2013 году, не менее 5 тыс. гектаров в 2014 году,
не менее 5,5 тыс. гектаров в 2015 году,
не менее 6 тыс. гектаров в 2016 году,
не менее 6,5 тыс. гектаров в 2017 году,
не менее 7 тыс. гектаров в 2018 году,
не менее 7,5 тыс. гектаров ежегодно в 2019 — 2020 годах;
общая площадь земельных участков, предоставленных Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства» для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства — не менее 4 тыс. гектаров в 2013 году, не менее 3,75 тыс. гектаров ежегодно в 2014 — 2015 годах, не менее 4 тыс. гектаров ежегодно в 2016 — 2017 годах, не менее 4,5 тыс. гектаров в 2018 году, не менее 5 тыс. гектаров ежегодно в 2019 — 2020 годах;
количество разработанных комплектов проектной документации малоэтажных жилых домов с применением энергоэффективных и экологически чистых технологий и материалов — не менее 70 единиц нарастающим итогом к 2016 году;
снижение средней стоимости 1 кв. метра жилья на первичном рынке с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности «строительство» (в процентах к уровню 2012 года):
в 2015 году — 10,6 процента;
в 2018 году — 20 процентов;
в 2020 году — 20 процентов;
коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек) — 2,5 года в 2015 году, 2,1 года в 2017 году, 1,8 года в 2020 году;
доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств — до 30 процентов в 2015 году, до 40 процентов в 2018 году, до 50 процентов в 2020 году;
количество предоставленных ипотечных жилищных кредитов — 871 тыс. кредитов в 2015 году, 946 тыс. кредитов в 2018 году, 1053 тыс. кредитов в 2020 году;
превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) над индексом потребительских цен в 2015 году до уровня не более 3,8 процентных пункта, к 2018 году — до уровня не более 2,2 процентных пункта, к 2020 году — до уровня не более 2,2 процентных пункта;
доля ввода жилья для цели сдачи в наем в общей площади ввода жилья в многоквартирных домах — 3,8 процента в 2015 году, 7,4 процента в 2017 году, 9,4 процента в 2020 году;
доля общей площади капитально отремонтированных многоквартирных домов в общей площади многоквартирных домов, построенных до 2000 года:
2015 год — 3,6 процента;
2017 год — 6,2 процента;
2020 год — 11,6 процента;
доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод — 16,5 процента в 2015 году, 30 процентов — в 2017 году, сохранение значения указанного показателя к 2020 году на уровне 30 процентов
Этапы и сроки реализации Программы
2013 — 2020 годы, в том числе:
I этап — 2013 — 2015 годы;
II этап — 2016 — 2017 годы;
III этап -2018-2020 годы
Объем бюджетных ассигнований
общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета государственной программы в 2013 — 2020 годах составляет 577934420,6 тыс. рублей,
на 2013 год — 139081532,8 тыс. рублей;
на 2014 год — 89318660,2 тыс. рублей;
на 2015 год — 96007403,7 тыс. рублей;
на 2016 год — 50714823,9 тыс. рублей;
на 2017 год — 54951400 тыс. рублей;
на 2018 год — 47164100 тыс. рублей;
на 2019 год — 49291000 тыс. рублей;
на 2020 год — 51405500 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации Программы
достижение средней обеспеченности общей площадью жилья на уровне 25 — 27 кв. метров на человека — в 2015 году и 28 — 35 кв. метров — в 2020 году;
достижение уровня расселения в жилых помещениях, при котором среднее количество комнат в фактически занятых жилых помещениях будет соответствовать среднему количеству лиц, проживающих в таких помещениях;
формирование рынка арендного жилищного фонда и развитие некоммерческого арендного жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;
снижение средней стоимости 1 кв. метра жилья на первичном рынке с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности «строительство» (в процентах к уровню 2012 года) на 20 процентов к 2018 году;
увеличение доли граждан, имеющих возможность с помощью собственных и заемных средств приобрести или снять необходимое жилье на рынке, построить индивидуальное жилье;
создание к 2018 году для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет;
достижение уровня соответствия жилищного фонда современным условиям энергоэффективности, экологическим требованиям, а также потребностям отдельных групп граждан (многодетные семьи, пожилые люди, инвалиды и др.);
повышение удовлетворенности населения Российской Федерации уровнем жилищно-коммунального обслуживания;
снижение уровня потерь при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов до уровня стандартов Европейского союза
Источник: strategy24.ru
Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации
Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации №323 от 15 апреля 2014 года. Ответственный исполнитель: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Участники программы:
- Министерство финансов Российской Федерации,
- Федеральные органы исполнительной власти, являющиеся государственными заказчиками федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы,
- Генеральная прокуратура Российской Федерации,
- Следственный комитет Российской Федерации,
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации,
- Верховный Суд Российской Федерации,
- Счетная палата Российской Федерации.
Цели программы:
- повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения;
- повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.
Задачи программы:
- вовлечение в оборот земельных участков в целях жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономического класса; реализация программы «Жилье для российской семьи»;
- содействие внедрению новых современных, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в жилищное строительство и производство строительных материалов, используемых в жилищном строительстве;
- развитие механизмов кредитования жилищного строительства и строительства коммунальной инфраструктуры;
- повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения;
- содействие формированию рынка арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;
- выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством;
- предоставление государственной поддержки на приобретение жилья молодым семьям;
повышение эффективности, качества и надежности поставки коммунальных ресурсов, в том числе путем привлечения долгосрочных частных инвестиций; - обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами.
Структура государственной программы:
- Подпрограмма 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России».
- Подпрограмма 2 «Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России».
- Подпрограмма 3 «Обеспечение реализации государственной программы».
- федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы;
- федеральная целевая программа «Чистая вода» на 2011-2017 годы;
Целевые индикаторы и показатели:
- обеспечение объема ввода жилья в 2015 году -76 млн. кв. метров, в 2017 году — 93 млн. кв. метров, в 2020 году — 100 млн. кв. метров, в том числе годовой объем ввода жилья экономического класса: в 2015 году — 47,6 млн. кв. метров, в 2017 году — 61,4 млн. кв. метров, в 2020 году — 66 млн. кв. метров, из них в рамках программы «Жилье для российской семьи»: в 2015 году — 5 млн. кв. метров, в 2016 году — 6 млн. кв. метров, в 2017 году — 14 млн. кв. метров;
- доля обеспеченных доступным и комфортным жильем семей в общем количестве семей, желающих улучшить свои жилищные условия, в 2015 году — 22,5 процента, в 2017 году — 37 процентов, в 2020 году — 60 процентов;
- площадь земельных участков, вовлеченных Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в оборот в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства» для жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономического класса, включая малоэтажное строительство — не менее 7,5 тыс. гектаров в 2013 году, не менее 5 тыс. гектаров в 2014 году, не менее 5,5 тыс. гектаров в 2015 году, не менее 6 тыс. гектаров в 2016 году, не менее 6,5 тыс. гектаров в 2017 году, не менее 7 тыс. гектаров в 2018 году,не менее 7,5 тыс. гектаров ежегодно в 2019 — 2020 годах;
- общая площадь земельных участков, предоставленных Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства» для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства — не менее 4 тыс. гектаров в 2013 году, не менее 3,75 тыс. гектаров ежегодно в 2014 — 2015 годах, не менее 4 тыс. гектаров ежегодно в 2016 — 2017 годах, не менее 4,5 тыс. гектаров в 2018 году, не менее 5 тыс. гектаров ежегодно в 2019 — 2020 годах;
- количество разработанных комплектов проектной документации малоэтажных жилых домов с применением энергоэффективных и экологически чистых технологий и материалов — не менее 70 единиц нарастающим итогом к 2016 году;
- снижение средней стоимости 1 кв. метра жилья на первичном рынке с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности «строительство» (в процентах к уровню 2012 года): в 2015 году — 10,6 процента; в 2018 году — 20 процентов; в 2020 году — 20 процентов;
- коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек) — 2,5 года в 2015 году, 2,1 года в 2017 году, 1,8 года в 2020 году;
- доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств — до 30 процентов в 2015 году, до 40 процентов в 2018 году, до 50 процентов в 2020 году;
- количество предоставленных ипотечных жилищных кредитов — 871 тыс. кредитов в 2015 году, 946 тыс. кредитов в 2018 году, 1053 тыс. кредитов в 2020 году;
- превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) над индексом потребительских цен в 2015 году до уровня не более 3,8 процентных пункта, к 2018 году — до уровня не более 2,2 процентных пункта, к 2020 году — до уровня не более 2,2 процентных пункта;
- доля ввода жилья для цели сдачи в наем в общей площади ввода жилья в многоквартирных домах — 3,8 процента в 2015 году, 7,4 процента в 2017 году, 9,4 процента в 2020 году;
- доля общей площади капитально отремонтированных многоквартирных домов в общей площади многоквартирных домов, построенных до 2000 года: 2015 год — 3,6 процента; 2017 год — 6,2 процента; 2020 год — 11,6 процента;
- доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод — 16,5 процента в 2015 году, 30 процентов — в 2017 году, сохранение значения указанного показателя к 2020 году на уровне 30 процентов.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
- достижение средней обеспеченности общей площадью жилья на уровне 25 — 27 кв. метров на человека — в 2015 году и 28 — 35 кв. метров — в 2020 году;
- достижение уровня расселения в жилых помещениях, при котором среднее количество комнат в фактически занятых жилых помещениях будет соответствовать среднему количеству лиц, проживающих в таких помещениях;
- формирование рынка арендного жилищного фонда и развитие некоммерческого арендного жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;
- снижение средней стоимости 1 кв. метра жилья на первичном рынке с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности «строительство» (в процентах к уровню 2012 года) на 20 процентов к 2018 году;
- увеличение доли граждан, имеющих возможность с помощью собственных и заемных средств приобрести или снять необходимое жилье на рынке, построить индивидуальное жилье;
- создание к 2018 году для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет;
- достижение уровня соответствия жилищного фонда современным условиям энергоэффективности, экологическим требованиям, а также потребностям отдельных групп граждан (многодетные семьи, пожилые люди, инвалиды и др.);
- повышение удовлетворенности населения Российской Федерации уровнем жилищно-коммунального обслуживания;
- снижение уровня потерь при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов до уровня стандартов Европейского союза.
Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» реализуется в 2013 — 2020 годах в 3 этапа:
- Этап 1: 2013-2015 годы
- Этап 2: 2016-2017 годы
- Этап 3: 2018-2020 годы
общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета государственной программы в 2013 — 2020 годах составляет 577934420,6 тыс. рублей, в том числе по подпрограммам:
Подпрограмма | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
Подпрограмма 1. «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан « | 77654976 | 38324927,8 | 44308419 | 50008925,8 | 54559601,9 | 446772301,9 | 48899201,9 | 51013701,9 |
Подпрограмма 2. «Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России» | 14833372,8 | 11047420 | 12676490 | 314100 | — | — | — | — |
Подпрограмма 3. «Обеспечение реализации государственной программы» | 354335,1 | 391205 | 391558,1 | 391798,1 | 391798,1 | 391798,1 | 391798,1 | 391798,1 |
ФЦП «Жилище» на 2011- 2015 годы | общий объем финансирования Программы в 2011 — 2015 годах за счет средств федерального бюджета — 285,74 млрд. рублей | — | — | — | — | — | ||
ФЦП «Чистая вода» на 2011- 2017 годы | 3000000 | |||||||
ФЦП «Жилище» на 2016- 2020 годы | — | — | — | |||||
ИТОГО: | 139081532,8 | 89318660,2 | 96007403,7 | 50714823,9 | 54951400 | 47164100 | 49291000 | 51405500 |
Источник: www.gosprog.ru
Госпрограмма «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года № 1710 государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» переводится на проектное управление с 2018 года.
В новой редакции госпрограммы определены ее основные цели. Это увеличение годового объема ввода жилья, снижение отношения средней стоимости квартиры площадью 54 м 2 к среднему годовому денежному доходу семьи из трех человек и повышение производительности труда в строительстве по отношению к уровню 2017 года.
В частности, предусмотрено увеличение годового объема ввода жилья до 120 млн. м 2 в 2025 году. За базовый принят годовой объем ввода жилья в 2016 году – 79,8 млн м 2 . Планируется, что в 2018 году в РФ будет введено 88 млн м 2 жилья, в 2019 году – 94 млн м 2 ; в 2020 году – 100 млн м 2 ; в 2021 году – 104 млн м 2 , в 2022 году – 108 млн м 2 , в 2023 году – 112 млн м 2 , в 2024 году – 116 млн м 2 .
Что касается второй цели программы – снижения отношения средней стоимости квартиры площадью 54 м 2 к среднему годовому денежному доходу семьи из трех человек, – то к 2025 году этот показатель должен составить 2,3. За базовый уровень принято значение коэффициента доступности жилья в 2016 году – 2,6. По расчетам уже в 2018 году коэффициент снизится до 2,5, в 2020 году – до 2,4.
Повышение производительности труда в строительстве запланировано на 25 % в 2025 году по отношению к уровню 2017 года. Производительность труда в строительстве составит: в 2018 году – 103 %, в 2019 году – 106 %, в 2020 году – 109 %, в 2021 году – 112 %, в 2022 году – 115 %, в 2023 году – 118 %, в 2024 году – 121 %.
В рамках госпрограммы планируется реализация приоритетных проектов «Ипотека и арендное жилье» и «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг». В госпрограмму включены направления (подпрограммы): создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, создание условий для обеспечения граждан качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение реализации государственной программы.
Согласно постановлению Правительства от 12 октября 2017 года № 1243, с 1 января 2018 года досрочно прекращается реализация федеральных целевых программ «Жилище» на 2015–2020 годы и «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009–2018 годы». Эти федеральные целевые программы интегрированы в госпрограмму.
Общий объем финансирования госпрограммы запланирован в объеме 1 072,33 млрд руб. В том числе из федерального бюджета – 858,97 млрд руб., объем бюджетных ассигнований консолидированных бюджетов субъектов Федерации – 98,8 млрд руб., объем средств из внебюджетных источников – 115,16 млрд руб.
В том числе: на 2018 год – 129,9 млрд руб., на 2019 год – 133,5 млрд руб., на 2020 год – 132 млрд руб. на 2021 год – 128,9 млрд руб., на 2022 год – 134,6 млрд руб., на 2023 год – 131,3 млрд руб., на 2024 год – 137,6 млрд руб., на 2025 год – 144,2 млрд руб. с учетом финансирования приоритетных проектов «Ипотека и арендное жилье» и «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг».
Перевод госпрограммы на механизмы проектного управления предусматривает выделение в ее составе проектной и процессной частей. В новую госпрограмму включены разделы, отражающие сводную информацию по опережающему развитию приоритетных территорий. Госпрограмма также содержит правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации, перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимости, включаемых (подлежащих включению) в Федеральную адресную инвестиционную программу.
Оценка эффективности реализации госпрограммы будет производиться ежегодно на основе использования системы показателей и индикаторов.
Срок реализации госпрограммы – 2018–2025 годы. Ответственный исполнитель – Минстрой России.
Источник: vseon.com